Перейти к содержанию
Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Рекомендуемые сообщения

Казахская танцевальная культура

С музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.

По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:

Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках);

Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);

Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);

Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.

Наиболее характерными особенностями казахского танца, исполняемого под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. Не прибегая даже к историческим аргументам, в качестве доказательства против бытующего в среде некоторых специалистов мнения, что казахский народ в прошлом не имел своего танцевального искусства, можно указать прежде всего на наличие в казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би-кюйев» — танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества». Искусством танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например, знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев и другие. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.

 

Автору этих строк посчастливилось видеть выступление одного из старейших народных танцовщиков в 1966 году. В числе других на свадьбу сына одного из моих давних знакомых в Алма-Ате был приглашен и я. В разгар свадебного торжества, войдя в зал, в котором веселилась молодежь, обратил внимание на старика, наблюдавшего, прислонившись к стене, за «движениями-танцами» парней и девушек, исполнявших, кто как мог, рок-н-ролл и твист. В какое-то мгновенье, недовольный весьма непристойными, по его мнению, движениями танцующих, старик вышел в центр площадки и сам стал плясать, представляя публике какой-то незнакомый танец. Своими движениями и мимикой он изображал устремленный полет и охоту беркута — древнего символа мужества и благородства, его гордо посаженную голову, грозный взгляд, стальные когти, размах крыльев. Это был известный в павлодарском Прииртышье народный акын Жунисбек Жолдинов. Так я познакомился с этим удивительным человеком, талантливейшим представителем народных танцовщиков. В тот вечер он нам показал рисунки и основные движения таких старинных танцев, как «Айкосак», «Жезтырнак», «Клышпан-би», «Бала-буркут», «Казахско-калмыцкий танец», «Кусбеги», «Алка-котан» и др.

Более того, в отличие от некоторых других мусульманских народов, казахи имели в прошлом парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, например, «Келиншек», «Коян-буркут», плясовую песню «Кто знает, о чем вы» и др., хотя специальных школ по танцам в степях, разумеется, не было. Как свидетельствуют письменные источники, отдельные роды, племена имели своих мастеров-танцовщиков (кулар) на положении придворных шутов, забавников — комиков, трюкачей типа узбекских «маскорапазов». Мне довелось услышать однажды в Шимкенте, на вечере-диспуте из уст самого Мухтара Ауэзова об искусстве исполнителей народного танца «Ортеке», бытовавшего, по всей вероятности, у казахов и их предков с незапамятных времен и исполнявшегося странствующими танцовщиками — ортекешилер, изображавшими диких козлов, попавших нечаянно в овраг. Сюжетная линия этого танца прослеживается и на некоторых наскальных рисунках, в легендах и преданиях, дошедших до наших дней.

Узбекали Джанибеков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У кавказцев лезгинка общая, движения примерно у всех похожие. Или у балканских народов также танцы групповые имеют сходные черты. Почему же у степняков не могут быть общих танцев. Культура схожая, постоянные перемещения по степи. Мы наверное какие-то диковатые (я не хочу сказать туповатые), думаем что кто-то один должен придумать и дать всем остальным. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У кавказцев лезгинка общая, движения примерно у всех похожие. Или у балканских народов также танцы групповые имеют сходные черты. Почему же у степняков не могут быть общих танцев. Культура схожая, постоянные перемещения по степи. Мы наверное какие-то диковатые (я не хочу сказать туповатые), думаем что кто-то один должен придумать и дать всем остальным. 

Кара-Жорго постепенно становится общим..Даже мои дети любят танцевать этот танец..Я придерживаюсь мнения,что этот танец кыргызко-казахский,но истоки танца - торгоутский.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У кавказцев лезгинка общая, движения примерно у всех похожие. Или у балканских народов также танцы групповые имеют сходные черты. Почему же у степняков не могут быть общих танцев. Культура схожая, постоянные перемещения по степи. Мы наверное какие-то диковатые (я не хочу сказать туповатые), думаем что кто-то один должен придумать и дать всем остальным. 

Кара-Жорго постепенно становится общим..Даже мои дети любят танцевать этот танец..Я придерживаюсь мнения,что этот танец кыргызко-казахский,но истоки танца - торгоутский.. :)

 

Если искать происхождение танцев с движением Кара-Жорга, то нужно изучить тех наших братьев, у кого танцевальная культура больше всех развита. Уйгуры, сарты. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У степняков ноги были менее развиты, чем у оседлых. Те бегали по полям, а степняки с лошадей не слазили. Поэтому и ногами быстро дергать были не мастаки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У степняков ноги были менее развиты, чем у оседлых. Те бегали по полям, а степняки с лошадей не слазили. Поэтому и ногами быстро дергать были не мастаки. 

 

Совершенно с вами согласен. Лично я противник того, когда пытаются традиции современности навязать на народы прошлого. Или привязать развитую традицию мужского танца, к примеру, монголоязычных народов, к степным номадам-всадникам прошлого.

 

Хотя достаточно покопаться в источниках и понять, что из степняка плясун не получится и об этом всегда особо подчеркивалось очевидцами!

 

Несколько примеров: 

 

Плано Карпини о татарах Чингизхана: "Никто из них пешком не ходит... ходят они неровным шагом, и то - недолго". 

 

Сведения того же характера о казахах:

 

И.Г. Андреев "Описание Средней орды Киргиз-Кайсаков" (18 век): "Мужчины в роде киргиз-кайсаков по большей части телом плотны, тучны, разных ростов; сильные, когда сидят на лошади, и так крепки, что трудно с оной спихнуть. Пешком не проворны, ибо они по большей части употребляются в верховой езде, отчего у каждого и ноги кривы."

 

Я.П. Гавердовский "Ообозрение Киргиз-Кайсакской Степи". Ч.1 (18 век): "Кто бы из числа наших просвещенных обществ согласился теперь признать за приятнейшее занятие, вкушаемые среди пиршества, верховую скачку, борьбу и стреляние в цель из лука, но киргизцы предаются сим забавам с восхищением и не могут понять, какое можем мы находить удовольствие в танцахи играх в карты. Рост имеют они довольно высокий: в молодости бывают статны, но под старость становятся отменно толсты. Ноги от всегдашней верховой езды и от сидения поджав их под себя у всех  бывают кривы и слабы."

 

ИКВРИ, т.4. стр.135: "[Киргиз-кайсаки] плечистые, пешие ходят с трудностью."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У степняков ноги были менее развиты, чем у оседлых. Те бегали по полям, а степняки с лошадей не слазили. Поэтому и ногами быстро дергать были не мастаки. 

 

Совершенно с вами согласен. Лично я противник того, когда пытаются традиции современности навязать на народы прошлого. Или привязать развитую традицию мужского танца, к примеру, монголоязычных народов, к степным номадам-всадникам прошлого.

 

Хотя достаточно покопаться в источниках и понять, что из степняка плясун не получится и об этом всегда особо подчеркивалось очевидцами!

 

Несколько примеров: 

 

Плано Карпини о татарах Чингизхана: "Никто из них пешком не ходит... ходят они неровным шагом, и то - недолго". 

 

Сведения того же характера о казахах:

 

И.Г. Андреев "Описание Средней орды Киргиз-Кайсаков" (18 век): "Мужчины в роде киргиз-кайсаков по большей части телом плотны, тучны, разных ростов; сильные, когда сидят на лошади, и так крепки, что трудно с оной спихнуть. Пешком не проворны, ибо они по большей части употребляются в верховой езде, отчего у каждого и ноги кривы."

 

Я.П. Гавердовский "Ообозрение Киргиз-Кайсакской Степи". Ч.1 (18 век): "Кто бы из числа наших просвещенных обществ согласился теперь признать за приятнейшее занятие, вкушаемые среди пиршества, верховую скачку, борьбу и стреляние в цель из лука, но киргизцы предаются сим забавам с восхищением и не могут понять, какое можем мы находить удовольствие в танцахи играх в карты. Рост имеют они довольно высокий: в молодости бывают статны, но под старость становятся отменно толсты. Ноги от всегдашней верховой езды и от сидения поджав их под себя у всех  бывают кривы и слабы."

 

ИКВРИ, т.4. стр.135: "[Киргиз-кайсаки] плечистые, пешие ходят с трудностью."

 

Поэтому если и плясали, то не двигая ногами. Ноги были слабыми, но поясница была мощная благодаря езде на лошади. Цветы срывали с земли на коне. Поэтому и могли делать выкрутасы, сгибаясь напополам. Кара жорга это чисто степной танец кочевников вне зависимости от того казах это или монгол. Танец может пришел с оседлых мест, но в степи он преобразовался под кочевников. Это танец можно танцевать даже на коне, сидя поджав ноги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому если и плясали, то не двигая ногами. Ноги были слабыми, но поясница была мощная благодаря езде на лошади. Цветы срывали с земли на коне. Поэтому и могли делать выкрутасы, сгибаясь напополам. Кара жорга это чисто степной танец кочевников вне зависимости от того казах это или монгол. Танец может пришел с оседлых мест, но в степи он преобразовался под кочевников. Это танец можно танцевать даже на коне, сидя поджав ноги.

:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видео понравилось, дед просто супер.

Музыка на "Кара жорга" у казахов и кыргызов одинакова, у нас другая музыка, у башкир своя музыка. Интересно, почему название одно, а музыка разная?

Уважаемый Kamal,можно вас попросить удалить это видео,где большая запись не имеет отношение к Кара-Жорго?

Тут уже по этому видео была свара..Можно к примеру вот это видео залить www.youtube.com/watch?v=r0DE_CUoe5c вместо этого..Буду очень благодарен.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

потому что музыку и сллова к песне сочинили казахи , а у киргизов плагиат.Дед просто супер .

Очередной фольк на форуме появился..Кажется вы новое реинкарнация Азима..Который любил кичиться..

Сможете доказать,что муз.и сл.сочинили казахи - или будете дальше голословить? :D:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

потому что музыку и сллова к песне сочинили казахи , а у киргизов плагиат.Дед просто супер .

Очередной фольк на форуме появился..Кажется вы новое реинкарнация Азима..Который любил кичиться..

Сможете доказать,что муз.и сл.сочинили казахи - или будете дальше голословить? :D:lol:

 

 

У нас казахи так говорят..

 

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Видео понравилось, дед просто супер.

Музыка на "Кара жорга" у казахов и кыргызов одинакова, у нас другая музыка, у башкир своя музыка. Интересно, почему название одно, а музыка разная?

Уважаемый Kamal,можно вас попросить удалить это видео,где большая запись не имеет отношение к Кара-Жорго?

Тут уже по этому видео была свара..Можно к примеру вот это видео залить www.youtube.com/watch?v=r0DE_CUoe5c вместо этого..Буду очень благодарен.. :)

 

 

Жаль, а мне понравилось энергичность и жизнерадостность деда. Я не знаю какая у вас была "свара", тем не менее Вашу просьбу выполняю.

На счет своего вопроса есть личное мнение, что образ "Кара жорга" был знаком более широкому кругу кочевников, а музыка и танцы уже отдельное приложение. Современные казахская и кыргызская версии танцев и музыки ассоциируются торжественностью, видимо исполнялись на праздниках, а в нашей версии Кара жорга - образ боевого коня, танца нет, только музыка, исполняется на дутаре, а также оркестром. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жаль, а мне понравилось энергичность и жизнерадостность деда. Я не знаю какая у вас была "свара", тем не менее Вашу просьбу выполняю.

На счет своего вопроса есть личное мнение, что образ "Кара жорга" был знаком более широкому кругу кочевников, а музыка и танцы уже отдельное приложение. Современные казахская и кыргызская версии танцев и музыки ассоциируются торжественностью, видимо исполнялись на праздниках, а в нашей версии Кара жорга - образ боевого коня, танца нет, только музыка, исполняется на дутаре, а также оркестром.

Уважаемый Kamal,Спасибо Большое Вам за Вашу отзывчивость!

На мой взгляд,если казахи Казахстана начали этот танец танцевать в конце 80-х гг. прошлого столетия,то кыргызы танцевали этот танец еще в 1924 г. и скорее всего переняли этот танец у сарт-калмаков которые перекочевали в Кыргызстан в конце 60-х позапрошлого столетия..Муз. и сл. возможно современное творение..

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Жаль, а мне понравилось энергичность и жизнерадостность деда. Я не знаю какая у вас была "свара", тем не менее Вашу просьбу выполняю.

На счет своего вопроса есть личное мнение, что образ "Кара жорга" был знаком более широкому кругу кочевников, а музыка и танцы уже отдельное приложение. Современные казахская и кыргызская версии танцев и музыки ассоциируются торжественностью, видимо исполнялись на праздниках, а в нашей версии Кара жорга - образ боевого коня, танца нет, только музыка, исполняется на дутаре, а также оркестром.

Уважаемый Kamal,Спасибо Большое Вам за Вашу отзывчивость!

На мой взгляд,если казахи Казахстана начали этот танец танцевать в конце 80-х гг. прошлого столетия,то кыргызы танцевали этот танец еще в 1924 г. и скорее всего переняли этот танец у сарт-калмаков которые перекочевали в Кыргызстан в конце 60-х позапрошлого столетия..Муз. и сл. возможно современное творение..

 

 

Всегда пожалуйста, ув. Tynych! Несмотря на некоторые горячие споры, должно присутствовать некое взаимоуважение между форумчанами и думаю, что ув. Jigibu удалит свое сбщ на мой пост, тем более видео для темы большой ценности не представляет, просто увидел, понравилось и залил. Как-то виноватым себя чувствую, не люблю создавать неудобства для других, хотя отличное видео. Полжизни бы отдал видеть своих пожилых родителей такими жизнерадостными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всегда пожалуйста, ув. Tynych! Несмотря на некоторые горячие споры, должно присутствовать некое взаимоуважение между форумчанами и думаю, что ув. Jigibu удалит свое сбщ на мой пост, тем более видео для темы большой ценности не представляет, просто увидел, понравилось и залил. Как-то виноватым себя чувствую, не люблю создавать неудобства для других, хотя отличное видео. Полжизни бы отдал видеть своих пожилых родителей такими жизнерадостными.

Уважаемый Kamal!

Сомневаюсь,что Jigibu и он же (если не ошибаюсь) Shahano-Кусаино-Апостоло-Нуртасо-Марато-Азим уберет это видео..В свое время Азим залив это видео потешался над кыргызами (намекая на Калинку и инд.Джимми)..Без вмешательства модераторов (как в прошлый раз) никак..Мне тоже нравится видео,- отличная,позитивная..Но такие видео для таких как Азим и др. повод потроллить нас.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

киргизам нравилось танцевать на ярмарках какие то танцы? , как заметил Bas1 танец c непристойными телодвижениями который ничего не имеет общего с каражорга . Соглашусь что этот танец совсем не похож на каражорга   . Интересно , чем вызвана такая форма танца на ярмарках   . Это типо танец  для зрителей , подобно узбекским канатаходцам танцорам и пр. и там и там зрители.

это танцор киргиз  артист  вероятно.

Это для людей с нетрадиционной ориентацией кажется,что танец с непристойными телодвижениями..А для обычных людей - это прежде всего культура не имеющая ничего общего с непристойностями..И вы правы : танец не похож на казахский каражорга(появившийся в 80-х гг.) заимствованный у торгаутов,потому-что это кыргызский Кара-Жорго..

На узбекских канатоходцев не смахивает..Скорее казахи носившие пестрые чалмы наподобие сартов - больше смахивают на узбеков,чем этот кочевой танец..

Ваше "артист вероятно" так и останется с приставкой "вероятно"..Можете гадать сколько угодно,но все равно это у вас будет на уровне голословности..

 

Каражорга для непосвященного глаза выглядел неприлично. В заметках о танцах казахов Запада также описывается подобный танец. Но почему говорят о том, что заимствован у торгаутов? Где-то это было написано или это голословие? Только не нужно приводить слова г-жи Мендыкуловой. Я уже сто рас написал о том, что когда она давала интервью, то не было этнографических данных об этом танце. Теперь они есть. Мне постоянно об этом писать? Не будем делать из форума дурдом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каражорга для непосвященного глаза выглядел неприлично. В заметках о танцах казахов Запада также описывается подобный танец. Но почему говорят о том, что заимствован у торгаутов? Где-то это было написано или это голословие? Только не нужно приводить слова г-жи Мендыкуловой. Я уже сто рас написал о том, что когда она давала интервью, то не было этнографических данных об этом танце. Теперь они есть. Мне постоянно об этом писать? Не будем делать из форума дурдом. 

 

 

 

Предки наши кочевники, это не столько стиль жизни наших предков - кочевали по разным обстоятельствам (война, голод, природные катаклизмы), поэтому никто уже не может точно сказать - откуда танец?! Может быть возник на территории нынешнего Казахстана или Кыргызстана (к примеру), а потом переселения... А вообще, к началу 20 века у предков не было паспортов с указанием национальности (это относится и к тем, что за пределами бывшего СССР), а шежире/санжыра народов во многом идентичны. Поэтому надо бы искать истину сообща, без ругачек и обзываний. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Каражорга для непосвященного глаза выглядел неприлично. В заметках о танцах казахов Запада также описывается подобный танец. Но почему говорят о том, что заимствован у торгаутов? Где-то это было написано или это голословие? Только не нужно приводить слова г-жи Мендыкуловой. Я уже сто рас написал о том, что когда она давала интервью, то не было этнографических данных об этом танце. Теперь они есть. Мне постоянно об этом писать? Не будем делать из форума дурдом. 

 

 

 

Предки наши кочевники, это не столько стиль жизни наших предков - кочевали по разным обстоятельствам (война, голод, природные катаклизмы), поэтому никто уже не может точно сказать - откуда танец?! Может быть возник на территории нынешнего Казахстана или Кыргызстана (к примеру), а потом переселения... А вообще, к началу 20 века у предков не было паспортов с указанием национальности (это относится и к тем, что за пределами бывшего СССР), а шежире/санжыра народов во многом идентичны. Поэтому надо бы искать истину сообща, без ругачек и обзываний. 

 

Я тоже не понимаю тех, кто пытается локализовать то или иное культурное наследие. Юрта, лошадь, узда, узор, скот, домашние животные, танцы - это было все общим в огромной степи. Торгауты законодатели мод в танцах? Или кыргызы законодатели мод в одежде? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже не понимаю тех, кто пытается локализовать то или иное культурное наследие. Юрта, лошадь, узда, узор, скот, домашние животные, танцы - это было все общим в огромной степи. Торгауты законодатели мод в танцах? Или кыргызы законодатели мод в одежде

Уважаемый Bas1,на чем базируются ваши претензии или недовольства?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1)Каражорга для непосвященного глаза выглядел неприлично. В заметках о танцах казахов Запада также описывается подобный танец.

2)Но почему говорят о том, что заимствован у торгаутов? Где-то это было написано или это голословие? Только не нужно приводить слова г-жи Мендыкуловой. Я уже сто рас написал о том, что когда она давала интервью, то не было этнографических данных об этом танце. Теперь они есть. Мне постоянно об этом писать? Не будем делать из форума дурдом. 

1)Опять таки,смотря с какого ракурса посмотреть..Если сильно захотеть,можно и в улыбке - злорадство рассмотреть..

2)Потому-что,если не ошибаюсь,именно с торгаутами тесно контактировали синьцзянские кыргызы и казахи..Прочтите тему от начала и тогда вы поймете..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...