Перейти к содержанию
Бахтияр

Эпоха караханидов, создание тюркской культуры новой формации

Рекомендуемые сообщения

Старостин С. А. Алтайская проблема и происхождение японского языка

может у них тоже заимствования или контакты? :ozbek:

(обращаюсь к Канишке, Чиялу и Мавереннахру)

Из Википедии:

Компаративистика занимается не только установлением наличия родства, но и определением степени родства двух несомненно родственных языков - это две большие разницы. Для каждого направления разработаны десятки методик, каждая из которых делает акцент на том или ином аспекте языка и некоторые методы нередко опровергают иные. Сейчас сравнение лексики особо не котируется.

На эти темы было много споров. Хочу привести интересные мысли из обсуждений на лингвофоруме:

родство языков не устанавливается сравнением лексики, бессистемно надерганной по чужим словаярм, да и сравнением списков лексики, вообще, что отмечал еще Сводеш.

процедуры установления родства двух языков суть следующие: сравнение дистрибуции техник соединения морфем, сравнение линейной модели словоформы и сравнение структуры глагольной парадигмы. все.

вообще, сравнение лексики не должно ничего доказывать, во-первых, потому что никакой "базовой лексики" нет, так как реально абсолютно вся лексика является культурно обусловленной, во-вторых, даже сравнивая лексику языков, родство которых уже установлено, нельзя напрямую механически сопоставлять слова имеющие сходные значения, надо исследовать историю слов, искать когнаты, очень часто бывает так, что в родственных языках когнаты расходятся в значениях.

кроме того, надо понимать, что никакой язык не стоит на месте, и под влиянием фонетических изменений изначально материально сходные слова могут стать на первый взгляд совершенно непохожими.

кроме того, надо понимать, что язык - это, прежде всего, структура, способ структурирования мира, алгебра, если хотите, а никак не словарь, не ворох лексем. язык - это прежде всего форма - позиция знака важнее, чем его экспонент. вот, например, в пивную бутылку можно налить воды, керосина, масла, насыпать песка, но от этого пивная бутылка не перестанет быть бутылкой. так и с языком: лексика может полностью сменится, но язык останется тем же языком, каким и был, потому что способы организации/оформления лексики останутся. именно с таким подходом к языку, то есть понимая язык как структуру и надо подходить ко всякому лингвистическому вопросу. и вопрос об установлении генетического родства ни в коем случае не должен являться исключением.

Почему бывает, что морфемы совпадают?

Очень важно понимать: в чем причина наличия совпадающих морфем:

1) перед нами действительно родственные языки (если это действительно так, то помимо лексических совпадений должны иметься и структурные совпадения, например сходная модель словоформы),

2) один язык заимствовал определенные лексемы из другого языка вместе с какими-то реалиями другой культуры (заимствоваться слова могут из языка совершенно другой системы, но при этом в дальнейшем заимствования подчиняются правилам того языка, который их заимствовал),

3) случайное совпадение (звуков, которые может произнести человеческая гортань, совсем не много, в конкретных реальных языках используются далеко не все звуки, а еще более ограниченное множество; например, в таких языках как японский и айнский инвентарь звуков не отличается разнообразием, поэтому случайные совпадения могут быть не только в соседствующих разносистемных языках, но и в таких языках, которые формировались в совершенно разных местах, например, позднелатинское deo - бог и науатль - тео - бог: теокалли - "башня бога", "храм", что в свое время очень удивило испанских конкистадоров).

Так что даже если в лексике языков X и Y имеются определенные совпадения, то крайне опрометчиво, опираясь только на этот факт, говорить что X и Y родственны, для установления родства нужны сходства структур.

Так что, если и можно принимать алтайскую гипотезу как наиболее распространенную и использовать ее терминологию в полемике, научных трудах и т.д., однако делать далеко идущие выводы о прародине тюрок, о первоначальном генофонде, первоначальном антропологическом типе и других нелингвистических аспектах на материалах лингвистики, уж тем более на базе недоказанной гипотезы, ИМХО, неправильно. Следует четко понимать, что в принципе данные лингвистики, генетики и антропологии не всегда повторяют друг-друга - это совершенно разные процессы, которые не идут нога в ногу и не дают идентичных результатов.

Если же абсолютизировать лексический анализ, то мы придем к выводу, который был озвучен на одном форуме:

А если Сводеш - полезен, то разговорные таджикский с узбекским разошлись совсем не так уж и давно. И с каждым последующим веком они разошлись все недавнее и недавнее...

Родство таджикского и узбекского

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну, хорошо что признали и это

Я вроде на него не ссылался никогда :turkmen1: . Вы постоянно цитируете его глупости, чтобы было легче опровергнуть :asker28it: .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я не спрашивал про язык Золотой орды, я Вам задал вопрос про эталлоный пракипчакский после распада с остальными по тому же Сводешу к примеру.о том, что казахи потомки гуннов нааряду с монголами, я уже услышал от Вас. только это не снимает вопроса разделения этих общностей. языковое произошло гораздо раньше гуннского периода со счет в тысячелетия. если общность была как таковая. и не ндао сюда приплетать расизм или принадлежность к той или иной расе, узбеки не только европеоиды, это лоное обобщение. есть переходны и монголидные типы в том числе, к вопросу моя расовая принадлежность не имеет никого отношения. хотя Вам видимо нравится калпак юродьева, рядитесь часто в него.

согласен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я вроде на него не ссылался никогда :turkmen1: . Вы постоянно цитируете его глупости, чтобы было легче опровергнуть :asker28it: .

Чиял не раз цитировал его. Пришлось поставить его на место :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По мнению некоторых ученых, узбекским назывался сингармоничный кыпчакский диалект, на котором говорили племена прибывшие в Мавераннахр в 16 в. вместе с Мухаммедом Шейбани ханом. В основном они расселились вокруг Бухары и Самарканда.

«Сартским» называли карлукский говор более древних обитателей кашкадарьинской, ферганской и частично самаркандской областей. Сартский вариант отличался сильной иранизированностью с большой примесью таджикской и арабской лексики и отсутствием сингармонии. Жившие в Хиве (Хорезме) сарты говорили на также сильно иранизированном, но уже огузском диалекте.

После 1921 г. советская власть заклеймила само понятие «сарты» как уничижительное и было декретивно объявлено, что отныне всё оседлое население Туркестана должно именоваться и записываться только «узбеками».

В 1924 году, несмотря на протесты узбекских большевиков (Файзулла Ходжаев), стандартной литературной нормой был избран именно сартский иранизированный диалект, а не дореволюционный кыпчакский узбекский говор.

Современный узбекский язык имеет сложную диалектную структуру и занимает своеобразное место в классификации тюркских языков. Диалекты современного разговорного узбекского генетически разнородны (в их формировании участвовали носители карлукской, кыпчакских, огузской диалектных групп), условно делятся по фонетическому признаку на 2 группы — «окающие» (говоры городов Ташкента, Самарканда, Бухары и др. и прилегающих районов) и «акающие» (делятся на две подгруппы в зависимости от употребления начального согласного «й» или «дж»);

Различают четыре основные диалектные группы.

Северо-узбекские диалекты южного Казахстана (иканско-карабулакские, вероятно, относятся к огузской группе).

Южно-узбекские говоры центральной и восточной части Узбекистана и северного Афганистана, а также диалекты большинства крупных центров расселения узбеков (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский и туркестано-чимкентский) относятся к карлукской (чагатайской), или юго-восточной группе тюркских языков; на этом основании к ней принято относить, вместе с уйгурским, и узбекский язык в целом. Ферганский и туркестано-чимкентский диалекты наиболее близки к литературной норме. Стандарт произношения закреплён за ферганско-ташкентской группой говоров (после 1937 года).

Основной особенностью этих диалектов является то, что они в большей или меньшей степени иранизированы. Продолжительное влияние иранских наречий (в основном таджикского языка) сильно заметно здесь не только на лексическом, но и на фонетическом уровнях.

К огузской группе относится близкий к туркменскому языку хорезмский диалект и другие говоры юго- и северо-запада Узбекистана (а также два говора в Казахстане). В классификации А. Н. Самойловича эти диалекты описываются как хивинско-узбекское и хивинско-сартовское наречия и выделены в самостоятельную группу, названную кыпчакско-туркменской.

Кыпчакские говоры, относительно близкие к казахскому языку, распространены по всей территории страны, а также в других республиках Средней Азии и в Казахстане. Сюда же можно отнести и сурхандарьинский диалект. Исторически эти говоры сформировались в среде кочевых узбеков.

Во многом под влиянием таджикского узбекский язык заметно отличается от прочих тюркских фонетически.

После реформы орфографии в 1934 году количество гласных букв было сокращено до 6 (были убраны три буквы, используемых для записи [ö], [ü] и [ı], а в 1937 сильно иранизированный ташкентский говор был окончательно принят за основу произносительной нормы литературного языка.

Основные фонологические особенности: отсутствие гармонии гласных (сингармонизма) и оканье. Закон гармонии гласных, характерный для большинства тюркских языков, заключается в том, что в слове могут присутствовать либо только гласные переднего ряда, либо только гласные заднего ряда. В современном узбекском общетюркские гласные [o] и [ö] соответствуют одному звуку [o], и [ü] — , а [ı] и . Остатки вокального сингармонизма сохранились лишь в кыпчакских диалектах. Оканье заключается в переходе в ряде случаев общетюркского [a] в [o].

Основу лексики современного литературного узбекского языка составляют слова общетюркского происхождения. Однако, в отличие от соседних кыпчакских языков, узбекский словарный фонд богат персидскими (таджикскими) и арабскими заимствованиями.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чиял не раз цитировал его. Пришлось поставить его на место :D

отсюда вывод: я (алп-бамси) опровергал чушь ставя на место человека, но к ней же прибегая и будучи опровергнутом только уже другим не ставлюсь все никак на место? никто не пригвоздит меня, ибо видимо Чиялу не дано, а мне чушью оперировать дано и разрешено, или как? что за логика кривая такая...что в случаи со Старостиным, что в данном? оправдывать прибегание к чуши по средствам нелепых параллелей с тем, что сам ее же опроверг и не пирдерживаешься?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

отсюда вывод: я (алп-бамси) опровергал чушь ставя на место человека, но к ней же прибегая и будучи опровергнутом только уже другим не ставлюсь все никак на место? никто не пригвоздит меня, ибо видимо Чиялу не дано, а мне чушью оперировать дано и разрешено, или как? что за логика кривая такая...что в случаи со Старостиным, что в данном? оправдывать прибегание к чуши по средствам нелепых параллелей с тем, что сам ее же опроверг и не пирдерживаешься?

что за скороговорка :D

ни фига не понял

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слушайте сферичиский критино-википедист. Всемe есть разумный предел, Вы сейчас фаткически язык Навои тыпум копи-пастом приравниваете к сартскому, в то время как в своих произведениях Навои противопоставлял свой язык, называя турки тому же сратскому. чагтайский суть сартский, и чем глубжа его литературное становление, тем сартчее по-видимому. у Вас взрыва мозга от таких противеоречий не возникает:)) или Вы натсолько плохо оцениваете свой интеллект?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

что за скороговорка :D

ни фига не понял

провертись в онлайн-тесте на IQ.такое отношение к полемики (мешать ввсе в одну кучу, не выдерживать последовательности, увиливать от конкретики, искренне удивляться очевидному вновь и вновь) первичны признак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

провертись в онлайн-тесте на IQ.такое отношение к полемики (мешать ввсе в одну кучу, не выдерживать последовательности, увиливать от конкретики, искренне удивляться очевидному вновь и вновь) первичны признак.

сами проверьтесь. Я думаю в тесте Айзенка - Канишка и Чиял больше наберут чем Мавереннахр :lol:

А наш АКБ наберет куда больше чем Кырыкмылтык :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Википедия

Все это национально-мотивированное фольк-хистори. Изучение источников того времени никак не отражают даже близко похожую картину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слушайте сферичиский критино-википедист. Всемe есть разумный предел,

Википедию надо писать с точки зрения европеоидных тюрков :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сами проверьтесь. Я думаю в тесте Айзенка - Канишка и Чиял больше наберут чем Мавереннахр :lol:

А наш АКБ наберет куда больше чем Кырыкмылтык :D

это потому что Кырылмылтык методично и ссылаясь на научные подход доказал Вам что адайцы не кипчаки согласно результатам дДНК? тогда в след за ним и остальных ученых на тест отправляйте...дело здесь не в расе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Википедию надо писать с точки зрения европеоидных тюрков :D

причем тут расовая принадлежность? может хватит валять дурака? Вы хоть фиксируйте когда тюрки появились на арене, обозначили виляние свое и соответственно самого термина тюрк. И не путайте его с тюркоязычной средой как классификационный термин для лингвогруппы. Еще раз она древняя и к тому же разделена монгольской тысячалетиями в лучшем случае, если не обособлена...Вы все время устраиваете мешанину без учета исторической хронологии. это патология.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это потому что Кырылмылтык методично и ссылаясь на научные подход доказал Вам что адайцы не кипчаки согласно результатам дДНК? тогда в след за ним и остальных ученых на тест отправляйте...дело здесь не в расе.

ни фига он не доказал. Для Кырыкмылтыка существуют свои авторитеты, которым он безаппеляционно доверяет. У него нету своего мнения.

Вопрос Вам:

Как Кырыкмылтык доказал (методично :D ), что адайцы не кипчаки согласно результатам дДНК? :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

причем тут расовая принадлежность? может хватит валять дурака?

Алтайская группа:

1. Тюрки - ? (Кто они? - туранская раса? :qazaq1::qyrgyz_new: памиро-ферганская раса? :ozbek: закаспийская раса? :turkmen1: средиземноморская раса? :az1: балкано-кавказская раса? :osman6ue:)

2. Монголы - монголоиды

3. Тунгусо-маньчжуры - монголоиды

4. Корейцы - монголоиды

5. Японцы - монголоиды

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтайская группа:

1. Тюрки - ? (Кто они? - туранская раса? :qazaq1::qyrgyz_new: памиро-ферганская раса? :ozbek: закаспийская раса? :turkmen1: средиземноморская раса? :az1: балкано-кавказская раса? :osman6ue:)

2. Монголы - монголоиды

3. Тунгусо-маньчжуры - монголоиды

4. Корейцы - монголоиды

5. Японцы - монголоиды

Повтор:

Так что, если и можно принимать алтайскую гипотезу как

наиболее распространенную и использовать ее терминологию

в полемике, научных трудах и т.д., однако делать далеко

идущие выводы о прародине тюрок, о первоначальном

генофонде, первоначальном антропологическом типе и

других нелингвистических аспектах на материалах

лингвистики, уж тем более на базе недоказанной гипотезы,

ИМХО, неправильно. Следует четко понимать, что в принципе

данные лингвистики, генетики и антропологии не всегда

повторяют друг-друга - это совершенно разные процессы,

которые не идут нога в ногу и не дают идентичных

результатов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тураниды подразделяются на два основных типа:

-памирид — туранид с выраженными европеоидными чертами, является синонимом памиро-ферганской расы в советской антропологии;

-аралид — туранид с примесью тунгида (монголоид), с преобладанием черт последнего, в советской антропологии называется южносибирской расой.

хорошо, узбеков буду называть памиридами :ozbek: , а казахов :qazaq1: аралидами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Повтор:

Как остроумно заметил однажды Каскыр:

если тюрки были европеоидами:

какими европеоидами были:

а. кавказоидами

б. памиридами

в. светлый европеоидный тип

г. сублапоноидный

д. понтийский тип

и др. :rolleyes:

П.с. европеоидная раса как известно делится на множество подрас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголоиды не делятся никак?

для европеоидов они все "на одно лицо". видимо это имеется ввиду)). ох видите ли остроумно замечено, прямо в тупик заводящий вопрос, нету классификатора для монголоидов, единообразие и гармония. не занимайтесь демагогией, метисизация и фенотип не играют ключевую рольк в формировании тюрксокго самосознания и этничности.принадлежность к коему очень просто доказать по историческим памятникам, документам и прочим вещам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ни фига он не доказал. Для Кырыкмылтыка существуют свои авторитеты, которым он безаппеляционно доверяет. У него нету своего мнения.

Вопрос Вам:

Как Кырыкмылтык доказал (методично :D ), что адайцы не кипчаки согласно результатам дДНК? :rolleyes:

Почему это нет - интересно , вы судите по каким это критериям уважаемый.

Дело в том что Жасксылык Сабитов когда начинал изучать ДНК тесты самих Алшынов заметил что у всех один и тот же предок по ДНК ,при том что галлогрупа С3 монголоидная , сделав выводы он по моему решил что они Алчи-татары .

А моя версия она далеко от него не уходила ,в принципе он поспешил назвав их Алчи -татарами . В моем же пониманий они Монголы ,я по моему если вы знаете обсуждал на на этом форуме - Адаицы - о Меркитах и придерживаюсь этой точки зрения . Так где мое ,и где его .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголоиды не делятся никак?

Изначально населяли Восточную Евразию, сформировались на территории современной Монголии. Внешность отражает приспособление к условиям пустынь (пустыня Гоби — одна из самых больших по площади пустынь мира; находится в Монголии и северном Китае, территорию которых в основном населяют монголоиды). Главная черта — защита глаз от повышенной инсоляции, пыли, холода и т. д. Для этого служит узкий разрез век, дополнительная складка — эпикантус, тёмная радужка, густые ресницы, выступающие скулы с подушками жира, длинные (если не стричь) прямые и черные волосы. Выделяют две контрастирующие группы: северную (массивные, высокие, светлокожие, с крупным лицом и низким сводом черепа) и южную (грацильные, невысокие, смуглые, небольшое лицо и высокий лоб). Этот контраст вызван действием фактора инфантилизации в перенаселенных южных регионах. Молодая раса — около 12 тысяч лет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...