атыгай Опубликовано 21 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2012 Ну и что, что это доказывает? Почему христианство, по вашему, является прерогативой только Восточного Туркестана? Насколько я знаю, несторианская епархия во главе с епископом существовала в Китае еще при династии Тан. Неудивительно, что среди монгольских племен также были христиане. В источниках вокруг Каракорума живут, кроме христиан, еще и мусульмане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 21 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2012 Имхо, все зависит от качества перевода оригинала Сборника летописей и от фантазий коментаторов на русский язык, на которых вы и построили свою радость в отождествлении Могулистана с современной Монголией. Небольшой пример: Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама 208, Ибира и Сибира 209, Булара и реки Анкары 210, в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана; по рекам и горам в [областях] народа найман, как, например, Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], Ирдыш 211, [гора] Каракорум 212, горы Алтая, [74] река Орган 213, в области киргизов и кэм-кэмджиутов 214, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана [т.е. страны монголов, – А.С.] и принадлежащих народу кераит. Коментарий: 213. По видимому, разумеется р.Орхон, правый приток Селенги. Ваше право интерпретировать Орган как хотите. Будет еще лучше, если вы изучите персидский, старописьменный монгольский, китайский, армянский и прочие языки и представите свои собственные высококачественные переводы, касающиеся монгольской истории. До тех пор, увы, нам приходится пользоваться тем, что есть. Иного не дано. Если написано в переводе "Онон", то это Онон и есть. Или Селенга, или Керулен, наличие которых у РАДа вы так категорично оспаривали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 21 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2012 В источниках вокруг Каракорума живут, кроме христиан, еще и мусульмане. Ну и пусть себе живут. Что в этом странного? Такая черта монгольской империи, как полная свобода совести, подчеркивается всеми исследователями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 21 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2012 Разве год? Да, так и есть. К весне вышли, повоевали, перезимовали и вернулись обратно. Посмотрите, мне лень за ссылкой лезть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2012 Его проблемы, не проблемы нынешних монголоязычных баргутов. Которые, в общем-то, по родовому составу на 90% схожи с нынешними бурятами. Потому всегда и упоминаются вместе хори и баргуты. РАД хори именует кори и отдельно от туматов, причем кори, тумат, тулас и баргу объединены им под общим наименованием баргут в стране Баргуджин-орон (или тукум). В ССМ это уже парное название хори-тумат, из которого якобы произошла Алан-Гоа - прародительница нирунов и самого Чингизхана, тогда как РАД родом Алан-Гоа называет племя куралас. Известно, что буряты объясняют название тумат из тюркского тумэн (десять тысяч), т.е. объясняют как единицу войсковой организации, т.к. в их фольклоре это название фигурирует только как тумэт, а не тумат. В вышеперечисленных названиях само собой напрашиваются объяснения с казахского языка (основ без окончаний «т»): род Тумат: тума – 1. родственник; 2. уроженец (менің тумам – мой родственник; бұл аймақтың/өлкенің тумасы – уроженец этого аймака/края) род Баргут: бүркіт/бүркүт – орел беркут страна Баргуджин – Орон/Тукум: Баргуджин: бүркүтші – род, разводящий беркутов -джин: чшы/шы – деятельный аффикс Орон: орын – место, место обитания Тукум: тұқым/тұқұм – потомство, поколение, род Такие объяснения небеспочвенны, т.к. например бурятский ученый Ц.Б.Цыдендамбаев на основе тотемического мифа о происхождении хори-туматов от небесной богини, оборачивающейся в лебедя или в юную девушку обосновал версию о тюркском происхождении туматов (кстати как и существующая версия о тюркских корнях бурятов). Известно, что род Чингизхана считался брачующимся с родом из Баргуджин-орон/тукум. Получается, что Баргуджин-тукум населяли хунгираты (коныраты) как катунский род Чингизхана? У РАДа Баргуджин-тукум размещается у самого края страны кыргызов. Получается, что Баргуджин-тукум располагался недалеко от Тянь-Шаня, на краю Алатоо? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 21 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2012 РАД хори именует кори и отдельно от туматов, причем кори, тумат, тулас и баргу объединены им под общим наименованием баргут в стране Баргуджин-орон (или тукум). В ССМ это уже парное название хори-тумат, из которого якобы произошла Алан-Гоа - прародительница нирунов и самого Чингизхана, тогда как РАД родом Алан-Гоа называет племя куралас. Известно, что буряты объясняют название тумат из тюркского тумэн (десять тысяч), т.е. объясняют как единицу войсковой организации, т.к. в их фольклоре это название фигурирует только как тумэт, а не тумат. В вышеперечисленных названиях само собой напрашиваются объяснения с казахского языка (основ без окончаний «т»): род Тумат: тума – 1. родственник; 2. уроженец (менің тумам – мой родственник; бұл аймақтың/өлкенің тумасы – уроженец этого аймака/края) род Баргут: бүркіт/бүркүт – орел беркут страна Баргуджин – Орон/Тукум: Баргуджин: бүркүтші – род, разводящий беркутов -джин: чшы/шы – деятельный аффикс Орон: орын – место, место обитания Тукум: тұқым/тұқұм – потомство, поколение, род Такие объяснения небеспочвенны, т.к. например бурятский ученый Ц.Б.Цыдендамбаев на основе тотемического мифа о происхождении хори-туматов от небесной богини, оборачивающейся в лебедя или в юную девушку обосновал версию о тюркском происхождении туматов (кстати как и существующая версия о тюркских корнях бурятов). Известно, что род Чингизхана считался брачующимся с родом из Баргуджин-орон/тукум. Получается, что Баргуджин-тукум населяли хунгираты (коныраты) как катунский род Чингизхана? У РАДа Баргуджин-тукум размещается у самого края страны кыргызов. Получается, что Баргуджин-тукум располагался недалеко от Тянь-Шаня, на краю Алатоо? 1) Тумэн - это монгольское слово, я не имею представления о его функционировании в тюркских языках. 2) Хори-туматы - это название политического, видимо, союза, который был сломан при их подчинении монголам Чингисхана. Ныне тумэды проживают во Внутренней Монголии, хори формируют бурятский и баргутский народы. 3) Баргу никакого отношение к бургуд (орел по-монгольски) не имеет. Это, кажется, на монгольском означает "дикий". Баргуджин - это "дикая земля". 4) Наличие тюркского субстрата у хори и туматов вполне возможно, как и тунгусского. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 21 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2012 АксКерБорж , приветствую! Вчера посетил Минусинский краеведческий музей. Зал , посвященный Кыргызкому государству впечатляет обилием археологических материалов и камней с орхонскими писаницами!Может я случайно оказался на Тянь-Шане? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Ваше право интерпретировать Орган как хотите. Будет еще лучше, если вы изучите персидский, старописьменный монгольский, китайский, армянский и прочие языки и представите свои собственные высококачественные переводы, касающиеся монгольской истории. До тех пор, увы, нам приходится пользоваться тем, что есть. Иного не дано. Если написано в переводе "Онон", то это Онон и есть. Или Селенга, или Керулен, наличие которых у РАДа вы так категорично оспаривали. Аналогично, как Иртыш, Или, Эмель, Кубак, Кашмир, Каракорум. Как реки, текущие только на запад, определение по находящимся вокруг народам. По государству Могулистан в Восточном Туркестане и Семиречье. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Продолжаем чтения классики Угэдэй куда-то поехал. Пусть Керулена нету, как АКБ утверждает, но Угэдэй из своего местопребывания едет к старинному кочевью. Керулен не Келурен Орхон оказался тоже не Орган Байкала вообще нет Селенгу вы не привели (просто переводчик Хетагоров Л.А. взял на себя смелость отождествить Орган с Орхоном и то с оговоркой «по-видимому", "разумеется Орхон", да еще и вопросик поставил "?") Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Халха - это на 250 лет минимум позже его жизни. Если на то пошло, то с учетом ранее приведенных утверждений ученых о том, что халха, буряты и ойраты имеют в своем составе большой тюркский пласт (о халха емнип говорилось о 90%), то могу предположить, что название "Халха" это вовсе никакой щит (халх), как объясняют это монгольские историки из тюркского слова "қалқан" (щит), а вероятно название одинаковое с "қалмақ" (оставшиеся) - "қалған" (оставшиеся). В обоих случаях (хальмг - халха) я усматриваю названия, данные тюрками своим оставшимся собратьям со времен последних тюркских каганатов и юаньской эпохи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
атыгай Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Читал Рашид-ад-Дина наткнулся на фразу: "зарнук" это, наверное, по-таджикски, а "кутлуг" это по тюркски? http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext9.htmlРАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ …Зарнук Чингиз-хан наименовал Кутлуг-балыг [Счастливый город]… Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Вы всерьез считаете, Онон и Керулен, в районе которых происходила ВСЯ ранняя история монголов Чингисхана, малозначительными названиями? Керулен: Онон: Орхон: Тола: Сравнительно небольшие речки, которые наверно можно перейти вброд пешком, не говоря уже о переходе верхом на лошади. Кто бы о них знал за три девять земель? Удивляюсь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Пустыня Гурбан-Тунгут (три Тангута?) в северной части Восточного Туркестана вблизи Иртыша: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 В северной части СУАР КНР и в западной части Монголии проживают казахи: Или-Казахский автономный округ СУАР КНР: Баян-Ульгийский аймак Монголии: Кстати все ключевые географические ориентиры расположены в этих границах (Иртыш, Бухтарма, Алтай, Эмиль, Кубак, Каракорум, Баласагун и пр.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Вы переходите границу интерпретаций (что допустимо каждому) в сторону фальсификаций, т.е., мошенничества и подлога (что недопустимо ни для кого). Вы хоть выражения подбирали бы! Мошенничество означает хищение, а подлог внесение в документы исправлений. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Ну и что, что это доказывает? Почему христианство, по вашему, является прерогативой только Восточного Туркестана? Насколько я знаю, несторианская епархия во главе с епископом существовала в Китае еще при династии Тан. Неудивительно, что среди монгольских племен также были христиане. Про совершенно другую эпоху (Тан) не скажу, но по вопросу принятия верхушкой онгутов, кереитов и других якобы монгольских племен христианства замечу, что несторианские митрополии распологались в Мерве, в Кашгаре, в Семиречье и в Кульджинском крае. Ранее я уже писал, что именно в этих местах обнаружены христианские кладбища с сирийскими надписями, относящихся к 13 – началу 14 веков (в Семиречье и в Кульджинском крае). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Ваше право интерпретировать Орган как хотите. Получается, что вы свою позицию построили на коментариях переводчика. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Тумэн - это монгольское слово, я не имею представления о его функционировании в тюркских языках. Нет, тюркское. См: ДТС, мне тоже лень ворошить, убедите сами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 АксКерБорж , приветствую! Вчера посетил Минусинский краеведческий музей. Зал , посвященный Кыргызкому государству впечатляет обилием археологических материалов и камней с орхонскими писаницами!Может я случайно оказался на Тянь-Шане? Привет! Это разные эпохи и имхо разные этносы. Уверен, что на Тянь-Шане тоже есть аналогичные музеи с аналогичными таласскими руническими письменами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Нет, тюркское. См: ДТС, мне тоже лень ворошить, убедите сами. В ДТС есть слово "Амраг" Что это за слово знаете? Есть в нынешнем тюркском? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Кто бы о них знал за три девять земель? Удивляюсь. Благодаря тому, что это родина Чингисхана, о них знает мир. Другой причины нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Если на то пошло, то с учетом ранее приведенных утверждений ученых о том, что халха, буряты и ойраты имеют в своем составе большой тюркский пласт (о халха емнип говорилось о 90%), то могу предположить, что название "Халха" это вовсе никакой щит (халх), как объясняют это монгольские историки из тюркского слова "қалқан" (щит), а вероятно название одинаковое с "қалмақ" (оставшиеся) - "қалған" (оставшиеся). В обоих случаях (хальмг - халха) я усматриваю названия, данные тюрками своим оставшимся собратьям со времен последних тюркских каганатов и юаньской эпохи. Казахи, по современным исследованиям, генетически едва не на 50% идентичны монголам и тунгусам, но мы же их тюркскость не оспариваем... Тем более что генофонд монголов никаких особенных следов тюркского генофонда не имеет. Кстати, а в чем заключается тюркский пласт у монголов и почему он не отражается в генетике? Халха речушка еще в Сокровенном сказании упоминается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Керулен не Келурен Орхон оказался тоже не Орган Байкала вообще нет Селенгу вы не привели (просто переводчик Хетагоров Л.А. взял на себя смелость отождествить Орган с Орхоном и то с оговоркой «по-видимому", "разумеется Орхон", да еще и вопросик поставил "?") Фонетическая погрешность невелика, тем более для персоязычного автора. Не более чем Алма-Ата - Алматы. Или Париж - Пари. Достигните уровня переводчика Хетагурова, будете рассуждать, имел он смелость ил не должен был иметь. Цитату о Селенге я постил, вы ее просто пропустили. Но мне нетрудно найти еще одну, занимает это ровно полминуты времени. |A 62а, S 180| Рассказ о походе Чингиз-хана на войну против племени меркит и о покорении и завоевании их. 998После этого [события] зимою того же года мыши, соответствующего 600 г. х. [1203-1204 гг. н.э.], Чингиз-хан выступил в поход против Токтай-беки, который был государем меркитов, и против многочисленных племен, принадлежавших к ним, бывших [ранее] заодно с Таян-ханом и бежавших после его поражения. В пути они [149] наткнулись прежде [всего] на одно из племен меркит, которое называют уваз 999-меркит, глава [мукаддам] и старейшина [бузург] которых, по имени Дайр-Усун, расположился в верховьях реки, называемой Тар-мурэн. 1000 Они сказали: «Мы не хотим войны!». Дайр-Усун взял свою дочь Кулан-хатун, 1001 привел [ее] к Чингиз-хану и подарил. 1002 [Затем] они доложили [Чингиз-хану], что у них нет улага 1003 и скота, чтобы выступить на войну при Чингиз-хане. Чингиз-хан приказал разделить их на сотни, поставить во главе их начальника [шихнэ] и оставить в обозе [угрук]. Как только Чингиз-хан ушел, они вторично восстали и разграбили обозы. Небольшое число людей [Чингиз-хана], остававшееся при обозах, собралось вместе, вступило в битву [с восставшими] и отобрало назад все, что те утащили, и то племя убежало. Чингиз-хан, согласно принятому решению, окружил племя удиут-меркит 1004 в укреплении [кал’э], которое называют [*Дайкал 1005-курган, и одно племя, которое называют мудан, 1006 и другое племя тодолин 1007 и другое, которое называют] 1008 раджун. 1009 Он всех захватил и вернулся назад. Токтай со своими сыновьями бежал к Буюрук-хану, который был братом Таян-хана и имел отдельное владение [мулк] и войско. Племя уваз-меркит, предводителем которого был Дайр-Усун и которое вторично восстало, пришло в пределы реки Селенги в укрепление Караун-капчал, 1010 там оно и расположилось. Чингиз-хан для подавления их послал Борагул-нойона и Чимбая, 1011 брата Чилаукан 1012-бахадура, обоих во главе командования войском 1013 правого крыла; они пошли туда и захватили все то племя, укрывшееся в укреплении. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext7.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Казахи, по современным исследованиям, генетически едва не на 50% идентичны монголам и тунгусам, но мы же их тюркскость не оспариваем... Тем более что генофонд монголов никаких особенных следов тюркского генофонда не имеет. Кстати, а в чем заключается тюркский пласт у монголов и почему он не отражается в генетике? Халха речушка еще в Сокровенном сказании упоминается. 1. Так утверждают исследователи, немало цитат из которых я приводил в этой и в других темах, не хочется повторяться. Напомню лишь, что тюркский пласт они видели в языке, в быту (кочевом, скотоводческом), в обычаях и традициях, в родоплеменной структуре и т.д. Про генетику вы обратились не по адресу. 2. В ССМ много чего упоминается, чего нет у РАДа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 22 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 22 мая, 2012 Казахи, по современным исследованиям, генетически едва не на 50% идентичны монголам и тунгусам, но мы же их тюркскость не оспариваем... Не 50%, а 20% (старкластер). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться