elimkaz Опубликовано 26 января, 2013 Поделиться Опубликовано 26 января, 2013 В плоской степи: Второй овраг А. Н. Харузин. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда). Странички из записной книги. — М., 1888.... Справа от нас стояла кибитка, в тени которой мы расположились. Подумаешь: целый дом, полное хозяйство, надежное убежище для целой семьи — полное ее богатство. А сама она так мала, так мала — беседка, прихоть, каприз для богатого человека наших стран. Эта кибитка принадлежала бедному киргизу: на дряхлом, замазанном, утратившем свой красный цвет остове были наброшены серые, почерневшие от копоти, пыли и влияния атмосферы кошмы. Они лишь отчасти исполняли свое назначение, укрывать обитателей кибитки от невзгод погоды: обилие скважин и дыр позволяло врываться ветру, а во время дождя должны они пропускать целые потоки воды. Внутреннее устройство кибитки никогда не бывает замысловато, но в данном случае оно поражало своей скудностью. На полу, или, собственно, на земле, лежала разодранная кошма; на переднем месте — против двери — валялись две подушки с седел; вдоль стен сундук, еще сундук, кожаный мешок для кумыса, грязное одеяло, кучка тряпья — вот все, если можно так выразиться, убранство этой кибитки. Диаметр ее не превышал двух с половиной саженей, и на таком–то клочке, среди такой грязи, помещалось семейство, состоявшее из матери, сына с женой и трех внуков. Кибитка бедного киргиза Букеевской орды Как не процветать тут, в таких неблагоприятных условиях, разнообразным накожным болезням, как не скашивать оспе целые семьи? Причем тут чистый степной воздух, когда киргиз, кроме грязного тела, кроме почти не меняемого халата и рубахи, деннует и ночует среди зловония и грязи? Многие, мало или совсем не знакомые с жизнью кочевника, рисуют ее так: «степь, чистый, ароматный воздух, прохлада в кибитке, кумыс, спокойное настроение духа… наижеланные гигиенические условия — следовательно, кочевник здоров, бодр, живет долго… и т. д.» Но никто не знает, что, сидя в кибитке, уже через пять минут тяготит ее воздух, и что на несколько шагов от кибитки чувствуешь обонянием ее близость. И если эпидемии не свирепствуют так в степи, как в городе, то это объясняется скорее более или менее большим расстоянием одной кибитки от другой, — а умрут десять, двадцать, кто об этом узнает, кто на это обратит внимание? Дальше Если быть честным Стас да и сейчас казахи в отдаленных аулах не лучше живут но это не значит что все казахи так живут. такую аналогию можно со всеми народами мира привести. также хочу сказать что казахи делали хадж в 17-18 ввеках и молились 5 раз в день что по сути можно сказать что они за гигиеной следили. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 27 января, 2013 Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Автору комента уже самому наверно стыдно , разве можно более 100 летние данные привязывать к традиционному быту какого то этноса? Большая часть человечества так жило в тот период. Автор уятай..стыдно Уважаемый Стас. С уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 27 января, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Стыдно должно быть тем, кто об этом плохо подумает. А что, Харузин не в чести что ли в современном Казахстане? Его там не знают, не читают? Тогда информация точно была очень полезна.Вот еще немного. В плоской степи: казах и татарин А. Н. Харузин. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда). Странички из записной книги. — М., 1888. Начало очерка здесь.... Я оглянул кибитку — она была действительно богата. ... Кибитка эта была не жилая, а только для приема гостей, оттого в ней не было домашней утвари — она имела вид гостиной своей чистотой и разноцветным убранством. Сидящие перед чашею с кумысом неустанно потягивали его из маленьких деревянных чашечек, прикладывая последние ко рту; они держали их обеими руками и глотали напиток медленно и с видимым удовольствием. Уже при входе бросилась мне в глаза разница в их лицах — теперь я мог разглядеть их внимательнее. Один, сидевший от меня налево, был несомненно киргиз: он был уже старик; его тучное, упитанное кумысом и бараньим курдюком тело ясно говорило об его богатстве. Жиденькие, еле видные седые усики слегка окаймляли его рот; очень редкая, также седая, борода торчала клином. ... Сидевший против него на вид не казался киргизом: легкая скуластость указывала на его монгольское происхождение, но прямые глаза, правильный костистый нос показывали, что его предки неоднократно поновляли породу свежей немонгольской кровью; костюм был на нем вполне татарский. Доверху аккуратно застегнутый халат, чистые руки, смышленый, слегка хитрый взгляд его прищуренных глаз заставляли думать, что он татарин. Киргиз старик и пожилой киргиз (Букеевская орда) Глядя на них, мне невольно вспомнился тот контраст, который бросается нам в глаза в наших деревнях при виде отставного смышленого солдата среди своих деревенских собратьев. ... Татарин для киргиза авторитет; цивилизующийся киргиз сбрасывает свой киргизский (бухарский) халат и надевает татарский; цивилизованный киргиз, надев чистый халат, идет вместе с татарином на вечернюю молитву в мечеть. И высшая мечта киргиза не обрусеть, а отатариться… Дальше Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 27 января, 2013 Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Ну вот, начал исправляться Только непонятно какую мысыль хотите высказать в своих постах? О роли цивилизаторов в степи, бедность, богатство? Сегодняшний результат в Казахстане это результат совецкого периода, как плохой так и хороший. Там где земля не пригодна для пахотного земледелия - меньше переселенцев, меньше мыслей о космополитизме, а на плодородных землях, в виду активного заселения с северо-запода, менталитет другой, но это только то что косается северной часи КЗ, на юге все по другому. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 27 января, 2013 Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Какая могла быть гигиена - в 19 веке, у бедняков, которыми многих казахов сделала русская же колонизация? Насчет гигиены русских мужиков тоже было не очень в те времена. Из книги английского путешественника описывающего свою поездку из Петербурга в Хиву (примерно в 1870-х гг.). Frederick Burnaby "A Ride to Khiva" Oxford University Press Описывая многонациональный состав пасссажиров 3-го класса на вокзале в Ряжске: с.43 самый нижний абзац "...Мусульмане Средней Азии несомненно имеют одно огромное преимущество перед мужиками (moujik), и оно состоит в их любви к воде. Если бы русского крестьянина удалось бы убедить мыться почаще (в оригинале - to be more particular in his ablutions), это пошло бы на пользу если не ему, то хотя бы его соседям по путешествию. Суеверие и грязь - близнецы в России. Я часто наблюдал, что чем более усерден крестьянин в поклонении различным идолам (образам), которые выставлены на пороге каждой избы, тем больше он забывчив в преимуществах мыла и воды..." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurali Опубликовано 27 января, 2013 Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Стыдно должно быть тем, кто об этом плохо подумает. причем здесь узбекская тюбетейка? . беседуйте себе на здоровье других не затрагивая,или извольте говорить прямо по шыстокровно тюркски без намеков и задних мыслей\ прямо в лоб Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 27 января, 2013 Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Автору комента уже самому наверно стыдно , разве можно более 100 летние данные привязывать к традиционному быту какого то этноса? Большая часть человечества так жило в тот период. Автор уятай..стыдно Уважаемый Стас. С уважением. Так стас мстять казахов виртуально за что мы испортили до неузнаваемости их кровных братьев. ;) . Один уважаемый написал же здесь что казахи испортили с целю ассимилировать. К нашему великому сожелению миссия провалились. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 27 января, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 А по-русски если попробовать написать? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 27 января, 2013 Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Ладно читайте до смайликов. После уже не важно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 27 января, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 января, 2013 Так а там не понятно. Мысли не просматривается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аскар Опубликовано 29 января, 2013 Поделиться Опубликовано 29 января, 2013 Так стас мстять казахов виртуально за что мы испортили до неузнаваемости их кровных братьев. ;) . Один уважаемый написал же здесь что казахи испортили с целю ассимилировать. К нашему великому сожелению миссия провалились. Только вот не казахи, а монголы испортили их. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 29 января, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 29 января, 2013 А, Вы понимаете Махамбета, оказывается. А что он пытается сказать? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 29 января, 2013 Поделиться Опубликовано 29 января, 2013 А, Вы понимаете Махамбета, оказывается. А что он пытается сказать? Все поняли кроме Вас, модер Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2013 Поделиться Опубликовано 29 января, 2013 Только вот не казахи, а монголы испортили их. Помню, помню эту байку, бытовавшую во времена СССР, что халхасцы умудрулись испортить весь СНГ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 29 января, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 29 января, 2013 Все поняли кроме Вас, модер А как Вы поняли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 31 января, 2013 Поделиться Опубликовано 31 января, 2013 Серик Ахметов, Премьер-министр РК с сентября 2012 года. Он, у себя в доме. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Удачное сравнение, сильно похож, Вы настоящий казаховед от природы! Это вроде как кажется исполнительный директор банка торговли и развития Монголии халх по национальности Б.Мэдрээ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Я как-то приводил данные Машхур-Жусупа Копеева (Шығармалары - Сочинения на казахском языке. Т.10, С.244, 379) о джутах - массовом падеже скота от природных бедствий в его время: ...Сол «Тауықта» жұтағанда, үш жасар бала екенбіз... (в год курицы и постигшего нас джута мне было 3 года) ...Біздің үш жасымыздағы «Тауықтың жұты» соғып, сиыр қотырмен алысып, қой аппақ боранмен алысып, жылқы жонда жұтап... (когда мне было 3 года в год курицы нас постиг джут - коровы покрылись язвами, овцы пали от бурана, лошади от голода) Прим: автор 1858 г. рождения. В конце января года змеи (текущего) джут опять постиг Павлодарскую область. Причина - небывалое обилие снежных осадков и буранов в ноябре-январе, сильных морозов в декабре и резкое потепление в конце января, как следствие, массовый падеж лошадей от голода, которые всю зиму пасутся в степи на тебенёвке, из-за толстого покрова снега вдобавок покрывшегося коркой льда лошади не могли вытаптывать траву из-под снега (овцы и КРС не пострадали, т.к. в нынешнее время все они в зимнее время содержатся в стойловом виде). Цена за лошадь в тех хозяйствах в те дни упала с 1000-1500 до 200 у.е. Официальные органы как всегда информацию опровергают... Хотя даже у одного фермера пало в хозяйстве порядка 600 голов! Можно представить масштабы картины по области. Из имеющихся фото: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Наверно джут не признают, признание смерти подобно. По справедливости, так к таким хозяйственикам только пара вопросов: чем они думали? На святого духа надеялись? Почему не заготовили корма? И ответ: мы всегда так делали здесь не уместен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 И еще вопрос: овцы с коровами не постродали а лошади пострадали, они посчитали что лошади менее ценные? Тоесть они даже сейчас не забирают корм от овец и коров и не дают лошадям? С другой стороны цена на лошадей летом поднимеца в Павлодаре Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Ув.бек_нурты сам из аула, держиш скот?( хотя с твоего поста видно что ты из города) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Ув.бек_нурты сам из аула, держиш скот?( хотя с твоего поста видно что ты из города) Не держишь Лошадей так и называт "комбаин", с их способностью есть будули (грубые стебли)и добывать пропитание из под снега. Но где логика, джут начался, овец с коровами крмят кормом а лошадей нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Не держишь Лошадей так и называт "комбаин", с их способностью есть будули (грубые стебли)и добывать пропитание из под снега. Но где логика, джут начался, овец с коровами крмят кормом а лошадей нет. Сперва сам занимайся скотоводством и потом рассуждай. (Если дать лошадям приготовленый корм,то очень скоро заканчивается. Так как степь не зеленеет до апреля это означает прощай не только лощади,но и овцы и коровы.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 к таким хозяйственикам только пара вопросов: чем они думали? На святого духа надеялись? Почему не заготовили корма? Это стихийное бедствие. У нас лошади находятся круглогодично на подножном корму (тебіндік), в условиях длительной зимы (с конца октября до конца апреля) и того, что лошади употребляют по сравнению с КРС намного больше сена, заготовить такие объемы не реально. В степи всю зиму не только поголовья фермеров, но и частного сектора. Дома держат лишь тех лошадей, единицы, которые используются зимой для запрягания в сани, летом в телеги, Для них и заготавливают сено и корма. И еще летом кобылицы для доения и приготовления кумыса. Так было испокон веков. Кстати, джут бывает очень редко, а потому в казахской истории все эти годы четко зафиксированы по годам и названиям животных. И еще вопрос: овцы с коровами не постродали а лошади пострадали, они посчитали что лошади менее ценные? Тоесть они даже сейчас не забирают корм от овец и коров и не дают лошадям? Вы знаете как пасутся лошади? Они находятся в степи порядка за несколько десятков км. и или ближе и их в таком пониманиии как обычная пастьба овец и коров никто не пасет. Они находятся в степи без людей! Конюхи их проверяют периодично, даже не каждый день, просто выезжают верхом и порой издалека смотрят на месте ли они. Случаи вворовства редки, но бывают. В начале октября в нашем районе угнали табун из 50 лошадей, принадлежащих одной семье. Не нашли. А когда конюхи узнали в указанном случае что случилось и стали пригонять лошадей к загонам и жилищам было уже поздно, они были тощие и пали (у казахов есть в отношении скота даже поговорка "мал болмайды" - это то состояние скота, когда ему уже ничем не поможешь: серъезные болезни, когда не может встать от истощения, переломы и пр.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Сперва сам занимайся скотоводством и потом рассуждай. (Если дать лошадям приготовленый корм,то очень скоро заканчивается. Так как степь не зеленеет до апреля это означает прощай не только лощади,но и овцы и коровы.) Спокойней, не паникуйте. Корм заканчивается у тех, кто верит в святого духа. Еще с совецких времен разрабатывались технологии тебеневки: гусеничный трактор на зимних пастбищах ножом вскрывает наледь, для лучшего добывания корма. Поэтому грамотные люди делают "двух годичный" зпас корма, в случае засухи, сделать коректировку. Либо завести корм, либо посеять однолетние травы (суданская трова высотой 1,5-2метра). Но кому я пишу, тот фермер хочет чтоб ему дали дотацию, тоже правельно, но для чего тогда вообще нужна сх наука, будем (как в средневековье)надеятся и молится чтоб весна пришла и снег полностью растаял. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться