Кыпчак Опубликовано 18 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2021 Митаны, относящиеся к племенам хурритов, в середине II тысячелетия до н. э. жили вокруг Урмии. Не случайно Урмия, на протяжении долгой истории знавшая такие названия как Тала, Абыгёл, Шерат, Чачеста, в те далекие времена носила название Матиана или Мантиана. Близость каракалпакских мюйтенов и узбекских митанов с Иранским Азербайджаном не прошла мимо внимания арабского историка Магдуси. В некоторых научных источниках также указывается, что каракалпаки родом из соседних Южному Азербайджану и Мессопотамии территорий. В каракалпакском фольклоре говорится о городе Самире, стоящем на опорах. Одно из названий древней столицы Южного Азербайджана Хамадана - Хангматан, также говорит о связи с митанами. И в наши дни от Тебриза на восток расположена степь Майан или Махан. Есть здесь и село с тем же названием. Из сотен примеров, показывающих, что Урмия одна из древнейших обителей тюркоязычных народов, азербайджанцев, укажем на название города Шиз, считающегося родиной Зороастра. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 20 минут назад, asan-kaygy сказал: https://cyberleninka.ru/article/n/kalmaki-i-kazaki-v-dokumente-1614-goda Калмаки и казаки в документе 1614 годаТекст научной статьи по специальности «История и археология» Дремов Игорь Иванович, Кольцов Петр Михайлович, Имеев Владимир Очирович Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 По законам лингвистики калмак мог трансформироваться в калпак? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 2 часа назад, кылышбай сказал: По законам лингвистики калмак мог трансформироваться в калпак? Мог. Но не у тюркоязычных. Потому что суффикс -мақ во всех тюркских где он есть вполне устойчив. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 11 минут назад, Nurbek сказал: Мог. Но не у тюркоязычных. Потому что суффикс -мақ во всех тюркских где он есть вполне устойчив. Ну почему у нас болмайды - нельзя, а у кыргызов - болбойт? Всё таки б-м и в аффиксах переходят Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 1 минуту назад, Zake сказал: Ну почему у нас болмайды - нельзя, а у кыргызов - болбойт? Всё таки б-м и в аффиксах переходят Да, но речь конкретно про -мак. Он и в казахском и в огузских и в карлукских звучит одинаково. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 8 минут назад, Nurbek сказал: Да, но речь конкретно про -мак. Он и в казахском и в огузских и в карлукских звучит одинаково. например среди тарбагатайских кыргызов есть род "каракалпак", но есть мнение что это "каракалмак" https://www.gumilev-center.ru/kirgizy-buddisty/ ;...Родовое название «каракалпак», которое нашло отражение в работе Кудайберген Кике улы, имеющий также название чотай, может быть искаженной передачей слова «кара-калмак» — так называли собственно джунгар – ойратов – западных монголов.." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 1 минуту назад, Zake сказал: например среди тарбагатайских кыргызов есть род "каракалпак", но есть мнение что это "каракалмак" https://www.gumilev-center.ru/kirgizy-buddisty/ ;...Родовое название «каракалпак», которое нашло отражение в работе Кудайберген Кике улы, имеющий также название чотай, может быть искаженной передачей слова «кара-калмак» — так называли собственно джунгар – ойратов – западных монголов.." Ну если речь именно про кыргызский в котором вроде нет суффикса -мақ то допускаю что такая трансформация могла произойти. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 2 hours ago, кылышбай said: По законам лингвистики калмак мог трансформироваться в калпак? Есть исторические Хар халбаги с джунгарского языка, упоминающие группу каракалпаков на северо-восточных территориях нынешнего Казахстана. А вообще, трансформация исключена, ибо слова имеют разные значения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 3 minutes ago, Zake said: например среди тарбагатайских кыргызов есть род "каракалпак", но есть мнение что это "каракалмак" https://www.gumilev-center.ru/kirgizy-buddisty/ ;...Родовое название «каракалпак», которое нашло отражение в работе Кудайберген Кике улы, имеющий также название чотай, может быть искаженной передачей слова «кара-калмак» — так называли собственно джунгар – ойратов – западных монголов.." Это лишь мнение, а факт в том, что на территории нынешнего Кыргызстана в начале 20 века каракалпаки проживали, только в одном городе Ош проживало более 1600 каракалпаков, сейчас около 13 человек, то есть, можно сказать никого из каракалпаков нет. Отсюда и разные мнения появляются. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Только что, Kamal сказал: Это лишь мнение, а факт в том, что на территории нынешнего Кыргызстана в начале 20 века каракалпаки проживали, только в одном городе Ош проживало более 1600 каракалпаков, сейчас около 13 человек, то есть, можно сказать никого из каракалпаков нет. Отсюда и разные мнения появляются. Я всё таки считаю, что версия Асана Кайгы имеет все основания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Just now, Zake said: Я всё таки считаю, что версия Асана Кайгы имеет все основания. Скорее всего золотоордынские калмаки какие-то локальные группы ойратов Чингисхана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 23 минуты назад, Kamal сказал: Скорее всего золотоордынские калмаки какие-то локальные группы ойратов Чингисхана. Не думаю. Каких это калмаков Улуса Джучи продолжал обращать в ислам беклярбек Едиге? И по контексту вроде не так далеко от Кафы) Может это послужит ключом к разгадке? http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Klavicho_2/text5.phtml?id=11515 ..У императора Тотамиша был сын, которого Едигуй выгнал из его земли. Тотамишь бежал в землю, которая недалеко от Самарканда, а сын в Кафу, Генуэзский город, который граничит с Татарией. Едигуй напал на этот город Кафу, потому что сын Тотамиша оттуда воевал с ним и нанес большой вред всей земле; жители города заключили мир с Едигуем, а сын Тотамиша бежал к Тамурбеку. Этот Тотамишь и сыновья его живы и в дружбе с Тамурбеком. А Едигуй обратил и обращает постоянно Та-тар в магометанскую секту; еще недавно они не верили ни в ту веру ни в другую, пока теперь не приняли магометанства.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 31 minutes ago, Zake said: Не думаю. Каких это калмаков Улуса Джучи продолжал обращать в ислам беклярбек Едиге? И по контексту вроде не так далеко от Кафы) Может это послужит ключом к разгадке? http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Klavicho_2/text5.phtml?id=11515 ..У императора Тотамиша был сын, которого Едигуй выгнал из его земли. Тотамишь бежал в землю, которая недалеко от Самарканда, а сын в Кафу, Генуэзский город, который граничит с Татарией. Едигуй напал на этот город Кафу, потому что сын Тотамиша оттуда воевал с ним и нанес большой вред всей земле; жители города заключили мир с Едигуем, а сын Тотамиша бежал к Тамурбеку. Этот Тотамишь и сыновья его живы и в дружбе с Тамурбеком. А Едигуй обратил и обращает постоянно Та-тар в магометанскую секту; еще недавно они не верили ни в ту веру ни в другую, пока теперь не приняли магометанства.... Вы посмотрите на даты. Когда Едиге обращал всех в Ислам, Ногайской орды ещё не было, а был только Мангытских родной юрт Едиге. А пределы МЮ Трепавлов расчертил - Волга, Урал и Туркестан, которые соответствуют сакральной топографии каракалпаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Только что, Kamal сказал: Вы посмотрите на даты. Когда Едиге обращал всех в Ислам, Ногайской орды ещё не было, а был только Мангытских родной юрт Едиге. А пределы МЮ Трепавлов расчертил - Волга, Урал и Туркестан, которые соответствуют сакральной топографии каракалпаков. Едиге обращал не всех, а именно калмаков. Т.е. ордынских калмаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Just now, Zake said: Едиге обращал не всех, а именно калмаков. Т.е. ордынских калмаков. И вы считаете, что эти татары были каракалпака и? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 9 минут назад, Kamal сказал: Вы посмотрите на даты. Когда Едиге обращал всех в Ислам, Ногайской орды ещё не было, а был только Мангытских родной юрт Едиге. А пределы МЮ Трепавлов расчертил - Волга, Урал и Туркестан, которые соответствуют сакральной топографии каракалпаков. Как вы этот текст понимаете? http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Arabshah_2/text1.phtml?id=12572 ...Другая причина похода его (Тимура) в эти владения, хотя бы в ней и не было надобности, заключалась в следующем: эмир Идику был у Токтамыша одним из главных эмиров левой стороны, (одним) из вельмож, избиравшихся во время бедствий для устранения их, и из людей здравомыслия и совета; племя его называлось Кунграт.... 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Just now, Zake said: Как вы этот текст понимаете? http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Arabshah_2/text1.phtml?id=12572 ...Другая причина похода его (Тимура) в эти владения, хотя бы в ней и не было надобности, заключалась в следующем: эмир Идику был у Токтамыша одним из главных эмиров левой стороны, (одним) из вельмож, избиравшихся во время бедствий для устранения их, и из людей здравомыслия и совета; племя его называлось Кунграт.... Но у нас нет племени Кунграт. Есть только Арыс Конрат - Хорезмский, который подразумевает Арыс - объединение разных родов и племен Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Только что, Kamal сказал: Но у нас нет племени Кунграт. Есть только Арыс Конрат - Хорезмский, который подразумевает Арыс - объединение разных родов и племен Я знаю. Но почему здесь пишут что племя Едиге это кунграт? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Just now, Zake said: Я знаю. Но почему здесь пишут что племя Едиге это кунграт? Потому что, он из Хорезма. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 2 часа назад, Kamal сказал: Потому что, он из Хорезма. Вы сами часто приводили слова Бердаха, дескать у каракалпаков две оглобли, т.е. основы - это арысы мангыт и конгират. Мы видим что и мангыт (по шежире племя Едиге) и конгират (племя Едиге по Арабшаху) соотносятся именно с Едиге по источникам. Теперь из данных Клавихо следует что Едиге обращал в ислам неверных татар (т.е. ордынских калмаков) "...Едигуй обратил и обращает постоянно Та-тар в магометанскую секту; еще недавно они не верили ни в ту веру ни в другую, пока теперь не приняли магометанства...." Т.е. логично что беклярбек Едиге начал подтягивать этих неверных калмаков именно в свой личный юрт, основой которого были мангыт и конгират. Поэтому в этих обстоятельствах логичнее предположить что каракалпак это именно измененное каракалмак нежели какие-то древние черные клобуки (которые назывались караборикли). Здесь Асан Кайгы безусловно прав. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Т.е. Едиге продолжил дело Узбек-хана по исламизации кочевников Улуса Джучи - и конечно новообращенных мусульман (бывших калмаков) он затаскивал именно в свой юрт. Тем более емнип есть шежире где Калмак является сыном Узбека. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Ту же самую политику после смерти Едиге имхо продолжили его потомки. Ведь все это неодномоментный процесс. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 Just now, Zake said: Вы сами часто приводили слова Бердаха, дескать у каракалпаков две оглобли, т.е. основы - это арысы мангыт и конгират. Мы видим что и мангыт (по шежире племя Едиге) и конгират (племя Едиге по Арабшаху) соотносятся именно с Едиге по источникам. Теперь из данных Клавихо следует что Едиге обращал в ислам неверных татар (т.е. ордынских калмаков) "...Едигуй обратил и обращает постоянно Та-тар в магометанскую секту; еще недавно они не верили ни в ту веру ни в другую, пока теперь не приняли магометанства...." Т.е. логично что беклярбек подтянул этих неверных калмаков в свой юрт, основой которого были мангыт и конгират. Поэтому в этих обстоятельствах логичнее предположить что каракалпак это именно измененное каракалмак нежели какие-то древние черные клобуки. Здесь Асан Кайгы безусловно прав. Калмаки это ойраты Чингисхана, казаковавшие вместе с русскими казаками, а татары, которых Едиге склонял к исламу это тюркские племена. То есть, для Едиге важна была многочисленность черных народов - тюрков, а не малое количество властелинов - монголов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2021 9 минут назад, Kamal сказал: Калмаки это ойраты Чингисхана, казаковавшие вместе с русскими казаками, а татары, которых Едиге склонял к исламу это тюркские племена. То есть, для Едиге важна была многочисленность черных народов - тюрков, а не малое количество властелинов - монголов. Калмак - это не принявшие ислам кочевники улуса Джучи после религиозн. реформы Узбекхана. Их обратили в ислам Едиге и его потомки. Вот и все ваши связи с Ногайской ордой. Никакой мистики и связи с клобуками. Всё просто и не усложняйте картину. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться