zuungar1 Опубликовано 12 декабря Опубликовано 12 декабря Примерный перевод и интерпретация (с акцентом на происхождение): "Хуэйхэ [Уйгуры] происходят от Хунну и Цзиму [居木, Jimu]. Они жили смешанно с Гаочэ [高車, Gaoju, то есть Тэлэ], и их роды были многочисленны. При [династии] Суй были такие части, как Юаньхэ [袁紇] и Сюэяньто, все они относились к этой же категории. В начале Тан Юаньхэ вновь стали называться Хуэйхэ. Их основные главы назывались Яолаго [藥羅葛, Яглакар], Худэ [Худугэ] и другими Девятью родами [九姓], и все они жили под рекой Дуло и горой Юйдуцзюнь." Яклагар, Эдизы, Киби являются потомки Сяньбэй Цзиму.
zuungar1 Опубликовано 12 декабря Опубликовано 12 декабря Подтверждение Сяньбэйского Наследия Дж. Голден (Peter B. Golden): Голден, исследуя историю тюркских и кочевых народов Евразии, признает, что Уйгурский каганат был результатом сложного этногенеза, включающего не только тюркские, но и протомонгольские (сяньбэйские) элементы. Он подтверждает, что Яглакар был ведущим родом в конфедерации Тэлэ, которая, в свою очередь, имела тесные связи с более ранними сяньбэйскими группами, как это записано в "Синь Тан шу" (Цзиму). Н. Н. Крадин и Концепция "Кляшноторности" (или Кланово-Племенной Системы): Российские историки, такие как Крадин, при анализе кочевых империй (Хунну, Сяньбэй, Тюрки, Уйгуры, Монголы), часто подчеркивают их кланово-племенную, или "кляшноторную" структуру. В этой системе власть концентрируется в руках одного доминирующего клана (Яглакар). Этот клан, чтобы удерживать власть, должен был объединить различные этнические группы (прототюрков, протомонголов, сяньбэйцев, хунну). С точки зрения этой концепции, происхождение Яглакар от Сяньбэй (или смешанных Сяньбэй/Хунну/Тэлэ) показывает, что они унаследовали не только генетику, но и успешную политическую модель объединения разнородных кочевых племен, которая была характерна для Сяньбэй.
zuungar1 Опубликовано 13 декабря Опубликовано 13 декабря Несоответствие Тюркской Ономастике: Имя Яглакар (в его наиболее распространенной тюркской реконструкции) не имеет очевидной и убедительной этимологии в древнетюркском языке или тюркской ономастике того периода, которая могла бы быть связана с его высоким статусом или функциями. Протомонгольские Параллели: В отличие от тюркского, существуют фонетические и структурные параллели с протомонгольскими и сяньбэйскими языками. Это укрепляет гипотезу о том, что имя Яглакар имеет сяньбэйское/протомонгольское происхождение и было принято в тюркской среде, либо сам род был сяньбэйским по происхождению, но тюркизированным. Этот лингвистический аргумент прекрасно согласуется с данными китайских хроник ("Синь Тан шу"), которые связывали Яглакар с племенем Цзиму (сяньбэйский субстрат).
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря Опубликовано 13 декабря 6 часов назад, zuungar1 сказал: Имя Яглакар не имеет очевидной и убедительной этимологии в древнетюркском языке или тюркской ономастике того периода, которая могла бы быть связана с его высоким статусом или функциями. Протомонгольские Параллели: В отличие от тюркского, существуют фонетические и структурные параллели с протомонгольскими и сяньбэйскими языками. Есть интересная тема, где обсуждалась вероятная тюркская этимология и ее варианты на йокающем и джокающем тюркских наречиях, в основе "йағлақ" - древний обряд смазывания жиром предметов и скота для обилия, достатка, удачи в делах:
АксКерБорж Опубликовано 13 декабря Опубликовано 13 декабря 5 часов назад, zuungar1 сказал: В отличие от тюркского, существуют фонетические и структурные параллели с протомонгольскими и сяньбэйскими языками. Какие это параллели? Какова монгольская этимология яглакар?
Bas1 Опубликовано 15 декабря Опубликовано 15 декабря В 13.12.2025 в 06:00, zuungar1 сказал: Несоответствие Тюркской Ономастике: Имя Яглакар (в его наиболее распространенной тюркской реконструкции) не имеет очевидной и убедительной этимологии в древнетюркском языке или тюркской ономастике того периода, которая могла бы быть связана с его высоким статусом или функциями. Протомонгольские Параллели: В отличие от тюркского, существуют фонетические и структурные параллели с протомонгольскими и сяньбэйскими языками. Это укрепляет гипотезу о том, что имя Яглакар имеет сяньбэйское/протомонгольское происхождение и было принято в тюркской среде, либо сам род был сяньбэйским по происхождению, но тюркизированным. Этот лингвистический аргумент прекрасно согласуется с данными китайских хроник ("Синь Тан шу"), которые связывали Яглакар с племенем Цзиму (сяньбэйский субстрат). Сохранилась тамга яглакаров на руническом памятнике. На ней изображен изгиб шеи лошади и из нее торчит вила. Жал (гирва) и аир (вилы). Жал аир. По уйгурски это слово звучит Яйла (грива) и Ара (вилы). Яйла ара - Яглакар. Поэтому с тюркского это слово вполне читается. Но происхождение может быть любое.
Jagalbay Опубликовано 15 декабря Опубликовано 15 декабря 9 часов назад, Bas1 сказал: Сохранилась тамга яглакаров на руническом памятнике. На ней изображен изгиб шеи лошади и из нее торчит вила. Жал (гирва) и аир (вилы). Жал аир. По уйгурски это слово звучит Яйла (грива) и Ара (вилы). Яйла ара - Яглакар. Поэтому с тюркского это слово вполне читается. Но происхождение может быть любое. но язык-то другой был и письменность, про которые писал Кашгари, и которой пользовались жрецы
Лимфоцит Опубликовано 16 декабря Опубликовано 16 декабря 12 часов назад, Jagalbay сказал: но язык-то другой был и письменность, про которые писал Кашгари, и которой пользовались жрецы Хотя такое вряд ли , но все же , не могли они быть маньчжурами?, какая та часть , элита например Если вообщем , крутятся вокруг монголов , тюрков , не могла такая общность быть в стороне от исторических процессов находится , к примеру есть субклады у туркмен , турков , которые преимущественно встречаются у маньчжур
АксКерБорж Опубликовано 16 декабря Опубликовано 16 декабря 21 час назад, Jagalbay сказал: но язык-то другой был и письменность, про которые писал Кашгари, и которой пользовались жрецы У меня такое чувство, что с аккаунта цокающего жыйирманшыведа пишет Буба огузовед, шучу. Дословная цитата из "Диван Лугат ат'Тюрк": "... У уйгур чистый тюркский язык, а также другой язык, на котором они говорят между собой. В переписке они используют тюркское письмо, состоящее из двадцати четырех букв, перечисленных мной в начале книги, кроме того, у них есть другое письмо, такое же, как и в Сйн, используемое в их священных книгах и списках, - оно известно лишь их духовенству". Точного разграничения и указания у Махмуда нет, какой из них родной, а какой заимствованный, чужой. Но по смыслу контекста и по совокупности других фактических данных (памятники письменности и исторические труды) можно предположить, что родной – тюркский. В таком случае о каком втором языке тогузогузских племен идет речь? Вероятно и по примеру других тюркских племен на восточном фланге в сфере культурного влияния киданей или так называемых «неверных тюрков» или «тюрков Сйн» – кай, йабаку, татар, басмыл, чумыл, йемек, ограк – второй язык наверняка монгольский, в смысле киданьский. Но это совсем не про эпоху сяньби и цзиму, как пишет zuungar1, а именно про гегемонию Ляо, 10 - 12 века, то есть языковая картина тюркских народов при жизни Махмуда Кашгари. Касательно письма Сйн (у вас - письмо жрецов) Махмуд пишет: «… У народов Масйн и Сйн свой язык, но горожане свободно владеют тюркским. Они пишут нам свои послания на тюркском».
Чече-Баатыр Опубликовано 1 час назад Опубликовано 1 час назад В 13.12.2025 в 07:00, zuungar1 сказал: Несоответствие Тюркской Ономастике: Имя Яглакар (в его наиболее распространенной тюркской реконструкции) не имеет очевидной и убедительной этимологии в древнетюркском языке или тюркской ономастике того периода, которая могла бы быть связана с его высоким статусом или функциями. Протомонгольские Параллели: В отличие от тюркского, существуют фонетические и структурные параллели с протомонгольскими и сяньбэйскими языками. Это укрепляет гипотезу о том, что имя Яглакар имеет сяньбэйское/протомонгольское происхождение и было принято в тюркской среде, либо сам род был сяньбэйским по происхождению, но тюркизированным. Этот лингвистический аргумент прекрасно согласуется с данными китайских хроник ("Синь Тан шу"), которые связывали Яглакар с племенем Цзиму (сяньбэйский субстрат). Я не пойму,вы с помощью чата гпт что-ли пишете все это?)