Jump to content
Steppe Man

Задийн чулуу или Тэнгэрийн чулуу -камень вызвающий дождь или снег

Recommended Posts

§ 143. Manaqarši yabuulĵu ķurulčeĵu, Koiten bailduĵu, doroqši deekši iquriqaldun ĵibšierulčan bukuitur, mut Buiruq-qan, Quduqa qoyar ĵada medekun aĵuui. ĵadalaqun bolun, ĵada hurbaĵu, mut ano deere ĵada bolĵuui. Mut yabun yadaĵu noras-tur huladuat: “Teŋķeri-de ese talaqdaba bida!” keelduet butaraĵuui.

Link to comment
Share on other sites

 

Йадучи, Джадучи - гадатели на камнях "йада / жада".

 

ДТС:

image.jpg

2.jpg

 

Выходит, что найманский Буйрук-хан с ойратским Куттука-беком будучи на южном Алтае и Улуг-таке смогли вызвать ненастье в той местности с помощью камня йада / джада, чтобы воспрепятствовать объединенному отряду Чжамуки.

 

Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, АксКерБорж said:

 

Йадучи, Джадучи - гадатели на камнях "йада / жада".

 

ДТС:

image.jpg

2.jpg

 

Выходит, что найманский Буйрук-хан с ойратским Куттука-беком будучи на южном Алтае и Улуг-таке смогли вызвать ненастье в той местности с помощью камня йада / джада, чтобы воспрепятствовать объединенному отряду Чжамуки.

 

720px-Amurrivermap.png

Link to comment
Share on other sites

33 минуты назад, Steppe Man сказал:

720px-Amurrivermap.png

 

Какой еще Амур и Маньчжурия?

Буйрук и Куттука вызывали ненастье камнем жада именно на Улуг-таге, на Алтае.

Почитайте свой любимый ССМ.

 

Link to comment
Share on other sites

Ошибаетесь ибн АКБ. Читайте вы сами ССМ.

Где-то в этом раионе.

amur.png

§ 143. Утром наше войско двинулось и, сблизившись с неприятелем, вступило в бой при урочище Койтен. Теснили друг друга, поднимаясь в гору и спускаясь в долину. С боем перестраивались. Тут оказалось, что эти самые Буирух и Худуха могут волшебством вызывать ненастье. Принялись они за свое волшебство, но ненастье-то обернулось наоборот и разразилось над ними самими ливнем и ураганом. Стали они тут сами, спотыкаясь и скользя, валиться в пропасти. И рассыпались все кто куда, говоря: "Видно мы прогневали небеса".

§ 144. Найманский Буирух-хан отделился от Чжамухи и направился по южному Алтаю к Улух-таху. Хуту, сын Меркитского Тохтоа-беки, двинулся к Селенге, а Ойратский Худуху-беки поспешил к лесам в направлении Шисгиса. Тайчиудский Аучу-Баатур пошел вниз по реке Онону. А Чжамуха, разграбив его же возводивший в ханы народ, стал отступать вниз по течению Эргуне. При таком их разброде Ван-хан обратился к преследованию Чжамухи вниз по течению Эргуне, а Чингис-хан к Онону, на Аучу-Баатура. Тайчиудцы Аучу-Баатур и Ходун-Орчин, построив на другой стороне Онона своих отборных смельчаков, ждали готовые к бою. Подойдя к ним, Чингис-хан вступил в бой. Сражались с переменным успехом и с наступлением темноты заночевали на месте боя. Бежавший народ расположился на ночлег тут же в куренях, вместе со своими ратными людьми.

Link to comment
Share on other sites

 

§ 143. Manaqarši yabuulĵu ķurulčeĵu, Koiten bailduĵu, doroqši deekši iquriqaldun ĵibšierulčan bukuitur, mut Buiruq-qan, Quduqa qoyar ĵada medekun aĵuui. ĵadalaqun bolun, ĵada hurbaĵu, mut ano deere ĵada bolĵuui. Mut yabun yadaĵu noras-tur huladuat: “Teŋķeri-de ese talaqdaba bida!” keelduet butaraĵuui.

§ 144. Naiman-o Buiruq-qan Altai-in ebur Uluq-taq ĵorin qaqačan kodolĵuui. Merkidun Toqtoa-in koun Qutu Selaŋke ĵorin kodolĵuui. Oiradun Quduqa-beki hoai temečen Šiskis ĵorin kodolĵuui. Taičiudun Auču-Baatur Onan ĵorin kodolĵuui. ĵamuqa oeriyen qa erķukset irķen-i daouliet, Erķune huruu ĵamuğa qarin kodolĵuui. Ani, tein butaraqdaĵu, Vaŋ-qan Erķune huruu ĵamuqa-i nekeba. Čiŋķis-qağan Onan ĵuk Taičiudun Auču-Baatur-i nekeba. Auču-Baatur ulus-tur-iyen ķuruet, ulus-iyen durbeulun kodolķeet, Auču-Baatur, ğodun-Orčaŋ Taičiut, Onan-o činaĵi eteet, hüleut turastan

čeriudiyen ĵasaĵu, qatqulduya keen, ĵasaĵu baiĵuui. Čiŋķis-qağan ķuruet Taičiut-lua qatqulduĵu, ĵilda boldaĵu, mun qatqulduqsan ğaĵar-a šitulduĵu qonoba. Ulus ba durbeĵu aisurun munķu tende čeriut-lue-ben qantu ķureeleĵu qonolduba. 

Link to comment
Share on other sites

В 10.12.2023 в 17:54, Steppe Man сказал:

Ошибаетесь ибн АКБ. Читайте вы сами ССМ. § 144. Найманский Буирух-хан отделился от Чжамухи и направился по южному Алтаю к Улух-таху. 

 

Раскройте глаза шире. <_<

Понятно же любому здравомыслящему человеку, что упоминание в том рейде и битве на Большом (южном) Алтае топонимов современной северо-восточной Монголии (Онон, Хэрлэн), до которых около 2000 км., это либо ошибочное искажение, либо намеренное искажение при чтении и переводах.

Если бы рейд и битва имели бы место на 2000 км. восточнее в районе современного Улан-Батора, то наверно Буйрук-хан и Куттука-бек не стали бы колдовать этим волшебным камнем сидя на Алтае.

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

  • Admin
16 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Раскройте глаза шире. <_<

Понятно же любому здравомыслящему человеку, что упоминание в том рейде и битве на Большом (южном) Алтае топонимов современной северо-восточной Монголии (Онон, Хэрлэн), до которых около 2000 км., это либо ошибочное искажение, либо намеренное искажение при чтении и переводах.

Если бы рейд и битва имели бы место на 2000 км. восточнее в районе современного Улан-Батора, то наверно Буйрук-хан и Куттука-бек не стали бы колдовать на Алтае.

 

Ага, собрались злодеи и перевели всё неправильно. Мировой заговор против тюрков.

Link to comment
Share on other sites

В 11.12.2023 в 10:54, Rust сказал:

Ага, собрались злодеи и перевели всё неправильно.

 

По другому не назовешь, действительно злодеи.

 

Link to comment
Share on other sites

В 10.12.2023 в 20:47, АксКерБорж сказал:

Раскройте глаза шире. <_<

Понятно же любому здравомыслящему человеку, что упоминание в том рейде и битве на Большом (южном) Алтае топонимов современной северо-восточной Монголии (Онон, Хэрлэн), до которых около 2000 км., это либо ошибочное искажение, либо намеренное искажение при чтении и переводах.

Если бы рейд и битва имели бы место на 2000 км. восточнее в районе современного Улан-Батора, то наверно Буйрук-хан и Куттука-бек не стали бы колдовать этим волшебным камнем сидя на Алтае.

"Здравомыслящий" человек понятия не имеет о тексте документа:

§ 142. По прибытии Ван-хана решили соединенными силами итти навстречу Чжамухе и тронулись вниз по течению реки Келурена

Примерный путь бегства после сражения:

image

§ 144. Найманский Буирух-хан отделился от Чжамухи и направился по южному Алтаю к Улух-таху. Хуту, сын Меркитского Тохтоа-беки, двинулся к Селенге, а Ойратский Худуху-беки поспешил к лесам в направлении Шисгиса. Тайчиудский Аучу-Баатур пошел вниз по реке Онону. А Чжамуха, разграбив его же возводивший в ханы народ, стал отступать вниз по течению Эргуне. При таком их разброде Ван-хан обратился к преследованию Чжамухи вниз по течению Эргуне, а Чингис-хан к Онону, на Аучу-Баатура. Тайчиудцы Аучу-Баатур и Ходун-Орчин, построив на другой стороне Онона своих отборных смельчаков, ждали готовые к бою. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

21 час назад, buba-suba сказал:

image

§ 144. Найманский Буирух-хан отделился от Чжамухи и направился по южному Алтаю к Улух-таху.

Видимо Буйрух-хан обошел киятскую и керейтскую территорию.

Link to comment
Share on other sites

В 17.01.2024 в 13:53, buba-suba сказал:

 Ойратский Худуху-беки поспешил к лесам в направлении Шисгиса.

Река Шишгид-Гол берёт начало в Дархадской котловине Хубсугульского аймака Монголии и имеет несколько составляющих названий. Исток ее находится в озере Цаган-Нуур и далее, перейдя российскую границу и слившись с р. Буэсин-Гол и р. Белин, течет уже под названием Кызыл-Хем. Через 101 км, слившись с р. Балыгтыг-Хем, река приобретает название Каа-Хем (Малый Енисей). Под этим названием река встречается в г. Кызыл с Бий-Хем (Большим Енисеем) и становится на территории Тувы Улуг-Хемом - Великой рекой, а далее Енисеем.

 

shisg.png

CdQA-NgUYAAMnYs.jpg

CdQA-JsUsAA1apC.jpg

aaaaak.png

 река Шишгид гол. исток Енисея .Хувсугульский аймак.

Link to comment
Share on other sites

В 17.01.2024 в 11:53, buba-suba сказал:

§ 142. По прибытии Ван-хана решили соединенными силами итти навстречу Чжамухе и тронулись вниз по течению реки Келурена

§ 144. Найманский Буирух-хан отделился от Чжамухи и направился по южному Алтаю к Улух-таху. Хуту, сын Меркитского Тохтоа-беки, двинулся к Селенге, а Ойратский Худуху-беки поспешил к лесам в направлении Шисгиса. Тайчиудский Аучу-Баатур пошел вниз по реке Онону. А Чжамуха, разграбив его же возводивший в ханы народ, стал отступать вниз по течению Эргуне. При таком их разброде Ван-хан обратился к преследованию Чжамухи вниз по течению Эргуне, а Чингис-хан к Онону, на Аучу-Баатура. Тайчиудцы Аучу-Баатур и Ходун-Орчин, построив на другой стороне Онона своих отборных смельчаков, ждали готовые к бою. 

 

Такие ориентиры из текстов источников, как Алтай, Улуг-таг, Буктр, Ирдыш, Кизилбаш, Урунгу, Джиликёль, Уршаур, Бери-Манграк, Эмиль, Беш-Балык и др. ни с чем с другим не спутать и они не требуют расшифровки и отождествления.

Чего не скажешь о чрезвычайно спорно читаемых в текстах У?н (Уин), Он-Оргун, Ал-кара, Калурн, Twgla, Swlnkay, Бргадў, Буркуджин-Тукум и прочих реках и местностях средневекового Татаристана-Уйгуристана-Моголистана, что затрудняет их отождествлением с современными объектами, существуют лишь предположения переводчиков что это Онон, Орхон, Ангара, Хэрлэн, Туул, Сэлэнгэ, Бурхан-Калдун, Баргузин и пр.

Об этом не раз были споры и обсуждения на форуме.

Нет смысла повторяться.

Поэтому не стоит спорные предположения переводчиков превращать в утверждения, аксиомы, а тем более выделять их жирным шрифтом. )

 

  • Не согласен! 2
Link to comment
Share on other sites

  • Admin
В 27.01.2024 в 19:42, АксКерБорж сказал:

Такие ориентиры из текстов источников, как Алтай, Улуг-таг, Буктр, Ирдыш, Кизилбаш, Урунгу, Джиликёль, Уршаур, Бери-Манграк, Эмиль, Беш-Балык и др. ни с чем с другим не спутать и они не требуют расшифровки и отождествления.

Чего не скажешь о чрезвычайно спорно читаемых в текстах У?н (Уин), Он-Оргун, Ал-кара, Калурн, Twgla, Swlnkay, Бргадў, Буркуджин-Тукум и прочих реках и местностях средневекового Татаристана-Уйгуристана-Моголистана, что затрудняет их отождествлением с современными объектами, существуют лишь предположения переводчиков что это Онон, Орхон, Ангара, Хэрлэн, Туул, Сэлэнгэ, Бурхан-Калдун, Баргузин и пр.

Об этом не раз были споры и обсуждения на форуме.

Нет смысла повторяться.

Поэтому не стоит спорные предположения переводчиков превращать в утверждения, аксиомы, а тем более выделять их жирным шрифтом. )

Это мнение - обычное фольк-хистори. Алтай, Саяны и Хангай по сути один макрорегион. Онон, Орхон, Толу и Селенгу - все четко читается в источниках. Читайте Джувейни, который был лично в Каракоруме.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...