Jump to content
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Recommended Posts

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Я.П. Гавердовский еще в 1803 году описал казахский джаулук (не кимешек!) юго-западного типа, с тюрбаном наверху:

 

"... Для головного убора киргизки берут четыре и пять аршин тафты или кисеи, называемой у их особенно урпяк, и сею сначала накрывают себе голову подобно как шалью, потом надевают стеганную на хлопчатой бумаге или войлочную шапку, которая будучи вышиною до восьми вершков, фигуру имеет подобную отрезанному конусу, но несколько к верху сдавленную. Верх шапки сей обвивают они узким до поларшина и в 3 аршина длиною куском кисеи же (сие полотенце бывает более другого цвета от урпяка. На прилагаемом при сем рисунке литера А изображает замужних женщин, а В – девок (см. рис. 4), тафты или парчи; сию обвивку, вместе с шапкою, называют джаулук. Потом висящими концами наложенного прежде на голову урпяка перевертывают взад и вперед около головы и тем прикрепляют шапку, а остальные концы, обшитые иногда позументом и бахромою, опускают вперед ниже пояса, а сзади свешивается оное из-под шапки во всю ширину материи, и закрывают иногда все плечи и половину спины. Джаулук увивают они еще в ладонь ширины тесьмою или лентою, которых концы висят до самых колен."

 

Ну тебе же уже не раз говорили что молодые девушки не носят кимешек, ты работу мозга иногда включай! :lol:

И вообще то что Гавердовский описал, я на 200% из 100 уверен что он это описал Саукеле. Просто ты обманщик и в свою угоду все переворачиваешь! 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Основными частями женского традиционного костюма были платье-рубаха - "кейлек", которое состояло из двух частей - собственно туникообразной рубахи, доходившей до талии, и пришивной широкой юбки с оборками; широкие в шаге, ссужающиеся к низу шаровары; приталенная безрукавка - "камзол", длиною до колен, или такой же длины "бешпент" с рукавами; широкий прямой халат на меху или на вате, который подпоясывали кожаным поясом или кушаком. Все названные части костюма, как правило, шились из покупных тканей - платье и шаровары из хлопчатобумажных, у богатых - из атласа и шелка, безрукавки и бешпенты - из шерсти и бархата. Молодые женщины выбирали для одежды обычно яркие цвета - красный, зеленый, оранжевый, пожилые - темные и белый. Одежда украшалась вышивками, тесьмой, галунами. Девушки и молодые женщины поверх платья носили украшенный серебряными монетами, подвесками, бусами, кораллами и т.п. нагрудник, имевший в древности значение оберега. Каждой возрастной группе женщин соответствовал особый головной убор, его детали варьировали в зависимости от племенной и социальной принадлежности. Девушки носили цилиндрическую шапочку, украшенную монетами, вышивкой, бисером, с кисточкой или пучком перьев филина на макушке. Молодухи - высокий конусообразный убор - "суакеле", украшенный серебряными и позолоченными подвесками, бляхами, цветными камнями, нитками бус и т.п., поверх которого накидывалась шаль или платок. После рождения первого ребенка "саукеле" заменяли "кимешеком" - мешкообразным убором из белой ткани, имевшем вырез для лица и прикрывавшем голову, плечи, грудь и спину. На кимешек при посторонних повязывали высокий белый тюрбан - "кундик", подобный "элечеку" киргизок. Саукеле начали выходить из употребления уже в конце XIX в., кимешеки сохранились в одежде пожилых женщин до настоящего времени.

http://kz.ethnology.ru/win/kz-history.html

Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, Almaty сказал:

Маргулан откуда родом? :lol: 

Странно что АКБ Маргулана не цитирует :lol: хотя он его наверняка наизусть знает!  Видимо Маргуланова правда в планы АКБ не входит. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

22 минуты назад, Almaty сказал:

ты работу мозга иногда включай! :lol:

Просто ты обманщик и в свою угоду все переворачиваешь! 

 

 

Оказывается я все же был прав, кимешек это не жаулык вокруг лица в классическом виде и даже не головной убор в прямом смысле слова!

Кимешек на юге - это была цельная одежда из платья и жаулыка вместе!

 

Г.Ш. Кармышева про Алма-Ату:

 

"... На нашей улице жил ветеринар, казах Аманжол с семьей. Это была довольно зажиточная семья. У них была дочь Хадича. Они были с нами знакомы давно, и я захаживала к ним играть. Мать была довольно крупная немногословная женщина. Белый кимечек почти полностью покрывал ее фигуру, а вырез для лица с краю был обшит жемчугом в несколько рядов. Поверх кимечека был намотан белый тюрбан немного набекрень, и все это было очень элегантно и шло ей. Отец одевался по-русски и волосы носил длинные. Дом был убран по-русски."

 

 

Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Оказывается я все же был прав, кимешек это не жаулык вокруг лица в классическом виде и даже не головной убор в прямом смысле слова!

Кимешек на юге - это была цельная одежда из платья и жаулыка вместе!

 

Г.Ш. Кармышева про Алма-Ату:

 

"... На нашей улице жил ветеринар, казах Аманжол с семьей. Это была довольно зажиточная семья. У них была дочь Хадича. Они были с нами знакомы давно, и я захаживала к ним играть. Мать была довольно крупная немногословная женщина. Белый кимечек почти полностью покрывал ее фигуру, а вырез для лица с краю был обшит жемчугом в несколько рядов. Поверх кимечека был намотан белый тюрбан немного набекрень, и все это было очень элегантно и шло ей. Отец одевался по-русски и волосы носил длинные. Дом был убран по-русски."

 

 

Как же он меня забавляет! 

Цитата

Покрои кимешеков, преобладавших у казашек Среднего жуза, вероятно, были связаны происхождением с описанным выше. Кимешеки шили из отдельно скроенных лицевой и наспинной части. В Северном и Центральном Казахстане лицевая сторона выкраивалась трапециевидной или треугольной, в верхней узкой части вырезалось отверстие для лица; наспинная, в форме неправильного ромба, обычно была длинной, достигая концом коленей или даже доходила до пят (1-я разновидность). В Восточном Казахстане кимешек был меньше по длине, а передняя часть представляла собой прямоугольник со скошенными верхними углами; к его боковым сторонам пришивалась близкая к квадрату наспинная лопасть (2-я разновидность).

Что АКБ сам себе в очередной раз в ногу выстрелил? :lol:

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

27 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Оказывается я все же был прав, кимешек это не жаулык вокруг лица в классическом виде и даже не головной убор в прямом смысле слова!

Кимешек на юге - это была цельная одежда из платья и жаулыка вместе!

 

Г.Ш. Кармышева про Алма-Ату:

 

"... На нашей улице жил ветеринар, казах Аманжол с семьей. Это была довольно зажиточная семья. У них была дочь Хадича. Они были с нами знакомы давно, и я захаживала к ним играть. Мать была довольно крупная немногословная женщина. Белый кимечек почти полностью покрывал ее фигуру, а вырез для лица с краю был обшит жемчугом в несколько рядов. Поверх кимечека был намотан белый тюрбан немного набекрень, и все это было очень элегантно и шло ей. Отец одевался по-русски и волосы носил длинные. Дом был убран по-русски."

 

 

Где здесь у Кармышевой ты увидел Жаулык? :lol:

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

28 минут назад, АксКерБорж сказал:

Поверх кимечека был намотан белый тюрбан немного набекрень,

Ну ты хоть сам  немного просвещаешься или нет? Видишь что ПОВЕРХ Кимешека надевается Кундык (тюрбан). 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Almaty сказал:

Как же он меня забавляет!  Что АКБ сам себе в очередной раз в ногу выстрелил? :lol:

 

К тебе вопрос - почему ты с Arсеном для своих холиваров, троллинга и склок выбрали именно мои темы про кухню, одежды и быт, плотно подсев на ни? Странный выбор...

Почему избегаете моих тем чисто на исторические темы? 

В них не трудно потроллить?   

 

7 минут назад, Almaty сказал:

Где здесь у Кармышевой ты увидел Жаулык? :lol:

 

Я думаю ты понял смысл слов автора, просто в своем стиле пытаешься все холиварить.

Но я повторю тебе прилюдно.

Кармышева пишет, что в Алма-Ате кимечеком называли не обычный головной убор (жаулык), а цельную одежду сшитую из платья и платка.

 

 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Я думаю ты понял смысл слов автора, просто в своем стиле пытаешься все холиварить.

Но я повторю тебе прилюдно.

Кармышева пишет, что в Алма-Ате кимечеком называли не обычный головной убор (жаулык), а цельную одежду сшитую из платья и платка.

 

Где это она пишет о цельной одежде? В каком месте? Или мне как ты и советовал, надо самому додумывать за неё? 

Вот что она описывает:

Цитата

Покрои кимешеков, преобладавших у казашек Среднего жуза, вероятно, были связаны происхождением с описанным выше. Кимешеки шили из отдельно скроенных лицевой и наспинной части. В Северном и Центральном Казахстане лицевая сторона выкраивалась трапециевидной или треугольной, в верхней узкой части вырезалось отверстие для лица; наспинная, в форме неправильного ромба, обычно была длинной, достигая концом коленей или даже доходила до пят (1-я разновидность). В Восточном Казахстане кимешек был меньше по длине, а передняя часть представляла собой прямоугольник со скошенными верхними углами; к его боковым сторонам пришивалась близкая к квадрату наспинная лопасть (2-я разновидность).

Что написанное переварить не можешь? Или это не входит в построенную тобой ложь в отношении казахов? 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, АксКерБорж сказал:

К тебе вопрос - почему ты с Arсеном для своих холиваров, троллинга и склок выбрали именно мои темы про кухню, одежды и быт, плотно подсев на ни? Странный выбор...

Почему избегаете моих тем чисто на исторические темы? 

В них не трудно потроллить?   

Во-первых в отличии от вас я за холиваром уличен не был ни разу.

Почему за вами слежу именно в этих темах, потому что я немного имею понятия именно по этим темам. В исторические не лезу, потому что я не историк пусть этим занимаются историки, а не юристы! 

Во-вторых почему я вас перепроверяю?

Ответ - да потому что я уже вас ловил на "коктеме", " калжа", " "жая", "наурыз", "казы", "что северные казахи не рыбачили, это удел южных казахов", "копчение мяса" и тд. Поэтому я вас перепроверяю именно в этой теме! 

Ничего личного, просто не хочу, чтоб искажали культуру казахов!

В-третьих я же не обзываю вас в отличие от вас, просто веду с вами переписку и задаю наводящие вопросы! 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Almaty сказал:

Что написанное переварить не можешь?

Или это не входит в построенную тобой ложь в отношении казахов? 

 

Құдай үшін (ради Аллаха)!

Не надо строить из себя защитника и радетеля всех 20 миллионного казахского народа и строить из меня врага народа!

Каждый сам разберется сам кто прав и где правда. 

 

Говори всегда только за себя одного!

 

Это касается и твоего приятеля Arсена, большого "знатока" всего казахского.

 

Короче оставляют вас двоих одних, резвитесь в волю, только без меня.

Я думаю вам это будет не интересно и вы сразу же свалите с темы, потому что главная пища тролля - это когда отвечают на его троллинги и холивар.

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Құдай үшін (ради Аллаха)!

Не надо строить из себя защитника и радетеля всех 20 миллионного казахского народа и строить из меня врага народа!

Каждый сам разберется сам кто прав и где правда. 

 

Говори всегда только за себя одного!

 

 

Ну а зачем ты врешь?  Даже в том маленьком посте умудрился соврать. Ты вообще что за человек такой? У тебя хоть немного человеческого достоинства осталось? Зачем врать? Объясни мне это. 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

16.06.2018 в 09:48, АксКерБорж сказал:

Казахи никогда не говорят "ақ кимешек" (белый кимешек), но непременно говорят "ақ жаулық" (белый жаулык).

У нас  Ак жаулык.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Юзер Алматы, за переход на личности и оскорбление идет в отпуск на 2 недели. Тема почищена.

Link to comment
Share on other sites

2) жен. головные уборы: саукеле, пуховая шаль, каркара (остроконечный головной убор), кимешек (убор из белого коленкора), кундик (убор пожилой женщины в форме слегка приплюснутой чалмы), желек (шелковый платок, к-рый молодые женщины носят в первые месяцы замужества до того, как надевают жаулык), бергек (убор надевают после свадьбы), тюбетейка, касаба, шылауыш (белый платок, надеваемый поверх кимешека), жаулык (убор замужней женщины). 

Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/3517
© e-history.kz

Link to comment
Share on other sites

20 часов назад, Momyn сказал:

Зачем эта тема? Что за интерес такой бабские причиндалы разбирать, притом прошлых веков?

На шестом десятке говорите, ну-ну. Как  обсуждать причиндалы девах конца 20-х  да начало  21 века  так  "добрый молодец". Не стыдно  писать "бабские причиндалы" про  одежду матерей да бабушек?

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, arkuk сказал:

На шестом десятке говорите, ну-ну. Как  обсуждать причиндалы девах конца 20-х  да начало  21 века  так  "добрый молодец". Не стыдно  писать "бабские причиндалы" про  одежду матерей да бабушек?

Застыдили вы меня-_-. Мои бывшие земляки русскоязычные не петербуржцами были и активно применяли это слово и я из простых, по старой памяти и сказал. Это когда же я причиндалы девок обсуждал на форуме? Хорошо, в чем интерес женские причиндалы обсуждать мужчинам?

Сумниваюсь я что вы высококультурный юзер, ваши эти :  Ёк-макарёк, Япона мать и прочее не из лексикона профессора Преображенского, а как раз таки Шарикова. Осы қатының орыс емес пе? Жена не русская?

Link to comment
Share on other sites

Ааааа,:lol: понял я хитреца АКБ. Заке предоставил источник про могольских женщин в кимешеках, Писмейкер  заливал средневековые миниатюры монголотатарских женщин в кимешеках от Китая до Персии. АКБ хочет показать, что они носили кимешеки керейских женщин СВ:lol:, но эту его попытку свели уже на нет. Извиняюсь ребята, все по делом.

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Momyn сказал:

Сумниваюсь я что вы высококультурный юзер, ваши эти :  Ёк-макарёк, Япона мать и прочее не из лексикона профессора Преображенского, а как раз таки Шарикова. Осы қатының орыс емес пе? Жена не русская?

Да, я далеко не отпрыск профессоров и  эти  "обороты" очень даже красиво вписываются (все они из жизни и кино про "жизнь"). Как говорил Мюнхгаузен - "умное выражение лица не признак ума". Кем бы жена ни была на мой лексикон не влияет.

Link to comment
Share on other sites

18.06.2018 в 00:05, Momyn сказал:

Зачем эта тема? Что за интерес такой бабские причиндалы разбирать, притом прошлых веков?

Застыдили вы меня-_-. Мои бывшие земляки русскоязычные не петербуржцами были и активно применяли это слово и я из простых, по старой памяти и сказал. Это когда же я причиндалы девок обсуждал на форуме? Хорошо, в чем интерес женские причиндалы обсуждать мужчинам?

Сумниваюсь я что вы высококультурный юзер, ваши эти :  Ёк-макарёк, Япона мать и прочее не из лексикона профессора Преображенского, а как раз таки Шарикова. Осы қатының орыс емес пе? Жена не русская?

Ааааа,:lol: понял я хитреца АКБ. Заке предоставил источник про могольских женщин в кимешеках, Писмейкер  заливал средневековые миниатюры монголотатарских женщин в кимешеках от Китая до Персии. АКБ хочет показать, что они носили кимешеки керейских женщин СВ:lol:, но эту его попытку свели уже на нет. Извиняюсь ребята, все по делом.

 

У вас что там дежурство установлено? 

В выходные здесь с утра до ночи холиварили Almaty с Arсеном, а в будни Момын заступил что ли? 

Если тебе и им не нравятся мои темы, то есть простой выход - не заходите в них, не читайте и не травмируйте свои нервы и души.

Больше я ничего тебе посоветовать к сожалению не могу.

 

11 часов назад, Peacemaker сказал:

каспийские казашки.

 

Друг Peacemaker своими фотками лишний раз подтвердил мою классификацию жаулыков.

Да, на ваших двух фотках типичный для юго-западного Казахстана жаулык с чалмой наверху.

 

Link to comment
Share on other sites

15.06.2018 в 12:07, АксКерБорж сказал:

 

3) Один конец платка обязательно кокетливо спущен набок - распространен у казахов восточного Казахстана, Алтая и в Или-Казахского автономного округа Китая (то есть у многолюдных найманов):

 

ea68229b313f.jpg

25a39eec2e57.jpg

 

c150954ad595.jpg

a0e41e10fc14.jpg

36843a981991.jpg

035c85493b92.jpg

3c8eaca91dce.jpg

3aa24dc86507.jpg

bb2fe5dde581.jpg

a67df9024977.jpg

 

 

Теперь я могу точно сказать, что этот вид жаулыка не просто восточный и юго-восточный, и не только найманский, но и керей[т]ский!

Он был и сейчас есть.

 

И он характерен не только для востока и юго-востока Казахстана, но и для казахов аймаков Баян-Өлгий и Кобда (Ховд) Монголии.

 

И не только, но и для казахов Китая - Или-Казахского автономного округа, Мори-Казахского и Баркёль-Казахского автономных уездов СУАР, Аксай-Казахского автономного уезда провинций Ганьсу и Хайси-Монгол-Тибетском автономного округа процинции Цинхай.

 

Или-Казахский автономный округ КНР:

0c49a79f5dd6.jpg

e872adf44a83.jpg

05f7863bdba9.jpg

ecd24cb893f2.jpg

18271befe6ee.jpg

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...