Перейти к содержанию
Барак

Алшын

Рекомендуемые сообщения

Повесть о подвигах Инала

Инал был щедро одарен природой: он имел все качества великих и добродетельных людей. Под его твердым и благоразумным управлением прекратились смуты и беспорядки между адыхейцами. Приобрев доверенность народа, он упрочил свою власть и успел примирить враждующие стороны и соединить разъединенные силы. Благородная душа его, ненавидя насилия и беспорядки, предприняла строгими мерами истребить [95] вкоренившееся буйство. Первым попечением его было наказать виновных в беспорядках князей и их подданных. Некоторых он подвергнул телесному наказанию, а более важных преступников казнил смертью; добрых же ласкал и старался отличать; в особенности он оказывал свои милости опским или абазинским князьям, Аше и Шаше. Успех увенчал его предприятия; он имел удовольствие видеть, что им водворенное устройство начало упрочиваться. Многие буйные князья, не желая подчиниться власти Инала, удалились в самые неприступные места и оттуда производили опустошительные набеги на соседей. Инал решился их истребить (В лен. рук.: «искоренить», — Ред.), собрал войско и разбил соединенные их силы, причем взял до тридцати главных начальников в плен, десятерых из них казнил, а прочих принудил к присяге на верность и подданство.

Между тем южные горцы взбунтовались, под предводительством опского князя Оздемира, который, собрав значительное число их, пошел против посланных Иналом кегахов и победил их. Но когда они узнали, что против них собирается сам Инал с войском, то Оздемир удалился в Абхазию. Инал пошел за ним к абазехам и истребил много людей в том народе за их непокоренность. В этой войне Оздемир лишился жизни.

Благоразумие, прямодушие и высокие дарования Инала приобрели ему любовь и уважение адыхейских племен. Это расположение еще более усилилось, когда египетские переселенцы окончательно соединились с туземцами, приняв их веру и язык. Обиженные находили защиту, а притеснители справедливое наказание. Мудрые постановления упрочили возникающее спокойствие. Сорок судей, поставленных над народом, заботились о его благосостоянии и поддерживали тишину и благоденствие. Этот образ правления продолжался до 1427 года. Князь Инал пользовался в народе большим уважением, и подданные нарекли его великим и мудрым и любили его, как отца. Он же во все продолжение своей жизни ни о чем так не заботился, как о благосостоянии подданных и о спокойствии края. Он был наименован святым, и впоследствии вошла в употребление поговорка: «Дай, боже, Иналов день!» [96]

После покорения Абхазии, находясь на Дзибе (Собственно Бзиб — название реки. Она вытекает из Главного хребта, проходит через общество Псху и впадает в Черное море близ Пицунды) для заключения мира с абхазскими племенами, он, по окончании всех дел, скончался смертью праведника. Тело его похоронено в упомянутой земле, и могила его, известная и до сих пор, носит название Инал-кубе, т. е. «Иналова могила» (по-абазински). И теперь народ свято чтит прах Иналов; он запрещает пускать скот вблизи его могилы; убить зверя в ее окрестности считается преступлением. Инал вступал три раза в брачный союз и оставил после себя пять сыновей: от первой жены Жайхота, от второй — Миньболата и Беслема: а от третьей — Унармеса и Кирмиша. Все эти сыновья по обычаю адыхов были взяты на воспитание узденями. После смерти Инала подвластные решительно не хотели повиноваться сыновьям его. Ни один из них не обладал качествами отца, необходимыми для управления столь обширной землей. Напротив того, их надменный и вздорный характер, сделавшись всюду известным, возбудил неповиновение и раздор не только в простом народе, но даже и между князьями, которые предались прежнему самоуправству. Все благие намерения Инала были забыты, и даже княжившие братья подавали пример неповиновения старшему брату. Должно полагать, что разноутробие Иналовых детей было причиной их раздоров. После долгих беспокойств, они разделились на три части: один из них остался в Хегаке (Хегак, вероятно, Гиага или Гегу, — название реки, впадающей в Кубань, с левой стороны, возле ст. Ново-Лабинской), другие поселились в Кемиргое, а остальные ушли в Кабарду.

От этих-то сыновей Инала производят свое родоначалие нынешние кабардинские, кемиргоевские и бесленеевские князья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, asan-kaygy сказал:

Повесть о подвигах Инала

 

Все  это уже читал. И читал споры кавказских исследователей по его происхождению. Слишком много материала не могу так просто выложить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Boris Suvorov сказал:

Все  это уже читал. И читал споры кавказских исследователей по его происхождению. Слишком много материала не могу так просто выложить.

Там  практически все народы его присваивают себе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, Boris Suvorov сказал:

Все  это уже читал. И читал споры кавказских исследователей по его происхождению. Слишком много материала не могу так просто выложить.

Так версий о его связи с алшинами нет нигде

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я понял из текста статьи "Mamluk" в Энциклопедии ислама в период Черкесской династии Бурджи среди мамлюков были некоторые с фамилией tatari al-djins и turki al-djins.

Интересно, могли ли быть эти tatari al-djins и turki al-djins быть алчинами? Скорее всего да! 

цитата: "b) a good number of individual Mamluks in the Circassian period are said to have been  turki al-djins on one occasion and tatari al-djins on another".

Перевод гугла:

б) значительное количество отдельных мамлюков в черкесский период, как говорят, 
были турки аль-джин в одном случае и татари аль-джин в другом.
  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 minutes ago, Tama said:

Как я понял из текста статьи "Mamluk" в Энциклопедии ислама в период Черкесской династии Бурджи среди мамлюков были некоторые с фамилией tatari al-djins и turki al-djins.

Интересно, могли ли быть эти tatari al-djins и turki al-djins быть алчинами? Скорее всего да! 

цитата: "b) a good number of individual Mamluks in the Circassian period are said to have been  turki al-djins on one occasion and tatari al-djins on another".

Перевод гугла:


б) значительное количество отдельных мамлюков в черкесский период, как говорят, 
были турки аль-джин в одном случае и татари аль-джин в другом.

tatari al-djins и turki al-djins.

Может  ваши алшины могут быть элжигинами..У нас называют элжигэн или элжин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, Tama сказал:

Как я понял из текста статьи "Mamluk" в Энциклопедии ислама в период Черкесской династии Бурджи среди мамлюков были некоторые с фамилией tatari al-djins и turki al-djins.

Интересно, могли ли быть эти tatari al-djins и turki al-djins быть алчинами? Скорее всего да! 

цитата: "b) a good number of individual Mamluks in the Circassian period are said to have been  turki al-djins on one occasion and tatari al-djins on another".

Перевод гугла:


б) значительное количество отдельных мамлюков в черкесский период, как говорят, 
были турки аль-джин в одном случае и татари аль-джин в другом.

Интересные данные

А есть точная ссылка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Steppe Man сказал:

tatari al-djins и turki al-djins.

Может  ваши алшины могут быть элжигинами..У нас называют элжигэн или элжин.

Возможно связь есть.

Наши алшины скорее всего алчи-татары. Мамлюки tatari al-djins и turki al-djins это те самые алчи-татары.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Асан-Кайгы, а про Шеркешев не вышел ещё труд?

Мне интересно, поскольку я сам западный Шеркеш(подрод Кылыш-Кестен). Искал когда то инфу про Шеркешский "Ұш Сиық" (Қыдырсиық, Бақтсиық, Сұлтансиық) - Три типа Сиыков и наткнулся на Евразику. Оказывается с тех пор эта ветка далекоо ушла))) 

Потом тут писали по поводу каракалпакского языка. У нас(Атырау) работает много каракалпаков, узбеков и просто этнических казахов из РУЗ. Например, у нас дома с 1984 года и до сегодняшнего дня их перебывало свыше десятка . Каракалпаков понимаешь прекрасно. Они тоже как бы жокают, но несколько мягче. Есть своеобразные слова, вроде "Ауа - Да", "Яаағ - Нет", "Дарбаза - Какпа(ворота)", "Сіпсе" вместо Сыпырғыш. 

Бывают и комичные ситуации. Например, "Қыршу"(очищать лук допустим) вместо употребляемого у нас "Аршу". А  "Қыршу"(западный аналог Қырту)  по нашему это как бы эээ... болтать нехорошие вещи.

Старотипные бабушки да и пожилые енешки(свекровь) бывают в ужасе, когда свежеиспечённая келін(невестка) из каракалпаков, при гостях спрашивает:

- Апа! Қыршыйнба? (Тётушка! Не звездабольнуть ли мне?) 

И скорей всего, бывает обратная ситуация, когда казахская келін, вызывает гомерический смех в махалле, спрашивая:

- Жумыртқа жесемба екен? (А не покушать ли мне яичницу?) 

Ведь у каракалпаков яица - это "Туқым". А "Жумыртқа" у них тоже яйца, но уже не куриные)))

В остальном, прекрасный трудолюбивый народ. Тоже делится на рода, но не как у казахов подробно, просто называют основные отделения.

Изменено пользователем TobetSt
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И ещё по поводу языка. Тут общаюсь с этническими казахами из Китая. Из Синьцзяня. Они потомки Зуқа Батыра(сподвижник Оспан Батыра). Меня поразил тот факт, что их язык на слух воспринимается практически идентично атыраускому. Даже скажу, что в пределах Западного Казакстана, можно сказать есть отличия. Говор актюбинских казахов, отличается от атырауского. И вот этот синьцзянский говор ближе к атыраускому. В нём нет окончаний "Ше". Чувствуется еле еле еле заметное пришепетывание и чуть более растянутый ритм произношения. Но на слух атыраусца, особенно в телефонном разговоре обрабатывается в разы проще, чем карагандинский, алмаатинский или шымкентский акцент. И это для меня странно, казалось бы, Синьцзянь ещё дальше чем Алмаата, и был долгое время изолирован от нас. По облику тамошние казахи не имеют китайского влияния. По их словам, до нынешнего времени они очень жёстко соблюдали запреты на межнациональные браки и жили в относительной изоляции.

Только с ростом индустриализации Китая и расширением мест жительства населения, на их территориях начали появляться представители других национальностей. 

Ворота у них тоже "Дарбаза")))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ногаев(по крайней мере их так называли) у нас было довольно много в 80-е годы. Не знаю, куда они подевались сейчас. Держались особняком, всегда суровые и серьезные. Или мне пацану так казалось. Говор у них мягче, чем наш. И по виду резко отличались от казахов. Даже когда казах похож на европеоида, он рядом с ногаем казался более монголоидным.  Ну те, кого я видел, были выше, с крупными чертами лица и природной чернявостью или смуглостью.

Никаких кавказских особенностей кстати. Даже не знаю как описать. Татары тоже были и есть, но татар и башкортов сразу узнаешь, они другие чем ногаи. 

Вот посмотрите фото, женщина под номером 2. Хоть и обозначена как крымская татарка, но практически об этом типаже и говорю. Конечно, по нескольким мною виденным ногаям судить об их антропологическом облике невозможно, но видел что видел, на память не жалуюсь. И чем ближе я к пожилому возрасту, тем четче те воспоминания.

3132414d82a5.jpg.4b8826801d4ad5ae6bd4e3b7943ba1db.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, TobetSt сказал:

Уважаемый Асан-Кайгы, а про Шеркешев не вышел ещё труд?

Мне интересно, поскольку я сам западный Шеркеш(подрод Кылыш-Кестен). Искал когда то инфу про Шеркешский "Ұш Сиық" (Қыдырсиық, Бақтсиық, Сұлтансиық) - Три типа Сиыков и наткнулся на Евразику. Оказывается с тех пор эта ветка далекоо ушла))) 

Потом тут писали по поводу каракалпакского языка. У нас(Атырау) работает много каракалпаков, узбеков и просто этнических казахов из РУЗ. Например, у нас дома с 1984 года и до сегодняшнего дня их перебывало свыше десятка . Каракалпаков понимаешь прекрасно. Они тоже как бы жокают, но несколько мягче. Есть своеобразные слова, вроде "Ауа - Да", "Яаағ - Нет", "Дарбаза - Какпа(ворота)", "Сіпсе" вместо Сыпырғыш. 

Бывают и комичные ситуации. Например, "Қыршу"(очищать лук допустим) вместо употребляемого у нас "Аршу". А  "Қыршу"(западный аналог Қырту)  по нашему это как бы эээ... болтать нехорошие вещи.

Старотипные бабушки да и пожилые енешки(свекровь) бывают в ужасе, когда свежеиспечённая келін(невестка) из каракалпаков, при гостях спрашивает:

- Апа! Қыршыйнба? (Тётушка! Не звездабольнуть ли мне?) 

И скорей всего, бывает обратная ситуация, когда казахская келін, вызывает гомерический смех в махалле, спрашивая:

- Жумыртқа жесемба екен? (А не покушать ли мне яичницу?) 

Ведь у каракалпаков яица - это "Туқым". А "Жумыртқа" у них тоже яйца, но уже не куриные)))

В остальном, прекрасный трудолюбивый народ. Тоже делится на рода, но не как у казахов подробно, просто называют основные отделения.

Нет. они еще не оплачены

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/7/2019 at 5:28 AM, TobetSt said:

Уважаемый Асан-Кайгы, а про Шеркешев не вышел ещё труд?

Мне интересно, поскольку я сам западный Шеркеш(подрод Кылыш-Кестен). Искал когда то инфу про Шеркешский "Ұш Сиық" (Қыдырсиық, Бақтсиық, Сұлтансиық) - Три типа Сиыков и наткнулся на Евразику. Оказывается с тех пор эта ветка далекоо ушла))) 

Потом тут писали по поводу каракалпакского языка. У нас(Атырау) работает много каракалпаков, узбеков и просто этнических казахов из РУЗ. Например, у нас дома с 1984 года и до сегодняшнего дня их перебывало свыше десятка . Каракалпаков понимаешь прекрасно. Они тоже как бы жокают, но несколько мягче. Есть своеобразные слова, вроде "Ауа - Да", "Яаағ - Нет", "Дарбаза - Какпа(ворота)", "Сіпсе" вместо Сыпырғыш. 

Бывают и комичные ситуации. Например, "Қыршу"(очищать лук допустим) вместо употребляемого у нас "Аршу". А  "Қыршу"(западный аналог Қырту)  по нашему это как бы эээ... болтать нехорошие вещи.

Старотипные бабушки да и пожилые енешки(свекровь) бывают в ужасе, когда свежеиспечённая келін(невестка) из каракалпаков, при гостях спрашивает:

- Апа! Қыршыйнба? (Тётушка! Не звездабольнуть ли мне?) 

И скорей всего, бывает обратная ситуация, когда казахская келін, вызывает гомерический смех в махалле, спрашивая:

- Жумыртқа жесемба екен? (А не покушать ли мне яичницу?) 

Ведь у каракалпаков яица - это "Туқым". А "Жумыртқа" у них тоже яйца, но уже не куриные)))

В остальном, прекрасный трудолюбивый народ. Тоже делится на рода, но не как у казахов подробно, просто называют основные отделения.

Очевидное созвучие "Яаағ" и казахского "Жок".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сабитов Ж.М. Генетическая история адайцев//Материалы научно-практической конференции "Новый взгляд и перспективы изучения историко-культурного наследия Мангистау". Актау. 2019. С. 79-88

https://www.academia.edu/38554101/Сабитов_Ж.М._Генетическая_история_адайцев_Материалы_научно-практической_конференции_Новый_взгляд_и_перспективы_изучения_историко-культурного_наследия_Мангистау_._Актау._2019._С._79-88

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/7/2019 at 2:28 AM, TobetSt said:

Потом тут писали по поводу каракалпакского языка. У нас(Атырау) работает много каракалпаков, узбеков и просто этнических казахов из РУЗ. Например, у нас дома с 1984 года и до сегодняшнего дня их перебывало свыше десятка . Каракалпаков понимаешь прекрасно. Они тоже как бы жокают, но несколько мягче. Есть своеобразные слова, вроде "Ауа - Да", "Яаағ - Нет", "Дарбаза - Какпа(ворота)", "Сіпсе" вместо Сыпырғыш. 

Бывают и комичные ситуации. Например, "Қыршу"(очищать лук допустим) вместо употребляемого у нас "Аршу". А  "Қыршу"(западный аналог Қырту)  по нашему это как бы эээ... болтать нехорошие вещи.

Старотипные бабушки да и пожилые енешки(свекровь) бывают в ужасе, когда свежеиспечённая келін(невестка) из каракалпаков, при гостях спрашивает:

- Апа! Қыршыйнба? (Тётушка! Не звездабольнуть ли мне?) 

И скорей всего, бывает обратная ситуация, когда казахская келін, вызывает гомерический смех в махалле, спрашивая:

- Жумыртқа жесемба екен? (А не покушать ли мне яичницу?) 

Ведь у каракалпаков яица - это "Туқым". А "Жумыртқа" у них тоже яйца, но уже не куриные)))

В остальном, прекрасный трудолюбивый народ. Тоже делится на рода, но не как у казахов подробно, просто называют основные отделения.

Да, есть нюансы в языках и очень много, в то же время многие, кто выезжают в Казахстан, просто говорят особо приближенной казахскому языку, манере.

"Ауа" (да) говорят все каракалпаки, "Яағ", "Яғай", "Ях" (нет) как-то по-разному произносят, "Дарваза" (ворота)это южный говор, а в основном говорят "Даруаза", "Сипсе" (веник) везде одинаково. Насчет почистить лук говорят "Пияз тазалау", а "Қыршу" относится к моркови, картошке, свекле и т.д. Казахское ругательное "Қырту" у нас не используется, а говорят "Жеме", "Жепсең"... Также есть ругательное слово "Қыршын" (грубиян, хам).

"Жумуртка" у нас также не знают, нет такого слова, а есть "Майек" (яйцо), в некоторых сельских местностях слышал "Тухум" (яйцо), но в то же время "Тухум" это семечки бахчевых культур (дыни, арбузы, тыквы). Кстати, слово "Майек" говорят только каракалпаки, ни один тюркоязычный народ не использует это слово. Непонятное происхождение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все  довольно быстро меняется в этом мире. Если в прошлом году Жюри конкурса красоты  алишин(алчи татар)в Атырау выбрали красавицу кавказского типа.  То в этом году красавица  алчи татар  уж очень сильно чертами  похожа  на Алину Загитову. 

По мне  так Асылжан Нуралина  действительно  очень красивая девушка, вполне достойная представлять Казахстан на любых конкурсах.58165ca8ae6cef318.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читал о влиянии булгар на этногенез современных казанских татар,  но тут оказывается с одним из племен булгар связано  племя Мл. жуза байулы; 

ссылка http://otuken.kz/история-и-исторические-этапы-мифотво/   из  текста главы  ВТОРОЙ ПЕРИОД  последний  абзац   -  выдержка " ... являются потомками древних

булгар - кутригуров (протобайулы)...."

Но  думаю на основе примерно  0, 005%  от численности племени байулы прошедших тест по Y  хромосоме наши попгенетики уже сделали  железобетонное заключение,  что этого не может быть. Хотя  вопрос конечно  интересный,  особенно  в свете  последних  исследований генетиков, обнаруживших  одинаковые  мутации  у мамонтов  и северных  племен  защищающих  их от  холода. Т.е. их исследования говорят о прямой  связи мутаций  с  изменениями  климата ( следовательно  привязаны  к географии). Таким образом  части одного и того же  племени попав  в различные  географические  территории  могут иметь различные  мутации. Вообще  какой набор воздействий  влияет на появление мутаций в генах только, только  изучается  на начальном этапе. И  еще  вообще  не изучен вопрос  процента выживаемости   пришельцев  отдельно от коренного населения и  метисов от их смешанных браков,  что показало бы  тенденцию изменения состава гаплогрупп  нового племени или этноса  с течением времени.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, asan-kaygy сказал:

Это тезки

Я не сомневался в  вашем ответе. В  четвертом измерении много веков Земля  была плоской.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Boris Suvorov сказал:

Я не сомневался в  вашем ответе. В  четвертом измерении много веков Земля  была плоской.

В пятом- точкой, математической.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Boris Suvorov сказал:

Читал о влиянии булгар на этногенез современных казанских татар,  но тут оказывается с одним из племен булгар связано  племя Мл. жуза байулы; 

ссылка http://otuken.kz/история-и-исторические-этапы-мифотво/   из  текста главы  ВТОРОЙ ПЕРИОД  последний  абзац   -  выдержка " ... являются потомками древних

булгар - кутригуров (протобайулы)...."

Но  думаю на основе примерно  0, 005%  от численности племени байулы прошедших тест по Y  хромосоме наши попгенетики уже сделали  железобетонное заключение,  что этого не может быть. Хотя  вопрос конечно  интересный,  особенно  в свете  последних  исследований генетиков, обнаруживших  одинаковые  мутации  у мамонтов  и северных  племен  защищающих  их от  холода. Т.е. их исследования говорят о прямой  связи мутаций  с  изменениями  климата ( следовательно  привязаны  к географии). Таким образом  части одного и того же  племени попав  в различные  географические  территории  могут иметь различные  мутации. Вообще  какой набор воздействий  влияет на появление мутаций в генах только, только  изучается  на начальном этапе. И  еще  вообще  не изучен вопрос  процента выживаемости   пришельцев  отдельно от коренного населения и  метисов от их смешанных браков,  что показало бы  тенденцию изменения состава гаплогрупп  нового племени или этноса  с течением времени.

Всё ещё впереди, когда больше тестируют казахов, то и гаплы должны измениться,  восточно - евразийская гапла С3 должна уменьшится, это чистая логика, просто выводы делают на основе 0,005% населения.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...