Перейти к содержанию
rim

Фольк-хистори в Казахстане

Рекомендуемые сообщения

я не скрываю, и мое мнение следующее,

караханидское завоевание мавераннахра поставила точку каким быть ему персидским или тюркским, получился симбиоз, персидское государсво и их доминирование было приостановлено, с этой эпохи мавераннахром правили только тюрки (было по правде один раз вроде сарбадары пытались отнять это доминирование), возможно если бы не это, мавераннахр был бы таджикским.

Бахтияр, не этот ли период является тем самым временем "царя Гороха" (о котором я писал раньше), когда появились первые сарты как тюрко-персидский симбиоз? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, первые "сарты" образовались еще раньше (по старым коментам Канишки):

Итак, первые тюрки на этой территории – тюрки каганата, которые прочно укоренились в Тохаристане, Ташкенте, в долине Зарафшана(что засвидетельствовано китайскими, арабскими и другими источниками). По-видимому, тогда и начинается формирование синтетического этноса (сарт).

Примерно в VIII веке в Ферганской долине появляется карлукский компонент(а кто жил в Ферганской долине(за исключением территории Намангана) – вопрос спорный).

X-XI вв. – вторжение тюрков-караханидов. Прослеживается массовое мигрирование тюркоязычных племён на территорию Узбекистана. Но тогда в Тохаристане, Самарканде, Бухаре, Ташкенте уже жило значительное количество тюркоязычного этноса и различия между языками «местных» и караханидских тюрков были налицо. Это якобы подтверждает памятник из Карши – «Тафсир», который пока плохо изучен. Несомненно, что слияние этих двух тюркских компонентов имело место, причём с заметным влиянием иранских элементов. Это обусловлено культурной гегемонией местных жителей. Вот вам и сарты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Джувейни, Рашид-ад-Дина, в Сокровенном сказании монголов и у др. вы не найдете, чтобы родные кочевья Чингизхана назывались Монголией или монгольским словом.

Везде по тексту обязательно не монгольские названия: "[коренной]юрт" (что значит ата юрт), старинное, древнее становище (орда) и Могулстан.

Читаем у Рашид-ад-Дина (Джами-ат-таварих):

«Когда ослабли сила и ярость холода и наступили первые дни весны, все царевичи и эмиры направились со [всех] сторон и краев к старинному юрту и великой ставке. 95 Из Кипчака – сыновья Джучи-хана: Урадэ, [19] Бату, Шейбан, 96 Берке, Беркечар, Бука-Тимур; из Каялыга – Чагатай со всеми сыновьями и внуками; из Имиля и Кунака 97 – Угедей-каан с сыновьями и своим родом; с востока – их дяди (если расположить юрт на Ононе и Керулене, то какие дяди с востока?; 98 Отчигин, Бильгутай-нойон и их двоюродный брат Илджидай-нойон, 99 сын Качиуна, – со всех сторон в местность Келурен явились эмиры и сановники войска. Тулуй-хан, почетные прозвища которого Еке-нойон 100 и Улуг-нойон, – глава дома и коренного юрта своего, 101 – был уже та».

«Рассказ о возвращении Чингиз-хана после завоевания области тазиков к старому [своему] становищу и событиях, которые там произошли»:

«После завоевания страны тазиков, в год бичин, который является годом обезьяны, начинающийся с мухаррама 621 г. х. 24 января – 22 февраля 1221 г. н.э.], Чингиз-хан привел в исполнение свое] намерение вернуться к [своему] коренному становищу [макам] и к древнему [своему] юрту. Причиной поспешности в этом деле было прибытие известия о восстании жителей Тангута, которые вследствие продолжительности времени [его] отсутствия стали колеблющимися [в своих помыслах]. Он отправился по дороге [через] горы Бамиана, а обозу [угрук], который он [раньше] оставил в пределах Баглана, 1423 приказал сняться с места [и идти по указанному направлению]. Переправившись той зимой через Джейхун, он расположился в окрестностях Самарканда.

Когда Чингиз-хан выступил оттуда, он приказал Туркан-хатун, матери султана Мухаммеда, и его женам [харамха] выйти вперед и громко оплакивать государство [султана], пока монгольские войска не пройдут перед ними.

Когда оттуда [от Самарканда] он дошел до реки Бенакета [т.е. до Сыр-дарьи], все сыновья, за исключением Джочи, собрались к отцу и они устроили там курилтай. Затем, выступив из той местности, они шли медленно и спокойно от стоянки к стоянке, пока не дошли до своего коренного юрта и стойбища (медленно и спокойно до самой Восточной Монголии???!!!)[макам]».

«Рассказ о возвращении Чингиз-хана из страны тазиков на свой коренной юрт и стойбище [макам] и о его остановке в своих ордах»:

«Возвращаясь после завоевания областей тазиков, Чингиз-хан в году бичин, который является годом обезьяны, соответствующим 621 г. х. [1224 г. н.э.], перезимовал и провел лето в пути. Когда он дошел до пределов своих орд, к нему вышли навстречу Ку-билай-каан, которому было 11 лет, и Хулагу-хан, которому было 9 лет. Случайно в это время Кубилай-каан подбил зайца, а Хулагу-хан дикую козу в местности Айман-хой, 1437 на границе страны найманов, близ Имил-Кучина 1438 по ту сторону реки Хилэ [?], поблизости от области уйгуров (по-моему описание подходит для китайской Джунгарии, где рядом и Алтай с найманами, и Имил, и уйгуры...)».

«Рассказ о прибытии Джэбэ и Субэдая в область Ирак, Азербайджан и Арран, об избиениях и разграблениях, учиненных в этих странах, и об их уходе дорогою на кипчакский Дербенд в Монголию»:

«Когда султан Джелал-ад-дин бежал из Нишапура и направился в Газнин, Джэбэ и Субэдай отправили посла к Чингиз-хану [с известием]: «Султан Мухаммед умер, а сын его Джелал-ад-дин бежал и пришел в ту страну. Теперь мы, освободив сердце от [заботы] о них, согласно требованию, которое было определено приказом Чингиз-хана, бог даст, сможем прибыть в Могулистан, [но] это ведает мощь великого господа и счастье Чингиз-хана! [227]».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как метко заметил уважаемый Атыгай в этой теме - несовпадет одна из принятых деталей (например об отсутствии кыргызов в татарское время в 12-13 вв. на Тянь-Шане) и вся искусственная конструкция рухнет - средневековые тюрко-монголы окажутся далеко за пределами Монголии, в Семиречье и у Джунгарских ворот!

По нашей с уважаемым Атыгаем версии, очагом и центром формирования Монгольского каганата (империи) были районы Алаколя, Эмиля и Кобука.

Известный историк С.Г.Кляшторный эту местность определяет слегка иначе, как "Восточный Тянь-Шань по соседству с Таримским бассейном (Восточный Туркестан)" и связывает с ней формирование царского рода тюрков Ашина, а Ю.А.Зуев еще и царского дома уйсуней.

Фрагмент интервью С.Г.Кляшторного интернет форуму КУБ центральноазиатского исторического сервера:

- Уважаемый Сергей Григорьевич,.... Кем были первые тюрки, в каком регионе следует искать очаг зарождения этой общности? Подтверждается ли Ваша теория о прародине тюрков в Восточном Туркестане, ....? Как Вы относитесь к давней гипотезе Ю.Зуева о тождестве тюрков Ашина и усуней, опирающейся на схожесть сюжетов в легендах об их происхождении от волчицы?

– Общетюркская проблематика по вопросам этногенеза кратко изложена мною в книге С.Г.Кляшторный, Т.К.Султанов. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2004 (2-е изд.). С. 90-94. Тот же раздел есть и в 1-м издании.

О Восточном Туркестане как прародине тюрков я никогда не писал, это абсурд. Речь шла только о формировании царского рода тюрков Ашина на Восточном Тянь-Шане, т.е. по соседству с Таримским бассейном. Эти положения можно посмотреть и в других моих работах. Гипотеза Ю.А.Зуева об Ашина – усунях не представляется мне обоснованной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДЖУНГАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Годы Великого бедствия

Глоссарий

Джунгарское ханство – ойратское (калмыцкое) государство, которое существовало в XVII-XVIII веках на территории между озером Балхаш, горами Тянь-Шань и верховьями Иртыша (Джунгария). На карте Петра Великого, составленной пленными шведскими офицерами приблизительно в 1720-1725 годах, среди окружающих Россию государств, зелёным цветом выделено Калмыцкое государство, называемое некоторыми историками Джунгарским ханством. Датой образования Джунгарского ханства считают 1635 год. Подталкиваемое с востока китайской империей Цин, оно начало походы в казахскую степь. Вторжения джунгар имели целью захват территорий и, прежде всего, пастбищ, так как кочевое скотоводство было основной материальной базой Джунгарии. Накопление многочисленных стад требовало расширения кормовой базы. Остро ощущался недостаток хороших пастбищ на дальних кочевьях. Кроме того, захватчиков весьма привлекал ясак (налог на покоренных). Джунгары (самоназвание ― ойраты, по-казахски ― калмыки) стали регулярно вторгаться в казахские степи. В XVII веке начались ожесточенные войны между двумя последними великими кочевыми государствами: Казахским и Джунгарским.

В 1723-1727 годах джунгары совершили самое опустошительное вторжение, запечатлённое в народной памяти казахов как «Актабан шубырынды» ― «Годы великого бедствия». В это время значительная часть казахского народа, раздробленного на множество враждовавших между собой владений, была вырезана джунгарами. Массы обездоленных людей, спасаясь от захватчиков, бежали на узбекские земли в Самарканд и Бухару.

В 1723 году ситуация в казахско-джунгарских отношениях резко изменилась к худшему. Джунгары обезопасили себя с востока и, воспользовавшись раздробленностью казахов, двинулись всей своей мощью на них.

Весной 1723 года с 70-тысячным войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откочевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Доба и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправилось скитаться в Самарканд и Ходжент, Младшего жуза ― в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей.

В 1724-1725 годах джунгары захватили Туркестан и Ташкент, разрушая эти города. При этом погибло две трети всего народа. Джунгары удачно выбрали момент, когда казахи находились еще на своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских воинов был опыт многолетней войны против китайских войск.

В 1727-1730 годы произошли битвы на реке Буланты в предгорьях Улутау и горах Анракай в западном Семиречье с войсками хунтайджи Галдан Цэрэна.

Годы, названные в истории «Годами Великого бедствия», принесли страдания, голод, разрушение, нанесли невосполнимый урон развитию общества, тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен.

Многие казахские племена под напором джунгар вынуждены были покинуть веками насиженные места. Это повлекло неминуемое разорение и гибель.Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду: «Брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера…» В эти годы родилась старинная казахская песня-плач (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!») как символ народной скорби об этой трагедии.

Основная причина такой тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство, несмотря на нависающую угрозу независимости, долго оставалось раздробленным государством.

Внутриполитическое положение ханства в конце XVII-начале XVIII веков было сложным. Реформы Тауке-хана, направленные на централизацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях всеказахского курултая 1710 года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент снова брать в свои руки бразды правления. Но после смерти Тауке в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып-хана и Абулхаира организовать сопротивление против джунгар не дали результатов. На протяжении более 100 лет казахи вели ожесточенные войны с джунгарами. Но самыми трудными для казахов были «Годы Великого бедствия» («Актабан шубырынды»).

Для казахского народа джунгарское нашествие имело страшные последствия. Были нарушены традиционные маршруты кочевок казахов. Кочевники лишились плодородных пастбищ, сократилось поголовье скота. В упадок и запустение пришли города Семиречья (Жетысу) и юга Казахстана. Прекратилась торговля с соседними государствами. Многие города были разрушены. Пленное казахское население угонялось на территорию Джунгарии. Погибло две трети степного населения. Часть казахов оказалась в рабстве. Начался голод. Выжившее население платило завоевателям огромные налоги.

http://moodle.nci.kz/mod/resource/view.php?r=1694&frameset=ims&page=3

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где это вы скопипастили, мой скрытый друг из Darvi sum Govi Altai? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где это вы скопипастили, мой скрытый друг из Darvi sum Govi Altai? :D

Не видно ? http://moodle.nci.kz...eset=ims&page=3

Я Хукер ,а не Аза найман. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10-11 вв. когда только начиналось объединение монголов жалаиры расселены были по-соседству с монголами и между ними были близкие контакты. После возвышения монголов при Чингизхане жалаиры стали называться «унаган богол», т.е. служивыми людьми. Чингизхан сделал их таковыми за преданную службу своим дедам и многих жалаиров поставил командовать войсками.

К якобы монгольскому термину «унаган богол» уж очень напрашивается казахское объяснение: B)

Ұна - нравиться, приходиться по вкусу

Ұнаған - полюбившийся, полюбившиеся; понравившийся, понравившиеся

Бұғалық - 1. аркан для поимки необъезженных лошадей 2. перен: зависимость, иго

Бұғау - 1. кандалы, оковы, цепи 2. перен: подчинить себе, сделать зависимым, угнетать

Бұғаула - заковать в кандалы, сковать (руки, ноги)

Бұғаулы - 1. закованный, в кандалах, в цепях 2. перен: зависимый, угнетенный

А потому, вероятно так называемый старомонгольский "унаган богол" ближе к казахскому "ұнаған бұғаул", чем к современным монгольским языкам и означает "полюбившиеся прислужники", а точнее "привиллегированные слуги".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К якобы монгольскому термину «унаган богол» уж очень напрашивается казахское объяснение: B)

Ұна - нравиться, приходиться по вкусу

Ұнаған - полюбившийся, полюбившиеся; понравившийся, понравившиеся

Бұғалық - 1. аркан для поимки необъезженных лошадей 2. перен: зависимость, иго

Бұғау - 1. кандалы, оковы, цепи 2. перен: подчинить себе, сделать зависимым, угнетать

Бұғаула - заковать в кандалы, сковать (руки, ноги)

Бұғаулы - 1. закованный, в кандалах, в цепях 2. перен: зависимый, угнетенный

А потому, вероятно так называемый старомонгольский "унаган богол" ближе к казахскому "ұнаған бұғаул", чем к современным монгольским языкам и означает "полюбившиеся прислужники", а точнее "привиллегированные слуги".

фольк

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

фольк

По сути есть что возразить? Или лишь бы что-то брякнуть? :D

Я в своей этимологии прав. Жалаиры были действительно потомственными или привиллегированными слугами или прислужниками рода Чингизхана.

Весь секрет, имхо, кроется в языке племен, окружавших Чингизхана, в науке который принято называть старомонгольским, но который я считаю более близким к современому казахскому, чем к современным монгольским языкам.

Сравните:

В рукописях употребелно 2 термина:

аўткў-бўгўл (у русскоязычных комментаторов "отэгу богол")

унађан бўгўл ( - "" - "унаган богол")

Которые объясняются исследователями и комментаторами рукописей как:

аўткў-бўгўл - древние или старые слуги, рабы, вассалы

унађан бўгўл - потомственные или исконные слуги, рабы, вассалы

Вы меня разозлили! :)

Потому попытаюсь объяснить на основе казахского языка и второй термин, более древний "аўткў-бўгўл" (отэгу богол)- могу предположить, что "аўткў" в казахском языке это "өткөн" (пишется как - өткен) - прошлое, давно минувшее время (времена), т.е. древнее и старое.

Что мы имеем?

аўткў-бўгўл (источник) = өткөн бұғаул (каз.яз.) = отэгу богол (рус. яз. комментаторы) = слуги минувших лет, слуги старых времен, т.е. слуги дедов

унађан бўгўл (источник) = ұнаған бұғаул (каз.яз.) = унаган богол (рус. яз. комментаторы) = полюбившиеся, привиллегированные или потомственные слуги

Пусть другие участники объяснят на основе своих языков - монгольских (халх, бурятского, калмыцкого) и тюркских (кто желает).

И вместе сравним.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я предвижу какое "объяснение" последует от уважаемых братьев монголов и от испытываемого перед ними страх (монголофоба) Алп-Бамси. :D

Что в казахском языке слова: ұнаған, өткен и бұғаул монголизмы, без всяких объяснений! :lol:

Просто другого варианта у них по-моему нет. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К якобы монгольскому термину «унаган богол» уж очень напрашивается казахское объяснение: B)

Ұна - нравиться, приходиться по вкусу

Ұнаған - полюбившийся, полюбившиеся; понравившийся, понравившиеся

Бұғалық - 1. аркан для поимки необъезженных лошадей 2. перен: зависимость, иго

Бұғау - 1. кандалы, оковы, цепи 2. перен: подчинить себе, сделать зависимым, угнетать

Бұғаула - заковать в кандалы, сковать (руки, ноги)

Бұғаулы - 1. закованный, в кандалах, в цепях 2. перен: зависимый, угнетенный

А потому, вероятно так называемый старомонгольский "унаган богол" ближе к казахскому "ұнаған бұғаул", чем к современным монгольским языкам и означает "полюбившиеся прислужники", а точнее "привиллегированные слуги".

Казахский "Ұна, Ұнаған" не имеет отношение с монгольским "унаган".

Ұна, Ұнаған - это наверное общетюркское слово "ына-" - нравиться, любить/ся. Почему в казахском в виде Ұна??? Наверное монголы так испортили... :lol:

ынак - люыбимый, любивший, понравиьшиеся (на монгольском янаг :D - тюркизм)

Монгольское слово унаган (унгу) - имеет значение жеребенок. Слово в переносном смысле означает коренной, древний с младшего возраста (жеребьячего).

унаган дэл - грива лошади не тронутый со жеребьячего возраста (кулун жал :D )

унаган боол - коренной раб/слуга с древних времен.

Бұғалық - 1. аркан для поимки необъезженных лошадей 2. перен: зависимость, иго

Бұғау - 1. кандалы, оковы, цепи 2. перен: подчинить себе, сделать зависимым, угнетать

Бұғаула - заковать в кандалы, сковать (руки, ноги)

Бұғаулы - 1. закованный, в кандалах, в цепях 2. перен: зависимый, угнетенный

Удивлялся чё за казахи аркан называют словом бұғаулык, бұғаул??? :blink:

Оказывается чистый монголизм у них как "нагашы". :lol: :lol:

Монгольском:

бугуйл - аркан для ловля лошадей и других

А слово богол, боол - раб/слуга другое слово от "бугуйл".

Вот так стоят дела дорогой юрист-маньчжуровед! :lol:

PS:

Прямой перевод слова "унаган богол" на казахском будет "кулун кулы" или "кулун шактан кулы"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахский "Ұна, Ұнаған" не имеет отношение с монгольским "унаган".

Наверное монголы так испортили...

чистый монголизм

Мой прогноз оправдался на все 100%!!! Все приводимые мною казахские слова, существующие и в других тюркских языках (а это порядка 2-3 тысяч слов в разных темах!!!) ничто иное, как чистейшие монголизмы. Ай-да молодец, казаховед! :osman6ue::lol:

унаган унгу - жеребенок жеребьячего

со жеребьячего возраста

Прямой перевод слова "унаган богол" на казахском будет "кулун кулы" или "кулун шактан кулы"

:lol: Вы хоть предупреждайте, что шутите.

Бред сивого жеребенка. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я предвижу какое "объяснение" последует от уважаемых братьев монголов и от испытываемого перед ними страх (монголофоба) Алп-Бамси. :D

страх есть, но не от монголов, а от несправедливости

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мой прогноз оправдался на все 100%!!! Все приводимые мною казахские слова, существующие и в других тюркских языках (а это порядка 2-3 тысяч слов в разных темах!!!) ничто иное, как чистейшие монголизмы. Ай-да молодец, казаховед! :osman6ue::lol:

:lol: Вы хоть предупреждайте, что шутите.

Бред сивого жеребенка. :D

Честно говоря дорогой АксКерБорж, обнаружил что из юристов всех мастей во всем мире не выводить хороших маньчжуроведов. Это мое мнение, сугубо личное как сказать.

Наука и знание должно быть основываться на разум и справедливость, а не на преднамеренный юридико-маньчжуризме. :lol: :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может не в тему...

Почему казахи называют час, время как сагат, а остальное по монгольски "шак".

Монгольски цаг - время, период, у казахов как обычно "шак".

А казахи говорят как "кай шактан", а было бы правильным "кай сагаттан" :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может не в тему...

Почему казахи называют час, время как сагат, а остальное по монгольски "шак".

Монгольски цаг - время, период, у казахов как обычно "шак".

А казахи говорят как "кай шактан", а было бы правильным "кай сагаттан" :rolleyes:

у казахов уйма слов связанный со временем:

shaq, uaq, uaqyt, sagat, mezgil, mausym, kezen, dauir и т.д.

но конечно же АКБ отберет и покажет именно похожих на монгольских.

sagat, shaq, uaq, uaqyt - ИМХО из одного корня

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все древние и средневековые империи и государства Евразии были созданы тюрками-кочевниками, а узбеки и уйгуры нового и новейшего времени (19 век, начало 20-го) по своей персо-таджикской оседлой культуре и быту, в основном, являются т.н. сартами. Разве не так? Настоящие узбеки (не сарты) были кочевниками, как и древние уйгуры. То, что многие современные народы присвоили себе громкие исторические названия тюрков-кочевников (узбек, уйгур, монгол, татар, авар, турк, болгар, мадъяр, китай, и т.п.) сбивает с толку несведущих людей, которых большинство. А завтра кто-то начнет называть себя, скажем, гуннами, хазарами, эфталитами, печенегами, половцами и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему казахи называют час, время как сагат, а остальное по монгольски "шак".

Монгольски цаг - время, период, у казахов как обычно "шак".

А казахи говорят как "кай шактан", а было бы правильным "кай сагаттан" :rolleyes:

у казахов уйма слов связанный со временем:

shaq, uaq, uaqyt, sagat, mezgil, mausym, kezen, dauir и т.д.

но конечно же АКБ отберет и покажет именно похожих на монгольских.

sagat, shaq, uaq, uaqyt - ИМХО из одного корня

Ответ прост и един, который подтверждается историческими реалиями - это сплошь тюркизмы, но если хотите конкретики, то точнее это сплошь казахизмы. Дорогой казаховед Enhd, вы можете легко убедиться в последнем моем утверждении из личного знания своего родного языка - тюркского тывинского, вы же тюрк и со своим знанием тывинского, казахского (как казаховед конечно, не более того :ozbek: ) и халхаского вы можете легко все понять, а не спорить "лишь бы для спора". B)

Короче, без конкретики слушать вас не буду, а Алп-Бамси тем более, который даже не знает казахского, он лучше бы выссказал свою позицию про модератора как джентельмен. :az1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

честно говоря становится смешно, когда некоторые представители казахов говорят о своем былом величии. где и когда оно было это величие? когда страна казахов была великой державой? кто считал казахов великим народом?

ни один из народов туркестана сам по себе не является великим, макс средние или ниже среднего в мировой иерархии народов, это на самом деле так, это есть правда,

если же говорить о былом величии туркестана, то это общее наследие, только сообща можно говорить, что наш регион, наша страна была великой, наши предки были такими.

данный фольк и тролль "старик" давно вызывает у меня неприязнь, он пропагандирует открыто этническое превосходство и высокомерие, молодежь начитавшись подобного также пишет чушь в сети, начинает оскорблять других, начинаются разборки, причем не только в сети.

Типичные рассуждения человека выросшего на русскоязычных книгах по истории Степи. Любой же, кто прочитал достаточное количество источников по истории Азии, Евразии, Европы и Северной Африки на иностранных языках, и кто знает родо-племенной состав казахов (а также ногайцев, степных крымских татар - тех же по сути ногайцев, кыргызов, башкир) придет к одному-единственному выводу, что тюрки-кочевники - прямые и непосредственные предки казахов - сыграли просто колоссальную роль в истории человечества. А оседлые тюрки, (и полу-тюрки, а также евреи - например, Рашид-ад-Дин) играли лишь вспомогательную роль (писари, историки, переводчики, советники, учителя, купцы, послы и т.п.).

Их потомки, как и халха-монголы, присвоив себе громкие имена тюрков-кочевников, теперь активно спекулируют на этом, сбивая с толку и дилетантов и даже многих профессионалов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы играете понятиями,

ключевой момент теперь, я так понял уже предки казахов, а не сами казахи, так вот они не только предки казахов.

Я бы назвал казахов :qazaq1: отцами многих народов-метисов. ^_^

Предки казахов (т.е. казахи до 15 века) и сами казахи (после их "возникновения" в 15 веке) абсолютно ничем не отличались друг от друга - кочевали, жили в юртах, пили кумыс, ели конину, охотились с бекркутами, выбирали и поднимали ханов на белой кошме, женились по тем же обычаям (сватовство, калым, левират), разговаривали на тюркском языке, поклонялись Тенгри, и т.д. и т.п. Так что все, что связано с средневековыми и древними тюрками имеет самое прямое и самое непосредственное отношение к казахам (и некоторым близким им по культуре народам - вернее к кочевым частям народов таких как крымские татары и узбеки). Правильнее и точнее было бы говорить и писать не о "древних тюрках" (по английски например это "древние турки"!), а о древних казахах. У казахов украли все названия какие только можно - даже самоназвание казак! В исторический литературе о Степи везде же фигурируют сбивающие с толку самоназвания современных народов - татары, монголы, уйгуры, узбеки, турки, хотя по культурной и языковой сути своей они все были казахами или чем-то вроде казахов.

Так же как и "исчезнувшие бесследно" гунны, половцы, печенеги, авары, хазары. А казахи, как утверждает совковая историография, "появились" из ниоткуда в 15 веке - с Луны прилетели, и у них не было никаких предков. :lol: Вернее они появились якобы "от смешения тюркских и монгольских кочевых племен" - вот только, как выясняется, все эти т.н. "монгольские племена" тоже все поголовно были тюркскими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ответ прост и един, который подтверждается историческими реалиями - это сплошь тюркизмы, но если хотите конкретики, то точнее это сплошь казахизмы. Дорогой казаховед Enhd, вы можете легко убедиться в последнем моем утверждении из личного знания своего родного языка - тюркского тывинского, вы же тюрк и со своим знанием тывинского, казахского (как казаховед конечно, не более того :ozbek: ) и халхаского вы можете легко все понять, а не спорить "лишь бы для спора". B)

Короче, без конкретики слушать вас не буду, а Алп-Бамси тем более, который даже не знает казахского, он лучше бы выссказал свою позицию про модератора как джентельмен. :az1:

1.

Значительное сходство в фонетике тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, которое по подсчетам самого В.Л.Котвича выражается в общности 25% лексических и 50% морфологических элементов в тюркских и монгольских языках и в общности 10% лексических и 5% морфологических элементов между тюркскими и монгольскими, с одной стороны, и маньчжурскими языками - с другой, весьма убедительно и красноречиво свидетельствует в пользу единой алтайской семьи языков, наличия которой не отрицает и В.Л.Котвич, оговаривая становление этой семьи на базе типологического сходства этих языков между собой.

2. Казахский - мой родной язык. Уверен, знаю его лучше Вас.

Стас хорошо разбирается в истории. Плохо то, что он иногда несправедливо скрывает сообщения (в том числе мои).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Туркестан*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

V. Изложенными данными о природе Туркестан* вполне определяется размещение в этой стране человека; необозримые степи и пустыни вследствие климатических особенностей и отсутствия орошения населены очень мало, а местами и совершенно безлюдны, между тем как у подошвы гор, в оазисах, изрезанных сетью ирригационных каналов, ютится сравнительно густое население. В общем Туркестан* населен слабо; в той части его, которая находится в непосредственном владении России, на кв. км приходится с небольшим 3 чел. Слабее всего населена Закаспийская обл. (0,7 чел.), причем в Мангышлакском у. этой области, занимающем пустынное плоскогорье Устюрт, населенность вдвое меньше. Те же условия повторяются в Ферганской обл. на Памире, где на одного человека приходится до 26 км пространства, и в горной части Самаркандской обл. Без Памира Ферганская обл. — самая населенная из областей Туркестан* (на 1 кв. км ок. 17 жит.); за ней следует обл. Самаркандская (до 12,4 жит.). Бухара и Хива населены почти одинаково (по 8 чел.). В хорошо орошенных оазисах население живет весьма плотно: во многих цветущих местностях Ферганы и долины Зеравшана приходится не менее 135 жит. на 1 кв. км, т. е. не менее, чем в Англии. В этническом отношении население Туркестан* в общем довольно однородно и представляет аггломерат и продукт смешения двух рас: тюрко-монгольской и индоевропейской. Будучи еще в доисторические времена местом обитания арийцев иранской ветви и средоточием иранской культуры, Туркестан* в течение ряда веков представлял арену кровавой борьбы коренного населения с надвигавшимися сюда со всех сторон волнами завоевателей. После походов Александра Македонского, доходившего, вероятно, до самой Ферганы, и господства скифов и китайцев первым ударом, потрясшим до основания Туркестан*, было нашествие арабов, которые в VIII в. с оружием в руках распространили здесь учение Магомета и включили этот край в состав халифата. Господство арабов, остатки коих сохранились кое-где (Самаркандская обл.) и поныне, было непрочно, но в религиозной борьбе ислам одержал верх над учением Зороастра и сделался не только господствующей религией, но и основанием дальнейшей цивилизации Туркестан* Вместе с религией арабы внесли в страну науку и водворили в ней культуру, успешно развивавшуюся до самого нашествия монголов. В начале XIII в. на Туркестан* вновь ринулись полчища завоевателей, на этот раз с С — монголы; кочевники эти, превратив большую часть края в пустыню, подчинились, однако, с течением времени его культуре, и один из городов Туркестан* — Самарканд сделался средоточием огромного царства Тимура. В XVI в. новая волна кочевников затопила весь Туркестан*, едва оправившийся от нашествия монголов; на него нахлынули тюрки-узбеки, а немного спустя в сев. его части водворились казаки (киргизы). Однако и древние, и новые завоеватели, подобно монголам, испытали влияние коренного населения, и с течением времени всюду, где пришельцам приходилось ближе сталкиваться с туземцами, рассеянными, загнанными в горы и смешавшимися с монголо-тюркскими племенами, но все еще сильными древней арийской культурой, они покидали свои степи, оставляли кочевой образ жизни и становились мирными оседлыми земледельцами и горожанами. В последние годы на помощь остаткам древних арийцев в культурной борьбе их с тюрко-монгольским миром явился новый, в лице представителей сев. и западных арийцев — русских. В настоящее время группировка народностей в русской части Туркестан* и численность их представляется в следующем виде. Главную массу населения составляют тюрко-монгольские народы, занимающие всю степную и часть горной области края; наиболее типичным и многочисленным представителем их являются киргизы (36% всего населения), распадающиеся, в свою очередь, на степных киргизов, или казаков (29%), и горных каракиргизов (7%). Киргизы населяют равнинные местности, преимущественно в Сырдарьинской и Семиреченской обл.; часть их живет в сев.-зап. углу Закаспийской обл. Каракиргизы живут в горах, главным образом Семиреченской и Ферганской обл. И те, и другие ведут пастушеский образ жизни, живут круглый год в войлочных юртах (палатках) и занимаются почти исключительно скотоводством; местами, при благоприятных условиях, киргизы понемногу занимаются земледелием (Семиреченская и Сырдарьинская обл.) и начинают обращаться к оседлому быту. Другой в значительной мере также пастушеской народностью являются туркмены (5%), представляющие господствующее население Закаспийской обл.; некоторые племена их (текке и друг.), живущие у подошвы Копетдага и по pp. Теджену и Мургабу, уже занимаются земледелием и имеют постоянные местожительства, но основным промыслом их все-таки является первобытное степное скотоводство, и до сих пор туркменские селения представляют странное смешение глиняных мазанок с юртами. К тюрко-монгольским народам относятся также узбеки и кипчаки (19%), составляющие главную массу населения Самарканда и некоторых мест Ферганской и Сырдарьинской обл. Огромное большинство узбеков в настоящее время уже совершенно осело и занимается земледелием, садоводством и проч. Так как небольшая часть узбеков все-таки еще ведет кочевой образ жизни, то можно предположить, что общее количество кочевников в Туркестан* лишь немногим менее половины всего населения края. После киргизов первое место по численности занимают так называемые сарты (24%), народность, происхождение которой точно не известно, но которая, несомненно, является продуктом смешения арийцев с тюрко-монголами с преобладанием первых; доказательством этому служит, между прочим, и тип сартов, напоминающий иранцев, и их духовные качества. Сарты составляют массу городского и сельского населения в Фергане и в некоторых местностях Сырдарьинской и Самаркандской обл.: они очень подвижны, ловки, способны и более других местных народностей склонны к торговле. К сартам же должны быть отнесены таранчи, живущие в количестве нескольких десятков тысяч в оазисах Семиреченской обл. и занимающиеся земледелием. Коренное иранское население края в настоящее время немногочисленно; остатки его сохранились под именем таджиков (9 1/2%), живущих в горах Ферганской и Самаркандской обл. и занимающихся земледелием. Из остальных народностей следует отметить: дунган (китайцы-мусульмане), переселившихся около 25 лет тому назад в Семиреченскую обл. из Китая и занимающихся земледелием и огородничеством; каракалпаков, живущих в довольно значительном числе в центре Ферганы и в низовьях Амударьи; татар и евреев, рассеянных по городам и занимающихся торговлей, наконец, небольшое число армян, персов, индусов, афганцев, цыган и даже потомков арабов, почти совершенно ассимилированных узбеками. Все эти мелкие народности, живущие преимущественно в городах, составляют около 2% всего населения края. Остальные 4 1/2% приходится на русских, живущих в числе около 230000 в различных местностях края; в Ферганской обл. русские составляют до 0,4% всего населения, в Закаспийской обл. — 1%, в Самаркандской — 1 1/2%, в Сырдарьинской — 3 1/2 и, наконец, в Семиреченской, где первые казачьи поселения возникли в 1848 г., около 15%. Русские составляют интеллигентный и чиновный класс в городах, а местами образуют довольно значительные острова почти сплошного сельского земледельческого населения. Далее всего подвинулась русская колонизация в Семиреченской обл.; в 1854 г. был основан г. Верный, и в настоящее время на предгорьях имеется 60 русских селений, из которых 29 представляют казачьи станицы, а 31 — переселенческие крестьянские поселки. В Сырдарьинской обл. русская колонизация началась в 1876 г. и ныне здесь имеются 55 поселков, из коих около половины расположено на сев. предгорьях Александровского хр. В Закаспийской обл., позже других присоединенной к России и отличающейся крайне тяжелыми условиями для колонизации ее пришлым из внутренних губерний России элементом, образовано уже 16 русских селений, из коих одно (Алексеевское) является самым южным поселением в России и расположено всего в 120 вер. к С от Герата. В Самаркандской обл. имеются 9 поселков, расположенных главным образом в Голодной степи по берегу Сырдарьи, в Ходжентском у.; с устройством здесь орошения, к чему уже приступлено минист. земледелия и госуд. имущества, сев.-вост. часть Голодной степи может представить в недалеком будущем крупный оазис русского населения. Наконец, в Ферганской обл., где вследствие густого населения и отсутствия свободных земель колонизация подвигается туго, в настоящее время имеется 7 селений с более чем 2000 жителей. Таким образом, число русских поселений в Туркестан* достигло уже 147 (свыше 100 тыс. жит.). По вероисповеданию более 95% населения принадлежат к мусульманству. — В Бухаре и в Хиве преобладающей народностью являются узбеки; за ними в Бухаре следуют сарты, таджики, туркмены и киргизы, а в Хиве — туркмены и киргизы; русских в хивинских владениях насчитывается около 4 тыс., а в бухарских — около 12 тыс. чел. Существенная разница в природе и условиях жизни между горной и равнинной частями Туркестан* обусловила резкое различие в быте и занятиях населяющих их народностей. У подошвы гор, где без особых затруднений возможно искусственное орошение полей, а кое-где и вдали от них по долинам рек живет оседлое население, главнейшим занятием и почти исключительной основой благосостояния коего являются различные отрасли земледелия. Вне орошенных местностей, вдали от рек и предгорий, в степях, где орошение, а следовательно, и земледелие и оседлая жизнь невозможны — единственным занятием кочевого населения является скотоводство. Такое деление, вполне верное в общих чертах, требует некоторого пояснения в том смысле, что и оседлые жители по необходимости разводят в довольно значительном количестве домашних животных, между тем как кочевые при благоприятных условиях засевают некоторые хлеба, как, напр., просо, ячмень и даже пшеницу. Тем не менее, если в хозяйстве оседлого жителя почти всегда имеется лошадь, осел, а иногда одна или две головы рогатого скота, то по крайней мере около половины всего кочевого населения вовсе не производит своего хлеба, а следовательно, в отношении продовольствия оно находится в полной зависимости от оседлого населения. Неустойчивость кочевого хозяйства в особенности выступает ярко в том случае, если какие-либо бедствия пошатнули благосостояние стад. К таким бедствиям, время от времени постигающим кочевников, относится недород степных трав, а главным образом гололедица, когда степь покрывается ледяной коркой, из-под которой животные не в силах добыть себе корм и гибнут массами от голода. Явление оседания кочевников, еще лет 25 тому назад почти неизвестное в крае, за последние годы становится все более и более заметным. Замирение края под владычеством русских, падежи скота от гололедицы, вытеснение кочевников оседлыми жителями из мест, наиболее удобных для их пребывания, проведение железных дорог и множество других причин имели следствием постепенное сокращение скотоводства на всем огромном пространстве степей Туркестан*, выразившееся в особенности резко в местностях, ближайших к горам и, следовательно, к оседлому населению. Потерявшие часть своих стад кочевники стали по необходимости садиться на землю и обращаться к занятию земледелием там, где только было возможно. В Казалинском и Перовском уу. Сырдарьинской области, населенных исключительно кочевым киргизским населением, еще 20 лет тому назад числилось не более 8000 дес. посевов, между тем как теперь их насчитывается более l00000 дес. В Семиреченской области киргизских земель числится под посевами более 160 тыс. дес. То же самое замечается и в Фергане, где можно проследить все фазисы перехода от чисто кочевого образа жизни к полукочевому и, наконец, к оседлому. Несмотря на все вышеизложенные условия, понуждающие кочевое население к занятию земледелием, большая часть его вследствие веками сложившихся традиций и привычек еще долго будет жить пастушеской жизнью и вести чисто скотоводческое хозяйство, тем более, что обширные пространства Туркестан*, являясь в большинстве случаев совершенно непригодными для земледелия, благоприятствует скотоводству.

Литература. В "Туркестанском сборн. сочинений и статей, относящихся до Средней Азии вообще и Туркестанского края в особенности", находящемся в Ташкентской публичной библиотеке и доведенном Межовым до 1884 г. числится более 150 томов. Несмотря на некоторые пропуски, сборник этот является важным источником библиографич. сведений о Туркестан* Обзор исследования Туркестан* с указанием главнейших литературных источников (главным образом по физико-географии и геологии) до 1884 г. имеется в сочин. И. В. Мушкетова, "Туркестан" (т. I, СПб., 1886) и у Макшеева (см. ниже). Значительная часть литературы по Туркестан* указана в статьях наст. словаря: Бухара, Закаспийская обл., Памир и Семиреченская обл. Библиографические сведения о сочинениях и статьях по Туркестан* помещаются в "Изв. Имп. рус.геогр. общ.", "Туркестанских вед." и в "Рус. Туркестан*". Весьма важным источником сведений о Туркестан* являются издания местных областных статистических комитетов и обзоры областей, издаваемые в виде приложений к всеподданнейшим отчетам. Ниже приводятся сведения о важнейших и, главным образом, новейших сочинениях и статьях по Туркестан* П. П. Семенов, "Географ.-статист. Словарь Российской имп." (т. V, слово Туркест. ген.- губернат.); Леер, "Энциклопедия военных и морских наук" (т. VII, вып. 4 сл. Турк. воен. окр.); Э. Реклю, "Всеобщая география" (VI т.: "Азиатская Россия и среднеазиатские ханства", СПб., 1880); И. В. Мушкетов, "Туркестан* Геолог. и орогр. описание по данным, собранным во время путешествий 1874—80 г." (т. I, ib., 1886); А. Миддендорф, "Очерки Ферганской долины" (ib., 18 8 2); X. В. Гельман, "Наблюдения над движением летучих песков в Хивинском ханстве" ("Изв. Имп. рус. геогр. общ.". 1891, вып. V); Г. Д. Романовский, "Материалы для геологии Туркест. края" (вып. I—III, СПб., 1890); В. И. Липский, "Ледниковые области Арзынга, Мазара и Мука" ("Изв. Имп. рус. геогр. общ.", 1899, вып. б); С. Алфераки, "Кульджа и Тянь-Шань" ("Зап. Имп. рус. геогр. общ.", т. XXIII, вып. 2, СПб., 1891); И. И. Гейер, "Путеводитель по Туркестан*" (Ташкент, 1901); В. А. Долгоруков, "Путеводитель по всей Сибири и среднеазиатским владениям России" (Томск, 1900—01); Ф. П. Романов, "Сибирский торг.-промышленный календарь 1901 г." (ib., 1901); Д. И. Эварницкий, "Путеводитель по Средн. Азии" (Ташкент. 1893); "Зап. Вост. отд. Имп. рус. археол. общ." (т. I—XIII); "Сибирь и Великая Сибирская жел. дорога" (изд. 2, СПб., 1896); "Окраины России, Сибирь, Туркестан*, Кавказ" (ib., 1900); П. П. Семенов, "Туркестан* и Закаспийский край в 1888 г." ("Изв. Имп. рус. геогр. общ.", 1888, вып. V); В. И. Липский, "Гиссарская экспедиция 1896" (ib., 189 7, вып. 2); В. В. Киашко, "Военный обзор Закаспийской обл." (Асхабад, 1896); В. И. Липский, "Хребет Петра Вел. и его ледники" ("Изв. Имп. рус. геогр. общ.", 1898, вып. 4); Б. А. Федченко, "Поездка в Зап. Тянь-Шань для изучения ледников Талаского Алатау" (i b, 1898, вып. 4); А. И. Макшеев, "Исторический обзор Туркестан* и наступающего движения на него русских" (СПб., 1890). "Сборник материалов для статистики Сырдарьинской обл." (т. I—VIII, Ташкент, 1891—1900); "Сборник материалов для статистики Самаркандской обл. за 1 887—1888 г." (Самарканд, 1890); "Справочная книжка Самаркандской обл." (вып. I—IX, ib., 1893—1901); "Материалы для статист. описания Ферганской обл.", вып. I: "Андижанский у.", вып. II: "Маргеланский у." (Нов. Маргелан, 1899); В. З. Кушелевский, "Материалы для мед. географии и санит. описания Ферганской обл." (т. I, ib., 1890); "Обзор Закаспийской, Самаркандской, Ферганской, Сырдарьинской и Семиреченской обл." (с 1890 по 1899 гг.), "Сборник материалов, собранных среднеазиатской жел.-дор. экспедицией)" (вып. I, СПб., 1894); "Изв. Турк. отдела Имп. рус. геогр. общ." (т. I, вып. 1 и 2, Ташкент, 1898—1900); сборник "Русский Туркестан*" (т. I, ib., 1899); Capus Guillaume, "A travers le Royaume de Tamerlan etc." (Пар., 1892); A. И. Воейков, "Колебания климата и уровня озер Туркестан* и Зап. Сибири" ("Метеорол. вестн.", 1901, № 3); M. П. Лессар, "Заметки о Закаспийском крае и сопредельных странах" ("Изв. Имп. рус. геогр. общ.", 1884, вып. 1) и "Пески Кара-Кумы" (вып. 2); И. Сорокин, "Путешествие по русскому Тянь-Шаню в 1884 г." (ib., 1885, вып. 2); И. В. Игнатьев, "Предварительный отчет об экспедиции для исследования горной группы Хан-Тенгри" (ib., 1887, вып. 2); Залесский, "Краткий отчет о Хивинской, Амударьинской, Туркестанской, Оренбургской и Памирской астрономич, экспедициях, исполненных в 1889—91 гг." ("Зап. военно-топогр. отд. Главн. Штаба", 1894); В. Л. Комаров, "Барометрическая нивелировка Унгуза от Шииха до Мирза-Чирле в 1893 г." ("Изв. Имп. рус. геогр. общ.", 1895, вып. 1); Гедеонов и Залесский, "Каталог астрономических и тригонометрических пунктов Туркестанского воен. окр." ("Зап. воен.-топографич. отд. Главн. Штаба", 1896); Krahmer, "Russland in Asien. Band II. Russland in Mittel Asien" (Лпц., 1898); Евг. Марков, "Россия в Средней Азии" (СПб., 1901); H. Дингельштедт, "Опыт изучения ирригации Туркестанского края. Сырдарьинская обл." (т. I—II, СПб., 1893—95); H. Петров, "Об ирригации в Туркестанском крае" (Ташк., 1894); А. И. Глуховской, "Пропуск вод р. Амударьи по старому ее руслу в Каспийское море" (СПб., 1893); П. Лессар, "Оксус. Его древнее соединение с Каспийским морем" (Таш., 1891); А. М. Коншин, "О древнем течении Амударьи" ("Зап. Кавказского отд. Имп. русск. геогр. общ.", 1893); Л. И. Цимбаленко, "Кяризы Закаспийской обл." (СПб., 1896); А. М. Коншин, "Разъяснение вопроса о древнем течении Амударьи" ("Зап. Имп. русск. геогр. общ.", т. XXXIII, в. 1); С. Коржинский, "Очерки растительности Туркестан*" ("Зап. Акад. наук по физ.-матем. отделу", т. IV, № 4, СПб., 1896); В. Комаров, "Краткий очерк растительности горного Зеравшана" ("Труды СПб. общ. естеств.", т. XXIII, 1893); В. Комаров, "Материалы к флоре Туркестанского нагорья. Бассейн Зеравшана" ("Труды Имп. спб. общ. естест.", т. XXVI, 1896); А. Н. Краснов, "Опыт истории развития флоры южн. части Вост. Тянь-Шаня" ("Зап. Имп. русск. геогр. общ.", т. XIX, СПб., 1888); Н. Зарудный, "Орнитологическая фауна Закаспийского края" ("Мат. к познанию фауны и флоры Росс. имп. отд. зоол.", вып. II); Major С. S. Cumberland, "Sport on the Pamirs and Turkistan Steppes" (Эдинбург и Л., 1895); А. И. Федченко, "Путешествие в Туркестан*", вып. 23, т. II: "Зоогеографич. исслед.".часть VII: "Пресмыкающиеся и амфибии Турк. ген.-губернаторства", обработ. А. М. Никольским ("Изв. Имп. общ. любит. естеств., антр. и этн." т. 94); В. Ошанин, "Зоогеографич. характер фауны полужесткокрылых Туркестан*" ("Зап. Имп. русск. геогр. общ.", т. XXIII, вып. 1, СПб., 1891); кн. В. И. Масальский, "Хлопковое дело в Средн. Азии и его будущее" (СПб., 1892); М. П. Федоров, "Хлопководство в Средн. Азии" (СПб., 1898); В. М. Вирский, "Виноградарство в Самаркандском у." (Самарк., 1896); А. Шахназарова "Очерк сельск. хозяйства Туркестанского края" (СПб., 1898); Н. Маев, "Туркестанская выставка 1890г." (Ташк., 1890); Op. Шкапский, "Амударьинские очерки" (Ташк., 1900); кн. В. Масальский, "Лесоразведение без поливки в Туркестан* и его значение для края" ("Сельское хозяйство и лесоводство", № 7, 1892); Б. Г. (Глинский), "Кратчайший жел.-дор. путь из Центр. России в Средн. Азию" (СПб., 1899); кн. В. Масальский, "Чарджуй или Ташкент" ("СПб. ведомости", 1900, №№ 106 — 108); Н. П. Остроумов, "Сарты. Этнографические материалы" (Ташк., 1896), В. И. Наливкин, "Руководство к практическому изучению сартовского яз." (Самарк., 1898); С. А. Лапин, "Русско-узбекский словарь" (изд. 2, Самарк., 1899); Н. А. Аристов, "Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности" (СПб., 1897); О. А. Михайлов, "Туземцы Закаспийской обл. и их жизнь" (Асхабад, 1900); Б. Шапиров, "Наши пограничные окраины в Средн. Азии" (СПб., 1901); А. А. Половцов, "Отчет о положении переселенческого дела в Туркестан*" (СПб., 1898); М. И. Анненков, "Средн. Азия и ее пригодность для водворения в ней русской колонизации" ("Известия Имп. русск. геогр. общ.", 1889, вып. IV); кн. Э. Ухтомский, "От Калмыцкой степи до Бухары" (СПб., 1891); Г. Е. Катанаев, "Киргизские степи, Средн. Азия и Сев. Китай в XVII и XVIII стол." ("Зап. Сиб. отд. Имп. русск. геогр. общ.", 1893); В. О. Бартольд, "О христианстве в домонгольский период" ("Зап. Вост. отд. Имп. русск. арх. общ.", 1893—94); И. Л. Яворский, "Краткий отчет о научной командировке в Средн. Азию", I—III (Одесса, 1895); его же, "Отчет о географич. и антропологической поездке в Туркестан* летом 1894 г." ("Зап. Имп. новорос. унив.", 1896, вып. 7); В. А. Жуковский, "Древности Закаспийского края" и "Развалины старого Мерва" ("Мат. по арх. России", 1897, № 16).

Кн. В. М.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

этногенез казахов начал формирование после вторжения монголов

А вам не кажется странным тот факт, что казахи сформировались уже в 15 веке (это официальная версия, минимальная, касающаяся лишь государственности, но не народа), а монголы (я про халха) до настоящего времени не представляют из себя единого этноса?

Странно, не правда ли?

А те ли это монголы вообще? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...