Перейти к содержанию
Зоригтбаатар

Казахи-2

Рекомендуемые сообщения

В плоской степи: Второй овраг

А. Н. Харузин. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда). Странички из записной книги. — М., 1888.... Справа от нас стояла кибитка, в тени которой мы расположились. Подумаешь: целый дом, полное хозяйство, надежное убежище для целой семьи — полное ее богатство. А сама она так мала, так мала — беседка, прихоть, каприз для богатого человека наших стран. Эта кибитка принадлежала бедному киргизу: на дряхлом, замазанном, утратившем свой красный цвет остове были наброшены серые, почерневшие от копоти, пыли и влияния атмосферы кошмы. Они лишь отчасти исполняли свое назначение, укрывать обитателей кибитки от невзгод погоды: обилие скважин и дыр позволяло врываться ветру, а во время дождя должны они пропускать целые потоки воды. Внутреннее устройство кибитки никогда не бывает замысловато, но в данном случае оно поражало своей скудностью. На полу, или, собственно, на земле, лежала разодранная кошма; на переднем месте — против двери — валялись две подушки с седел; вдоль стен сундук, еще сундук, кожаный мешок для кумыса, грязное одеяло, кучка тряпья — вот все, если можно так выразиться, убранство этой кибитки. Диаметр ее не превышал двух с половиной саженей, и на таком–то клочке, среди такой грязи, помещалось семейство, состоявшее из матери, сына с женой и трех внуков.

596545_original.jpg

Кибитка бедного киргиза Букеевской орды

Как не процветать тут, в таких неблагоприятных условиях, разнообразным накожным болезням, как не скашивать оспе целые семьи? Причем тут чистый степной воздух, когда киргиз, кроме грязного тела, кроме почти не меняемого халата и рубахи, деннует и ночует среди зловония и грязи? Многие, мало или совсем не знакомые с жизнью кочевника, рисуют ее так: «степь, чистый, ароматный воздух, прохлада в кибитке, кумыс, спокойное настроение духа… наижеланные гигиенические условия — следовательно, кочевник здоров, бодр, живет долго… и т. д.» Но никто не знает, что, сидя в кибитке, уже через пять минут тяготит ее воздух, и что на несколько шагов от кибитки чувствуешь обонянием ее близость. И если эпидемии не свирепствуют так в степи, как в городе, то это объясняется скорее более или менее большим расстоянием одной кибитки от другой, — а умрут десять, двадцать, кто об этом узнает, кто на это обратит внимание? Дальше

Если быть честным Стас да и сейчас казахи в отдаленных аулах не лучше живут но это не значит что все казахи так живут. такую аналогию можно со всеми народами мира привести. также хочу сказать что казахи делали хадж в 17-18 ввеках и молились 5 раз в день что по сути можно сказать что они за гигиеной следили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автору комента уже самому наверно стыдно :( , разве можно более 100 летние данные привязывать к традиционному быту какого то этноса? Большая часть человечества так жило в тот период. Автор уятай..стыдно Уважаемый Стас. :)

С уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Стыдно должно быть тем, кто об этом плохо подумает. :ozbek:

А что, Харузин не в чести что ли в современном Казахстане? Его там не знают, не читают?

Тогда информация точно была очень полезна.Вот еще немного.

В плоской степи: казах и татарин

А. Н. Харузин. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда). Странички из записной книги. — М., 1888. Начало очерка здесь.... Я оглянул кибитку — она была действительно богата. ... Кибитка эта была не жилая, а только для приема гостей, оттого в ней не было домашней утвари — она имела вид гостиной своей чистотой и разноцветным убранством. Сидящие перед чашею с кумысом неустанно потягивали его из маленьких деревянных чашечек, прикладывая последние ко рту; они держали их обеими руками и глотали напиток медленно и с видимым удовольствием.

Уже при входе бросилась мне в глаза разница в их лицах — теперь я мог разглядеть их внимательнее. Один, сидевший от меня налево, был несомненно киргиз: он был уже старик; его тучное, упитанное кумысом и бараньим курдюком тело ясно говорило об его богатстве. Жиденькие, еле видные седые усики слегка окаймляли его рот; очень редкая, также седая, борода торчала клином. ... Сидевший против него на вид не казался киргизом: легкая скуластость указывала на его монгольское происхождение, но прямые глаза, правильный костистый нос показывали, что его предки неоднократно поновляли породу свежей немонгольской кровью; костюм был на нем вполне татарский. Доверху аккуратно застегнутый халат, чистые руки, смышленый, слегка хитрый взгляд его прищуренных глаз заставляли думать, что он татарин.

600302_original.jpg

Киргиз старик и пожилой киргиз (Букеевская орда)

Глядя на них, мне невольно вспомнился тот контраст, который бросается нам в глаза в наших деревнях при виде отставного смышленого солдата среди своих деревенских собратьев. ... Татарин для киргиза авторитет; цивилизующийся киргиз сбрасывает свой киргизский (бухарский) халат и надевает татарский; цивилизованный киргиз, надев чистый халат, идет вместе с татарином на вечернюю молитву в мечеть. И высшая мечта киргиза не обрусеть, а отатаритьсяДальше

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот, начал исправляться :)

Только непонятно какую мысыль хотите высказать в своих постах? О роли цивилизаторов в степи, бедность, богатство?

Сегодняшний результат в Казахстане это результат совецкого периода, как плохой так и хороший. Там где земля не пригодна для пахотного земледелия - меньше переселенцев, меньше мыслей о космополитизме, а на плодородных землях, в виду активного заселения с северо-запода, менталитет другой, но это только то что косается северной часи КЗ, на юге все по другому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какая могла быть гигиена - в 19 веке, у бедняков, которыми многих казахов сделала русская же колонизация?

Насчет гигиены русских мужиков тоже было не очень в те времена. Из книги английского путешественника описывающего свою поездку из Петербурга в Хиву (примерно в 1870-х гг.). Frederick Burnaby "A Ride to Khiva" Oxford University Press

Описывая многонациональный состав пасссажиров 3-го класса на вокзале в Ряжске:

с.43 самый нижний абзац

"...Мусульмане Средней Азии несомненно имеют одно огромное преимущество перед мужиками (moujik), и оно состоит в их любви к воде. Если бы русского крестьянина удалось бы убедить мыться почаще (в оригинале - to be more particular in his ablutions), это пошло бы на пользу если не ему, то хотя бы его соседям по путешествию. Суеверие и грязь - близнецы в России. Я часто наблюдал, что чем более усерден крестьянин в поклонении различным идолам (образам), которые выставлены на пороге каждой избы, тем больше он забывчив в преимуществах мыла и воды..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стыдно должно быть тем, кто об этом плохо подумает. :ozbek:

причем здесь узбекская тюбетейка? :D . беседуйте себе на здоровье других не затрагивая,или извольте говорить прямо по

шыстокровно тюркски :D без намеков и задних мыслей\ прямо в лоб

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автору комента уже самому наверно стыдно :( , разве можно более 100 летние данные привязывать к традиционному быту какого то этноса? Большая часть человечества так жило в тот период. Автор уятай..стыдно Уважаемый Стас. :)

С уважением.

Так стас мстять казахов виртуально за что мы испортили до неузнаваемости их кровных братьев. ;) ;) ;) . Один уважаемый написал же здесь что казахи испортили с целю ассимилировать. К нашему великому сожелению миссия провалились.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так стас мстять казахов виртуально за что мы испортили до неузнаваемости их кровных братьев. ;) ;) ;) . Один уважаемый написал же здесь что казахи испортили с целю ассимилировать. К нашему великому сожелению миссия провалились.

Только вот не казахи, а монголы испортили их.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А, Вы понимаете Махамбета, оказывается. А что он пытается сказать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только вот не казахи, а монголы испортили их.

Помню, помню эту байку, бытовавшую во времена СССР, что халхасцы умудрулись испортить весь СНГ. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Удачное сравнение, сильно похож, Вы настоящий казаховед от природы! :qazaq1:

Это вроде как кажется исполнительный директор банка торговли и развития Монголии халх по национальности Б.Мэдрээ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как-то приводил данные Машхур-Жусупа Копеева (Шығармалары - Сочинения на казахском языке. Т.10, С.244, 379) о джутах - массовом падеже скота от природных бедствий в его время:

...Сол «Тауықта» жұтағанда, үш жасар бала екенбіз... (в год курицы и постигшего нас джута мне было 3 года)

...Біздің үш жасымыздағы «Тауықтың жұты» соғып, сиыр қотырмен алысып, қой аппақ боранмен алысып, жылқы жонда жұтап... (когда мне было 3 года в год курицы нас постиг джут - коровы покрылись язвами, овцы пали от бурана, лошади от голода)

Прим: автор 1858 г. рождения.

В конце января года змеи (текущего) джут опять постиг Павлодарскую область. Причина - небывалое обилие снежных осадков и буранов в ноябре-январе, сильных морозов в декабре и резкое потепление в конце января, как следствие, массовый падеж лошадей от голода, которые всю зиму пасутся в степи на тебенёвке, из-за толстого покрова снега вдобавок покрывшегося коркой льда лошади не могли вытаптывать траву из-под снега (овцы и КРС не пострадали, т.к. в нынешнее время все они в зимнее время содержатся в стойловом виде).

Цена за лошадь в тех хозяйствах в те дни упала с 1000-1500 до 200 у.е. Официальные органы как всегда информацию опровергают... Хотя даже у одного фермера пало в хозяйстве порядка 600 голов! Можно представить масштабы картины по области.

Из имеющихся фото:

a8b7e377253b3cfafef00a3496160f40.jpg

павлодар%20джут%202.JPG

павлодар%20джут%201.JPG

20130206-B9BC4CC2CAA0E028-0-0-D477A8DA-F9665435210E07E1.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно джут не признают, признание смерти подобно. По справедливости, так к таким хозяйственикам только пара вопросов: чем они думали? На святого духа надеялись? Почему не заготовили корма?

И ответ: мы всегда так делали здесь не уместен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще вопрос: овцы с коровами не постродали а лошади пострадали, они посчитали что лошади менее ценные? Тоесть они даже сейчас не забирают корм от овец и коров и не дают лошадям? :o

С другой стороны цена на лошадей летом поднимеца в Павлодаре :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув.бек_нурты сам из аула, держиш скот?( хотя с твоего поста видно что ты из города)

Не держишь :)

Лошадей так и называт "комбаин", с их способностью есть будули (грубые стебли)и добывать пропитание из под снега.

Но где логика, джут начался, овец с коровами крмят кормом а лошадей нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не держишь :)

Лошадей так и называт "комбаин", с их способностью есть будули (грубые стебли)и добывать пропитание из под снега.

Но где логика, джут начался, овец с коровами крмят кормом а лошадей нет.

Сперва сам занимайся скотоводством и потом рассуждай. (Если дать лошадям приготовленый корм,то очень скоро заканчивается. Так как степь не зеленеет до апреля это означает прощай не только лощади,но и овцы и коровы.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

к таким хозяйственикам только пара вопросов: чем они думали? На святого духа надеялись? Почему не заготовили корма?

Это стихийное бедствие. У нас лошади находятся круглогодично на подножном корму (тебіндік), в условиях длительной зимы (с конца октября до конца апреля) и того, что лошади употребляют по сравнению с КРС намного больше сена, заготовить такие объемы не реально. В степи всю зиму не только поголовья фермеров, но и частного сектора.

Дома держат лишь тех лошадей, единицы, которые используются зимой для запрягания в сани, летом в телеги, Для них и заготавливают сено и корма. И еще летом кобылицы для доения и приготовления кумыса. Так было испокон веков.

Кстати, джут бывает очень редко, а потому в казахской истории все эти годы четко зафиксированы по годам и названиям животных.

И еще вопрос: овцы с коровами не постродали а лошади пострадали, они посчитали что лошади менее ценные? Тоесть они даже сейчас не забирают корм от овец и коров и не дают лошадям? :o

Вы знаете как пасутся лошади? Они находятся в степи порядка за несколько десятков км. и или ближе и их в таком пониманиии как обычная пастьба овец и коров никто не пасет. Они находятся в степи без людей! Конюхи их проверяют периодично, даже не каждый день, просто выезжают верхом и порой издалека смотрят на месте ли они. Случаи вворовства редки, но бывают. В начале октября в нашем районе угнали табун из 50 лошадей, принадлежащих одной семье. Не нашли.

А когда конюхи узнали в указанном случае что случилось и стали пригонять лошадей к загонам и жилищам было уже поздно, они были тощие и пали (у казахов есть в отношении скота даже поговорка "мал болмайды" - это то состояние скота, когда ему уже ничем не поможешь: серъезные болезни, когда не может встать от истощения, переломы и пр.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сперва сам занимайся скотоводством и потом рассуждай. (Если дать лошадям приготовленый корм,то очень скоро заканчивается. Так как степь не зеленеет до апреля это означает прощай не только лощади,но и овцы и коровы.)

Спокойней, не паникуйте. Корм заканчивается у тех, кто верит в святого духа.

Еще с совецких времен разрабатывались технологии тебеневки: гусеничный трактор на зимних пастбищах ножом вскрывает наледь, для лучшего добывания корма.

Поэтому грамотные люди делают "двух годичный" зпас корма, в случае засухи, сделать коректировку. Либо завести корм, либо посеять однолетние травы (суданская трова высотой 1,5-2метра).

Но кому я пишу, тот фермер хочет чтоб ему дали дотацию, тоже правельно, но для чего тогда вообще нужна сх наука, будем (как в средневековье)надеятся и молится чтоб весна пришла и снег полностью растаял.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...