Перейти к содержанию
Турист

КАЗАХИ - 4

Рекомендуемые сообщения

44 минуты назад, Мерген сказал:

1. Так я и не приписываю. А устал вас пытать с "Эджен-Ичен". В этом только посте можно подумать об вашем Ичен.

Так где можно прочесть об "Ичен" ?

В источниках тоже пишут Ичен ?

2. У вас тема на этом построена. А вместо конкретной информации только Фамилия.

4. Мнения меняются. И вы смените свое через время.

1. Опять по кругу. ичен это современное татарское обозначение. В источниках чего только нет, начиная от эджен, заканчивая иджан, вашей формы эзен (эзэн) нет

2. Не просто фамилия а ссылка, если интересно, пройдите по ней и почитайте что там написано.

4. Не факт, ваша этимология абсолютна ничем не подкреплена помимо созвучия. И не понятно, почему это сын Дужчи должен носить тибетское имя в Дешт-и Кыпчаке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, Ермолаев сказал:

Да не, было. Там слова  Written Mongoliаn из средневековых источников и берутся в основном:

Proto-Mongolian: *eǯen
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png 
Meaning: host
Russian meaning: хозяин
Written Mongolian: eǯen (L 336)
Middle Mongolian: eǯen (HY 27, SH), äǯinu (IM), iǯä̆-lä- (MA)
Khalkha: eʒen
Buriat: ezen
Kalmuck: ezṇ
Ordos: eǯin
Dongxian: eǯen
Dagur: eǯin (Тод. Даг. 138, MD 142)
Monguor: nʒ́ēn 'l'individu en lui-même, propre, séparément, famille' (SM 267), rʒ́i-le- 'se rendre maître de, usurper, ravir' (SM 312)
Mogol: eǯän; ZM eižän (9-8a)
Comments: KW 129-130.

У вас есть источники 13-15 веков, где есть написание эзен (эзэн)?

Я таких не знаю.

Встречал только Эджен и близкие к нему.

Эджен в Эзен легко могло перейти как у татар Жан перешло в зян Галымжан стал Галимзян и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, asan-kaygy сказал:

У вас есть источники 13-15 веков, где есть написание эзен (эзэн)?

Я таких не знаю.

Встречал только Эджен и близкие к нему.

Эджен в Эзен легко могло перейти как у татар Жан перешло в зян Галымжан стал Галимзян и т.д.

Ау, извиниюсь. Я думал вы говорите про отсутствие именно слова "эжэн" в средневековых источниках. 

А так да, протомонгольское "эжэн" в совр. монг. развилось до "эзэн/эзн", а в некоторых даже сохранило свое изначальное произношение, как, например, дунсян. "эжэн".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Ермолаев сказал:

Ау, извиниюсь. Я думал вы говорите про отсутствие именно слова "эжэн" в средневековых источниках. 

А так да, протомонгольское "эжэн" в совр. монг. развилось до "эзэн/эзн", а в некоторых даже сохранило свое изначальное произношение, как, например, дунсян. "эжэн".

Рахмет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 минут назад, asan-kaygy сказал:

1. Опять по кругу. ичен это современное татарское обозначение. В источниках чего только нет, начиная от эджен, заканчивая иджан, вашей формы эзен (эзэн) нет

2. Не просто фамилия а ссылка, если интересно, пройдите по ней и почитайте что там написано.

4. Не факт, ваша этимология абсолютна ничем не подкреплена помимо созвучия. И не понятно, почему это сын Дужчи должен носить тибетское имя в Дешт-и Кыпчаке.

По кругу вы гоняете :

1 час назад, Мерген сказал:

В любом случае надо отмечать, что в современных тюрки его нет.

В статье ссылки на монгольское происхождение есть, Этого достаточно. Кто захочет сам перероет ДТС и другие тюркские языки, я себе такую задачу не ставил

Что за другие тюрк.языки в которых есть "Эджен-Ичен" ?

Я статья по этому не писал, иначе давно объяснил бы людям почему в статье нет указания на монгол.основу.

4. Моя этимология любым школьником может  объясниться, в ваши авторитеты сделали "Степанидов"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Ермолаев said:

Ау, извиниюсь. Я думал вы говорите про отсутствие именно слова "эжэн" в средневековых источниках. 

А так да, протомонгольское "эжэн" в совр. монг. развилось до "эзэн/эзн", а в некоторых даже сохранило свое изначальное произношение, как, например, дунсян. "эжэн".

"эджэн" - это не протомонгольское, а современное. Южные монголы и сегодня говорят "эджэн", и на классик монгольском пишется как "эджэн".

ᠡᠵᠡᠨ - ejen, эджэн.

А "эзэн" - это просто современное кириллик монгольское правописание, которое основывалось на диалекте халха-монголов.

До конца 40-ых годов прошлого века нигде среди у монголов не было варианта "эдзэн", а писалось как "эджэн".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Мерген сказал:

По кругу вы гоняете :

В статье ссылки на монгольское происхождение есть, Этого достаточно. Кто захочет сам перероет ДТС и другие тюркские языки, я себе такую задачу не ставил

Что за другие тюрк.языки в которых есть "Эджен-Ичен" ?

Я статья по этому не писал, иначе давно объяснил бы людям почему в статье нет указания на монгол.основу.

4. Моя этимология любым школьником может  объясниться, в ваши авторитеты сделали "Степанидов"

1. Я не знаю, я могу говорить за казахский язык, там этого слова нет, может где-то есть. Другие тюркские языки и ДТС на предмет наличия там эджена я не смотрел и себе такую задачу не ставил.

Цитата

Я статья по этому не писал, иначе давно объяснил бы людям почему в статье нет указания на монгол.основу.

Мысль ваша тут не понятна

4. Логически ваш тибет и тибетская этимология Сыбана  вообще алогична.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, enhd сказал:

"эджэн" - это не протомонгольское, а современное. Южные монголы и сегодня говорят "эджэн", и на классик монгольском пишется как "эджэн".

ᠡᠵᠡᠨ - ejen, эджэн.

А "эзэн" - это просто современное кириллик монгольское правописание, которое основывалось на диалекте халха-монголов.

До конца 40-ых годов прошлого века нигде среди у монголов не было варианта "эдзэн", а писалось как "эджэн".

В источниках 13-15 веков тоже нет эзен эзэн, но есть эджэн и близкие к нему варианты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, zet сказал:

Бат так халха-монголы сейчас говорят, у нас может и Бату и Бата быть, у бурят слышал вообще Бато.

 

Это одно из правил лингвистики - любые заимствования как правило искажаются. Так и здесь древнетюркское "бату" (драгоценный камень) искажено в бат, бато, бата, батя. :)

 

Как и Бурджигин в Боржгон, Киян в Хиад, Кара-Корум в Хар-Хорин, Джучи в Зуч, Чагатай в Цагаадай, Угетай в Огедей, Толе - Тулуй, Арик-Бука в Ариг-Бөх, Кутлу в Хутула, Кутлгу в Хутуга, Кушлук в Хүчлүг, Тогрул в Тоорил, Мукали в Мухлай, Джебе в Зэв, Субатай в Сүбэдэй и т.д.

 

Примеров много.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, zet сказал:

Как разные, это одно слово. Будете вы писать ёлка или йолка, само слово (и значение) от этого не изменятся.

 

Поймался на "ромашка" - значит когда хачу меняется (керей-керейт), когда не хачу - не меняется (йолка-ёлка, керя-керейт). :)

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Это одно из правил лингвистики - любые заимствования как правило искажаются. Так и здесь древнетюркское "бату" (драгоценный камень) искажено в бат, бато, бата, батя. :)

 

Вы в 1-ом шаге "от  -700" )))

Поздравляю !

Так у казахов нет "Бату-Бат" ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, asan-kaygy сказал:

1. Я не знаю, я могу говорить за казахский язык, там этого слова нет, может где-то есть. Другие тюркские языки и ДТС на предмет наличия там эджена я не смотрел и себе такую задачу не ставил.

Мысль ваша тут не понятна

4. Логически ваш тибет и тибетская этимология Сыбана  вообще алогична.

Наконец-то : )))

1. В Казахском языке НЕТ "Эджэн-Ичен-Эзэн"

2 . ШИБАНА не может быть, а первая была скорее "С".

 

4. Почему "Сыбан" алогичен ? 

Я так понимаю, что отец кочевых узбеков "СЫ-бан 2" назван в честь внука Чингиса и не был буддистоМ ? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Bas1 сказал:

Казак, к слову, общее тюркское и монгольское слово, а этимология лежит в эвенкийском (как предположение).

 

Где об этом говорится?

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Мерген сказал:

Вы в 1-ом шаге "от  -700" ))) Поздравляю !

 

Вы с уйгуром словно малые дети радуетесь плюсикам, которые сами себе и ставите?

А за меня не переживайте, мне хоть 10 000 наминусуйте, от того ваши посты аргументированнее не станут. :lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Где об этом говорится?

 

 

А если это Ка-Сак, (по нашему Ха-Сак) многочисленные родственные по крови саки?

hPCCJbqhJvo.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, Мерген сказал:

Наконец-то : )))

1. В Казахском языке НЕТ "Эджэн-Ичен-Эзэн"

2 . ШИБАНА не может быть, а первая была скорее "С".

 

4. Почему "Сыбан" алогичен ? 

Я так понимаю, что отец кочевых узбеков "СЫ-бан 2" назван в честь внука Чингиса и не был буддистоМ ? 

1. наконец то вы поняли что я писал. Поздравляю, а то я думал семантическая дислексия вас не отпускает.

2. Возможно, в любом случае вашего Ц там нет вообще, в отличии от Ш.

4. Алогичен не Сыбан, а ваша тибетская этимология через Ц. Да и Шибан (Сыбан) это сын Джучи, внук Чингиз-хана, Шейбани же это Шейбани не путайте его с именем его предка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, Мерген сказал:

отец кочевых узбеков "СЫ-бан 2"

 

Усматривать в Сыбан - Шибан звук "ц" это все равно что Мерген читать по-тибетски Це-Мерген. Написал же для нас историю татар брат Ц. де Бридиа. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

51 минуту назад, Эр-Суге сказал:

А если это Ка-Сак, (по нашему Ха-Сак) многочисленные родственные по крови саки?

hPCCJbqhJvo.jpg

Ушедшие и смешавшиеся с саками. Но в оригинале ушедшие на время. Свои по отцу. Ушедшие и оставшиеся навсегда  в новых местах - калмакт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Эр-Суге сказал:

А если это Ка-Сак, (по нашему Ха-Сак) многочисленные родственные по крови саки?

 

Амыр-ла! Ув. Эр-Суге, я задал вопрос Bas1, потому что он сделал, на мой взгляд, весьма оригинальное заявление, что мол этноним "казак" общий тюркский и монгольский, и что по его предположению его этимология лежит в эвенкийском языке.

 

Но на самом деле вопрос выяснен задолго до нас, казак это тюрское слово, обозначающего вольных человека, род, племя, не подвластных тому или иному хану, короче степная вольница. Отсюда глагол "казаковать" - жить вольной степной удалой жизнью всадника. Отсюда и свойственный этому стиль жизни - казаклык/казактык, по-русски - казачество.

 

Как этноним могут объяснить монгольские и эвенкийский языки не могу знать, Bas1 наверно сам объяснится.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Амыр-ла! Ув. Эр-Суге, я зад

Но на самом деле вопрос выяснен задолго до нас, казак это тюрское слово, обозначающего вольных человека, род, племя, не подвластных тому или иному хану, короче степная вольница. Отсюда глагол "казаковать" - жить вольной степной удалой жизнью всадника. Отсюда и свойственный этому стиль жизни - казаклык/казактык, по-русски - казачество.

 

А что такое у вас "Амыр" ?

Покажите Словарь где есть "казак" !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, Bas1 сказал:

Ушедшие и смешавшиеся с саками. Но в оригинале ушедшие на время. Свои по отцу. Ушедшие и оставшиеся навсегда  в новых местах - калмакт.

Вы кажется путаете ))) 

Те кто ушел - казак

Те кто остался - калмак

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Мерген сказал:

Те кто ушел - казак

Те кто остался - калмак

 

Те кто воздержался - халха? :lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В монгольском и тюркском мы не видем производных значений от этого слова. Я попытаюсь посмотреть эвенкийский. На север вряд ли пойдет подобное заимствование. Хаск и Каскр фонетически также близки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...