Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

непонятно почему один из двух веток казахских коныратов называется коктынулы-сын неба

 

Я предполагаю прямую связь Көктің ұлы среди Қоңыратов с Көк тюрками или возможно с китайскими императорскими династиями тюркского происхождения (табгач и прочие), именовавшими себя "сынами Неба".

 

Haji-Murat, прекрасно ориентирующийся в вопросах языкознания, предполагал другую интересную версию, что название Көк тюрков связано с символикой сторон света, а именно, с востоком и следует трактовать как  "Восточные тюрки". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Окиреш - один из предков казахских найманов не имеют отношения к ихересам.

 

 

Окиреш означает - маленького бычка. Действительно у средневековых найманов имена Бука (т.е. бык) нередки.

Огыз тоже означает - быка. Я склоняюсь к версии о сегиз-огузах как о предке найманов.

 

Имхо, какие то выводы можно делать лишь по ДНК тестам тех и других. А на чем основано ваше утверждение? 

Өкіреш не бычок. Өкіреш - букв. ревун, ревущий [бык, вол, корова].

Өкір и өгіз одно слово обозначающее быка в разных тюркских наречиях (в монгольских тюркизм - үхэр). Раньше я приводил цитаты из трудов академика Маргулана А.Х. о почитании средневекоыми найманами быка.

 

Заметил, что родоплеменной состав найманов хранит в себе массу интересных аналогий и думаю неспроста и не просто созвучия, после них богаты на такое таракты (слева даю нынешние названия, справа аналоги из истории, ключевые слова выделены):

 

Семіз найман – Сегіз найман

Теріс таңбалы найман или Кетбұға найман – Домбаул

Кетбұға найман или Теріс таңбалы найман – Китбуга

Өкіреш найманов – Икирес

Ергенекті найман или Сарыжомарт найман – Эргене

Тума найман – Тумат/Тумет

Төлегетай найман – Төле + Қытай

Байжігіт найман – Бачжиги

1. узбекистанские казахи-найманы утверждают что, өкірач - это маленький бык (кіші бұқа).

По шежире сын Окиреша - Сугирше, т.е. сыгыршы - сиыршы.

 

2. семиз-сегиз, танба-домбаул, окиреш-икирес, ергенекти-эргене, тума-тумат - лишь созвучия не более

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

непонятно почему один из двух веток казахских коныратов называется коктынулы-сын неба

 

Я предполагаю прямую связь Көктің ұлы среди Қоңыратов с Көк тюрками или возможно с китайскими императорскими династиями тюркского происхождения (табгач и прочие), именовавшими себя "сынами Неба".

 

Haji-Murat, прекрасно ориентирующийся в вопросах языкознания, предполагал другую интересную версию, что название Көк тюрков связано с символикой сторон света, а именно, с востоком и следует трактовать как  "Восточные тюрки". 

1. неспроста известные монголы брали жен из племени кунгират. Действительно они связаны либо с китайцами, либо с коктюрками.

 

2. Коктюрк - небесные тюрки, тут другого варианта не должно быть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Окиреш - один из предков казахских найманов не имеют отношения к ихересам.

 

 

Окиреш означает - маленького бычка. Действительно у средневековых найманов имена Бука (т.е. бык) нередки.

Огыз тоже означает - быка. Я склоняюсь к версии о сегиз-огузах как о предке найманов.

 

Имхо, какие то выводы можно делать лишь по ДНК тестам тех и других. А на чем основано ваше утверждение? 

Өкіреш не бычок. Өкіреш - букв. ревун, ревущий [бык, вол, корова].

Өкір и өгіз одно слово обозначающее быка в разных тюркских наречиях (в монгольских тюркизм - үхэр). Раньше я приводил цитаты из трудов академика Маргулана А.Х. о почитании средневекоыми найманами быка.

 

Заметил, что родоплеменной состав найманов хранит в себе массу интересных аналогий и думаю неспроста и не просто созвучия, после них богаты на такое таракты (слева даю нынешние названия, справа аналоги из истории, ключевые слова выделены):

 

Семіз найман – Сегіз найман

Теріс таңбалы найман или Кетбұға найман – Домбаул

Кетбұға найман или Теріс таңбалы найман – Китбуга

Өкіреш найманов – Икирес

Ергенекті найман или Сарыжомарт найман – Эргене

Тума найман – Тумат/Тумет

Төлегетай найман – Төле + Қытай

Байжігіт найман – Бачжиги

1. узбекистанские казахи-найманы утверждают что, өкірач - это маленький бык (кіші бұқа).

По шежире сын Окиреша - Сугирше, т.е. сыгыршы - сиыршы.

 

2. семиз-сегиз, танба-домбаул, окиреш-икирес, ергенекти-эргене, тума-тумат - лишь созвучия не более

 

 

1. Как на узбекском я не знаю, я объясняю с позиции казахского языка, а также привел пример с халха языка.

Сүгірше и сиыршы (сығыршы) я думаю никак не связаны. Сүгірше от сүгір - это имя личное.

 

2. Ничего себе созвучия. Могу дополнить, что там же среди найманов есть и кытаи. Почитайте шежыре найманов от М-Ж.Копеева.

А название вашего рода қоңырат и средневекового конгырат тоже созвучие?

И самы главный вопрос - как возникают такие 100% созвучия?   :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1. узбекистанские казахи-найманы утверждают что, өкірач - это маленький бык (кіші бұқа).

По шежире сын Окиреша - Сугирше, т.е. сыгыршы - сиыршы.

 

2. семиз-сегиз, танба-домбаул, окиреш-икирес, ергенекти-эргене, тума-тумат - лишь созвучия не более

 

1. Как на узбекском я не знаю, я объясняю с позиции казахского языка, а также привел пример с халха языка.

Сүгірше и сиыршы (сығыршы) я думаю никак не связаны. Сүгірше от сүгір - это имя личное.

 

2. Ничего себе созвучия. Могу дополнить, что там же среди найманов есть и кытаи. Почитайте шежыре найманов от М-Ж.Копеева.

А название вашего рода қоңырат и средневекового конгырат тоже созвучие?

И самы главный вопрос - как возникают такие 100% созвучия?   :osman6ue:

семиз - толстый, сегиз - восемь

танба - тамга, домбаул - что то монгольско-калмыкское

окиреш - молодой бык, икирес - родственники хунгиратов

ергенекти - найманский род, эргене - это другое

впервые слышу о тума найман, причем здесь туматы?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

1. Предложенная Зуевым реконструкция позволяет лучше понять смысл многих древних легенд хонкиратов, в частности передаваемого Рашид-ад Дином мифа о происхождении хонкиратского племени элджиген (с монгольского «осел») от девицы по имени Роза-верхом-на-осле, приехавшей из Хатая в надежде выйти замуж, а также причины вхождения хонкиратов (чуждого для «чистых» монголов племени) в древнемонгольскую генеалогическую традицию, как «племя царицы». Например, считалось, что из хонкиратов ветви куралас происходила мифическая праматерь всех монголов Алан Гоа.

 

2. Какая гаплогруппа была у хунгиратов никто не знает, у казахских коныратов основная гаплогруппа C3d.

Узбекские и каракалпакские кунгираты не однородны

 

 

C3d.

236951 Iheres (ихирэс,икирас,инкирас)

http://www.familytreedna.com/public/mongol/default.aspx?section=yresults

 

Огромное спасибо.

У казахов две линии коныратов:

1. Коктын улы ("сын неба") -

14 23 15 10 11-20 11 12 13 14 11 29 18 8-8 11 11 26 14 21 27 12-14-16-16 11 10 22-23 15 15 16 16 27-37 12 10

2. Котеншы -

14 23 16 10 11-20 11 12 12 14 11 29 18 8-8 11 11 27 14 21 29 12-13-15-16 11 10 22-23 15 15 16 16 27-37 12 10

Монгольский ихерес:

14 23 15 10 11-18 11 12 12 13 11 28 17 8-8 11 11 27 14 21 27 13-14-15-16 10 10 22-24 15 16 19 16 31-36 12 10  

 

По-моему родственность есть. Тут к нам в помощь должен прийти асан-кайгы.

 

Есть еще результат казахского семиз-наймана и одного корейца C3d. Но кажется они дальние родственники.

 

Хорошо было бы, сравнить еще с результатами якутов, бурятов и китайцев C3d.

 

http://ru.rjgg.org/index.php/RJGGRE/article/view/32

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Есть вроде хуннский стишок записанный в Цзиньшу, переводится только с тюркского.

Где-то читал, что у халков тотем олень.

Как переводится шаньюй с тюркского ?

 

Олень -тотем казахский.

 

 

Культ оленя сохранился у казахов до наших дней.

 

http://www.bilu.kz/totem.php

 

У халха Борте чино!

 

Олень тотем казахский, но не у всех. А только у "кипчакизированных халхов". А у халхов в основном тотем олень и только у халхазированых тюрков тотем волк.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

У казахов две линии коныратов:

1. Коктын улы ("сын неба") -

14 23 15 10 11-20 11 12 13 14 11 29 18 8-8 11 11 26 14 21 27 12-14-16-16 11 10 22-23 15 15 16 16 27-37 12 10

2. Котеншы -

14 23 16 10 11-20 11 12 12 14 11 29 18 8-8 11 11 27 14 21 29 12-13-15-16 11 10 22-23 15 15 16 16 27-37 12 10

Монгольский ихерес:

14 23 15 10 11-18 11 12 12 13 11 28 17 8-8 11 11 27 14 21 27 13-14-15-16 10 10 22-24 15 16 19 16 31-36 12 10  

 

По-моему родственность есть. Тут к нам в помощь должен прийти асан-кайгы.

Есть еще результат казахского семиз-наймана и одного корейца C3d. Но кажется они дальние родственники.

Хорошо было бы, сравнить еще с результатами якутов, бурятов и китайцев C3d.

http://ru.rjgg.org/index.php/RJGGRE/article/view/32

сравнить бы с китайскими C3d

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Есть вроде хуннский стишок записанный в Цзиньшу, переводится только с тюркского.

Где-то читал, что у халков тотем олень.

Как переводится шаньюй с тюркского ?

 

Олень -тотем казахский.

 

 

Культ оленя сохранился у казахов до наших дней.

 

http://www.bilu.kz/totem.php

 

У халха Борте чино!

Олень тотем казахский, но не у всех. А только у "кипчакизированных халхов". А у халхов в основном тотем олень и только у халхазированых тюрков тотем волк.

 

Тотем - в первобытных верованиях - животное, растение, предмет или явление природы, служившие объектом религиозного культа рода или племени и считавшиеся его родоначальником или охранителем. Есть основание полагать, что народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у казахов. Известно, что какзахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна. Лошадь была одним из главных животных тотемов для многих казахских племен. Наскальные изображения копыт скакуна встречается в огромном количестве в Центральном Казахстане, в горах Каратау и мангышлака. Эти рисунки казахи называли "тулпар тас" (камень скакуна). Этим животным тотемам поклонялись огузы и кипчаки. Изображения копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мавзолеев Центрального Казахстана, например, мавзолея Келин-там на реке Кенгир. Другим не менее важным животным тотемом саков и тюрко-монголов был волк. В честь волка у тюрко-монгольских племен проводились конные состязания. У казахов бытовала конно-спортивная игра "кок бори" (серый волк). Позднее она стала называться "кок бар".

Известен обычай добрачного состязания юношей и девушек у саков. Только поборов девушку , юноша мог взять ее в свою власть. Казахская народная игра "кыз-бори" (дева-волк) также поединок девушки и юноши. Он описан в казахском эпосе и фольклоре некоторых народов Средней Азии. В наше время эта древняя традиция продолжает жить в виде конной игры "кыз-куу" - "догони девушку". Известно, что знамена Тркского каганата украшались волчьей головой. Изображение знамен в виде волчьей головы сохранились до наших дней на наскальных гравюрах, а также встречается в художественных изделиях казахов XVIII-XIX веков. totem_2.jpgЖивотными тотемами гуннов и многих тюркоязычных народов были также олень, лебедь, бык. Бык по представляеним древних олицетворял силу и власть. чтобы иметь славное потомство новорожденным давали имя быка. Животный тотем оленья приносил счастье и благополучие, указывал путь странникам. Не случайно олень часто изображался в виде золотых фигур многими поколениями древних мастеров. Культ оленя сохранился у казахов до наших дней. Рога оленя, как и барана являются основными мотивами в орнаменте. Другой животный тотем - лебедь. Гунны считали, что лебедь охранял домашний очаг. У казахов лебедь является табу, его не убивают, почитают как священную птицу приносящую счастье семье. Древнешамански легенды рассказывают о фантастических птицах и всадниках на крылатых конях. Согласно мифу, кентавры - это образы предков, которые оберегали, защищали домашний очаг, детей. в старину предметы с изображением предков существовали также в жилищах казахов. На одном из найденных в ходе археологических раскопок полотнищ изображен шаман, держащий в руках цветущую ветвь - священное дерево жизни. В казахском прикладном искусстве мотив мирового древа ассоциируется с моделью мироздания и воспринимается как оберег, предохраняющий жилище от злых духов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

          Manchu Totem                  
        
        Totem culture is one of humanity's oldest and most peculiar cultural phenomenon, most people have existed totem culture. For later cultural development enormous impact the totem culture plays an important role in the history of world culture.

"Totem" (tutem) a, the Ojibwa dialect for the North American Indian tribe Al Dagon piano. Other ethnic groups also have the same name with the meaning of "Totem", such as in Australia, and some tribes called "Branch to help, and some call it the" Mu Erdu ", also called some" Kernan ceremony "; China Ewenki called "Ga Buer. Indian word "totem" first appeared in the European academic literature, academia subsequent emergence of all such images collectively referred to as the "totem", other names are the word "totem" instead. Earliest
of introduction and study the the totem culture of scholars, and the introduction of the word "totem", China's Qing Dynasty scholar Yan Fu, to translate the British scholar Jenks social Fu in 1903 , the first time the word "totem" translated as "Totem" become the Chinese academia common translations. Totem is a sign of the group, to distinguish between groups. The ancient Chinese also similar to the Australians, Indians totem phenomenon. Totems or totem emblem, totem clan emblem, a symbol of the earliest human society organizations and distinguish between groups mark is the primitive superstition certain animals or natural objects, natural phenomena and the tribe, clan related by blood, and thus be used to make the tribe, the clan emblem or logo. The hominids groups of

initially no sign and symbol. Totem concept, the primitive does not hurt to make totem or its protection, put himself into a totem Mo Yang. Or totem animal fur for clothing or feathers, leaves and other dressed as a totem Mo Yang,, or the totem shape made of cloth and other materials headdress and shoes, or imitate totem body skin and broken hair tattoo. They also residential, utensils, pillars, flags, sculpture, painting totem image. In their view, the only way, the totem will themselves as relatives, children or similar, will get the protection they deserve. -
Totem pole as a kind of totem signs, that is a pillar carved animal or half-human, half beast image, a symbol of their clan totem ancestors. China currently has noted in the earliest history of less howl's dove totem pole. Chia Yi Ji "Volume: less howl Kinder king Muyue, Wong Ah ... when a child prodigy, looks Juesu, known as the son of Bai Di, Taibai fine, drop in water occasion, Wong E would like to play ... Emperor child to Wong Ah Pan at sea, to Guizhi table Junction smoked Mao Jing, carved jade Dove, placed on the table end. "This is probably the ever known earliest totem column. "Dragon" is recognized totem of the Han people, the Han people claiming to be the successor of the "dragon". "Dragon" is a legendary animal, "Dragon" is a collection of many animals, it has a horse face, snake-like body, horns like a deer, eagles as powerful claws and fish scales. Be seen everywhere in the country "dragon" column, Han totem pole. Diversification of the totem pole of

Manchu (Manchu "spot Kyrgyzstan" column) Manchu believe in polytheism - Shamanism Shamanism is the original polytheism, animism.

 

Manchu Totem

crow, willow, wild boar, fish, wolves, deer, eagles, leopards, pythons, frogs
.
Manchu ancient name for the name of clans and tribes, the ancient name of the totem. Located in the Changbai Mountain, Britain and the amount of Hunchun "button Hu-Lu's and its meaning" wolf "; the native Hada, Hz Figure that pull, Ningguta." Shakhtar "'s, its meaning Ni Maha's mother wild boar; living in Liaoyang, which means "fish"; Heilongjiang "Chuo Luo"'s, which means "peach". The Manchu people

courtyards Soren rod may also wish to be evolved by the totem pole. God concept generation, evolved into a Heaven God lever.

The exhibition of thirty-five Manchu Manchu Folk Village in Shenyang Aerolite Hill totem pole (spot Kyrgyzstan column) is based on the Heilongjiang, Jilin, Liaoning Manchu settlements collected pattern used by the Manchu Folk Village 300 years of history of ancient pine carved. Such a large-scale Manchu totem pole (spot Kyrgyzstan column) exhibited, is unique in the country. Exhibited here Manchu totem Changbai Mountain Master (over Kazakhstan accounted for God), the goddess of orientation (and master hehe), Father God (black stretch wide horse hair), the mother of God (Buddha flower mother), mushrooms God (Tucson Car mother), multi milk mom (that Dan suddenly dirty mother), snow gods (Mount En miles), embroidery goddess of love (伊尔哈格格), Mohegan Sun (The new grace miles) and brothel God, snakes God, Eagle God, leopard God go Manchu Folk Village, Totem Valley can not go. The Manchu totem pole (spot Kyrgyzstan column) show rugged, simple, mysterious, full of the Manchu unique primitive culture, the Manchu totem pole where the valleys, lush vegetation, Shan Lihong, sorbifolia, wild grapes, hazelnuts, fruit rich, winding streets, and the formation of another Manchu village tourism landscape - Totem Valley.

http://www.51066.net/guide.asp?keyno=15272

 

crow-totem of manchu people-kerey hala! (Hooker)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Taboos of Manchu People

 

Non-killing of dogs

Manchu people are not allowed to kill and eat dogs, and wear garments made of dogs’ skin. Since the end of Ming Dynasty, Manchu people have adopted the dogma not to eat dogs. In some folk tales, it is said that Nurhachi (1559-1626), the founder of Qing Dyansty, once was under the danger to be killed with some Ming soldiers after him. He fainted in a wild grass field, and then the pursuers set fire upon the field. His dog fetched water by dipping itself wet to put out fire and thus saved his life, however the dog was exhausted to death in the end. To repay the dog for saving the life of the emperor, Manchu people began to eat no dog and wear no dog-skinned clothes any more since that time. In fact, the respect for dogs has been formed through their long hunting life. Dogs have played an important part in the daily life and production of Manchu people, for instance, dogs could guard the house, help hunting, pull towline and sledge, spy, carry information, etc.   
          
Non-capturing crows and magpies

Manchu people regard crows and magpies as birds auspicious, which may be accustom left in the primitive totem worship, and also have to do with the legend “A Celestial Magpie Saving the Master’s Life”. It was told that aged emperor Nurhachi once was pursued by Ming troops, and he hid in a hole in a tree. At that time, a flock of crows and magpies flied over, shielding him to escape. Therefore Manchu ethnic group dare not harm crows and magpies, let alone eat them.
Non-sitting at the west side a “Kang” (a kind of heatable brick bed)
The overall arrangement of Manchu people’s bedrooms is that there are Kang set up at three sides of the room, and the part at the west side is relatively narrow connecting with the flue. There are usually no sundries in front of the west Kang, for on its top worship holy tablets in commemoration of ancestors. On the tablets puts a small box (which is called celestial box), in which there are utensils and wood for sacrifice. Therefore, no one is permitted to sit at the west Kang.
  
Taboos in sacrifice:

Taboos in family obit: pregnant women, people wearing dog-skinned clothes, the insane, monks and beggars and those in mourning dress are not allowed to attend the ceremony, and bone and meat left uneaten in the sacrifice should be sent to high mound, or thrown into rivers. “Suolungang”(a holy pole used in sacrifice) in the courtyard of a Manchu Family should not be dirtied, and no horse could be fastened and no poultry be fed under the pole. Before the ceremony, fast is required, including ablution, non-drinking, non-eating meat, attending no funeral, etc. in addition, there are still 12 taboos on the day the when family obit is held: all they people attending the ceremony must be sincere and pious, and well-mannered; they must not bring dirty utensil, quarrel with others, dress in a mess, chat about unrelated affairs and make jokes and tease endlessly; they must show respect for elders, not tickle with dogs and tumble utensils; they are not allowed to go out of the house unless inside ceremony finishes, into the house unless outdoor one is over.           

Chinese Folk Culture Website
Add: Room 1009, Block C, Software Mansion, No.18 Electronic Road 1, Tel: +86(29)88249701 +86(29)68868889
Fax: +86(29)88141920
E-mail:folkcn2008@hotmail.com  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

семиз - толстый, сегиз - восемь

 

танба - тамга, домбаул - что то монгольско-калмыкское

окиреш - молодой бык, икирес - родственники хунгиратов

ергенекти - найманский род, эргене - это другое

впервые слышу о тума найман, причем здесь туматы?

 

 

Не надо упрямиться, хоть вы элджиген конырат.  :) 

 

От сегіз к семіз пол шага превращения, со временем истинное значение первоначального самоназвания вполне могло быть забыто и переосмыслено в более понятное семіз.

 

Разговор идет не о существительном таңба - тамғы, а о прилагательном таңбалы. Опять таки между таңбалы и домбаул пол шага превращения.

Еще раз повторяю, өкіреш не молодой бык. Бычок или как вы выразились молодой бык на казахском языке это тайынша (тайша).

Өкіреш только в переносном смысле означает мычащих созданий - коров, быков, самцов маралов при гоне и т.д. От глагола өкіру - реветь, кричать.

Отсюда существительные, означающие сильный ревущий звук, рев - өкірек (кстати русское окрик, крик имхо происходит из него), өкірік, өкіріс.

Еще я могу сказать "Мен alp-bamsi'ді өкіртемін", но здесь народ вкладывает чуть иной смысл - так задам жару, что орать будет.   :) 

 

Короче вы не тот, с кем можно обсуждать такие вещи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Олень тотем казахский, но не у всех. А только у "кипчакизированных халхов". А у халхов в основном тотем олень и только у халхазированых тюрков тотем волк.

 

Тотем - в первобытных верованиях - животное, растение, предмет или явление природы, служившие объектом религиозного культа рода или племени и считавшиеся его родоначальником или охранителем. Есть основание полагать, что народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у казахов. Известно, что какзахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна. Лошадь была одним из главных животных тотемов для многих казахских племен. Наскальные изображения копыт скакуна встречается в огромном количестве в Центральном Казахстане, в горах Каратау и мангышлака. Эти рисунки казахи называли "тулпар тас" (камень скакуна). Этим животным тотемам поклонялись огузы и кипчаки. Изображения копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мавзолеев Центрального Казахстана, например, мавзолея Келин-там на реке Кенгир. Другим не менее важным животным тотемом саков и тюрко-монголов был волк. В честь волка у тюрко-монгольских племен проводились конные состязания. У казахов бытовала конно-спортивная игра "кок бори" (серый волк). Позднее она стала называться "кок бар".

Известен обычай добрачного состязания юношей и девушек у саков. Только поборов девушку , юноша мог взять ее в свою власть. Казахская народная игра "кыз-бори" (дева-волк) также поединок девушки и юноши. Он описан в казахском эпосе и фольклоре некоторых народов Средней Азии. В наше время эта древняя традиция продолжает жить в виде конной игры "кыз-куу" - "догони девушку". Известно, что знамена Тркского каганата украшались волчьей головой. Изображение знамен в виде волчьей головы сохранились до наших дней на наскальных гравюрах, а также встречается в художественных изделиях казахов XVIII-XIX веков. Животными тотемами гуннов и многих тюркоязычных народов были также олень, лебедь, бык. Бык по представляеним древних олицетворял силу и власть. чтобы иметь славное потомство новорожденным давали имя быка. Животный тотем оленья приносил счастье и благополучие, указывал путь странникам. Не случайно олень часто изображался в виде золотых фигур многими поколениями древних мастеров. Культ оленя сохранился у казахов до наших дней. Рога оленя, как и барана являются основными мотивами в орнаменте. Другой животный тотем - лебедь. Гунны считали, что лебедь охранял домашний очаг. У казахов лебедь является табу, его не убивают, почитают как священную птицу приносящую счастье семье. Древнешамански легенды рассказывают о фантастических птицах и всадниках на крылатых конях. Согласно мифу, кентавры - это образы предков, которые оберегали, защищали домашний очаг, детей. в старину предметы с изображением предков существовали также в жилищах казахов. На одном из найденных в ходе археологических раскопок полотнищ изображен шаман, держащий в руках цветущую ветвь - священное дерево жизни. В казахском прикладном искусстве мотив мирового древа ассоциируется с моделью мироздания и воспринимается как оберег, предохраняющий жилище от злых духов.

 

 

К чему это? Лекция что такое тотем? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Олжас Сулейменов: Кто мы? Племена, которые в XVI веке войдут в другие союзы (ногайский, узбекский, казахский), в то время еще будут считаться кипчаками

http://www.altyn-orda.kz/news/kazaxstanskie-novosti/olzhas-sulejmenov-kto-my-plemena-kotorye-v-xvi-veke-vojdut-v-drugie-soyuzy-nogajskij-uzbekskij-kazaxskij-v-to-vremya-eshhe-budut-schitatsya-kipchakami/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маргулан Алькей Хаканович. Сборник «Мир казаха». А: 1997.Петроглифы с тотемом волка. Тотем племени шапырашты.

 

... некоторые традиции, связанные с этим культом, сохранились до наших дней. Так, молодые женщины, желающие родить сына, едят волчьи печень и сердце. В качестве талисмана шапырашты привешивают к детской колыбели волчьи уши и лапки. 

У меня ене шапрашты. Насчет едят печень-сердце не знаю, спрошу. А вот коготь волка она моим внучкам на бесик привешивала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.irekle.org/news/i1429.html

 

 

 

24 октября в московском кафе ZaVtra прошла открытая лекция на тему "Сюнну-гунны - кто же они?". В рамках проекта "Публичные лекции Полит.ру" выступила главный научный сотрудник, заведующий отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАН Анна Владимировна Дыбо.

Лекция Дыбо была посвящена выяснению языковой принадлежности народа, который древнекитайские источники называли сюнну (хунну), а европейские - гуннами. Лектор отметила, что сейчас многие тюркские народы в той или иной степени считают себя потомками гуннов. Однако в мировой науке эта точка зрения не получила должного распространения. Отчасти такая ситуация справедлива, потому что по-настоящему серьезных доказательств тюркоязычности гуннов до недавнего времени не было.

Проливая свет на этот вопрос, Дыбо рассказала о попытках прочесть слова языка сюнну (хунну), зафиксированные в китайских источниках двух периодов: царства Хань (V-III века до нашей эры) и постклассического периода (после II века до нашей эры). Выяснилось, что эти слова - 'небо', 'трон', 'меч', 'лошадь', 'верблюд' и другие - имеют достоверную тюркскую этимологию. Относить их следует к пратюркскому языку.

Дополнительным свидетельством в пользу тюркоязычности сюнну (хунну) служат доказанные лингвистические контакты пратюркского языка с индоевропейским тохарским языком, с прасамодийским, праенисейским, иранскими языками. Локализовать язык, который имел такие разнообразные связи, можно как раз в том месте, где китайские летописи "поселили" хунну.

Далее лектор перенеслась на несколько веков вперед, когда на европейской арене появляется народ гунны. Гуннская империя, достигнув расцвета при Аттиле в V веке нашей эры, просуществовала очень недолго. После ее распада на авансцену выходят племена булгар, которые, как отметила Анна Дыбо, "несомненно, являются остатками европейских гуннов". Слова, которые европейские гунны подарили соседним народам, носят уже не пратюркский, а булгарский характер.

Булгарские заимствования отмечаются, в частности, в венгерском (более 500 слов) и в славянских языках. В русский язык они попадали двумя путями - напрямую из волжско-булгарского языка и из языка дунайских булгар через посредство церковнославянского. Булгарское происхождение имеют, например, такие слова, как 'книга', 'пирог', 'тьма', 'бирюк', 'чертог', 'творог', 'жемчуг' и другие. 

Напомним, что прямым и единственным живым потомком булгарского языка является чувашский язык.

При этом следует отметить, что Гуннское государство, как и любая империя, было полиэтничным. Тюрки с языком, близкородственным современному чувашскому, составляли аристократическую верхушку государства, но под их началом пребывали и племена иного происхождения. Именно с этим стоит связывать то обстоятельство, что в ряде европейских источников приводится несколько "гуннских" слов, имеющих германские или славянские этимологии.

"Таким образом, вопрос о том, кем были гунны, можно считать закрытым", - сказала Анна Дыбо, завершая лекцию.

Полная расшифровка лекции "Сюнну-гунны - кто же они?" будет в скором времени опубликована на сайте "Полит.ру".

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Маргулан Алькей Хаканович. Сборник «Мир казаха». А: 1997.Петроглифы с тотемом волка. Тотем племени шапырашты.

 

... некоторые традиции, связанные с этим культом, сохранились до наших дней. Так, молодые женщины, желающие родить сына, едят волчьи печень и сердце. В качестве талисмана шапырашты привешивают к детской колыбели волчьи уши и лапки. 

У меня ене шапрашты. Насчет едят печень-сердце не знаю, спрошу. А вот коготь волка она моим внучкам на бесик привешивала.

 

 

Вот все меня ругают, что мол я выдумываю региональные различия среди казахов, но опять хороший пример привел ув. Уалихан. Например у нас (северо-восток) словом "Ене" или полностью "Қайын ене" называют исключительно мать мужа, по-русски свекровь, а мать жены мужчины называют "Қайын апа" или просто "Апа", по-русски теща. Но со слов Уалихана понял, что у них и теща и свекровь называются одним словом "Ене"? 

 

Насчет печени не уверен что сохранилось до наших дней, ведь Маргулан писал давно, в 1930 - 1970 гг. Может и есть, но в глубинках тех мест.

Даже самих волков ныне трудно обнаружить.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Лекция Дыбо была посвящена выяснению языковой принадлежности народа, который древнекитайские источники называли сюнну (хунну), а европейские - гуннами. 

Проливая свет на этот вопрос, Дыбо рассказала о попытках прочесть слова языка сюнну (хунну), зафиксированные в китайских источниках двух периодов: царства Хань (V-III века до нашей эры) и постклассического периода (после II века до нашей эры). Выяснилось, что эти слова - 'небо', 'трон', 'меч', 'лошадь', 'верблюд' и другие - имеют достоверную тюркскую этимологию. Относить их следует к пратюркскому языку.

Дополнительным свидетельством в пользу тюркоязычности сюнну (хунну) служат доказанные лингвистические контакты пратюркского языка с индоевропейским тохарским языком, с прасамодийским, праенисейским, иранскими языками. Локализовать язык, который имел такие разнообразные связи, можно как раз в том месте, где китайские летописи "поселили" хунну.

"Таким образом, вопрос о том, кем были гунны, можно считать закрытым", - сказала Анна Дыбо, завершая лекцию.

 

 

И до Дыбо А.В. это обосновывалось не раз. Но братья монголы непоколебимы, ничто их не сломит в природной тяге ко всему тюркскому, о чем ярко свидетельствуют притязания юзеров форума на хуннское, кёктюркское, татарское наследие. Этим самым они признают свое тюркское прошлое, что в принципе не лишено основы.    B)  Только преподносится это под другим соусом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вчера хотел видео вытащить по этой лекции, не получилось.

Салам Самтат.

Скинь ссылку, попробую.

 

Салэм! Я уже и не уверен, что там видео. Может была только онлайн-трансляция. :huh:

http://polit.ru/article/2013/09/22/anons_dybo/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тюркоязычности хунну, как и монголоязычности дунху не должно быть никаких сомнений

 

С хунну все вроде как понятно, неоднократно приводились слова из языка сюнну по китайским источникам и из языка западной их части - гуннов (Нейман, Клапрот, Гутшмид, Бартольд, Хирт, Панов, Штеин, Иванин, Маргулан, Каржаубай, Дыбо и др.).

 

А что вы можете привести в обоснование монголоязычности дунху?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...