Перейти к содержанию
АксКерБорж

ДУАНА - казахские шаманы наравне с БАКСЫ

Рекомендуемые сообщения

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Саумал-коль (ныне Баянаульский район). 

Подпись - Дуана (юродивый, предсказатель).

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiYhdMYvlb3Qz70Ovg07B

8EOZMqY2fJOZxROeF1vYiWXr0rMTfCSBjFWtdws4

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Посмотрел словари.

Если у нас в прошлом говорили ДУАНА, то оказывается на юге говорят ДИУАНА.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В отличие от БАКСЫ - наследственных шаманов, ДУАНА тоже обладали экстрасенсорными способностями (предсказание, гадание и прочее), но считались как-бы отшельниками и приписывались к суфиям.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

По рассказам стариков вплоть до 1 трети 20 века дуана ходили по нашим аулам и просили милостыню, в ответ могли предсказать будущее войдя в своеобразный транс - танец.

Они не кочевали со скотом и у них не было семьи.

Это были странствующими отшельниками, причем бесноватыми, одержимыми и странными (неадекватными), словно из другого мира.

У них была странная одежда и обязательно посох с нацепленными на него металлическими кольцами и другими предметами.

Их боялись.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Каркаралинский уезд.

Коянды.

Подпись - Дуана на Куяндинской ярмарке.

3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

У них была странная одежда и обязательно посох с нацепленными на него металлическими кольцами и другими предметами.

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

С.М. Дудин.

1899 год.

Павлодарский уезд.

Саумал-коль (ныне Баянаульский район). 

Подпись - Палка пастуха и палки, носимые юродивыми - предсказателями дуана.

2.jpg

 

Точно такой же посох на фото де Лазари К.Н. из Лепсинского уезда, Семиречье.

Там же(МАЭ) 

кон. 19 века.

4.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

П.П. Семенов "Путешествие на Тянь-Шань в 1856 - 1857 годах":

1.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я.П. Гавердовский "Обозрение Киргиз-Кайсацкой Степи" (1802 год):

 

"... Разговор наш прерван был юродивым, коего киргизцы называли ДУАНА. Разодранное рубище, худое и бледное лицо, мутные глаза и дикие черты физиономии служили признаками его звания. Он, вступя в лагерь, начал кричать хрипловатым голосом молитвы и, проходя тихим шагом далее, делал разные телодвижения. Сии праздные люди принимают на себя такой вид для удобнейшего снискания пропитания; и таким образом всю жизнь свою скитаются из аула в аул. Некоторые киргизцы признают их за людей вдохновенных, имеющих знание о будущем".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Юродивый - бесноватый.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.04.2023 в 23:00, Steppe Man сказал:

Дуана чем то похоже на монгольское  даяанч ,даянчин .

 

Даяанч лама из монастыря Манзушир.

Монголия, Төв аймаг.

1930 год.

Тоже аскет, отшельник.

В поисках просветления медитировал в горных пещерах.

3.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.04.2023 в 21:59, АксКерБорж сказал:

В отличие от БАКСЫ - наследственных шаманов, ДУАНА тоже обладали экстрасенсорными способностями (предсказание, гадание и прочее), но считались как-бы отшельниками и приписывались к суфиям.

 

Интересно есть ли какой-либо научный труд у наших казахских исследователей по теме дуана?

Если у кого-нибудь есть ссылка прошу поделиться.

Закрадывается сомнение, что дуана нашего края хоть как-то были связаны с суфизмом.

Предполагаю, что кроме названия никакой другой связи с суфизмом у них не было (аскетизм не в счет).

Кто как думает?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Эпизод про дуану Ескендира из рассказа "Ақбілек" уроженца Баянаула (Павлодарский уезд) Жусупбека Аймаутова (1889 - 1930).

 

"... Идет, размышляет так, вдруг впереди под сопкой мелькнуло беловатое остроконечное пятно. Акбилек испугалась и, втянув голову в плечи, тут же присела. Притаилась, не видно ее. Взглянуть, приподнявшись, боится, а вдруг русские, а прятаться дальше нет терпения – так хочется взглянуть: кто это там? “Если русские, все равно найдут, все кругом просматривается, будь что будет, гляну”, – решила и, высидев еще малость, приподнялась и всматривается. Идет у подножья холма, словно в гонке, некто вертлявый, бормочет странное себе под нос, на башку словно сова нахлобучена. Пришла догадка, что нет у русских таких остроконечных шапок, стало легче на сердце, и конус на голове стал понятен: да это же обыкновенный дуана – и колдун себе, и знахарь, и божий человек. Вон и посох у него в руке. – Эй, дуана! – и не поняла сама, как воскликнула, как осмелилась окликнуть. Дервиш встал, как конь на полном ходу, вскинулся, замер чуток, а потом, развернувшись, пошел прямо на нее. Акбилек стала узнавать его: ноги измазаны глиной, острая верхушка белой шапочки увенчана перьями филина, посох калиновый, обтянут сухим рубцом, в кольцах и колокольчиках, позвякивает, при нем же гадательная лопатка ягненка, с шеи свисают четки пророка Хизра, на боку нож, ноздри раздуваются, грудь нараспашку, кадык торчит, предплечья оголены, пальцы вытянуты, настороженно нахмурен, борода торчит пучками, расслабился, но бдит острее… Он, раз увидишь, завсегда узнаешь, – тот самый Искандер. Кто же он, дервиш Искандер? Опасен ли он для Акбилек? И пока он осторожно передвигается к ней, попробуем рассказать, что за человек этот Искандер. Нет на свете колдовских дорожек да горных перевалов, не исхоженных Искандером. Возьми хоть Усть-Каменогорск, хоть Боровое, хоть Семипалатинск, хоть Каркаралы – везде оставили след его голые ступни. Видел он и паровоз, и пароход. Даже песнь сочинил по такому поводу: “По-о-рахот-ау, по-о-ррахот!..”. Дома у Искандера нет. Куда приткнется к вечеру – там и приют ему. Расщелина какая, овражек поросший, полуразвалившаяся могильная старая стена ему жилье. У него-то и родичей никого. Его родня – все казахи. Нет у него и скотинки. Все его состояние перед вами. К вещам он равнодушен. Дашь денежку, вот и приз, на который он устроит в первом же ауле борьбу, бега для детишек. Бродит он без сумы, не берет ни сладостей, ни сытного куска, ему дашь поесть что-нибудь, и он доволен. Придя к людям, прошествует на самое почетное место и возгласит: “Аллах – истина!” – выдаст на выдохе нечто нечленораздельное, постучит кругом, посохом поводит туда-сюда и уйдет прочь. Отдаст любому свои перламутровые бусы и перья филина. Впрочем, выпрашивают у него украшения все девицы да невестки. Искандер неспособен к обману, не ведает, как можно лгать, никогда не думает о человеке плохо. Старших называет и отцами, и дяденьками. А к женщинам обращается: “мамка”, пусть даже это только юная невестка в чужом доме. Весь род людской у него “дитятки мои”, ни на кого никогда не повышает голоса. Ничего не отвечает обидевшему его человеку, только покачает головой. Бывает просят его: – Дуана, постращай вот этого озорника. Отвечает, погладив провинившегося ребенка: – Оставь дитятко, моего хорошего, не пугай, не пугай! Больше всех Искандер обожал детей. Явится Искандер, так детишки за ним вереницей, не отстают от него до самого его ухода. И собаки особенно отмечают его, правда, следуют за ним, лая и рыча. Идет, размеренно переставляя посох, и даже если какой пес вцепится зубами в палку, ни за что не ударит животину. А если дети заняты учебой, то Искандер спешит поздороваться за руку с учащим их муллой, дети тут же сами вскакивают и тянут к дервишу свои ладошки. Искандер отпрашивает учеников у муллы и дает им волю. Иногда он остается ночевать в ауле, сядет на корточки у какого-нибудь дома вечером и протягивает согнутую правую руку торчащему, как правило, возле него малышу, и давай его туда-сюда вертеть-валить. Такая у него борьба. Ребятам интересно, выстраиваются в очередь на схватку с ним. Свалится мальчик, руку его отпустит и говорит: “Э, силач, упал”, – а если тот устоит на ногах, то: “Э, силач, ты победил”. Искандер верит всему, что ему скажут. “Говорят, такой-то хочет видеть тебя, хочет, чтобы ему уголь принес из города”, – говорят дервишу, а он: “А-а, вот как”, – и отправляется к названному имяреку. В лютые зимние дни Искандер прошагал пятьдесят верст к какомуто ишану Исакаю, таща на своей спине к нему мешок с углем, был такой случай. Причем ходит он, рыхля песок или снег, босиком, такая уж душа у него, что ноги его никогда не знались с никакой обувкой. Что Искандер любил, так похвалу. Скажи ему: “Уважаемый дуана, говорят, вы с пароходом соревновались?” – отвечает, довольный: “О, отец, было такое дело”. Он и с иноходцем, и с запряженными в арбу лошадьми бегал наперегонки. Утверждал, что ни от кого не отстал. Бегучесть – вот и все, чем мог он похвастаться, но видевшие его бег уверяли, что разве в скачках на длинные дистанции он оказывался позади коней. Бывало, взбредет ему в голову, так давай носиться у аулов наравне с жеребцами две-три версты. А спросишь: “Дуана, как ты не устаешь?” – отвечает: “О, Бог силы дает”. Так и носится Искандер, нигде не ища покоя. Зайдет по пути за порог какой, воскликнет: “Истинный!” – молитвенно ладонями проведет по лицу, и уже нет его. Он не гадает, не предсказывает судьбу. Уверяет: “Грех это”, – и головой покачает из стороны в сторону. Впрочем, не скажешь, что он был усерден в молитвах. Иногда во время намаза пройдет без омовения своих черных пяток к молящимся мусульманам, пристроится рядышком. Особенно-то ничего не произносит из сур Корана, но губами шевелит, что-то вроде как бы про себя читает. Время от времени возгласит: “Истинный!” – да издаст тоскливый звук, и все. Болтать Искандер не горазд, ответы его коротенькие. А заговорит, то может и стишком ответить. Если хозяин дома вдруг скажет: “Дуана, нет у нас барашка для угощения”, – то от него услышите такую скороговорку, к месту или не к месту: Э, если вам не дан баран, Значит, мудрость вам дана. Мудрость ваша всем видна, Значит, праздник свыше дан… Никто не видел Искандера недовольным, с оттопыренной губой, как ни взглянешь на него: приветлив, улыбчив. И никто даже не задумывался над тем, отчего он такой, как бьется сердце в его груди, какая кровь течет в его жилах, какая энергия движет его тело. Только и тыкают ему: “Дуана, дуана”, – да заметят: “Такой может все”. Жизнь Искандера – тайна. Конечно, Искандер человек. Но что за человек?.. Пожалуй, вот и все, что можно было рассказать о том, кто встретился Акбилек".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.04.2023 в 11:57, АксКерБорж сказал:

 

Интересно есть ли какой-либо научный труд у наших казахских исследователей по теме дуана?

Если у кого-нибудь есть ссылка прошу поделиться.

Закрадывается сомнение, что дуана нашего края хоть как-то были связаны с суфизмом.

Предполагаю, что кроме названия никакой другой связи с суфизмом у них не было (аскетизм не в счет).

Кто как думает?

 

Диуана скорее всего имеют название от диу, див- что в праиндоевропейских языках значит бог. В русском языке таких называли божий человек, по видимому то же значение и у слова диуана. Когда появилось христианство, то их стали называть божий человек юродивый Христа ради. Юродивый и бесноватый это не одно и то же. Посохи дуана похожи на асатаяки шаманов. Скорее всего это нищие люди, которые косили под шаманов и делали предсказания. Простого нищего могли побить, а шаманов очень боялись и уважали,  диуана  под них и косили. Впадали а транс, носили асатаяк, предсказывали будущее. Шаман относился к племени и какой-то области, т.е. имел дом и приход, а диуана не имели всего этого. Можно охарактеризовать их как нищие шаманы аскеты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Aether сказал:

Скорее всего это нищие люди, которые косили под шаманов и делали предсказания. Простого нищего могли побить, а шаманов очень боялись и уважали,  диуана  под них и косили. Впадали а транс, носили асатаяк, предсказывали будущее. Шаман относился к племени и какой-то области, т.е. имел дом и приход, а диуана не имели всего этого. Можно охарактеризовать их как нищие шаманы аскеты.

 

Навряд ли они косили.

Народ им верил, уважал и боялся.

Народ не обманешь, по крайней мере так было тогда.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

РЭМ (Российский этнографический музей).

Империя Цин.

Синьцзян, Кашгар.

1901 год.

Уйгуры. 

Дәрвиш:

3.jpg

Сапаи (посох дервиша):

2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кому интересна тема странствующих юродивых дервишей в суфизме (дервиш, каландар, календер, диуана, дуана).

 

К.К. Казанский "Суфизм с точки зрения современной психопаталогии", г. Самарканд, 1905 г.

https://www.academia.edu/35000777/Казанский_К_Суфизм_с_точки_зрения_современной_психопатологии

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...