Акскл Опубликовано 6 мая, 2009 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2009 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Нагаи нагайцы (ногайцы) — так называлось татарское население южно-русских степей, получившее будто бы это название от известного темника Ногая (см.). Их разделяли у нас на Больших, живших на В от реки Волги, и Малых — на З от нее. Большие Н. — это потомки татар Золотой орды, вместе с покоренными ими тюркскими народами. Малые Нагаи из приазовского края были вытеснены нашими казаками далее на З, где разделились на несколько орд, подчинявшихся крымским ханам, а через них — турецким султанам: буджакская орда (от Днепровского лимана по берегу Черного моря к устьям Дуная, т. е. от Аккермана до Измаила), едисанская (в Очаковской области), джамбуйлукская и едичкульская (в северных уездах нынешней Таврической губ. и отчасти в Екатеринославской), азовская (в бывшем Таганрогском градоначальстве) и кубанская (в бывшем Черноморском округ). Большие Нагаи вступили в русское подданство еще при Иоанне Грозном, причем сравнительно надолго сохранили своих ханов, как подручников Белого царя. Русское влияние на Малых Нагаи началось лишь во второй половине XVIII ст. По мысли гр. Панина, командовавшего нашей армией в Новороссийской губ. и Очаковской области, начались в 1769 г. попытки привлечь Нагаи на сторону России; в 1770 г. изъявили готовность принять русское подданство орды едисанская и буджацкая, часть которых (11794 д.) вслед за тем были водворены, для временного кочевания, в степях от р. Каменки до г. Азова, т. е. на прежних их землях. Так как война с Турцией тогда же возобновилась, то из предосторожности Нагаи были переведены в степи между Доном и Кубанью. Там они оставались до 1783 г., когда их решили, вопреки обещанию, еще раз перевести в новые места, далее на С, в приуральские степи, в кочевья киргизов и калмыков. Узнав об этом, Нагаи разом собрали свои кибитки и бежали на Кавказ. Потемкин поспешил успокоить их и вернуть их в Россию. При помощи влиятельного мурзы Баязет-бея удалось, в 1784 г., возвратить в ейские степи до 1000 семейств беглецов, а потом, до 1790 г., вернулось еще до 2000 семейств. В 1790 г. Потемкин, опасаясь присоединения Нагаи к туркам, с которыми тогда произошли у нас столкновения на Кавказе, перевел едисанскую орду частью к туркменам, а Нагаи, кочевавших в низовьях р. Кумы по Каспийскому морю — частью на левый берег Молочных вод, где им достался обширный треугольник, образуемый устьем р. Берды, оз. Молочным и верховьем р. Токмак. Здесь число Нагаи постепенно увеличивалось — между прочим, выселенцами из Анапы и из Кизлярской степи. В начале XIX ст. числилось в едисанской орде 4655 мжч. (26 аулов), в джамбуйлукской 1922 мжч. (11 аулов), в едичкульской 1188 мжч. (6 аулов). В 1806 г., во время войны с Турцией, бывшая еще под ее властью буджацкая орда, среди которой находились и едисанцы и джамбуйлуки, изъявила покорность России и переселилась к своим единоплеменникам. В 1807 г. состоялся переход их из-за Днестра на Новороссийскую сторону; всего перешло тогда в Таврическую губ. 6404 души обоего пола. В 1801 г. имп. Павел I разрешил Нагаи нести конную военную службу, причем они вызывались содержать за свой счет 1000 чел. Это продолжалось только до 1804 г.; регулярная служба оказалась несвойственной натуре Нагаи В конце XVIII ст. стали приниматься меры к обращению Нагаи к земледелию; администрация раздавала им хлебные семена и старалась, согласно предписанию Екатерины, убеждать "примером кротости"; но, когда приставом нагайских орд был назначен французский эмигрант граф де Мезон, он, чтобы обратить весь народ к земледелию, сжег все их кибитки. При устье реки Обыточной был основан, в 1821 г., в 3 в. от моря, город Ногайск, где заведены были плантации: лесная и садовая. Хотя город получил значительные льготы, но развиваться не мог, так как место для него было выбрано неудачно: по мелководью здесь моря нельзя было построить пристань, а речка летом пересыхала. Требовалось избрать новый пункт, вследствие чего в 1830 г. был заложен, на устье р. Берды, г. Бердянск. По бухарестскому трактату было постановлено, что татары едисанской орды, перешедшие в Россию из Бесарабии, могут, если пожелают, возвратиться в пределы Отоманской империи; на этом основании 1892 кибитки буджаков и едисанцев в 1812 г. вернулись в Турцию. После крымской войны началось переселение Нагаи в Турцию. Полагают, что к 60-м годам их ушло 180000 душ. Причины выселения неизвестны; вероятно, ему способствовали действия местной администрации. Остальные Нагаи ушли из России в Турцию после восточной войны и были турецким правительством поселены в. Малой Азии. Теперь не осталось у нас ни одного Нагаи в северных уездах Таврической губ. Нагаи В. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Булган хангай Опубликовано 31 мая, 2009 Поделиться Опубликовано 31 мая, 2009 Кто такие Нугай-Казахи ? Субэтносоциум "нугай-казак" на границе Западного Казахстана и Нижнего Поволжья: парадоксы взаимодействия тюркских этносов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 3 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2009 потомки ста ногайских семей перешедших к Нуралы-хану. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Булган хангай Опубликовано 4 июня, 2009 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2009 потомки ста ногайских семей перешедших к Нуралы-хану. Подроды какие? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 13 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 Господа хорошие! Я прочла всю тему про ногайцев, пыталась найти почему ногайцы называются ногайцами, - не нашла такого четкого бесспорного определения. Тут была попытка намекнуть, что ногайцы от монгольского слова "нохай" (нокай). Скажем так, в монгольском языке есть слово "нохой" - собака, про слово "нокай" я ничего не нашла (рылась в диалектных словарях), да и никто бы не смог, т.к. в языке нет буквенных сочетаний "нок". Вопрос: все-таки каково происхождение слова "ногай", ну хотя бы общепринятая официальная версия? У меня есть серьезные подозрения, что тут замешана собака. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 13 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 На флаге ногайцев изображена крылатая волчица. Откуда она взялась, кто-нибудь из вас, господа знатоки, это знает? И еще очень серьезный для истории вопрос: как по ногайски будет "собака"? Господа знатоки, очень вас прошу ответить на эти два вопроса! С уважением, Я.Г.Н. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 13 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 На флаге ногайцев изображена крылатая волчица. Откуда она взялась, кто-нибудь из вас, господа знатоки, это знает? Это , вероятно, та самая (пестрая) крылатая собака - САМЫР, от которой по легендам (пестрые) мангыты ведут свое происхождение. http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=14336 Еще одна группа исследователей (М.Г.Сафаргалиев и др.) придерживается убеждения, что этноним «ногай» произошел от монгольского нохай - «собака» (См., например: Распад Золотой Орды. Ученые записки Мордовского университета. Саранск, 1960. Вып. 11. С. 226). Судя по всему, энтузиасты такого решения избрали своей путеводной гипотезой распространенный в культурно-антропологических изысканиях постулат о том, что древние тюрки возводили свою легендарную генеалогию к всеобщему праотцу-волку, а в мифо-поэтических представлениях ряда монгольских племен псовым отведена функция тотемных животных. В самом деле, древнейшая и богатейшая традиция сакрализованного культа пса-волка у тюрко-монгольских народов имеет место быть, а учеными-ногаеведами зафиксированы и записаны многочисленные и разнообразные фольклорные материалы, повествующие о том, что ногайцы произошли от чудесной крылатой собаки, именуемой в народе «самыр». Об этимологии слова САМЫР я как-то давным-давно обещал написать, но все никак не получается. http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=23231 МАНГЫТЫ были ведущим племенем у НОГАЕВ, которые по одной из легенд происходят от чудесной ЛЕТАЮЩЕЙ СОБАКИ = "САМЫР", в которой усматривают птицу СИМУРГ. О Симурге, этимологии его названия, причастности к теме СОБАКИ, к преданиям НОГАЕВ и т.д. и т.п. будет сказано в ветке про СОБАКУ. Здесь скажем, что и этом случае появляется понятие ПЕСТРЫЙ, ПЯТНИСТЫЙ. Как нибудь напишу. Забавно, но и это слово, как и слово СИМУРГ, так и название другого культового пса - ЦЕРБЕРА-КЕРБЕРА, сторожащего вход в ТАРТАР (понятное дело, что ТАРТАР трудно отличить от "пестрых" ТАТАР ), при желании можно привести к понятию ПЕСТРЫЙ. Не говоря уже про байки о происхождении "пятнистых" МЕРОВИНГОВ. Там тоже появляется культовая пестрая собака из мифов. Код Да Винчи, и только! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ар_ Опубликовано 13 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2009 Скажем так, в монгольском языке есть слово "нохой" - собака, про слово "нокай" я ничего не нашла (рылась в диалектных словарях), да и никто бы не смог, т.к. в языке нет буквенных сочетаний "нок". Что касается звучания слова собака как НОКай-НОГай-НУГай, то в словарях такое звучание, помимо НОХой-НОХай, таки фиксируют: http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=18655 Mongolian etymology :Proto-Mongolian: *nokaj Meaning: dog Russian meaning: собака Written Mongolian: noqai (L 592) Middle Mongolian: noxai (HY 11), noqai (SH), nog|aj (IM), nuqaj (MA) Khalkha: noxoj Buriat: noxoj Kalmuck: noxa":, noxa: Ordos: noxo": Dongxian: noGi, nog|@i Baoan: noGui Dagur: nogo, nogu, nog (Тод. Даг. 158) nohe (MD 200) Shary-Yoghur: noxGui Monguor: noxw@ (SM 282), noxui (Huzu) Mogol: noqe|i; ZM noqei (21-5) Comments: KW 278, MGCD 513, TMN 1, 520. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Булган хангай Опубликовано 14 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 14 июля, 2009 Это , вероятно, та самая (пестрая) крылатая собака - САМЫР, от которой по легендам (пестрые) мангыты ведут свое происхождение. Вот почему я люблю собак.Это по гений наверное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 14 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 14 июля, 2009 Про птицу Симург - Семаргл я много чего могу загрузить сюда, если вам интересно. Попробую с картинок. Это Симург, В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что божество было заимствовано из иранской мифологии. Персидское слово Sīmurg (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв - гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сефевидов - в XVI-XVIII веках - Симург был эмблемой Ирана. Таким образом, К. В. Тревер считает, что Симаргл представлялся в виде крылатой собаки. С этой точкой зрения был согласен и знаменитый археолог СССР Борис Александрович Рыбаков.[1][4] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 14 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 14 июля, 2009 Похоже, картинки здесь не грузятся. Ладно, смотрите в галерее, там, где животные и растительный мир. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 14 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 14 июля, 2009 Теперь про Семаргла. Семаргл — в восточнославянской мифологии божество — воплощение священного числа семь и семерки богов. связан с ветрами, Дажьбог и Хоре — с солнцем, Сварог — с огнём. Менее ясен последний бог пантеона Семаргл: некоторые исследователи считают этот персонаж заимствованным из иранской мифологии (см. Симург); другие трактуют его как персонаж, объединяющий все семь богов пантеона. Связи между богами внутри пантеона и их иерархия выявляются при анализе закономерностей перечисления......четверичная (четырёхголовый Збручский идол, возможное объединение в одно божество четырёх персонажей мифологии балтийских славян — Яровит, Руевит, Поревит, Поренут и т. д.), седмиричная (семь богов древнерусского пантеона, может быть древнерусский Семаргл), девятиричная и двенадцатиричная (двенадцать как завершение ряда 3—4—7). Несчастливые нечётные числа, половина, дефектность характеризуют отрицательные понятия и персонажи, например число тринадцать, лихо одноглазое.... Симаргл (Семаргл) — восточнославянский бог, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входящий в пантеон князя Владимира. Фигурирует также в современном родноверии как бог огня, сопоставляется там с индуистским Агни. Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Не известно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: "Симарьгл", "Семарьгл", а иногда разделяется на два имени "Сима" и "Регла". Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество.[1] В Повести временных лет сказано о Симаргле[2], а в слове Христолюбца — «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя — Си(е)маргл или Семургл. А. С. Фаминцын полагал, что буквы "ь" и "г" появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры). Если исправить правописание, то получим Сима Ерыла, т. е. Ярила; а слово Сим (или Сем) может быть объяснено древнесабинским semo, что означало гений, полубог.[3][4] Однако в конце 90-ых годов XX века эту концепцию подверг критике М. А. Васильев. Он находит в ней целый ряд слабых моментов. Во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он — теоретически — мог быть русичами заимствован. Во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака (произведения М. Семёновой из цикла «Волкодав» историческим источником не являются). В тех изображениях, где Б. А. Рыбаков находил крылатых собак, Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения миксаморфных существ.[3] И. Е. Забелин полагал, что Сим и Регл слова ассирийские, обозначают поклонение огню. Эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Воспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до Р. Х.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове.[3] Наконец, слово Симаргл толкуют, как Семи-Ярило, предполагая, что здесь имеется в виду идол Ярилы с семью головами.[3] Исходя из имеющихся сведений, можно сказать, что Семаргл выполнял две основные функции: защищал людей (предположительно, охранял посевы) и служил посредником между людьми и богами, а также был богом огня, в частности, домашнего очага. Подобные функции сближают славянского бога с индийским богом Агни. Тем не менее, другие источники говорят, что Семаргл был богом огня и луны, а посевы охраняло низшее божество - Переплут. Б. А. Рыбаков склонялся к концепции, предложенной К. В. Тревер, согласно которой божество было заимствовано из иранской мифологии (персидское Sīmurg означает похожую на грифа сказочную птицу, или гибридный образ полусобаки-полуптицы). Рыбаков пытался определить сферу власти Симаргла, исходя из имеющихся знаний о Симурге. Последний в иранской мифологии охраняет Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений. Поэтому он определял Симаргла как божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле - символ "вооруженного добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Таким образом, Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл имел внешний облик "собако-птицы" или, может быть, грифона. Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента - очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI - XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздальских храмов вырезаны эти мифические существа. Изображение Симаргла в окружении растительности, видимо, каким-то образом связано с его основной функцией. Можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде "собако-птицы" или "крылатого пса", то есть выглядел как посредник между небом и землёй. Таким образом можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более "высокие функции", так как основная функция Агни - это как раз посредничество между людьми и богами.[4] В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута. Об этом пишет, например, Б. А. Рыбаков: Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами Интерес представляет браслет из состава Тверского клада 1906 г., где, кроме "многовертимого плясания" в честь Переплута, изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута". Г.А.Ильинский расшифровывает Переплута как бога изобилия и богатства, что, по его мнению, вполне соотносится с функциями самого Симаргла.[4] Однако данную гипотезу нельзя считать достаточно убедительной. В. В. Иванов и В. Н. Топоров вообще игнорируют эту версию: "Переплут (рус. церковнослав. Переплуть, от русского плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству) - восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в словах против язычества. По гипотезе В. Пизани - восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от "Peru" (Перун). На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам." Мария Семёнова в своей книге "Поединок со змеем" рассказывает миф о собаке, которая охраняла посевы, за что получила благодарность от самого Перуна. Миф повествует о том, как люди прогневали Перуна, осквернив хлебное поле. Бог наказал людей, призвав вихрь, который унёс жито в небеса. Но Собака сказала воззвала к Перуну: "Я это поле от косуль стерегла, оленей в лес прогоняла! Оставь мне на еду, сколько в зубах унесу!". И Перун позволил Собаке забрать столько колосьев, сколько поместиться в пасти, а весной люди стали просить у Собаки зерна для посева, поклявшись кормить весь её род. Собака не пожадничала и поделилась с людьми зерном. Таким образом, Собака явилась посредником между людьми и богами. С тех пор повелось, что все отворачиваются от того, кто выгоняет из дому Собаку. Изображения Собаки стали оберегами, обороной посевов. Считалось также, что одному псу были даны крылья, чтобы он мог путешествовать между небом и землёй, помогая людям общаться с богами. Этого пса называют Семарглом и считается, что если он весной пробежит по хлебному полю, то будет богатый урожай. Семаргла также называют Переплутом - покровителем корешков, переплетённых в земле.[5] В "Велесовой книге" не единожды указано, что Семаргл - огненный бог: "А вот Белояр, Ладо, также Купала, и Синич, и Житнич (...), и Чурич - Родич, и тут Семаргл-Огнебог - он чистый и яростный, быстро рожденный. То суть - Триглавы всеобщие".[6] Тем не менее, неясно значение выражения "Триглавы всеобщие", ведь Триглав - один из славянских богов. В одной из глав "Велесовой книги" даже упоминается некая молитва Семарглу: "И сему богу Огнику Семарглу говорим мы: "Покажись и восстань на небесах и свети аж до мерцающего рассвета!" Мы называем его по имени Огнебоже и идем трудиться".[6] Очевидно, имя бога огня было настолько свято, что его не произносили вслух, заменяя другими словами, например, "Огнебоже". По одной из версий, Семаргл не пускает в мир зло, стоя на страже с огненным мечом, и лишь раз в год откликается на зов Купальницы, сходя со своего поста. Через девять месяцев, в день летнего солнцестояния, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.[7] Один из мифов повествует о том, как Семаргл появился на свет. Бог Сварог ударил своим молотом по камню Алатырь, высек божественные искры, которые затем разгорелись и из пламени появился огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти; его знамением стал густой дым, а там, где Семаргл проезжал, оставался выжженный след. Но таков он был в гневе, а чаще представал мирным и спокойным. С Огнём также связывают возникновение людей. В одном мифе говорится, что Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - первое пламя любви. Таким образом, Семаргл неразрывно связан с людьми.[7] [править] Появление Симаргла в пантеоне русских богов Появление предположительно иранского божества Симаргла (а также Хорса) в созданном князем Владимиром пантеоне русских богов незадолго до принятия христианства на Руси связывается исследователями с исторической ситуацией, которая сложилась в Киеве в X веке. Значительное число жителей Киева тогда составляло население хазарского, еврейского и сармато-аланского (то есть иранского) происхождения. Сам город имел трёхчленную структуру, которая была похожа на схему старых среднеазиатских городов с их делением на цитадель, внутренний город и торгово-ремесленный пригород.[1] В течение второй половины X века при князе Владимире хазары ещё рассматривали Киев как крайний западный форпост Хазарского каганата. Пока каганат был в силе, Владимир не мог не считаться с киевским населением восточного происхождения. В этих условиях включение в круг "владимировых" богов Симаргла и Хорса оказывается важных политическим шагом. Кроме того, Владимир, силой захвативший в 980 году великокняжеский престол, убил законного князя - старшего брата Ярополка, должен был укрепить свою власть в масштабах всего государства и завоевать симпатии южнорусского населения, а без поддержки киевского населения было трудно удержаться в "стольном граде". Поэтому Владимир объявил княжеско-дружинного бога-покровителя Перуна верховным богом всей Руси, а наряду с этим учредил публичное поклонение божествам, наиболее почитаемым местным южнорусским населением. С одной стороны Владимир подчинял Перуну этих богов, но с другой стороны признавал их и вводил в пантеон. [править] Близкие к Симарглу боги других народов Реконструкция образа Симаргла и его роли в славянской мифологии вызывает немало споров. Но тем не менее можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и бог огня, изображался в виде "собако-птицы". Этот образ является вполне архетипическим у индоевропейцев. Подобные персонажи встречаются и за пределами индоевропейского мира. Например, у древних майя мифическая "небесная собака" связывалась с молнией и дождём. Близкое значение имела как раз крылатая собака, изображение которой часто встречается в древнеиранском искусстве. Исходя из того, что наше божество Симаргл тоже изображалось в виде "крылатого пса", т.е. выглядело как посредник между небом и землёй, можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более "высокие функции", так как основная функция Агни - это как раз посредничество между людьми и богами. И можно однозначно сказать, что Симаргл - это зооморфное божество. Симаргл - священный крылатый пес, охраняющий семена, посевы и, видимо, домашний очаг. Уже в трипольской росписи встречаются псы, прыгающие и кувыркающиеся (как бы летающие) вокруг молодых растений. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверья (косули, серны, дикие козы) охрана посевов от поедания и вытаптывания была важным делом. Персидский Агурамазда поручал Сэнмурву заботу о небесном "дереве всех семян". Симаргл-Сэнмурв был как бы олицетворением "вооруженного добра": при мирных аграрных функциях он был наделен когтями, зубами и вдобавок крыльями; он - защитник посевов.[8] Семаргл, Симаргл (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ), в восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона (см. в ст. Славянская мифология), идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире (980). Имя Семаргл восходит, по-видимому, к древнему *Sedmor(o)-golvъ, "Семиглав" (ср. характерную для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита). Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ Семаргла - иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает Семаргла с птицей Дав. Функции Семаргла неясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного древнерусского пантеона. Характерно, что в некоторых текстах "Куликова цикла" имя Семаргл искажено в Раклий, и это божество рассматривается как языческое, татарское. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 14 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 14 июля, 2009 По смыслу всех текстов ясно одно: происхождение крылатой собаки - татарское. К тексту картинка с изображением Семаргла в галерее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 14 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 14 июля, 2009 Далее, по вопросам монгольской этимологии слова "нохой". 1-ый вопрос: Правильно ли я сообразила и перевела? 1. Dongxian: noGi, nog|@i 2. Baoan: noGui Баоан - ногай 3. Dagur: nogo, nogu, nog (Тод. Даг. 158) nohe (MD 200) Дагур – ного, ногу, ног, ноух 4. Shary-Yoghur: noxGui –Шэри-иогхур (ягур)- нохгай 5. Monguor: noxw@ (SM 282), noxui (Huzu) Монгур (мангыр) – ноху, нохуй (хузу) 6. Mogol: noqe|i; ZM noqei (21-5) Могол – нокей, ногей. 2-ой вопрос: кто такие "Dongxian" ? - Дунху? а) Baoan кто? б) Dagur кто? 7) Shary-Yoghur кто? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 14 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 14 июля, 2009 Далее. Тут такая фишка с буквой «q». – она произносится по-русски «кью» и, скорее всего, имело место легкая небрежность либо наполнителя, либо переводчика, который вместо буквы «g» поставил букву «кью», с этого и выскочило произношение слова собаки как «ноКай-нокей», а не «ноГай». Или просто было записано с устного произношения слова «нохой», в котором буква «х» посередине слова по-монгольски звучит как «хг» или «гх», то есть, типа украинского произношения буквы «Г», которая звучит аналогично двухсложно или двузвучно, но вместо буквы «g» была небрежно поставлена буква «q». У этой предоставленной этимологии подход европейский, - как слышит, так и пишет. Потому что, ну нету в монгольской языке такого буквенного сочетания «НОК» нигде, и вообще и в частности. Что вы на это скажете, уважаемые знатоки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
gure Опубликовано 14 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 14 июля, 2009 Далее.Тут такая фишка с буквой «q». – она произносится по-русски «кью» и, скорее всего, имело место легкая небрежность либо наполнителя, либо переводчика, который вместо буквы «g» поставил букву «кью», с этого и выскочило произношение слова собаки как «ноКай-нокей», а не «ноГай». Или просто было записано с устного произношения слова «нохой», в котором буква «х» посередине слова по-монгольски звучит как «хг» или «гх», то есть, типа украинского произношения буквы «Г», которая звучит аналогично двухсложно или двузвучно, но вместо буквы «g» была небрежно поставлена буква «q». У этой предоставленной этимологии подход европейский, - как слышит, так и пишет. Потому что, ну нету в монгольской языке такого буквенного сочетания «НОК» нигде, и вообще и в частности. Что вы на это скажете, уважаемые знатоки? есть специальные транслитерационные схемы, и в них буква q обозначает звук "к/х". Для звука "г" используется греческая буква "гамма". старая фонетика в монгольских языках, зафиксированная и в вертикальном письме, больше тяготела к озвончению "к/х", это в значительной степени сохраняется, например, у калмыков и среди бурятских говоров - у ононских хамниган. Фонетическая норма для других монгольских языков и диалектов ближе к произношению "х". дунсян, баоань и дагур - небольшие монголоязычные народы, живущие в КНР. входят в официальный список "минцзу" - национальностей Китая. По-моему, дунсян и баоань - мусульмане. Дагуры - это дауры, т.е., народ, ранее живший в Забайкалье (Даурии), после походов Хабарова и Перфильева ушедший в нынешний Хулун-Буирский аймак АРВМ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 15 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 15 июля, 2009 Большое всем спасибо за сведения! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 15 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 15 июля, 2009 Вот почему я люблю собак.Это по гений наверное. Какие собаки есть у вас? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Булган хангай Опубликовано 16 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2009 Lichno u menya poka netu.U moego brata toje esti Banxar. k sojeleniu ne mogu vilojiti fotku ego banxara suada. On toje luybit sobak imel mnogo sobak raznoi porodi i nakonets predpochital banxar. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 18 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 июля, 2009 U moego brata toje esti Banxar. i nakonets predpochital banxar. А ваш брат может заходить на этот форум? Хотелось бы познакомиться с ним и его банхаром. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Булган хангай Опубликовано 18 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 18 июля, 2009 А ваш брат может заходить на этот форум? Хотелось бы познакомиться с ним и его банхаром. On po russki ne ocheni to.I ne takoi kak ya. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Яворская Галина Николаевна Опубликовано 18 июля, 2009 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 июля, 2009 On po russki ne ocheni to.I ne takoi kak ya. Тогда вы расскажите про его банхара, откуда он у него, как долго живет, что делает? А если фото есть, то вообще отлично будет! :tw2: Ой, ну разумеется, ответы надо в теме про монгольскую овчарку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Valid Опубликовано 20 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2009 Кара-Кыпчак (цитата): "К племени Татар относится Чингисхан и его юрт. Монгол это в основном Ойратские племена монголии - из них формировалась гвардия Чингисхана. Кроме, того в состав монголов входят основные тюркские племена и роды - в большей или меньшей степени. Что надо сказать - типично для любой Империи" (конец цитаты). Совершенно верно по сути. Только не к "племени Татар", а к средневековому народу Татар - остальные "тюркские племена" - кланы: Мангыты, Салжавыты, Найманы ..., позже - Ногаи, Тумены и многие другие были племенами-кланами именно мощнейшего средневекового тюркского народа Татар - "в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменных с ним поколений". Еще момент: вообще-то, гвардия Чингиз-хана формировалась из представителей многих народов - принцип этнической и религиозной терпимости по Великому Язу ("Яса"). "Монголами" халха-монголы и многие потомки ойратов и других халхаязычных племен стали называться примерно с XVI-XVII веков, их назвали вначале так китайцы - это были наиболее близкие к ним (ханьцам) "монголы" после падения Монголо-татарской державы и долго не покорявшиеся им (после уничтожения ханьцами собственно татар в тех краях - на Востоке Евразии). Так как в период Монголо-татарской державы название "Монгол" ("Вечная") было политонимом (типа "советский"), отсюда и "монголы" - верноподданные этой державы, среди которых, кроме монголо-татар (собственно татар-тюрок в смысле этническом) было много разных народов, в том числе предки халха, маньчжуров, многие китайцы, таджики и др. Расул (цитата): "Ногайцы потомки всех тех кто жил от Жёлтого моря и до Дуная, от Персии и Афганистана до лесостепной зоны Сибири, потомки тех для кого слово честь и доблесть была превыше меркантильных и политических интересов, тех для которых законы Яссы ставились превыше происхождения от того или иного народа. Поэтому мы разные по своему облику, но похожие друг на друга в душе -являемся одним целым и единым народом, и открыты для всех кто относится к нам с открытой душой" (конец цитаты). Совершенно верно. Но надобно уточнить: Ногайцы - часть средневековых татар, родного народа Чынгыз-хана. Означает в переводе - "последователи, сторонники Ногая" (как примерно, "ленинцы" - прошу прощения). И главное, ногаи (многие и многие) никуда не "ушли" из Поволжья, Яика и Предуралья - это так вводят нас в заблуждение романовские историки-западники, поскольку ногаи - это и есть значительная часть башкир и татар, которые и поныне живут в указанных районах (Ахметзаки Валиди Туган). Многие ногаи (т.е. потомки сторонников Ногая) - мангыты (это клан"племя" в средневековом татарском народе Чынгыз-хана). Татары Чынгыз хана были именно народом, среди которых были "люди с совершенно разными лицами (внешностью), но говорили они все на одном наречии (языке) и почитали себя настоящими татарами Чингиз-хана" еще и в конце XVIII века (Ян Потоцкий, XVIII век). В принципе и среди современных татар, как и у многих других тюркских народов - их собратьев, - множество людей с "совершенно разными лицами" - и "монголоиды", и "европеоиды" и светлые, и темные. Татарский дастан (не смысле "казанско-татарский", а именно дастан народа средневековых татар, дошедший до нас) "Идегәй", повествует: "Алтын Урда - Ак Урда, Җаек белән Иделдә, Болгар белән Сарайда - Данлы Кыпчак җирендә, татардан туган Нугай илендә" ("Золотая Орда - Белая Орда, на Яике и на Волге, и в Болгаре и в Сарае - на славной Кыпчакской земле, в стране Нугая, рожденного татарами"(то есть: "татарского сына Нугая"). См. о том, как путали и оболгали общую историю многих и многих тюрок - потомков средневековых татар, родного народа Чынгыз бий хана, многое из подлинной истории наших предков в книгах независимого татарского историка Г.Р. Еникеева, о книгах здесь: http://www.idmedina.ru/news/?1183 и здесь: http://www.mtss.ru/forum/viewtopic.php?t=3184 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Булган хангай Опубликовано 22 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2009 См. о том, как путали и оболгали общую историю многих и многих тюрок - потомков средневековых татар, родного народа Чынгыз бий хана, Господа Татары. Средновековые татары и нынешные татары-Это абсалютно разные вещи. Не перепутайте пожалуйста. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RustamD Опубликовано 22 июля, 2009 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2009 Не перепутаем. Средневековые монголы и нынешние халха-монголы это абсолютно разные вещи.Не перепутайте пожалуйста Господа манжуры. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться