Перейти к содержанию
Shamyrat

Исторические источники о тюрках

Рекомендуемые сообщения

Сасанидский царь Шапур II дважды воевал с "кушанами" — В конце 60-х и в начале 70-х годов IV в. Под "кушанами", на наш взгляд, следует подразумевать хионитов, так как к тому времени территория Средней Азии находилась под их властью.Первое упоминание о хионитах мы находим у Аммиака Марцеллина, который пишет, что персидский царь Шапур II (309-379) во время войны с римлянами заключил "союзный договор с хионитами и гелянами, племенами, отличавшимися особенной воинственностью". При описании осады города Амиды (Диярбакыр в Турции) Аммиан Марцеллин рассказывает о мужественной борьбе против римлян воинов-хионитов во главе с царем Грумбатом и о смерти на поле брани его юного сына (см.: Аммиан Марцеллин. История. Вып. 1. Киев,
1906, с. 248).

Кушаны=гунны
        ФАВСТОС БУЗАНДИСТОРИЯ АРМЕНИИГлава XXXVII 2"В это время 1 возвратились из персидского плена два брата из рода Мамиконян, которых увел в плен царь Шапух 3; имя одного было Манвел, другого — Комс. Ибо в это время персидский царь из рода Сасанидов вел войну с великим царем кушанов, из рода Аршакуни, который сидел в городе Балле.

Аршакиды=кушаны
         В этом армянском источнике 5-ого века говорится о народе уз.Как известно огузов тоже иногда называли узами.В Туркменистане западный рукав Амударьи,который раньше впадал в Каспий ,до сих пор называется Узбой,то есть Огузской рекой.Также если учитывать что узы упоминаются вместо с гуннами ,то можно сделать вывод ,что эти узы и есть огузы.

Родословная фамилии Просветителя Армении
Св. Григория и жизнь Св. Нерсеса, патриарха Армении (V в.) ...После смерти Св. Трдата, неправедный (Санесан), родом Аршакуни, которого Трдат поставил во главе Пайтакарана, после смерти Трдата взбунтовался и возложил на себя корону. Согласно его нечестивому приказанию, дикие северные племена убили отрока Григориса... привязав его к лошади и пустив по полю Ватнеан...29 После этого персидский царь Шапух (Сапор) потребовал помощи у царя хонов(гунны) Урнайра, и он открыл Врата Алан. Вокруг него собрались войска хунов, маскутов, алан, лбинов, тавматаков, купуров, джмахов, гугаров, узов... вместе с множеством персидских войск и племенами курдских кочевников-горцев. ...Когда это большое сражение стало еще более яростным, армянские войска
обратили в бегство войска аланов, персов, узов и маскутов... Полководец армян Мушег настиг царя хонов Урнайра и, ударяя его древком копья по голове, приговаривал: “Иди и будь благодарен, что ты царь, а я царей не убиваю”. В тот же момент клеветники донесли царю Папу, что полководец Мушег своими руками схватил царя аланов Урнайра,30 но не отправил его к тебе и не убил, а отпустил живым...Ваче со своим войском внезапно напал на город, и Господь предал их в его руки. Когда враги увидели, что он напал на них, то выбежали из города и бросились на каменистое плато в сторону крепости Ошакан, уповая на пустынную и каменистую местность. Произошло крайне ожесточенное сражение, и соратники армянского полководца... набросились, били,
громили войска аланов и маскутов, и гуннов, и других племен и все каменистое поле устлали трупами убитых, так что... не было числа перебитому воинству. Немногочисленные же остатки они гнали перед собой до страны баласичев. И голову великого царя Санесана принесли армянскому царю. А он, когда увидел, расплакался и сказал: “Братом он был моим, родом Аршакуни”.12Гл. VII.

О разбойничьем набеге царя Маскутов... В то время маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска, - гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шигбов и чилбов, и баласичев и егерсванов,9 и несметное множество других разношерстных кочевых племен,
которыми он повелевал. Он перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну. Не было числа множеству его конных полков и счета пешему войску, вооруженному палицами, так что и сами они не могли сосчитать свое войско.ФАВСТОС БУЗАНД (V в.) История Армении (Перевод с древнеармянского М.А. Геворгяна) Гл. VI. О Григорисе, сыне Вртанеса... Приведя в порядок и восстановив все церкви, находящиеся в той стороне, Григорис прибыл в стан аршакидского царя маскутов,5 имя которого было Санесан, ибо и их цари и армянские цари были одного и того же происхождения и рода. И он onxek и представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов,6 встал перед ними и стал проповедовать Христово Евангелие,
говоря им: познайте Бога!

Маскуты=гунны
            Аршак Великий «отправился в Бахл; утвердил там свой престол и [царствовал] 53 года. Поэтому потомки его прозваны Пахлавами» (Мовсес Хоренаци, кн. 2, гл. 69).
          Хеттура — вторая жена древнееврейского патриарха Авраама: «И. взял Авраам еще жену, именем Хеттуру» (Бытие, гл. XXV, § 1—2). Согласно Мовсесу Хоренаци, парфяне Бактрии произошли от Авраама, эту традицию продолжили и другие армянские историки.
          Ср.: В. G. IV. 4.8, где Есторик именует расположившихся у Меотиды гуннов киммерийцами,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Воскресенской летописиXVI века при описании событий 1152 года названиеЧёрные клобуки поясняется «еже зовутся Черкасы»[15],

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно сообщениям Лаврентьевской и Густынской летописей (под 907 годом) Великая Скифия (Великая скуфь) состояла из племён, живущих по Бугу и Днепру при впадении их в море. Также упоминается, что болгары приходили на Дунай с востока от хазар, то есть от скифов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Менандр Византиец сообщает, что в 568 г. предводитель аваров Баян отправил Таргития к царю с требованием от него уступки [Византийские историки, 1861, 392]. Авары того же Таргития в 565 г. отправляют послом в Византию [там же, 418]. Во II-ом в. Полиен сообщает, что и у скифов, живущих у Мэотского (Азовского) моря, была знаменитая женщина по имени Тиргитао [Латышев В.В., 1893, 567].

Таргитай это как видим тюркское имя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Феофилакт Симокатта (историк VII в.) сообщает, что «Таргитий — человек видный в племени аваров» [Симокатта Ф., 1957, 35].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Геродот подчеркивает, что андрофаги и меланхлены не относятся к скифам. Но они со всеми другими народами помогали скифам в отражении ударов Дария [IV, 102].Рядом с савроматами расположены амазонки, которых скифы называют эорпата(убивающие своих мужей).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По берегам Истра (Дуная) ближе к Понту (Черному морю) живут траки (рус.фракийцы), часть из них носит этнонимы скирмиад, нипсей и гет. Геты самые храбрые и честные среди траков [IV, 93]. В горной стране живут тавры(тау ар-горные мужи) , по Дунаю расположены акадиры(акациры, агач эр-лесные мужи) , невры, андрофаги (пожирающие мужчин), меланхлены(черные плащи).
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

греческого историка II в. н.э. - Птолемея. Он пишет, что в европейской Сарматии ниже акадиров (агафирсов) между вастернами и роксолонами живут хуны [Латышев В.В., 1893, I, 232].
Видимо хуны это гунны, а акадир=агафирс=агач эр

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Греческий историк Дионисий, который жил и творил в конце I и начале II в. н.э., пишет, что на северо-западе Каспийского моря живут: «первые - скифы, которые населяют побережье возле Кронийского моря по устью Каспийского моря, потом -унны, а за ними - каспийцы, за этими - воинственные албанцы и кадусии, живущие в гористой стране» [Латышев В.В., 1893, I, 186].

Опять же  тюрки албанцы и Унны. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Язык народа Жабарка неизвестен из-за его отдаленности и препят­ствия в виде Великого моря, раскинувшегося между ними и Масйн.

Не сообщение ли это про Америку? Навряд ли узкое море между Китаем и Японией можно назвать Великим Морем. Да и язык японцев был известен как минимум китайцам, а здесь говорится о языке совершенно неизвестном, да и  очень отдалённом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самыми/с. 24/ красноречивыми и изящными в выражении являются те, кто знает лишь один язык, не смешивается с персами и не перени­мает чужие обычаи. У тех, кто говорит на двух языках и смешивается с городским населением, речь становится ломаной, как, например, у Сугдак, Канжак и Аргу.(истинные согдийцы, как здесь указано были тюрками. Как известно были согдийцы кочевники и  также их подданных ираноязычны земледельцы) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Махмуд Кашгари:Те, кого я /с. 25/ перечислил, являются оседлыми. Кочевниками являются Жумул, имеющие собственный говор и знающие тюркский язык, а также Кай, Иабаку, Татар, Иасмил. Все эти группы имеют собственный язык, но вместе с тем хорошо владеют тюркским. (не монголы ли, долго живщие под тюрками) Далее Киркиз, Кифжак, Угуз, Тухсй, Иагма, Жикил, Уграк и Жарук. У них чистый тюркский, единый язык[туркиййя махда луга вйхида]. Близки к нему наречияИамак и Башгирт.Что касается наречия Булгар, Сувар(сабиры) , Бажанак и далее, до предместий Рума, — это тюркский с усеченными окончаниями, одного вида.Самым легким является наречие Угуз. Самым правильным — у Иагма, Тухсй и жителей долин рек Йла, Артиш, Йамар и Атил, до земель Уйгур. Самым красноречивым является наречие
правителей Хаканиййя и тех, кто с ними связан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

лу-ас, чомишли-ас, торту-уллу-ас23. У кубанских ногайцев был и сохраняется род ас. Напрашивается следующее сравнение. Присутствие рода торт-ас у телеутов отмечает Л.Р. Кызласов24.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Плиний Секунд (I в. н.э.) пишет, что скифы Кавказские горы называют Кроукасом, т.е. ‘белыми от снега’ [Латышев В.В., 1896, 185].

Кар-снег, ак-белый, ас-греческое окончание, которое греки прибавляли и не греческим именам, например Томирис. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стефан Византийский сообщает, что «сака — это народ, так называют скифов от ‘доспеха’, потому что они изобрели его» [Латышев В.В., 1893, 265].

Сог+ут-доспех. Саг - целый, здоровый, ут-тюркское имяобразующее окончание. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 740-741 годах (123 хиджры), посол прибывший из Хорасана в Дамаск привел с собой 150 тюрок:"Юсуф ибн Умар, завидуя Насру, писал Хишаму: "Хорасан это воистину открытая рана! Если бы повелитель правоверных посчитал приемлемым присоединить Хорасан к Ираку, я бы отправил Хакама ибн ал-Салта вниз, поскольку он был с Джунайдом, он правил существенной частью провинций (восточных) [...]" Когда письмо Юсуфа достигло Хишама, он отправил людей на публичный двор где проживал Мукатил ибн Али ал-Сугди. Они привели его к Хишаму, который сказал: "Из Хорасана ли ты?" Мукатил ответил: "Да, и я друг тюрок". Он предстал пред Хишамом вместе со ста пятьюдесятью тюрками" (Табари, II, с.1719)".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халифы пришли к тому что стали набирать силы из Трансоксианы; они привели тюрок в свои армии по причине их превосходства над всеми другими воинами в силе, решительности, бесстрашии и удали. Дихканы Трансоксианы были поставлены над ними офицерами, их свитой и последователями их элиты по причине их усердной службы, безмерности их покорности и их элегантности в одежде. Они сформировали впоследствии халифскую стражу, его наиболее слушаемых советников и главенство их полков, таких как Фарагина и Тюрки что пришли сформировать дворцовую стражу; тюрки по причине их силы и решительности навязались халифату. Среди офицеров этих были Афшин, семья Абу ал-Саджа Ушрушанского, Икшид
Самаркандский, Марзбан ибн Турксафи, Уджайф ибн Анбаса из Согдианы и Бухаракуда, также как и прочие принцы, офицеры и воины.Арабский географ Ал-Истахри

Дихканы Трансоксианы тоже видимо были из тюрок, так как трудно представить, что тюрки подчинялись иранцам. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Балави середины X века, который пишет:"Когда отец Ахмада ибн Тулуна умер в 854-855/240 хиджры, последнему было двадцать лет. Мать его была рабыней по имени Касим, что принадлежала его отцу. Она явила его на свет в 835/220 хиджры [...] Тулун, по происхождению Тугузгуз, был отправлен Мамуну, в 815-816/200 хиджры Нухом ибн Асадом, губернатором Бухары и Хорасана, и составил часть его обязательной годовой дани, состоявшей из денег, рабов, тюркских коней [...] Ялбах был тюрком, захваченным вместе с Тулуном".
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От Серахса до Мерва по главной дороге 6 дней пути. Первая остановка — Уштурмагак, затем Тильситана, затем Данданкан, затем Генугирд, а это поместья 7рода Али ибн Хишама ибн Фаррахосрау. Эти станции [148] (находятся) в дикой пустыне, в каждой из них — укрепление, в котором жители защищаются от тюрок, потому что они иногда нападают на некоторые из этих станций.

Даже на самом юге Средней Азии все кочевники, сплошь тюрки, и ни одного мифического ираноязычного кочевника нету почему-то? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моисей Хоренский, как отмечает Друэн, не энает термина эфталит, и для обозначения всех кочующих «тюркских» народов Туркестана употребляет слово «кушан» 3. [5] «Они(184/185)(армяне, — А.Б.) употребляют слово «кушан» для обозначения всех тюркских народов Туркестана с эпохи арсакидов».
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Под различными названиями упоминаются эфталитские племена в греческих и сирийских источниках. Среди греческих названий следует отметить термин гунны-кидариты 1. [6] Греческие источники употребляют также для названия эфталитов нафтал (Феофан), абдел (Феофилакт Симокатта) и его разновидности (ефталь, епталь, абдаль). В сирийской хронике Иешу Стилита они выступают под именем хионитов как, впрочем, и у некоторых других авторов 2. [7]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

армянским источникам, в частности по сообщению Лазаря Парпского, известны военные столкновения между сасанидским Ираном, Перозом и эфталитами («царством кушанским», «царь Кушнавар»). (кушан+авар? ) Эти столкновения относятся, примерно, к 484 г. По сведениям Лазаря Парпского, Пероз был исключительно свирепым правителем, в частности «в Армении распространилось страшное восстание против жестоких правителей, назначенных Перозом» 1. [13]
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Аму-дарьи, арабо- и персоязычными авторами под именем хайтал (Табари, Масуди, Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян, идал или хайтал. У Вардапета есть термин хайлан тюрк. Лазарь Парпский (конец V в.) употребляет для их обозначения термин Хептал; Михаил Сирийский (IX в.) — тедал итедалтзи 1. [3] Маркварт отметил также армянский термин Катиск — кадусии, как одно из названий эфталитов 2. [4]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первоначально они назывались дили, на севере их называют чилэ, а в Китае - гаоцзюй динлин (высокотележные динлины)."
Гоацзюй=кангюй=кангар=канглы=дили=чилэ=динлин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...