Jump to content
rim

Фольк-хистори в Казахстане

Recommended Posts

Александр Александрович Бушков Чингисхан: Неизвестная Азия

Русские – это и есть тюрки! А точнее, одно из многочисленных тюркских племен, пришедших некогда из Азии. И в средние века на Руси исповедовали не христианство, а магометанство! И вообще, не только Россия, но и Европа родом из Азии! А Чингисхан – не только могущественный воин, герой и реформатор, но и наследник тысячелетних культур, существовавших в те времена, когда будущие «просвещенные» европейцы еще разгуливали в звериных шкурах и дубасили друг друга каменными топорами… Эти громкие заявления Александра Бушкова способны ошарашить любого, кто хоть мало-мальски знаком с традиционной историей России. Именно Чингисхан, по его мнению, показал всему миру настоящую Азию – не дурацкие необозримые степи, по которым носятся примитивные кочевники, а Великий континент, Великую цивилизацию, на просторах которой существовали могучие империи, опережавшие Европу по всем параметрам…

Чингисхан. Неизвестная Азия ЗАО «ОЛМА Медиа Групп Москва 2007

Александр Александрович Бушков

Чингисхан. Неизвестная Азия

Link to comment
Share on other sites

Александр Александрович Бушков Чингисхан: Неизвестная Азия

Русские – это и есть тюрки! А точнее, одно из многочисленных тюркских племен, пришедших некогда из Азии. И в средние века на Руси исповедовали не христианство, а магометанство! И вообще, не только Россия, но и Европа родом из Азии! А Чингисхан – не только могущественный воин, герой и реформатор, но и наследник тысячелетних культур, существовавших в те времена, когда будущие «просвещенные» европейцы еще разгуливали в звериных шкурах и дубасили друг друга каменными топорами… Эти громкие заявления Александра Бушкова способны ошарашить любого, кто хоть мало-мальски знаком с традиционной историей России. Именно Чингисхан, по его мнению, показал всему миру настоящую Азию – не дурацкие необозримые степи, по которым носятся примитивные кочевники, а Великий континент, Великую цивилизацию, на просторах которой существовали могучие империи, опережавшие Европу по всем параметрам…

Чингисхан. Неизвестная Азия ЗАО «ОЛМА Медиа Групп Москва 2007

Александр Александрович Бушков

Чингисхан. Неизвестная Азия

Да, да. Рекомендую еще процитировать Фоменко, Сулейменова и Резуна.

Link to comment
Share on other sites

Да, да. Рекомендую еще процитировать Фоменко, Сулейменова и Резуна.

Да, да.

Обычно тут в ответ рекомендуют либо сказать что-нибудь умное, либо заткнуться.

Что-нибудь можете сказать умное про Сулейменова, например?

Link to comment
Share on other sites

Вобщем то сегодня подобных альтернативщиков великое множество. Ещё есть Константин Пензев со своим видением данной проблематики .

"Русский Царь Батый" http://www.infanata.org/society/1146093442...car-batyjj.html

"Великая Татария . История земли русской " http://www.infanata.org/society/1146093443...rija-zemli.html

Link to comment
Share on other sites

Guest Зиядоглу

Рим, у меня просьба: Вы активно открываете темы, но которые мягко говоря не имеют формат. Например, вы открыли тему в разделе "Тюрки" про книгу Бушкова, которая о Чингисхане. Непонятно, что вы этим хотите сказать: то ли рекоммендуете нам книгу, то ли хотите спросить наше мнение, то ли еще что-то. Прошу сформулируйте вопрос и выбирайте соответсвующую тему. А тему я переведу в соответвующий раздел

Link to comment
Share on other sites

Что-нибудь можете сказать умное про Сулейменова, например?

Увы. Как-то мне по поводу псевдоисториков умные фразы в голову не приходят.

Тупой, наверное. Не дорос до уровня гигантов мысли типa Фоменки, Сулейменова и т.д.

Link to comment
Share on other sites

Увы. Как-то мне по поводу псевдоисториков умные фразы в голову не приходят.

Тупой, наверное. Не дорос до уровня гигантов мысли типa Фоменки, Сулейменова и т.д.

Тогда увы:

... либо сказать что-нибудь умное, либо заткнуться.
Link to comment
Share on other sites

Тогда увы:

О мудрый почитатель Фоменко, Бушкова, Сулейменова и иже с ними!

Нам не постичь глубин вашей мудрости. Мне так стыдно, что я не разделяю бредовых идей ваших любимых псевдоисториков...

Link to comment
Share on other sites

Да, да.

Обычно тут в ответ рекомендуют либо сказать что-нибудь умное, либо заткнуться.

Что-нибудь можете сказать умное про Сулейменова, например?

Возможно я скажу не очень умное, но с мнением Сулейменова, которое он приводит по поводу Слова о полку Игореве, я в основном согласен. Тюркский элемент в этом произведении представлен в значительной степени и русская аристократия того времени вполне сносно знала и тюркский язык. По поводу близости шумерского и тюркского языков, насколько я знаю, и среди историков имеются сторонники этой версии. А Сулейменов не претендовал на историческую правду своих произведений, а высказывал свою версию. И это, я думаю, не приносит вреда, а наоборот - заставляет думать и искать. Тем более он написал все это тогда, когда еще не было моды на всевозможные исторические изыски.

Link to comment
Share on other sites

Возможно я скажу не очень умное, но с мнением Сулейменова, которое он приводит по поводу Слова о полку Игореве, я в основном согласен. Тюркский элемент в этом произведении представлен в значительной степени и русская аристократия того времени вполне сносно знала и тюркский язык. По поводу близости шумерского и тюркского языков, насколько я знаю, и среди историков имеются сторонники этой версии. А Сулейменов не претендовал на историческую правду своих произведений, а высказывал свою версию. И это, я думаю, не приносит вреда, а наоборот - заставляет думать и искать. Тем более он написал все это тогда, когда еще не было моды на всевозможные исторические изыски.

:ost1: Уважаемый господин Kasen!

Совершенно с Вами согласен. Без базара!

С уважением, Oquzer...

Link to comment
Share on other sites

:ost1: Уважаемый господин Kasen!

Совершенно с Вами согласен. Без базара!

С уважением, Oquzer...

Уважаемые форумчане, вот ниже я привожу летопись Афанасия Никитина Хождение за три моря из библиотеки МГУ на древнерусском языке. Как Вы думаете почему он молится на тюрском языке, обращается к Худо, Тангри, Парвардигор, Олло??? . Для меня это непонятно.

"Хожение за три моря" - древнерусское произведение в стиле дневниковых записей. Автор - тверской купец Афанасий Никитин - описывает свое путешествие через Дербент и Баку сухим путем в Персию и потом в Индию. Путешествие продолжалось с1466 по 1472 г. На обратном пути, не доезжая Смоленска, Афанасий Никитин умер.

Публикуется в двух вариантах: древнерусский текст и в переводе Л.С.Смирнова.

"ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ" АФАНАСИЯ НИКИТИНА

(Древнерусский текст с небольшими сокращениями)

В лето 6983 (...) Того же году обретох написание Офонаса тверитина купца, что былъ в Ындее 4 годы, а ходил, сказывает, с Василием Папиным. Аз же опытах, коли Василей ходил с кречаты послом от великого князя, и сказаша ми - за год до казанского похода пришел из Орды, коли князь Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. Се же написано не обретох, в кое лете пошел или в кое лете пришел из Ындея, умер, а. сказывают, что, деи, Смоленьска не дошед, умер. А писание то своею рукою написал, иже его рукы те тетрати привезли гости к Мамыреву Василию, к дияку к великого князя на Москву.

За молитву святых отець наших. Господи Исусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, раба своего грешного Афонасья Микитина сына.

Се написах свое грешное хожение за три моря: 1-е море Дербеньское, дориа Хвалитьскаа; 2-е море Индейское, дорея Гундустанскаа; 3-е море Черное, дориа Стебольская.

Поидох от Спаса святаго златоверхаго и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго, и от владыкы Генадия Тверскаго, и Бориса Захарьича.

И поидох вниз Волгою. И приидох в манастырь Колязин ко святей Троицы живоначалной и къ святым мучеником Борису и Глебу. И у игумена благословив у Макария и у святыа братьи. И ис Колязина поидох на Углеч, и с Углеча отпустили мя доброволно. И оттуду поидох, с Углеча, и приехал есми на Кострому ко князю Александру с ыною грамотою великого князя. И отпустил мя доброволно. И на Плесо приехал есми доброволно.

И приехал есми в Новогород в Нижней к Михаиле х Киселеву, к наместьнику, и к пошлиннику к Ывану к Сараеву, и они мя отпустили доброволно. А Василей Папин проехал мимо город две недели, и яз ждал в Новеграде в Нижнем две недели посла татарскаго ширваншина Асанбега, а ехал с кречаты от великого князя Ивана, а кречатов у него девяносто.

И приехал есми с ними на низ Волгою. И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Услан, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И въехали есмя в Бузан. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: "Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар". И посол ширваншин Асанбег дал им по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтарахан царю. И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.

Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: "Качма, не бегайте!". А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

А в болшом судне есмя дошли до моря, ино стало на усть Волги на мели, и они нас туто взяли, да судно есмя взад велели тянути вверх до езу. И тут судно наше болшее пограбили и четыре головы взяли рускые, а нас отпустили голыми головами за море, а вверх нас не пропустили вести деля.

И пошли есмя в Дербенть, заплакавши, двема суды: в одном судне посол Асанбег, да тезикы, да русаков нас десеть головами; а в другом судне 6 москвич, да шесть тверич, да коровы, да корм наш. А въстала фуртовина на море, да судно меншее разбило о берег. А ту есть городок Тархи, а люди вышли на берег, и пришли кайтакы да людей поймали всех.

И пришли есмя в Дербенть, и ту Василей поздорову пришел, а мы пограблени, И бил есми челом Василию Папину да послу ширваншину Асанбегу, что есмя с ним пришли, чтобы ся печаловал о людех, что их поймали под Тархи кайтаки. И Асанбег печаловался и ездил на гору къ Булатубегу. И Булатбег послал скорохода ко ширваншибегу, что: "Господине, судно руское розбило под Тархи, и кайтаки, пришед, люди поймали, а товар их розграбили".

И ширваншабег того же часа послал посла к шурину своему Алильбегу, кайтачевскому князю, что: "Судно ся мое розбило под Тархи, и твои люди, пришед, людей поймали, а товар их пограбили; и ты чтобы, меня деля, люди ко мне прислал и товар их собрал, занеже те люди посланы на мое имя. А что будет тебе надобе у меня, и ты ко мне пришли, и яз тебе, своему брату, не бороню. А те люди пошли на мое имя, и ты бы их отпустил ко мне доброволно, меня деля". И Алильбег того часа люди отслал всех в Дербент доброволно, а из Дербенту послали их к ширванши в ърду его - коитул.

А мы поехали к ширъванше во и коитул и били есмя ему челом, чтобы нас пожаловал, чем дойти до Руси. И он нам не дал ничего, ано нас много. И мы, заплакав, да розошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кои должен, а тот пошел куды его очи понесли. А иные осталися в Шамахее, а иные пошли роботать к Баке.

А яз пошел к Дербенти, а из Дербенти к Баке, где огнь горить неугасимы; а из Баки пошел есми за море к Чебокару.

Да тут есми жил в Чебокаре 6 месяць, да в Саре жил месяць, в Маздраньской земли. А оттуды ко Амили, и тут жил есми месяць. А оттуды к Димованту, а из Димованту ко Рею. А ту убили Шаусеня, Алеевых детей и внучат Махметевых, и он их проклял, ино 70 городов ся розвалило.

А из Дрея к Кашени, и тут есми был месяць, а из Кашени к Наину, а из Наина ко Ездеи, и тут жил есми месяць. А из Диес къ Сырчану, а из Сырчана к Тарому, а фуники кормять животину, батман по 4 алтыны. А из Торома к Лару, а из Лара к Бендерю, и тут есть пристанище Гурмызьское. И тут есть море Индейское, а парьсейскым языком и Гондустаньскаа дория; и оттуды ити морем до Гурмыза 4 мили.

А Гурмыз есть на острове, а ежедень поимаеть его море по двожды на день. И тут есми взял первый Велик день, а пришел есми в Гурмыз за четыре недели до Велика дни. А то есми городы не все писал, много городов великих. А в Гурмызе есть солнце варно, человека сожжет. А в Гурмызе был есми месяць, а из Гурмыза пошел есми за море Индейское по Велице дни в Радуницу, в таву с конми.

И шли есмя морем до Мошката 10 дни; а от Мошката до Дегу 4 дни; а от Дега Кузряту; а от Кузрята Конбаату. А тут ся родит краска да лек. А от Конбата к Чювилю, а от Чювиля есмя пошли в 7-ую неделю по Велице дни, а шли в таве есмя 6 недель морем до Чивиля.

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку. А князь их - фота на голове, а другая на гузне; а бояре у них - фота на плеще, а другаа на гузне, княини ходят фота на плеще обогнута, а другаа на гузне. А слуги княжие и боярские - фота на гузне обогнута, да щит, да меч в руках, а иные с сулицами, а иные с ножи, а иные с саблями, а иные с луки и стрелами; а все наги, да босы, да болкаты, а волосов не бреют. А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

А ис Чювиля сухом пошли есмя до Пали 8 дни, до индейскыя горы. А от Пали до Умри 10 дни, и то есть город индейскый. А от Умри до Чюнеря 7 дни.

Ту есть Асатхан Чюнерскыа индийскый, а холоп меликътучаров. А держит, сказывають, сем тем от меликъточара. А меликътучар седит на 20 тмах; а бьется с кафары 20 лет есть, то его побивают, то он побивает их многажды. Хан же Ас ездит на людех. А слонов у него много, а коней у него много добрых, а людей у него много хоросанцев. А привозят их из Хоросаньские земли, а иные из Орапской земли, а иные ис Туркменскые земли, а иные ис Чеботайские земли, а привозят все морем в тавах - индейские карабли.

И яз грешный привезл жеребца в Ындейскую землю, и дошел есми до Чюнеря Бог дел поздорову все, а стал ми во сто рублев. Зима же у них стала с Троицына дни. А зимовали есмя в Чюнере, жили есмя два месяца. Ежедень и нощь 4 месяцы всюда вода да грязь. В те же дни у них орют да сеют пшеницу, да тутурган, да ногут, да все съестное. Вино же у них чинят в великых орехех - кози гундустанская; а брагу чинят в татну. Кони же кормят нофутом, да варят кичирис с сахаром, да кормят кони, да с маслом, порану же дают им шешни. В Ындейской же земли кони у них не родят, въ их земле родятся волы да буйволы, на тех же ездят и товар, иное возят, все делают.

Чюнерей же град есть на острову на каменом, не сделан ничем, Богом сотворен. А ходят на гору день по одному человеку: дорога тесна, а двема пойти нелзе.

В Ындейской земли гости ся ставят по подворьем, а ести варят на гости господарыни, и постелю стелют на гости господарыни, и спят с гостми. Сикиш илиресен ду шитель бересин, сикиш илимесь ек житель берсен, достур аврат чектур, а сикиш муфут; а любят белых людей.

Зиме же у них ходит люди фота на гузне, а другая по плечем, а третья на голове; а князи и бояре толды на себя въздевают порткы, да сорочицу, да кафтан, да фота по плечем, да другою опояшет, а третьего голову увертит. А се Оло, Оло абрь, Оло ак, Олло керем, Олло рагим!

А в том в Чюнере хан у меня взял жеребца, а уведал, что яз не бесерменянин - русин. И он молвит: "Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу - в Махметдени; а не станеш в веру нашу, в Махматдени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму". А срок учинил на четыре дни, в Оспожино говейно на Спасов день. И Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велел погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанец, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково Осподарево чюдо на Спасов день. Ино, братие рустии християня, кто хощет пойти в Ындейскую землю, и ты остави веру свою на Руси, да воскликнув Махмета да пойти в Гундустанскую землю.

Мене залгали псы бесермены, а сказывали всего много нашего товара, ано нет ничего на нашу землю: все товар белой на бесерменьскую землю, перец да краска, то и дешево. Ино возят ачеи морем, ини пошлины не дают. А люди иные нам провести пошлины не дадут. А пошлин много, а на море разбойников много. А разбивают все кафары, ни крестияне, не бесермене; а молятся каменым болваном, а Христа не знают, ни Махмета не знают.

А ис Чюнеря есмя вышли на Оспожин день к Бедерю, к болшому их граду. А шли есмя месяць до Бедеря; а от Бедеря до Кулонкеря 5 дни; а от Кулонгеря до Кольбергу 5 дни. Промежу тех великих градов много городов; на всяк день по три городы, а иной по четыре городы; колко ковов, толко градов. От Чювиля до Чюнеря 20 ковов, а от Чюнеря до Бедеря 40 ковово, а от Бедеря до Кулонгеря 9 ковов, а от Бедеря до Колубергу 9 ковов.

В Бедере же торг на кони, на товар, да на камки, да на шелк, на всей иной товар, да купити в нем люди черные; а иные в нем купли нет. Да все товар их гундустанской, да сьестное все овощь, а на Рускую землю товару нет. А все черные люди, а все злодеи, а жонки все бляди, да веди, да тати, да ложь, да зелие, осподарев морят зелием.

В Ындейской земли княжат все хоросанцы, и бояре все хоросанцы. А гундустанцы все пешеходы, а ходят перед хоросанцы на конех, а иные все пеши, ходят борзо, а все наги да боси, да щит в руце, а в другой меч, а иные с луки великими с.прямыми да стрелами. А бой их все слоны. Да пеших пускают наперед, а хоросанцы на конех да в доспесех, и кони и сами. А к слоном вяжут к рылу да к зубом великие мечи по кентарю кованых, да оболочат их в доспехи булатные, да на них учинены городкы, да в городкех по 12 человек в доспесех, да все с пушками да с стрелами.

Есть у них одно место, шихб Алудин пир ятыр базар Алядинанд. На год един базар, съезжается вся страна Индийская торговати, да торгуют 10 дни; от Бедеря 12 ковов. Приводят кони, до 20 тысящ коней продавати, всякый товар свозят. В Гундустаньской земли тъй торг лучьший, всякый товар продают и купят на память шиха Аладина, а на русскый на Покров святыя Богородица. Есть в том Алянде птица гукукь, летает ночи, а кличет: "кук-кукь", а на которой хоромине седит, то тут человек умрет; и кто хощет еа убити, ино у ней изо рта огонь выйдет. А мамоны ходят нощи, да имают куры, а живут в горе или в каменье. А обезьяны, то те живут по лесу. А у них есть князь обезьяньскый, да ходит ратию своею. Да кто замает, и они ся жалуют князю своему, и он посылает на того свою рать, и оны, пришед на град, дворы разваляют и людей побьют. А рати их, сказывают, велми много, а язык у них есть свой. А детей родят много; да которой родится ни в отца, ни в матерь, ини тех мечют по дорогам. Ины гиндустанцы тех имают, да учат их всякому рукоделию, а иных продают ночи, чтобы взад не знали бежать, а иных учат базы миканет.

Весна же у них стала с Покрова святыа Богородица. А празднуют шигу Аладину, весне две недели по Покрове, а празднуют 8 дни. А весну дрьжат 3 месяцы, а лето 3 месяца, а зиму 3 месяцы, осень 3 месяца.

В Бедери же их стол Гундустану бесерменскому. А град есть велик, а людей много велми. А салтан невелик - 20 лет, а держат бояре, а княжат хоросанцы, а воюют все хоросанцы.

Есть хоросанець меликтучар боярин, ино у него двесте тысящь рати своей, а у Меликхана 100 тысячь, а у Фаратхана 20 тысяч, а много тех ханов по 10 тысящь рати. А с салтаном выходят триста тысящь рати своей.

А земля людна велми, а сельскыя люди голы велми, а бояре силны добре и пышны велми. А все их носят на кровати своей на сребряных, да пред ними водят кони в снастех златых до 20; а на конех за ними 300 человек, а пеших пятьсот человек, да трубников 10 человек, да нагарников 10 человек, да свирелников 10 человек.

Салтан же выезжает на потеху с матерью да з женою, ино с ним человек на конех 10 тысящь, а пеших пятьдесят тысящь, а слонов выводят двесте, наряженых в доспесех золоченых, да пред ним трубников сто человек, да плясцов сто человек, да коней простых 300 в снастех золотых, да обезьян за ним сто, да блядей сто, а все гаурокы.

В салтанове же дворе семеры ворота, а в воротех седит по сту сторожев да по сту писцов кафаров. Кто пойдет, ини записывают, а кто выйдет, ини записывают. А гарипов не пускают въ град. А двор же его чюден велми, все на вырезе да на золоте, и последний камень вырезан да златом описан велми чюдно. Да во дворе у него суды розные.

Город же Бедерь стерегут в нощи тысяща человек кутоваловых, а ездят на конех в доспесех, да у всех по светычю.

А яз жеребца своего продал в Бедери. Да наложил есми у него шестьдесят да осмь футунов, а кормил есми его год. В Бедери же змеи ходят по улицам, а длина ее две сажени. Приидох же в Бедерь о заговейне о Филипове ис Кулонгеря, и продах жеребца своего о Рожестве.

И тут бых до Великого заговейна в Бедери и познася со многыми индеяны. И сказах им веру свою, что есми не бесерменин исаядениени есмь християнин, а имя ми Офонасей, а бесерменьское имя хозя Исуф Хоросани. И они же не учали ся от меня крыти ни о чем, ни о естве, ни о торговле, ни о маназу, ни о иных вещех, ни жон своих не учали крыти.

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адам и род его весь. А вер въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни яст, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

В Бедери же бых 4 месяца и свещахся съ индеяны пойти к Первоти, то их Ерусалим, а по бесерменьскый Мягъкат, где их бутхана. Там же поидох съ индеяны да будутханы месяць. И торгу у бутьханы 5 дни. А бутхана же велми велика есть, с пол-Твери, камена, да резаны по ней деяния бутовыя. Около ея всея 12 резано венцев, как бут чюдеса творил, как ся им являл многыми образы: первое, человеческым образом являлся; другое, человек, а нос слонов; третье, человек, а виденье обезьанино; в четвертые, человек, а образом лютаго зверя, а являлся им все съ хвостом. А вырезан на камени, а хвост через него сажени.

К бутхану же съезжается вся страна Индийская на чюдо бутово. Да у бутхана бреются старые и молодые, жонки и девочки. А бреют на себе все волосы, - и бороды, и головы, и хвосты. Да пойдут к бутхану. Да со всякие головы емлют по две шешькени пошлины на бута, а с коней по четыре футы. А съезжаются к бутхану всех людей бысты азар лек вах башет сат азаре лек.

В бутхане же бут вырезан ис камени ис чернаго, велми велик, да хвост у него через него, да руку правую поднял высоко да простер ее, аки Устенеян царь Цареградскый, а в левой руце у него копие. А на нем нет ничего, а гузно у него обязано ширинкою, а видение обезьянино. А иные буты наги, нет ничего, кот ачюк, а жонки бутовы нагы вырезаны и с соромом, и з детми. А перед бутом же стоит вол велми велик, а вырезан ис камени ис чернаго, а весь позолочен. А целуют его в копыто, а сыплют на него цветы. И на бута сыплют цветы.

Индеяне же не едят никоторого же мяса, ни яловичины, ни боранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, а свиней же у них велми много. Ядят же в день двожды, а ночи не ядят, а вина не пиют, ни сыты. А з бесермены ни пиют, ни ядят. А ества же их плоха. А один с одным ни пьет, ни есть, ни з женою. А едят брынец, да кичири с маслом, да травы розные ядят, а варят с маслом да с молоком, а едят все рукою правою, а левою не приимется ни за что. А ножа не дрьжат, а лжицы не знают. А на дорозе кто же варит себе кашу, а у всякого по горньцу. А от бесермен крыются, чтоб не посмотрил ни в горнець, ни въ еству. А толко посмотрит, ино тое ествы не едят. А едят, покрываются платом, чтобы никто не видел его.

А намаз же их на восток, по-русьскый. Обе руки подымают высоко, да кладут на темя, да ложатся ниць на земле, да весь ся истягнет по земли, то их поклоны. А ести же садятся, и оны омывают руки да ноги, да и рот пополаскивают. А бутханы же их без дверей, а ставлены на восток, а буты стоят на восток. А кто у них умрет, ини тех жгут да и попел сыплют на воду. А у жены дитя ся родит, ино бабит муж, а имя сыну дает отець, а мати дочери. А добровта у них нет, а сорома не знают. Пошел или пришел, ини ся кланяют по чернеческыи, обе руки до земли дотычют, а не говорит ничего.

К Первоти же ездят о великом заговение, къ своему буту. Их туто Иерусалим, а бесерменскыи Мякъка, а по-русьскы Иерусалим, а по-индейскыи Порват. А съезжаются все наги, только на гузне плат; а жонки все наги, толко на гузне фота, а иные ф фотах, да на шеях жемчюгу много, да яхонтов, да на руках обручи да перстьни златы. Олло оакь! А внутрь к бутхану ездят на волех, да у вола рога окованы медию, да на шеи у него триста колоколцов, да копыта подкованы медию. А те волы аччеи зовут.

Индеяне же вола зовут отцем, а корову материю. А калом их пекут хлебы и еству варят собе, а попелом тем мажутся по лицу, и по челу, и по всему телу знамя. В неделю же да в понеделник едят однова днем. В Ындея же какъпа чектуръ а учюсьдерь: секишь илирсень ики жител; акичаны ила атарсын алты жетел берь; булара достур. А куль коравашь учюзь чяр фуна хуб, бем фуна хубе сиа; капъкара амьчюкь кичи хошь.

От Первати же приехал есми в Бедерь, за пятнадцать ден до бесерменьскаго улубагря. А Великаго дни и въскресения Христова не ведаю, а по приметам гадаю Велик день бывает християньскы первие бесерменьскаго баграма за девять дни или за десять дни. А со мною нет ничего, никоея книги; а книги есмя взяли с собою с Руси, ино коли мя пограбили, инии их взяли, а яз забыл веры кристьяньские всее. Праздники крестьянскые, ни Велика дни, ни Рожества Христова не ведаю, ни среды, ни пятница не знаю; а промежу есми вер таньгрыдан истремень Ол сакласын: "Олло худо, Олло акь, Олло ты, Олло акъбер, Олло рагым, Олло керим, Олло рагым елъло, Олло карим елло, таньгресень, худосеньсень. Бог един, тъй царь славы, творець небу и земли".

А иду я на Русь, кетъмышьтыр имень, уручь тутътым. Месяць март прошел, и яз заговел з бесермены в неделю, да говел есми месяць, мяса есми не ел и ничего скоромнаго, никакие ествы бесерменские, а ел есми по двожды на день хлеб да воду, авратыйля ятмадым. Да молился есми Христу вседрьжителю, кто сотворил небо и землю, а иного есми не призывал никоторого именемъ, Бог Олло, Бог керим. Бог рагим, Бог худо. Бог акьберь, Бог царь славы, Олло варенно, Олло рагим ельно сеньсень Олло ты.<...>

Месяца маиа 1 день Велик день взял есми в Бедере в бесерменском в Гундустане, а бесермена баграм взяли в середу месяца; а заговел есми месяца априля 1 день. О благовернии рустии кристьяне! Иже кто по многим землям много плавает, во многия беды впадают, и веры ся да лишают кристьяньские. Аз же рабище Божий Афонасий, сжалихся по вере кристьянской. Уже проидоша 4 великая говейна и 4 проидоша Великыя дни, аз же грешный не ведаю, что есть Велик день или говейно, ни Рожества Христова не знаю, ни иных праздников не ведаю, ни среды, ни пятницы не ведаю - а книг у меня нету. Коли мя пограбили, ини книги взяли у меня. Аз же от многия беды поидох до Индея, занеже ми на Русь пойти не с чем, не осталось у меня товару ничего. Первый же Велик день взял есми в Каине, а другый Велик день въ Чебокару в Маздраньской земле, третей Велик день в Гурмызе, четвертый Велик день взял есми в Ындее з бесермены в Бедере; ту же много плаках по вере кристьяньской.

Бесерменин же Мелик, тот мя много понуди в веру бесерменьскую стати. Аз же ему рекох: "Господине! Ты намаз каларъсень, мен да намаз киларьмен; ты бешь намаз кыларъсиз, мен да 3 калармен; мень гарип, а сень инчай". Он же ми рече: "Истинну ты не бесерменин кажешися, а кристьяньства не знаешь". Аз же во многыя помышлениа впадох, и рекох в себе: "Горе мне, окаянному, яко от пути истиннаго заблудихся и пути не знаю, уже камо пойду. Господи Боже вседрьжителю, творець небу и земли! Не отврати лица от рабища твоего, яко въ скорби есмь. Господи! Призри на мя и помилуй мя, яко твое есмь создание; не отврати мя, Господи, от пути истиннаго, настави мя. Господи, на путь правый, яко никоея же добродетели в нужи тьй не сътворих тобе. Господи Боже мой, яко дни своя преплых во зле все. Господи мой, Олло перводигерь, Олло ты, карим Олло, рагим Олло, карим Олло, рагим елло; ахамдулимо. Уже проидоша Великыя дни четыре в бесерменской земле, а кристьянства не оставих. Дале Бог ведает, что будет. Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя, Господи Боже мой".

В Ындее же бесерменской, в Великом Бедере, смотрил есми на Великую нощь на Великый день Волосыны да Кола в зорю вошли, а Лось главою стоит на восток.

На багрям на бесерменской выехал султан на теферич, ино с ним 20 возыров великых, да триста слонов наряженых в доспесех булатных да з городки, да и городкы окованы. Да в городкех по 6 человек в доспесех, да и с пушками да и с пищалми, а на великом слоне по 12 человек. Да на всяком по два проборца великых, да к зубом повязаны великые мечи по кентарю, да к рылу привязаны великыа железныа гири. Да человек седит в доспесе промежу ушей, да крюк у него железной великой, да тем его правят. Да коней простых тысяща в снастех златых, да верьблюдов сто с нагарами, да трубников 30,0, да плясцов 300, да ковре 300. Да на салтане кавтан весь сажен яхонты, да на шапке чичяк олмаз великый, да саадак золот сь яхонты, да три сабли на нем золотом окованы, да седло золото, да снасть золота, да все золото. Да пред ним скачет кафар пешь да играет теремцом, да за ним пеших много. Да за ним благой слон идет, а весь в камке наряжен, да обивает люди, да чепь у него желез- на велика во рте, да обивает кони и люди, кто бы на салтана не наступил блиско.

А брат султанов, а тот седит на кровати на золотой, да над ним терем оксамитен, да маковица золота съ яхонты, да несут его 20 человек.

А махтум седит на кровати же на золотой да над ним терем шидян с маковицею золотою, да везут его на 4-х конех в снастех златых. Да около его людей многое множество, да пред ним певцы, да плясцов много; да все з голыми мечи, да с саблями, да с щиты, да с сулицами, да с копии, да с луки с прямыми с великими. Да кони все в доспесех, да саадаки на них. А иные наги все, одно платище на гузне, сором завешен.

В Бедере же месяць стоит три дни полон. В Бедере же сладкаго овощу нет. В Гундустани же силнаго вару нет. Силен вар в Гурмызе да в Кятобагряим, где ся жемчюг родит, да в Жиде, да в Баке, да в Мисюре, да в Оръобьстани, да в Ларе. А в Хоросанской .земле варно, да не таково. А в Чеготани велми варно. В Ширязи, да въ Езди, да в Кашини варно, да ветр бывает. А в Гиляи душно велми да парище лихо, да в Шамахее пар лих; да в Вавилоне варно, да в Хумите, да в Шаме варно, а в Ляпе не так варно.

А в Севастии губе да в Гурзыньской земле добро обидно всем. Да Турская земля обидна велми. Да в Волоской земле обидно и дешево все съестное. Да и Подольская земля обидна всем. А Русь ер тангрыд сакласын; Олло сакла, Худо сакла! Бу даниада муну кибить ерь ектур; нечикь Урус ери бегляри акой тугиль; Урусь ерь абодан болсын; раст кам дарет. Олло, Худо, Бог, Данъиры.

Господи Боже мой! На тя уповах, спаси мя, Господи! Пути не знаю, иже камо пойду из Гундустана: на Гурмыз пойти, а из Гурмыза на Хоросан пути нету, ни на Чеготай пути нету, ни в Бодату пути нет, ни на Катабогряим пути нету, ни на Ездь пути нет, ни на Рабостан пути нет. То везде булгак стал; князей везде выбил. Яишу мырзу убил Узоасанбег, а султан Мусяитя окормыли, а Узуосанбек на Щирязе сел, и земля ся не скрепила, а Едигерь Махмет, а тот к нему не едет, блюдется. А иного пути нет никуды. А на Мякку итти, ино стати в веру бесерменскую. Занеже кристьяне не ходят на Мякку веры деля, что ставять в веру. А жити в Гундустани, ино вся собина исхарчити, занеже у них все дорого: один есми человек, ино по полутретья алтына на харчю идет на день, а вина есми не пивал, ни сыты.<...>

В пятый же Велик день възмыслих ся на Русь. Идох из Бедеря града за месяць до улубагряма бесерменьскаго Мамет дени розсулял. А Велика дни кристьянскаго не ведаю Христова въскресения, а говейно же их говех з бесермены, и разговехся с ними, и Велик день взял в Кельбери от Бедери 10 ковов.

Султан пришол да меликътучар с ратию своею 15 день по улебагряме, а в Келбергу. А война ся им не удала, один город взяли индийской, а людей их много изгибло, и казны много истеряли.

А индийскый же салтан кадам велми силен, и рати у него много. А сидит в горе в Бичинегере, а град же его велми велик. Около его три ровы, да сквозе его река течет. А с одну страну его женьгель злый, а з другую страну пришол дол, и чюдна места велми и угодна на все. На одну же страну приитти некуды, сквозе градо дорога, а града же взяти некуды, пришла гора велика да дебер зла тикень. Под городом же стаяла рать месяць, и люди померли безводни, да голов велми много изгибло з голоду да з безводицы. А на воду смотрит, а взяти некуды.

А град же взял индийской меликъчан хозя, а взял его силою, день и нощь бился з городом 20 дни, рать ни пила, ни ела, под городом стояла с пушками. А рати его изгибло пять тысяч люду добраго. А город взял, ини высекли 20 тысяч поголовья мужскаго и женьскаго, а 20 тысяч полону взял великаго и малаго.

А продавали голову полону по 10 тенек, а иную по 5 тенек,а робята по две тенкы. А казны же не было ничего. А болшаго города не взял.

А от Кельбергу поидох до Кулури. А в Кулури же родится ахикь, и ту его делают, на весь свет оттуду его розвозят. А в Курили же алмазников триста сулях микунет. И ту же бых пять месяць, а оттуду же поидох Калики. Ту же бозар велми велик. А оттуду поидох Конаберга, а от Канаберга поидох к шиху Аладину. А от шиха Аладина поидох ко Аменьдрие, и от Камендрия к Нярясу, и от Кинаряса к Сури, а от Сури поидох к Дабыли - пристанище Индийскаго моря.

Дабил же есть град велми велик, а к тому же Дабыли а сьезжается вся поморья Индийская и Ефиопская. Ту же и окаянный аз рабище Афонасей Бога вышняго, творца небу и земли, възмыслихся по вере по кристьяньской, и по крещении Христове, и по говейнех святых отець устроеных, по заповедех апостольских и устремихся умом поитти на Русь. И вниидох же в таву, и зговорих о налоне корабленем, а от своеа главы два златых до Гурмыза града дата. Внидох же в корабль из Дабыля града до Велика дни за три месяцы бесерменьскаго говейна.

Идох же в таве по морю месяць, а не видех ничего. На другий же месяць увидех горы Ефиопскыа, ту же людие вси воскричаша: "Олло перводигер, Олло конъкар, бизим баши мудна насинь больмышьти", а по-рускыи языком молвят: "Боже Осподарю, Боже, Боже вышний, царю небесный, зде нам судил еси погибнути!"

В той же земле Ефиопской бых пять дни. Божиею благодатию зло ся не учинило. Много раздаша брынцу, да перцу, да хлебы ефиопом, ина судна не пограбили.

А оттудова же идох 12 дни до Мошката. В Мошкате же шестой Велик день взял. И поидох до Гурмыза 9 дни, и в Гурмызе бых 20 дни. А из Гурмыза поидох к Лари, и в Лари бых три дни. Из Лари поидох к Ширязи 12 дни, а в Ширязе бых 7 дни. И из Ширяза поидох к Вергу 15 дни, а в Велергу бых 10 дни. А из Вергу поидох къ Езди 9 дни, а въ Езди бых 8 дни. А изь Езди поидох къ Спагани 5 дни, а въ Спагани 6 дни. А ис Паганипоидох Кашини, а в Кашини бых 5 дни. А ис Кашина поидох к Куму, а ис Кума поидох в Саву. А из Сава поидох к Султанью, а из Султания поидох до Тервизя, а ис Тервиза поидох в оръду Асанбег. А орде же бых 10 дни, ано пути нет никуды. А на турскаго послал рати двора своего 40 тысяч. Ини Севасть взяли, а Тохат взяли да пожгли, Амасию взяли, и много пограбили сел, да пошли на караманского воюючи.

И яз из орды пошол ко Арцыцану, а из Орцьщана пошол есми в Трепизон.

В Трепизон же приидох на Покров святыя Богородица и приснодевы Мариа, а бых же въ Трапизоне 5 дни. И на корабль приидох и сговорил о налоне - дати золотой от своеа главы до Кафы; а золотой есми взял на харчь, а дати в Кафе.

А в Трапизоне ми же шубаш да паша много зла учиниша. Хлам мой весь к себе възнесли в город на гору да обыскали все - что мелочь добренкая, ини выграбили все. А обыскивают грамот, что есми пришол из орды Асанбега.

Божиею милостию приидох до третьяго моря Черного, а парсийским языком дория Стимбольскаа. Идох же по морю ветром 10 дни, доидох до Вонады, и ту нас сретили великый ветер полунощный, възврати нас къ Трапизону, и стояли есмя в Платане 15 дний, ветру велику и злу. бывшу. Ис Платаны есмя пошли на море двожды, и ветр нас стречает злый, не даст нам по морю ходити. Олло акь, Олло Худо перводигерь! Развие бо того иного Бога не знаю.

И море же пройдох, да занесе нас сыс къ Баликаее, а оттудова к Токорзову, и ту стояли есмя 5 дни. Божиею милостию приидох в Кафу за 9 дни до Филипова заговениа. Олло перводигер!

Милостиею Божиею преидох же три моря. Дигерь Худо доно, Олло перводигерь дано. Аминь! Смилна рахмам рагим. Олло акьбирь, акши Худо, илелло акшь Ходо. Иса рухоало, ааликъсолом. Олло акьберь. А илягаиля илелло. Олло перводигерь. Ахамду лилло, шукур Худо афатад. Бисмилнаги рахмам ррагим. Хуво могу лези, ля лясаильля гуя алимуль гяиби ва шагадити. Хуя рахману рагиму, хубо могу лязи. Ляиляга иль ляхуя. Альмелику, алакудосу, асалому, альмумину, альмугамину, альазизу, алчебару, альмутаканъбиру, алхалику, альбариюу, альмусавирю, алькафару, алькалъхару, альвазаху, альрязаку, альфатагу, альалиму, алькабизу, альбасуту, альхафизу, алльрравию, алмавизу, алмузилю, альсемилю, албасирю, альакаму, альадюлю, алятуфу.

Link to comment
Share on other sites

Вышла книга: "Загадки саха, сюнну и американских индейцев", Якутск, 2008.- 120 с. Заявки по e-mail: aitri@mail.ru.

Стоимость книги 280 руб. + почтовые расходы.

Тихонов Д.Г.

ЗАГАДКИ САХА, СЮННУ И АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ

2008 г.

Мягкий переплет, 120 стр.

ISBN 5-00-000673-9

Тираж: 1000 экз.

Формат: 14,5x20,5 см.

Цена: 280 руб.

От издателя. В книге, изложенном в форме эссе, излагается автохтонная гипотеза доэтнической истории и этногенеза саха на территории современной Якутии. Автор обосновывает свое видение проблемы ссылками на новейшие исследования генетиков с использованием самых современных генетических методов, а также на широко известные исследования языка, истории, археологии и этнологии народа саха. Работа основывается и на народных легендах, эпических сказаний олонхо, а также на авторской интерпретации фактов материальной и духовной культуры этого древнего народа. Автор выдвигает гипотезу об общих предках саха, сюнну и американских индейцев, проживавших на территории Северо-востока Азии.

Для широкого круга читателей.

Автор Тихонов Дмитрий Гаврильевич доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии РС (Я) им. П.А.Петрова, заслуженный врач Российской Федерации, автор более 100 опубликованных научных работ.

Желающим приобрести книгу, или оптовые покупатели заявку можете оформить по e-mail: aitri@mail.ru

В заявке указать количество заказываемых экземпляров и контактный телефон или адрес (почтовый или e-mail).

Link to comment
Share on other sites

Работа основывается и на народных легендах, эпических сказаний олонхо, а также на авторской интерпретации фактов материальной и духовной культуры этого древнего народа.

Как раз исторические предания свидетельствуют о исходе предков саха с юга в времена "войн Чыныс хаана".

Олонхо говорит о проживании народа "ураанхай саха" на берегах моря Араат - Байгал.

Материальная культура свои истоки обнаруживает в Пазырыкской культуре Горного Алтая.

Индейцы? Какое отношение они имеют к хунну? Понятно что доктор медицинских наук....

Link to comment
Share on other sites

Работа основывается и на народных легендах, эпических сказаний олонхо, а также на авторской интерпретации фактов материальной и духовной культуры этого древнего народа.

Как раз исторические предания свидетельствуют о исходе предков саха с юга в времена "войн Чыныс хаана".

Олонхо говорит о проживании народа "ураанхай саха" на берегах моря Араат - Байгал.

Материальная культура свои истоки обнаруживает в Пазырыкской культуре Горного Алтая.

Индейцы? Какое отношение они имеют к хунну? Понятно что доктор медицинских наук....

На основе генетического анализа останков древних захоронений хуннов и якутов

Link to comment
Share on other sites

Doubts about a southern origin of Sakha, have appeared for a long time. These doubts are scientifically proved. Supporters of these sights are known researchers as the professor of the Moscow State University, Tokarev A.S., the rector of the Yakut State University, Professor Alekseev A.N.

20-30 thousand years ago in territory of Yakutia grand-grand ancestors of the Eurasian ethnoses which had common language lived and hunted on mammoths. Hunting for the mammoth provided prosperity of ancient cultures and promoted the beginning to formation of religious beliefs and writing. Representatives of paleolithic cultures migrated in the different parties, one part has reached the American continent, others - Mesopotamia and Japan, and the others have remained in territory of present Yakutia. Genetic researches of modern Sakha have confirmed presence of related connections and the general ancestor between Sakha and the American Indians, and also with many Asian ethnoses.

Thus, the genetic relation xiongnu and sakha proceeds from territory of present Yakutia where ancestor’s xiongnu have started to be formed. Applicants for these ancestors are representatives Ymyjahtahsky neolith archaeological culture of Yakutia which blossoming is dated 4,1-3,3 thousand years ago. The effect of "a bottle neck» found out among саха according to genetic researches has occurred according to calculation approximately 3000 years BC, that coincides with fading Ymyjahtahsky neolith cultures in territory of Yakutia that is probably connected with resettlement большей parts of representatives of culture on the south. An ethnic accessory of representatives of this neolitic cultures to ancestors саха prove to be true data of genetic researches of human remains of ancient burial places and anthropometrical craniological data of remains of ancient people of Ymyjahtahsky culture with Diring Jurehsky burial ground.

Legendary Elley, probably, is the historic figure who has arrived to Average Lena in the beginning of XII century, long before eminence of Genghis khan. His name is rather possibly connected with Uley ruling dynasty of Lyao kidan empires. Owing to Elley's innovations, his clan has towered above other families of Sakha and became predominating. Ancient autohtenic clan of Tymat, Horo, a sort of old woman Daarkhaan, Beart Hara and others families were closely integrated into clan of Elley and have accepted his predominating position, having used as the self-name distinctive features of Elley's clan.

Link to comment
Share on other sites

Перевод: Сомнения о южном происхождении саха возникли давно и эти сомнения научно обоснованы. Сторонниками этих взглядов являются известные исследователи как профессор Московского государственного университета Токарев А.С., ректор Якутского государственного университета профессор Алексеев А.Н.

20–30 тыс. лет назад на территории Якутии проживали пра-пра предки евроазиатских этносов, которые имели общий язык и охотились на мамонтовую фауну. Охота на мамонта обеспечивала процветание древних культур и способствовала началу формирования религиозных верований и письменности. Представители палеолитических культур мигрировали в разные стороны, одна часть достигла Американского континента, другие – Месопотамии и Японии, а остальные остались на территории нынешней Якутии. Генетические исследования современных саха подтвердили наличие родственных связей и общего предка между саха и американскими индейцами, а также со многими азиатскими этносами.

Генетическая связь хунну и саха могла происходит на территории нынешней Якутии, где начали формироваться предки хуннов. Претендентами на этих предков являются представители ымыяхтахской неолитической археологической культуры Якутии, расцвет которой датируется 4,1–3,3 тысячи лет назад. Эффект «бутылочного горлышка», обнаруженный среди саха, по данным генетических исследований, произошел, согласно расчетом примерно 3000 лет до н.э., что совпадает с угасанием ымыяхтахской неолитической культуры на территории Якутии, что возможно связано с переселением большей части представителей культуры на юг. Этническая принадлежность представителей этой неолитической культуры к предкам саха подтверждается данными генетических исследований человеческих останков древних захоронений и антропометрическими краниологическими данными останков древних людей ымыяхтахской культуры с Диринг–Юряхского могильника.

Легендарный Эллэй, видимо, является исторической личностью, прибывшей на Среднюю Лену в начале XII в., задолго до возвышения Чингисхана. Имя его весьма вероятно связано с правящей династией Елюев киданской империи Ляо. Благодаря нововведениям Эллэя, его род возвысился над остальными родами саха и стал главенствующим. Древние автохтонные роды Тумат, Хоро, род старухи Дьаархаан, Бэрт Хара и другие роды тесно интегрировались в род Эллэя и приняли его главенствующее положение, использовав в качестве самоназвания отличительные черты Эллэевского рода.

Link to comment
Share on other sites

Перевод: Сомнения о южном происхождении саха возникли давно и эти сомнения научно обоснованы. Сторонниками этих взглядов являются известные исследователи как профессор Московского государственного университета Токарев А.С., ректор Якутского государственного университета профессор Алексеев А.Н.

20–30 тыс. лет назад на территории Якутии проживали пра-пра предки евроазиатских этносов, которые имели общий язык и охотились на мамонтовую фауну. Охота на мамонта обеспечивала процветание древних культур и способствовала началу формирования религиозных верований и письменности. Представители палеолитических культур мигрировали в разные стороны, одна часть достигла Американского континента, другие – Месопотамии и Японии, а остальные остались на территории нынешней Якутии. Генетические исследования современных саха подтвердили наличие родственных связей и общего предка между саха и американскими индейцами, а также со многими азиатскими этносами.

Генетическая связь хунну и саха могла происходит на территории нынешней Якутии, где начали формироваться предки хуннов. Претендентами на этих предков являются представители ымыяхтахской неолитической археологической культуры Якутии, расцвет которой датируется 4,1–3,3 тысячи лет назад. Эффект «бутылочного горлышка», обнаруженный среди саха, по данным генетических исследований, произошел, согласно расчетом примерно 3000 лет до н.э., что совпадает с угасанием ымыяхтахской неолитической культуры на территории Якутии, что возможно связано с переселением большей части представителей культуры на юг. Этническая принадлежность представителей этой неолитической культуры к предкам саха подтверждается данными генетических исследований человеческих останков древних захоронений и антропометрическими краниологическими данными останков древних людей ымыяхтахской культуры с Диринг–Юряхского могильника.

Легендарный Эллэй, видимо, является исторической личностью, прибывшей на Среднюю Лену в начале XII в., задолго до возвышения Чингисхана. Имя его весьма вероятно связано с правящей династией Елюев киданской империи Ляо. Благодаря нововведениям Эллэя, его род возвысился над остальными родами саха и стал главенствующим. Древние автохтонные роды Тумат, Хоро, род старухи Дьаархаан, Бэрт Хара и другие роды тесно интегрировались в род Эллэя и приняли его главенствующее положение, использовав в качестве самоназвания отличительные черты Эллэевского рода.

Токарев является автором мнения, что саки Пазырыка мигрировали и стали Саха.

Алексеев ну ректор? Далее кто такой? И какое отношение эти неандертальцы имеют к САХА и тюркам?

Тем более к ымыяхтахцам? Ымыяхтахцы мигранты с Центральной Азии, предположительно предки тунгусов.

Якутский генотип происходит из Центральной Азии, точнее с Северного Китая, где произошла мутация.

Краниологические данные останков Диринг Юрюхэ не имеют никакого отношения к саха, все это

околонаучные версии связанные с очередным поиском прародины человека. Елюй правильнее читается

как И. И как китайский И имеет отношение к Эллэю от слова эль?

Link to comment
Share on other sites

Некоторые источники:

Keyser-Tracqui С., Blandin P., Ricaut F.X. и др., Does the Tat polymorphism originate in northern Mongolia?/International Congress Series, Volume 1261, April 2004, Pages 325-327

Харьков В.Н., Степанов В.А., Медведева О.Ф и др. Происхождение якутов: анализ гаплотипов Y-хромосомы/ Молекулярная биология, 2008, т. 42, № 2. – С. 226-237.

Rootsi S., Zhivotovsky L.A., Baldovic M. и др. A counter-clockwise northern route of the Y-chromosome haplogroup N from Southeast Asia towards Europe / European Journal of Human Genetics (2007) 15, 204–211.

Keyser-Tracqui C., Crube´zy E.,Ludes B. Nuclear and Mitochondrial DNA Analysis of a 2,000-Year-Old Necropolis in the Egyin Gol Valley of Mongolia / Am. J. Hum. Genet. 73:247–260, 2003

Fedorova S.A., Bermisheva M.A., R. Villems R. и др. Analysis of Mitochondrial DNA Lineages in Yakuts / Molecular Biology, Vol. 37, No. 4, 2003, pp. 544–553; Zlojutro M., Tarskaia L.A.2, Mark Sorensen M., The Origins of the Yakut People: Evidence from Mitochondrial DNA Diversity / Int J Hum Genet, 8(1-2): 119-130 (2008).

Федорова С.А., Степанов А.Д., Адояан М. и др. ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИНИЙ ДРЕВНЕЙ МИТОХОНДРИАЛЬНОЙ ДНК В ЯКУТИИ / Молекулярная биология, том 42, № 3, Май-Июнь 2008, С. 445-453.

Юань ши. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая. М. Наука. 1965

Гохман И.И., Томтосова Л.Ф. Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юрэх и Родинка. -Археологические исследования Якутии (Труды Приленской археологической экспедиции), ВО "Наука", Новосибирск, 1992. –С. 105-124

Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII-XVIII вв. – Якутск: Якутское государственное издательство, 1945

Каримуллин А. Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной гипотезы. – М.: ИНСАН, РФК, 1995. – 80 с.

Link to comment
Share on other sites

Моя версия такая: Путешествие Афанасия продолжалось долго и было полно опасностей. Во время опасности люди становятся более набожны, и Афанасий не избежал этой участи. Но поскольку христианские молитвы он забыл (вероятно, особо и не помнил их никогда), он решил молиться хотя бы так же, как и те люди, с кем он общался. Общался же он в основном, видимо с мусульманами тюркского происхождения, которые молясь аллаху по арабски, не забывали и Тенгри. В то время тюркский язык во многих азиатских странах был языком межнационального общения, и Афанасий говорил на нем.

Нечто подобное можно наблюдать и сегодня: многие русскоговорящие мусульмане иной раз обращаются к богу на русском языке (господи), а в другой раз - на своем языке или по арабски (кудай, алла).

:rolleyes:

Link to comment
Share on other sites

Уважаемые форумчане, вот ниже я привожу летопись Афанасия Никитина Хождение за три моря из библиотеки МГУ на древнерусском языке. Как Вы думаете почему он молится на тюрском языке, обращается к Худо, Тангри, Парвардигор, Олло??? . Для меня это непонятно.

а что не понятного? он же сам и объясняет, что потерял книги и забыл молитвы и обряды

От Первати же приехал есми в Бедерь, за пятнадцать ден до бесерменьскаго улубагря. А Великаго дни и въскресения Христова не ведаю, а по приметам гадаю Велик день бывает християньскы первие бесерменьскаго баграма за девять дни или за десять дни. А со мною нет ничего, никоея книги; а книги есмя взяли с собою с Руси, ино коли мя пограбили, инии их взяли, а яз забыл веры кристьяньские всее. Праздники крестьянскые, ни Велика дни, ни Рожества Христова не ведаю, ни среды, ни пятница не знаю; а промежу есми вер таньгрыдан истремень Ол сакласын: "Олло худо, Олло акь, Олло ты, Олло акъбер, Олло рагым, Олло керим, Олло рагым елъло, Олло карим елло, таньгресень, худосеньсень. Бог един, тъй царь славы, творець небу и земли".

скорее всего он как человек набожный, начал молится с мусульманами, наиболее близким к по религиозным обрядам в Индии и наверное знание тюркского языка

:D:wub: он кстати на тюркском такие непотребности пишет:D

Link to comment
Share on other sites

"В настоящее время с большой долей вероятности можно утверждать, что язык саха (якутов) древнее даже древнетюркского языка, возможно, содержит древние черты алтайского праязыка. Следовательно. можно сказать, что в языке саха сохранились архаические элементы гипотетического общего праязыка древних обитателей Северо-Востока Азии".(с. 30 там же). Выходит, все тюрки выходцы со Средней Лены. Согласны ли Вы с выводами автора?

Link to comment
Share on other sites

Согласно Гумилеву, не аборигены Дальнего Востока достигли Америки, а наоборот индейцы перешли в Азию, так как дальневосточный генотип не был найден у индейцев, но зато индейские гены были найдены у жителей северных регионов Азии.

В свое время предки индейцев наверняка из Азии пришли.

Link to comment
Share on other sites

Согласно Гумилеву, не аборигены Дальнего Востока достигли Америки, а наоборот индейцы перешли в Азию, так как дальневосточный генотип не был найден у индейцев, но зато индейские гены были найдены у жителей северных регионов Азии.

Интересно а что тогда уже делали анализ по аутосомным маркерам или Y-хромосоме?

Откуда это Гумилев Л.Н. взял не подскажите ссылку?

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...