Jump to content
Shamyrat

Исторические источники о тюрках

Recommended Posts

Рашид ад-Дин. ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ, 1311 год (ПЕРЕВОДЪ СЪ ПЕРСИДСКАГО Н. Березина, 1858)...Таковы племена, которых издревле доныне называли и называют Турками. Колена и ветви их обитали в степях, горах и лесах страны Дешти-Кыпчак, Русь(изначальные русы, согласно Рашид-ат-Дину, были тюрками, возможно жо переселения в Скандинавию) , Черкес, Келар, Башкурт, Талас, Сайрам, Ибир(авар=апар=апарн=парфян) , Сибир(сувар=сабир) , Пула, реки Ангоры; в пределах страны, известной под именем Туркестана и Уйгуристана; на степях и реках, которые при надлежат племенам Найманов, каковы Кук-Иртыш, река Иртыш и Кара-Курум; на горах большого Алтая, на реке Оргон, в стране Кыргызов, Кем-Кемджиютов; во множестве местных летних и зимних кочевьев, известных под именем Монголии и принадлежащих племени Кераит, каковы Онон, Келурэн, Талан-Балджиюш, Бурхан Халдун, Көке-
нор, Боир-нор, Кулукат, Кюин, Аргуна, Халаир, Селенга, Баргуджин-Тукум, Халахын алат и Онгу, примыкающий к стене Китайской: да и ныне они обитают в означенном положении.Они рассеялись по всем областям Китая, Индии, Кашмира, Иранской земли, Малой Азии, Сирии и Египта, с силою и величием, и преобладанием и самовластием, и подчинили себе большую часть стран обитаемого мира.От этих племен с течением времени произошло много ветвей, но всякое время от каждой ветви являлись (другие) ветви; каждая получила имя и прозвание по какой-нибудь причине или случаю: Угузцы. которых ныне всех называют Туркменами и которые разветвились на Кыпчаков, Калачей, Карлуков и другие принадлежащие к ним отрасли;
племена, ныне известные под именем Монголов, каковы Джалаиры, Татары, Ойраты, Мергиты и другие; некоторые иные племена монголоподобные и имевшие каждое государя, каковы Кераиты, Найманы, Онгуты и подобные им; племена, которые издревле доныне были известны под этим именем (Монголов): Хонкираты, Хорласы, Икирасы, Элджигэны, Урянхиты, Келенгуты и другие, все называемые Монгол Дурлюгун; племена Нирун, кои суть настоящие Mонголы, как иметь быть изложено и изъяснено подробно.Хотя характерные черты, вид иговор их близки один к другому и похожи, однако, по мере разнородности температуры и свойства воды и воздуха каждой страны проявилось небольшое различие в чертах, наружном образе и виде каждого из этих
племен. Хотя никто не определил в порядке до самого конца большую часть того разветвления, хотя не существует родословий и верного определения имен относительно их, собственно потому, что прошло много времени тем обстоятельствам, однако, сообразно тому, что рассказчики и повествователи из почтенных людей каждого племени рассказывали и разъясняли и что найдется в некоторых книгах их, ветви родов турецких, сколько они известны в настоящую эпоху и имеют отношение друг к другу, будут, для лучшего уразумения, подробно описаны в постепенном развитии на пути исполнения обещанного.

И в землях Киевской Руси издавно жили тюрки, согласно Рашид ат Дину

Link to comment
Share on other sites

Ибн ал-Асир "Ал-Камил фит-т-та'рих":  "... Год 435/1043-44. Рассказ о событиях, [происходивших] у тюрков в Мавераннахре. Не принявшими ислам среди тюрков остались татары и хитаи, они в областях Сина.""... Большое племя (та’ифа) татар в древности вышло из своей страны у границ Сина и поселилось в тылу страны Туркестан.""... они напали на них со своим царем Кушлу-ханом(  Бежавший от Чингиз-хана правитель найманов Кушлу-хан нашел убежище у кара-хитайского гюр-хана и даже женился на его дочери ) "... Потом на Кушлу-хана, [царя] первых татар, обрушилось нашествие других татар, которые опустошили мир и царь которых - Чингисхан Темучин. Они отвлекли Кушлу-хана от хорезмшаха, тот получил передышку."

Link to comment
Share on other sites

Ю. Л. ЗуевК ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ УСУНЕЙ 112 Варианты: ци-лянь, цзи-лянь, хэ-лянь (древн. kiək-lian, xək-lian и т. д.). См. Тундянь, цз. 200, стр. 11 б; Яо Вэй-юань. Указ. соч., стр. 244-245; Танхуйяо, цз. 72, стр. 1307; Тушу цзичэн, разд. XIV, стр. 1; Таншу, цз. 215 б, стр. 1 а (Моцзилянь). в центре Цилянь-шаня, по южной границе усуней, находилось племя ци-лянь 111 (kuəg-lian = Koklan, Goklan) 112, имя которого сохранилось до сих пор в составе туркменских родов 113.

Link to comment
Share on other sites

В это время пришло известие, что русские движутся из Оренбурга на Хиву и что даже бухарский эмир выступил только по наущению неверных. Замешательство было велико, так как говорили, что [260] у московитов более 80 тыс. войска и свыше ста пушек.  Прождав напрасно долгое время помощи от "инглизов" из Герата, хан отправил около 10 тыс. всадников под командованием Ходжа Нияз-бая навстречу русским, которые уже продвинулись с равнины Урге до озера Атъёлу, расположенного в шести милях от Кунграда. Хивинцы рассказывают, что они напали на
неприятеля и учинили неслыханную резню. Многих они захватили в плен, и в Кунграде мне показывали двух русских, ставших пленниками в том сражении. Позже, когда они официально перешли в ислам, хан их освободил и пожаловал подарки, к тому же они там вступили в брак. После победы хан повелел насыпать в окрестностях Дёвкары с двух сторон укрепления, а начальствовать над гарнизоном поставил Ходжа Нияз-бая. Теперь же эти укрепления уже десять лет как разрушены и оставлены. Чтобы возблагодарить бога за удачу в борьбе против русских, Алла Кули приказал построить медресе (училище) и щедро его обеспечил.
 

Link to comment
Share on other sites

Строительство  кухандиза  Мерва  относят  Тахмурасу Пишдади.206  Когда  Тахмурас  хотел  построить  кухандиз  Мерва,  в начале  построил  базар,  который  имел  все  необходимое.  Затем каждые  сутки  давал  всем  рабочим  заработную  плату  –  для питания  и  одежды,  и  для  семьи.  Когда  завершились (строительные)  работы  все  расходы  составляли  тысяча дирхемов».207  Другие  источники  также  повторяют  слова  Макдиси. Автор  «Ходуд  ул-алам»  пишет: «В  Мерве  есть  кухандиз, построенный  Тахмурасом  и  в  нем  много  дворцов,  где  сидят правители».208  Этот  кухандиз  находится  на  платформе  равной площади одного города. Мерв имеет четыре ворот: 204  Йакут,  Муджам  ул-булдан,  т.2,  с.750;  Абд  ур-Рахим  Сафипури,  Монтахи  улараб,  Калькутта, «Хинд», 1296,  в
комментарии  к  слову  «рабад». 205  Эстахри,  Масалек  ва  мамалек,  с.207. 206  Ибн  Хаукал,  Сурат  ул-ард,  с.169;  Эстахри,  Масалек  ва  мамалек,  с.205; Казвини,  Асар  ул-белад,  с.456;  Хафиз  Абру,  Указанная  книга,  с.61;  Йакут, Муджам  ул-булдан,  т.4,  с.504;  В.Ф.Минорский,  Ходуд  ул-алам,  с.389. 207  Йакут,  Муджам  ул-булдан,  т.4,  с.508;    Казвини,  Асар  ул-белад,  с.456. 208  Ходуд  ул-алам,  комментарии  В.Ф.Минорского,  с.389.

Тахмурас-один из первых царей всего человечества

Link to comment
Share on other sites

В  исламских  легендах  основание  старой  крепости  Бабола также  относят  Тахмурасу  и  это  имя  приведено  в  форме  Тахмурас Зинаванд  («Умный»).33Зинаванд»  означает  человека,  полностью  вооруженного.27

Link to comment
Share on other sites

В «Шах-наме»  упоминается  предводитель  Дивбанд  Пишдади.  Как отмечает  автор  в  «Моджмал  ут-таварих  ва-л-кысас» «он  построил здания  и  сначала  (научил  людей)  письменности  и  чтению, приручил  диких  животных,  научил  охотиться».28  «Приехал  в  нашу
страну  и  построил  многие  здания  и,  в  основном,  построил  города Парса,  помогал  благородным  людям  и  искоренил  угнетателей  и до  того  рассердился  на  Ахримана,  что  сел  на  него  и  ездил  в близкие  и  далекие  края  земли».  Время  правления  Тахмураса было  тридцать  лет.  Персы  рисуют  его  севшим  на  Ахримана  в книгах,  во  дворцах  и  других  местах».29

Сами персы утверждают, что он приехал в их страну

Link to comment
Share on other sites

Основание  Мерва  связывают  с  именем  Тахмураса. Слово  «Тахмурас»24,  первая  часть  которого  означает  «сила» (в древних  «Йаштах»)  Тахма–Урупи25  –  Tahma  –Urupi;
«Зинаванд» – народное  прозвище  Тахмураса  Базин  («вооруженного»)  и   приходит    в     значении     «полностью   вооруженный  человек».26  Как пишет Хамза Исфахани в «Тарих-е пайамбаран ва шахан»

Link to comment
Share on other sites

14  Г.Лострендж,  Джографийа-е  тарихи-е  сарзаминха-е  хелафат-е  шарги. Перевод  на  перс.яз.  Махмуд  Эрфан.  Центр  по  переводу  и  изданию  книг, 1337, с.423. 
       Значение  этого древнего  города  Ирана  таково,  что  Макдиси  повторяя  слова Катаде  называл  его  «матерью  городов» («Умм  ул-кура») Хорасана.13Одна  четверть  Мерва  расположена  по  берегам  Мургаба  и Мерверруда.  Эта  река  берет  свое  начало  из  гор  Гур, находящийся  на  северо-востоке  Герата  и  вода  достигает  в  Мерв очень  малом  количестве  и
отсюда  поворачивает  на  сверную сторону  и  течет  в  сторону  большого  Мерва,  а  отсюда  делится  на большие арыки и исчезает в пустыне гузов».14

 

 

 

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

(Коран, сура 6 (Анъам), стих 92) И это –  Книга,  что  тебе  Мы  ниспослали, Благословенна  нами. И в подтверждение  ниспосланному
прежде. Чтоб  (ею)  мог  увещевать  ты Мать  городов  и  все,  что  вокруг  нее. И тех,  кто  верует  в  другую  жизнь  и  в  это, И строги в соблюдении молитвы. Катаде  в  комментарии  к  этому  стиху  отмечал,  что  «Умм  улкура» («мать  город»)  Мекке  в  Хиджазе  и  Мерв  в  Хорасане.

Интересно, что Катада, живя в Аравии, и будучи арабом, не был до конца уверен, что означает "мать городов" из Корана, то ли Мекка, то ли Мерв

Путаница видимо связано с тем, что в самом Коране, это выражено нечётко, а в преданиях много противоречий, то ли это первое селение построенное Адамом(по видимому Мекка) , то ли первый город построенный после потопа(по видимому Мерв) . 

Link to comment
Share on other sites

Саадья разделял точку зрения на 
происхождение хазар
библейского патриарха-эпонима 
Тогармы, сына Яфета и внука Ноя 
(Быт.10:1-3]:                   
...Продолжим историю мира 
упоминанием о туркменах,а они из 
детей Яфета - сына Ноя, (и они - те 
его потомки, которые) от Тогармы, 
сына Кумара,сына Яфета, как об 
этом говорится в Торе14.

И 
упоминает из ученых сынов 
Израиля ал-Фаюми,что их 
происхождение - от Тогармы. И это 
хазары, а хазары-туркмены... 
[Китаб ал-'Ибар,1284 г. х, т. 5, с. 561]

Link to comment
Share on other sites

Пока ему бросаться в битву рано.Другой к нам воин вышел из Турана...Теперь, мой гость, пойдем на наш айванРад будет престарелый муж – Дастан.Подумаем, как быть нам в этом делеИ отчего так тюрки осмелели.

            Как море, на Туран потом я хлыну,Оплот Афрасиаба опрокину,
               Когда арканы тюрков увидал,Рахш, словно лютый зверь, на них напал.

Из Шахнаме

Link to comment
Share on other sites

Марвази, касается шары. В то время как основная масса шары, тесня туркмен-карлуков, двигалась к Сырдарье, другие из них остались в Восточном Туркестане: «Путник, идущий в Китай, на расстоянии полумесяца пути из Санджу (Дунхуань) достигает племени шары, которая известна под именем их вождя, а он — басмыл».[5] Далее добавляется, что шары убежали в эти места «от ислама, боясь обрезания».

Link to comment
Share on other sites

МУХАММАД КАЗИМ

НАДИРОВА ИСТОРИЯ

ТА'РИХ-И 'АЛАМАРА-ЙИ НАДИРИНЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О РОЛИ ТУРКМЕН И МЕРВА В ТУРКЕСТАНСКОМ ПОХОДЕ НАДИР-ШАХАИзвлечения из "Надир-наме" или"Китаб-и-Надири", сочинения Мухаммед Казима, т. II, рук. ИВ Д 430.Однако начальники йомутов, “которые всегда занимаются хвастовством сверх всякой меры, говоря, что будто бы даже сабля — это их создание и (будто) стих Корана, говорящий о воинственности и храбрости, относится именно к ним”, сказали (хану): “Пользуясь своим неизменным счастьем, а также поддержкой и помощью “четырех друзей” 24, мы около крепости
Питняк, где находится стоянка надировых войск, нанесем им такое поражение, что эти забияки не найдут обратной дороги и будут на поле сражения совершенно уничтожены (нашими) саблями и стрелами”., вернуться (затем) в священную землю (Хорасан). [164]Один из высокопоставленных мунши передавал, что могущественный хакан (Надир-шах) во время своего прибытия в Хауз-и-хане, обратившись к мирзе Зеки, лучшему из своих приближенных, и Хасан Али-хану занимавшему должность ми'ярбаши 26, спросил их, какую область во всех иранских владениях они считают наилучшей. Они ответили ему, что Хорасан |284а| является лучшей из всех областей Ирана, а Иран — лучшее владение в мире. Шах в ответ спросил: “Какая область и какой
город во всем Хорасане являются лучшими?” Они ответили, что область Мерва (Мерв-и-шахджан), так как после создания и сотворения Адама Каюмерс, Сиямек, затем Хушанч и Тахмурас 27 заложили основание Мерву, и он долгое время был благоустроенным и цветущим.
 

Link to comment
Share on other sites

132 Самая ранняя версия этой этимологии приведена в “Словаре” Махмуда Кашгарского (т. III, стр. 304 и сл.; русский перевод этого отрывка см.: МИТТ, т. I, стр. 312—313), где наречение имени туркмен приписывается Александру Македонскому. Эта же этимология (но без упоминания Александра Македонского) приведена . и Рашид-ад-дином (т. I, кн. 1, стр. 85; см.: И. Н. Березин. Рашид-Эддин, стр. 21). Другая старая этимология (историк Нешри, ум. в 1520 г.) объясняет термин тyркмaeн через персидское тyрк iмaн 'верующий тюрок'; см.: О. Pritsak. Der Untergang des Reiches des Oguzischen Yabgu, стр. 397. По словам Бируни и Марвази, туркменами называли огузов (гузов), принявших ислам; см.: А. Ю. Якубовский. Вопросы этногенеза туркмен в VIII—X вв., стр. 51—52; W.
Kotwicz. Contributions a l'histoire de l'Asie Centrale, стр. 181. Кроме приведенных этимологии, существует еще ряд других: “...тюркмены, жившие в Персии, на вопрос персов о происхождении говорили ”тюрк-мен”, что значит — ”я тюрк”, отчего это прозвание и осталось за ними” (Ф. А. Михайлов. Туземцы Закаспийской области и их жизнь, стр. 25). Есть предположение, что название туркмен возникло из двух слов турк-и-комани > > тюркоман > тюркман; см.: А. Вамбери. Путешествие по Средней Азии, стр. 385; см. еще: И. Н. Березин. Шейбаниада. Приложение, стр. 4. Старинное предание самоназвание туркмен возводит к имени собственному Туркмен, которое носил родоначальник туркменского народа (см.: Боде. Очерки туркменской земли, стр. 67). По
словам А. Борнса (Путешествие в Бухару, ч. III, стр. 347), сами туркмены его уверяли, что слово “туркаме значит странник”. С другой стороны, Борнс (стр. 348) допускает, что “турки и команы, народ смешанный, равно может служить корнем производства (имени туркмен, — А. К.), хотя слишком отдаленным”. “Это слово состоит из собственного имени Тюрк и суффикса -мен, соответствующего английскому суффиксу ship, dom; оно применяется к целой расе и значит, что номады называют себя турками по преимуществу” (А. Вамбери. Путешествие по Средней Азии, стр. 149, прим.; см. еще: Н. Vambery. Das Tuerkenvolk, стр. 384— 385). Независимо от Вамбери эту же точку зрения на этимологию слова туркмен высказал Н. А. Аристов (Заметки, стр. 6); в последнее
время эта этимология находит поддержку в работах Л. Лигети (см.: Die Herkunft des Volksnamens Kirgis, стр. 383), В. Минорского (Hudued al-'alam, стр. 311), Ж. Дени (J. Deny. Les langues du Monde, стр. 332), О. Прицака (О. Pritsak. Der Untergang des Reiches des Oguzischen Yabgu, стр. 397).— “Старая традиция,—замечает В. Котвич (W. Kotwicz. Contributions a l'histoire de l'Asie Centrale, стр. 181), — объясняет окончание -тaeп (в слове turkman, — А. К.) как производное от иранского корня manand 'подобный'-Наименование tuerkmaen появляется в китайских источниках, а равно и в мусульманских, начиная с того момента, когда западные тюрки вошли в контакт с иранцами, в начале в Туркестане, затем в Персии. Можно также предположить, что иранцы перевели на свой язык слово as—is.
. . (которое в известной мере синонимично слову manand, — А. К.)... Туркмены в настоящее время могли бы быть прямыми потомками древних тюргешей”. По мнению А. А. Рослякова, “слово ”тюркмен” можно вернее всего объяснить как ”тюркман”, где ”ман” является вариантом аффикса суффикса ”мат” — ”племя, люди”” (А. А. Росляков. К вопросу об этногенезе туркмен, стр. 16). См. еще: С. П. Толстов. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен, стр. 19. — Впервые название туркмен встречается у географа Макдиси (вторая половина X в. н. э.). По Макдиси, что подтверждает и Махмуд Кашгарский, под термином туркмены разумелись огузы и карлуки (В. В. Б а р-тольд. Очерк, стр. 5, 6). Затем название туркмен закрепилось за одним из самых
мощных племенных объединений — за огузами; при переселении на Запад слово туркмен постепенно заменило старый термин огуз (см.: В. В. Бартольд. Очерк, стр. 6, 7; W. Barthold. 12 Vorlesungen, стр. 191; H. Vambery. Das Tuerkenvolk, стр. 385—86). Следует обратить внимание на то, что термин туркмены, по Рашид-ад-дину (т. I, кн. 1, стр. 85; И. Н. Берез и н. Рашид-Эддин, стр. 21) и Абу-л-Гази, появляется после прихода тюрков (огузов) в Мавераннахр. — Новые соображения о происхождении туркмен и их отношение к огузам приведены A.А. Росляковым в статье “Туркмены и огузы” (стр. 73—105).
 

Link to comment
Share on other sites

Орозиос писал в IV в.: «…Геты, которых теперь называют готами…». Филосторгиус (IV в.) сообщал: «…Из скифов по ту сторону Дуная, которые старыми авторами назывались гетами, а теперешние авторы называют готами».Источник https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/zagadki-istorii-gety-goty-daki/

Link to comment
Share on other sites

Орозиос писал в IV в.: «…Геты, которых теперь называют готами…». Филосторгиус (IV в.) сообщал: «…Из скифов по ту сторону Дуная, которые старыми авторами назывались гетами, а теперешние авторы называют готами».Источник https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/zagadki-istorii-gety-goty-daki/

Link to comment
Share on other sites

Прокопий Кесарийский сообщал, что при императоре Гонории (395–423 гг.) варвары проникли в государство (Аларик во главе готов нападал на Италию): «…Они были готсткого корня: самые многочисленные и славнейшие готы – вандалы, везиготы, гипиды. Раньше их называли сарматами и меланхленами, некоторыми авторами эти народы называются также гетами.…Издревле они сидели по ту сторону Дуная». Первый легендарный вождь готов — Берег, другой — Филимер. Готы жили в Скифии, а не в Германии. В Малой Скифии (Добруджа) с первых веков н.э. распространилось христианство, но геты молились на своем скифском языке. Вульфила перевёл Библию для гетов Малой Скифии.Источник https://
taynikrus.ru/zagadki-istorii/zagadki-istorii-gety-goty-daki/

В том числе вандалы начало  видимо были скифами, потом перешли в язык многочисленных подданных
 

Link to comment
Share on other sites

аль-Макдиси сообщал: «Передают, что Катада говорил о словах Всевышнего: «Мать городов в Хиджазе – Мекка, а в Хорасане – Мерв».

Link to comment
Share on other sites

357| Шахрастан — главный город (всей) страны и (области) Джурджана. В нем много фруктов, оливок и гранат; из городов ему подобна палестинская Рамла: он красив, свойство его населения — мужество и совершенство, у них мягкость, изящество, любезность и благотворительность. В нем (Шахрастане) хорошие базары, мечети и смоквы, прекрасные дыни, сладости и баклажаны. Хлеб в нем как будто из теста с оливковым и деревянным маслом. В нем есть апельсины, лимоны и виноград (и есть) пальмы, но холод портит финики. (Есть) удивительные рыбы, похожие на быков. Это город великодушия, великий силой и положением; в нем каналы с мостами и, арками, и в нем наука и религия, шейхи и богатства. Они украсили соборную мечеть и сделали крепкими стены. Он
делится на две части подобно Феса 121 и Багдаду. По обычаю напротив мимбара — лавка, и напротив дворца правителя — площадь. Азан (у них) нараспев и с (определенной) мелодией. Проповедник — ханефит, икама двойная. К нему (принадлежит) море и волость Дихистан. Он скрывается среди садов, деревьев и тростников. А Хурмаруд — нельзя пренебречь им; порок науки — пренебрежение. В нем есть смоквы, кизил и гранаты. В нем нет препятствия, |358| преследования и запроса. Горы (около него) населены вроде Ливана; (в нем есть) красивые ханы и мечеть Динара. Все это справедливо, но слушай далее. В этом городе страшная жара, духота и мухи. Блохи любят его, от них мы производим имя Гурган. Почва в нем — вонючая грязь, а вода —
гнилая. Кто переселится туда из своего города, тот пусть готовит саван. В нем как бы серп, который жнет жителей. Видишь их (жителей его), как они в день заклания двумя группами (ссорятся) из-за головы верблюда — израненные, избитые и расстроенные. Не покидают их избиения, убийства и два войска — одно из Дейлема, другое — тюрки Саманидов. Там дикая междоусобица между двумя партиями и крайнее шиитство с признанием сотворенности Корана 122.

Link to comment
Share on other sites

Мерв Шахиджан — старинный город, построил его Искандер.(Передают), что Ибн Аббас сказал: «Да, город (балад) Мерв построил Двурогий, в нем молился ал-Узейр (Ездра), каналы его текут с благословения (аллаха), нет в нем ворот, у которых бы не стоял ангел с обнаженным мечом, защищающий его от зла». Передают, что Катада (говорил) о словах всевышнего «Чтобы ты предостерег мать городов и тех, кто вокруг нее» 32: «Мать городов в Хиджазе — Мекка, а в Хорасане — Мерв» 33.

Здесь двурогий не Македонский, а более древний завоеватель. Видимо этот царь одевал шлем или корону с двумя рогами

Link to comment
Share on other sites

Как много вариантов имени тахмурас=тахмурасп=тахамурт

легенда об основании Мерва Тахамуртом, заимствованная у Ибн ал-Факиха (ср. выше, стр. 151).

Link to comment
Share on other sites

Амид-ад-даула Фаик — известный саманидский военачальник, тюркского происхождения, игравший значительную роль при падении саманидского государства. Фаик начал играть большую роль в политической жизни уже при эмире ал-Мансуре (350-365 = 961-976), умер в 389 = 999 г. (Туркестан, стр. 262-281).

Link to comment
Share on other sites

По рукописи С: «а городами хазар иногда завладевает владетель Джурджании».

Link to comment
Share on other sites

АГАФИЙ

О ЦАРСТВОВАНИИ ЮСТИНИАНА

КНИГА ПЯТАЯНарод гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами, или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались котригурами, другие — утигурами, некоторые — ультизурами, прочие вуругундами.(бургунды) Спустя много столетий они перешли в Европу, или действительно ведомые оленем, как передает басня, или вследствие другой случайной причины, во всяком случае перешли каким-то образом Меотидское болото, которое
раньше считалось непроходимым, и, распространившись по чужой территории, причинили ее [148] обитателям величайшие бедствия своим неожиданным нападением.Таким образом, изгнав прежних обитателей, они заняли их страну, но, кажется, в ней не очень долго прожили и, как говорится, погибли поголовно.Ультизуры и вуругунды считались могущественными и были знамениты до времени императора Льва и живших в то время римлян. Мы же, живущие ныне, их не знаем и, думаю, никогда не узнаем, или потому, что они, может быть, погибли, или же переселились в отдаленнейшие местности. Однако в тот год, когда моровая язва напала на город (Константинополь), некоторые племена гуннов оказались существующими и к тому же весьма страшными. Гунны
все-таки спустились на юг и обитали недалеко от берегов Дуная, там, где им было это желательно. Когда наступила зима, река, как обычно, покрылась льдом и замерзла на такую глубину, что могла быть перейдена и пешими и конными войсками. Заберган, вождь гуннов, называемых котригурами, переведя значительное конное войско [по реке], как по суше, очень легко вступил на территорию Римской империи. Найдя тамошние местности лишенными обитателей, он без всяких препятствий проник внутрь [страны] и, быстро пройдя Мизию и Скифию, вторгся во Фракию. Там он разделил войско и одну часть его направил в Грецию, чтобы она произвела нападение на все незащищенные гарнизонами места и их опустошила. Другую же часть войска послал во Фракийский
Херсонес.

Даже племя бургундов было изначально тюркским, и только потом перешло на язык подданных, как это сделали нормандцы завоевав Англию, то есть поменяли сначала скандинавский на французский, а потом французский на английский

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...