Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

15 hours ago, Boroldoi said:

Надеюсь у вас всё хорошо. Также надеюсь я давал вам много повода рыскать в словарях и отвлекаться. Теперь к жели.

Тогда обьясните почему она не называется у казахов жалу. Это по какому правилу лингвистики сразу два гласных в слове изменились. 

Вообще могут гласные А и У переходить в Э и И. Я думаю нет.

А этимология как раз прозрачная я бы сказал наглядная с монгольского. Лоза стелющихся растений в монгольском тоже зэл. 

Как раз уже много раз убеждались что многие скотоводческие термины у казахов почему то с монгольского

 

Не только у казахов, а вообще в тюркском многие скотоводческие термины происходт из монгольского языка.

Например:  названия возраста "гуна, дөнө, гунан, дөнөн, гунжин, дөнжин"  - эти монгольские слова точно так же без изменения используется в тюркских языках. Может кое-где немножко расходится в исчислении возраста.

PS:

как казахи утверждают у них говорится "4-е разных скота" а у нас монголов обычно "5-и разных скотов".   (Хасгууд дөрвөн хошуу мал гэж ярьдаг юм байна, манайхан таван хошуу мал гэж ярьдаг тооцдог)

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, enhd сказал:

Не только у казахов, а вообще в тюркском многие скотоводческие термины происходт из монгольского языка.

Например:  названия возраста "гуна, дөнө, гунан, дөнөн, гунжин, дөнжин"  - эти монгольские слова точно так же без изменения используется в тюркских языках. Может кое-где немножко расходится в исчислении возраста. PS: как казахи утверждают у них говорится "4-е разных скота" а у нас монголов обычно "5-и разных скотов".   (Хасгууд дөрвөн хошуу мал гэж ярьдаг юм байна, манайхан таван хошуу мал гэж ярьдаг тооцдог)

 

Как же был прав ув. Nurbek вчера, что Маньчжуроведа с Боролдоем мясом не корми, а дай записать любые слова из любых языков в очень молодой по историческим меркам халхаский язык, причем основа которого, народа, далеко не скотоводческая и не кочевая, а таежно-промысловая.

Не хочется тратиь свое драгоценное время на ваши фантазии.

Благо на форуме приводилась масса письменных доказательств, что скотоводческая и кочевая лексика монгольских языков в целом тюркская, за исключением небольшой ее части.

 

И самое главное, что данная тема нисколько не затрагивает таких вопросов.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

 

 

По ходу это фотографии из советской Южно-Казахстанской области 1930-х годов?

И вообще-то, Думан, к историческим фото принято давать оригинальные подписи, чтобы ни у кого не было ни капли сомнения в источнике.

Тогда к чему они в этой теме, это же оффтоп?

Наверно их надо перезалить вам в более подходящую тему:

 

Своих земляков не узнает 

:D

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 hours ago, АксКерБорж said:

 

Как же был прав ув. Nurbek вчера, что Маньчжуроведа с Боролдоем мясом не корми, а дай записать любые слова из любых языков в очень молодой по историческим меркам халхаский язык, причем основа которого, народа, далеко не скотоводческая и не кочевая, а таежно-промысловая.

Не хочется тратиь свое драгоценное время на ваши фантазии.

Благо на форуме приводилась масса письменных доказательств, что скотоводческая и кочевая лексика монгольских языков в целом тюркская, за исключением небольшой ее части.

 

И самое главное, что данная тема нисколько не затрагивает таких вопросов.

 

Не всё так просто.
Француский учёный Алесандр Вовин после исследовании Брахми надписей на Бугатских и Хүйс толгойских стеллах писал что многие слова которые считались тюркизмами в монгольском могут изменить направление и быть монголизмами в тюркском. И что лингвой франка в степи во времена Первого Тюркского каганата наряду с согдийским был монгольский.

Насчет молодости монгольского. Тот же учённый пишет что с установлением монгольского языка в надписях на Бугатских и ХүйсТолгойских стеллах первым письменным Алтайским языком нужно считать монгольский.

Для сравнения у него же даны следующая хронология. Бугутская надпись конец 584-587ые годы, корейскай 594-596ые год, японская 697 год, древнетюркская 713 год, тунгуский журченский не ранее 12 века.

Чтобы опровергнуть его выводы надо доказать что эти надписи в Бугат и Хүйс Толгой не на Монгольском. Пока я не читал каких либо опровержений. Если есть таковые давайте сюда.

 

 

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.01.2022 в 18:59, ARS сказал:

Своих земляков не узнает 

:D

 

Нет, судя по бахчеводству и дехканству на фото это ЮКО.

У нас до 1 трети 20 века край был исключительно скотоводческим.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.01.2022 в 03:06, Boroldoi сказал:

Не всё так просто. Француский учёный Алесандр Вовин после исследовании Брахми надписей на Бугатских и Хүйс толгойских стеллах писал что многие слова которые считались тюркизмами в монгольском могут изменить направление и быть монголизмами в тюркском. И что лингвой франка в степи во времена Первого Тюркского каганата наряду с согдийским был монгольский. Насчет молодости монгольского. Тот же учённый пишет что с установлением монгольского языка в надписях на Бугатских и ХүйсТолгойских стеллах первым письменным Алтайским языком нужно считать монгольский. Для сравнения у него же даны следующая хронология. Бугутская надпись конец 584-587ые годы, корейскай 594-596ые год, японская 697 год, древнетюркская 713 год, тунгуский журченский не ранее 12 века. Чтобы опровергнуть его выводы надо доказать что эти надписи в Бугат и Хүйс Толгой не на Монгольском. Пока я не читал каких либо опровержений. Если есть таковые давайте сюда.

 

К чему всё это?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22.01.2022 в 16:04, АксКерБорж сказал:

 

Нет, судя по бахчеводству и дехканству на фото это ЮКО.

У нас до 1 трети 20 века край был исключительно скотоводческим.

 

Это фотографии Багаева , если этих фото нет в музее Павлодара , можешь их предоставить любезно

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.01.2022 в 16:39, ARS сказал:

Это фотографии Багаева , если этих фото нет в музее Павлодара , можешь их представить любезно

 

Фотографии без подписей, трудно верить ангажированному юзеру.

При том, что у нас в Степном крае вплоть до 1920-х годов было исключительно кочевое скотоводство, а не земледелие как на ваших фото.

Поэтому ваши фотки либо из земледельческой ЮКО, либо из нашей области, но времен колхозов, коллективизации, конфискации скота и политических репрессий (но моя тема, данная, этот период специально не охватывает, потому что мы им пресыщены).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

Фото С.М. Дудина.

1899 год.

Вероятно Павлодарский уезд, летние кочевки в Баянауле.

Название фотодокумента - Семья богатого казака (казаха имеется в виду).

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.03.2022 в 18:14, АксКерБорж сказал:

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская. Федерация

Фото С.М. Дудина.

1899 год.

Вероятно Павлодарский уезд, летние кочевки в Баянауле.

Название фотодокумента - Семья богатого казака (казаха имеется в виду).

image.jpg

 

Хозяин семейства известное в крае лицо.

Надо уточнить и навести справки.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. санкт-петербург, рф.

А.А. Воронина-Уткина.

Каркаралинский уезд.

1913 год.

Абдра кабы (в наших краях сундук называется не "сандық", а "әбдрә") - Орнамент чехла для сундука.

ReCX7.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

RkzNL.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера).

А.А. Воронина-Уткина.

Каркаралинский уезд.

1913 год.

Такiя - шапочки (тюбетейки, по-казахски пишется "тақия", но произносится "тақъя"):

SEVERO-VOSTOK---A.A.-VORONINA-UTKINA.-KA

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, АксКерБорж said:

 

Вы забыли дать подпись к фото:

Слева направо - Азбаяр (Steppe Man), Василий (Buba-Suba), Кайрат (АксКерБорж). 

Место съемки - Монголия, Говь-Алтай аймаг.

 

«Девять белых даров» из хошуна
В Да-хурэ, в подношенье амбаню
Дайчин-бейсе отправил с посланьем.
Семь десятков гружёных верблюдов
Господину-амбаню доставил
Я, по прозвищу Выдумщик Далан.
Там, поклажу сгрузив с каравана,
Всё наместнику преподнесли мы:
Меринов, оскоплённых верблюдов,
Беломордых овец, сребро-злато,
Яства вкусные, водку и вина, 
Что «девяткою белых» зовутся,
Чин по чину мы честно вручили,
Челобитье добавив — с хошуна
Гнёт казённых повинностей сбавить.
У хурэнского у господина
Мы в гостях суток пять пировали,
Вкусно кушали и сладко пили,
Да пора подошла возвращаться.
Тут наместник в лице поменялся,
Заявил: «Я подарок ответный
Позже с грамотой вышлю для князя»,
Проводил нас с пустыми руками.
— Коли дар преподнёс, а обратно
Ты ни с чем возвращаешься, это —
Знак дурной — негодуют посланцы.
— Ну, раз так, то за девять за белых
Подзатыльник амбаню отвешу! —
Сотоварищам пообещал я.
— Коль посмеешь ударить амбаня,
То башку твою всем в назиданье
На воротах навеки привесят! —
Так друзья меня остерегали.
— Чья возмёт — я сказал, — поглядим-ка,
Далан-Выдумщик будет ославлен,
Или грозный амбань Да-хурэнский! 
Спозаранку наутро поднявшись,
У палаты наместничьей сидя,
Я наместника подкараулил,
Чуть он вышел — влепил подзатыльник,
Да такой, что он грохнулся оземь.
Вкруг него завертелась прислуга,
Уж и охают, и причитают,
Еле на ноги снова подняли.
Что творишь ты, негодник? — вскричал он.
Я тогда отвечал ему вот как:
О небесный владыка, помилуй!
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

ARS (Думан) и Steppe Man (Азбаяр) засорили ветку всякой ерундой, совершенно не относящейся к тематике.

Поэтому любые фото и видео без подписей, по которым их можно уверенно привязать к теме, должны игнорироваться как мусор.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

KZKL68679837508.jpg

Киргиз-кайсаки - так в российских официальных бумагах именовались казахи - население Малого, Среднего и Большого казахских жузов (жусов)

https://zolord.ru/history/3145

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

На всех ваших фото совершенно другой регион, не соответствующий сабжу, то есть чистейший оффтоп.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В прошлом у казахов была специальная обрядовая конская попона для коня невесты, по-казахски "келін атының жабуы" (?).

Об этом красивом обычае казахи давно забыли, слава Аллаху что себя еще помнят (самокритика если что).

Попробуйте загуглить "келін атының жабуы" и увидите не конскую попону, а белые платки. :)

 

Она была характерной формы, орнамента и расцветок.

И наверняка в них (в форму, орнамент и расцветки) изначально был вложен конкретный сакральный смысл, о котором мы сейчас конечно ничего не знаем.

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ.

Собиратели Биркимбаев Л.Д., Имамбаев Х.И.

Тургайская обл.

Кон. 19 в.

В раскрытом виде:

Cvcni7ia7Agwx-l7XBaiyWjYDtx-AAQOLW-m1_F0

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ.

Фото С.М. Дудина.

Павлодарский уезд.

1899 год.

У автора в подписи к фото него не "попона", а "чепрак".

T50Z9.jpg

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб, РФ.

Фото К.Н. де-Лазари.

Семиречье.

Лепсинский уезд.

1897 год.

Приезд невесты в дом (юрту) жениха.

 

Красиво, эффектно и очень богато!

Кстати на шее коня такая же накидка как на фото выше, а вот на круп коня накинута вроде как попона другого орнамента чем в Тургае и в Павлодаре, хотя аналогичной конструкции?

v47vU4SA9zJDbw-_DYOsSau0yOHcQetXiVYlRS2v

Оцифрованное в цвете.

TYcDN.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера).

Акмолинская область.

Петропавловский уезд.

Нач. 20 в.

Подпись - Одежда кукольная.

3.webp

2.webp

1.jpg

 

  • Like 1
  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера).

К.В. Щенников.

Северо-Казахстанский район.

Нач. 20 в.

Подпись - Группа статистиков и казаков.

На заднем плане богато орнаментированная казахская юрта из белой кошмы.

2.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея РЭМ (Российский этнографический музей).

Собиратель - Ф.Ф. Караваев.

Акмолинская область.

Петропавловский уезд.

Кенжегалинская волость.

Кон. 19 века.

Подпись - Кольцо женское.

1.jpg

2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...