Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Жалаиры-Джалаиры-Jalair

Рекомендуемые сообщения

А по российским казахам есть данные о родовом составе?

кипчаки подрода маджар, кереи ашамайлы, Уаки (шога, баян-батыр), атыгаи-аргыны это из Буолаевского района приграничного с Омской областью, думаю в российской стороне примерно так же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Единственно что мне известно, в Тюменской, Омской областях и в Алтайском крае проживают кереи родов ашамайлы.

Из казахов Алтайского края, встречались практически одни кипчаки. И один аргын. Наши же горные казахи - найманы с вкраплением уаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из казахов Алтайского края, встречались практически одни кипчаки. И один аргын. Наши же горные казахи - найманы с вкраплением уаков.

Я же говорил.Зачем жалайров отправить в Сибирь.Жалайров в Китай!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из казахов Алтайского края, встречались практически одни кипчаки. И один аргын. Наши же горные казахи - найманы с вкраплением уаков.

В Кулундинской степи, куда Вы поселили телеутов как-то :lol: , проживают Кереи ашамайлинских родов, есть даже н.п. Керей. Возможно есть кыпчаки и аргыны, т.к. в соседстве в РК аргынов масса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю ЕНХД сам себя не понял.

Ulug Dongak, в теме про жалаиров я задал вопрос по ЧАГЫТАМ, по некоторым данным такой род есть среди тувинцев и его отождествляют с жалаирами, что это за род, дайте пожалуйста ответ в теме Жалаиры.

Уважаемый Жалаир, спасибо за вопрос. Но я могу ответить в этой теме (думаю, это будет уместно). А также скопировать сообщение на ту тему.

ЧАГЫТ по-моему созвучно с тувинским родом ЧОГДУ или ЧООДУ (здесь ОО это трансформированное от ЧОГОДУ). Этот род кажется присутствует и у алтайцев и у хакасов.

Ученые-тувиноведы вроде считают этот род автохтонами Тувы и Транссаянии. Соответственно род ЧООДУ (ЧОГДУ) происхождения самодийского. Вообще Саяны и Северный российский Алтай вроде вообще родина самодийцев. Позднее они ассимилировались среди тюрков (в основной массе) а часть мигрировала в Сибирскую тайгу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Жалаир, спасибо за вопрос. Но я могу ответить в этой теме (думаю, это будет уместно). А также скопировать сообщение на ту тему.

ЧАГЫТ по-моему созвучно с тувинским родом ЧОГДУ или ЧООДУ (здесь ОО это трансформированное от ЧОГОДУ). Этот род кажется присутствует и у алтайцев и у хакасов.

Ученые-тувиноведы вроде считают этот род автохтонами Тувы и Транссаянии. Соответственно род ЧООДУ (ЧОГДУ) происхождения самодийского. Вообще Саяны и Северный российский Алтай вроде вообще родина самодийцев. Позднее они ассимилировались среди тюрков (в основной массе) а часть мигрировала в Сибирскую тайгу.

У нас есть этот род в форме "jууты", у калмыков в форме "зёёт". Но не думаю что имеет что то общее с родом "чагат" у алтайских тубаларов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас есть этот род в форме "jууты", у калмыков в форме "зёёт". Но не думаю что имеет что то общее с родом "чагат" у алтайских тубаларов.

У монголо-язычных урианхайцев Алтая этот род называется как "зоод", кажется у халха урианхайцев тоже имеется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

У монголо-язычных урианхайцев Алтая этот род называется как "зоод", кажется у халха урианхайцев тоже имеется.

Нет, у халха урианханов нет такого рода.

Зато есть в составе дөрвүдов и дархадов.

У дөрвүдов называется зоотраг-зоод+ураг, у дархадов зөөд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголо-язычных урианхайцев Алтая этот род называется как "зоод", кажется у халха урианхайцев тоже имеется.

Это дербетский род, из них произошли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отправлено 04 апреля 2010 - 06:11

1. Ниже упоминание жалаиров в числе телесских племен

1. http://www.vostlit.i...frametext11.htm

Предки тйелэ — это потомки сюнну. Племен (родов) очень много. На восток от Западного моря, по горам и долинам [живут] повсюду без перерыва. Только на север от р. Ло имеются пугу, тунло, бэйхэ, байегу, фуло. Все носят фамилию Сыцзинь, Мэньжэнь, Дужу, Хэци, Цзйехунь, Хусйе и др. Отборного войска до 20 000. На запад от Иу, на север от Яньци, по сторонам Бо [Бай]-шаня шиби, боло, чжии, чжи, субо, нагэ, уху, гухэ, учжи, ниху и прочие [племена] имеют отборного войска до 20 000. На юго-запад от Золотых гор (Алтая) живут сйеяньто, чжилэрр, шибань(может это казахские суаны), даци и прочие, имеют 10 000 с лишним войска.

2. Там же. Возможно Илохэ - Иологэ - Белагэ (РАД) одно и то же.

Тунло — это особое поколение тйелэ. Находятся на север от сйеяньто, отстоят от Чанъаня на 17 500 ли. Семей 15 000. Обычаи в общем одинаковы с туцзюэ. Сначала подчинялись [41] [кагану] Сйели. Когда потерпели [поражение] при восстании [против беспорядка управления кагана] Сйели, во времена Тайцзуна их старшина Сылифа Шицзяньдо отправил посланника, [чтобы] подчиниться Китаю. Затем [о них] не доходило известий. В начале годов правления Тяньбао (742—756) их старшина-предводитель Абусы вместе с 10 000 с лишком юрт явился покориться [Китаю]. Поселили их на землях в Шофан на юг от реки [Хуанхэ]. Дали им из складов провиант. По обыкновению ежегодно расходовали [на них] несколько десятков тысяч кусков расшитой ткани. В Хэцюйцзюнь уездные склады опустели. [Тогда] в 10 г. (752) тунло восстали, ограбили племена всех фамилий, вернулись на север от Шамо. Вскоре были разбиты уйгурами (хуйхэ). Народ рассеялся. Абусы затем бежал к гэлолу. Бэйтинский цзйеду Чэн Цянь-ли подкупил их, чтобы представить [Абусы] для казни в столицу. Когда Ань Лу-шань восстал, [он] взял их войско и принял на службу, назвав илохэ. Илохэ означает как бы «молодцы».

3. РАД прямо указывает на то, что жалаиры имеют отношение к уйгурам (это как минимум)

http://www.vostlit.i...frametext2.html

Говорят, что их юртом была [местность] Кима [кима] в Каракоруме; у них [столь] слепая преданность, что они давали масло [в пищу] самцам-верблюдам гур-хана, который был государем уйгуров. По этой причине их называли именем белагэ. Это племя джалаир состоит из десяти больших ветвей, из которых каждая в отдельности стала многочисленным народом; они следуют в таком распределении и порядке: джат 311, тукараун 312, кунксаут 313, кумсаут 314, уят, нилкан 315, куркин 316, тулангит, тури 317, шанкут 318.

4. У Бичурина перечисляются роды Уйгурского каганата, есть совпадения между родами уйгуров и жалаиров, перечисленными у РАДа, по крайней мере толенгиты, курыкане и сами жалаиры были в составе и тех и других, хотя родовое название ЯГЛАКАР, похоже, перенималось как переходящее знамя (история с принятием этого родового имени кыргызами)

Предки Дома ойхор [хойху] были хунны. 911а Они обыкновенно ездили на телегах с высокими колесами; почему при династии Юань-вэй [с 386 г.] еще называли их Гао-гюй или Чилэ, ошибочно превращенное в Тйелэ. Поколения их суть: Юаньгэ, Сйеяньшо, Кибиюй, Дубо, Гулигань, Доланьгэ, Лугу, Байегу, Тунло, Хунь, Сыгйе, Хусйе, Хигйе, Адйе, Бай-си, всего пятнадцать поколений. Они рассеянно обитали по северную сторону Великой песчаной степи. 912 Юань-гэ, т. е. хойху, еще называлось Уху, Угэ; при династии Суй называлось Вэйгэ. 913 Ойхорцы [хойху] храбры и сильны. Первоначально они не имели старейшин; смотря по достатку в траве и воде, перекочевывали с места на место. Искусны были в конной стрельбе из лука; склонны к воровству и грабежам. Они считались подданными тукюеского Дома. Тукюесцы их силами /374/ геройствовали в пустынях севера. В правление Да-йе, 914 Чуло-хан напал на талйеские поколения и обложил их тяжелою податью; но опасаясь негодования с их стороны, собрал несколько сот старейшин их и всех предал смерти. Хойху, соединившись с Пугу, Тунло и Байегу, отложился, объявил себя Сыгинем и назвался Хойгэ. 915 Хойхуский Дом прозывался Иологэ. 916 [302] Он обитал от Сйеяньто на север при реке Солин, 917 в 7.000 ли от столицы: Он имел до 100.000 народа, в сем числе половины, т. е. до 50.000 войска.

5. К вопросу о тождестве ИОЛОГЭ-ЯГЛАКАР

С.E. Яхонтов, Древнейшие упоминания названия «киргиз»,// СЭ. 1970. № 2. С. 110-120.

http://www.kronk.nar...tov-se-1970.htm

6. Ссылка уже не работает, но я приводил ее раньше в этом посте http://forum-eurasic...dpost__p__76486, надеюсь кто успел скачать эту работу.

Уж очень созвучно Йаглахкыр как с Яглакар так и с Жалаир.

http://www.uighury.c...tory/print:page,1,87-je.-r.-tenishev-jetnicheskijj-i.html

Э. Р. ТЕНИШЕВ ЭТНИЧЕСКИЙ И РОДОПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ НАРОДНОСТИ ЮЙГУ

"Привожу названия родоплеменных подразделений юйгу, привлекая записи других ученых, в сравнении с родовыми наименованиями тюрко-язычных народов восточной ветви, к которой относятся и сарыг-югуры; даю также сравнительный материал по племенным названиям монголо-язычных народов.

...

Йаглахкыр. (Малов: йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр; Потанин: яглак). Подразделяется на две группы: ак йаглахкыр «белый яклакыр» и қара иаглахкыр «черный яглакыр». Слово йаглакар как собственное имя встречается в тюркской рунической надписи из Суджи (Монголия). (С. Е. Малов, Енисейская письменность тюрков, М.— Л., 1952, стр. 84 и сл.). Встречается оно и в хотанских рукописях VIII в. (Н. W. Вailey, Turks in khotanese Texts, «The journal of the royal Asiatic Society»,. 1939, стр. 88; С. E. Малов, Труды по древнетюркской лексике, «Труды Московского института востоковедения», 1947 г., № 4, стр. 94—96; F. W. К. Мü1lег, Uignrische Glossen, «Festschrift für Hirth», Berlin, 1920, стр. 310—311). По позднейшим исследованиям йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан (618—906 гг.) (J. R. Hamilton, Les ouïgours a l'epoque des cinq dynasties. Paris, 1955, стр. 3, 144, 160, 200; С. Г. Кляшторный, Историко-культурное значение суджинской надписи, «Проблемы востоковедения», 1959, № 5, стр. 162—169)."

7. Ну, и собственно перевод этнонимов ЯГЛАКАР и ЖАЛАИР:

ЯГЛАКАР=ЯГЛАК(летовка)+АР(человек, мужчина)

ЖАЛАИР= ЖАЙЛА(летовка)+ЕР(человек, мужчина)

Еще раз предлагаю обсудить

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не терпиться породниться с уйгурами :) ?

Вы наверное исходите больше из сегодняшних реалии....Талдыкурган и его область заселена в основном Жалаирами, Найманами и Уйгурами...Найманы конечно там пришлые с Востока, со стороны Тарбагатайских Гор и Озера Алакуль...

Получается рядом Жаркент, по Вашей логике все очень просто:

Жаркент = Яркент

Жалаир - яглак-маглак :)

Прежде чем что-либо написать в ту или иную тему хорошо бы Вам знать предмет. Лучше читайте больше чем писать, Ноян. Поймите для начала кто есть современные уйгуры, кто были древние уйгуры, поразмыслите над тем, почему племянник Абая Шакарим говорил о том, что "мы относимся к ветви Уйгур", а потом уж беритесь рассуждать о том кто из каких реалий исходит... Хотя может я и зря советую Вам читать, кажется Вы уже начитались этого Вашего любимого автора, как его..., того который утверждал, что Чингисхан - найман, забыл... Новый Вам совет - читайте его дальше. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прежде чем что-либо написать в ту или иную тему хорошо бы Вам знать предмет. Лучше читайте больше чем писать, Ноян. Поймите для начала кто есть современные уйгуры, кто были древние уйгуры, поразмыслите над тем, почему племянник Абая Шакарим говорил о том, что "мы относимся к ветви Уйгур", а потом уж беритесь рассуждать о том кто из каких реалий исходит... Хотя может я и зря советую Вам читать, кажется Вы уже начитались этого Вашего любимого автора, как его..., того который утверждал, что Чингисхан - найман, забыл... Новый Вам совет - читайте его дальше. :lol:

Вспомнил, кажется Закирьянов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отправлено 04 апреля 2010 - 06:11

7. Ну, и собственно перевод этнонимов ЯГЛАКАР и ЖАЛАИР:

Еще раз предлагаю обсудить

Жалаир, в помощь Вашей версии «Яглакар=Жалаир»:

На огузских диалектах: летние кочевья – jajlaq, зимние – qyslaq

(сравните казахские, соответственно: жайлау – кыстау).

Jajlaq+ар…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аналогичный совет и Вам Жалаир,

просто меня поражает ваше стремление породниться с уйгурами, Вы у других Жалаиров спросите, ох как они будут недовольны :)

Закирьянов, также как и Шакарим, имеют к Истории опосредственное отношение, поэтому в этом вопросе для меня они оба не Авторитеты

Но принаюсь, у Закирьянова наблюдается четкая логика, присуще математикам. Я тоже хочу понять вашу мотивацию когда вы ищете родственную связь с Уйгурами, тогда надо писать что вы родственник тех далееееееееееееееееких таинственных уйгуров :) А потом попытайтесь обьснить местным уйгурам что они не уйгуры :) Немного абсудрдно, не правда ли? Хотя я с вами именно в этой части соглсен.

Покажите, где я хоть раз доказывал что Шынгысхан Найман, я даже по-моему привдил инфо о Жалаирском происхождении Великого Хан.

потом, Жалаир, может конкретно на вопрос будете отвечать, чем пихать слова "Типа думай прежде чем писать".

Не увидел в Вашем посте вопроса как такового.

Еще один Вам совет: кроме Закирьянова читайте еще и Даниярова, он вроде кандидат технических наук, может и в его "исторических трудах" найдете логику "четкую".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 Админ.

Руст Ага, Вы вроде говорили что можно будет обсудить данные говорящие о том, что жалаиры - потомки яглакаров. Я делал в данной теме подборку, еще раз предлагаю обсудить, и, приглашаю к обсуждению других участников форума.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/55-%d0%b6%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%b8%d1%80%d1%8b-%d0%b4%d0%b6%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%b8%d1%80%d1%8b-jalair/page__view__findpost__p__85227

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

совсем непонятно почему жалайыр"ов, найман"ов и кереев записали в "народы/племена с неясным происхождением"...

и 1-ые и 2-ые и 3-ие - суть - составная часть казахского народа...

или нас пытаются разделить?

эй, казактар-айналайындар (мои братья казахи!), не поддавайтесь на провокации "кяфирских историков" (КаГэБэ-шников)... Тётреу тугел болса, тёбедеги келеди, алтау ала болса, ауыздагы кетеди (ежели жеж согласие есть - можно и звёзду с неба достать, а ежели жеж согласия нет - то всё "профукаешь")... Мы - казактар (казахи) - единый народ - с единым языком, традицией, историей... просто надо об этом ВСЕГДА (!) помнить, а не смотреть на всяких-разных "коментаторов из ФСБ"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

совсем непонятно почему жалайыр"ов, найман"ов и кереев записали в "народы/племена с неясным происхождением"...

и 1-ые и 2-ые и 3-ие - суть - составная часть казахского народа...

или нас пытаются разделить?

эй, казактар-айналайындар (мои братья казахи!), не поддавайтесь на провокации "кяфирских историков" (КаГэБэ-шников)... Тётреу тугел болса, тёбедеги келеди, алтау ала болса, ауыздагы кетеди (ежели жеж согласие есть - можно и звёзду с неба достать, а ежели жеж согласия нет - то всё "профукаешь")... Мы - казактар (казахи) - единый народ - с единым языком, традицией, историей... просто надо об этом ВСЕГДА (!) помнить, а не смотреть на всяких-разных "коментаторов из ФСБ"...

Нарушение п. 2
2. На форуме полностью запрещены оскорбления в адрес отдельных личностей и целых народов, также высказывания на религиозной почве, которые можно расценить как оскорбления.
Просьба к участнику не заниматься полтиканством.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

эй, казактар-айналайындар (мои братья казахи!), не поддавайтесь на провокации "кяфирских историков" (КаГэБэ-шников)... Тётреу тугел болса, тёбедеги келеди, алтау ала болса, ауыздагы кетеди (ежели жеж согласие есть - можно и звёзду с неба достать, а ежели жеж согласия нет - то всё "профукаешь")... Мы - казактар (казахи) - единый народ - с единым языком, традицией, историей... просто надо об этом ВСЕГДА (!) помнить, а не смотреть на всяких-разных "коментаторов из ФСБ"...

Интересно, вы кого имеете ввиду? Конкретных юзеров форума или же вы считаете форум открытой трибуной для выступления перед казахским народом? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

совсем непонятно почему жалайыр"ов, найман"ов и кереев записали в "народы/племена с неясным происхождением"...

и 1-ые и 2-ые и 3-ие - суть - составная часть казахского народа...

или нас пытаются разделить?

эй, казактар-айналайындар (мои братья казахи!), не поддавайтесь на провокации "кяфирских историков" (КаГэБэ-шников)... Тётреу тугел болса, тёбедеги келеди, алтау ала болса, ауыздагы кетеди (ежели жеж согласие есть - можно и звёзду с неба достать, а ежели жеж согласия нет - то всё "профукаешь")... Мы - казактар (казахи) - единый народ - с единым языком, традицией, историей... просто надо об этом ВСЕГДА (!) помнить, а не смотреть на всяких-разных "коментаторов из ФСБ"...

БiрАтан - может действительно хватит уже включать КГБэшные страшилки? Если есть что писать по истории - пишите, докажите, что джалаиры или найманы были определенно только казахским племенем. Сейиды тоже составная часть казахского народа - арабов тоже к казахам определить? И что делать будем с узбекскими или кыргызскими, или монгольскими найманами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

БiрАтан - может действительно хватит уже включать КГБэшные страшилки? И что делать будем с узбекскими или кыргызскими, или монгольскими найманами?

И что делать будем с найманами АРВМ и Бурятии? И ногайские аре найманы.Они не ужели казахами себя считают что ли? :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

з.ы. дархан конечно монгольский титул.

Памятник Кюль-Тегину. Малая надпись:

Из Согда и большого улуса Берч -

Дальних западных стран -

Пришли Нен-сенгун

И Огул-тархан!

Тархан (тюрк.) - человек, освобожденный вместе с прямыми своими потомками от податей и налогов за особые заслуги. Последний такой у казахов - батыр, Малайсары тархан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Памятник Кюль-Тегину. Малая надпись:

Из Согда и большого улуса Берч -

Дальних западных стран -

Пришли Нен-сенгун

И Огул-тархан!

Тархан (тюрк.) - человек, освобожденный вместе с прямыми своими потомками от податей и налогов за особые заслуги. Последний такой у казахов - батыр, Малайсары тархан.

Это монголизм в тюркском языке. Они то бишь тюркюты позаимствовали этот титул и многое другое у монголоязычных жоужаней.

Титул каган впервые зафиксирован у сяньбэй.

Насчет дархана есть даже вариант в монгольском множественном числе - tarqat в древнетюркских памятниках. Так что не спешите с выводами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это монголизм в тюркском языке. Они то бишь тюркюты позаимствовали этот титул и многое другое у монголоязычных жоужаней.

Титул каган впервые зафиксирован у сяньбэй.

Насчет дархана есть даже вариант в монгольском множественном числе - tarqat в древнетюркских памятниках. Так что не спешите с выводами.

мы тут подумали, и я решил....возможно ли, что тархан производное от тар хана, то бишь, урезанного (таралтылмыш) в правах хана, по аналогии с полковником и подполковником?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тархан -наверное, фонетическая форма монгольского "дархан".

Дархан - кузнец (в узком значении), мастер (в более широком). Привилегированное лицо в родовом, доклассовом обществе, свободное от личных повинностей ввиду важности его общественной функции, как и "мэргэн" - меткий стрелок, и багатур - непобедимый воин.

Уже после эти именования были переосмыслены как титулы в силу именно исключительности деятельности их первоначальных носителей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На монгольском 2 похожие слова Дархан и Дарган.

Дархан-Кузнец,другое значение как свободный,вольный.

Изделать "Дархлах" сделать свободным любимого коня или барана,и даже вора\Сайн Эр-Вор для скот\ с которым их ноион не силен поступать иначе. :D У нас некогда жили очень известные "Сайн эры" как Торой банди,Хүүхэн хутагт,Цахиур Тумур.Их очень уважали простой народ хотя они воры-табунщики и некоторые получили статус "Дархан" от своих ноионов и по статусу они продолжали заниматься своим делам."Дархлагдсан сайн эр" для них закон не деиствуется.

Дарган и ли даргач -начальник,глава сегодня по всем местам в Монголии используется.

Памятник Кюль-Тегину. Малая надпись:

Из Согда и большого улуса Берч -

Дальних западных стран -

Пришли Нен-сенгун

И Огул-тархан!

Значит пришли Нен сяньгунь\Нен полководец по китайски\ и Огул дарган. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...