АксКерБорж Опубликовано 21 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 21 июня, 2018 5 часов назад, AynurAskar сказал: Не припомню, чтобы кто-нибудь на Севере его жаулык называл. Даже мои родственники из ауыла всегда говорили кимешек. Айнур, вы к сожалению не правы. Добросовестно заблуждаетесь вы или намеренно искажаете факты это не имеет значения и не так важно. И вот почему. Если кто внимательный, то должен был давно обратить внимание на такой очевидный факт. Обсуждаемый в теме северный вид женского головного убора в отличие от аналогичного убора других регионов состоял из одной детали - цельно сшитого белого платка с проемом для лица. Три остальных региональных вида убора состоят обязательно из двух деталей - восточный или керейтско-найманский из белого платка и чего-то вроде нагрудника, а южный и юго-западный из белого платка и навершия в виде тюрбана. Я думаю что название "кимешек" относится к одной из двух деталей убора, тогда как другая деталь называлась "жаулык". Какая деталь называлась кимешек надо выяснять дальше, возможно это нагрудник, возможно навершие, а возможно и сам платок. Поэтому вполне логично, что у северного вида убора за неимением второй детали убор назывался жаулык, название кимешек не знакомо по причине его отсутствия как такового! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 21 июня, 2018 9 минут назад, АксКерБорж сказал: Три остальных региональных вида убора состоят обязательно из двух деталей - восточный или керейтско-найманский из белого платка и чего-то вроде нагрудника, а южный и юго-западный из белого платка и навершия в виде тюрбана. Я думаю что название "кимешек" относится к одной из двух деталей убора, тогда как другая деталь называлась "жаулык". Какая деталь называлась кимешек надо выяснять дальше, возможно это нагрудник, возможно навершие, а возможно и сам платок. 10 минут назад, АксКерБорж сказал: Обсуждаемый в теме северный вид женского головного убора в отличие от аналогичного убора других регионов состоял из одной детали - цельно сшитого белого платка с проемом для лица. Поэтому вполне логично, что у северного вида убора за неимением второй детали убор назывался жаулык, название кимешек не знакомо по причине его отсутствия как такового! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 21 июня, 2018 12 минут назад, АксКерБорж сказал: Какая деталь называлась кимешек надо выяснять дальше, возможно это нагрудник, возможно навершие, а возможно и сам платок. Мое предположение, что КИМЕШЕК - это нижняя деталь, нагрудник, на трех видах головного убора, так называемых: - южном - юго-западном - восточном. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 21 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2018 Эти сотрудники Павлодарского государственного университета наверное тоже не знают как и я ваш регион АКБ, хватит вам предоставлять ложную информацию, уже который раз я вас ловлю. Научный журнал Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет средства массовой информации № 4533-Ж выдано Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан 31 декабря 2003 года 1) Например, к тюркско-кыпчакскому этническому пласту относятся манера запахивания одежды на левую сторону. Окаймление халата, камзола-безрукавки нашив ками, размещение цветных строчек, вышивок по краям выреза для головы в кимешеке — женском головном уборе в виде капюшона, со спускающимся вниз по спине треугольником. 2) Замужней женщине считалось не к лицу носить пла тье из яркой ткани, с оборками, вышивкой, тогда как девушка могла носить любое платье на свой вкус, нередко расшитое тамбуром, золотой и серебряной канителью. Правда, молодая женщина могла носить богато отделанные нагрудники — кокрекше из плотной ткани, надеваемые на платье под безрукавку; жаулык — головной убор открытого типа, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, перекрещенные концы которого закидывались на плечи. Но, став женой и матерью, она должна была, как того требует обычай, носить длиннее, чем у девушек, платья без оборок; камзол, застегиваемый спереди на талии большой металлической пряжкой — капсырмой, нередко и на пуговицы. Ношение головного убора, в частности, кимешека и его разновидностей — сулама , шылауым, кундик, орама, определялось древним обычаем, по которому замужняя женщина должна была прятать свои волосы, особенно в височной части, от посторонних глаз. Ей нельзя было непокрытой выходить из дома и занимать ся хозяйством, тогда как девушка, могла, заплетать волосы в две и более косы и не покрывать их вовсе. 3) Через год после замужества женщины начинают носить более простой’, практичный и удобный головной убор — желек. Это упрощенное саукеле., он имеет твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивается глазетом или обертывается фольгой, украшается привесками из золотых и серебряных бляшек со вставка ми самоцветов. Этот головной убор встречается на рисунках художников Е. Корпеева, Л. Мартынова, П. Кошарова и II. Клапрота. После рождения детей молодая женщина переходит к третьему виду головного убора - кимешек. Его обычно носят в возрасте 25—45 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью. В альбоме «Казахский народный костюм» опубликованы кимешеки, хранящиеся в ЦГМК. Среди них выделяется кимешек из белого шелка. Чащечные его части расшиты шелком и очень мелкими жемчужинами. Кимешеки из белой ткани «маре» с вышивкой шелком и отделкой бахромой были представлены на выставке Третьего конгресса ориенталистов в Петербурге и на Всемирной выставке в Париже» [8.-стр. 115]. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 22 июня, 2018 1) Специально для тех, кто не любит самостоятельно анализировать и размышлять, но любит искать в интернете Википедийную информацию, объявления, рекламу, ценники, авторефераты и прочую не совсем надежную и проверенную информацию. 2) Специально для тех кто незабвенно любит название "кимешек", но ненавидит название "жаулык". https://world-jewellery.livejournal.com/52561.html "... Женские головные уборы каменных баб сохранились у тюркских кочевых народов и по настоящее время. Так, низкая повязка из фаты с распущенным на спине одним или двумя концами (жаулык) существует у казак-киргизов и является принадлежностью замужних женщин." http://www.narodko.ru/article/ahat/nat/genckaa_odegda_i_golovnye_ubory_u_kazahov.htm "... Женский головной убор состоял из двух частей: нижней – кимешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани." http://ehistory.kazakh.ru/m/ehistory/42495.php?PAGEN_1=20 "... На голову надевают жаулык (платок), а сверх оного — накладку на лоб, у коей прицеплены нитки жемчуга и коралла." http://e-history.kz/ru/contents/view/3517 "... кимешек (жен. головной убор с вышитым узором), жаулык (убор замужней женщины)." http://www.islamsng.com/kaz/interviews/12512 "... Молодая невеста до одного года носит желек (тонкий шелковый платок, который молодые женщины носят в первые месяцы замужества до того, как надевают жаулык). Став бабушкой, на кимешек одевали жаулык (большой платок, головной убор замужней женщины-казашки из белой материи, оставляющий открытым только лицо), называя женщину «бабушкой в белом платке»." http://www.bilu.kz/kimeshek.php "... В Западном Казахстане у некоторых родовых групп кимешек был неизвестен, замужние женщины носили сложенный по диагонали белый платок - жаулык, концы которого перекрещивали на груди. Верхнюю часть женского головного убора представлял тюрбан: его форма, название и способы ношения различаются в зависимости от места проживания и родовой принадлежности женщины." http://www.voxpopuli.kz/history/800-kak-vyglyadeli-nashi-predki-100-let-nazad.html http://www.ertegi.ru/index.php?id=4&idnametext=510&idpg=1 "... После рождения первого ребенка женщины аула специально приходят в дом к невестке и надевают ей на голову "кимешек". В северных областях это называют "жаулык салды". И напоследок все желающие могут почитать прекрасную статью А.П. Таженовой о казахской национальной одежде, по ссылке: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&ved=0ahUKEwjBhaDEq-bbAhVEhaYKHQjaABEQFgg-MAY&url=http%3A%2F%2Frepository.enu.kz%2Fbitstream%2Fhandle%2F123456789%2F8150%2FEtnotradicionnie%20osobennosti%20%20evolucii%20formirovanii%20kazakhskii%20nacionalnoi%20odejdi%20.pdf&usg=AOvVaw1QpLMGezJyeA-PDniy2IBr "... Женский головной убор состоял из двух: нижней (кимешек), надеваемый на голову, и верхний - в виде тюрбана, наматываемый поверх нижней части убора. Обе части головного убора делались обязательно из белой ткани. Кимешек - наиболее распространенное название головного убора. У казахов Среднего жуза его называли жаулык, а в Восточном Казахстане, у киреев и найманов, он был известен только под последним названием (АКБ: жаулык)." Короче, шах и мат всем любителям кимешеков и недоброжелателям жаулыков, пытающимся рассуждать в республиканском масштабе на основе своих личных местечковых заблуждений. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 22 июня, 2018 6 часов назад, АксКерБорж сказал: У казахов Среднего жуза его называли жаулык, а в Восточном Казахстане, у киреев и найманов, он был известен только под последним названием (АКБ: жаулык)." Залил изображения почти всех видов жаулыка, даже казахов Китая (кереев и найманов). Теперь аналогичный вид жаулыка у казахов (кереев) Монголии. На фото известный акын, ныне покойный, Какей Жанжунулулы с женой: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 22 июня, 2018 4 минуты назад, АксКерБорж сказал: Залил изображения почти всех видов жаулыка, даже казахов Китая (кереев и найманов). Теперь аналогичный вид жаулыка у казахов (кереев) Монголии. Певица Мадина Садуакасова в гостях у казахов Кобды (аймака Ховд, Монголия). На женщине все тот же тип жаулыка, керейско-найманский: 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 июня, 2018 22.06.2018 в 09:50, АксКерБорж сказал: "... После рождения первого ребенка женщины аула специально приходят в дом к невестке и надевают ей на голову "кимешек". В северных областях это называют "жаулык салды". "... Женский головной убор состоял из двух: нижней (кимешек), надеваемый на голову, и верхний - в виде тюрбана, наматываемый поверх нижней части убора. Обе части головного убора делались обязательно из белой ткани. Кимешек - наиболее распространенное название головного убора. У казахов Среднего жуза его называли жаулык, Степной тип женского головного убора замужних женщин. ЖАУЛЫК. Омск, 19 век: 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июня, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 июня, 2018 22.06.2018 в 09:50, АксКерБорж сказал: У казахов Среднего жуза его называли жаулык, а в Восточном Казахстане, у киреев и найманов, он был известен только под последним названием (АКБ: жаулык)." Думаю пришло самое время сделать некоторые исторические аналогии. Если северный, южный и юго-западный виды казахского жаулыка/кимешека пока трудно идентифиицировать в родоплеменном плане, то четвертый тип жаулыка, восточный или Керей-Меркит-Найманский жаулук отождествить в историческом плане не трудно! Ведь такие стороны жизни человека как обычаи связанные с рождением ребенка, смертью человека, кулинария и быт глубоко консервативны Поэтому я думаю знаменитые Керей[т]ки, Меркитки и Найманки времен Чингизхана, будучи замужем, то есть "кьатын", носили такой же жаулык как на фото, сделанном в той же земле, где раньше была родина и улус Чингизхана, в Или-Казахском автономном округе Китая. Это известные всем: керейки: Тогуз-катын, жена Толе и невестка Чингизхана, Соркактани-катын, жена Толе и мать Монке, Кублая, Хулагу и Арик-Буки и другие. меркитка Кулян-катын (Кулан-катун), жена Чингизхана и другие. найманки Кербез-катын (Гербесу), жена Таян-хана и другие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 23 июня, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 23 июня, 2018 18 минут назад, АксКерБорж сказал: Поэтому я думаю знаменитые Керей[т]ки, Меркитки и Найманки времен Чингизхана, будучи замужем, то есть "кьатын", носили такой же жаулык как на фото, сделанном в той же земле, где раньше была родина и улус Чингизхана, в Или-Казахском автономном округе Китая. Мечтать не вредно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 23 июня, 2018 Предположительно, на фото показан наряд казанской царицы Сююмбике. Она в кимешеке (нагрудник), а на голове саукеле. Таким образом, кимешек у каракалпаков как дополнительный элемент идет ко всем видам женского головного убора на торжественный случай. Форма каракалпакского кимешека (нагрудник) точная копия как у царицы Сююмбике. Интересно, бытует ли в языке татар и ногайцев такие термины - жаулык, турме, кимешек и т.д.?! К слову, данный предполагаемый наряд царицы Сююмбике завезен в Казань бывшим жителем (уроженцем) Каракалпакстана. https://www.business-gazeta.ru/article/307278 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 27 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2018 19.06.2018 в 15:49, АксКерБорж сказал: У вас что там дежурство установлено? В выходные здесь с утра до ночи холиварили Almaty с Arсеном, а в будни Момын заступил что ли? Если тебе и им не нравятся мои темы, то есть простой выход - не заходите в них, не читайте и не травмируйте свои нервы и души. Больше я ничего тебе посоветовать к сожалению не могу. Друг Peacemaker своими фотками лишний раз подтвердил мою классификацию жаулыков. Да, на ваших двух фотках типичный для юго-западного Казахстана жаулык с чалмой наверху. Так ведь угадал к чему ты ведешь. Жаль не умею фотографии заливать, а то бы я тебе фото бабушек-апа, из старого альбома, с кимешеками и с чалмой во время торжеств и без чалмы в будни предоставил бы. Смешон ты АКБ. Может АПАШКИ вашего края деньги экономили . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 27 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2018 19.06.2018 в 08:50, arkuk сказал: Да, я далеко не отпрыск профессоров и эти "обороты" очень даже красиво вписываются (все они из жизни и кино про "жизнь"). Как говорил Мюнхгаузен - "умное выражение лица не признак ума". Кем бы жена ни была на мой лексикон не влияет. Влияет, ох как влияет если русская. Знаю примеры. Өзің таза болсаң, маған айтқан ақылың жарасымды болар еді. Поэтому ваши нравоучения не к месту и про девок врать не надо, постепенно завретесь, потом и вам верить перестанут. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 27.06.2018 в 23:52, Momyn сказал: Так ведь угадал к чему ты ведешь. Жаль не умею фотографии заливать, а то бы я тебе фото бабушек-апа, из старого альбома, с кимешеками и с чалмой во время торжеств и без чалмы в будни предоставил бы. Смешон ты АКБ. Может АПАШКИ вашего края деньги экономили . Аман ба, Момын! Распродал ли ты свои горячие пирожки? Если да, то слушай сюда. Теперь от современного «жаулыка-кимешека» замужних казашек их их региональных разновидностей я ухожу вглубь истории и хочу ответить себе на 2 вопроса: 1) Как выглядел головной убор наших далеких бабушек в замужестве в Золотой Орде, как наследниц татарок племен Чингизхана? (именуемых почему-то монголками...) Примечание: С головным убором наших бабушек восточной части Орды - найманок, керей[т]ок и меркиток - я уже почти выяснил, их жаулык наверняка был аналогичен сегодняшнему найман-керей-меркитскому казахскому жаулыку Алтая. 2) На какой вид казахского жаулыка из моей классификации был похож жаулык золотоордынок? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 Итак. Как две капли воды похожий головной убор я обнаружил у части литовок, полячек и белорусок. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 Начну с головного убора части литовских женщин: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 Клавой чую сейчас известные на форуме и в этой теме антижаулыкцы и сторонники казахского культурного инкубатора и однообразия начнут лихорадочно лопатить просторы интернета дабы хоть как-то возразить мне и попытаться связать этот головной убор хоть с чертом рогатым, но не с нашими предками. Сейчас налетят и начнут доказывать, что это обыкновенный платок или это что-то европейское или славянское, и что я зря стараюсь разглядеть в нем абсолютные параллели с тюркским жаулык-кимешек-элечеком. Но вряд ли у них что получится, только трафик свой загубят, если он лимитный конечно, а Момын с этого дня наверно свои пирожки навсегда забросит. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 Теперь от литовского головного убора перехожу к польско-белорусскому: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 Если с литовскими женщинами все более или менее ясно, что это наверняка наследие кочевых литовских татар, занесенное туда в 12 – 13 веках, то на первый взгляд с полячками и белорусками не совсем понятно. Но это только на первый взгляд. Потому что те татары как гласит доступная информация осели не только в Литве, но и как раз в Польше с Беларусью! Все сошлось как в пасьянсе. Поэтому Беларусь это не только широко известная крылатая фраза Александра Лукашенко в белорусском произношении: «я регулярно перетрахиваю кадры и точно знаю, кто врот, а кто не врот», но и колоритная культура как видим. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 Очень важные детали вопроса: а) Название его – намитка, намётка, намитец, обмётка, то есть оно связано с глаголом «наматывать, обматывать» [голову]. Ведь наши названия «жаулык» и «кимешек» тоже образованы от близко семантических глаголов (моя версия) - «жабу» (накрывать, закрывать, покрывать) и «кию» (надевать, одевать). б) Как и у тех далеких кочевых татарок (по существующей фейковой аксиоме они монголки ), как и у современных кыргызок, каракалпачек, казашек, этот головной убор надевался литовками, полячками и белорусками впервые при выходе замуж! в) Этот головной убор как и у нас изготовлялся тоже из белой ткани (по материалам МАЭ: "из белой режи"). г) Кстати в литовском, польском и белорусском традиционном национальном костюме этот головной убор лишь один из видов женского головного убора, потому что параллельно существуют и свои исконные, местные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Теперь от современного «жаулыка-кимешека» замужних казашек их их региональных разновидностей я ухожу вглубь истории и хочу ответить себе на 2 вопроса: 1) Как выглядел головной убор наших далеких бабушек в замужестве в Золотой Орде, как наследниц татарок племен Чингизхана? именуемых почему-то монголками... Примечание: С головным убором наших бабушек восточной части Орды, найманок, керей[т]ок и меркиток я уже почти выяснил, он наверняка был аналогичен сегодняшнему найман-керей-меркитскому казахскому жаулыку Алтая. 2) На какой вид казахского жаулыка из моей классификации он похож? Теперь уже не я один, а все вместе давайте попробуем ответить на второй мой вопрос. Судя по залитым фотографиям в большинстве своем они похожи на казахский жаулык северо-восточного и восточного типа, то есть на жаулыки аргынов, найманов, керей[т] и меркитов! Отсюда мой ответ админу Рустаму на его реплику в период моего отпуска: 23.06.2018 в 15:52, Rust сказал: Мечтать не вредно. Увы, но это далеко не мечта, это явь, это историческая реальность! Даже в этом жаулычно-кимешечном вопросе широко распространенный и любимый всеми миф про монголоязычных татар Чингизхана, будто-бы ставших предками халхасцев, бурятов и калмыков, рассыпается как игрушечный домик!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 Учитывая изложенные откровения не могу не изменить название темы и дополнить его новым названием - намитки: Жаулык - Жоолук - Йалук - Кимешек - Элечек - Намитка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 Кто еще не верит глазам своим я могу показать наглядное сравнение. Здесь культурные потомки (в части одежды) кочевых татарских племен Чингизхана - костюм белорусов и поляков: А здесь не только культурные, но и самые настоящие этнические потомки татарских племен Чингизхана - костюм казахских племен найман, керей[т], меркит: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 1 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 у липок да и не только у них , думаю есть немалый пласт усуней(ушин) , а они по РАДу монголы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 июля, 2018 11 минут назад, Курсант сказал: у липок Вы хотели сказать "у литовок"? 11 минут назад, Курсант сказал: усуней(ушин) , а они по РАДу монголы Если вы под словом "монголы" представляете себе современных халха, бурятов, чахаров и калмыков, то это не так. Я думаю Рашид ад-Дин прекрасно знал что к чему и кто есть кто. Я думаю вся путаница в этнических и географичяеских отождествлениях создалась при его переводах в 19 - 20 веках. У монголоязычных народов не было и сейчас нет такого головного убора. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться