Перейти к содержанию
кылышбай

Жетыру

Рекомендуемые сообщения

В 21.10.2023 в 04:25, Kamal сказал:

Конечно, давно наблюдаю, в том числе и тему про род Жагалбайлы и других, которые нынче являются казахами, но идут обособленно от основного Шежере казахов, составляя отдельную коалицию Жетиру (семиродцы, похожее есть у ногайцев в виде Едисан, и есть в фольклоре каракалпаков Етти сан).  

А какое это основное шежире казахов? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Zake said:

А какое это основное шежире казахов? 

Имею ввиду, что Жетиру не название отдельного рода как конырат, керей, аргын, уак, дулат и т.д., а конфедерация нескольких родов, названия которых распространены также у ногайцев, каракалпаков, башкир, узбеков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Юсупов Ю.М., Асылгужин Р.Р., Сабитов Ж.М. Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований//Проблемы востоковедения. 2023. № 4. С. 22-28.

https://www.academia.edu/111410149/Юсупов_Ю_М_Асылгужин_Р_Р_Сабитов_Ж_М_Башкирские_ете_ырыу_и_казахские_жетыру_данные_этногенетических_легенд_и_преданий_и_результаты_генетических_исследований_Проблемы_востоковедения_2023_4_С_22_28

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://arch.kyrlibnet.kg/uploads/GABJAILOV X.M.pdf

Х.М. Габжалилов

Некоторые данные об этнических взаимосвязях казахского племени Рамадан с племенами Старшего жуза

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Джагалбайлы сказал:

https://arch.kyrlibnet.kg/uploads/GABJAILOV X.M.pdf

Х.М. Габжалилов

Некоторые данные об этнических взаимосвязях казахского племени Рамадан с племенами Старшего жуза

Из данной статьи

"Рамаданның үраны -«Дулыгалы» деген сөз деуші еді, сірэ, мағынасы билік басындагы, я батыр деген мағынаса
келсе керек. Рамаданнан (Дулыга) - Дулығалы ұранды көп рулар тарқаған»

Байдаулетов С. Алтын киімді ханзада ұранды қарт казақтар, 1999

Базовый уран рамаданов "Дулат", кроме того  Байдаулетов С. приводит  уран "Дулығалы", т.е. "носящие шлем". 

Я это к тому, что моя базовая версия этимологии названия "дулат" как "дулығат- дулығалы" ( "шлемные") становится более вероятной. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (к.
XIX - н. XX вв.). - А., 1968. - С.96.

«..Вероятно, когда-то часть Дулатов или родственных им Албанов отделилась, оказалась на западе современного Казахстана и вошла затем как самостоятельное племя Рамадан в состав Младшего жуза, сохранив тамгу своих предков, а в качестве урана имя Дулат»

----------------------------------------

Не согласен. Это не родственные племена. У меня другое обьяснение. У рамадана сохранилась тамга и уран Дулат/Дулығалы, потому что их ильханские предки в начале 15 века переселились в Могулистан и находились в контакте с местными могульскими номадами (с теми же дуглатами). Название "рамадан" карататары принесли из Анатолии. Обидно, что рамадановского Алдар Косе (Косе Пайгамбара) ошибочно приняли за иранского фольклорного шута юродивого жидкобородого "кусе", который во время Навруза ездил на осле и жил на подачки состоятельных. Рамадановцы должны исправить это недоразумение.

https://eurasica.ru/forums/topic/6864-алдар-косе-жиренше-шешен-из-племени-рамадан-объединение-жетиру-ильханский-управитель-эретна-köse-peygamber/?do=findComment&comment=465793

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Байдәулетов С. Алтын киімді Ханзада ұранды қарт қазақтар. – Алматы: Арыс, 2000. – 291 б.

https://kstounb.kz/kz/knigi/history?node=22032

63.3(5Қаз)
Б 17
Байдаулетов, С. С. Алтын киімді ханзада ұранды қарт қазақтар [Мәтін]: Немесе көне заманның көкбөрілеріненжаңа заманның барысына дейін: тарихи-танымдық жинақ / С. С. Байдаулетов. – Алматы : [б. б.], 2020. – 480 б.

Тарих қойнауынан сыр шертер бұл еңбекте жалпы қазақ халқының дамуынан азды-көпті мәліметтер бере отырып, ұлыс пен ел тірегі болған түркілердің ұзақ ғасырларға жалғасқан керуен-шеруінің құнды да іргелі жай-жапсарынан хабар береді.
Хандық дәуір мен сол кезден басталған қазақ халқының ұзақ та, баянды даму кезеңдері қамтылады. Ұлт пен ұлыс, халық бірлесе отырып, сыртқы жауларына төтеп берді, солардың арасынан батыр да, дана да, елін жоқтаушы ақын да шықты. Осы арқылы сол кезеңдердің ерлігі мен жанкештілігі бүкіл халықты тарих төріне шығарды. Бұл өткен мен бүгіннің сабақтастығы.
Кітап көпшілік оқырманына арналған.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...