Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 59 минут назад, АксКерБорж сказал: Почему именно монгольский аффикс? Таких слов у нас много? не думаю? что все они с монгольским аффиксом. На вскидку - үйсін, арғын, төркін, тегін, бүгін, ертең, майдан, жолдан, шолпан, қатын, тарғын, тасқын, жарқын и т.д. и т.п. Ваши приведенные слова - это другие слова. Не надо всё мешать в одну кучу) (Да, кстати "ен" -"ан" в тюркских словах является словообразовательным тоже. Например "улкен" это улык +"ен" . Или оглан (улан) это огул+ ан. Возможно неустойчивое конечное "н" в монгольских имеют древнетюркские корни? Я думаю, что нет (могу и ошибаться). Но это вопрос к специалистам. ) Я же пишу о конкретных этнонимах: ку[н], кума[н], кия[н], алчи[н]. У РАДа ведь было именно название "алчи". С учетом конечного монгольского "н" становится алчином. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 1 час назад, АксКерБорж сказал: Мне кажется тюркское словообразование "куба + н" или "кума + н" прозрачнее, с "кун" непонятно и примеров не припомню. Я вот одно не пойму. Вот слово кума[н] вы правильно разложили на корень "кума/куба" плюс конечный аффикс "н". Тогда почему возникает неприятие этого принципа с ку[н]? Ведь здесь тоже самое: корень "ку" плюс конечный аффикс "н". https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/қу/ қу́ III. белый; бледно-желтый; бледный; блеклый; седой алда қу дала жатыр → впереди простиралась бледно-желтая степь оның шашы аппақ қу болыпты → его волосы стали совсем седыми Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 40 минут назад, Zake сказал: Например "улкен" это улык +"ен" . Имхо, "үлкен" = ұлык + кен. Например, в саха тыла "большой" - "улахан". 40 минут назад, Zake сказал: У РАДа ведь было именно название "алчи". С учетом конечного монгольского "н" становится алчином. Чтобы подтвердить или отвергнуть вашу версию надо смотреть аналогичные примеры в истории и аналогичные примеры в казахском и других тюркских языках. Хотя бы разобрать этнонимы аргын и уйсун. 15 минут назад, Zake сказал: Я вот одно не пойму. Вот слово кума[н] вы правильно разложили на корень "кума/куба" плюс конечный аффикс "н". Тогда почему возникает неприятие этого принципа с ку[н]? Ведь здесь тоже самое: корень "ку" плюс конечный аффикс "н". С "кун", имхо, все гораздо сложнее. Нельзя скидывать со счетов и другую версию, что изначально это возможно корень без аффикса. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 9 минут назад, АксКерБорж сказал: 1. Имхо, "үлкен" = ұлы + кен. Например, в саха тыла "большой" - "улахан". 2. Чтобы подтвердить или отвергнуть вашу версию надо смотреть аналогичные примеры в истории и аналогичные примеры в казахском и других тюркских языках. 3. С "кун", имхо, все гораздо сложнее. Возможно это изначально корень без аффикса. 1. Например жаркын = жарык +"ен" ...= жаркын. 2 Конкретные пример с алчин я привел. Алчин у РАДа показан именно как "алчи". 3. Всё возможно в этой жизни. Каждый из нас пытается как-то реконструировать события и увидеть в этих событиях и названиях какую-то логику/смысл. Лично я вижу логику в том, почему кыпчаков называли кума[н] или ку[н] или половцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 48 минут назад, Zake сказал: Лично я вижу логику в том, почему кыпчаков называли кума[н] или ку[н] или половцы. С этим я с вами полностью согласен. И даже больше, вполне возможно, что даже в очередном этнониме из этого "полОвого" ряда в этнониме "кыпчак" тоже присутствует этот корень "куба". 48 минут назад, Zake сказал: 1. Например жаркын = жарык +"ен" ...= жаркын. Их немало в тюркских языках. Взять хотя бы сущ. "жауын" (ливень) и "суын" (дойка), где гл. "жауу" (литься) и "сауу" (доить) и аффикс "н". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 1 минуту назад, АксКерБорж сказал: С этим я с вами полностью согласен. И даже больше, вполне возможно, что даже в очередном этнониме из этого "полового" ряда в этнониме "кыпчак" тоже присутствует этот корень "куба". Хотя источники этимологически связывают с "дуплом", но соглашусь с вами. Похоже что присутствует корень "куба". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 38 минут назад, Zake сказал: Хотя источники этимологически связывают с "дуплом", но соглашусь с вами. Похоже что присутствует корень "куба". Судя по тому, что уже в те века пытались объяснить этноним не по цветовому признаку (Рашид ад-Дин, дупло) и судя по тому, что уже в те века этноним в большинстве своем писался как "кипчак-кибчак", но не как "купчак-кубчак", могу сделать предположение, что этноним гораздо древнее тех лет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 22 минуты назад, АксКерБорж сказал: Судя по тому, что уже в те века пытались объяснить этноним не по цветовому признаку (Рашид ад-Дин, дупло) и судя по тому, что уже в те века этноним в большинстве своем писался как "кипчак-кибчак", но не как "купчак-кубчак", могу сделать предположение, что этноним гораздо древнее тех лет. С гласными (огласовкой) не всё понятно в источниках (по объективным причинам). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 18 часов назад, Zake сказал: Согласно сведениям Бируни куны и каи были обитателями 6 климата и были соседями среднев. кыргызов. Марвази писал что они ушли, боясь Хатай-хана. Все эти племена так или иначе в мусульманских источниках связываются с одним четким ориентиром - это Хатай/Хитай, Чин/Син. Со слов средневековых авторов, эта совокупность племен постоянно мигрировала на запад либо убегая от киданей, либо из-за недостатка корма для скота. Если установим хотя бы примерную его географию, то тогда мы поймем где была в те века граница между тюркским и киданьским (монголоязычным) миром. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 19 минут назад, АксКерБорж сказал: Все эти племена так или иначе в мусульманских источниках связываются с одним четким ориентиром - это Хатай/Хитай, Чин/Син. Если установим хотя бы его примерную географию, то тогда поймем где была в те века граница между тюркским и киданьским (монгольским) миром. На северо-западе границы киданьского влияния доходили вплоть до тер-рии нынешней Шории включительно (Кемеровская область) - как бы необычно это на первый взгляд не звучало). На западе примерно вост часть Такла-Макана. Караханиды не дали дальше пройти им. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 23 минуты назад, Zake сказал: На северо-западе границы киданьского влияния доходили вплоть до тер-рии нынешней Шории включительно (Кемеровская область) - как бы необычно это на первый взгляд не звучало). На западе примерно вост часть Такла-Макана. Караханиды не дали дальше пройти им. В вопросах географии, увы, у нас взгляды несколько отличаются. Я исхожу прежде всего из того, что обсуждаемые нами племена были кочевыми, скотоводческими, а потому их ареал обитания это степи, лесостепи и предгорные равнины. Отсюда мое виденье такое, что граница их контактов с киданьским миром проходила тоже где-то в равнинных областях, поэтому таежные районы Алтая, Саян, Сибири, пустыня Такла-Макан, в моей версии отсутствуют. В определенный момент кидани проникли даже вглубь полностью включая Семиречье. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 8 минут назад, АксКерБорж сказал: В вопросах географии, увы, у нас взгляды несколько отличаются. Я исхожу прежде всего из того, что обсуждаемые нами племена были кочевыми, скотоводческими, а потому их ареал обитания это степи, лесостепи и предгорные равнины. Отсюда мое виденье такое, что граница их контактов с киданьским миром проходила тоже где-то в равнинных областях, поэтому таежные районы Алтая, Саян, Сибири, пустыня Такла-Макан, в моей версии отсутствуют. В определенный момент кидани проникли даже вглубь полностью включая Семиречье. Нужна отдельная тема. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 Только что, Zake сказал: Нужна отдельная тема. Нужна. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 17 минут назад, АксКерБорж сказал: В вопросах географии, увы, у нас взгляды несколько отличаются. Я исхожу прежде всего из того, что обсуждаемые нами племена были кочевыми, скотоводческими, а потому их ареал обитания это степи, лесостепи и предгорные равнины. Отсюда мое виденье такое, что граница их контактов с киданьским миром проходила тоже где-то в равнинных областях, поэтому таежные районы Алтая, Саян, Сибири, пустыня Такла-Макан, в моей версии отсутствуют. В определенный момент кидани проникли даже вглубь полностью включая Семиречье. Кстати я так не увидел вашего понимания границ киданского влияния в отношении Алтайского региона. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 34 минуты назад, Zake сказал: Кстати я так не увидел вашего понимания границ киданского влияния в отношении Алтайского региона. В разное время границы менялись. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 4 часа назад, Zake сказал: Кстати я так не увидел вашего понимания границ киданского влияния в отношении Алтайского региона. Влияние Ляо западней Алтая не распространялось. Другое дело - Западное Ляо, но оно было позднее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 16 часов назад, buba-suba сказал: Влияние Ляо западней Алтая не распространялось. Другое дело - Западное Ляо, но оно было позднее. Напр канглы были вассалами Цзинь, а до этого были вассалами Зап. Ляо. Это именно алтайские канглы, которые были соседями найманов и кереитов. Значит Алтай входил в сферу влияния Цзинь. Эти племена [найманов] были кочевыми 650, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, [137] горы: Элуй 651-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 января, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 36 минут назад, Zake сказал: Напр канглы были вассалами Цзинь, а до этого были вассалами Зап. Ляо. Это именно алтайские канглы, которые были соседями найманов и кереитов. Значит Алтай входил в сферу влияния Цзинь. Эти племена [найманов] были кочевыми 650, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, [137] горы: Элуй 651-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, Основной массив канглов во времена Цзинь и Ляо жил в Восточном Туркестане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 января, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 Относительно терминологического понимания региона. Цитата В современных географических границах, с которыми близко совпадают этнографические (общность форм быта) и экономические (общность форм хозяйства) границы, указанная историческая территория объединяет в одно целое Минусинский край (на север от Саянского хребта), Урянхайский край (на юг от того же хребта), нынешнюю Тувинскую автономную область (до 1944 г. Танну-Тувинскую народную республику) и предгорный и горный Алтай. Н.В. Кюнер Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 27 минут назад, Rust сказал: Основной массив канглов во времена Цзинь и Ляо жил в Восточном Туркестане. Но вассалами Цзинь стали именно "подчиненные" найманам канглы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 14 минут назад, Zake сказал: Но вассалами Цзинь стали именно "подчиненные" найманам канглы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 января, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 1 час назад, Zake сказал: Но вассалами Цзинь стали именно "подчиненные" найманам канглы. Это какая книга Малявкина? Есть в пдф? Относительно канглов. В этом фрагменте явно говорится о юго-западном департаменте, т.е. это явно западный край. Относительно аж двух наименований найманов в "Ляо Ши" это все таки предположение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 9 минут назад, Rust сказал: Это какая книга Малявкина? Есть в пдф? Относительно канглов. В этом фрагменте явно говорится о юго-западном департаменте, т.е. это явно западный край. Относительно аж двух наименований найманов в "Ляо Ши" это все таки предположение. Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в IX - XII вв. Новосибирск, 1974. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 10 минут назад, Rust сказал: Это какая книга Малявкина? Есть в пдф? Относительно канглов. В этом фрагменте явно говорится о юго-западном департаменте, т.е. это явно западный край. Относительно аж двух наименований найманов в "Ляо Ши" это все таки предположение. В каком источнике указано об основном массиве канглы в Вост. Туркестане? (Период Цзинь) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 января, 2021 Поделиться Опубликовано 18 января, 2021 3 часа назад, Rust сказал: Это какая книга Малявкина? Есть в пдф? Относительно канглов. В этом фрагменте явно говорится о юго-западном департаменте, т.е. это явно западный край. Относительно аж двух наименований найманов в "Ляо Ши" это все таки предположение. По Ли Синь Чуаню у Цзинь было всего 2(!) департамента по умиротворению: одно юго-западное, а другое северо-восточное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться