АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 25 июля, 2015 Казахская традиционная национальная одежда. Проблемы сегодняшних дней. В принципе, традиции казахской одежды для специалистов достаточно хорошо известны и изучены. Но для абсолютного большинства населения страны данный вопрос абсолютно не знаком, в результате чего в последнее время повсюду допускаются откровенные искажения и подмена фактов. Что имеет крайне опасную тенденцию, потому что такие заблуждения, а тем более от лиц, массово тиражирующих ее образцы, а это художники, модельеры, сценаристы и костюмеры, постепенно входят в обычай, в традицию, в повседневность, искажая представление об истинной национальной одежде и ее культуре как самих казахов, так и представителей других народов. Достаточно упомянуть пример, когда в результате чьего-то "шапанного почина" в 90-ые годы прошлого столетия казахи поголовно стали облачаться в яркие разноцветные узорчатые велюровые халаты (шапан) и колпаки (кьалпакь) совершенно не понятных форм и типажей, а женщины в такие же туники (бешмет). Исконные же казахские одеяния, такие как такьия, бөрік, тымакь или малакьай, айыр кьалпакь, жаулыкь, кимешек, тонъ, тулып, кьамзол, көйлек, етік и другое осталось абсолютно не у дел и стало забываться. Например, традиционный кожаный ремень, мужской и женский, теперь стала заменять велюровая ленточка, сшитая из остатков ткани, хотя матерчатого пояса у казахов не было. Или, что вовсе странно, в большинстве своем нынешние "нано-халаты" вообще без поясов, о чем можно убедиться по ниже залитым фото. Кожаные же ремни из-за "халатного почина" совсем исчезли из казахского бытия. В результате этого в последнее время у большинства казахов и других народов, соприкасающихся с ними, сложился вполне четкий искаженный образ казаха в халатах ярких цветов с ляпистым орнаментом и головным убором непонятных форм и размеров. Нельзя не отметить, что по ходу данного дилетантского новаторства исказилась и традиционная казахская тюбетейка (такъя), изменив свою форму, орнамент, материю и раскраску, например: Примерный образец забытой тюбетейки (одеваемой под колпак или бөрік): А это уже велюровые "нано-тюбетейки": Далее. Кроме того, в последнее время усилиями всевозможных "модельеров", наверняка не блещущих знанием истории традиционной одежды, стало входить в моду фэнтэзи на тему национальной одежды, как результат всевозможные наряды далекие от истины. Но использование которых в фильмах и другой массовой продукции также может нанести вред вопросу точного соблюдения исторических традиций (примеры ниже). Данная проблема касательно искаженности орнамента и расцветок халатов затронута историком Ириной Ерофеевой в статье "Казахский костюм нуждается в серьезных исследованиях". По ее справедливому мнению (на что не обращают внимание даже сами казахи), из-за таких коллизий нынешнее поколение не имеет верного представления об одеяниях предков. Автор пишет, что поверить в реальность того, что и в XV, и в XVI, и в XVII, и в XVIII, и в ХIХ веках чингизиды носили костюмы одинаковых покроев, цветов и орнаментов, - такая же иллюзия, как если бы княгиня Ярославна времен Киевской Руси и Екатерина II, жившая в конце ХVIII века, были одеты в один и тот же костюм. Далее она отмечает, что в иллюстрациях, книгах, на плакатах, открытках (АКБ: я бы добавил, что и во всех художественных фильмах последних 20 лет, а еще больше в интернете) в основном тиражируются костюмы, которые мало соответствуют тем реальным историческим описаниям, которые есть в архивах. Попросту говоря, постоянно фигурирующие однообразные кафтаны и шапки, отороченные мехами самых разных животных, в которых чаще всего изображается казахская правящая элита, - это "изобретение" современных художников, а главное, показатель того, что история костюмов разных социальных групп казахов изучена очень слабо. Или, что, например, в XVIII и в начале XIX веков исключительным, можно сказать монопольным, знаковым символом казахской правящей знати был мех черно-бурой лисицы, которым оторачивались их конусообразные шапки непременно белого или красного цвета. От себя добавлю еще один нонсенс, когда доходит до абсурда, когда повсюду и ежедневно на многолюдных всевозможных мероприятиях стало обыденным делом, когда независимо от социального положения лица ему в дар накидывают на плечи халат, а наголову колпак, по сути атрибуты султанского и ханского статуса. Данные проблемы до сих пор никем не поднимались, не обсуждались, а потому из-за существующего вакуума вопрос никак не регламентирован и отдан историками и узкими специалистами в самодеятельность дилетантов художников, модельеров, костюмеров и сценаристов. Разве возможно подобное в других странах? Я так не думаю. Неужели там преподносят в дар и облачают любого кого не лень в царские, королевские, императорские наряды? Существует ли такое в той же Англии, Японии, Китае или даже в России? Увы, наверняка нет! Хотя вплоть до советизации у казахов существовала четкая регламентация и иерархия в данном вопросе. Одежда четко подразделялась на: - мужскую и женскую; - повседневную и парадную; - по социальному положению, например, одежда простого скотовода степняка отличалась от одежды знати, а султанов и ханов от более низких сословий; - по возрастным и иным категориям внутри пола, например, в корне различалась одежда незамужней девушки от одежды ее сверстницы, но замужней, не говоря уже о различий одежды молодой женщины, женщины среднего возраста и пожилой женщины; аналогично было и среди мужчин; - по сезонам года: на зимнюю, летнюю и переходного времени (так называемую демисезонную); - по региону проживания рода-племени, например, традиции одежды юга имели отличия от одежды севера, а запада от востока, что было связано с несколькими факторами: культурными традициями конкретных родов-племен, культурным влиянием соседних народов, особенностями климата и различием хозяйственного уклада (кочевое скотоводство или оседлое земледелие). Но, как указано выше, нынче в одежде казах "усреднен" под единый штамп, никаких вам различий, колорита и разнообразия! Теперь в представлении всех казахи испокон веков в любую погоду и при любых занятиях носили яркие тонкие велюровые халаты до земли, украшенные ляпистыми узорами. Об узорах упоминает Ерофеева: "... На нынешних халатах (чапанах), которые в настоящее время повсюду продаются на базарах и в магазинах, орнамент представлен в укрупненных громоздких размерах, - это результат влияния театральных костюмов (АКБ: советских времен), которые шились так, чтобы зритель на большом расстоянии мог различать элементы орнамента, но в дальнейшем это получило не совсем вдумчивое воплощение в художественных изобретениях, в печатной продукции и массовом тиражировании национальной одежды." "... Большую роль в символике одежды играл и цвет." "... Из документальных источников известно, что те чапаны, которые выполняли функцию парадной одежды у представителей правящей элиты, шились из бархата или кармазинного сукна в основном различных оттенков красного цвета - пурпурного, алого, терракотового, малинового. Так одевались ханы и султаны на протяжении почти всего XVIII века... Простой кочевник не имел ни материальных возможностей приобретать такую одежду, ни тем более права появляться в ней на людях, поскольку это было атрибутом правящей элиты.""... Насколько исключительное значение придавали знаковым элементам декора и одежды казахские правители, можно увидеть через переписку ханов Нуралы, Ералы и Абылая с царским правительством. Первые неоднократно пеняли разным оренбургским чиновникам, что им прислали не совсем того качества или оттенка мех для оторачивания шапки, или же они оскорблялись, когда мало сведущий в этих тонкостях царский чиновник, не учитывая их ханского достоинства, вместо меха черно-бурой лисицы посылал, допустим, мех рыжей лисицы или песца." Несколько наглядных примеров: "Нано-халат" в комплекте с "нано-колпаком": Вредное "Фэнтэзи" (прикольные головные уборы): 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 25 июля, 2015 А теперь реальное многообразие исторических исконно казахских костюмов: Аксакал в зимней одежде: Воин: Зимняя одежда мужчины и женщины среднего возраста: Пожилые: Разные возрасты: Разные возрасты, Оренбург: Простолюдины. Базар, г.Омск: Девичий наряд: Свадебный наряд девушки. Джетысу: Замужние женщины среднего возраста: Женские кожаные сапоги: Войлочный калпак ("айыр кьалпакь") знати: Айыр калпак: Мужской кожаный ремень: 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 июля, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 26 июля, 2015 Как видим нет ничего общего между исконной национальной одеждой и современным "нано-стандартом"!!! А потому вопрос, имхо, подлежит государственной регламентации. Например, следует определить хоть какие-то приемлемые стандарты для общенародных церемоний и отдельно для протокола. Другими словами, границы дозволенного в нац. одежде, которые может использовать каждый и стандарты, которые позволительно использовать исключительно государству, почти как гос. символы. Имхо, следует и разобраться со всякими искажениями и регламентировать эталоны исконной нац. одежды - по сезонам года, по возрастам, а не выдумать чего-то усредненное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 26 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 26 июля, 2015 Это время и оно на месте не стоит. Все старое уходит в прошлое, взамен приходит новое... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 июля, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 26 июля, 2015 Все старое уходит в прошлое, взамен приходит новое... Потому что не чтим старого. Не знаю как вам, но лично мне не хочется, чтобы казахи ассоциировались в современном мире с "нано-халатом" и с калпаком клоунского пошива. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 27 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 27 июля, 2015 Все старое уходит в прошлое, взамен приходит новое... Потому что не чтим старого. Не знаю как вам, но лично мне не хочется, чтобы казахи ассоциировались в современном мире с "нано-халатом" и с калпаком клоунского пошива. Абсолютно с вами согласен. Нынешные якобы нац.одежды как у мужчин и так и у женщин вызывает у меня раздражение. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кусаин Опубликовано 7 августа, 2015 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2015 "Оралманы из Монголии и Китая выдают дикие расцветки в одежде за национальный колорит." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 26 сентября, 2015 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 7 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 7 октября, 2015 Во время работы в фондах библиотек и музеев Парижа впервые выявлена уникаль¬ная картина «Казахи преподносят дары лошадьми», хранящаяся в знаменитом Музее восточного искусства Гимэ в Париже, где хранятся художественные реликвии народов Востока [3; 4]. Это единственная на сегодняшний день картина 1757 г., представляющая дипломати¬ческий церемониал подношения даров в виде трех лошадей. Картина с изображением трех казахских посланников и трех лошадей отображает факт передачи казахами даров китайскому императору Цяньлуну как знак союза и дружбы. Автор картины итальянский художник Джузеппе Кастильони - придворный художник императора Цяньлуна, который запечатлел историко-этнографические предметы. Картина дает представление о бытовавшей тогда, к примеру, одежде, предметах быта. При изучении одежды немаловаж¬ное значение имеет ткань, из которой она сшита, а также богатейшая символика. Несмотря на скудность археологических находок в этом плане мы все же можем представить себе, какого рода ткани были в употреблении в Казахстане в XVI-XVIII веках. Анализ картины показал, что исторические события, представленные в этой картине, от¬носятся к эпохе правления Абылай-хана в Казахстане и императора Цяньлуня в Китае. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 8 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 2 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 2 декабря, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 4 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 4 декабря, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 24 декабря, 2015 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 31 декабря, 2015 Автор Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2015 Peacemaker, хорош везде постить фейк! Это не казах, а хакас. Хакас в этнической хакасской одежде на традиционном праздновании напитка "айран" (тун айран) Здесь: https://vk.com/wall-34759871?offset=200 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 19 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2016 Одежда казахов была аскетичной и практичной, без всяких огромных и ярких узоров, без всякого гламура. Не обращайте внимания на подпись Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 20 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2016 Хор.тема ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 20 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2016 Peacemaker, хорош везде постить фейк! Это не казах, а хакас. Хакас в этнической хакасской одежде на традиционном праздновании напитка "айран" (тун айран) Здесь: https://vk.com/wall-34759871?offset=200 Это казахи? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 20 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2016 Одежда казахов была аскетичной и практичной, без всяких огромных и ярких узоров, без всякого гламура. Не обращайте внимания на подпись Мужский чапан монгольских казахов без всяких гламуров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 20 февраля, 2016 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2016 Это советский чапан ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 14 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 14 марта, 2016 АКБ, наверное нужно чтобы историко-культурные кафедры университетов с разных регионов занялись этой проблемой. Порылись в архивах, поизучали историографию, картины, поездили по отдаленным аулам (хотя не факт, что осталась в аулах наст. каз. одежда). Обработать всю информацию, коллегиально, коллективно, с бесстрастной критикой, профильтровать все это дело и на основе всех собранных данных издать какой нибудь иллюстрированный атлас национальной одежды с содержательными пояснительными записками и комментариями. Чтобы запечатлеть и сохранить инф. о исконно каз. одежде, чтобы все создатели кино, постановщики спектаклей, церемонии, всяких праздничных представлении ссылались на этот атлас и брали инф. только оттуда. А тех, кто занимается сувенирами и продажей - проверять с атласом в руке. Даже закон можно продвинуть через минкультуры о сохранении материального культ достояния народа и о ее защите. Меня тоже бесят эти тонкие яркие халаты и эти шапки, которые по идее должны были носить только султаны. Тут я смотрю и халаты с жирными золотыми узорами (узбекское влияние), и яркие бархатистые (монгольское влияние). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бури-Мунке Опубликовано 14 июля, 2016 Поделиться Опубликовано 14 июля, 2016 Во время работы в фондах библиотек и музеев Парижа впервые выявлена уникаль¬ная картина «Казахи преподносят дары лошадьми», хранящаяся в знаменитом Музее восточного искусства Гимэ в Париже, где хранятся художественные реликвии народов Востока [3; 4]. Это единственная на сегодняшний день картина 1757 г., представляющая дипломати¬ческий церемониал подношения даров в виде трех лошадей. Картина с изображением трех казахских посланников и трех лошадей отображает факт передачи казахами даров китайскому императору Цяньлуну как знак союза и дружбы. Автор картины итальянский художник Джузеппе Кастильони - придворный художник императора Цяньлуна, который запечатлел историко-этнографические предметы. Картина дает представление о бытовавшей тогда, к примеру, одежде, предметах быта. При изучении одежды немаловаж¬ное значение имеет ткань, из которой она сшита, а также богатейшая символика. Несмотря на скудность археологических находок в этом плане мы все же можем представить себе, какого рода ткани были в употреблении в Казахстане в XVI-XVIII веках. Анализ картины показал, что исторические события, представленные в этой картине, от¬носятся к эпохе правления Абылай-хана в Казахстане и императора Цяньлуня в Китае. Огромная просьба! Вы не могли бы разместить другие цинские рисунки представителей народов Центральной Азии из той же серии, что и первые два!!! там ведь есть и джунгары, и киргизы, и уйгуры!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 7 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 7 июля, 2018 казахские сапоги. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 7 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 7 июля, 2018 национальные мужские сапоги казахов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 18 июля, 2018 Peacemaker, мужские кожаные сапоги с каблуком - это издревле обязательный атрибут народов всадников, первое и прямое предназначение которого - это стремя. Почему традиционный у монголоязычных народов сапог "гутал" не имеет каблука это для меня большая загадка. Единственное объяснение которое приходит мне в голову, это то, что этот "монголо-маньчжурский" сапог приспособлен как раз к конструкции "монголо-маньчжурского" стремени, для которого каблук особо не требуется. В обычном номадном (тюркском) стремени этот сапог просто застрянет. ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 18 июля, 2018 Поделиться Опубликовано 18 июля, 2018 3 hours ago, АксКерБорж said: Peacemaker, мужские кожаные сапоги с каблуком - это издревле обязательный атрибут народов всадников, первое и прямое предназначение которого - это стремя. Почему традиционный у монголоязычных народов сапог "гутал" не имеет каблука это для меня большая загадка. Единственное объяснение которое приходит мне в голову, это то, что этот "монголо-маньчжурский" сапог приспособлен как раз к конструкции "монголо-маньчжурского" стремени, для которого каблук особо не требуется. В обычном номадном (тюркском) стремени этот сапог просто застрянет. ))) У монголов сапоги гуннские. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться