Перейти к содержанию
АксКерБорж

Фольк-хистори в Казахстане-2

Рекомендуемые сообщения

Кто то же их монголизировал. Значит, был существенный монголоязычный субстрат в этом регионе, иначе откуда их монголоязычию взяться.

Все верно, со времен древних хуннов, которые доменировали в данном регионе и оказывали влияние, на многие племена и народы, в том числе и на предков монголоязычных.

С другой стороны, большинство нынешних тюрков - это тюркизированные местные народы, нигде в мире тюркоязычные по данным генетических тестов от соседствующих иноязычных популяций резко не отличаются.

И здесь вы относительно правы, потому что тюрки (протюрки) - это и есть ЕВРА-АЗИАТЫ - и азаатское и европейское нам не чуждо.

А дабы проверить мое утверждение, покопайтесь в своем, частично "монголозированном" (если вы бурят - хоринец, то вы настоящий хун, хори-бури-волк) языке и сравните с индоевропейскими, хотя бы с английским.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"монгольский" который и есть булгаро-хунский и есть автохонный язык.

ссылка от Хокера :)

Полагают, что настоящие предки чувашей, т. е. часть хуннов или сюннов были протомонголами. Об этом сообщают, во-первых, сами современники хуннов — древнекитайские хронисты, которые четко различают хуннов («хунну») от тюрков («тюркю»). Поэтому, по-видимому, исследователь древнекитайских хроник Н. Я. Бичурин (Иакинф) еще в прошлом столетии твердо высказался, что хунны были монголами, а не тюрками8. Кроме того, надо иметь в виду, что само название этого племени «хун» или «хюн» является монгольским словом, означающим «человек», люди». По значению оно соответствует китайскому gen/gyn, означающему

«человек, люди» (отсюда же происходит и чувашское syn «человек, люди»), ибо в древности многие народы называли себя: «люди» или «настоящие люди». О принадлежности языка части хуннов к протомонгольскому свидетельствуют также многочисленные монголизмы, сохранившиеся в современном чувашском языке. В активном словаре современного чувашского языка насчитывают около 900 монгольских лексических схождений9. Среди них преобладают древнейшие термины кочевничества и скотоводства, такие, как: монг. daxa «жеребенок двухлетний» — чув. tixa «жеребенок»; монг. (бур.) buruu «теленок»— чув. рйги «теленок»; монг. йхег «бык, вол, крупный рогатый скот» —чув. vakar «бык»; монг. noxoj «собака»—- чув. пйха «собака»; Монг. omru «грудь лошади»— чув. amar «подгрудок»; монг. sams «носовой хрящ» —чув. samsa «нос»; монг. gagaj «свинина» —чув. kakaj «мясо»; монг. tarag «кислое молоко» —чув. turSx «кислое молоко»; монг. akarca «блин, лепешка» — чув. ikerce «блин, оладьи»; монг. хйргее «крупа» — чув. кёгре «крупна»; монг. talx «хлеб» — чув. tula «пшеница»; монг. йпее «корова» — чув. ёпе «корова»; монг. culuu (n) «камень» — чув. cul «камень»; монг. пииг «водоем» — чув. пйг «вода» и т. д.

Отюречивание этого древнего языка предков чувашей началось, по-видимому, еще в недрах хуннского, далее и гуннского племенного союза, то есть в начале н. э., когда основную массу населения этого союза составили местные, входившие раньше в киммерийский, затем скифский сарматский союз племен, а также и пришлые тюрки. Сами монголоязычные хунны были слишком малочисленны и поэтому уже в V в. сошли с исторической арены, уступив ведущую роль в движении тюркским вождям и передав их державе свой этноним «хунну» (в европейских источниках — «гунны»).

В результате перехода власти другим тюркоязычным племенам, вместо гуннского союза образовались аварские, тюркские, хазарские племенные союзы. Даже в период хазарского союза аборигенность многих тюрков подчеркивалась тем, что

151

их часто отождествляли с местными племенами. Так, хазар нередко называли акацирами, которые были отмечены еще Геродотом как племена Причерноморья VIII—IV вв. до н. э. И в «Географии» равеннского анонима, написанного около VII века, говорится, что хазарами стали называться те же прежние акациры10.

В недрах Хазарского каганата происходила дальнейшая тюркизация монголоязычной части хуннов, хотя некоторые путешественники признавали хазарский язык не совсем тюркским. Например, Аль-Истахри писал, что «язык хазар не сходен с языком турок и персов..,»п. Аль-Бекри тоже сообщает: «Язык хазар другой, чем язык турок и персов; это есть язык, который не согласуется ни с одним языком в мире»12. Абу-ль- Феда тоже подтверждает: «Хазары не походят на турок». Поэтому, очевидно, Махмуд Кашгари вообще не включал хазарский язык в семью тюркских языков, а само слово «хазар» истолковал как название страны. Абу Рейхан Бируни тоже в своих трудах не упоминает хазарского языка в числе тюркских. Якут ар-Руми не только не упоминает его в числе тюркских языков, но и самих хазар называет «яджуд и маджуд»13, то есть монголами. Хотя некоторые писатели (Ибн-Русте, Ибн-Хаукаль, Эль-Балхи) сравнивали хазарский язык с булгарским, что говорит о тюркоязычности хазар. Такое противоречие объясняется, по-видимому, существованием в Хаза- рии двух языков: хунно-хазарского p-языка, принадлежавшего простолюдинам или «черным хазарам» (караджур) и тюрко-хазарского з-языка, принадлежавшего тюркютам- аристократам или «белым хазарам» (сарашен). 3-язычные тюрко-хазары были иравителями и законодателями в стране, и, естественно, по их языку судили многие арабские писатели

о хазарском языке вообще14. Один из нынешних исследователей языковой ситуации в бывшем Хазарском каганате С. П. Толстой называет эти два языка «диалектами»: язык аристократии называет «западным к-диалектом и язык простолюдин — «восточным х-диалектом»15. Сами современники хазар, Табари и Балами, более конкретно называли носителей этих языков — «турками» и «гуннами (хайландур)

Вот некоторый перечень наиболее известных в исторической литературе хазарских слов:

Саркел или Шаркил — название хазарской крепости на Дону;

Сенгилъ — название позднехазарского городка на месте бывш. Сарая-Берке;

Сарашен или Сарсин — название «белых хазар», а также название аристократического квартала в хазарской столице Итиле;

Саксин — название позднехазарского города на Нижней Волге;

Утта — хазарское название острова на Каспии;

Джур или Чора — «раб, невольник»; встречается в названии хазарской касты караджур й в названии дербентского невольничьего рынка Чора;

Каган или Хакан — титул верховного правителя Хаза- рии;

Кендер— название сановника в Хазарии; встречается в составе титула кендер-кагана;

Шад — феодальный титул, обозначавший обычно сына кагана;

Пех или Бег —- феодальный титул; в Хазарии употреблялся в составе звания хаган-бека, выполнявшего функции премьер- министра;

Алп — титул феодала-воина;

Тудун — «наместник», титул правителя провинции;

Тархан — титул феодала, осовобожденного от обязательных повинностей;,J!

Овчий — титул посла и мелкого сановника; встречается в составе должности «тархан-овчий»;

-НОМ

Толстой С. П. Речь на научной сессии отд. АН ССОР в 1946 г. —В кн.: Происхождение казанских татар. Казань. 1948, с. 139.

153

Чаушир — низший военный чин и звание сельского исполнителя;

Багатур — звание феодала-воина; встречается в составе титула «багатур-каган»;

Читар— «постельничий», феодальный титул ири кагане, встречается в составе чина «читар-тархан»;

Булан — личное имя или прозвище кагана;

Обадья — личное имя или прозвище кагана-реформатора; Ибузир — прозвище, встречающееся в составе имени кагана Ибузир-Глявана;

Гляван — прозвище, встречающееся в составе того же имени Ибузир-Гляван;

Катун или Хатан — «госпожа», титул жены кагана;

Чичак — имя хазарской царевны, вышедшей замуж за византийского императора Константина Капронима;

Субат — имя хазарской царевны, сосватанной в 798 году за арабского сановника Аль-Бармаки;

Акага — имя хазарской женщины, правившей страной в 767 году;

Кавар— «заговор, заговорщик», прозвище, данное хазарским повстанцам, бежавшим в IX веке к венграм;

Ман— «большой, великий»; встречается в составе ойкони- мов и топонимов «Ман-Кермен», Ман-гуп», Ман-гышлак» и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

АКБ - Ваше обращение к администрации принято к вниманию. Хукер при еще одной такой выходке будет наказан отлучением от форума на 1 месяц.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Абу-л-Фазл Аллами "Акбар-наме":

Автор приводит тюркскую родословную племени киян (мугулов), приводит легенду об уходе их на Ирганакун (Эргене-кон), причем объясняет значение слова как крутой хребет, связывает события с возвышением киянов (мугулов) непосредственно с Туркестаном, с татарами и уйгурамиу и самое главное, описывает месторасположение Мугулистана, которое полностью совпадает с нашей с уважаемым Атыгаем версией, изложенной в этой теме со стр.51:

"...Надо помнить, что Мугулистан расположен на востоке, вдали от цивилизации. Путь до него составляет семь или восемь месяцев езды. На востоке его граница простирается до Катая (Хита), а на западе — до страны айгуров; на севере она касается Каргаза и Салика, а на юге примыкает к Тибету..."

По указанным ориентирам Мугулистан (или Монголия официальной науки) располагалась в равнинной Джунгарии (СУАР КНР)!

Кстати и кыргызы у него расположены не на Енисее, а на восточном Тянь-Шане.

Если же располагать Мугулистан на территории современной Монголии, то не стыкуется буквально все:

- Китай не на востоке, а на юге

- на западе уйгуры не граничат (они далеко на Тянь-Шане, в ВТ)

- на севере нет кыргызов (они, если даже допустить их енисейское месторасположение,на северо-западе)

- на юге Тибет не примыкает

По указанным ориентирам прекрасно располагаются территории современной Монголии,

- на востоке территории Китая - Маньчжурия

- на западе уйгуры - это Восточный Туркестан

- на севере - кыргызы (каргаз)

- на юге - Тибет

И теперь про кыргызов. Приведите его цитату про их расположение на Тянь-Шане, для коллекции.

Ну а про Вашу с Атыгаем научную революцию про кыргызов, отсутствующих на Енисее, не надо писать в ключе - "мы все доказали, а все предыдущие историки (за 20 веков) это лопухи, которые даже источники как мы читать не научились".

В Минусе есть эпитафии на тюркском языке, в которых ясно пишется "я, такой то, из народа кыргыз". Это на 100 % перекрывает все Ваши цитаты по всем источникам, тем более тех людей, которые не сами не бывали на Енисее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не совсем понял для чего Вы все это привели, уважаемый Aldar-Kose?

Это к тому, что по данным выводам ставка монгольского императора находлась гораздо западнее нынешней Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто то же их монголизировал. Значит, был существенный монголоязычный субстрат в этом регионе, иначе откуда их монголоязычию взяться.

не поняли меня видно

коггда те же дунсяны/баоани были монгголизированы?

кто то дату знает?

в каком времени, в каком месте, когда одним народам они стал осознавать себя

в эти провинции пересилили их когда?

сибо на с-з кнр на границе с рк живут же

там был субстрат что ли который из них тунгусоязычных делал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не поняли меня видно

коггда те же дунсяны/баоани были монгголизированы?

кто то дату знает?

в каком времени, в каком месте, когда одним народам они стал осознавать себя

в эти провинции пересилили их когда?

сибо на с-з кнр на границе с рк живут же

там был субстрат что ли который из них тунгусоязычных делал?

Как я думаю насчет омонголизировании дунсяны/баоани трудно сказать что то, потому что у них язык очень архаичный. То есть может быть более справедливее говорить что дунсяны/баоани омонголизировали собственно монголов. (сугубо личное сиюминутное мнение :D )

А насчет сибо, все ясно.

После завоевания ойротов (Джунгарии) маньчжурцы поселили некоторых своих представителей далеко на запад чтоб контролировал монголов.

Ирония судьбы что маньчжурцы сами испарились в котле ханьцев как все предшествующие племена из севера, и только "сибо" на западе остались как чисто маньчжурцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Рашид-ад-дина предки современных монголов - это тайчиуты, татары, кереиты, хонгираты, хори и т.д. В никаком Джурдже искать их не надо. Джурдже - это предки маньчжуров.

Чуть отвлекусь от темы.

Неправда, т.к. Рашид-ад-дин по всему тексту оговаривается, что мугулы, т.е. племена населяющие Мугулистан (а не монголы) прежде назывались тюрками.

Причем эти племена располагаются всеми арабо-персидскими авторами именно в Мугулистане в СУАР КНР (позже приблизительно здесь же возник Могулистан).

А современные отождествления "Кэм-кэмджиут" с р.Кемчик - притоком Енисея в Туве и "Баргуджин-токум" с Баргузином - притоком оз.Байкал в Бурятии, считаю необоснованными, построенными исключительно на фонетическом созвучии.

А что, казахи времен войн с джунгарами называли монголоязычных агрессоров: или калмак (кара калмак), или шуршут (джурджэ т.е. :) ), или по племени (торгаут, оймаут и др.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вам уже предметно показал, что этническая Монголия не просто граничит с Тибетом, это пересекающиеся множества. В районе Кукунора монголы жили еще с имперских времен, в этой же округе живут монголоязычные дунсяне, баоани, шара-уйгуры и т.д., что служит еще одним доказательством древности монгольского поселения в этом регионе.

Вы постоянно предлагаете мне современные границы народов. Применительно же к рассматриваемому периоду Монголия, которая по Вашей версии находилась в районе халхаского Трехречья с Тибетом тех времен граничить никак не мог, между ними было порядка 3000 км! Это первое.

Второе, что Вы, к большому сожалению ведете спор голословно, без документального подтверждения. Например, сможете ли подтвердить свои слова о том, что "В районе Кукунора монголы жили еще с имперских време" или "древности монгольского поселения в этом регионе", приведя ссылки или цитаты из исторических хроник?

Насчет распространения буддизма - опять фэйк, и вряд ли добросовестное заблуждение с вашей стороны. Далай-лама Сонам-Жамцо был возведен в свой титул в городе Хухэ-Хото в 1580-х гг. Алтан-ханом Тумэтским, и стал первым человеком, принявшим такой титул. Он задним числом распространил этот титул на линию своих учителей-перерожденцев, и поэтому стал считаться 3-им Далай-ламой.

Не знаю что движет вами и какие Вы имеете тому доказательства, но я исхожу из географии - религия могла прийти к халхам только через соседних Тибету ойратов, т.е. через южные районы СУАР КНР.

Я не знаток вопроса, но Интернет вещает, что "Тибетский буддизм пришел к монголам в 16 веке благодаря усилиям западномонгольских ханов и первых тибетских далай-лам", что "Тибетские ламы продолжали вести свою деятельность среди ойратов, хотя буддизм еще не являлся их официальной религией, это 1437 и 1446 годы", что "Буддийские монахи были при дворе ряда ойратских тайшей, в том числе и Эсена".

И что приведеный Вами тумэтский Алтан-хан "В истории буддизма с его именем связано начало второй волны распространения буддизма среди монголов".

Здесь для меня важны мнения калмыцких юзеров ибо Вы "заинтересованный" оппонент будучи родом из Бурятии.

Кстати наша версия о Монголии-Мугулстане в СУАР КНР косвенно подтверждается и тем, что сын Октая (Угедея) пригласил к себе главу школы Сакья—Кунга Гьелцена в качестве своего духовного наставника. Наверняка не из-за три-девяти земель - с высокогорного Тибета к Селенге, а гораздо ближе - с Тибета в СУАР? Известен также факт, когда в клановой борьбе за ханский трон между Хубилаем и Ариг-Бугой последнего поддержал Карма-бакши лидер школы Карма Кагью.

Короче религиозно-географически вопрос остается открытым. ^_^

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По указанным ориентирам прекрасно располагаются территории современной Монголии,

- на востоке территории Китая - Маньчжурия

- на западе уйгуры - это Восточный Туркестан

- на севере - кыргызы (каргаз)

- на юге - Тибет

Уважаемый Руст, официальная наука исторический Монгольский улус ведь помещает в Трехречье (Орхон-Тола-Керулен), а это далеко не вся современная Монголия и АРВМ, как пытается это сделать Гуре, а лишь ее северо-восточный регион.

Исходя из этого расположения ориентиры к современной Монголии не подходят (и даже с учетом всей территории Монголии):

- на востоке от Трехречья Китая нет, а есть тунгусские лесные племена и чуть южнее Джурджэ (которое нельзя путать с киданьским Ляо)

- на западе кыргызы (если их расположить на Кемчике и Кыргыз-норе) и далее Алтай, а не уйгуры

- на севере великое озеро Байкал, но оно не упоминается ни у одного из арабского, персидского, европейского, китайского или других авторов, а не кыргызы

- на юге пустыня Гоби и далее Китай, а не Тибет

И теперь про кыргызов. Приведите его цитату про их расположение на Тянь-Шане, для коллекции.

Приводили ведь, не хочется повторяться и искать их. Есть в темах про Елюя Даши, про Хунну, здесь и в других.

Ну а про Вашу с Атыгаем научную революцию про кыргызов, отсутствующих на Енисее, не надо писать в ключе - "мы все доказали, а все предыдущие историки (за 20 веков) это лопухи, которые даже источники как мы читать не научились".

В Минусе есть эпитафии на тюркском языке, в которых ясно пишется "я, такой то, из народа кыргыз". Это на 100 % перекрывает все Ваши цитаты по всем источникам, тем более тех людей, которые не сами не бывали на Енисее.

Я не утверждал, что кыргызов не было в Горном Алтае, у Кыргыз-нора, в Туве и в Минусе.

Я говорил о существовании кыргызского государства на Тянь-Шане, т.е. основной массы народа, о которых писали почти все средневековые авторы.

Что говорить, если еще Сыма Цянь ("Ши-цзи". 2 в. до н.э.) упоминает о кыргызах на Восточном Тянь-Шане, т.к. он не ходил на Енисей, а шел по Шелковому пути, как и равно Елюй Даши. :)

Про "предыдущих историков" - я думаю знатоки своего дела все прекрасно знали и понимали, как про истинное месторасположение кыргызов с уйгурами, так и про Монголию. Но было время такое, когда написание истины приравнивалось харакири. И думаю, что другие слепо переписывали и раздували их новыми дописываниями и фантазиями (как и многие участники форума :) ). Знаете, одна ошибка со временем уводит людей от истины все дальше и дальше и запутывает все донельзя.

В Минусе есть эпитафии на тюркском языке, в которых ясно пишется "я, такой то, из народа кыргыз". Это на 100 % перекрывает все Ваши цитаты по всем источникам, тем более тех людей, которые не сами не бывали на Енисее.

Хотелось бы, чтобы вы их привели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж

На сколько мне позволяет память (не хочется перечитывать эту замечательную тему.) ,одним из слабых мест вашей с Атыгаем революционной теории как раз являлось присутствие кыргызов в Минусе. Атыгай даже предлагал пол-царства за категоричную надпись , подтверждающую данный факт. А теперь опять заняли позицию пионера Фомы , героя Лимпопо-крокодильского эпоса!

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а про Вашу с Атыгаем научную революцию про кыргызов, отсутствующих на Енисее, не надо писать в ключе - "мы все доказали, а все предыдущие историки (за 20 веков) это лопухи, которые даже источники как мы читать не научились".

Стас хорошо поработал над подборкой отрывков из китайских письменных источников о древних кыргызах:

http://www.kyrgyz.ru/?page=96

Вот некоторые из них:

"Увидев, что усуньских войск много, а его посол не вернулся обратно, Чжичжи двинулся вперед, напал на усуней и нанес им поражение. Затем на севере он напал на Уцзе, и он покорился его власти. Вслед за этим (Чжичжи) послал войска на запад, разбил цзяньгуней, а на севере принудил сдаться динлинов. (Так Чжичжи) присоединил к себе три владения. Он неоднократно посылал войска для нападения на усуней и всегда одерживал над ними победу. (Земли) цзяньгуней находились на расстоянии 7 тыс. ли западнее ставки шаньюя и на расстоянии 5 тыс. ли севернее владения Чэши [Турфанский оазис - С.У.]"

"Хагас есть древнее государство Гяньгунь. Оно лежит от Хами на запад, от Харашара на север, подле Белых гор. Иные называют сие государство Гюйву и Гйегу. Жители перемешались с динлинами.

"[С. 55] Хакяньси-Хагас (кыргызы). Сяцзясы есть государство в северо-западной степи. Первоначальное название-цзйегу, другое - цзюйу, еще называют их цзянь-гунь. "Исторические записки" называют их цзяньгунь, ханская история называет гэгунь.

Находятся на северо-западе от хуйхэ"

и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж

На сколько мне позволяет память (не хочется перечитывать эту замечательную тему.) ,одним из слабых мест вашей с Атыгаем революционной теории как раз являлось присутствие кыргызов в Минусе. Атыгай даже предлагал пол-царства за категоричную надпись , подтверждающую данный факт. А теперь опять заняли позицию пионера Фомы , героя Лимпопо-крокодильского эпоса!

:)

Поражаюсь упрямости оппонентов, вроде бы читают вполне ясные отрывки из источников об уйгурах, кыргызах и мугулах (монголах) западнее Алтайского хребта, но нет, в ответ ничего дельного, одни ехидства и ухмылочки.

Так дальше дело не пойдет. Будут контраргументы, будем рассматривать и дисскутировать, а если нет, то на нет и суда нет. Буду считать в таком случае противную сторону продувшей в споре. B)

Новые ехидства и сарказм прошу не подкидывать, их итак полно. :angry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж

Если бы мне было не лень , я бы , надергав отрывков из различных подходящих источников , рассказал бы всему миру новую историю о Ромео и Джульете! Причем , обосновал бы , например , что вся трагедия случилась не в Вероне , а на консервном заводе , где молодые специалисты отравились некачественной тушонкой! :) Все дело в целесообразности! Фолькхистори , понимаешь! Народное творчество! С другой стороны , все кому не лень пачкают холсты краской , некоторые ездят на самодельных великах или собирают на кухне вечный двигатель. Каждый вправе выбирать себе таракана по вкусу! А вот нам нравится реализовывать себя на историческом поприще! Но , уверяю вас! Наш вклад в историю будет такой же как и любого дилетанта! То есть никакой! :(

Исходя из вышесказанного , я все больше склонен доверять мнению профессионалов. Они за сотни лет обгрызли все камни преткновения и очень осторожны в своих заявлениях , ибо перетерли все на сто рядов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не собираюсь уговаривать каждого, верьте хоть в царя Гороха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно! Надо тратить время на тех , кто хочет услышать то же самое! :) Кто хочет потрафить своему национальному самолюбию. На мой взгляд , достаточно наивно и самонадеянно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему, Вы, кроме ехидства ни на что не способны, если честно, я ни разу не читал Ваших ссылок на исторические документы (далеко и ходить не надо, даже в этой теме). :(

Вы один из тех миллионов, кто свято верил во внушенные им с детства постулаты и которые так и ушли из жизни с верой в них. Примеров в жизни предостаточно: святая вера советских людей в Сталина, в победу коммунизма и прочую ерунду. Попробуй было им ТОГДА объяснить ошибочность их взглядов (как и Вам СЕЙЧАС). Точно также и Вы сейчас в моих глазах наивный подражатель общепринятых стереотипов, даже не пытающийся их пересмотреть, усомниться в них, хотя бы с подачи извне, т.е. упрямый собеседник, ни разу даже не задумавшийся в непоколебимости многих догм. Для меня с такими спорить просто бессмысленно.

Валера, не мне Вас учить, что прогресс жизни испокон веков давали именно усомнившиеся в догмах!

Большой привет Красноярску! :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж

Вы ошибаетесь! Я , наоборот , очень недоверчив! :) Особенно к самопровозглашенным историкам! А чтение первоисточников , это всего лишь расширение личного кругозора. И я прочитал их , возможно , не меньше вашего.Так , что , мы с вами играем в одной песочнице! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Курбангали Халид "Тауарих хамса" (Пять историй):

"...Ордой Чингизхана был Каракорум, который называли также Великим юртом ("улу журт"). По имеющимся известиям ханская ставка (столица) Чингизхана Каракорум находилась на месте Горячего озера (Ыстық көл, Иссык-куль), позже его залила вода"

Теперь обратимся к сохранившимся ныне гидронимам с аналогичным названием:

1. озеро Иссык-куль (в северо-восточной части Кыргызстана между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кунгей Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо)

2. озеро Иссык-куль (в Иссыкском ущелье Заилийского Алатау, примерно в 70 км. восточнее Алматы, Казахстан)

3. река Иссык (приток Или, Алматинская область Казахстана, где раскопаны сакские царские курганы и "золотой человек")

Получается, что опять Каракорум не в Халхе. :blink:

В книге "Гияс аль-Лугат" говорится, что Каракорум тюркское название города в области Туркестан, однако сейчас такое название не сохранилось.

В "Шаджара-и тюрк" сказано, что город на Иссык-куле был построен сыном Яфеса, т.е. Тюрком.

В нем же говорится, что сын Тюрк хана Карахан имел летние пастбища в горах Кертаг (АКБ: Кертаг - это современные горы Кишитау, а Ертаг - Улутау северо-западнее Балхаша), а зимние в Каракоруме и по Сырдарье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У него же:

"... Страна монголов простиралась от гор Алатау, Алтая, Иртыша до озера Лоб, реки и гор Карамуран, вплоть до гор Тибета. А центром был Иссык-куль"

-----------------------------------

Озеро Лоб - Лобнор высохшее солёное озеро на западе Китая в юго-восточной части Кашгарской (Таримской) равнины на территории СУАР КНР;

Река и горы Карамуран - перевал в хребте Аркатаг (Пржевальского) в СУАР КНР, на тракте, соединяющем Черченский оазис на Кашгарской равнине с внутренними районами Тибета

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эти же пределы страны монголов дает и Махмуд ибн Вали (Море тайн...) описывая страну Туркестан и его границы: "Согласно автору "Гараиб", он в длину простирается от берега реки Сейхун до берегов реки Карамуран. И эту землю в настоящее время называют Моголистаном"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемый Руст, официальная наука исторический Монгольский улус ведь помещает в Трехречье (Орхон-Тола-Керулен), а это далеко не вся современная Монголия и АРВМ, как пытается это сделать Гуре, а лишь ее северо-восточный регион.

Исходя из этого расположения ориентиры к современной Монголии не подходят (и даже с учетом всей территории Монголии):

- на востоке от Трехречья Китая нет, а есть тунгусские лесные племена и чуть южнее Джурджэ (которое нельзя путать с киданьским Ляо)

- на западе кыргызы (если их расположить на Кемчике и Кыргыз-норе) и далее Алтай, а не уйгуры

- на севере великое озеро Байкал, но оно не упоминается ни у одного из арабского, персидского, европейского, китайского или других авторов, а не кыргызы

- на юге пустыня Гоби и далее Китай, а не Тибет

Приводили ведь, не хочется повторяться и искать их. Есть в темах про Елюя Даши, про Хунну, здесь и в других.

Я не утверждал, что кыргызов не было в Горном Алтае, у Кыргыз-нора, в Туве и в Минусе.

Я говорил о существовании кыргызского государства на Тянь-Шане, т.е. основной массы народа, о которых писали почти все средневековые авторы.

Что говорить, если еще Сыма Цянь ("Ши-цзи". 2 в. до н.э.) упоминает о кыргызах на Восточном Тянь-Шане, т.к. он не ходил на Енисей, а шел по Шелковому пути, как и равно Елюй Даши. :)

Про "предыдущих историков" - я думаю знатоки своего дела все прекрасно знали и понимали, как про истинное месторасположение кыргызов с уйгурами, так и про Монголию. Но было время такое, когда написание истины приравнивалось харакири. И думаю, что другие слепо переписывали и раздували их новыми дописываниями и фантазиями (как и многие участники форума :) ). Знаете, одна ошибка со временем уводит людей от истины все дальше и дальше и запутывает все донельзя.

Хотелось бы, чтобы вы их привели.

По трехречью. Если европейцы писали о Московии, значит мы должны рассматривать только окрестности города Москва? Предки Чингисхана воевали с китайцами на юге, значит Китай доходил по Вашему до трехречья?

По кыргызам.

АКБ - я еще раз прошу Вас уточнять временные рамки, ведь кыргызы 9 века это не совсем кыргызы века 3 до н.э. и т.д. Может приведете данные Сыма Цаня точно указывающие на Восточный Тянь-Шань?

Искать Ваши ссылки на источники, которые указывают на нахождение кыргызов на Тянь-Шане, не очень просто. Поэтому попрошу Вас еще раз привести эти конкретные данные по пунктам.

А мы их подробно обсудим, тем более, что Вы пишете что о кыргызах Тянь-Шаня писали почти все средневековые авторы.

По енисейским руническим надписям я ошибся, сорри, просто ен. кыргызы не писали в текстах термин "кыргыз" так как это было ясно всем. Но есть данные тюркских надписей:

Был Барс-бег; мы в то время (или: при тех обстоятельствах) даровали

(ему) титул кагана и дали (ему в супружество) мою младшую

сестру - княжну. (Но) сам он провинился, (а потому) каган умер

(т.е. он сам был убит), а народ его стал рабынями и рабами.

Говоря: "пусть не останется без хозяина страна Кёгменская, - мы

завели порядок в немногочисленном (т.е. пришедшем тогда в упадок)

народе киргизов. Мы пришли, сразились и снова

(21)

Дали (страну для управления киргизу?). Вперед (т.е. на восток)

за Кадырканской чернью мы поселили таким образом народ и завели

в нем порядок; назад (т.е. на запад) вплоть до Кенгу Тармана

мы поселили таким образом тюркский народ и завели в нем порядок.

В то время (наши) рабы стали рабовладельцами, а (наши) рабыни

рабовладелицами; младшие братья не знали своих старших,

а сыновья не знали своих отцов.(по дальности кочевий)

Кегменская чернь - это Саяны.

Когда Кюль-Тегину было (двадцать шесть?)

(35)

лет, мы предприняли поход на киргизов. Проложив дорогу через снег глубиною с копье и поднявшись на Кёгмэнскую чернь, мы разбили киргизский народ, когда он спал; с их каганом мы сразились в черни Сунга. Кюль-Тегин сел на белого жеребца из Байырку,

(36)

Бросился в атаку, одного мужа (т.е. воина) он поразил стрелою, двух мужей заколо (копьем) одного после другого. При этой атаке он погубил белого жеребца из Байырку, сломал ему бедро. Киргизского кагана мы убили и племенной союз его взяли. В том (же) году мы пошли против тюргешей, поднявшись в Алтунскую чернь и

(37)

переправясь через реку Иртыш.

Вообще - чернь - это горы, сплошь покрытые деревьями - тайга. Это были отрывки из надписи в честь Бильге-кагана.

Теперь эпитафия Тоньюкука:

Тогда я задумал...

(23)

будем воевать (против киргизов?)... сказал я. Когда я услышал, что дорога на Кёгмэн (только) одна и она завалена (снегом), я сказал: не годится, если итти этим путем... Я искал знатока той местности и нашел человека из степных азов.

(24)

- "Моя родная земля - Аз ее зна... (Там) есть одна остановка, если отправиться по (реке) Аны, то до ночлега там (останется) ход одной лошади" - сказал (он). Я сказал: если ехать той дорогой, то (это) возможно. Я задумался, и моего кагана

(25)

я просил. Я приказал двинуться войску; я сказал: садись ан коней! Переправясь через реку Ак-Тэрмель, я приказал остановиться (тыловым) лагерем. Приказав сесть на лошадей, я пробил дорогу сквозь снег, я взошел (с другими) вверх (горы), ведя лошадь на поводу, пешком, удерживаясь деревянными шестами (на лыжах?). Передние люди

(26)

протоптали (снег), и мы перевалили через вершину с растениями. С большим трудом мы спустились, и в десять ночей мы прошли до склона (горы), обойдя (горный, снежный) завал. Местный путеводитель, сбившись с пути, был заколот. Когда испытывались лишения, каган говорил: "Попытайся быстро отправиться!

(27)

Да отправимся мы по реке Аны!" Мы шли вниз по течению этой реки. Чтобы пересчитать (свое войско), мы приказали остановиться, а лошадей мы привязали к деревьям. И ночью, и днем мы быстро скакали. На киргизов мы напали во время (их) сна.

(28)

... проложили (путь) копьями. Хан их и войско их собирались. Мы сразились и победили. Хана их мы умертвили. Киргизский народ вошел в подчинение кагану и повиновался (ему). Мы вернулись, мы пришли обратно, обойдя Кёгмэнскую чернь.

Река Ана сохранила свое название до нынешних времен, только сейчас она называется как "Она". Течет в Хакасии. Я был на ней в районе Абазы.

Теперь про Кем.

Е-12 (Алдыы-Бель)Надпись на массивной четырехугольной стеле. Происходит из правобережной части Улуг-Хема, в 7 км ниже по течению (западнее) от пос. Эйлиг-Хем, в 100 с небольшим метрах от берега нынешнего водохранилища, на высокой отлогой предгорной террасе, образующей здесь урочище Алдыы-Бель, в 3 км восточнее правого притока Енисея - реки Кюйлюг-Хем, почему в первых изданиях географического местоположения памятника было обозначено как "Улуг-Кем-Кули-Кем".

Хранится в Тувинском музее.

(1) [Я-] Чочи Бёри-сангун

(2) ...

(3) Реки - озера и земля, госпожа-река Кем...

Рядом с Эйлиг-Хемом современным надпись про Кем средневековый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У него же:

"... Страна монголов простиралась от гор Алатау, Алтая, Иртыша до озера Лоб, реки и гор Карамуран, вплоть до гор Тибета. А центром был Иссык-куль"

озеро Лоб - Лобнор - высохшее солёное озеро на западе Китая в юго-восточной части Кашгарской (Таримской) равнины на территории СУАР КНР;

река и горы Карамуран - перевал в хребте Аркатаг (Пржевальского) в СУАР КНР, на тракте, соединяющем Черченский оазис на Кашгарской равнине с внутренними районами Тибета

Ордосский историк Санан Сэцэн ("Эрдэнийн Тобчи», 17 век) описывает военный поход ордосского Алтан-хана в 1552 году на «четырех ойратов» (дорбен ойрат), которые согласно ему занимали Каракорум (он трижды упоминает город Каракорум в своей хронике – один раз под сильно искаженным именем "Хорум хан балгас" (ханское городище Корум) и дважды под китайским названием Хэнин. Что свидетельствует о слабом знании ордосцев и халхасцев о Каракоруме на далеком западе.

Современные историки, будучи повязаны по рукам (точнее - по мыслям :) ) официальным догамтом об обязательном месторасположении исторического Каракорума в центральной части Халхи, на Орхоне (по их мнению - а где же еще?))))) вынуждены были как-то выкручиваться, предлагая абсурдные объяснения, например, «можно заключить, что еще в половине 16 века ойраты занимали земли до р.Орхона и, вероятно, едва начинали подвигаться на запад за китайский или монгольский Алтай».

И такие объяснения даются несмотря на массу очевидных документальных известий, фиксирующих ойратов еще в 15 веке в Джунгарии (СУАР КНР, т.е. западнее Алтая).

Согласно тому же Санан Сэцэну в 1562 году ходивший на четырех ойратов племянник Алтан-хана Хутуктай Сэцэн хунтайджи встретил и побил их на Иртыше, а другие походы халхасцев в те же годы застали ойратов при устье реки Эмель (кстати в другой монгольских хронике «Алтан Тобчи», описывающей эти походы, ничего не говорится о том, когда, где и как Алтан-хан сразился с ойратами)

Из чего следует, что исторический Каракорум в 16 веке находился в юрисдикции ойратов и располгался в СУАР КНР!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Н.А.Аристов (Заметки об этническом составе тюркских ...):

"Между тем теснимые восточными монголами калмыки, не встречая отпора, который давали им на западе джагатаиды, начали во второй половине XVI века двигаться в земли тюркских племен. Восточные роды казаков, не получая поддержки со стороны западных родов и от ханов, занятых ближайшими делами на юге, не могли оказать успешного сопротивления, и медленное сначала движение калмыков ускорилось. Так, в 1552 г., во время похода монгольского Алтан-кагана на Цзапхыне (361), стало быть, находились почти в тех самых землях, какие принадлежали западным монголам в конце XIII и в XIV вв. В 1562 г. племянник того же монгольского вождя в набеге на торгоутов, двигавшихся, правда, всегда впереди прочих ойратских племен, нашел их уже на Черном Иртыше (362). Около 1587 г. на Черном Иртыше обитали уже хойты; далее на запад за ними находились цзунгары, еще далее хошоты, а затем должны были быть, еще далее, торгоуты363. Стало быть, последние уже приближались к Ишиму, где нашли их русские завоеватели Сибири в начале XVII в."

-------------------------------

361 - Санан Сэцэн в переводе Шмидта - Geschichte der Ost-Mongolen etc.,St.- Petersburg, 1829, s. 209.

362 - Санан Сэцэн, s. 211.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По трехречью. Если европейцы писали о Московии, значит мы должны рассматривать только окрестности города Москва? Предки Чингисхана воевали с китайцами на юге, значит Китай доходил по Вашему до трехречья?

Вы меня не поняли. Аллами давал ориентиры стране монголов, которая территориально не совпадает с территорией современной Монголии и АРВМ КНР.

И даже если допустить такое искусственное расширение границ, то все равно описанные ориентиры к ней не подходят, т.к.:

- на востоке от современной Монголии Китая или даже киданей (Ляо) тогда не было, а было Джурджэ

- на западе она бы не граничила с уйгурами, а граничила бы с кыргызами (если их размещать на Кемчике и Кыргыз-норе)

- на севере она бы не граничила с кыргызами, а как ориентир было бы упомянуто великое озеро Байкал, но оно не упоминается ни у одного из арабских, персидскихо, европейских, китайских или других авторов

- на юге она бы не граничила бы с Тибетом

Я в этом смысле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...