Перейти к содержанию
АксКерБорж

Фольк-хистори в Казахстане-2

Рекомендуемые сообщения

википендия

Надпись на «Чингисовом камне» может быть транслитерирована следующим образом:[3]

Činggis qan-i sartaGul irgen daquliju baGuju xamuG monGol ulus un arad i Buqa Sočiqai xurigsan tur Esunke QonGodorun Gurban jaGud Gucin tabun alda tur ontudlu Ga

("Чинггис кан-и сартаГул ирген дакулиджу баГуджу хамуг МОНГОЛ улус ун арад и Буга Сочигай хуригсан тур Есунке КонГодорун Гурбан жаГуд Гучин табун алда тур онтудлу Га")

В развернувшейся в 1830-40-х годах полемике по вопросам монгольской эпиграфики, где дискутантами выступали Я. И. Шмидт и Н. Я. Бичурин (о. Иакинф), определённое место занимала и проблема перевода надписи на камне. Бурятский учёный Д. Банзаров писал археологу П. С. Савельеву: «Надпись эта особенно прославлена руганкою, которую немец Шмидт задавал по-русски почтенному отцу Иакинфу. Мне хочется теперь посрамить „черные кости“ немца и косвенно оградить о. Иакинфа. В разборе этой надписи я теперь уже столько сделал, что если бы я имел 1/100 той смелости, с какой разбирал ее Шмидт, то давно отправил бы свой перевод к вам».[2] Банзаров также просил Савельева обратиться Бичурину за подробностями о Есунке, которые могли быть найдены в частично переведённой Бичуриным китайской хронике Юань-ши. В 1851 году Банзаров в статье «Объяснение монгольской надписи на памятнике князя Исунке, племянника Чингис-хана» (Записки императорского Русского археологического общества. Т. 3.) опубликовал перевод надписи:

Когда Чингис-хан, после нашествия на народ сартагул (хорезмийцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке (Есунгу) получил в удел триста тридцать пять воинов хондогорских

В 1927 году монголоведом И. Н. Клюкиным был сделан новый перевод:

Когда Чингис-хан, по возвращении с захвата власти сартагулов, всех нойонов народа монгол поставил на состязание в стрельбе, то Исунке на триста тридцать пять маховых сажен расстояния (прицела) выстрелил из лука

В настоящее время в описании экспоната в Государственном Эрмитаже используется такой вариант перевода надписи:

Когда после завоевания сартаульского народа Чингисхан собран нойонов всего монгольского улуса в местности Буха-Суджихай, Есунхэ выстрелил (из лука) на 335 саженей

Интересно что переводы разнятся, в частности перевод Банзарова (бурят), отличается от утвержденного официально

Перевод Банзарова 1851

]Когда Чингис-хан, после нашествия на народ сартагул (хорезмийцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке (Есунгу) получил в удел триста тридцать пять воинов хондогорских
отличается от Клюкин 1927 (видимо здесьсыграло свою роль нсайденное "сокровенное скозание монголов ", (рукопись была приобретена в 1872 году в дворцовой Пекинской библиотеке главой Русской духовной миссии в Китае арх. Палладием (Кафаровым)))
Когда Чингис-хан, по возвращении с захвата власти сартагулов, всех нойонов народа монгол поставил на состязание в стрельбе, то Исунке на триста тридцать пять маховых сажен расстояния (прицела) выстрелил из лука

от себя добавлю что:

xamuG monGol ulus un arad

un arad - ан уран (с каз.яз) гимн

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

википендия

Интересно что переводы разнятся, в частности перевод Банзарова (бурят), отличается от утвержденного официально

Перевод Банзарова 1851 отличается от Клюкин 1927 (видимо здесьсыграло свою роль нсайденное "сокровенное скозание монголов ", (рукопись была приобретена в 1872 году в дворцовой Пекинской библиотеке главой Русской духовной миссии в Китае арх. Палладием (Кафаровым)))

от себя добавлю что:

un arad - ан уран (с каз.яз) гимн

ан уран - гимн, возможно не буквально "пели гимн", а иносказательно "победили"; "окрыленные победой"

"Чинггис кан-и сартаГул ирген дакулиджу баГуджу хамуг МОНГОЛ улус ун арад и Буга Сочигай хуригсан тур Есунке КонГодорун Гурбан жаГуд Гучин табун алда тур онтудлу Га"

хамуг МОНГОЛ улус ун арад - объедененный монгольский улус окрыленный победой, (и Буга Сочигай хуригсан тур)- официальный перевод звучит как "собрались в местности Буга Сочигай

Хотя как знать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

anuran - насколько я знаю, новое слово в каз. языке.

an (песня) + uran (девиз) = anuran (гимн)

Эстафету фольк-хистори АКБ передал Бекнуру?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

anuran - насколько я знаю, новое слово в каз. языке.

an (песня) + uran (девиз) = anuran (гимн)

Эстафету фольк-хистори АКБ передал Бекнуру?

эх алп-бамси алп-бамси гений исторических и не очень дискусий, куда мне до вас, пытающегося локализовать происхождение тюркского языка в приамурских лесах :) несколькими постами выше на примере слова кыру вы сами все увидели кыру-скраб :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

anuran - насколько я знаю, новое слово в каз. языке.

an (песня) + uran (девиз) = anuran (гимн)

здесь сомнений и нету что ануран - это новое слово

но по отдельности ан - песня; уран - боевой возглас (в том числе и победный), военный клич, родовой клич и тд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хамуг монгол улус ун арад - объедененный монгольский улус провозгласил победный клич?

как у казахов често скажу не знаю, а есть ли обычай у монголов по возвращению из похода в родные края пропеть победный клич?

если судить по телевизионному сериалу (ханьский о ЧХ) то есть, они там после каждой победы ан урад - провозглашали победный клич

С уважением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хамуг монгол улус ун арад

хотя я могу и ошибаться, ун - это оканчание принадлежности (улусун)- улуса, а арад - это холоп, просолюдин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нус продолжим :)

(английский)- go

Глагол

идти

пойти

уводить

проходить

лететь

полететь

плыть

поплыть

ехать

поехать

подходить

Синоним в тюркском: куу - преследовать, гнать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хамуг

интересно что в турецком языке слово "объедененный" - seçmeler и хамаг, хамуг созвучны

в каз. яз. похожее слово "камау, камап" - закрывать, загонять- больше относится к скотине

тоесть слово "хамаг" можно объяснить как, насильственно оъедененый, не по своей воле, или же вынужденные оъедениться (с целью отражения каких либо угроз)

отсюда же можно вывести происхождение слова "кимак" - тоесть кимак это не племя (историческая загадка, вроде были кимаки и вроде их не было), а союз племен (возможно временный, для отражения угроз или совершения экспансии)

хамаг - кимак?

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

интересно что в турецком языке слово "объедененный" - seçmeler и хамаг, хамуг созвучны

в каз. яз. похожее слово "камау, камап" - закрывать, загонять- больше относится к скотине

тоесть слово "хамаг" можно объяснить как, насильственно оъедененый, не по своей воле, или же вынужденные оъедениться (с целью отражения каких либо угроз)

отсюда же можно вывести происхождение слова "кимак" - тоесть кимак это не племя (историческая загадка, вроде были кимаки и вроде их не было), а союз племен (возможно временный, для отражения угроз или совершения экспансии)

хамаг - кимак?

:)

За такое лингвофричество надо троллей бек-нура с алп-бамсишкой самих "закрыть и загнать". :angry:

«Хамаг» (qamug):

1. Древнетюркский язык:

«Uγan bir bayat ol kamugda oza. öküs hamd-u ögdi angar ok seza» (всемогущий и единосущный бог предшествует всем [вещам])

Где «kamugda» - всем (qamaq - весь, целый)

[ДТС, с. 198, 414, 493]

2. Казахский язык:

«Қомақ» - определенное количество, число, объем, величина

«Қомақты үлес» - внушительное, приличное участие

«Қамту» - охватывать определенное пространство, распространиться

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За такое лингвофричество надо троллей бек-нура с алп-бамсишкой самих "закрыть и загнать". :angry:

«Хамаг» (qamug):

1. Древнетюркский язык:

«kamugda» - всем (qamaq - весь, целый)

2. Казахский язык:

«Қомақ» - определенное количество, число, объем, величина

«Қомақты үлес» - внушительное, приличное участие

«Қамту» - охватывать определенное пространство, распространиться

во-первых, я не соглашался с бекнуром

во-вторых, вы забыли про

qaptau

1. гл. окружать; охватывать со всех сторон; заволакивать; заполнять; двигаться большой массой

2. и.д. движение большой массой; окружение

3. перен. полно; много

П.с. наличие этого слова в древнетюркском не доказывает что это исконно тюркское слово. Оно мог быть общим

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За такое лингвофричество надо бек-нура поощьрить :osman6ue:

«Хамаг» (qamug):

1. Древнетюркский язык:

«Uγan bir bayat ol kamugda oza. öküs hamd-u ögdi angar ok seza» (всемогущий и единосущный бог предшествует всем [вещам])

Где «kamugda» - всем (qamaq - весь, целый)

[ДТС, с. 198, 414, 493]

2. Казахский язык:

«Қомақ» - определенное количество, число, объем, величина

«Қомақты үлес» - внушительное, приличное участие

«Қамту» - охватывать определенное пространство, распространиться

хотел поиграть на нервах, но не удалось :rolleyes:

а как же слово когам - общество

былоб интересно узнать есть ли подобное по произношению слово у не кочевых народов? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хотел поиграть на нервах, но не удалось :rolleyes:

а как же слово каум(ы) - общество

былоб интересно узнать есть ли подобное по произношению слово у не кочевых народов? :)

еще есть:

qogam - общество

как же богат казахский язык!

к сожалению, ее неправильно использует АКБ

из-за него все думают, что наш язык монголизирован :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КУН - солнце

(немецкий) - Sonne

(английский) - sun

(испанский) - sol

(французский) - soleil

Пока что я не могу как следует сформулировать, но на мой взгляд основа тюркских и индоевропейских языков имеет тесную связь. И здесь нужно хорошенько покопаться в псевда тохарах (СИРЫ), которых не относят к ираноязысным племенам.Моя ссылка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КУН - солнце

(немецкий) - Sonne

(английский) - sun

(испанский) - sol

(французский) - soleil

Пока что я не могу как следует сформулировать, но на мой взгляд основа тюркских и индоевропейских языков имеет тесную связь. И здесь нужно хорошенько покопаться в псевда тохарах (СИРЫ), которых не относят к ираноязысным племенам.Моя ссылка

это фольк - которую придумали нынешние тюркоговорящие потомки индоевропейцев! :turkmen1::ozbek::az1::osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы молоды, а потому в своих рассуждениях слишком категоричны.

А что касается "потомков индоевропейцев", я возьму на себя смелость сказать что: казахи не индоевропецы, но и не дальневосточники, мы есть смесь в процентном отношении 3:1 или 4:1 (по родоплеменно принадлежности). И отрицать этот факт это значит уподобится "кулу своего желудка". Сюдаже можно отнести и кыргызов и алтайцев, хакасов и тд. только в другом процентном отношении.

Кстати на примере соседей на востоке, там у них целая гос политика под это дело закручена, вот только падать им предется в любом случае, все дело в сроках и мотивации.

Тот кто не смотрит, хатя бы чуть чуть правде в глаза, больно падает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что касается языка, то если по научному (ареал распространения) то тюркский и монгольский (наполовину) это смесь разных языков, на примере кун, жарык, кыру я прекрасно объяснил. И пишу я коменты АЛП-БАМСИ не для вас можете не отвечать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И пишу я коменты АЛП-БАМСИ не для вас можете не отвечать.

Да, пожалуйста!

Общайтесь себеподобными фольками... :wacko:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что касается языка, то если по научному (ареал распространения) то тюркский и монгольский (наполовину) это смесь разных языков, на примере кун, жарык, кыру я прекрасно объяснил. И пишу я коменты АЛП-БАМСИ не для вас можете не отвечать.

В интернет пространстве часто стали появляться споры на счет тюркости или монголькости казахов

Какие казахские племена тюркские, какие монгольские.

Моя ссылка

вызванные никчемной, бездакозательной, тупиковой трактовкой исторических событий, официальной наукой истории Казахстана.

Интернет завсегдатаи начинают делить племена по происхождению.

Все из за не жилания разобраться в этногенезе как тюрков, так и монголов.

тюрки это смесь индоевропейцев и дальневосточных народов, с разными гаплогруппами и возможно царской Q

начнем с того что С3 - это не гаплогруппа монголов, а по происхождению монголы это лингвистическая смесь (симбиоз) двух не близких языковых груп (протюрки, булгаро-хунны и дальневосточные языки, с преоблоданием тунгусо-маньжуров)

думаю что такие выводы в течении нескольких лет будут преоблодать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно слово НУР к арабам пришел с какимито волнами кочевников...

Но то что слово ЖАРык и НУР - родственные и по произношение и по смыслу (свет,луч), это точно :)

НУР вообще-то СИЯНИЕ, а не луч.

кстати есть в казахском языке слово САУЛЕ - вот это луч

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халха-монгольская составляющая гораздо больше среди казахов по сравнению остальными чисто тюркских народов!

Раньше думал у казахов только родо-племенное название монголов навязаны, но сейчас благодаря исследованиям нашего ув. маньчжуроведа-юриста АксКерБоржа все более убеждаюсь в том что казахи - это ассимилированные и становившиеся кипчакоязычные халха-монголы (где то 60~80%). <_<

и 20-40 процентов кипчаков смогли ассимилировать 60-80 процентов монголов?

вов сяком случае цифра в 20 процентов кипчаков достаточно весомая

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если судить по вашим данным то казахи освободились от диспотии , а монголы досихпор в ней находятся им и размножатся не дают и писать в паспорте свой род не дают, все боржигон :lol:

точно также славяне освобождаясь от деспотии бояр и крепостничества становились казачеством, аналогично уходя от деспота и тирана Абулхаирхана, династию которого считали нелигитимной узбеки становились казахами.

тиран м. 1) Единоличный правитель, захвативший власть насильственным путем (в Древней Греции и Древнем Риме, а также в городах-республиках Италии XIII-XVI вв.). 2) Жестокий правитель, действия которого основаны на произволе и насилии; деспот. 3) перен. Тот, кто мучит, угнетает, лишает свободы и спокойствия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У поздних монголоязычных народов, в отличие от казахов и их прямых предков 12-13 вв., ханов на белой кошме к Небу не поднимали, представители родов и племен в избрании и в своего рода инаугурации главы не участвовали, а потому публичного молчаливого договора между электоратом и ханом не существовало. Отсюда и непонимание сути данного института со стороны монголоязычной братии и их болельщиков.

У казахов же по указанному "контракту" хан был в зависимости от выборщиков, а не наоборот. Примеров из поздней, казахской истории предостаточно, яркий же пример из времен становления казахов - легитимизация статуса Чингизхана, выразившиеся в избрании его на курултае в 1206 г. ханом представителями ряда родов и племен, перед которыми он нес абсолютно те же обязанности, как и казахские ханы перед выборщиками (про протокольную часть в виде поднятия на кошме и пр. вообще молчу).

Бек-нур не прав, т.к. Чингизхан применил силу исключительно к тем родам и племенам, которые не участвовали в его избрании.

Ваш пост говорит о том, что казахи идеологически не были преемниками Чингисхана.

Чингисхан еще при жизни выбрал наследника. Согласно его законам правителя должны избирать только члены правящего рода.

У казахов было по-другому. Правителя выбирали из чингисхановского рода, а вернее из потомков Орус-хана. Но главную роль в выборах играли племена, а не правящий род.

Чингисхан проявлял силу и к своим родным монголам и даже к родственникам. Посмотрите его Ясы - сколько там нарушений за которые полагается казнь? а любая казнь это по сути - пролитие крови...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...