Jump to content
Зоригтбаатар

Казахи-2

Recommended Posts

Ну, прочитали, то Вы одно, а придумали другое.

 

http://www.kokand.chp.uz/index.php?act=2

Первым правителем Коканда являлся Шахрух из династии Минг, который правил 12лет с 1709 по 1721г. В то время его государство включало в себя территории Коканда, Исфары и окрестности Маргилана.

До 1732 г. Постоянным местопребыванием хана был кишлак Декан – Тода. Примерно в это же время было положено первое основание городу Коканду.

В 1721 г. На трон был посажен Абдурахимбий, сын Шахруха. По преданиям, Абдурахимбий убийством своего тестя Акбутабия, независимого правителя Хаджента, начал собирание земель Ферганской долины под главенством города Коканда, носившим тогда название Иски – Курган (а по другим источникам Калъа – и – Роим – бий ). В последующие годы Абдурахимбий утвердил свою власть в Маргилане и Андижане, совершил поход на Самарканд и Каттакурган. Преемник  Абдурахимбия его брат Абдулкаримбий, переехал в Коканд в 1733 г. и заново отстроил его.

После завоевания Кашкара китайцами и разгрома ими калмыцкого государства Джунгарии, часть кочевников калмыков двинулась на запад и вторглась в Ферганскую долину Абдулкаримбий дал отпор подступавшим к Коканд калмыкам. В Фергане нашли убежище бежавшие от китайцев кашкарские мусульмане. Население Кокандского ханства пополнели переселенцы из Самаркандского вилоята.

После смерти Абдукаримбия в 1750 г. около года (1751) правил его сын Абдурахман. Он был смещён и ханом назначен Ирдана (сына Абдурахимбия), который также был смещён и вместо него назначен Бабабек (сын Абдурахманбия). Он правил около года, после его заманили в Беш – арык и убили. Ирдана вновь был назначен правителем Коканда.

Link to comment
Share on other sites

Ну, прочитали, то Вы одно, а придумали другое.

 

http://www.kokand.chp.uz/index.php?act=2

Первым правителем Коканда являлся Шахрух из династии Минг, который правил 12лет с 1709 по 1721г. В то время его государство включало в себя территории Коканда, Исфары и окрестности Маргилана.

До 1732 г. Постоянным местопребыванием хана был кишлак Декан – Тода. Примерно в это же время было положено первое основание городу Коканду.

В 1721 г. На трон был посажен Абдурахимбий, сын Шахруха. По преданиям, Абдурахимбий убийством своего тестя Акбутабия, независимого правителя Хаджента, начал собирание земель Ферганской долины под главенством города Коканда, носившим тогда название Иски – Курган (а по другим источникам Калъа – и – Роим – бий ). В последующие годы Абдурахимбий утвердил свою власть в Маргилане и Андижане, совершил поход на Самарканд и Каттакурган. Преемник  Абдурахимбия его брат Абдулкаримбий, переехал в Коканд в 1733 г. и заново отстроил его.

После завоевания Кашкара китайцами и разгрома ими калмыцкого государства Джунгарии, часть кочевников калмыков двинулась на запад и вторглась в Ферганскую долину Абдулкаримбий дал отпор подступавшим к Коканд калмыкам. В Фергане нашли убежище бежавшие от китайцев кашкарские мусульмане. Население Кокандского ханства пополнели переселенцы из Самаркандского вилоята.

После смерти Абдукаримбия в 1750 г. около года (1751) правил его сын Абдурахман. Он был смещён и ханом назначен Ирдана (сына Абдурахимбия), который также был смещён и вместо него назначен Бабабек (сын Абдурахманбия). Он правил около года, после его заманили в Беш – арык и убили. Ирдана вновь был назначен правителем Коканда.

Нет, не придумал. Там у Абашина так написано, что позволяет понять, что Ирдана был монголом.

Но если он был сыном Абдурахима с титулом Эрдэнэ, то это тоже не противоречит написанному Абашиным. 

 

С другой стороны с чего бы кокандским правителям брать монгольские (джунгарские) титулы, если они с ними воевали?

Link to comment
Share on other sites

Абашин заикнулся о том, что в его имени видно монгольское влияние, а Вы его уже в монголы зачислили.

 

С другой стороны с чего бы кокандским правителям брать монгольские (джунгарские) титулы, если они с ними воевали?

 

Так не было титула, Ирдана это имя собственное.

Link to comment
Share on other sites

Это у казахов наверняка монгольское Эрдэни

 

Ерден - казахское имя. Может быть с калмыками пришло, но точно не от монголов.

Link to comment
Share on other sites

Ну для казахов все монголоязычные были калмаками и даже тюркоязычные алтайцы, так что неважно какие монголы халхи или ойраты вам это имя принесли.

 

В любом случае очень странно что у узбека монгольское имя.

Link to comment
Share on other sites

Эрдэни даже и не монгольское, а санскритское имя, монголизированная форма слова "ратна" - "драгоценность". Пришло в монгольский посредством уйгурского, так что вполне возможна его параллельное монгольскому хождение в тюркоязычной среде. 

Link to comment
Share on other sites

Судя по Ирдана, Ерден к узбекам и казахам пришла уже монголизированная форма. 

 

К монголам это имя попало от уйгуров? Так ведь?

Причем тут монголы? Монголов среднеазиатские тюрки и в глаза то не видели...

Link to comment
Share on other sites

zet сказал(а) 19 Апр 2013 - 22:25:

Судя по Ирдана, Ерден к узбекам и казахам пришла уже монголизированная форма.

На калмыцком -Эрднь,на тодо Эрдени -драгоценность,сокровище.

Надо уточнить.Как санскритская РАТНА произносилась на древнеуйгурском?

Edited by dovuki
Link to comment
Share on other sites

Судя по Ирдана, Ерден к узбекам и казахам пришла уже монголизированная форма. 

 

К монголам это имя попало от уйгуров? Так ведь?

Причем тут монголы? Монголов среднеазиатские тюрки и в глаза то не видели...

Вполне возможно не от уйгуров, а через письменность, которую монголы и уйгуры взяли у согдийцев.

Среднеазиатские тюрки много кого в глаза видели, и большая их часть от средневековых монголов возможно и произошла. Достаточно посмотреть родовой состав.

Link to comment
Share on other sites

Судя по Ирдана, Ерден к узбекам и казахам пришла уже монголизированная форма. 

 

Почему Ирдан-Ерден сразу же монгольско-санскритское Эрдэнэ? Может это всего лишь созвучие? Вон сколько созвучий то: Йордан на иврите, Эрдэн на дойч, Жордан на франкском, Джордано на итали и т.д.   ;) 

 

 

В казахских именах окончание -ден частое явление: Каби-ден, Кайни-ден, Ер-ден (имхо это не арабское "-ддин"?)

Link to comment
Share on other sites

Судя по Ирдана, Ерден к узбекам и казахам пришла уже монголизированная форма. 

 

Почему Ирдан-Ерден сразу же монгольско-санскритское Эрдэнэ? Может это всего лишь созвучие? Вон сколько созвучий то: Йордан на иврите, Эрдэн на дойч, Жордан на франкском, Джордано на итали и т.д.   ;)

 

 

В казахских именах окончание -ден частое явление: Каби-ден, Кайни-ден, Ер-ден (имхо это не арабское "-ддин"?)

Большая часть приведенных созвучий именно созвучия, довольно далекие. А вот Ирдана, Ерден очень даже Эрдэни. Хотя конечно лучше бы послушать лингвистов по этому поводу. Но тут их похоже нет.

Link to comment
Share on other sites

 Вон сколько созвучий то: Йордан на иврите, Эрдэн на дойч, Жордан на франкском, Джордано на итали и т.д.   ;)

Это одно и тоже древнееврейское  по происхождению имя на разных языках. 

Link to comment
Share on other sites

Большая часть приведенных созвучий именно созвучия, довольно далекие. А вот Ирдана, Ерден очень даже Эрдэни.  

 

У вас есть тому подтверждения?

Link to comment
Share on other sites

Да есть.

Ратна-Эрдэни (значение драгоценность, санскрит-монгольский)

Йордан-Джордан и т.д. - (значение ????, иврит, дойч, франц, итали)

Link to comment
Share on other sites

Согласно узбекскому источнику "Ануджум-ат-Таварих"  Ирдана это Эри-Доно - мудрый муж.

аналогично на казахском ер-мужчина, дана - мудрый

Link to comment
Share on other sites

Согласно узбекскому источнику "Ануджум-ат-Таварих"  Ирдана это Эри-Доно - мудрый муж.

аналогично на казахском ер-мужчина, дана - мудрый

 

Именно.

Link to comment
Share on other sites

Согласно узбекскому источнику "Ануджум-ат-Таварих"  Ирдана это Эри-Доно - мудрый муж.

 

В Книге "Қазақ есімдері" (казахские имена) Т.Жанузакова, К.Есбаевой (А: Наука, 1988) нашел казахские имена Ердана, Ерден, Айдана, Майдан и многие другие с приставкой "дана" - мудрый.

Link to comment
Share on other sites

А в тюркских языках важен порядок слов? Т.е.  Ирдана это Эри-Доно - мудрый муж. ер-мужчина, дана - мудрый - Эрдана, а не Дана-эр?

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...