Jump to content
asan-kaygy

Кимаки

Recommended Posts

В 04.12.2022 в 18:43, АксКерБорж сказал:

 

Знаю.

Вопрос - вы тоже считаете, что кимаки и тогуз-огузы (уйгуры) до этого обитали в центральной и восточной Монголии и оттуда все мигрировали далеко на запад? 

Но я как понял пока никто не показал письменных свидетельств о миграции.

 

Во времена Тамим ибн Бахра токуз-огузы контролировали не просто ВТ, но и земли тюргешей, т.е. Семиречье и т.д. 

https://forum-eurasica.ru/topic/5415-тамим-ибн-бахр-в-гостях-у-орхонских-уйгуров-классический-арабский-источник-в-новом-переводе-кумекова/?tab=comments#comment-227319

"...Рассказал Тамим ибн Бахр ал-Муттава'и, поистине в их стране сильный холод, и передвигаются в ней шесть месяцев в году. Он держал путь в страну токуз-огузского хакана на почтовых лошадях, которых хакан отправил к нему..."

 Тамим ибн Бахру в его путешествии из Барсхана (Иссык-куль) лошадей предоставлял токуз-огузский хакан. Но токуз-огузы контролировали не только Семиречье.

Прочитайте работу

Камалов Аблет. Древние уйгуры 8-9 вв. (Drevnie ujgury: VIII-IX vv)

Стр 170 -173

 Он ссылается на данные Карабалгасунской надписи, арабские и танские источники: Уйгурский каганат контролировал земли он ок, тюргешей, вплоть до Сырдарьи. Значит вот когда могли массово появляться огузы на  тер-рии Средней Азии и Казахстана и т.д.

Выводы:

1. Мы мало что знаем (имею в виду, прежде всего, себя), несмотря на наличие известного факта присутствия огузов на Сырдарье, Семиречье, Каспии и т.д. как минимум с 10 века.

2. Западные границы Уйгурского каганата сдвигаются. Ибо земли он ок, тюргешей, карлуков были под контролем Уйгурского каганата с 9 века!

Link to comment
Share on other sites

Не раз писал, что массовое движение племен бывшего Уйгурского каганата ("объединенного" каганата), т.е.   "кимако-кыпчаков"  на запад (Хорезм, Вост Европа и т.д.) (ориентировочно конец 10 века начало 11 века) было  вызвано экспансией Ляо. 

Соответственно, "кимако-кипчаки" начали двигать с мест своих родственников огузов, которые заселились здесь раньше (например в 9 веке).

И конечно, не все эти центрально-азиатские "вост. тюрки" или так называемые цзубу смогли откочевать. Большая часть конечно осталась на месте и вынуждена была покориться киданям. 

И это было ДО Елюй Даши. 

Поэтому мы позже находим свидетельства напр. что мать хорезм шаха Теркен-хатун из йемеков-баяутов и в то же время баяут - это  известное племя из дарлекин-монголов. На тер-рии Средней Азии, Семиречья они (тогуз-огузы) могли оказаться вместе с "кипчакской" волной 10-11 века, либо раньше, т.е. конец 8 века и 9 века. 

Здесь нет никаких противоречий.

Link to comment
Share on other sites

В 08.04.2023 в 17:02, Zake сказал:

Исходя из этого я предположил, что  значит он и контролировал эти территории, т.е. с как минимум с Иссык-куля.

Уйгурский каганат контролировал земли он ок, тюргешей, вплоть до Сырдарьи.

 

Если честно,то я не представляю себе "контроля" сидя за 2000 км., к тому же будучи отгороженным непроходимым Алтайским хребтом.

Что-то в этом деле не так...

 

Link to comment
Share on other sites

23 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Если честно,то я не представляю себе "контроля" сидя за 2000 км., к тому же будучи отгороженным непроходимым Алтайским хребтом.

Что-то в этом деле не так...

 

Прочитайте работу Камалова А. Там всё с ссылками на источники.

Link to comment
Share on other sites

 
Результаты раскопок кимакского могильника 7-8 веков в Восточном Казахстане. Мужская гаплогруппа имеет те же характерные признаки (снип Y-15552), присущие современным казахам Западного Казахстана (Младший жуз). Женская гаплогруппа родом из Юго-Восточной Азии, что тоже не менее интересно.
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Zerek сказал:
Результаты раскопок кимакского могильника 7-8 веков в Восточном Казахстане. 

 

А где именно в Восточном Казахстане?

И чем обосновывается,что это кимакский могильник?

 

Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

А где именно в Восточном Казахстане?

И чем обосновывается,что это кимакский могильник?

 

 

да не знаю. в фб наткнулся. статью пытался найти не нашел

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Zerek сказал:
 
 
Результаты раскопок кимакского могильника 7-8 веков в Восточном Казахстане. Мужская гаплогруппа имеет те же характерные признаки (снип Y-15552), присущие современным казахам Западного Казахстана (Младший жуз). Женская гаплогруппа родом из Юго-Восточной Азии, что тоже не менее интересно.

Что здесь смущает?

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Zake сказал:

Что здесь смущает?


Не знаю кого и что смущает, но по этим данным выходит, что алшины это кимаки.

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, Zerek сказал:


Не знаю кого и что смущает, но по этим данным выходит, что алшины это кимаки.

Согласно Гардизи кимаки татарского происхождения.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Zake сказал:

Согласно Гардизи кимаки татарского происхождения.

Да, логично. Жаль что два года с выхода поста и молчок.

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, Zerek сказал:

Да, логично. Жаль что два года с выхода поста и молчок.

На форуме обсуждали же. Асан тогда сомневался в достоверности этих днк- результатов (риск загрязнения). 

Если результаты достоверные, лично я никакого противоречия не вижу: алчины - это алчи-татары РАДа.

Link to comment
Share on other sites

18 минут назад, Zake сказал:

На форуме обсуждали же. Асан тогда сомневался в достоверности этих днк- результатов (риск загрязнения). 

Если результаты достоверные, лично я никакого противоречия не вижу: алчины - это алчи-татары РАДа.

 

Не видел обсуждения.

Link to comment
Share on other sites

В 19.11.2022 в 11:39, АксКерБорж сказал:

Я излагаю чисто свое мнение по локализации страны кимаков из-за заметного (по крайней мере мне) несоответствия локализации современных историков страны кимаков с Омской и Павлодарской областями.

И в то же время удивительного сходства описания страны кимаков с географией долины Черного Иртыша и прилегающих областей в Китае.

Навряд ли Гардизи о такой глубине снега написал бы, что он высотой с копье про снег в степях Омской и Павлодарской областей.

 

Недалеко от казахско-китайской границы.

Урджарский район, аул Казымбет.

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
20 часов назад, АксКерБорж сказал:

Я излагаю чисто свое мнение по локализации страны кимаков из-за заметного (по крайней мере мне) несоответствия локализации современных историков страны кимаков с Омской и Павлодарской областями.

И в то же время удивительного сходства описания страны кимаков с географией долины Черного Иртыша и прилегающих областей в Китае.

Навряд ли Гардизи о такой глубине снега написал бы, что он высотой с копье про снег в степях Омской и Павлодарской областей.

Кимаки граничили и постоянно воевали с ен. кыргызами. Значит граница проходила где-то в западной Монголии, а все Прииртышье было под ними, в том числе и Черный Иртыш. На юго-запад их власть простиралась вплоть до Сыр-Дарьи.

Link to comment
Share on other sites

59 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

В.В. Тишин пишет, что Йемек (Jemäk) это скорее всего личное имя какого-то предводителя.

Трудно поверить, что созвучие кимек-йемек - простое совпадение c разной семантикой.

"Со значительной долей уверенности можно предполагать, что реконструируемое *jemak nam tölük ( türük) kül erkin, явно изначально обозначавшее личное имя, маркирует в китайском тексте определенную подвластную некоему предводителю группировку. Здесь слово *jemak может выступать в качестве элемента собственно личного имени этого предводителя и быть названием племенной группировки, из которой он происходил. Первый вариант предпочтительнее, если интерпретация второго элемента в реконструированном сочетании как согдийской лексемы верна, то *jemak nam буквально может быть истолковано как ‘носящий имя йемек' [Зуев. 2004. _\« 2. с. 3]. Первое предположение видится более логичным, если учитывать, что далее
в источнике сочетание янь-мо (< *jemak) упоминается самостоятельно.
"

"Сложение племенного союза кимеков, согласно Гардизи, произошло именно в долине Иртыша, куда прибыли представители различных племенных группировок, основной из которых была группировка йемек. Ее название фиксируется китайскими источниками в форме янь-мо уже в середине VII в. Изначально это название было упомянуто как личное имя некоего предводителя."

Источник: "Кимеки и чу-му-кунь: заметки по поводу одного отождествления" В.В.Тишин

Зуев по сути согласен, что Йемек это личное имя:

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/20Roots/201Seyanto/ZuevSeyantoRu.htm

Впринципе в легенде, записанной Гардизи, уже есть подсказка.

Название одного (Имак) или двух (Ими, Имак) племен распространилось на весь союз. 

К слову, их исчезнувшая столица Имакия также называлась Кимакия.

Цитата

начальник татар умер и оставил двух сыновей, старший овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, и боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река… После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад… увидев их, рабыня вышла и сказала: „Эр тущ“ — то есть „остановитесь“ (дословно „мужи слезте с коней“. — Прим. А. Р.), отсюда река получила название Иртыш… Когда снег растаял… они послали одного человека в татарский лагерь… тот, пришедший туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения; пришёл враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к этому человеку с гор… все они направились к Иртышу… собралось 750 человек…они… образовали 7 племён, по имени 7 человек

Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Zake сказал:

Я это уже все давным давно читал.

Давайте свои свежие мысли по теме, если есть. А так что за ними повторять как попугай, что кимаки- это кумоси из Хингана, а йемек  - это янмо  и т.д. Да вообще все это не факт, но историки любят друг друга цитировать, и ошибочную мысль порой могут возвести в некую аксиому и заставляют в неё всех поверить, а кто не согласен тот фольк.

Ну я в этой теме выше выразил своё мнение, и оно совпадает с множеством других (Йемек=Кимек - имя предводителя). Навряд ли я смогу тут что-то лучше предложить, т.к. особых противоречий в этой версии не вижу.

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Ну я в этой теме выше выразил своё мнение, и оно совпадает с множеством других (Йемек=Кимек - имя предводителя). Навряд ли я смогу тут что-то лучше предложить, т.к. особых противоречий в этой версии не вижу.

Я сомневаюсь, что вы изучили всю литературу по кимекам. А так да, соглашаться можно с предыдущими версиями , но толку от всего этого для дискуссии со мной, ведь ничего нового вы не написали. Я же говорю, что все это давным давно читал и в курсе этой точки зрения.

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Zake сказал:

Я сомневаюсь, что вы изучили всю литературу по кимекам. А так да, соглашаться можно с предыдущими версиями , но толку от всего этого для дискуссии со мной, ведь ничего нового вы не написали. Я же говорю, что все это давным давно читал и в курсе этой точки зрения.

Так я и не планировал ничего нового писать по этой теме. Всё новое - хорошо забытое старое)) 

Link to comment
Share on other sites

Йамак - «некрасивый», «уродливый» (тюрко-иранский изоглосс).

А его брат Ими это возможно Йәмле (йәм), то есть «красивый» на башкирском. Йима - авестийская форма.

Источник:  Хамидуллин Салават Ишмухаметович « БУРДЖАНЫ: ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, ГИПОТЕЗЫ»

P.S. Наверно впереди потом приписали «к» (кимак), потому что называть целый народ уродливым - не комильфо 😁

P.P.S. Хотя везде пишут, что авестийское Йима (Yima) это близнец. Так что еще надо разбираться...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Джамшид

Отрывок из https://otuken.kz/giperboreya-iii-razdel/

Цитата

Янбике или «Йам бике»

Заслуживает внимания имя Янбирде, упоминаемое в башкирском эпосе «Богатырь Урал» в связи с происхождением главного героя. В эпосе Янбике – мать батыра Урала и Шульгена, а Янбирде – их отец. Как нам представляется, компонент ян в этих именах правильнее объяснять не через тюркское жан (йан, душа, т.е. Йанберде – Жанберді), а как слово йам (йам > йан > ян). Присутствие общего компонента ян в имени отца и матери эпического батыра, положение батыра Урала в первоначальном поколении в башкирской эпической родословной указывает на большую обоснованность гипотезы ян > йам, нежели ян > йан. В эпической родословной Янбирде и Янбике имеют характер прародителей, т.е. по своему месту и функциям они соответствуют индийским Яма и Ями, «авестийским» Йима и Йимак, древнеперсидским Йама и Йамак. Это – первое. От пары прародителей появляются на свет два сына-близнеца Урал и Шульген. Это дуалистические близнецы, с точки зрения мифологической генеалогии они входят в категорию первопредков. От Урала было четыре сына (ребенка) – Яик, Нугуш, Идель, Сакмар. От Яика – батыр Сура, от батыра Сура — Хаубан[25]. Только после этого в родословие введены реальные башкирские этнонимы в виде имен предков. Таким образом, имена Янбирде и Янбике восходят к древнему образу Йам – Великой Богини-матери, являются отголоском этнонима мадьяр (этногенетическое начало современных башкиров и венгров имеет общие моменты). Они могут рассматриваться как яркий пример сохранения древнего мифологического понятия в эпико-генеалогической традиции.

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Йамак - «некрасивый», «уродливый» (тюрко-иранский изоглосс).

А его брат Ими это возможно Йәмле (йәм), то есть «красивый» на башкирском. Йима - авестийская форма.

Источник:  Хамидуллин Салават Ишмухаметович « БУРДЖАНЫ: ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, ГИПОТЕЗЫ»

P.S. Наверно впереди потом приписали «к» (кимак), потому что называть целый народ уродливым - не комильфо 😁

P.P.S. Хотя везде пишут, что авестийское Йима (Yima) это близнец. Так что еще надо разбираться...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Джамшид

Отрывок из https://otuken.kz/giperboreya-iii-razdel/

Походу этимология красивый-уродливый это уже наносной башкирский (кимакский?) фольклор или вообще выдумка автора диссертации С. Хамидуллина.

Оригинальную этимологию мы находим в авестийском мифе (у которого впрочем есть ведийский аналог):

Йимак (Йамаг) - сестра-близнец Йима (Йама).

Может одна и та же внешность на человеке мужского пола смотрелась красиво, а на женщине - уродливо? Мысли вслух...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ями_(мифология)

https://ziyouz.com/books/jurnallar/moziydan_sado/Moziydan sado - 2005-1.pdf

P.S. Неслучайно Кашгари вместе упоминает Башкир и Йемеков:

Цитата

«У племен кыргыз, кипчак, огуз, тух- си, ягма, чигиль, уграк, чарук чистый единый тюркский язык. К ним близок язык йемеков и башгиртов» 

«Я представляю расположение каждого [тюркского] племени по порядку [с Запада], от предместий Рума до Машрика, включая и язычников и мусульман, начиная с тех, что ближе к Руму. Это Бажанак, затем Кифчак, Угуз, Йамак, Башгирт…»

P.P.S. Йамак - "младшая сестра" на чувашском.

Link to comment
Share on other sites

В 17.03.2025 в 12:55, Rust сказал:

Кимаки граничили и постоянно воевали с ен. кыргызами. Значит граница проходила где-то в западной Монголии, а все Прииртышье было под ними, в том числе и Черный Иртыш. На юго-запад их власть простиралась вплоть до Сыр-Дарьи.

 

Я про описание Гардизи. Про то, что оно не соотносится с климатом среднего и нижнего Иртыша, но подходит под климат областей верхнего Иртыша.

Вероятно где-то там на Алтае они и соседствовали с кыргызами. К тому же кыргызы вроде никогда не фиксировались на среднем и нижнем Иртыше, а в районе Горного и Большого Алтая емнип да.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...