Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Ссылки, данные мною раньше для скачивания Шежiре найманов не работают, по просьбе asan-kaygy я эти 2 тома перезалил

Первый том: http://ifolder.ru/3886942

Второй: http://ifolder.ru/3887136

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы тоже разве не хотите нас поздравить? Или только критиковать будете все время?

Э..э.. Экий я невежа. Конечно хочу.

Слава Казахстану!!!

К сожалению, по казахски не спикаю.

Казакстанга шукір! (не перепутал?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Каков здесь кроется смысл или корень словообразования?
Мне кажется, что этимология столь же прозрачна как и в "найман". :) Или в казахском долан - (от монг. 7).

"Табан" - письм.-монг. - пять. ("Табан хушуу мал"). У башкир:

ТАБЫН, ТАБЫНЦЫ, башк. племя тюрк. происхождения, на землях к-рого в 1736 была осн. Челябинская крепость. По сведениям кунгурского бургомистра Юхнёва, в 1725–26 табынцев было ок. 60 тыс., что составляло 1/4 всех башкир. Т. входили также в состав казахов Младшего жуза. Т. делятся на зап. группу, проживающую и ныне по ср. течению р. Белой (Башкортостан), верх. течениям рр. Ток и Суран (Оренбургская обл.), Иргиз и Камелик (Саратовская и Самарская обл.), и вост. – на С.-В. Башкирии и в Зауралье. Многочисл. кочевые тюрк. роды и племена имели свои отличит. тамги (особые знаки), тотемы (ж-ное, птицу, дерево), боевое знамя, оран (крик). Осн. тамги Т.: родовое дерево – карагач, птица – карагуш, оран – салауат (с араб. ”молитва, хвалебная песнь”). Родословные предания (”шежере”) Т. начинаются с Майкы-бея. По свидетельству историка и политика 14 в. Рашида ад-Дина, Майкы-бей был вассалом Чингисхана. В эпоху расцвета тюрк. каганата началось переселение Т. с Алтая в Семиречье, затем вместе с кыпчаками они двинулись в Приаралье и Приуралье. О Табынском ханстве в Приуралье до прихода татаро-монголов писал в 19 в. башк. просветитель Мухаметсалим Уметбаев. С распадом Золотой Орды возобновилась активная миграция племен. Роды кубаляк, теляу, кара-табын и барын неск. волнами продвигались в горную Башкирию и Зауралье: в 14–15 вв. они заняли верх. течение р. Урал, водораздел рр. Миасс, Уй, Увелька, в 16 – нач. 17 вв. и в кон. 17–18 вв. Т. заселили басс. рр. Синары, Течи, Караболки, Миасса, Увельки и продвинулись в степи Притоболья.

Г. К. Валеев

Лит.: Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Буканова Р. Г. Ранние формы государственности у башкир // Ватандаш. 1997. № 6; Янгузин Р. З. Башкирские племена. Уфа, 1998. (Башк. яз.).

У хакасов табан:

1. подошва, лапа;

2. стелька;

3. название сеока (рода);

4. ловкий, удалой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, что этимология столь же прозрачна как и в "найман". :) Или в казахском долан - (от монг. 7).

"Табан" - письм.-монг. - пять. ("Табан хушуу мал"). У башкир:

У хакасов табан:

1. подошва, лапа;

2. стелька;

3. название сеока (рода);

4. ловкий, удалой.

Про "табан", "табын", "тав", "тавь" - пять, я знаю, данную этимологию не стал приводить, чтобы не раздражать наших казахских камрадов, но откуда монгольское слово, если как указано, Табанское ханство существовало еще до прихода монголов и образования Золотой Орды?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Это не должно раздражать. Табан/табын - очень распространенный этноним.

"Табанское ханство" - это такая краеведческо-просветительская придумка, скорее всего.

Сейчас они от Бумын-бия производят. Популяризация.

А так довольно традиционное шежире у башкир-табынов - начинается с эпохи Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Э..э.. Экий я невежа. Конечно хочу.

Слава Казахстану!!!

К сожалению, по казахски не спикаю.

Казакстанга шукір! (не перепутал?)

Более устойчивое выражение: "Алга Казахстан!-Вперед Казахстан!" Аналог российскому "Слава России!"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более устойчивое выражение: "Алга Казахстан!-Вперед Казахстан!" Аналог российскому "Слава России!"

Ыгы. Вы еще слоган нашего Қажеке здесь напишите: "Аттан, Қазақстан".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ыгы. Вы еще слоган нашего Қажеке здесь напишите: "Аттан, Қазақстан".

А чем вам "Алга Казакстан!" не нравиться? Вы против Казахстана или против того что бы он алга? :lol: Насчет Кажеке и его слоганов не знаю, не слышал, да и не интересуюсь как то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем вам "Алга Казакстан!" не нравиться? Вы против Казахстана или против того что бы он алга? :lol: Насчет Кажеке и его слоганов не знаю, не слышал, да и не интересуюсь как то.

Finita. Мало того что перед монголами постоянно оправдываюсь непонятно за что, теперь и для казахов жексұрын болып қалдым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic00141_102.jpg

mongoluvuu68au.jpgHun.jpg

mongolkazakuvuu4hz.jpgmongoluvuu58if.jpg

В Монголии, до сих пор, мы живем вместе счастливые и здоровые. возможно простой и бедный в глазах некоторых.

никакая борьба между этническими группами, никакая ассимиляция этнических групп. никакая деградация меньшинства или большинства...

Ho у меня чувство, что последныe 10-15 лет, постсоветский / русифицировавшие казахи / новые инфантильные казахи пробуют скопировать их опыт с русскими в Монголию . Они всегда подражают рycскому менталитету шовиниста в их интерпретации идей относительно других

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Finita. Мало того что перед монголами постоянно оправдываюсь непонятно за что, теперь и для казахов жексұрын болып қалдым.

Может вы совсем не то имеете ввиду, а получаеться как будто наезжаете, сондыктан журтка жексурын болып коринесиз :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку здесь идет разговор о казахских родах, то непримену спросить у уважаемого сообщество об Адаях. Слышал несколько версий о происхождении названия вплодь до русского "Отдай! закричала русская женщина свирепому монголо-татарину, отобравшего у нее сына :)".

Из легенды можно понять, что адайцы не родной род в младшем жузе. Плюс земли на котором проживают адайцы ранее принадлежали туркменам. Об этом говорят туркменские захоронения по всему Мангыстау.

Где-то читал версию, что адайцы откололись от найман в какое-то время. Род был воинственным изначально или может стал таковым из-за непрекращающихся воин с туркменами. Но тамга - садак жане ок (лук со стрелой) говорит о первой версии. Подобную тамгу видел на монгольских знаменах. Еще читал, что вроде у монгол есть род с аналогичным названием.

Кто, что слышал или знает скидывайте сюда.

Адайцы -коренные жители полуострова Мангыстау, они потомки древних племен Даев или Дахов, населявших прикаспий и приаралье, так что утверждение о не причастности Мангышлака к казахам безосновательна.

Но я также не утверждаю что туркмены не имеют к ней отношения. так как видел мангистауских туркмен: абдалов и йомудов, внешне похожих на казахов, по ходу они тоже потомки даев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос уважаемым казахским участникам:

Где в Инете можно в настоящее время ознакомиться с численностью казахских племен? На карте расселения казахских родов и племен, любезно размещенной уважаемым Баурсаком, некоторые племена (аргын, керей, найман и др.) занимают очень обширные пространства, а некоторые - ограниченные... означает ли, что указанные выше племена по численности превыщают другие?

С уважением...

Аргыны занимают обширную территорию не только из-за численности, но и.. если вы хорошо знаете территорию Казахстана, то поймете. мемтопроживания аргынов, в основном Центральный казахстан, а водных ресурсов тама мало, у самого родственники в карагандинской области, вот им и приходилось расширять территории. А вот племена уйсунов и канлы старшего джуза занимают мало места так как семиречье и южный казахстан просто изобилуют пастбищами, плюс альпийские луга Алатау.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аргыны занимают обширную территорию не только из-за численности, но и.. если вы хорошо знаете территорию Казахстана, то поймете. мемтопроживания аргынов, в основном Центральный казахстан, а водных ресурсов тама мало, у самого родственники в карагандинской области, вот им и приходилось расширять территории. А вот племена уйсунов и канлы старшего джуза занимают мало места так как семиречье и южный казахстан просто изобилуют пастбищами, плюс альпийские луга Алатау.

Извиняюсь, но считаю это несколько голословным утверждением, так как в наше время никто такие подсчеты не проводил. Я например тоже мог бы сказать, что больше всего найманов в Казахстане, так как они заселяют весь Восточный Казахстан и не только. Но воздержусь от голословности.

А так Боро, скажу вам откровенно - это неизвестно, сейчас все так перемешано сильно, что трудно сравнить или подсчитать. Тем более не племен, а родов. В наше современное время многие выходцы из тех или иных родов в силу ряда (работа, женитьба, стрелмение к путешествиям, переезд родителей) причин покидают свои родные края и оседают в других открестностях, которые к его роду никакого отношения не имеют. ПОтому сейчас трудно однозначно говорить о численнсти казахских "племен" (родов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я и не утверждал ни о каких подсчетах, Боро спросил казахов, почему на карте расселения казахских племен и родов одни занимают много земли, другие мало, я ответил. Тем более такие подсчеты были в начале века, я думаю и сейчас картина схожая. Даже не имея стат. данных о численности родов, можно приблизительно, сказать, к примеру, я очень часто встречаю тех же самых аргынов, найманов, албанов, джалаиров, дулатов, адаев, бершей, но скажите мне, вы лично встречали, уаков, чанышкылы, ошакты, сиргели? Я только одного-двоих знаю, и то это были просто попутчики, в моей поездке по необьятной.

А теперь хочу для интересующихся казахскими родами и племенами поделиться инфой.

О значении названий родов и племен.

Уак - переводится (мелкий, малый), читал что они являются родственным родом к более крупному Керей.

Таракты-тарак означает гребень или расческа. скорее их родовая тамга, мне кажется ответвление Аргынов.

Ошакты-очаг, скорее тоже родовой знак.

Ысты(иiстi)-в книге Данияра Дуйсенбекова Домалак ана написано что происхождение данного названия идет от легенды, в которой гласит, на память, литбо младенец либо его мать благоухала приятным ароматом, а слово Иис ознгачает запах.

Суан- скорее ответвление более крупного Албан. Да и названия и близость проживания схожи. Су-вода, ан-зверь, Алб(алып)-большой, громадный. Это из книги Байузака Кожбекулы Албани-тарихи таным.

Чанышкылы- чанышкы-вилка.Скорее ответвление более крупного Канлы.

По младшему жузу не имею информации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уак - переводится (мелкий, малый), читал что они являются родственным родом к более крупному Керей.

Читал, что род уак, произошел от смешения найманов и кереев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таракты-тарак означает гребень или расческа. скорее их родовая тамга, мне кажется ответвление Аргынов.

Стела с тамгой тарак: http://foto.mail.ru/mail/alebedev63/1/39.html

Она стоит в долине р. Харгатын-Гол (Баян-Ульгий аймак).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тарак-тамга является традиционной тамгой Джучидов. У казахских торе (чингизидов) именно эта тамга. У крымских Гиреев тоже тарак-тамга. Также на джучидских монетах она была. Также эта тамга была у жалаиров и таракты (аргынский подрод)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Адайцы -коренные жители полуострова Мангыстау, они потомки древних племен Даев или Дахов, населявших прикаспий и приаралье, так что утверждение о не причастности Мангышлака к казахам безосновательна.

Но я также не утверждаю что туркмены не имеют к ней отношения. так как видел мангистауских туркмен: абдалов и йомудов, внешне похожих на казахов, по ходу они тоже потомки даев.

Отец огуз + мама казак = адай(тюрк) :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отец огуз + мама казак = адай(тюрк) :kz1:

Сомневаюсь, какие казахи во времена огузов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сомневаюсь, какие казахи во времена огузов

И правильно делаете.

Однако и огуз и казак над национальные термины , означающие разные системы ценностей и следовательно организации быта.

P.S. Адай - молодое племя.

Отсутствие в аналлах упоминаний каких-либо терминов не означает их отсутствие в природе. :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...