Перейти к содержанию
Zake

Этимология/семантика "уйгур" и "ойрат". Табын, Джумул?

Рекомендуемые сообщения

Впредь не буду писать в ВАШИХ ветках, где вы как всегда развиваете свой бред.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

Я вашу точку зрения услышал, но она имхо неубедительна. Если у вас нет больше аргументов, то не вижу смысла дальше спорить. Пусть другие формчане выскажут своё мнение по теме.

Ничего вы не услышали. В ЭСТЯ и не заходили. Свой родной язык не знаете и не изучаете (это корень ваших проблем в лингвистических вопросах, так как вы подходите к тюркским терминам как чужеземный иностранец). Если засоряете мою тему своими вбросами что уйгур-огуз - это "бычары"- "волы" то готовьтесь к обоснованию. Не надо прятаться за Бернштамом и Зуевым. 

 . 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

Впредь не буду писать в ВАШИХ ветках, где вы как всегда развиваете свой бред.

Ну я свой "бред" могу обосновать в отличие от вас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Zake сказал:

Ну я свой "бред" могу обосновать в отличие от вас.

очень спорно)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

очень спорно)

Ни один свой "вброс" вы не обосновали. Я вам уже писал, что здесь собрались фанатики истории и материалы собирались и осмысливались годами. Любую гипотезу надо обосновывать, а не прятаться за спинами других историков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

Ни один свой "вброс" вы не обосновали. Я вам уже писал, что здесь собрались фанатики истории и материалы собирались и осмысливались годами. Любую гипотезу надо обосновывать, а не прятаться за спинами других историков. 

Вас смешно читать)) Прятаться за спинами проф. историков=ссылаться на их труды. Так лучше я буду на них ссылаться, чем на ваши бредовые посты любителя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Вас смешно читать)) Прятаться за спинами проф. историков=ссылаться на их труды. Так лучше я буду на них ссылаться, чем на ваши бредовые посты любителя.

Так я говорю, что у вас своих мыслей нет. Вы обычный гуглист-ретранслятор. Все это инфо давно есть в общедоступе. Кому вы здесь Америку открываете? В чем ваша "добавленная стоимость" ? Просто подумайте на досуге. Сами вынуждаете переходить на такой тон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Zake сказал:

Так я говорю, что у вас своих мыслей нет. Вы обычный гуглист-ретранслятор. Все это инфо есть в общедоступе. В чем ваша "добавленная стоимость" ? Кому вы здесь Америку открываете?

Уж точно не вам. Проходите мимо и живите дальше в своем придуманном мире.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Уж точно не вам. Проходите мимо и живите дальше в своем придуманном мире.

Так я гипотетически не против версии, что уйгуры - это исторически "быки", тем более основа "уй" - это в том числе "бык". Но нужно обоснование из историч источников, ибо омонимы встречаются сплошь и рядом. Вы вместо того, чтобы давать аргументацию начали прятаться за Бернштамом. Соберите материалы, погуглите, может что-то и нароете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

Так я гипотетически не против версии, что уйгуры - это "быки", тем более основа "уй" - это в том числе "бык". Но нужно обоснование из историч источников, ибо омонимы встречаются сплошь и рядом. Вы вместо того, чтобы давать аргументацию начали прятаться за Бернштамом. Соберите материалы, погуглите, может что-то и нароете.

То вы против, то не против. Как вас понять?

Это вы начали переход на личности и защите своей "территории" (темы) , как только аргументы закончились (уже в 100500 раз так делаете).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Бозбет Шыны сказал:

То вы против, то непротив. Как вас понять?

Это вы начали переход на личности и защите своей "территории" (темы) , как только аргументы закончились (уже в 100500 раз так делаете).

Мне нужно обоснование. Если РАД был не прав, то приведите другой историч источник где указано что "уйгур" означает "бык". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Zake сказал:

Мне нужно обоснование. Если РАД был не прав, то приведите другой историч источник где указано что "уйгур" означает "бык". 

Если бы всё так было легко, то и спора никакого не было бы. Но для меня лично аргументов достаточно:

1) Огуз хан - Бык-хан

2)гуннский Модэ - Багатур - священный бык

3) "Вероятное значение тотема племен ди-гаогюй-телэ-хойху-югуров-уйгуров монголоязычное слово ухэр – бык, крупный рогатый скот". Огуз=Огур=Уйгур (Бернштам)

4) Быкоподобные имена в уйгурской/огузской среде (Бугу, Байбука, Кызыл-бука и тд).

5) "Культ солнечного быка через уйгуров восходит к гуннам, правитель которых говорил, что вырос он среди быков, намекая этим на своё тотемное происхождение" В.Е. Васильев

6) Т.М. Михайлов пришел к заключению, что прибайкальские буряты-булагаты, почитавшие сивого быка Буха-нойона, были потомками средневековых огузо-уйгурских племен. Буха-нойон являлся тюркским реликтом в мифологии бурят Тункинской долины [Михайлов, 1980, с. 160–161].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

Если бы всё так было легко, то и спора никакого не было бы. Но для меня лично аргументов достаточно:

1) Огуз хан - Бык-хан

2)гуннский Модэ - Багатур - священный бык

3) "Вероятное значение тотема племен ди-гаогюй-телэ-хойху-югуров-уйгуров монголоязычное слово ухэр – бык, крупный рогатый скот". Огуз=Огур=Уйгур (Бернштам)

4) Быкоподобные имена в уйгурской/огузской среде (Бугу, Байбука, Кызыл-бука и тд).

5) "Культ солнечного быка через уйгуров восходит к гуннам, правитель которых говорил, что вырос он среди быков, намекая этим на своё тотемное происхождение" В.Е. Васильев

1. Омоним. Пример ситуативного имянаречения, так как он питался только молозивом -уыз/ууз/укуз.

2. При чем тут Модэ и Огуз? Это всего лишь версия.

3. Обоснование дайте с текстами из источников.

4. Ну и что? По секрету, бука - это не только "бык".

5. Дайте обоснование из источников, что у уйгуров был культ быка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

1. Омоним. Пример ситуативного имянаречения, так как он питался только молозивом -уыз/ууз/укуз.

2. При чем тут Модэ и Огуз? Это всего лишь версия.

3. Обоснование дайте с текстами из источников.

4. Ну и что? По секрету, бука - это не только "бык".

5. Дайте обоснование из источников, что у уйгуров был культ быка.

1. Не факт.

2. Некоторые исследователи-востоковеды (Иакинф (Бичурин), Фридрих Хирт) отождествляют Огуз-хана с реальным историческим лицом — хуннским шаньюем Модэ[8].

3. Читайте Бернштама, это его версия.

4. Опять совпадение по вашему? Ок.

5. Не знаю откуда В.Е. Васильев это взял, надо разбираться.

6. Т.М. Михайлов пришел к заключению, что прибайкальские буряты-булагаты, почитавшие сивого быка Буха-нойона, были потомками средневековых огузо-уйгурских племен. Буха-нойон являлся тюркским реликтом в мифологии бурят Тункинской долины [Михайлов, 1980, с. 160–161].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

1. Не факт.

2. Некоторые исследователи-востоковеды (Иакинф (Бичурин), Фридрих Хирт) отождествляют Огуз-хана с реальным историческим лицом — хуннским шаньюем Модэ[8].

3. Читайте Бернштама, это его версия.

4. Опять совпадение по вашему? Ок.

5. Не знаю откуда В.Е. Васильев это взял, надо разбираться.

6. Т.М. Михайлов пришел к заключению, что прибайкальские буряты-булагаты, почитавшие сивого быка Буха-нойона, были потомками средневековых огузо-уйгурских племен. Буха-нойон являлся тюркским реликтом в мифологии бурят Тункинской долины [Михайлов, 1980, с. 160–161].

1. Почитайте внимат-но легенду об Огузе. Она есть в соот-й теме.

2. Ну и что?

3. Я же по человечески просил не прятаться за Бернштамом?  

4. Что значит совпадения? С чем совпадения? "Бука" -  "змея" по Кашгари.

5. Разбирайтесь.

6. Ну и что?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Zake сказал:

1. Почитайте внимат-но легенду об Огузе. Она есть в соот-й теме.

2. Ну и что?

3. Я же по человечески просил не прятаться за Бернштамом?  

4. Что значит совпадения? С чем совпадения? "Бука" -  "змея" по Кашгари.

5. Разбирайтесь.

6. Ну и что?

1. Читал

2. Странный вопрос.

3. Не прячусь, предлагаю его почитать.

4. Т.е. сыновей змеями называли? Странно

5. Разберусь.

6. Обосновывается этническая связь Уйгуров с Булагатами, а значит и с тотемом быка.

Цитата

Нам приходилось писать об этноисторической связи культа булгад-бурятского Буха-нойона с культом легендарного прародителя Огуз-хана тюркоязычных огузов, происхождение которого (Огузхана) связано с историей селенгинских теле-уйгуров времен Уйгурского каганата, а истоки его иконографического образа можно видеть в хуннской торевтике с изображениями быка в разных формах [Коновалов 1993: 14; 1999: 85–88]. В своем заключении об «интернациональном» тюрко-монгольском характере культа быка мы опирались на исследование А. Н. Бернштама, показавшего, что основу имени одного из знатных хуннских родов хуянь составляет монголоязычный термин бык, являющийся фонетическим архетипом тюркоязычного oguz, т. е. бык [1951: 224–235]. Хотя нужно различать эпоним Огуз и этноним Огуз, как имеющие, возможно, разный генезис: если эпоним связывают с тюркоязычным названием тотема бык, то этноним – с общим тюрко-монгольским термином, означающим род/племя ог/уг с суффиксом множественного числа (ог/ок + ус/уз = огус/огуз/окуз). Отсюда становится очевидной этническая связь теле-огузов и булагатов, а тех и других – с хунну [Он же 1999: 85–88].

Источник: "Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье)" П.Б. Коновалов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

1. Читал

2. Странный вопрос.

3. Не прячусь, предлагаю его почитать.

4. Т.е. сыновей змеями называли? Странно

5. Разберусь.

6. Обосновывается этническая связь Уйгуров с Булагатами, а значит и с тотемом быка.

1. https://eurasica.ru/forums/topic/6823-найман-saqiz-sakiz/?do=findComment&comment=446315

2. Почему?

3. Мне нужна аргументация. Приведите ее здесь, а не отправляйте к Бернштаму.

4. Вы много чего не знаете. 

5. Ок.

6. Из этого следует что "уйгуры" - это "быки"? Поразительный ход мыслей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

1. https://eurasica.ru/forums/topic/6823-найман-saqiz-sakiz/?do=findComment&comment=446315

2. Почему?

3. Мне нужна аргументация. Приведите ее здесь, а не отправляйте к Бернштаму.

4. Вы много чего не знаете. 

5. Ок.

6. Из этого следует что "уйгуры" - это "быки"? Поразительный ход мыслей.

Думайте, что хотите. Надеюсь время покажет, кто прав.

Кстати, касательно моей "добавленной стоимости", то (помимо прочего) она в этом посте:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Думайте, что хотите. Надеюсь время покажет, кто прав.

Кстати, касательно моей "добавленной стоимости", то (помимо прочего) она в этом посте:

Ну а так что время покажет? 

Вы даже нормально не сформулировали свою гипотезу. Все крутится на омонимах и предположении, что уйгур-"бык", огуз -"вол-кастрат". С чего это Уйгурский каганат это "бычий" каганат или тогуз-огузы - "девять волов-кастратов", а Огуз-каган "вол-кастрат каган" вы так и не обьяснили. Нет у вас обьяснительной модели.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Ну а так что время покажет? 

Вы даже нормально не сформулировали свою гипотезу. Все крутится на омонимах и предположении, что уйгур-бык, огуз -вол-кастрат. С чего это Уйгурский каганат это "бычий" каганат или тогуз-огузы - "девять волов-кастратов", а Огуз-каган "вол-кастрат каган" вы так и не обьяснили. Нет у вас обьяснительной модели.

Не ломайте зря копья. Подождём мнения и ,если хотите, объяснительную модель проф. историков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Теперь нужно поставить ключевой вопрос, который логично возникает из самой этой интерпретации:

В чём принципиальное отличие слов типа Огуз (Өгүз, өгүр, үхэр, уйгур) от Бука (бугу, пугу, бұқа и тд)? Ведь оба - своего рода "быки".

На мой взгляд, ответ лежит на поверхности:

1) Бука - бык производитель, т.е. подчеркиваются его индивидуальные качества: сила, плодовитость, лидерство, бесстрашие и тд.  Возможно это редуцированная форма более древнего персидского/сакского " Багатур " ("божественный бык"-->герой, батыр).

2)Огуз - вол, смиренный бык, т.е. подчеркиваются коллективистские качества (стадный инстинкт, конформизм и тд.), множественность и однообразие. Потому "огуз" со временем логично преобразовалось в понятие "племя/стадо".

"Исследование истоков культа Буха-нойона западнобурятского субэтноса (работа Е. В. Павлова) закономерно привело автора к мифологии теле-уйгурской общности VIII–IX вв. средневековья Центральной Азии. В подтверждение выводов Е. В. Павлова приведем следующие данные. Джувейни приводит легенду о чудесном рождении родоначальника уйгуров из горы, между хвойных деревьев, в междуречье Селенги и Толы, которому дали имя Буку-тегин/Буку-хан (Бык-хан) [Радлов 1893: 56–58]. Впоследствии этот мифологический персонаж превратился в родоначальника большой группы тюркских народов – в легендарного Огуз-хана в образе быка. Рашид-ад-Дин приводит легендарное свидетельство о том, что размножившимся потомкам Огуз-хана во втором поколении (24 внука) было завещано выделять на ритуальных пирах каждому особый кусок мяса быка (предписание ритуала тотемического культа). А от уйгуро-огузской среды нить идеи тотемизма тянется в хуннскую древность, где в одном из «царских» захоронений Ноин-Улы (курган № 6) обнаружены серебряные бляхи с изображением яка-быка среди гор и деревьев (это прямой иконографический прообраз средневековой уйгурской легенды о рождении Буку-хана). Изложенное толкование генезиса культа бурятского Буха-нойона, предложенное впервые А. Н. Бернштамом [1935: 127–130], в работе Е. В. Павлова получило дополнительное наполнение этнографическими материалами."

Источник: "Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье)" П.Б. Коновалов (2010)

Уйгуры считают, что их род появился и умножился на берегах реки Оркон 117, берущей свое начало на горе Каракорум 118; город, построенный Кааном в нынешнем веке, также назван в честь этой горы. Тридцать рек берут на ней свое начало; на каждой реке жил особый народ; уйгуры на Орконе составляли две группы. Когда их число увеличилось, они по примеру /40/ других народов выбрали из своего числа вождя и стали ему подчиняться. Итак продолжалось в течение пятисот лет, до появления Буку-хана 119. И говорят, что Буку-хан был Афрасиаб 120; и на холме недалеко от горы Каракорум находятся развалины колодца и еще огромный камень, и говорят, что это темница Бизхана 121.

На берегах реки также можно увидеть развалины дворца и города, называемого Ордубалык 122, хотя сегодня он называется Маубалык 123. Неподалеку от дворца, напротив ворот, лежат камни, покрытые надписями, которые мы видели собственными глазами. В правление Каана эти камни были подняты, и под ними был найден колодец, а в колодце-большая каменная плита с вырезанной на ней надписью 124. Был отдан приказ, чтобы каждый явился и попробовал прочитать написанное; но никто не смог это прочесть. Тогда были доставлены люди из земель китаев, называемые... 125: это их письмена были вырезаны на камне [и вот что на нем было написано:]

В то время две реки Каракорума, одна из которых называлась Туула 126, а другая- Селенга, сливаясь, протекали вместе по местности, называемой Камланчу 127; и между теми двумя реками близко друг к другу стояли два дерева; одно из них, по форме похожее на сосну (назб), называется кушук 128, и крона его зимой сходна с кроной кипариса, а плоды его по форме и вкусу напоминают кедровые орехи (chilgūza); другое же называется тоз 129 Между двумя деревьями вырос огромный холм, и на него сходил свет 130 с небес; и с каждым днем холм становился все больше. Увидев сие зрелище, уйгурские племена изумились; и, почтительно и со смирением приблизившись к холму, услышали сладкие и приятные звуки, похожие на пение. И каждую ночь [37] этот свет освещал все вокруг на тридцать шагов, и, как беременной женщине приходит срок рожать, так и в нем открылась дверь, и за ней было пять отдельных помещений, похожих на юрты, /41/ в каждой из которых сидел младенец мужского пола; против рта каждого младенца висела трубочка, из которой он мог сосать молоко; а над юртой была натянута серебряная сеть. Вождь племени пришел посмотреть на это чудо и с благоговением преклонил колени в знак верности. Когда детей коснулось дуновение ветра, у них прибавилось сил, и они стали двигаться. Наконец они вышли из юрт и были вверены попечению кормилиц, и люди почитали их и служили им. Как только они были отняты от груди и научились говорить, они спросили, кто их родители, и люди указали на те два дерева. Они подошли к тем деревьям и поклонились им так почтительно, как послушные дети кланяются своим родителям; они также выказали знаки уважения и почтения к земле, на которой росли деревья. Тогда деревья заговорили и сказали следующее: «Хорошие дети, наделенные благородными качествами, всегда следуют этой тропой, исполняя свой долг перед родителями. Да будет долгой ваша жизнь, а ваши имена сохранятся навеки!» 131 Все племена этого края пришли посмотреть на детей и оказали им почести, подобающие царским сыновьям; и, уходя, они дали имя каждому из них: старшего они назвали Сонкур-тегин, следующего за ним-Котур-тегин, третьего- Тюкель-тегин, четвертого Ор-тегин и пятого-Буку-тегин 132.

Поразмышляв об этих странных вещах, люди решили, что должны сделать одного из детей своим вождем и царем; ибо те, сказали они, посланы Всевышним. Они нашли, что Буку-хан превосходил остальных красотой своих черт и силой своего ума и рассудительностью; кроме того, он знал все языки и письменность других народов. Поэтому все были единодушны в решении сделать его ханом; и они собрались вместе, устроили пир и посадили его на ханский трон. И вслед за этим он распростер ковер справедливости и скатал свиток угнетения; и велико было число его слуг и домочадцев, последователей и прислужников. Всевышний послал к нему трех воронов (zāgh) 133, которые знали все языки; /42/ и где бы ни было у него дело, тотчас вороны летели туда, чтобы совершить разведку и вернуться с известиями.

https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini_3/frametext11.htm

Kotuŕ  - Котур - Як

Сонкур - Сункар - СҰҢҚАР - сокол, кречет

Буку - Бугу - олень, бык марал

Ор - каштаново-гнедой (о масти лошади)

"...Так, на Алтае еще в XVII веке была известна народность кумандинцев. Вполне возможно, что алтайские кумандинцы являлись потомками более древнего, чем тюрки, населения Алтая. Кумандинцы исповедовали язычество, и жертвенный столб, на который эти народы традиционно возлагали жертвоприношения (как правило, тушу лошади), назывался «тюкеле»."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

"Исследование истоков культа Буха-нойона западнобурятского субэтноса (работа Е. В. Павлова) закономерно привело автора к мифологии теле-уйгурской общности VIII–IX вв. средневековья Центральной Азии. В подтверждение выводов Е. В. Павлова приведем следующие данные. Джувейни приводит легенду о чудесном рождении родоначальника уйгуров из горы, между хвойных деревьев, в междуречье Селенги и Толы, которому дали имя Буку-тегин/Буку-хан (Бык-хан) [Радлов 1893: 56–58]. Впоследствии этот мифологический персонаж превратился в родоначальника большой группы тюркских народов – в легендарного Огуз-хана в образе быка. Рашид-ад-Дин приводит легендарное свидетельство о том, что размножившимся потомкам Огуз-хана во втором поколении (24 внука) было завещано выделять на ритуальных пирах каждому особый кусок мяса быка (предписание ритуала тотемического культа). А от уйгуро-огузской среды нить идеи тотемизма тянется в хуннскую древность, где в одном из «царских» захоронений Ноин-Улы (курган № 6) обнаружены серебряные бляхи с изображением яка-быка среди гор и деревьев (это прямой иконографический прообраз средневековой уйгурской легенды о рождении Буку-хана). Изложенное толкование генезиса культа бурятского Буха-нойона, предложенное впервые А. Н. Бернштамом [1935: 127–130], в работе Е. В. Павлова получило дополнительное наполнение этнографическими материалами."

Источник: "Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье)" П.Б. Коновалов (2010)

Уйгуры считают, что их род появился и умножился на берегах реки Оркон 117, берущей свое начало на горе Каракорум 118; город, построенный Кааном в нынешнем веке, также назван в честь этой горы. Тридцать рек берут на ней свое начало; на каждой реке жил особый народ; уйгуры на Орконе составляли две группы. Когда их число увеличилось, они по примеру /40/ других народов выбрали из своего числа вождя и стали ему подчиняться. Итак продолжалось в течение пятисот лет, до появления Буку-хана 119. И говорят, что Буку-хан был Афрасиаб 120; и на холме недалеко от горы Каракорум находятся развалины колодца и еще огромный камень, и говорят, что это темница Бизхана 121.

На берегах реки также можно увидеть развалины дворца и города, называемого Ордубалык 122, хотя сегодня он называется Маубалык 123. Неподалеку от дворца, напротив ворот, лежат камни, покрытые надписями, которые мы видели собственными глазами. В правление Каана эти камни были подняты, и под ними был найден колодец, а в колодце-большая каменная плита с вырезанной на ней надписью 124. Был отдан приказ, чтобы каждый явился и попробовал прочитать написанное; но никто не смог это прочесть. Тогда были доставлены люди из земель китаев, называемые... 125: это их письмена были вырезаны на камне [и вот что на нем было написано:]

В то время две реки Каракорума, одна из которых называлась Туула 126, а другая- Селенга, сливаясь, протекали вместе по местности, называемой Камланчу 127; и между теми двумя реками близко друг к другу стояли два дерева; одно из них, по форме похожее на сосну (назб), называется кушук 128, и крона его зимой сходна с кроной кипариса, а плоды его по форме и вкусу напоминают кедровые орехи (chilgūza); другое же называется тоз 129 Между двумя деревьями вырос огромный холм, и на него сходил свет 130 с небес; и с каждым днем холм становился все больше. Увидев сие зрелище, уйгурские племена изумились; и, почтительно и со смирением приблизившись к холму, услышали сладкие и приятные звуки, похожие на пение. И каждую ночь [37] этот свет освещал все вокруг на тридцать шагов, и, как беременной женщине приходит срок рожать, так и в нем открылась дверь, и за ней было пять отдельных помещений, похожих на юрты, /41/ в каждой из которых сидел младенец мужского пола; против рта каждого младенца висела трубочка, из которой он мог сосать молоко; а над юртой была натянута серебряная сеть. Вождь племени пришел посмотреть на это чудо и с благоговением преклонил колени в знак верности. Когда детей коснулось дуновение ветра, у них прибавилось сил, и они стали двигаться. Наконец они вышли из юрт и были вверены попечению кормилиц, и люди почитали их и служили им. Как только они были отняты от груди и научились говорить, они спросили, кто их родители, и люди указали на те два дерева. Они подошли к тем деревьям и поклонились им так почтительно, как послушные дети кланяются своим родителям; они также выказали знаки уважения и почтения к земле, на которой росли деревья. Тогда деревья заговорили и сказали следующее: «Хорошие дети, наделенные благородными качествами, всегда следуют этой тропой, исполняя свой долг перед родителями. Да будет долгой ваша жизнь, а ваши имена сохранятся навеки!» 131 Все племена этого края пришли посмотреть на детей и оказали им почести, подобающие царским сыновьям; и, уходя, они дали имя каждому из них: старшего они назвали Сонкур-тегин, следующего за ним-Котур-тегин, третьего- Тюкель-тегин, четвертого Ор-тегин и пятого-Буку-тегин 132.

Поразмышляв об этих странных вещах, люди решили, что должны сделать одного из детей своим вождем и царем; ибо те, сказали они, посланы Всевышним. Они нашли, что Буку-хан превосходил остальных красотой своих черт и силой своего ума и рассудительностью; кроме того, он знал все языки и письменность других народов. Поэтому все были единодушны в решении сделать его ханом; и они собрались вместе, устроили пир и посадили его на ханский трон. И вслед за этим он распростер ковер справедливости и скатал свиток угнетения; и велико было число его слуг и домочадцев, последователей и прислужников. Всевышний послал к нему трех воронов (zāgh) 133, которые знали все языки; /42/ и где бы ни было у него дело, тотчас вороны летели туда, чтобы совершить разведку и вернуться с известиями.

https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini_3/frametext11.htm

Kotuŕ  - Котур - Як

Сонкур - Сункар - СҰҢҚАР - сокол, кречет

Буку - Бугу - олень, бык марал

Ор - каштаново-гнедой (о масти лошади)

"...Так, на Алтае еще в XVII веке была известна народность кумандинцев. Вполне возможно, что алтайские кумандинцы являлись потомками более древнего, чем тюрки, населения Алтая. Кумандинцы исповедовали язычество, и жертвенный столб, на который эти народы традиционно возлагали жертвоприношения (как правило, тушу лошади), назывался «тюкеле»."

В основе собират. манихейского образа Буку-хана лежит в первую очередь фигура Бокуг-кагана, а во вторую - Бёгю-кагана. И это не только мое мнение.

Бокуг и Бёгю не есть Бұқа, т.е. "бык".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Zake сказал:

В основе собират. манихейского образа Буку-хана лежит в первую очередь фигура Бокуг-кагана, а во вторую - Бёгю-кагана. И это не только мое мнение.

Бокуг и Бёгю не есть Бұқа, т.е. "бык".

Кто кроме вас считает, что легендарный Буку-хан это Бокуг-каган или Бёгю-каган ? Можно ссылки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

Кто кроме вас считает, что легендарный Буку-хан это Бокуг-каган или Бёгю-каган ? Можно ссылки?

Изучите исследователей, которые изучали Карабалг. надпись. Или просто погуглите мои посты, я писал об этом ученом.

У вас в голове смешалось всё: Богук, Бёгю и Бұқа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Zake сказал:

Изучите исследователей, которые изучали Карабалг. надпись. Или просто погуглите мои посты, я писал об этом ученом.

У вас в голове смешалось всё: Богук, Бёгю и Бұқа

Это мнение Н.В. Екеева: https://e-lib.gasu.ru/da/archive/2003/10/19.html

Бёгю переводят как "мудрый",  а в легенде речь идёт о Буку, т.е. о быке марале или как минимум о животном. Как вы это объясните?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...