Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Простите, что долго не отвечал. Просто это Ваше сообщение увидел впервые. Оно затерялось во множестве страниц и я так его и не читал. Только сегодня наткнулся случайно.

Вы правы, вы для меня не авторитет, но совет я Ваш выслушал и благодарю Вас за него. Об этно-политических факторах я задумываюсь часто, особенно в последнее время. Казахстан многонациональная страна и в Казахстане никогда не удастся создать этнократическую модель, когда всех можно будет подвести под единый казахский язык. Многие русские, украинцы, немцы, корейцы и представители других национальностей в Казахстане в силу ряда причин (не только принципиальное нехотение) так и не смогут выучить казахский. Кто то из них уедет, а в основном они останутся и мы не смотря ни на что должны их уважать и жить с ними в нашем общем доме. Я сейчас вижу такую картину. Русский язык используется повсеместно, я не говорю про отдаленные аулы, но даже там можно найти людей, хорошо говорящих по-русски. Исторически так получилось, что русский язык знают в Казахстане подавляющее большинство населения. И так оно будет еще долгое время. Если не вечно.

Лично для меня было бы очень печальным, если бы все другие национальности, кроме казахов, вдруг уехали бы из Казахстана. От этого самим нам лучше не будет ни в каком плане.

Вы намекаете на то, что я говорил глупости. Это ваша субъективная точка зрения. Я за собой глупостей в этом вопросе не вижу. Я не говорю, что я правильней всех рассуждаю, но думаю мои мысли отражают общечеловеческие ценности.

С неменьшим Уважением

Дела давно прошедших дней :oz1: если я вам как то нагрубил, то искренне извиняюсь. Уже не помню к чему относился этот постинг. Вероятно к тому, что вы где то упомянули что русские для вас это "старший брат", и наверное к нижеследующему

Приветствую Вас, уважаемые участники форума и уважаемые оппоненты!

Отвечу на некоторые вопросы, так как мне интересно, каким еще образом мои оппоненты смогут попытаться раздавить меня своим численным преимуществом и своей великовозрастностью.

То, что я в меньшинстве, не ослабляет мои позиции, а как раз наоборот, отображает меня с выгодной стороны.

По поводу того, что я упомянул каналы Казахстан, и ЕлАрна и ошибся в том, что они вещают круглые сутки на казахском, меня не расстраивает. Я действительно редко смотрю телевизор, даже такие горячо любимые мной российские каналы как ОРТ, Россия, НТВ и т. п. Но, по крайней мере, Азазело теперь не будет больше утверждать, что у него телевизор вещает днем ТОЛЬКО НА РУССКОМ.

Я не был осведомлен о том, что Аким нашей области единственный из всех Акимов Республики Казахстан удосужился таки нанести визит в Монголию. Спасибо Вам за это Шалкар-ага. Его промах был только в том, что он не взял с собой, по видимому, толкового переводчика, или его свита, состоящая наверняка из титульной нации, не посчитала нужным выступить в роли этой замечательной профессии.

По поводу тараканов, да, я виноват. Оправдываться не буду. Искренне прошу простить меня за это. Впредь, больше не повторится.

Не хотел выносить этот сор из избы, но раз уж Вы, Шалкар, назвали моих друзей подлецами, я сделаю это.

То, что я считаю, что моим друзьям нечего делать в Казахстанской Армии, не значит, что они не служили или не служат там. Многие из них прошли эту школу жизни еще раньше меня.

В то время, когда служили мои сверстники, в наших Вооруженных Силах среди солдат срочной службы комфортно себя чувствовали только: аулбайское быдло, криминальные элементы, пользующиеся своим численным преимуществом, штабные крысы и всякие там генеральские и полковничьи сынки. А нормальным парням, отдававшим честно свой воинский долг, доставались все тяготы службы и последствия косяков, вышеперечисленных мной элементов. Говоря «аулбайское быдло» я скорей всего опять перегибаю палку. Но я не имею в виду всех без исключения сельских жителей. К тому же я сам выходец из села. Говоря «нормальные парни» я не имею в виду только русских или русскоговорящих казахов, немцев, татар и другие многочисленные нации нашей страны. Среди некоторых моих земляков, сейчас, когда я живу гражданской жизнью, бытует такое несправедливое мнение, что, дескать, чимкентцы и все южане нехорошие люди. Когда они меня спрашивают об этом, я в жесткой форме пресекаю такого рода суждения, так как в моей роте было много чимкентцев и среди них было не мало отличных соратников, прекрасной души людей. Я до сих пор перезваниваюсь с ними по сотке, и рад тому, что они не забывают меня.

Если же говорить конкретно о моих армейских друзьях-русских, среди которых было много земляков, и некоторых я знал еще до службы в армии, то они проявляли себя всегда только с лучшей стороны: лучшие водители-механики бронетанковой техники нашей дивизии, лучшие специалисты по связи и радиоэлектронике, спортсмены, выступающие на республиканских соревнованиях среди военнослужащих и приносящие золотые награды нашему гарнизону, самые ответственные и образцовые сержанты. Эти люди принесли не мало пользы для нашей страны, проходя службу хоть и в мирное время. Но я знаю, что случись беда, они будут сражаться героически, защищая Родину Казахстан.

Но почему-то, не смотря на все их несомненные заслуги, отбросы казахстанской армии не постесняются назвать их «аккулак», натравить на русского солдата «душар», которые, вместо того, чтобы уважать настоящего воина, будут унизительно пресмыкаться перед скотами, даже если они прикажут им: «Сы…..дер мна аккулактын к…ты, олар да биздин акелерды совет кезынде с….ен!!! Онын басты очкога малындар!!!». Это случай из жизни – это не выдумка.

А стоит морально неокрепшему, русскому новобранцу попасть в подразделение вот к таким ублюдкам, они вместо того, чтобы воспитать из него мужчину, Казахстанского Защитника Родины, обязательно будут втаптывать его в грязь ниже асфальта, уничтожая все его самоуважение, отбирать все его денежное довольствие, все содержимое посылок, заботливо отправленных ему родственниками, фотографии его любимой девушки, которая думает, что ее парень бережет с оружием в руках ее спокойный сон. А к новобранцу казахской национальности, даже если он будет последним тормозом, стукачем, СОЧником, отношение другое. Его могут попинать немного ради профилактики, ударить пару раз табуреткой по голове, несколько раз стукнуть в кадык и все. Он же свой, казах.

Конечно же, вы спросите: «А что же ты, братишка русского, провокатор, строящий из себя идеального человека и гражданина Казахстана, стоял и спокойно смотрел на это?». Не буду действительно строить из себя не весть кого, скажу только, что заступался и не раз. А те, кто видел это, они знают.

И поэтому, глядя на своих друзей, знакомых, которые еще не служили, я не желаю им вернуться оттуда с тяжелым осадком в душе или не дай, Аллах, в цинковом гробу. Где гарантия того, что они не попадут к таким нацистам, зверям, нелюдям?

В настоящее время, в нашей стране идет тенденция к переходу на контрактную службу, а срочники служат всего один год. Это радует меня. Считаю, как и большинство моих сограждан, это явление правильным шагом. В нашей немногочисленной Армии должны служить профессионалы, которым будет не до дедовщины и национальных разборок.

Среди моих друзей, всяких там компьютерщиков, музыкантишек, спиртсменов, конечно мало Иванов-Богатырей. Но я, тем не менее, одинаково уважаю их и ценю. Пусть уж лучше кто-то из них начнет свое дело, открыв магазин по продаже компьютеров, и к нему будут приезжать казахи из аула и покупать компьютеры; пусть уж лучше кто-то из них соберет вокруг себя ансамбль рок-музыкантов и будет выступать на сцене, собирая восторженные овации благодарной публики, пусть уж кто-то из них окончит университет, а затем и магистратуру и будет преподавать нашей казахстанской молодежи полезные знания; пусть уж кто-то из них будет достигать своих вершин в спорте, выступая в сборной команде Казахстана по хоккею, и пусть никто из них никогда не услышит таких страшных слов как: «Щещен ….м сы….н!».

Знаю, что дедовщина и националистические притеснения существуют и в Российской Армии, и наверняка они имеют более жестокое проявление. Но это не оправдывает тех ничтожеств, которых я видел.

Шалкар, Каскыр и все другие мои оппоненты, считающие меня бредовым, фантазирующим желторотиком. Можете и дальше поливать меня и мои сужденья грязью, для меня это как с гуся вода, только не захлебнитесь сами. А я посмотрю, как вы дальше будете очернять себя в глазах наших близких соседей.

В том, что Вы, Уважаемый Шалкар, предпочитаете производить мочеиспускание сидя, я ничего в этом предосудительного ни с физиологической, ни с эстетической стороны не вижу. Надеюсь только, что Вы не станете советовать мне, производить эту процедуру из окна автомобиля во время движения.

На вопрос, кто научил меня делать это стоя в деревенском туалете или в общественном городском перед писсуаром, я не смогу дать Вам однозначного ответа, потому что не помню этого. Не знаю, но почему-то это событие в моей жизни не является для меня важным или особой заслугой русской нации.

Для особо непонятливых, великовозрастных дяденек отвечаю конкретно: советская акушерка принимала роды у моей матери, когда я появился на свет, советская воспитательница в детском саде присматривала за мной, советские врачи заботились о моем здоровье в детстве, советская учительница научила меня читать и писать в начальных классах, соседские старшие мальчики из русской семьи научили меня плавать в местном озере, классики русской поэзии и прозы вдохновляли меня красотой своего повествования и открывали передо мной богатство своей души, казахстанский тренер по боксу (русский по национальности) учил меня овладевать навыками рукопашного боя, русские историки открыли (не только для меня) завесу древней истории моего народа, русский взводный учил меня держать в руках оружие и пользоваться им, и многому-многому другому, что видимо, не входит в область Вашего понимания. Никто из них не считал меня изгоем или инородцем, от которого нужно отмахнуться, все они искренне радовались моим успехам, все они делились со мной как старшие братья и сёстра, всем тем, что было у них.

И после этого у меня никогда не повернется язык назвать их оккупантами, захватчиками и поработителями.

Судить об этой нации по тем не лучшим представителям этого народа, которых вы справедливо осуждаете, я не собираюсь.

По поводу фильма «Брат» вы это вовремя заметили. В описываемом вами эпизоде два персонажа изображающие лиц кавказской (несомненно, имеющих прекрасных представителей среди своих народов) национальности своими действиями кроме этого нарекания (такого как гнида, имеющая определенный цвет своего зада) другого просто не заслуживали. Еще в этом фильмы были такие крылатые слова: «В чем вся сила, брат? Вот и мой брат говорит, что в деньгах. А сила у того, у кого правда.»

От того, что всякие русские скинхеды и/или нацисты могут не лестно отзываться обо мне, не значит, повторюсь, что вся русская нация плохая. У нас хватает и своих выродков.

Для справки, Азазело: Момыша Улы меньше всего заботило, дадут ли ему Героя Советского Союза или какие либо ордена медали, когда он защищал ответственные участки рубежей Москвы. То, что Шакарима расстреляли чекисты, не дает оснований полагать, что он был нацистом и не относился с теплотой в душе к русской нации.

К русским я отношусь так же как и ко всем, в то числе и казахам. В личных отношениях национальная принадлежность меня не интересует.

То что вы говорите что другим национальностям тяжело выучить казахский, так никто и не говорит учите и что бы завтра уже разговаривали. Просто я считаю, что должно быть взаимное уважение. Почему приезжая в Америку эти же люди учат английский, в Германии немецкий. Если я поеду жить на Украину, то не поленюсь выучить украинский. Неужели вы и сами верите что это так сложно выучить язык находясь в стране где живут носители языка. Я вижу только две причины. Нет острой необходимости и желания.

Моя мама директор школы, она говорит что уже гораздо больше детей не казахов, с младших классов отдают в казахские отделения. По моему это очень дальновидные родители. Один язык один человек-два языка два человека. И хотели бы мы или нет статус казахского будет укрепляться. Русский я очень люблю, и знаю его лучше чем родной казахский. Тем не менее считаю что наши дети должны как минимум одинаково хорошо знать эти языки. Понимать русскую речь это читать многих классиков в оригинале, я не против русского- я за казахский.

Что шовинистического есть в моих мыслях. Многонациональность Казахстана это возможно большой плюс для унитарного государства. Не надо ни кому уезжать зачем крайности, не легче ли выучить язык, так как уехав возможно все равно придется учить другой, причем в другой среде. Что плохого если в Кз будут говорить свободно на двух языках? Почему казахи должны перходить на русский в общении боясь что не казахский собеседник окажется вне разговора. Знание нескольких языков всегда считал большим преимуществом.

А об унижении казахами других национальностей даже не хочу говорить так как с таким не встречался, насколько помню всегда было деления на двор-класс-общага-группа-район и тд. били тех кто был слаб или "накосячил". При желании любую бытовуху можно представить как разборку на национальной почве. Слава Аллаху, скинхедами не обзавелись. А здоровый национализм поощеряю.

С уважением

PS да и еще отморзки есть везде, для них не суть как важна национальность-религиозная принадлежность и тд., главное выброс энергии. Но все же организованной шовинистической деятельности в Казахстане не наблюдал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы совершено правы, я с Вами полностью согласен. Просто по инерции в Вашем посте я усмотрел негатив.

На самом деле оказалось, что наши взгляды сходятся. Вы правы, у нас в Казахстане я встречаю все больше людей неказахов, которые владеют моим родным языком лучше меня. И мне стыдно. :(

Я рад за Вас, что Вы не встречались с проблемами нацизма, и желаю чтобы Вы никогда с ними не встретились.

Но в нашем городе, сейчас кто-то специально провоцирует обе стороны и накаляет обстановку. Я не хочу это обсуждать здесь перед всеобщим обозрением.

Скажу только, что я против всего этого. Но стараюсь не принимать близко к сердцу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень рад, что мы друг друга поняли. И наши взгляды схожи. Согласен не будем засорять форум политикой :kg1: :oz1: :kz1:

К сожалению тема казахи заглохла, а чуть ли не половина темы сплошные склоки. Хотел спросить знает ли кто нибудь что означает название Костанай? есть пару легенд но мне они не внушают доверия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста просветите по поводу казахского рода Каракалпак. Насколько мне известно этот род является частью более обширного рода Шашке, который в свою очередь является подразделением Аргынов среднего жуза (Кокшетауская, Акмолинская области). Связан ли этот казахский род с каракалпаками Узбекистана? :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня такой вопрос, с какого времени упоминается род/племя табын у казахов, башкир, ногайцев? Существовали ли табынцы во времена прихода калмыков? И какая этимология "табын" в казахском, ногайском и башкирских языках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

koldenen_kypshak что за легенды? ты напиши, а мы покумекаем.

Кстати, от одного кыргызского аксакала услышал, что батыр Кокше (Кокшетау) был сподвижником Манаса или его побратимом. Кто что слышал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В эпосе Манас один из друзей Манаса - казах Ер-Кокше, в эпосе "Ер-Кокше" один из друзей Ер-Кокше киргиз Манаша. :kg2: :kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку здесь идет разговор о казахских родах, то непримену спросить у уважаемого сообщество об Адаях. Слышал несколько версий о происхождении названия вплодь до русского "Отдай! закричала русская женщина свирепому монголо-татарину, отобравшего у нее сына :)".

Из легенды можно понять, что адайцы не родной род в младшем жузе. Плюс земли на котором проживают адайцы ранее принадлежали туркменам. Об этом говорят туркменские захоронения по всему Мангыстау.

Где-то читал версию, что адайцы откололись от найман в какое-то время. Род был воинственным изначально или может стал таковым из-за непрекращающихся воин с туркменами. Но тамга - садак жане ок (лук со стрелой) говорит о первой версии. Подобную тамгу видел на монгольских знаменах. Еще читал, что вроде у монгол есть род с аналогичным названием.

Кто, что слышал или знает скидывайте сюда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

koldenen_kypshak что за легенды? ты напиши, а мы покумекаем.

Кстати, от одного кыргызского аксакала услышал, что батыр Кокше (Кокшетау) был сподвижником Манаса или его побратимом. Кто что слышал?

например Что был бай и было у него две дочери Кос и Танай, где то в Тоболе утонули и тот бай основал там селение. Ну и другие в том же духе, вобщем несерьезно. Я сам думаю что Кос - это конечно же сдвоенный, но что такое Тана? также думается селения естественно не было, так вероятно называлась местность, город там заложили русские в 19 веке

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку здесь идет разговор о казахских родах, то непримену спросить у уважаемого сообщество об Адаях. Слышал несколько версий о происхождении названия вплодь до русского "Отдай! закричала русская женщина свирепому монголо-татарину, отобравшего у нее сына :)".

Из легенды можно понять, что адайцы не родной род в младшем жузе. Плюс земли на котором проживают адайцы ранее принадлежали туркменам. Об этом говорят туркменские захоронения по всему Мангыстау.

Где-то читал версию, что адайцы откололись от найман в какое-то время. Род был воинственным изначально или может стал таковым из-за непрекращающихся воин с туркменами. Но тамга - садак жане ок (лук со стрелой) говорит о первой версии. Подобную тамгу видел на монгольских знаменах. Еще читал, что вроде у монгол есть род с аналогичным названием.

Кто, что слышал или знает скидывайте сюда.

Насчет тамга "нуман" (лук) то это в основная родовая тамга урянхайцев-монголов. Бывают разновидности в зависимости родов (элкин) без тетивы, с тетивой, с тетивой и стрелой и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

какая этимология "табын" в казахском, ногайском и башкирских языках?

табын = табун

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, а в чем отличие табын от үйір или жылқы үйірі (такие синонимы выдает sozdik.kz) ?

Табын - это любое стадо, коров, лошадей, бизонов, смешанное и т.д. А үйір - это косяк лошадей. Как известно, кони живут семействами, жеребец водит за собой кобыл и жеребят, это семейство и называется үйір.

Жылқы үйірі - дословно "косяк лошадей".

Возможно словосочетание табын үйір. А бывает, что несколько үйір пасутся вместе - это тоже табын.

Что же касается табынцев из Младшего Жуза, то их родовое название, скорее всего, образовано от второго общего значения слова "табын" - это род, трайб, племя. В казахском языке есть выражения, например, біp табын ел - целый pод.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Табын - это любое стадо, коров, лошадей, бизонов, смешанное и т.д. А үйір - это косяк лошадей. Как известно, кони живут семействами, жеребец водит за собой кобыл и жеребят, это семейство и называется үйір.

Жылқы үйірі - дословно "косяк лошадей".

Возможно словосочетание табын үйір. А бывает, что несколько үйір пасутся вместе - это тоже табын.

Что же касается табынцев из Младшего Жуза, то их родовое название, скорее всего, образовано от второго общего значения слова "табын" - это род, трайб, племя. В казахском языке есть выражения, например, біp табын ел - целый pод.

Каков здесь кроется смысл или корень словообразования?

может быть в "табын" - здесь суффикс "-н" образует существительное из глагола...?! или другое...

табу - найти, находить? ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каков здесь кроется смысл или корень словообразования?

может быть в "табын" - здесь суффикс "-н" образует существительное из глагола...?! или другое...

табу - найти, находить? ...

Табын - это табын. Связано со словом "тап" в значении "род, группа людей, класс".

тап

I

полит. класс;

II

пятно; отпечаток; след;

III

жаp;

IV

1) сpеда;

2) pедко pод, племя

В глаголах творится несколько иная тема. Так, глагол "табыну" несет следующую смысловую нагрузку:

табын

1) пpеклоняться, почитать кого-л.;

2) поклоняться, обpащаться с мольбой (к богу, божеству)

Этимологическая связь с вышеуказанными словами прозрачна. Входя в состав рода, человек, уподобляясь другим сородичам, покоряется его главе. Потом значение этого слова стало более широким.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Табын - это табын. Связано со словом "тап" в значении "род, группа людей, класс".

В глаголах творится несколько иная тема. Так, глагол "табыну" несет следующую смысловую нагрузку:

Этимологическая связь с вышеуказанными словами прозрачна. Входя в состав рода, человек, уподобляясь другим сородичам, покоряется его главе. Потом значение этого слова стало более широким.

Спасибо за подробный ответ... скажите, а где можно узнать этимологию названий других казахских родов и племен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за подробный ответ... скажите, а где можно узнать этимологию названий других казахских родов и племен?

Мне бы тоже хотелось бы знать ответ на этот вопрос. Так часто приходится слышать/читать откровенную ахинею, замаскированную под "народные предания" или, того хуже, "результаты исторических исследований". Помнится, один персонаж macabre совершенно не владея казахским языком чуть не свел меня с ума, разъясняя этимологию названия моего же рода. Мне, как воспитанному первокурснику, ничего не оставалось как устно послать специалиста в среду его естественного обитания. Но с тех пор мало что изменилось - этимологической базы названий казахских родов я так и не нашел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздравляю всех Казахстанцев с Днем Республики!

Қазақстан азаматтарды Республика Күнімен құттықтаймын!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздравляю всех Казахстанцев с Днем Республики!

Қазақстан азаматтарды Республика Күнімен құттықтаймын!

Рахмет! Вас также!

Только там с ошибкой немножко написали, правильнее будет "Қазақстан азаматтарын", а не "Қазақстан азаматтарды", а вообще казахстанцы будет: "Қазақстандықтар".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...правильнее будет "Қазақстан азаматтарын", а не "Қазақстан азаматтарды", а вообще казахстанцы будет: "Қазақстандықтар".

Может, и правильно. Только у меня вместо половины букв квадратики ототбражаются :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может, и правильно. Только у меня вместо половины букв квадратики ототбражаются :(
Рахмет! Вас также!

Только там с ошибкой немножко написали, правильнее будет "Қазақстан азаматтарын", а не "Қазақстан азаматтарды", а вообще казахстанцы будет: "Қазақстандықтар".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может, и правильно. Только у меня вместо половины букв квадратики ототбражаются :(

А вы тоже разве не хотите нас поздравить? Или только критиковать будете все время?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...