Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

20 минут назад, Лимфоцит сказал:

После непонятного решения Абулхаир хана , когда он повернул назад войне с джунгарами , мы  стали  разобщенным народом ,  это уже потом в советское время мы  снова стали единым народом 

Это лингвистический раздел форума, где в частности я предлагал обратить внимание на значение выражения "ұйыған сары уыздай қазағым-ай".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Ұйыған сары уыздай қазағым-ай

Мой перевод по смыслу:

Сплоченные, единые казахи (словно густое молозиво-уыз) шли за мужами-правителями, а казахским народом правил особый/уникальный Абылай, который никого не разделял на своих и чужих.

@АксКерБорж думаю, точнее сможет казахскую мысль донести.

 

Согласен с вашей передачей смысла - сплоченные, монолитные.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Каждый раз я все больше и больше убеждаюсь, что в отличие от всех других форумчан, халха-монгольские, бурятские и калмыцкие участники форума существуют в какой-то параллельной вселенной, в каком-то художественно-книжном мире, в атмосфере которого позиционируя себя во всех спорах в качестве арбитров, последней инстанции представляя себя прямыми потомками черных татаров. ))

Ув. Zake, прошу прощения за оффтоп.

 

Вот ненадо, как раз художественно фэнтэзи мир это у таких как вы фольков которые извлекают доводы из всяких там … Вы написали что,чуть ли не кликуха,  Далай относиться только к Гуюк хаану. Я вам тут источник летопись указал. Вот носом тыкать чтоли. Открывайте ССМ параграф 280 и читайте какой там Титул у Өгөөдэй хаана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Boroldoi сказал:

Ещё раз об худжественно-фольклорном истории.
Я вижу у казахских историков уже выхадит в привычку волюнтарно привязывать персонажи в монгольских летописях к персонажу из собственного фольклора. 

 

Кстати, мой простой подсчет на форуме показал что у казахов сохранилось как минимум 15 преданий о Чингизхане и тех событиях, тогда как у халха-монголов всего 1 предание.

Назовете этот факт тоже казахским волюнтаризмом привязать себе татарские-монгольские персонажи? )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Кстати, мой простой подсчет на форуме показал что у казахов сохранилось как минимум 15 преданий о Чингизхане и тех событиях, тогда как у халха-монголов всего 1 предание.

Назовете этот факт тоже казахским волюнтаризмом привязать себе татарские-монгольские персонажи? )

 

Вот вот. Просто сам выдумал и сразу факт. Тот же подход о котором я написал выше.
Я вот не берусь утверждать сколько всяких легенд и преданий у нашего народа об ЧХ, так как специальных исследований на эту тему не читал и врать не умею.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.02.2025 в 18:34, Boroldoi сказал:

Вот вот. Просто сам выдумал и сразу факт. Тот же подход о котором я написал выше.

 

Все эти казахские предания были зафиксированы в прошлом и легко подтверждаются.

  

В 23.02.2025 в 18:34, Boroldoi сказал:

Я вот не берусь утверждать сколько всяких легенд и преданий у нашего народа об ЧХ, так как специальных исследований на эту тему не читал и врать не умею.

 

На форуме на то время участвовали монгольские, бурятские, калмыцкие и казахские юзеры, не согласные со мной, но никто из них ведь не смог привести народного предания монголов кроме одного (и то емнип оно было бурятским). Подключайтесь и вы если не согласны с моим подсчетом. 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.02.2025 в 11:49, АксКерБорж сказал:

Тюрко-монгольские народы (и в прошлом, и сейчас), в том числе  средневековые татары -монголы Чингизхана, навряд ли отличали море от океана, и то и другое называли "тенгис". И даже до сих пор так.

Предполагаю, что поздние (не народные, а литературные) названия океана у тюркских и монгольских народов,"мухит" и "далай", это позднейшие заимствования, соответственно, с принятием ислама и тибетского буддизма (ламаизма), мухит - от арабов, далай - от тибетцев.

Поэтому вопрос остается открытым - в грамоте Папе эпитет Гуюк-хана "талай" это тюрко-татаро-монгольское слово (удачливый, успешный в делах) или тибетское слово "талай" (океан)?

 

В источниках татары-монголы называют море/океан словом "тэнгис - - тенгис - тенгиз". Так в ССМ, и емнип у Рашид ад-Дина с Джувейни.

Названия море/океана "далай-талай-талуй" не встречал.

К тому же любой степняк никогда не видевший и знающий моря/океана в поэтическом смысле сравнил бы "всемирность", "обширность", "безбрежность" власти не с морем/океаном, а наверно с бескрайним синим небом.

Поэтому с эпитетом Гуюк-хана что-то не так, это не море и не океан, ни в прямом смысле, ни в связанном с ним переносном смысле.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...