Zake Опубликовано 22 февраля Поделиться Опубликовано 22 февраля 20 минут назад, Лимфоцит сказал: После непонятного решения Абулхаир хана , когда он повернул назад войне с джунгарами , мы стали разобщенным народом , это уже потом в советское время мы снова стали единым народом Это лингвистический раздел форума, где в частности я предлагал обратить внимание на значение выражения "ұйыған сары уыздай қазағым-ай". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 февраля Поделиться Опубликовано 22 февраля 2 часа назад, Zake сказал: Ұйыған сары уыздай қазағым-ай Мой перевод по смыслу: Сплоченные, единые казахи (словно густое молозиво-уыз) шли за мужами-правителями, а казахским народом правил особый/уникальный Абылай, который никого не разделял на своих и чужих. @АксКерБорж думаю, точнее сможет казахскую мысль донести. Согласен с вашей передачей смысла - сплоченные, монолитные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 22 февраля Поделиться Опубликовано 22 февраля 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Каждый раз я все больше и больше убеждаюсь, что в отличие от всех других форумчан, халха-монгольские, бурятские и калмыцкие участники форума существуют в какой-то параллельной вселенной, в каком-то художественно-книжном мире, в атмосфере которого позиционируя себя во всех спорах в качестве арбитров, последней инстанции представляя себя прямыми потомками черных татаров. )) Ув. Zake, прошу прощения за оффтоп. Вот ненадо, как раз художественно фэнтэзи мир это у таких как вы фольков которые извлекают доводы из всяких там … Вы написали что,чуть ли не кликуха, Далай относиться только к Гуюк хаану. Я вам тут источник летопись указал. Вот носом тыкать чтоли. Открывайте ССМ параграф 280 и читайте какой там Титул у Өгөөдэй хаана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 14 часов назад, Boroldoi сказал: Ещё раз об худжественно-фольклорном истории. Я вижу у казахских историков уже выхадит в привычку волюнтарно привязывать персонажи в монгольских летописях к персонажу из собственного фольклора. Кстати, мой простой подсчет на форуме показал что у казахов сохранилось как минимум 15 преданий о Чингизхане и тех событиях, тогда как у халха-монголов всего 1 предание. Назовете этот факт тоже казахским волюнтаризмом привязать себе татарские-монгольские персонажи? ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 9 часов назад, АксКерБорж сказал: Кстати, мой простой подсчет на форуме показал что у казахов сохранилось как минимум 15 преданий о Чингизхане и тех событиях, тогда как у халха-монголов всего 1 предание. Назовете этот факт тоже казахским волюнтаризмом привязать себе татарские-монгольские персонажи? ) Вот вот. Просто сам выдумал и сразу факт. Тот же подход о котором я написал выше. Я вот не берусь утверждать сколько всяких легенд и преданий у нашего народа об ЧХ, так как специальных исследований на эту тему не читал и врать не умею. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 февраля Поделиться Опубликовано 26 февраля В 23.02.2025 в 18:34, Boroldoi сказал: Вот вот. Просто сам выдумал и сразу факт. Тот же подход о котором я написал выше. Все эти казахские предания были зафиксированы в прошлом и легко подтверждаются. В 23.02.2025 в 18:34, Boroldoi сказал: Я вот не берусь утверждать сколько всяких легенд и преданий у нашего народа об ЧХ, так как специальных исследований на эту тему не читал и врать не умею. На форуме на то время участвовали монгольские, бурятские, калмыцкие и казахские юзеры, не согласные со мной, но никто из них ведь не смог привести народного предания монголов кроме одного (и то емнип оно было бурятским). Подключайтесь и вы если не согласны с моим подсчетом. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 февраля Поделиться Опубликовано 26 февраля В 16.02.2025 в 11:49, АксКерБорж сказал: Тюрко-монгольские народы (и в прошлом, и сейчас), в том числе средневековые татары -монголы Чингизхана, навряд ли отличали море от океана, и то и другое называли "тенгис". И даже до сих пор так. Предполагаю, что поздние (не народные, а литературные) названия океана у тюркских и монгольских народов,"мухит" и "далай", это позднейшие заимствования, соответственно, с принятием ислама и тибетского буддизма (ламаизма), мухит - от арабов, далай - от тибетцев. Поэтому вопрос остается открытым - в грамоте Папе эпитет Гуюк-хана "талай" это тюрко-татаро-монгольское слово (удачливый, успешный в делах) или тибетское слово "талай" (океан)? В источниках татары-монголы называют море/океан словом "тэнгис - - тенгис - тенгиз". Так в ССМ, и емнип у Рашид ад-Дина с Джувейни. Названия море/океана "далай-талай-талуй" не встречал. К тому же любой степняк никогда не видевший и знающий моря/океана в поэтическом смысле сравнил бы "всемирность", "обширность", "безбрежность" власти не с морем/океаном, а наверно с бескрайним синим небом. Поэтому с эпитетом Гуюк-хана что-то не так, это не море и не океан, ни в прямом смысле, ни в связанном с ним переносном смысле. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться