Перейти к содержанию
АксКерБорж

Буктаг-Бокка-Гугу-Саукеле - головной убор средневековых татаро-монголок - в прошлом и в настоящем

Рекомендуемые сообщения

Да, да, Азбаяр, национальный костюм, традиционная одежда народов не меняется, на то они и национальные.

 

А раз монголы в 21 веке стали реконструировать восточно-казахский (аргынский, уакский, найманский, керей[т]ский, меркитский) саукеле как прямую наследницу средневекового татарского головного убора "буктаг-бокка-гугу" и не знакомы с ним, то значит у монголов совершенно другие национальные головные уборы. 

 

Монголки думают, что реконструируют головной убор татарок-монголок времен Чингизхана, но на самом деле они автоматически и не осознавая того реконструируют восточно-казахский (аргынский, уакский, найманский, керей[т]ский, меркитский) саукеле: ;)

 

3.jpg

image.jpg

2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург.

С.М. Дудин. 1899 год.

Головной убор невесты - Саукеле (наследница средневекового татарского-монгольского "буктаг - бокка - гугоу").)

Павлодарский уезд.

2.jpg

2.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.09.2019 в 18:40, АксКерБорж сказал:

Нашел это старинное фото в цветном изображении.

Супер!

Какое богатство наряда, даже лицо невесты видно, очень красивая девушка.

423-12.jpg

ECs6pu_XoAAbrKp?format=jpg&name=medium

 

И сравните реальный исторический казахский оригинал (Лепсинский уезд, 1897 год) с монгольской искусственной реконструкцией 21 века незнакомого монголам головного убора:

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.12.2019 в 03:12, АксКерБорж сказал:

BUKTAG---BOKKA---GUGU---SAUKELE---IZ-FONBUKTAG---BOKKA---GUGU---SAUKELE---IZ-FON

 

Ув. Азбаяр, на ваших фото вверху - саукеле из фондов ЦГМ Казахстана (на моем фото он же), внизу - саукеле из фондов Кунсткамеры России.

Судя по характерным формам и конструкциям, особенно верхний саукеле, не относится к северо-восточным или восточным головным уборам с характерным лебединым изгибом купола, как у средневековых татарок времен Чингизхана. Скорее он юго-западный саукеле, цилиндрический.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.12.2019 в 16:42, АксКерБорж сказал:

 

Может я ошибаюсь конечно, но я еще с первых лет его открытия грешным делом подумал, что стрелы вовсе не от головного убора, что они возможно могли просто лежать рядом с головой воина. В моей голове никак не может ужиться мысль, что стрелы это детали головного убора, хуже того, что головной убор это одновременно колчан. :)

 

Вы не ответили на вопрос. Скорей это женщина с головным убором  жрицы. Впрочем   мужчины тоже могли  надевать по случаю корону жрецов. Но почему то форма этого головного убора сохранилась до 19 века у казахов Семиречья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 июля 1891 года цесаревич Николай Александрович Романов, тогда ему было 23 года (позже император Николай II, трагически погибший со своей семьей от рук коммунистов в Екатерибурге в 1918 году), в сопровождении своей свиты прибыл на пароходе в казахский аул на берегу Иртыша в 12 верстах от Омска.

 

Степным генерал-губернатором Таубе и самыми уважаемыми в Степи казахскими  биями, старшинами и другими казахами была организована грандиозная встреча гостя.

 

Степными повелителями были вручены наследнику российского престола дорогие подарки...

 

На фото (внизу на земле) саукеле (буктаг-бокка-гугу). По конструкции видно, что это саукеле северного и северо-восточного казахского типа.

На фото оно лежит на земле.

image.jpg

 

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25.02.2020 в 12:40, Steppe Man сказал:

%D0%A5%D1%8D%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D0%

Это мода на средневековое татарское и на казахское.

А это свой, родной национальный женский головной убор халха-монголок:

ESb4X8wUEAAEO9B?format=jpg&name=large

EU_vGpRVAAAUm8U?format=jpg&name=large

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/29/2019 at 2:51 PM, Steppe Man said:

5a6c162954c955b7063c9460bcadd223.jpg

 

Это не каракалпакское саукеле, а сравнительная картина Дэвида Ричардсона, исследовавшего происхождение саукеле. Его книга вышла в нескольких томах и во всех картинах он сделал надпись "karakalpak.com" (каракалпакская экспедиция).

Здесь одна из его книг, посвященной саукеле. Помимо каракалпакских экземпляров, он загружал саукеле и других народов. Хотя на картинке надпись "karakalpak.com" , но внизу он делает записи о принадлежности саукеле.

Можно посмотреть по этой ссылке:  http://karakalpak.com/sawkele02.html

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31.12.2019 в 17:02, АксКерБорж сказал:

Головной убор невесты - Саукеле (наследница средневекового татарского-монгольского "буктаг - бокка - гугоу").)

Угадайте народность... Чьи наследники???

0f9dc563c69c7271b42522616824fe4f--russia

7c837f87fbf4969bc001f5d7e71d952d.jpg

А это скифское наследие???:blink: если по форме судить...

a8f294ee4fd657b08c8873e1f125e5be--weddin

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/4/2020 at 1:16 PM, АксКерБорж said:

15 июля 1891 года цесаревич Николай Александрович Романов, тогда ему было 23 года (позже император Николай II, трагически погибший со своей семьей от рук коммунистов в Екатерибурге в 1918 году), в сопровождении своей свиты прибыл на пароходе в казахский аул на берегу Иртыша в 12 верстах от Омска.

 

Степным генерал-губернатором Таубе и самыми уважаемыми в Степи казахскими  биями, старшинами и другими казахами была организована грандиозная встреча гостя.

 

Степными повелителями были вручены наследнику российского престола дорогие подарки...

 

На фото (внизу на земле) саукеле (буктаг-бокка-гугу). По конструкции видно, что это саукеле северного и северо-восточного казахского типа.

На фото оно лежит на земле.

image.jpg

 

 

 

Меня на этом фото больше заинтересовал костюм казаха.

А еще окна в юрте

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Kenan сказал:

Меня на этом фото больше заинтересовал костюм казаха.

А еще окна в юрте

 

Ув. Kenan, окон в юртах не бывает, не считая купольного дымового отверстия. 

На фото вывешены какие-то коврики, разобрать трудно.

А костюм как костюм.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

07.08.2019 в 18:10, АксКерБорж сказал:

 

 

Почему бесполезно?

Покажите те письменные источники, древние изображения или археологические артефакты, где кыпчачки носили бы такой головной убор.

Бог с ним с названием (бугтек, бокка, гугу), покажите нам хотя бы внешние сходства. Если честно, то я ни разу не наталкивался на это.

Языки и культура у куманов и татаров (средневековых монголов) были близки, это очевидно, но чтобы женские головные уборы были одинаковыми я пока не видел.

Было бы любопытно увидеть.

 

Этот головной убор называется бокке, изготовлен из тонкого листового серебра, относится к периоду XII-XIII века Кимакского каганата, найден на территории Павлодарской области. В погребении также были обнаружены серебряный убор, серебряное зеркало с изображением животных и серебряная брошка», - рассказала директор КГКП «Павлодарский историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина» Гульнара Нурахметова.

Бокки в археологических памятниках Павлодарского Прииртышья как правило конусовидные, что видимо связано с местными этническими различиями. В XIII-XIV веках основное население Казахстана составляли тюркоязычные кимако-кыпчакские племена

 

По словам эксперта, погребение принадлежало женщине, обладающей высоким социальным статусом.

«Бокке украшался драгоценными и полудрагоценными камнями, перьями филина (в зависимости от социального статуса). Убор изготавливался из войлока, бересты и серебра».

Кыпчаки участвовали в формировании многих тюркоязычных народов — казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен, татар, башкир, алтайцев и некоторых народностей Северного Кавказа. Кыпчакские этнические элементы вошли в состав османских турок, египтян, венгров. История кыпчаков, ранние этапы становления их культуры связаны с Казахстаном. Первое появление кимаков (йемеков) в Казахстане на Иртыше может быть отнесено к середине VII в., хотя о дальнейшем их существовании здесь, до середины IX в., пока ничего неизвестно.

В IХ в. происходит сложение кимакской федерации, в ее входили и кыпчаки, о которых из источников известно, что кыпчаки «более дикие, чем кимаки. Их царь назначается кимаками». Приведенные материалы позволяют относить второй этап в истории кимако-кыпчакского объединения (сложение федерации) к середине — второй половине IX в.
Третий этап связан с расселением кимако-кыпчакских племен, освоением ими больших регионов Евразии, что привело к образованию определенной культурной общности в рамках созданного ими объединения, это Х—XII вв.

Археологические памятники кимаков на Иртыше. Кимакская принадлежность памятников конца I тыс. н. э. на территории Восточного Казахстана (Верхнее Прииртышье) ни у кого из исследователей, занимавшихся этим вопросом (С.С. Черников, Ф.Х. Арсланова, Е.И. Агеева, А.Г. Максимова и др.), сомнения не вызывала. В 1973 г. Д.Г Савиновым было предложено идентифицировать с кимаками (в широком этнокультурном значении термина) памятники сросткинской культуры Северного Алтая и прилегающих районов юго-западной Сибири.

Близость восточно-казахстанских и северо-алтайских материалов подтвердилась раскопками аналогичных памятников на Западном Алтае, соединивших в единый ареал зону распространения культурных традиций, центр сложения которых находился, по всей вероятности, на Иртыше.

Наиболее крупные археологические исследования на Иртыше были произведены С.С. Черниковым (могильники Пчела, Кызыл-Ту, Славянка, Юпитер), Е.И. Агеевой и А.Г Максимовой (могильники Трофимовка, Подстепное, Совхоз 499 и др.), Ф.Х. Арслановой (могильники Зевакинский, Орловский, Бобровский и др.). В последние годы самые значительные раскопки средневековых погребений в Прииртышье были произведены в зоне затопления Шульбинской ГЭС С.М. Ахинжановым, Ю.И. Трифоновым. Материалы раскопок могильников Джартас, Измайловка, Акчий II, Карашат полностью опубликованы. Всего здесь исследовано более 100 погребений конца I тыс. н. э., датировка которых определяется в пределах IX—X вв., реже IX—XI вв. Имеющиеся материалы говорят о значительной концентрации памятников в районе Верхнего Прииртышья, бывшего, очевидно, центром государства кимаков.

44d6bae2fb78efa40ccce4a70d8915f5_crop_l_

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Золотой человек»  ос­танки сакского воина в зо­лотой одежде приблизи­тельно в возрасте 17-18 лет, найденные в Иссыкском кургане. Голова усопшего повернута на за­пад. Могила закрыта дере­вянной крышкой, скреп­ленной железными цепя­ми. Дно выстлано деревян­ными досками, закрыты­ми покрывалом с золоты­ми бляхами. Одежду золо­того человека украшают свыше 4-х тысяч золотых изделий. Фигуры барса, горного козла, архара, ло­шади, различных птиц вы­полнены в "зверином сти­ле". В изголовье найдена золотая серьга, украшен­ная драгоценными камня­ми. Головной убор пред­ставляет собой высокую ос­троконечную шапку, сход­ную с более поздними ка­захскими головными убо­рами женщин. На шее золотое оже­релье в форме круглого кольца, горловина и рука­ва камзола украшены золотыми бляхами. На пальцах рук два золотых перстня.

   Скорей всего в захоронении находилась  женщина.  Данный вид головного убора женщин сохранилась  вплоть до  начала 20  века среди женщин казашек Семиреченского края. В Петербургской кунсткамере собрана коллекция головных уборов женщин казашек Семиречья из 19 века, которыми  АКБ  заливает  по сабжу:qyrgyz_new:

    Но и сакские мужчины тоже не оставали и  носили остроконечные щапки, за что их назвали тиграхаудами - носителя остроконечных щапок. Их Геродот еще называл  царскими саками/ скифами.   Со временем мужские шапки  изменились, а вот женские  вкусы оказались консервативными. Это подтверждает тот факт, что    преемственность кочевничей монархии от легендарного Таргитая  тянулась сквозь века  через  туранского владыки Алп Ер Тонга, Огуз хана,  Моде   и других   тюркских, уйгурских, карлукских, тюргешских и других каганов, вплоть до кагана Чингисхана, который сказал китайскому мудрецу, что его царский род тянется от самого  Модэ.  Вот здесь кроется секрет той самой " молниеносной победы" Чингисхана  в объединении под своим знаменем всех тюркских народов, проживавших вдоль и контролировавших еще с сакских времен  Щелковый пути на востоке от Желтого и на западе  до Черного моря.  joie27i35djbxo4gxlng_yyljnfgh8odzpnlpla7

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Коралас сказал:

Этот головной убор называется бокке, изготовлен из тонкого листового серебра, относится к периоду XII-XIII века Кимакского каганата, найден на территории Павлодарской области. В погребении также были обнаружены серебряный убор, серебряное зеркало с изображением животных и серебряная брошка», - рассказала директор КГКП «Павлодарский историко-краеведческий музей имени Г.Н.Потанина» Гульнара Нурахметова.

Бокки в археологических памятниках Павлодарского Прииртышья как правило конусовидные, что видимо связано с местными этническими различиями. В XIII-XIV веках основное население Казахстана составляли тюркоязычные кимако-кыпчакские племена

 

Ув. Коралас, касательно названия.

В письменных источниках о средневековых татарах упоминается 3 названия одного и того же головного убора - Буктаг, Бокка и Гугу.

Пока лишь личные предположения:

Гугу - название и описание подходит под тюркское/какзахское навершие головного убора и его название - Уку (перья филина).

У названий Буктаг и Бокка я думаю один тюркский/казахский корень "Бук" (сгибать), отсюда варианты названия "Буктек - Буктаг" и "Букке - Бокка".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
23 часа назад, Коралас сказал:

относится к периоду XII-XIII века Кимакского каганата, найден на территории Павлодарской области

Это просто треш. Про Кимакский каганат аж в 12-13 веках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10.04.2020 в 14:16, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Коралас, касательно названия.

В письменных источниках о средневековых татарах упоминается 3 названия одного и того же головного убора - Буктаг, Бокка и Гугу.

Пока лишь личные предположения:

Гугу - название и описание подходит под тюркское/какзахское навершие головного убора и его название - Уку (перья филина).

У названий Буктаг и Бокка я думаю один тюркский/казахский корень "Бук" (сгибать), отсюда варианты названия "Буктек - Буктаг" и "Букке - Бокка".

 

. Согласен с вами. Но вы не объяснили, почему головной убор называется Бүктек, по каким особенностям. Тогда мы поймем  связи  смысла слова бүктек с  самим предметом.  Названия бүктек и бүккі  друг от друга далеко не ушли, по видимому это диалектичесие варианты  одного того же словаө понятия

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Коралас сказал:

. Согласен с вами. Но вы не объяснили, почему головной убор называется Бүктек, по каким особенностям. 

 

Могу лишь предполагать и гадать.

Например, потому, что согласно описаниям очевидцев, купол этого головного убора, как правило, был изогнут (бүк) словно лебединая шея.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАРМАЦКАЯ КУЛЬТУРА

 Курганная группа монгольского времени, получившая обозначение «Кармацкий», обнаружена в 1975 г. тогдашними барнаульскими студентами Н.Д. Брусником,  С.В. Цыбом и В.М. Топычкановой, которые предприняли попытку отыскать местонахождение Белоярской крепости...

...При проведении археологических исследований памятника Телеутский Взвоз-I в курганах монгольского времени найдены остатки берестяных изделий, атрибутированные как части женских головных уборов (Тишкин, Горбунов, Казаков, 2002, с. 95). Обнаруженные в трех могилах навершия состояли из двух деталей. Цилиндрическая трубка и раструб, сделанные из берестяных листов в два слоя, имели многочисленные следы сшивания между собой, а также отверстия от закрепления на данный каркас облицовочного материала и украшений...

833645_db5af25342e6d86bca452659548b9974.

833645_b4592615dac04a86ac266fbe9aa15921.833645_8415114ce7de8a5d1ce3dd07e81d2e5e.

https://altarcheomuseum.wixsite.com/altai-archeology/karmackaya-kultura

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ничего буктагного в находке не видно. Может быть ув. Азбаяр нам пояснит? 

Татарским буктагом его посчитали скорее всего нашедшие его халха-монголы ("богтаг малгайн"))).

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...