Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Сасанидский царь Шапур II дважды воевал с "кушанами" — В конце 60-х и в начале 70-х годов IV в. Под "кушанами", на наш взгляд, следует подразумевать хионитов, так как к тому времени территория Средней Азии находилась под их властью.Первое упоминание о хионитах мы находим у Аммиака Марцеллина, который пишет, что персидский царь Шапур II (309-379) во время войны с римлянами заключил "союзный договор с хионитами и гелянами, племенами, отличавшимися особенной воинственностью". При описании осады города Амиды (Диярбакыр в Турции) Аммиан Марцеллин рассказывает о мужественной борьбе против римлян воинов-хионитов во главе с царем Грумбатом и о смерти на поле брани его юного сына (см.: Аммиан Марцеллин. История. Вып. 1. Киев, 1906, с. 248). Кушаны=гунны ФАВСТОС БУЗАНДИСТОРИЯ АРМЕНИИГлава XXXVII 2"В это время 1 возвратились из персидского плена два брата из рода Мамиконян, которых увел в плен царь Шапух 3; имя одного было Манвел, другого — Комс. Ибо в это время персидский царь из рода Сасанидов вел войну с великим царем кушанов, из рода Аршакуни, который сидел в городе Балле. Аршакиды=кушаны В этом армянском источнике 5-ого века говорится о народе уз.Как известно огузов тоже иногда называли узами.В Туркменистане западный рукав Амударьи,который раньше впадал в Каспий ,до сих пор называется Узбой,то есть Огузской рекой.Также если учитывать что узы упоминаются вместо с гуннами ,то можно сделать вывод ,что эти узы и есть огузы. Родословная фамилии Просветителя Армении Св. Григория и жизнь Св. Нерсеса, патриарха Армении (V в.) ...После смерти Св. Трдата, неправедный (Санесан), родом Аршакуни, которого Трдат поставил во главе Пайтакарана, после смерти Трдата взбунтовался и возложил на себя корону. Согласно его нечестивому приказанию, дикие северные племена убили отрока Григориса... привязав его к лошади и пустив по полю Ватнеан...29 После этого персидский царь Шапух (Сапор) потребовал помощи у царя хонов(гунны) Урнайра, и он открыл Врата Алан. Вокруг него собрались войска хунов, маскутов, алан, лбинов, тавматаков, купуров, джмахов, гугаров, узов... вместе с множеством персидских войск и племенами курдских кочевников-горцев. ...Когда это большое сражение стало еще более яростным, армянские войска обратили в бегство войска аланов, персов, узов и маскутов... Полководец армян Мушег настиг царя хонов Урнайра и, ударяя его древком копья по голове, приговаривал: “Иди и будь благодарен, что ты царь, а я царей не убиваю”. В тот же момент клеветники донесли царю Папу, что полководец Мушег своими руками схватил царя аланов Урнайра,30 но не отправил его к тебе и не убил, а отпустил живым...Ваче со своим войском внезапно напал на город, и Господь предал их в его руки. Когда враги увидели, что он напал на них, то выбежали из города и бросились на каменистое плато в сторону крепости Ошакан, уповая на пустынную и каменистую местность. Произошло крайне ожесточенное сражение, и соратники армянского полководца... набросились, били, громили войска аланов и маскутов, и гуннов, и других племен и все каменистое поле устлали трупами убитых, так что... не было числа перебитому воинству. Немногочисленные же остатки они гнали перед собой до страны баласичев. И голову великого царя Санесана принесли армянскому царю. А он, когда увидел, расплакался и сказал: “Братом он был моим, родом Аршакуни”.12Гл. VII. О разбойничьем набеге царя Маскутов... В то время маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска, - гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шигбов и чилбов, и баласичев и егерсванов,9 и несметное множество других разношерстных кочевых племен, которыми он повелевал. Он перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну. Не было числа множеству его конных полков и счета пешему войску, вооруженному палицами, так что и сами они не могли сосчитать свое войско.ФАВСТОС БУЗАНД (V в.) История Армении (Перевод с древнеармянского М.А. Геворгяна) Гл. VI. О Григорисе, сыне Вртанеса... Приведя в порядок и восстановив все церкви, находящиеся в той стороне, Григорис прибыл в стан аршакидского царя маскутов,5 имя которого было Санесан, ибо и их цари и армянские цари были одного и того же происхождения и рода. И он onxek и представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов,6 встал перед ними и стал проповедовать Христово Евангелие, говоря им: познайте Бога! Маскуты=гунны Аршак Великий «отправился в Бахл; утвердил там свой престол и [царствовал] 53 года. Поэтому потомки его прозваны Пахлавами» (Мовсес Хоренаци, кн. 2, гл. 69). Хеттура — вторая жена древнееврейского патриарха Авраама: «И. взял Авраам еще жену, именем Хеттуру» (Бытие, гл. XXV, § 1—2). Согласно Мовсесу Хоренаци, парфяне Бактрии произошли от Авраама, эту традицию продолжили и другие армянские историки. Ср.: В. G. IV. 4.8, где Есторик именует расположившихся у Меотиды гуннов киммерийцами, Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 В Воскресенской летописиXVI века при описании событий 1152 года названиеЧёрные клобуки поясняется «еже зовутся Черкасы»[15], Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Согласно сообщениям Лаврентьевской и Густынской летописей (под 907 годом) Великая Скифия (Великая скуфь) состояла из племён, живущих по Бугу и Днепру при впадении их в море. Также упоминается, что болгары приходили на Дунай с востока от хазар, то есть от скифов Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Менандр Византиец сообщает, что в 568 г. предводитель аваров Баян отправил Таргития к царю с требованием от него уступки [Византийские историки, 1861, 392]. Авары того же Таргития в 565 г. отправляют послом в Византию [там же, 418]. Во II-ом в. Полиен сообщает, что и у скифов, живущих у Мэотского (Азовского) моря, была знаменитая женщина по имени Тиргитао [Латышев В.В., 1893, 567]. Таргитай это как видим тюркское имя Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Феофилакт Симокатта (историк VII в.) сообщает, что «Таргитий — человек видный в племени аваров» [Симокатта Ф., 1957, 35]. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Геродот подчеркивает, что андрофаги и меланхлены не относятся к скифам. Но они со всеми другими народами помогали скифам в отражении ударов Дария [IV, 102].Рядом с савроматами расположены амазонки, которых скифы называют эорпата(убивающие своих мужей). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 По берегам Истра (Дуная) ближе к Понту (Черному морю) живут траки (рус.фракийцы), часть из них носит этнонимы скирмиад, нипсей и гет. Геты самые храбрые и честные среди траков [IV, 93]. В горной стране живут тавры(тау ар-горные мужи) , по Дунаю расположены акадиры(акациры, агач эр-лесные мужи) , невры, андрофаги (пожирающие мужчин), меланхлены(черные плащи). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 греческого историка II в. н.э. - Птолемея. Он пишет, что в европейской Сарматии ниже акадиров (агафирсов) между вастернами и роксолонами живут хуны [Латышев В.В., 1893, I, 232]. Видимо хуны это гунны, а акадир=агафирс=агач эр Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Греческий историк Дионисий, который жил и творил в конце I и начале II в. н.э., пишет, что на северо-западе Каспийского моря живут: «первые - скифы, которые населяют побережье возле Кронийского моря по устью Каспийского моря, потом -унны, а за ними - каспийцы, за этими - воинственные албанцы и кадусии, живущие в гористой стране» [Латышев В.В., 1893, I, 186]. Опять же тюрки албанцы и Унны. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Язык народа Жабарка неизвестен из-за его отдаленности и препятствия в виде Великого моря, раскинувшегося между ними и Масйн. Не сообщение ли это про Америку? Навряд ли узкое море между Китаем и Японией можно назвать Великим Морем. Да и язык японцев был известен как минимум китайцам, а здесь говорится о языке совершенно неизвестном, да и очень отдалённом. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Самыми/с. 24/ красноречивыми и изящными в выражении являются те, кто знает лишь один язык, не смешивается с персами и не перенимает чужие обычаи. У тех, кто говорит на двух языках и смешивается с городским населением, речь становится ломаной, как, например, у Сугдак, Канжак и Аргу.(истинные согдийцы, как здесь указано были тюрками. Как известно были согдийцы кочевники и также их подданных ираноязычны земледельцы) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Махмуд Кашгари:Те, кого я /с. 25/ перечислил, являются оседлыми. Кочевниками являются Жумул, имеющие собственный говор и знающие тюркский язык, а также Кай, Иабаку, Татар, Иасмил. Все эти группы имеют собственный язык, но вместе с тем хорошо владеют тюркским. (не монголы ли, долго живщие под тюрками) Далее Киркиз, Кифжак, Угуз, Тухсй, Иагма, Жикил, Уграк и Жарук. У них чистый тюркский, единый язык[туркиййя махда луга вйхида]. Близки к нему наречияИамак и Башгирт.Что касается наречия Булгар, Сувар(сабиры) , Бажанак и далее, до предместий Рума, — это тюркский с усеченными окончаниями, одного вида.Самым легким является наречие Угуз. Самым правильным — у Иагма, Тухсй и жителей долин рек Йла, Артиш, Йамар и Атил, до земель Уйгур. Самым красноречивым является наречие правителей Хаканиййя и тех, кто с ними связан. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 лу-ас, чомишли-ас, торту-уллу-ас23. У кубанских ногайцев был и сохраняется род ас. Напрашивается следующее сравнение. Присутствие рода торт-ас у телеутов отмечает Л.Р. Кызласов24. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Плиний Секунд (I в. н.э.) пишет, что скифы Кавказские горы называют Кроукасом, т.е. ‘белыми от снега’ [Латышев В.В., 1896, 185]. Кар-снег, ак-белый, ас-греческое окончание, которое греки прибавляли и не греческим именам, например Томирис. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Стефан Византийский сообщает, что «сака — это народ, так называют скифов от ‘доспеха’, потому что они изобрели его» [Латышев В.В., 1893, 265]. Сог+ут-доспех. Саг - целый, здоровый, ут-тюркское имяобразующее окончание. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Агафий (VI в.) гуннов у Азовского моря называет скифами [Агафий, 1953, 148]. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 В 740-741 годах (123 хиджры), посол прибывший из Хорасана в Дамаск привел с собой 150 тюрок:"Юсуф ибн Умар, завидуя Насру, писал Хишаму: "Хорасан это воистину открытая рана! Если бы повелитель правоверных посчитал приемлемым присоединить Хорасан к Ираку, я бы отправил Хакама ибн ал-Салта вниз, поскольку он был с Джунайдом, он правил существенной частью провинций (восточных) [...]" Когда письмо Юсуфа достигло Хишама, он отправил людей на публичный двор где проживал Мукатил ибн Али ал-Сугди. Они привели его к Хишаму, который сказал: "Из Хорасана ли ты?" Мукатил ответил: "Да, и я друг тюрок". Он предстал пред Хишамом вместе со ста пятьюдесятью тюрками" (Табари, II, с.1719)". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Халифы пришли к тому что стали набирать силы из Трансоксианы; они привели тюрок в свои армии по причине их превосходства над всеми другими воинами в силе, решительности, бесстрашии и удали. Дихканы Трансоксианы были поставлены над ними офицерами, их свитой и последователями их элиты по причине их усердной службы, безмерности их покорности и их элегантности в одежде. Они сформировали впоследствии халифскую стражу, его наиболее слушаемых советников и главенство их полков, таких как Фарагина и Тюрки что пришли сформировать дворцовую стражу; тюрки по причине их силы и решительности навязались халифату. Среди офицеров этих были Афшин, семья Абу ал-Саджа Ушрушанского, Икшид Самаркандский, Марзбан ибн Турксафи, Уджайф ибн Анбаса из Согдианы и Бухаракуда, также как и прочие принцы, офицеры и воины.Арабский географ Ал-Истахри Дихканы Трансоксианы тоже видимо были из тюрок, так как трудно представить, что тюрки подчинялись иранцам. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Балави середины X века, который пишет:"Когда отец Ахмада ибн Тулуна умер в 854-855/240 хиджры, последнему было двадцать лет. Мать его была рабыней по имени Касим, что принадлежала его отцу. Она явила его на свет в 835/220 хиджры [...] Тулун, по происхождению Тугузгуз, был отправлен Мамуну, в 815-816/200 хиджры Нухом ибн Асадом, губернатором Бухары и Хорасана, и составил часть его обязательной годовой дани, состоявшей из денег, рабов, тюркских коней [...] Ялбах был тюрком, захваченным вместе с Тулуном". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 От Серахса до Мерва по главной дороге 6 дней пути. Первая остановка — Уштурмагак, затем Тильситана, затем Данданкан, затем Генугирд, а это поместья 7рода Али ибн Хишама ибн Фаррахосрау. Эти станции [148] (находятся) в дикой пустыне, в каждой из них — укрепление, в котором жители защищаются от тюрок, потому что они иногда нападают на некоторые из этих станций. Даже на самом юге Средней Азии все кочевники, сплошь тюрки, и ни одного мифического ираноязычного кочевника нету почему-то? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Моисей Хоренский, как отмечает Друэн, не энает термина эфталит, и для обозначения всех кочующих «тюркских» народов Туркестана употребляет слово «кушан» 3. [5] «Они(184/185)(армяне, — А.Б.) употребляют слово «кушан» для обозначения всех тюркских народов Туркестана с эпохи арсакидов». Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Под различными названиями упоминаются эфталитские племена в греческих и сирийских источниках. Среди греческих названий следует отметить термин гунны-кидариты 1. [6] Греческие источники употребляют также для названия эфталитов нафтал (Феофан), абдел (Феофилакт Симокатта) и его разновидности (ефталь, епталь, абдаль). В сирийской хронике Иешу Стилита они выступают под именем хионитов как, впрочем, и у некоторых других авторов 2. [7] Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 армянским источникам, в частности по сообщению Лазаря Парпского, известны военные столкновения между сасанидским Ираном, Перозом и эфталитами («царством кушанским», «царь Кушнавар»). (кушан+авар? ) Эти столкновения относятся, примерно, к 484 г. По сведениям Лазаря Парпского, Пероз был исключительно свирепым правителем, в частности «в Армении распространилось страшное восстание против жестоких правителей, назначенных Перозом» 1. [13] Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Аму-дарьи, арабо- и персоязычными авторами под именем хайтал (Табари, Масуди, Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян, идал или хайтал. У Вардапета есть термин хайлан тюрк. Лазарь Парпский (конец V в.) употребляет для их обозначения термин Хептал; Михаил Сирийский (IX в.) — тедал итедалтзи 1. [3] Маркварт отметил также армянский термин Катиск — кадусии, как одно из названий эфталитов 2. [4] Link to comment Share on other sites More sharing options...
Shamyrat Posted July 6, 2024 Author Share Posted July 6, 2024 Первоначально они назывались дили, на севере их называют чилэ, а в Китае - гаоцзюй динлин (высокотележные динлины)." Гоацзюй=кангюй=кангар=канглы=дили=чилэ=динлин Link to comment Share on other sites More sharing options...