Перейти к содержанию
АксКерБорж

Домашний осёл (ишак), ареал его обитания и использования в хозяйстве

Закрытие темы  

11 проголосовавших

  1. 1. Оставить или удалить эту тему как изначально холиварную?

    • Закрыть
    • Оставить
    • Не знаю.
      0


Рекомендуемые сообщения

39 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

На мой взгляд дилетанта на юге Казахстана распространены 4 основные масти ишака - черная, белая, бурая и серая с белыми подпалинами.

  

 

Мой фоторепортаж подтверждает мои слова, ишаки в основном 4-х мастей.

О чем можно убедиться по всем фото.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

После фотосессии перейдем обсуждать лексический материал, специальную терминологию, используемую на юге в адрес ишаков - названия половозрастных групп, мастей, итнструмента и т.д. и т.п.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Соответственно, у казахов юга, в отличие от казахов Степного края (северных областей), развита и специальная терминология, связанная с ослами и совершенно не известная в степной части страны. Например, названия поло-возрастных групп, мастей и прочие термины (о них подробнее будет изложено позже).

 

Название животного: 

Что интересно, в литературном казахском языке домашний осёл "есек", но казахи южных областей подражая соседям (емним узбекам и уйгурам) называют их "ешек" (у узбеков и уйгуров "ешяк", наверняка отсюда и русское "ишак"). 

 

 

Обратился к онлайн словарю и обнаружил следующие термины, используемые на юге:

 

Ешек - осел;

Мәші - ослиха;

Қодық - ишак до 2-летнего возраста;

Тайқар - осленок;

Ешек ақырды - ослинный крик;

Жатаған ешек - ленивый осел;

Ешектің керілігі - ослинное упрямство;

Ешек арба - ослинная арба.

 

И это только те слова, которые лежат на поверхности. Остальные буду искать потом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Казахские пословицы и поговорки про осла:

http://bilim-all.kz/tag/proverb?tag=есек&page=2

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Китай не прочь ввозить ослов из Кыргызстана и Казахстана


Ослы на ферме в Ошской области на юге Кыргызстана.
Ослы на ферме в Ошской области на юге Кыргызстана.
 

В Кыргызстане разгорается скандал вокруг бизнеса, связанного с экспортом ослов в Китай. Между тем в Казахстане отказываются от прежних заявлений о продаже ослов в Китай.

После того как Кыргызстан продал около двух тысяч голов ослов в Китай, местные жители выступили против такого бизнеса и призвали запретить продажу ослов в соседнее государство на законодательном уровне. По словам некоторых экспертов, при Советском Союзе бывали случаи экспорта ослиного мяса из Кыргызстана в Европу.

ПОИСКИ ОСЛОВ И ИХ ПРОДАЖА

Предприниматели, прибывшие в Кыргызстан из Китая, объезжают районы, в которых развито животноводство, и знакомятся с ситуацией, связанной с ослиным бизнесом. По словам представителя иностранных бизнесменов Самары Алиевой, в Китае из шкуры осла изготавливают дорогостоящие препараты. Поэтому предприниматели заинтересованы в покупке тысяч голов ослов живьем ежегодно.

- Китай выделил большую сумму денег для покупки ослов из соседних государств. Раньше в самом Китае было много этих копытных. Но сейчас там резко сократилось их поголовье. Поэтому они нуждаются в закупках в соседних государствах. Но нужного объема у нас нет. Если бы были специальные фермы, можно было бы с ними сотрудничать, - говорит Самара Алиева Кыргызской редакции Азаттыка.

Ослы на ферме в Ошской области Кыргызстана. Сентябрь 2015 года.
Ослы на ферме в Ошской области Кыргызстана. Сентябрь 2015 года.

 

Официальные представители Кыргызстана отмечают, что экспорт ослов не противоречит закону. Как сообщил Кыргызской редакции Азаттыка глава государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Калысбек Жумаканов, правительства Кыргызстана и Китая подписали соответствующие документы.

- Правительства двух стран подписали соответствующие документы еще в 2008 году. После этого был составлен протокол, и в 2015 году подписано протокольное соглашение. Это (ослы. – Ред.) – скот. Он кому-то принадлежит. Один продает, другой покупает. Это указано в международных соглашениях. Ослы и мулы, так же как и лошади, непарнокопытные. Ранее у нас получили разрешение две компании. В общем, мы выдали 1700 других разрешений. Они вывезли животных. После этого никто не обращался за разрешением. Если эпизоотическая ситуация благополучная, соблюдаются ветеринарные требования, пусть вывозят. Мы только не разрешили забивать ослов здесь (в Кыргызстане. – Ред.) и вывозить. Если их забивают здесь, то мясо выбрасывается где попало и это вызывает скандал. Если хотят экспортировать живьем, то мы даем разрешение, - сказал Калысбек Жумаканов.

СТОРОННИКИ И ПРОТИВНИКИ «ОСЛИНОГО БИЗНЕСА»

В Кыргызстане официально экспортом ослов занимаются три фирмы, две из которых принадлежат китайским предпринимателям. По мнению председателя Союза промышленников и предпринимателей Кыргызстана Жыргалбека Сагынбаева, такой бизнес нужно поддерживать и правильно доносить информацию до граждан.

- У нас хорошая экология. Поэтому и ослы, выращенные у нас, чистые. Это такое же животное, как овца или лошадь. Люди недовольны в тех случаях, когда их забивают, снимают шкуру, а туши выбрасывают где попало. Если построить большую ферму, выращивать там ослов и вывозить в Китай, то никаких проблем не будет. Это обычный товар. Поэтому если покупатель правильно объяснит, что он вывозит их таким то путем, то никто не будет против. Бывает, что на общественное мнение негативно влияют некоторые малограмотные граждане, прикрывающиеся религией, - сказал Жыргалбек Сагынбаев.

Академик Жамин Акималиев также поддерживает идею получения прибыли от экспорта ослов. Он напоминает, что в годы существования СССР Кыргызстан продавал ослов в Европу.

- В советское время не было статистики о поголовье ослов. Но ослы были. В то время из Италии поступил заказ, мы получили секретное указание сверху и, тайно подготовив мясо, отправили его в Италию от имени СССР. Получили хорошие деньги. Поэтому этот вопрос надо рассматривать широко. Сейчас говорят, что у нас есть 20 тысяч, 40 тысяч голов ослов. Если Китай дает деньги и интересуется таким бизнесом, надо хорошо подумать и наладить поставки. Можно поручить кому-то выращивать их в одном месте. Это же скот. В некоторых странах мясо ослов считается лечебным. Сейчас же некоторые высказываются, что если мы будем выращивать ослов и продавать, то запачкаемся, поднимают вопросы национальной гордости. Некоторые вообще политизировали этот вопрос, - отмечает Жамин Акималиев.

Ослы на ферме в Ошской области Кыргызстана. Сентябрь 2015 года.
Ослы на ферме в Ошской области Кыргызстана. Сентябрь 2015 года.

 

Бывший депутат парламента Кыргызстана Нуркамиль Мадалиев ослиный бизнес считает «грязным». Мадалиев выносил на общественное обсуждение законопроект, предусматривающий наказание для тех, кто забивает ослов.

- С моральной точки зрения это, конечно, неправильно. Если мы будем продавать животное, которое считается «нечистым», то ничего хорошего из этого не выйдет. Исходя из этого критерия, надо остановить этот процесс. Можно прокормить себя и другим путем. У нас не так много ослов, чтобы разбогатеть от их продажи. Не надо думать, что можно разбогатеть от продажи ослов. Если мы будем думать только о дне сегодняшнем, то можем лишиться будущего, - сказал Нуркамиль Мадалиев.

Скандал, связанный с «ослиным бизнесом» в Кыргызстане, разгорелся два года назад. Тогда стало известно, что под Бишкеком работало предприятие, где забивали ослов. Сообщалось, что мясо ослов оттуда поступало в точки общественного питания в Бишкеке. Владельцы скотобойни сообщали, что мясо экспортируется в зарубежные зоопарки, но им мало кто поверил. А уже в этом году в Ошской области жители одного из районов выступили против деятельности ослиной фермы и потребовали ее переноса.

В КАЗАХСТАНЕ «НЕТ ПЛАНОВ ПО ОТКРЫТИЮ ОСЛИНЫХ ФЕРМ»

Руководитель управления по связям с общественностью министерства сельского хозяйства Казахстана Жасулан Абдихалык говорит Азаттыку, что планов по экспорту ослов в Китай нет.

- В казахстанско-китайской рабочей группе по развитию предпринимательства китайской стороной был сделан запрос на 33 вида товаров. Один из них – ослиные шкуры. В Казахстане нет ослиных ферм. И нет планов по открытию ослиных ферм. Казахстан сотрудничает с Китаем по масличным культурам и мясной продукции, - сказал Жасулан Абдихалык.

Ослица с осленком во дворе частного дома в Южно-Казахстанской области. 17 сентября 2015 года.
Ослица с осленком во дворе частного дома в Южно-Казахстанской области. 17 сентября 2015 года.

 

Ранее вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева говорила о планах экспорта ослов в Китай. Такая информация была озвучена вице-министром в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций в Астане в начале сентября. Жасулан Абдихалык говорит Азаттыку, что вице-министр Исаева «неправильно выразила мысль» и хотела лишь сказать, что «со стороны Китая есть спрос на шкуры ослов, однако для экспорта необходимо создать специальные хозяйства на юге».

Гульмира Исаева на брифинге в Астане в сентябре отметила, что мясо и шкуры ослов пользуются большим спросом в соседней стране, сообщив, что в южных регионах Казахстана планируют создать специальные хозяйства по разведению ослов. Это заявление вице-министра о разведении ослов не получило широкого распространения в местной прессе.

По словам представителя министерства сельского хозяйства Жасулана Абдихалыка, в Казахстане не ведется статистики по численности поголовья ослов, а между Китаем и Казахстаном нет никакого межправительственного соглашения о торговле ослами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, АксКерБорж said:

 

59d5f2843eb8.jpg

 

 

83ab2e83481b.jpg

 

Нижнее фото точно Каракалпакстан (на заднем плане виден Чилпык), верхнее видимо тоже оттуда (знакомые поля).

 

5 hours ago, АксКерБорж said:

Обратился к онлайн словарю и обнаружил следующие термины, используемые на юге:

Ешек - осел;

Мәші - ослиха;

Қодық - ишак до 2-летнего возраста;

Тайқар - осленок;

Ешек ақырды - ослинный крик;

Жатаған ешек - ленивый осел;

Ешектің керілігі - ослинное упрямство;

Ешек арба - ослинная арба.

И это только те слова, которые лежат на поверхности. Остальные буду искать потом.

 Ешек - осел;

Маша - ослиха;

 ?            - по возрастам не помню;

Гурре - осленок;

Ешектин акыруы - ослиный крик;

Жатак ешек - ленивый осел;

Ешектиң өжетлиги - ослиное упрямство;

Ешек арба - ослиная телега.

У нас еще есть специальное устройство для перевозки груза, устанавливают на спине осла, только забыл как называется. Кажется "Ершек".

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Домашний осёл (ишак). Географический ареал его обитания и использования казахам ив домашнем хозяйстве.

И принципиальное его отсутствие и не вхождение в число традиционных видов скота у кочевых скотоводов.  

 

Племена кочевых скотоводов, образовавших Казахское ханство, в хозяйстве ослов (ишаков) не было. Это априори!

Почему? 

Потому что в них не было нужды - ишаки не дают необходимые для степняка продукты и потребности в работе - мясо, молоко, шкуры, шерсть, езда верхом, тягловая сила в телеге и санях и т.д.

И потому что они не приспособлены под суровые условия кочевок в Степи - зимнюю тебеневку, сильные морозы, глубокий снег, снежные бураны, малочисленность водопоев и т.д.

 

Именно поэтому испокон веков ишак это неотъемлемая часть домашнего хозяйства оседлых народов теплых регионов.

В Казахстане ареал распространения домашнего осла охватывает весь юг страны - Кызылординскую, Южно-Казахстанскую, Жамбылскую и Алматинскую области.  

   

Севернее этих границ ослов нет, традиции связанной с ними, тоже. 

Это не только сегодняшние реалии, но судя по дошедшим до нас документальным фотографиям это и период, когда казахи еще кочевали, то есть 19 век. 

 

 

Очень важно то, что домашний осёл (ешек, ишак) не входит в древнюю казахскую скотоводческую группу используемого домашнего скота "төрт түлік мал" (буквально "четыре вида домашнего скота"), в которую традиционно входят:

 

1) Түйе (верблюды);

2) Жылқы (лошади);

3) Ірі қарамал (крупный рогатый скот - коровы и домашние яки);

4) Қой мен ешкі (мелкий рогатый скот - овцы и козы).

 

В аналогичную монгольскую скотоводческую градацию "таван хошуу мал" (буквально "пять видов домашнего скота") домашний осёл тоже не входит. Единственное отличие монгольского деления от казахского это то, что коз монголы считают отдельной группой скота от овец.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Rust сказал:

Голосование продлится до воскресенья. Там и подведем итоги.

Надо закрывать. Это бешбармак- 2 начинается, вообще поражаюсь ,чего стыдного то в ослах? Очень красивое трогательное животное, Вас лично не имею ввиду, других тюрков вполне. Но всё же нам монголам вас не понять .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У  них наверное есть причин осла стытидься. На самом деле осёл имеет преимущество над лошадью, так как крайне вынослив .

Я в детстве в школу на осле ходил ,когда старшие братья коней забрали.

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да никто ослов не стыдится. Все дело в АКБ и ему подобных обрусенцах северо-востока Казахстана, ну что с них взять, если они там даже своих земляков говорящих на казахском автоматом считают за южан, происки южан они видят не только в казахском языке, но и в прогнозе погоды, какать не смогут будут обвинять в этом южан. Так что на это много внимания не обращайте, в тех краях болтунов много. Он ведь считает, что ослы в их суровых условиях не выживут, а как же Монголия климат которой по суровее будет, где их полно. Тут дело в обрусении, в потерии приемственности в традиции, они ведь даже на говядину перешли, а кто-то и на свинину, забыв конину и как надо есть самую ее вкусную часть. Не везде,конечно, островки казахскости были. У меня много сватов с северовостока их пожилое поколение прекрасно помнит этих животных, сейчас говорят редкость, так ведь и на юге они постепенно исчезают из-за не надобности. Забыл когда последний раз слышал крик осла. Дети в активные игры с ослами  играют все меньше, сено на бричках по округам не собирают. А тема пусть остается, ибо этот форумный мазохист почувствует свою важность. Пусть зальет всех ослов мира.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Племя кунгират

 

Третий сын – Тусубу-Дауд. У него было два сына: Каранут 841 и Кунклиут 842. Этот Кунклиут взял жену отца, и она от него принесла сына по имени Мисар-Улук 843. Он также взял [еще] жену отца, и она принесла от него сына, по имени Куралас, из рода которого происходят все племена куралас. Он взял [еще] хитайку, и она принесла от него сына, по имени Элджигин. Все [элджигины] – от его кости.

Мисар-Улук взял за себя хитайку. Жизненные обстоятельства этой женщины были таковы: она, севши на осла, выехала из |S 66| Хитая с твердым намерением выйти замуж. Имя ее было Даукай 852-Ябудак 853. [166] По-хитайски «даукай» – значит «роза», а «ябудак» – человек, севший на осла. Мисар-Улук имел от нее сына, которого он назвал Элджигин по той причине, что осла называют «элджигэн», а та женщина прибыла на осле. Все племена элджигин суть из рода того сына. Во все эпохи из [этого] племени были известные и прославленные эмиры и старшие жены [ханов]. В этом государстве [т.е. в Иране] Гараки-нойон и его дети: Джан-Тимур 854, эмир Али, Тесу 855 и Абаджуз 856 суть из них [элджигинов]. Дети эмира Тесу: Турукаджар 857-бахадур, Сартак и Харбандэ. Булаган 858-хатун, которая известна как Булуган-и Хорасан, жена государя |А 34а| ислама, – да продлит Аллах его царствование! – [тоже] дочь эмира Тесу. Эмир Тесу прежде прибыл от каана служителем [нукером] у Аргун-ака, дабы тот ведал тою страною, которая принадлежит лично каану.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Momyn сказал:

У меня много сватов с северовостока их пожилое поколение прекрасно помнит этих животных, сейчас говорят редкость

 

Вроде бы взрослый мужик, а врет как дышит. 

Момун, давай доказательства существования мифических ишаков на севере или даже северо-востоке, а то на слова тебе никто не поверит. Здесь все битые.

 

7 часов назад, Momyn сказал:

АКБ и ему подобных обрусенцах 

этот форумный мазохист

 

Наверно не только я один удивляюсь, уверен что и другие давно заметили, что админ всегда делает вид что не видит откровенные хамства и оскорбления в мой адрес со стороны известных всем товарищей, но зато не пропускает ни одного моего даже шуточного высказывания в их адрес.

Ставлю пари! ;)

Сейчас опять не Момун будет наказан за оскорбления, а претензии пойдут в мой адрес типа я в Н-ный день Н-ного месяца Н-ного года на нецензурное обращение одного из юзеров вынужденно ответил таким же бранным словом, или что я не должен ранить нежные чувства юзеров заливая пусть даже существующие реалии из нашей жизни - блюда, животных, лексику и прочее - потому что ранимые души больно воспринимают существующую правду, почему-то очень сильно оскорбляются слыша ее и непонятно почему ужасно стыдятся ее, и поэтому эти темы на форуме:

а) под запретом.

б) а если открыты, то сразу же закрываются.

в) либо проводится Евразийский референдум о закрытии темы.

 

Позволю себе помечтать вслух. Цель - чтобы главные роли могли посмотреть на себя со стороны, как говорится в зеркале.  ;) 

Представим что админ форума это я, Рустам обычный юзер АКБ и есть группа юзеров единомышленников, которых объединяет чисто землячество. Рустам ведет интересные (не для этой группы, но для всех других пользователей форума, а их круг гораздо шире) репортажи на различные темы о богатстве и местном колорите на родине как этих товарищей, так и вообще про все любые регионы, при этом не позволенного правилами форума не допускает, ни оскорблений, ни лжи. Но ребята все равно страшно возмущаются, ежедневно и даже ежечасно нажимают кнопку "жалоба", чтобы я как админ заткнул этого ненавистного им АКБ, а еще лучше если бы я отправил его в вечный бан. Попутно в своих постах начинают клеймить этого АКБ ярлыками и в отместку умышленно захламляя его темы всякой фотобилибердой. Чтобы я сделал как админ? Я бы применил бы боксерскую команду брейк и пояснил бы обеим сторонам, что они в равной мере ни в коем случаен не должны допускать нарушения правил форума, а именно, не позволять хамства и оскорбления собеседников, вести себя вежливо и культурно, и самое главное, что комментарии (темы, посты) о реально существующих в мире событиях, явлениях и фактах на форуме не запрещены, пусть это касается чего угодно - кухни, языки, традиции, хозяйства, быт, животных и так далее.  Наказание применял бы исключительно при нарушении правил форума и правил поведения.

        

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...