Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 06:29, АксКерБорж сказал: Почему именно монгольский аффикс? Таких слов у нас много? не думаю? что все они с монгольским аффиксом. На вскидку - үйсін, арғын, төркін, тегін, бүгін, ертең, майдан, жолдан, шолпан, қатын, тарғын, тасқын, жарқын и т.д. и т.п. Показать Ваши приведенные слова - это другие слова. Не надо всё мешать в одну кучу) (Да, кстати "ен" -"ан" в тюркских словах является словообразовательным тоже. Например "улкен" это улык +"ен" . Или оглан (улан) это огул+ ан. Возможно неустойчивое конечное "н" в монгольских имеют древнетюркские корни? Я думаю, что нет (могу и ошибаться). Но это вопрос к специалистам. ) Я же пишу о конкретных этнонимах: ку[н], кума[н], кия[н], алчи[н]. У РАДа ведь было именно название "алчи". С учетом конечного монгольского "н" становится алчином. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 05:45, АксКерБорж сказал: Мне кажется тюркское словообразование "куба + н" или "кума + н" прозрачнее, с "кун" непонятно и примеров не припомню. Показать Я вот одно не пойму. Вот слово кума[н] вы правильно разложили на корень "кума/куба" плюс конечный аффикс "н". Тогда почему возникает неприятие этого принципа с ку[н]? Ведь здесь тоже самое: корень "ку" плюс конечный аффикс "н". https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/қу/ қу́ III. белый; бледно-желтый; бледный; блеклый; седой алда қу дала жатыр → впереди простиралась бледно-желтая степь оның шашы аппақ қу болыпты → его волосы стали совсем седыми Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 06:51, Zake сказал: Например "улкен" это улык +"ен" . Показать Имхо, "үлкен" = ұлык + кен. Например, в саха тыла "большой" - "улахан". В 17.01.2021 в 06:51, Zake сказал: У РАДа ведь было именно название "алчи". С учетом конечного монгольского "н" становится алчином. Показать Чтобы подтвердить или отвергнуть вашу версию надо смотреть аналогичные примеры в истории и аналогичные примеры в казахском и других тюркских языках. Хотя бы разобрать этнонимы аргын и уйсун. В 17.01.2021 в 07:15, Zake сказал: Я вот одно не пойму. Вот слово кума[н] вы правильно разложили на корень "кума/куба" плюс конечный аффикс "н". Тогда почему возникает неприятие этого принципа с ку[н]? Ведь здесь тоже самое: корень "ку" плюс конечный аффикс "н". Показать С "кун", имхо, все гораздо сложнее. Нельзя скидывать со счетов и другую версию, что изначально это возможно корень без аффикса. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 07:29, АксКерБорж сказал: 1. Имхо, "үлкен" = ұлы + кен. Например, в саха тыла "большой" - "улахан". 2. Чтобы подтвердить или отвергнуть вашу версию надо смотреть аналогичные примеры в истории и аналогичные примеры в казахском и других тюркских языках. 3. С "кун", имхо, все гораздо сложнее. Возможно это изначально корень без аффикса. Показать 1. Например жаркын = жарык +"ен" ...= жаркын. 2 Конкретные пример с алчин я привел. Алчин у РАДа показан именно как "алчи". 3. Всё возможно в этой жизни. Каждый из нас пытается как-то реконструировать события и увидеть в этих событиях и названиях какую-то логику/смысл. Лично я вижу логику в том, почему кыпчаков называли кума[н] или ку[н] или половцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 07:38, Zake сказал: Лично я вижу логику в том, почему кыпчаков называли кума[н] или ку[н] или половцы. Показать С этим я с вами полностью согласен. И даже больше, вполне возможно, что даже в очередном этнониме из этого "полОвого" ряда в этнониме "кыпчак" тоже присутствует этот корень "куба". В 17.01.2021 в 07:38, Zake сказал: 1. Например жаркын = жарык +"ен" ...= жаркын. Показать Их немало в тюркских языках. Взять хотя бы сущ. "жауын" (ливень) и "суын" (дойка), где гл. "жауу" (литься) и "сауу" (доить) и аффикс "н". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 07:42, АксКерБорж сказал: С этим я с вами полностью согласен. И даже больше, вполне возможно, что даже в очередном этнониме из этого "полового" ряда в этнониме "кыпчак" тоже присутствует этот корень "куба". Показать Хотя источники этимологически связывают с "дуплом", но соглашусь с вами. Похоже что присутствует корень "куба". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 07:45, Zake сказал: Хотя источники этимологически связывают с "дуплом", но соглашусь с вами. Похоже что присутствует корень "куба". Показать Судя по тому, что уже в те века пытались объяснить этноним не по цветовому признаку (Рашид ад-Дин, дупло) и судя по тому, что уже в те века этноним в большинстве своем писался как "кипчак-кибчак", но не как "купчак-кубчак", могу сделать предположение, что этноним гораздо древнее тех лет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 08:26, АксКерБорж сказал: Судя по тому, что уже в те века пытались объяснить этноним не по цветовому признаку (Рашид ад-Дин, дупло) и судя по тому, что уже в те века этноним в большинстве своем писался как "кипчак-кибчак", но не как "купчак-кубчак", могу сделать предположение, что этноним гораздо древнее тех лет. Показать С гласными (огласовкой) не всё понятно в источниках (по объективным причинам). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 16.01.2021 в 15:09, Zake сказал: Согласно сведениям Бируни куны и каи были обитателями 6 климата и были соседями среднев. кыргызов. Марвази писал что они ушли, боясь Хатай-хана. Показать Все эти племена так или иначе в мусульманских источниках связываются с одним четким ориентиром - это Хатай/Хитай, Чин/Син. Со слов средневековых авторов, эта совокупность племен постоянно мигрировала на запад либо убегая от киданей, либо из-за недостатка корма для скота. Если установим хотя бы примерную его географию, то тогда мы поймем где была в те века граница между тюркским и киданьским (монголоязычным) миром. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 09:29, АксКерБорж сказал: Все эти племена так или иначе в мусульманских источниках связываются с одним четким ориентиром - это Хатай/Хитай, Чин/Син. Если установим хотя бы его примерную географию, то тогда поймем где была в те века граница между тюркским и киданьским (монгольским) миром. Показать На северо-западе границы киданьского влияния доходили вплоть до тер-рии нынешней Шории включительно (Кемеровская область) - как бы необычно это на первый взгляд не звучало). На западе примерно вост часть Такла-Макана. Караханиды не дали дальше пройти им. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 09:36, Zake сказал: На северо-западе границы киданьского влияния доходили вплоть до тер-рии нынешней Шории включительно (Кемеровская область) - как бы необычно это на первый взгляд не звучало). На западе примерно вост часть Такла-Макана. Караханиды не дали дальше пройти им. Показать В вопросах географии, увы, у нас взгляды несколько отличаются. Я исхожу прежде всего из того, что обсуждаемые нами племена были кочевыми, скотоводческими, а потому их ареал обитания это степи, лесостепи и предгорные равнины. Отсюда мое виденье такое, что граница их контактов с киданьским миром проходила тоже где-то в равнинных областях, поэтому таежные районы Алтая, Саян, Сибири, пустыня Такла-Макан, в моей версии отсутствуют. В определенный момент кидани проникли даже вглубь полностью включая Семиречье. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 09:57, АксКерБорж сказал: В вопросах географии, увы, у нас взгляды несколько отличаются. Я исхожу прежде всего из того, что обсуждаемые нами племена были кочевыми, скотоводческими, а потому их ареал обитания это степи, лесостепи и предгорные равнины. Отсюда мое виденье такое, что граница их контактов с киданьским миром проходила тоже где-то в равнинных областях, поэтому таежные районы Алтая, Саян, Сибири, пустыня Такла-Макан, в моей версии отсутствуют. В определенный момент кидани проникли даже вглубь полностью включая Семиречье. Показать Нужна отдельная тема. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 10:07, Zake сказал: Нужна отдельная тема. Показать Нужна. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 09:57, АксКерБорж сказал: В вопросах географии, увы, у нас взгляды несколько отличаются. Я исхожу прежде всего из того, что обсуждаемые нами племена были кочевыми, скотоводческими, а потому их ареал обитания это степи, лесостепи и предгорные равнины. Отсюда мое виденье такое, что граница их контактов с киданьским миром проходила тоже где-то в равнинных областях, поэтому таежные районы Алтая, Саян, Сибири, пустыня Такла-Макан, в моей версии отсутствуют. В определенный момент кидани проникли даже вглубь полностью включая Семиречье. Показать Кстати я так не увидел вашего понимания границ киданского влияния в отношении Алтайского региона. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 10:16, Zake сказал: Кстати я так не увидел вашего понимания границ киданского влияния в отношении Алтайского региона. Показать В разное время границы менялись. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 В 17.01.2021 в 10:16, Zake сказал: Кстати я так не увидел вашего понимания границ киданского влияния в отношении Алтайского региона. Показать Влияние Ляо западней Алтая не распространялось. Другое дело - Западное Ляо, но оно было позднее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 В 17.01.2021 в 14:50, buba-suba сказал: Влияние Ляо западней Алтая не распространялось. Другое дело - Западное Ляо, но оно было позднее. Показать Напр канглы были вассалами Цзинь, а до этого были вассалами Зап. Ляо. Это именно алтайские канглы, которые были соседями найманов и кереитов. Значит Алтай входил в сферу влияния Цзинь. Эти племена [найманов] были кочевыми 650, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, [137] горы: Элуй 651-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 января, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 В 18.01.2021 в 06:56, Zake сказал: Напр канглы были вассалами Цзинь, а до этого были вассалами Зап. Ляо. Это именно алтайские канглы, которые были соседями найманов и кереитов. Значит Алтай входил в сферу влияния Цзинь. Эти племена [найманов] были кочевыми 650, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, [137] горы: Элуй 651-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, Показать Основной массив канглов во времена Цзинь и Ляо жил в Восточном Туркестане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 января, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 Относительно терминологического понимания региона. Цитата В современных географических границах, с которыми близко совпадают этнографические (общность форм быта) и экономические (общность форм хозяйства) границы, указанная историческая территория объединяет в одно целое Минусинский край (на север от Саянского хребта), Урянхайский край (на юг от того же хребта), нынешнюю Тувинскую автономную область (до 1944 г. Танну-Тувинскую народную республику) и предгорный и горный Алтай. Н.В. Кюнер Показать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 В 18.01.2021 в 07:41, Rust сказал: Основной массив канглов во времена Цзинь и Ляо жил в Восточном Туркестане. Показать Но вассалами Цзинь стали именно "подчиненные" найманам канглы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 В 18.01.2021 в 08:08, Zake сказал: Но вассалами Цзинь стали именно "подчиненные" найманам канглы. Показать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 января, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 В 18.01.2021 в 08:08, Zake сказал: Но вассалами Цзинь стали именно "подчиненные" найманам канглы. Показать Это какая книга Малявкина? Есть в пдф? Относительно канглов. В этом фрагменте явно говорится о юго-западном департаменте, т.е. это явно западный край. Относительно аж двух наименований найманов в "Ляо Ши" это все таки предположение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 В 18.01.2021 в 09:30, Rust сказал: Это какая книга Малявкина? Есть в пдф? Относительно канглов. В этом фрагменте явно говорится о юго-западном департаменте, т.е. это явно западный край. Относительно аж двух наименований найманов в "Ляо Ши" это все таки предположение. Показать Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в IX - XII вв. Новосибирск, 1974. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 В 18.01.2021 в 09:30, Rust сказал: Это какая книга Малявкина? Есть в пдф? Относительно канглов. В этом фрагменте явно говорится о юго-западном департаменте, т.е. это явно западный край. Относительно аж двух наименований найманов в "Ляо Ши" это все таки предположение. Показать В каком источнике указано об основном массиве канглы в Вост. Туркестане? (Период Цзинь) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 В 18.01.2021 в 09:30, Rust сказал: Это какая книга Малявкина? Есть в пдф? Относительно канглов. В этом фрагменте явно говорится о юго-западном департаменте, т.е. это явно западный край. Относительно аж двух наименований найманов в "Ляо Ши" это все таки предположение. Показать По Ли Синь Чуаню у Цзинь было всего 2(!) департамента по умиротворению: одно юго-западное, а другое северо-восточное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться