Перейти к содержанию
Гость sanj

Вопросы монголам

Рекомендуемые сообщения

из указанных терминов о тюркской этимологии я слышал только об одном - улус. Барс - слово невыясненного происхождения, но бытует одинаково у тюрок и монголов. Булат - иранское слово. Торе - точнее тYрэ "строй, правление, государство" - я впервые слышу о его тюркском происхождении, было бы интересно узнать что-то о его этимологии.

Вы путаете Teuke, у казаков составная часть личных имён с "Болат" это не иранское слово "болат" - в смысле стали, а казацкое (тюркское) "болады", коротко "болат".

Т.е. Барсболат - барсом будет, Улусболат - будет улусом или улу-великим, Тореболат - будет Торе. Есть масса таких имен: Кайырболат - будет добраым, Тасболат - будет как камень и т.д. и т.п.

Имена с корнем Торе: Торехан, Торебай, Торегали, Торежан и др. Торе - значит белая кость, чингизид, а также производные: аристократ, господин, видный и т.п. К примеру: Торе жигит - видный парень B)

Учтите, что о слове "Тор" - почетное место в юрте, я не говорил.

Об истинной этимологии "Тор" конечно интересно узнать разные точки зрения у спецов, но не однобокую как было раньше типа "торийн хун" - человек правительства (халх.).

Не согласен с тем, что Барыс - слово невыясненного происхождения. У казаков хищники кошачьего семейства (не все) имеют корень "барыс": жолбарыс - тигр (вспомните русское "джульбарс"), барыс - снежный барс, акбарыс - белый барс (часто употребляется татарами, к примеру одноименная футбольная команда) и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

из указанных терминов о тюркской этимологии я слышал только об одном - улус. Барс - слово невыясненного происхождения, но бытует одинаково у тюрок и монголов. Булат - иранское слово. Торе - точнее тYрэ "строй, правление, государство" - я впервые слышу о его тюркском происхождении, было бы интересно узнать что-то о его этимологии.

Имена Это не тюркские имена а имеено монгольские. У монголов мужские именна имеют знаначие качества. Крепость - Бат, Бату; Сталь - Ган, Тумэр, Болод; достижение - Оргил - Пик горы, Дзэв- Острие стрелы; Радость, красота - Баяр, Жаргал Сайхан, Хонгор. Вечность - Мунхэ.

Все имена сыновей монгольских ханов имеют монгольское значение. Слово Улус как понятие народ, государство используется только монголами. Поэтому ни о каком тюркском происхождении имен Барсболд, Улусболд, и Турэболд и речи быть не может.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы путаете Teuke, у казаков составная часть личных имён с "Болат" это не иранское слово "болат" - в смысле стали, а казацкое (тюркское) "болады", коротко "болат".

Т.е. Барсболат - барсом будет, Улусболат - будет улусом или улу-великим, Тореболат - будет Торе. Есть масса таких имен: Кайырболат - будет добраым, Тасболат - будет как камень и т.д. и т.п.

Имена с корнем Торе: Торехан, Торебай, Торегали, Торежан и др. Торе - значит белая кость, чингизид, а также производные: аристократ, господин, видный и т.п. К примеру: Торе жигит - видный парень B)

Учтите, что о слове "Тор" - почетное место в юрте, я не говорил.

Об истинной этимологии "Тор" конечно интересно узнать разные точки зрения у спецов, но не однобокую как было раньше типа "торийн хун" - человек правительства (халх.).

Не согласен с тем, что Барыс - слово невыясненного происхождения. У казаков хищники кошачьего семейства (не все) имеют корень "барыс": жолбарыс - тигр (вспомните русское "джульбарс"), барыс - снежный барс, акбарыс - белый барс (часто употребляется татарами, к примеру одноименная футбольная команда) и т.д.

Итак, по порядку, ваш абзац - мой абзац.

В монгольском языке иранское слово булат уже к 15 веку дало болод (у халхов выпал гласный во втором слоге и теперь звучит болд). Имена с основой болод очень популярны как раз с позднего средневековья и по сей день. Бурятский певец Болод Бороев, например. Но, кроме того, имя Булат широко распространено среди тюркских и кавказских народов и даже стало в 20 веке встречаться у русских, поэтому среди современных бурят появилась и такая форма тоже. Но в языке как обозначение стали существует именно термин болод. Это не единственный термин для высокоуглеродного железа, один из нескольких, но зато широко распространенный, соответственно популярно и имя Болод.

Я очень рад узнать, что в казахском языке обнаруживается очередная параллель с монгольскими. В монгольских (во всех, какие я знаю) тоже имеется глагол болохо "становиться". Тэр дархан болоб "он стал мастером" (дархан "кузнец" "мастер"). Как деепричастный оборот может быть употреблено в виде болоод "становясь". Но это вряд ли может иметь отношение к имени Барс Болод.

Насколько я знаю, в казахском термин торе потому и означает белую кость, что в монгольском тYрэ обозначало "правление, политический строй, государство". Кстати, двусоставные имена типа Бат Турэ до сих пор очень популярны среди халхасцев.

В монгольских языках существует термин барс (в бурятском барас) "леопард", ирбис (в бурятском эрбэд, в халха ирвэс) "горный барс" он же ирбис, а также - внимание! - бар "тигр", одновременно означающий и нечто сильное. Примеры: бар жэлтэй "рожденный в год тигра" (купите в киоске бурятский календарь - там всюду будет проставлен год тигра именно как бар жэл) или бар тэнхээтэй "имеющий неимоверную силу".

В словах леопард и гепард (и не только в них), как видите, тоже присутствует лексема пард, весьма близкая барсу и есть мнение, что это не случайно. Греческое pardos "крупная кошка". Объяснить убедительно и исчерпывающе этимологию бар, барс и пард, на моей памяти никому не удалось. Если есть такая этимология, с радостью прочитаю. НО, на мой взгляд бар не может происходить от барс, скорее, наоборот, если вообще это не случайное созвучие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наши казахские и киргизские друзья надеюсь знают о хоринских преданиях о Наян Нава. О родине в Ираке во времена Хулагуидов, где наши предки жили 200 лет и перекочевали обратно в Бурятию.

Наян нава не только песня тысячелетия

(Два века бурятской истории связаны с Месопотамией?)

У хори-бурят существует очень старинная и широко известная песня «Наян-Наваа» со словами:

Аян (хан) заяа заяанай

Наян-Наваа минии лэ

Байдан, Байдан байдалай

Бада-Ёго минии лэ

Походная жизнь от судьбы

Наян-Нава ты моя

Байдан-байдан от жизненной ситуации

Бада-Ёго ты моя

На вопрос, что означает содержание этой песни, наши предки всегда давали однозначное разъяснение о том, что в очень давние времена наш народ проживал в прекрасном южном крае, расположенном очень далеко и с названием Наян-Наваа, а после того как люди покинули родные места и родилась эта песня.

В народной памяти слова Наян-Нава и Бада-Ёго ассоциируется с названиями местностей. В связи с этим встает вопрос, а где расположен этот прекрасный и загадочный ныне край, на многие века оставшийся в преданиях и песнях?

Этот загадочный край находится в современном Ираке в провинции Наи Нава. Буряты в 13-15 веках кочевали в верхне-месопатамской провинции Наян-Нава в предгорной возвышенности с хорошими пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заба и Малый Заба (В бурятских преданиях упоминается и Заян Заба). Известно, что когда Месопотамия входила в состав монгольского государства Джелаиридов (1340-1410 г.г.), то резиденцией ее правителей был Багдад. Хори-Буряты держали власть согласно «Ясе» Чингис-хана в улусе Хулагидов, куда входили Ирак, Иран, Турция, Азербайджан.

-----------

Почему буряты оказались там? «Золотой род» Темуджина (Чингис-хана) является ответвлением от хори-туматского племени Баргуджин-Тукум, которая начиналась «вниз по течению реки Селенги». По хроникам персидского ученого Рашид-ад-Дина знаем, что коренной юрт или фамильные владения чингисидов по бассейнам рек Онон и Керулен (современное Забайкалье и часть Северо-Восточной Монголии) – гол ун улус (гол-ось, стержень, основа), был передан согласно обычаям, младшему сыну Чингис-хана Толую. А сыновья Толуя – Мункэ и Хулагу, в середине 13 века снарядили крупную военную экспедицию из 30 тыс. человек под командованием Хулагу, для закрепления и колонизации завоеванных еще в 20-30-х годах Ирана, Багдада и Западной Азии.

Хори-Буряты в улусе Хулагидов (провинция Наян-Нава) правили 2 столетия. Это 7-9 поколений бурят. Для них загадочный край Наян-Нава стала второй родиной. После ухода хоринцев из Наян-Нава вероятно многие топонимы изменили свое название, но всегда остаются неизменяющиеся названия, такие как сама географическая область «Наи Нава». В этой провинции Ирака сегодня обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих с упоминаемыми в бурятских преданиях. Например, немного севернее города Мосул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала (в бурятской песне – Аян Заяла), к западу от Мосула расположен городок Эль-Бади, т.е. Бада (Эль - приставка в арабском написании названий) (ст. Бада в Читинской области). Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур (Хабар), а на северной окраине провинции есть город Заху (Заха). На реке Заба стоит городок Алтын кёпрю, есть город Майдан (Байдан). И все это на небольшой территории провинции Наи Нава государства Ирак.

Примечательно, что именно в улусе Хулагуидов созданы величайшие труды по средневековой истории монголов и Монголии. Например, в 1260 году (!) Ата Малик Джувейни создал большой исторический труд «История миропокорителя» (Чингисхана), а вазир Рашид-ад-дин около 1310 года составил в сотрудничестве со знатоками

языков и истории разных народов грандиозный труд «Сборник ле-тописей». Первая ее часть, в трех томах, содержит историю монголов и созданных ими государств, в частности Хулагуидского, до смерти Газан-хана, сына Аргун-хана. Ценен исторический труд Вассафа (1328 г.). Возможно, многие вопросы прояснило бы нам целевое изучение написанных по-персидски трудов Х. Казвини – исторического (1330 г.) и географического (1340 г.), содержащих подробное описание государства Хулагуидов. При монголах создавал свои всемирно известные произведения гениальный персидский поэт Муслих ад-дин Саади, написавший элегии на взятие Багдада Хулагу ханом.

После гибели в Гургане последнего ильхана Туга Тумур хана в 1353 году, империя Хулагуидов (Хулагидов) распалась на несколько самостоятельных государств во главе с потомками Чингисхана, важнейшим из которых было государство монгольской династии Джелаиридов, просуществовавший до 1410 года на западе Ирана и в Ираке, до захвата его Тимуром и Тимуридами.

Если первоначальной столицей улуса Хулагуидов был город Марага к юго-востоку от озера Урмия, а позже ими стали города Тебриз и Султания, то столицей Джелаиридов был город Багдад. Но ильханы и Джелаириды вели полукочевой образ жизни и в столицах пребывали только часть года, а остальное время проводили в кочевьях: летних – в горах, зимних - в степях.21

ЗДЕСЬ НЕОБХОДИМО отметить два важных момента.

Во-первых, надо иметь ввиду, что под общим названием «монголы» улуса Хулагуидов и последовавших за ним других монгольских династий подразумеваются и хоринцы т. е. предки нынешних хори-бурят. Во всех завоеванных странах представители разных монголоязычных племен были известны под общим названием - монголы, монгольское войско...

Во-вторых. Автор, кратко описывая в целом улус Хулагуидов, считает необходимым показать в общем контексте ход исторических событий и обстановку в регионе, в котором в 13-15 веках оказались и проживали хоринцы.

Монгольские кочевья на территории улуса Хулагуидов были расположены в самых разных его частях, но при этом занимали обязательно такое стратегическое положение, чтобы одновременно быть недалеко и от границы страны, и от крупных административных центров. Это вытекало из необходимости контролировать огромную страну с преобладающим инородным населением, которое периодически поднимало восстания, где нередко существовали повстанческие движения. Об этом можно сделать выводы из различных источников, в т. ч. и из работы Рашид-ад-дина. Например, когда он описывает ярлык (зарлик) Газан-хана от 1303 года о наделении землями икта всех без исключения монголов, несших военную службу от реки Амуйе до Мисра,22 с правом наследования для потомков.

Из географических карт видно, что наиболее удобным районом для монгольских кочевий во всех отношениях (и по стратегическому положению, и по природно-климатическим условиям) была верхнемесопотамская провинция Наи Нава (Ная Нава) – предгорная возвышенность с хорошими и обширными пастбищами по берегам рек Тигр, Большой Заба и Малый Заба (в хоринских преданиях о Наи Нава иногда упоминается и Заян Заба).23 Важность стратегического положения географической области Наи Нава заключалась в том, что она находилась в узловом центре монгольского государства Хулагуидов, недалеко от всех вышеперечисленных ее столиц, на стыке между Ираном, Ираком арабским, Сирией, Румом (большая часть нынешней Турции), Арменией и Азербайджаном, т.е. разных частей, регионов единой тогда

страны. Также здесь был передовой форпост экспансионистских устремлений Хулагуидов против Еги-петского султаната с Палестиной заключивших военных союз с Золотой Ордой против улуса Хулагуидов и Крестоносцев.

Одновременно с этим, природно-климатические условия Наи-Нава (Ная-Нава) очень благоприятствовали для кочевого и полукочевого скотоводства. Поэтому, пришедшие сюда монголы, как известно из исторических хроник, начали заселение и обустройство запустевшей в результате военных действий, но благодатной области в Верхней Месопотамии. Хулагу хан назначал наместником в Месопотамии персид-ского историка Ала-ад-дина Джувейни24 (не путать с Ата Малик Джувейни и Шанс-ад-дин Джувейни), который в течении 20 лет провел большие работы по оро-шению и обустройству Верхней Месопотамии, восстанавливал дамбы и каналы.

Говоря о Месопотамии, наверное, нельзя не отметить то, что это родина древ-нейших человеческих цивилизаций, где еще в четвертом тысячелетии до нашей эры Шумеры создали регулярную систему ирригации и города-государства, а во 2-м ты-сячелетии до нашей эры образовалось Вавилонское государство. В 1-ом тысячелении до н. э. здесь было Ассирийское царство; во 2-ом веке до нашей эры образовалось Парфянское царство, население которого говорило на арамейском языке. С 3 по 7 век нашей эры здесь существовало государство Сасанидов; с 7 века Месопотамия входит в Арабский халифат; в 11 веке завоевана сельджуками. В 13-15 веках Месопотамия - под властью монголов,25 в числе которых были предки хори-бурят.

Правители государства Хулагуидов, будучи все чингисидами, ведущими происхождение своего «золотого» рода от хори-туматов из Баргуджин тукума, как видно, не только поселили хоринцев на благодатных для полукочевого скотоводства землях Наи Нава, недалеко от своих столиц, но и проявили серьезную заботу о них, целенаправленно проводя огромные работы по орошению, обустройству и заселению края, опустевшего после военных действий.

Климат этой предгорной географической области субтропический сухой, с жарким летом (до +30 градусов С) и сравнительно теплой зимой (средняя температура января +7 градусов С), со среднегодовым количеством осадков в 400-600 мм., и входит в так называемую степную зону Плодородного полумесяца. Здесь имеются значительные насаждения винограда, инжира, фисташки; посадки плодовых культур - персика, абрикоса, сливы...

Как уже отмечалось, в летнюю жару монгольские кочевья уходили на горные пастбища. Весь север и восток области Наи Нава окаймляют сплошные горные об-ласти, где высоты достигают 3-4 тыс. метров над уровнем моря. Известно, что когда Месопотамия входила в состав монгольского государства Джелаиридов (1340-1410 гг), то зимней резиденцией ее правителей служил город Багдад,26 а летом они ухо-дили в монгольские кочевья - в горы. А горные работы могли быть только на севере или на востоке области Наи Нава (см. физическую карту).

Особенно важно то, что главное богатство полукочевого уклада жизни – скот, мог пастись на естественных пастбищах круглогодично, не боясь главного бича скотоводов Дзута - холодных снежных зим, ведь кочевники не заготавливали на зиму сено. Овец там стригли два раза в год, весной и осенью. Шерсть, получаемая осенью, считалась лучшей по качеству.27

Жизнь широких масс простого монгольского населения за столетия текла своим чередом. Несмотря на то, что с монгольского населения взимался Купчур (монг. – налог) – по 1 голове со 100 голов каждого вида скота и он был не тяжел, по сравнению с подушными податями – Джизйа с оседлых крестьян и горожан или Тамга (монг.) от ремесел и торговли, которые взимались деньгами и были очень тяжелыми для христиан, иудеев, зороастрийцев и мусульман, все же имели место случаи, когда обедневшие монголы участвовали в бунтах и прятались от властей в горных ущельях, лесах и степях.28

Представляется небезынтересным то, что в улусе Хулагуидов первоначально (в 13 в.) покровительством монгольских правителей пользовались христианская (несторианская) и, особенно, буддийская религии. Рашид-ад-дин описывает факт тор-жественного поклонения Шакьямуни-бурхану монголов во главе с самим Аргун-ханом («Сборник летописей». Повествование об Аргун-хане. Стр. 120). Или же в повествовании о Гейхату хане (царствовал на ханском престоле с 1291 по 1295 гг.)

Рашид-ад-дин пишет: «Гейхату-хан, сын Абага-хана, внук Хулагу-хана (мать Нукдан хатун из рода татар). В детстве его Бахши нарекли именем Иринчин-Дорджи».29

Вероятно, эта тенденция была связана с известной попыткой Хубилай хана офици-ально насадить буддизм в Монголии.

Принятие Газан-ханом (1295-1305) сыном Аргун хана, по совету Рашид-ад-дина, исламской веры, в форме шиизма, в целях укрепления власти и опоры на влиятельное

мусульманское духовенство в связи с антимонгольскими восстаниями му-сульманского большинства населения под религиозными знаменами, «встретило ожесточенное

сопротивление монгольского населения»,30 и поэтому традиционная монгольская веротерпимость сохранилась. Да и правление Газан-хана, как видим, продолжалось недолго, - менее десяти лет. Как пишет Л. Темирханов, «даже в наши дни (в 20 веке – Ц. Д.) хазарейцы (тоже бывшие монголы улуса Хулагуидов - Ц.Д.) хотя и называются мусульманами-шиитами, они почти не молятся и не имеют мече-тей. В их среде бытуют многие доисламские пережитки, не совместимые с догмами ислама».31

Что касается хоринцев, то они за каких-нибудь 1,5-2 столетия с их разви-тым родоплеменным самосознанием, конечно, никак не могли забыть свой язык, культуру и традиции, тем более - они жили отдельно в своих кочевьях, не подвергаясь давлению и насилию, а наоборот имели привилегии как монголы.

Эта истина подтверждается даже тем, что моголы поживающие на тер-ритории бывшего улуса Хулагуидов уже восьмое столетие (750 лет!) до сих остаются монголоязычными, а хазарейцы вплоть до 17 века оставались в своем изначально-монгольском виде, о чем было уже сказано.

После ухода хоринцев из Наи Нава вероятно многие топонимы изменили свои названия, но всегда остаются неизменяющиеся названия, такие как сама географическая область - Наи Нава. Потому и сейчас в этой области (провинции) обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих и перекликающихся с упоминающимися в

бурятских преданиях. Например, немного севернее города Мо-сул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала ( в бурятской песне Аян (хан) Заяла (й), недалеко к западу от Мосу-ла расположен городок Эль-Бади, т. е. Бада (эль – приставка в арабском написании названий).

Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур, а на северной окраине есть город Заху. На реке Заба стоит городок Алтын кепрю (слово Алтын – не араб-ское и не персидское, а монгольское (монголо-тюрское), есть город Майдан (Бай-дан). Сохранились в этом регионе и другие названия монгольского корня, такие как, Чиган, Мандали, Бово-Нур, Кара-Булак, Барлут, Карату, Мангайш, Мала-Кара, Дор-банд и т.д. У шоссе Мосул-Холмс стоит населенный пункт Аршан, у северных окраин Наи Нава протекают речка Кяхта и есть населенный пункт Кяхта.

Все это на небольшой территории области Наи Нава и в приграничных с ней местностях.

Надо иметь ввиду, что монголы нередко давали свои, монгольские, названия местностям, где они обитали. Об этом Рашид-ад-дин пишет: «...на реке Заринаруд, которую монголы называют Чагату и Нагату...»,32 где Чагату означает «белый». А что означает слово «Нагату»? Возможно, так назвали реку в честь имени одной из легендарных жен Хоридоя - Нагатай, от которой ведут свое происхождение 6 хори-бурятских родов (Харгана, Бодонгуд, Худай, Батнай, Саган и Хальбин)? Он же пишет, что реку Аксу монголы называют Чаган морен (т. е. Белая река - авт.) или же «до Караруда, который монголы называют Туркан морен (т. е. Быстрая река - авт.)33 и т. д.

Из исторических хроник известно, что в 16 веке Верхняя Месопотамия (Наи Нава) снова характеризуется как опустевшая, малолюдная область, такой же безлюдной она оставалась и в первой половине 17 века. Даже расположенный значи-тельно южнее город Багдад насчитывал в 1650 году всего 15 тысяч жителей, против 90 тысяч в 1401 г. и 250 тысяч перед взятием его монголами в феврале 1258 года.34 В связи с этим интересно отметить то, что в хоринских преданиях говорится о том, что после их ухода из Наи Нава, край этот долго оставался незаселенным.

Вероятно, информацию об этом хоринцы, находясь в южной Монголии, могли получать через своих мусульманских соседей - уйгуров, дунган (хуэй), монголоязычных дун-сян (ширинголов), которые постоянно поддерживали религиозные связи ( в т.ч. па-ломнические) с Юго-Западной Азией.

Как уже отмечалось, на территории улуса Халагуидов были, кроме Наи Нава, и другие районы расселения монгольских кочевий. Например, важное стратегическое положение на востоке Центрального Ирана занимал город Наин у восточных скло-нов крупной горной системы Кухруд, на границе с Хоросаном. О нем в хрониках говорится, что после прихода монголов в некогда крупном, цветущем городе осталось всего 500 домов. Здесь, недалеко от Наина, у хребта Кухе-Сарх, находятся населенные пункты Хор и Бадам. Район этот также благоприятен для скотоводческо-кочевого уклада жизни с сочетанием летних - горных и зимних - степных пастбищ.

Вообще кочевая монгольская знать (с 15 века монгольская и монголо-тюркская) продолжала быть руководящей политической силой как в государстве Тимуридов (1407-1507 г.г.) на востоке Ирана, так и в государстве Ак-Коюнлу (1468-1508 гг) на западе Ирана и Месопотамии, вплоть до самого конца 15 века. (История стран зарубежной Азии в средние века. Изд. «Наука», Москва, 1970 г., стр. 361). В этом плане показателен пример того, что Тимур (Тамерлан) в 1396 году дал своему сыну Шахруху в качестве его личной охраны, когда тот был назначен правителем Хоросана, 1000 монгольских воинов (именно монголов!), которые были поселены в плодородной долине Бадагиса.

Изменено пользователем Tangut
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ЖЕСТОКИЙ РАЗЛАД и окончательный кризис в монгольском государстве Юго-Западной Азии, приведший к краху династии

Хулагуидов и в дальнейшем со-провождавшийся междоусобными войнами, способствовал завоеванию Ирана в конце 14 века Тимуром. Этот вставший у власти самаркандский монгол из племени бар-лас, действовал не только как реставратор монгольских государственных традиций, но и как кровавый усмиритель народных восстаний. Поэтому его поддержала монгольская кочевая знать, которая не могла справиться своими силами с народными движениями Ирана.36 Однако и после, монгольская военная знать и племенные вер-хи не были заинтересованы в сильной центральной власти и стремились к феодальной самостоятельности.

Кочевые монгольские и тюркские феодалы обычно отличались своеволием и часто были мятежными. Нередко организаторами мятежей являлись отдельные царевичи из самих правящих династий, несогласные с той или иной политикой.Но помимо всех тяжелых смут, одно только неприятие угрозы ассимиля-ции, уже охватившей самые верхние слои монгольского общества этого регио-на, могло быть достаточной причиной для ухода части их племен на историче-скую родину. В этом, наверное, можно не сомневаться. Даже в наш просвещен-ный век мы становимся свидетелями массового исхода русскоязычного населения из бывших республик СССР, например, только за последние 10 лет из одного Казахстана выехало более 4 миллионов человек. История имеет сроки прихода и уходов народов. У монголов было исторически обусловленное время прихода в Юго-Западную Азию, а потом, для наиболее сохранившейся, не ассимилированной, части

их, пришло время ухода.

Учитывая реальности и традиции того времени, а также нравы правителей монгольских династий, зачастую военным

путем наводивших нужный им порядок и утверждавших свою власть, можно полагать, что хоринцы не могли, если бы и

захотели, свободно сняться с насиженных мест и двинуться постепенно в Монголию. О том, чтобы они ушли оттуда при

династии Хулагуидов не могло быть и речи. Для этого нужны серьезные и объективные причины. Предположительно, это

могло стать возможным:

а) в период последовавший после разгрома династии Джелаиридов (на западе Ирана и в Месопотамии) Тимуром и

Тимуридами и смерти самого Тимура в 1405 году в возрасте 69 лет, в самом начале его грандиозного похода на Китай.

(Как из-вестно, после его смерти начались феодальные смуты и кровавые междоусобицы среди потомков завоевателя

длившиеся 5 лет);

в) в самом начале 16 века, в связи с окончательным крахом монгольских династий на территории бывшего улуса

Хулагуидов, с их исчезновением.

На взгляд автора, первый вариант представляется все же маловероятным, либо после распада империи Хулагуидов

сразу же образовались на ее месте новые госу-дарства, во главе которых стояли Чингисиды. Поэтому более вероятным

представ-ляется, что уход предков хори-бурят из Наи Нава мог произойти в начале 15 ве-ка, или даже в самом начале

16 века. Если это так, то возможно сначала они пе-редвинулись или были переселены из Месопотамии на восток, в сторону Хоросана, оттуда и ушли в Южную Монголию или Кукунор.

Например, Д. Г. Дамдинов в своей книге «К истории изучения языка хори-бурят» пишет: «Буряты каким-то образом

были связаны не только с киргизами, но и с другими среднеазиатскими народами. Как сообщает Т. И. Султанов, среди узбекских кочевых племен было племя «бурат», о чем упоминается в традиционных списках 16 века. По предположению Г. Д. Санжеева, эти буряты вместе с другими монгольскими группами оказались в Средней Азии еще в 13-14 веках. Возможно, то бы-ли хори-буряты, которые оттуда направились на восток до Внутренней Монголии»37

Все вышеизложенное, а также фактологические данные, сохранившиеся в на-родной памяти в форме преданий и

исторической песни «Ная Нава» дают очень вес-кое основание для рассмотрения версии о местонахождении «загадочной»

родины многих (6-9) поколений бурят 13-15 веков, в пределах территории улуса Хулагуидов.

Несомненно, пространственно-временные факторы должны были как-то сказаться на качестве сохранившейся в народной

памяти информации. Дошедшие до нас сведения в силу большой давности, изменения идеологии и интересов новых по-

колений людей - сглажены, скупы и носят обобщенный характер. Также они свобод-ны от эпическо-сказочного пафоса и легкости, строги, реалистичны, подобно стилю «Сокровенного сказания». Но, несмотря на некоторые издержки, эти

сохранившиеся в преданиях данные все же проясняют суть рассматриваемого нами вопроса.

Итак, в преданиях сохранились названия края, где жили хоринцы в 13-15 веках - Ная Нава (Наи Нава) и местностей

(топонимов) Бада Его, Заян Заба, Аян Заяла. Из вышеизложенного мы видим, что совпадение названия геогра-фической (историко-географической) области Наи Нава с его топонимами, с названиями из преданий и песни не случайное. Именно здесь располагались коче-вья монгольских племен ( в том числе и племени Хори) во времена улуса Хула-гуидов (1256-

1353 гг.), государства Джелаиридов (1340-1410 гг.) и даже Ак-Коюнлу (1468-1508 гг.)

Далее, хори-буряты ставят (ставили) семейную коновязь (сэргэ) обязательно на юго-западной стороне от своего дома и

этим указывали, в согласии с преданиями, юго-западное направление местоположения Наи Нава.

В преданиях обязательно подчеркивается очень большая отдаленность края Наи Нава, указывается, что она расположена намного дальше Монголии. Но в то время Монголия включала в себя и Кукунор (Верхняя Монголия) и Джунгарию (Западная

Монголия), которая всего 250 лет назад охватывала нынешние терри-тории вокруг озер Иссык-Куль в Киргизии и Балхаш в

Юго-Восточном Казахстане, в то время в основном с монголоязычным населением, впоследствии поголовно ис-требленным (по некоторым сведениям 600-700 тысяч человек) маньчжуро-китайскими захватчиками.

В народных сказаниях фактически дана характеристика природно-климатическим условиям того региона, когда

утверждается «отсутствие холодных снежных зим в том прекрасном крае с мягким климатом и вечно-зеленой раститель-

ностью». Это очень важный ориентир для установления географического положения местности. География же нам

удостоверяет, что в верхнемесопотамской провинции Наи Нава средиземноморский климат континентального типа, со

средней температурой самого холодного месяца - января +7 градусов С, город Могул (или Мосул).

В преданиях говорится, что в том краю, бывало, кони топтали своими копыта-ми изюм, т.е. виноград, что мориной тую

(бурятск.) - углубление на днище конских копыт, бывало забито этим «узумом»-виноградом. Об этом пишет, например,

известный монгольский писатель, лауреат государственной премии Монголии С. Эрдэнэ в своей книге «Встретимся в той

жизни». Так вот, из географической науки мы знаем, что традиционными районами виноградарства являются именно районы Юго-Западной Азии, но никак не Восточной или Южной Азии.

В народной памяти сохранились еще сведения о том, как двигавшиеся из далекого западного края Наи Нава (по

некоторым данным под предводительством известного своим крутым нравом Лобо-найона)38 хоринцы встретились на юго-

западе Монголии (в стороне Алтайских гор) со своими сородичами. Этот эпизод из преданий приводит, например, и дочь генерал-лейтенанта японской армии, бурята, Уржина Гармаева - Гармын Уржэнэй Шэмэд, в своей статье «Заян, заян,

заялай...», об исторической бурятской песне.39

В связи со сказанным можно предположить, что этими сородичами могли быть, скажем, часть хоринцев, ушедших из Наи Нава раньше, возможно, - с западными монголами-баятами (баитами), ассимилированная часть которых до сих проживает

на западе и востоке Ирана.

Как видим, все вышеперечисленные явления и факты, связанные с племенем Хори, указывают на территорию улуса

Хулагуидов - монгольского государства(ильханата) 13-14 веков в Юго-Западной Азии.

Также представляется небезынтересным и то, что в некоторых старинных хо-ринских песнях улавливается отдаленно-вторичная близость мелодий с некоторыми узбекскими мелодиями, тогда как подобные параллели трудно уловить при сравнении с тибетскими, казахскими или халха-монгольскими, не говоря уже о китайских, якутских или эвенкийских мелодиях. Объяснением тому, возможно является то. что среди этих народов только предки хоринцев и узбеков, в состав которых вошло бо-лее десятка монгольских племен, подвергались влиянию средневековой персидской культуры.

И, наконец, - в преданиях в краткой форме описывается маршрут пере-движения кочевников из Наи Нава, где

подчеркивается очень большая даль-ность и сложность пути, на котором им пришлось переправляться через большое

количество крупных рек, преодолевать бесчисленное множество очень вы-соких горных хребтов, пройти огромную песчаную пустыню.

Наши предки, не изучавшие географию, все же передали своим потомкам информацию, позволяющую определить маршрут их передвижения из Наи Нава. Объективный анализ физико-географической карты убеждает в том, что вышеописанный

маршрут мог быть только из Юго-Западной Азии, а все другие возможные варианты сразу отпадают, хотя бы потому что

при других допустимых маршрутах кочевникам никак не пришлось бы преодолевать и «бескрайнее песчаное море» пустыни и огромное количество очень высоких горных хребтов и переправляться через большое количество крупных рек (т. е.

незамерзающих). Для ясности возьмем и рассмотрим, в качестве примера, маршрут из Пекина до забайкальской реки Онон. Только беглый взгляд на физико-географическую карту убеждает нас в отсутствии на нем всего того, о чем говорится в преданиях. Более то-го, известен факт, когда забайкальские казаки с запасными конями «добежали» из Даурии до Пекина за одну неделю. Это расстояние сопоставимое с расстоянием из той же Даурии до Иркутска. А в преданиях всегда подчеркивается очень большая дальность Наян Нава.

Таким образом, не вдаваясь во многие подробности, можно достаточно смело констатировать, что на пути из Наи Нава

хоринцам пришлось преодолеть Памиро-Тянь-Шаньское нагорье и выйти к великой песчаной пустыне Такла-Макан.

Эту огромную песчаную пустыню можно обойти по древним торгово-караванным путям, или по ее северной стороне, через

Лоб Нор, ближе к Алтайским горам (где хоринцы возможно и встретились со своими соплеменниками), или же по ее южной

стороне, через город Хотан, реку Ния с ее одноименным и загадочным мертвым городом у северных отрогов мощной горной системы Кунь-Лунь (кстати, из китайских источников известно, что еще во времена династии Тан (7-9 века), там, в предгорьях Кунь-Луня жили буруты). Но при любом направлении, обойдя пустыню Такла-Макан, они должны были неизбежно выйти на малолюдные куко-норские пастбища.

Некоторое обилие монгольских топонимов и названий Хор, Хоро, Хорь в северо-восточном Тибете и Куконоре связано,

возможно, с проживанием в 16 веке при-бывших туда хоринцев, которые и принесли сюда эти названия. Но многие из них

могут быть значительно более раннего периода, ибо тибетские племена проживаю-щие к северу и к востоку от города

Чамдо (в округах Лхадок, Нанчин, Дэргэ, Дзачю-Кава, Нголок и Хорь) не без гордости считают себя потомками ассимилированных шарайголов (шара и хара монголов или протомонголов), оставшихся после ухода обратно на север

большинства их народа. Прибытие же воинственных протомонголов вместе с Гэсэр ханом и проживание их в данных местах под предводительством Эрхэ тайчжи связывают с царствованием в Тибете монгола Орон Цзан Гамбо и относится, согласно китайским и тибетским источникам, к 7-9 векам,40 что совпадает с перио-дом господства в Центральной Азии (особенно, в его северо-западных районах) тюр-коязычных племен. Но это уже тема для отдельного разговора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 16 века, к времени выдачи замуж княжны Бальжан хатан (примерно в 1580 году) за Дай Хун Тайжи, сына солонгутского Бубэй Бэйлэ Батора хоринцы кочевали на землях Тумэта и Ордоса, по берегам северной излучи-ны Желтой реки (Хуанхэ), чуть западнее столицы тогдашней Монголии города Хух Хото. Насчет этой княжны существует предание, согласно которой в среде пришед-ших с далекого запада (Наи Нава) хоринцев была очень высокородная княжна, кото-рую сосватал большой монгольский хан. От этого брака и вела свое происхождение Бальжан хатан, дочь Алтан хана тумэтского, внучка (по отцовской линии) Бэрс Бу-лад нойона – третьего сына Бата Мунхэ Даян хана всемонгольского, ведущих свой род от Толуя - младшего сына Чингисхана.

Это утверждение подтверждает со ссылкой на многие источники, историк из Внутренней Монголии Бодонгуд Абида в своей статье «Бальжин хатан тухай угуул-хэнь».41 Вообще известно, что у Алтан хана тумэтского были 3 жены, от которых он имел 9 сыновей и 3 дочерей.

Согласно традициям, по которым монгольские ханы еще со времен Чингисха-на передавали своих поданных детям, хоринцы стали «энжэ» Бальжан хатан «чтобы она могла отдыхать среди своих сородичей» и двинулись вместе с ней на север, в земли Дай Хун Тайжи, сына Бубэй Бэйлэ Батора.

Дальнейшая судьба Бальжан хатан, как известно, сложилась трагично, как и судьба самой Монголии. В связи с этими событиями логично полагать, что скрытые пружи ны принципиального раздора этой княжны с ее новой свекровью – молодой женой Бубэй Бэйлэ Батора, могли лежать в плоскости поддержки или не поддержки маньчжурской экспансии, по той причине, что новая жена Бубэй Бэйлэ солонгутско-го была из племени харчинов, активно поддержавших маньчжуров.42 И, как показа-ли дальнейшие события, солонгуты действительно стали активными союзниками маньчжуров. Бальжан хатан же, будучи дочерью Алтан хана тумэтского, всю свою жизнь жестоко противостоявшего маньчжуро-китайцам, оказала твердое неповино-вение свекрови и ушла со своими подданными хоринцами на северо-запад, - «на по-родные земли, где в древности жил и размножался их народ из рода Хори, Буртэ чи-но», - как пишут хоринские летописи.43

Сам брак Бальжан хатан с Дай Хун Тайжи, сыном солонгутского Бубэй Бэйлэ был затеян еще при жизни ее отца, видимо, в целях скрепления союза в период сложных междоусобных раздоров в Монголии накануне маньчжуро-китайской аг-рессии. Легенды утверждают, что еще до замужества у княжны был другой избран-ник сердца за которого она сама желала выйти замуж.44 Очевидно, одной из глав-ных причин большого почитания Бальжан хатан хоринцами была поддержка ими ее позиции неповиновения маньчжуро-китайскому захвату Монголии, из-за чего она поплатилась своей жизнью.

За столетия малолюдности, после ухода в 13 веке хоринцев и других монго-лоязычных племен и родов на юг, в горно-таежные районы Забайкалья, в которых произрастает тундровое растение – ягель, являющийся кормом для оленей, стали постепенно проникать представители северной оленеводческой цивилизации – эвен-ки.45 Они, как пишут бурятские летописи и говорят предания, - встретили возвра-щение бурятских кочевников враждебно из-за охотничьих угодий, стали заниматься воровством и разбоем мирного скотоводческого населения. Одновременно с этим, с юга совершали набеги подвластные маньчжурам и мобилизованные ими монголь-ские военные отряды с целью покорения хоринцев. В борьбе с этим бедами просла-вился Бабжа Батор, сын Бэхи Бухы их рода хуасай, который заставил отступить и тех, и других. Наверное, происходило то, что и должно было произойти.

ОБЪЕКТИВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ сложившейся в 17 веке новой геополити-ческой ситуации в Центральной Азии стало принятие хоринцами подданства русско-го царя. Далекая Москва была для них более приемлема, чем соседняя огромная маньчжуро-китайская империя, с которой центральноазиатская степная цивилизация номадов вела практически беспрерывную борьбу не в течение веков, а в течение ты-сячелетий, ярким памятником чего является Великая китайская стена.

С установлением русско-китайской границы, утверждают исторические хро-ники, наступила относительно мирная жизнь. Если численность хоринцев мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет в 1766 году составляла 11 тысяч 33 человека (т. е. всего населения было около 44 тысяч человек), то в настоящее время численность бурят хоринского происхождения можно оценить в 240-290 тысяч человек, абсолют-ное большинство которых владеет родным разговорным языком (будь то в Шэнхэне КНР или на северо-востоке Монголии), который они пронесли через все непростые века второго тысячелетия. Подтверждением последнего является то, что язык хорин-цев имеет коренную близость или даже единство с говорами некоторых других бу-рятских родов и племен.

За обозреваемую нами, более чем тысячелетнюю, историю хоринцев, не-редко часть их народа по различным причинам откладывалось от основной массы и впоследствии ассимилировалось в состав других племен и народов.46 Свидетельством этого являются обнаруживаемые ныне целые группы населе-ния хоринского происхождения по родоплеменным и иным признакам, и среди волжских калмыков на западе и среди баргутов на востоке Внутренней Монго-лии, и среди якутов на севере и среди узбеков и киргизов на юге, а также в сре-де некоторых других бурятских племен. Можно утверждать даже и то, что в со-став русских вошло, согласно историческим хроникам, немалое число так на-зываемых крещенных инородцев из их среды.

Например, фольклоре якутов, народа представляющего собой самый северный в мире ареал носителей центральной азиатской скотоводческой культуры, видное место отводится легендам и рассказам о хоринцах, прибывших в бассейн средней Лены с юга, через Алдан вместе с Улуу Хоро и неким витязем Хородой Хойогос, ос-новавших Борогонский улус и Хоринский наслег. Считается, что с этим связано об-наружение в якутском языке 2,5 тысяч слов монгольского происхождения - 25 % словарного состава якутского языка. Исследование Ф. Г. Сафоновым и Г. В. Попо-вым выявленных 1083 языческих имен якутов показало, что 47 % из них тюркского, 37 % монгольского и лишь менее 10 % из них имели эвенкийские и иные корни.

Любопытно, что якутки в старину, аналогично хори-бурятским женщинам, ус-лышав крики лебединых стай, выбегали из юрты в головном уборе и безрукавке, с ковшом, брызгали навстречу летящей стае молочную пищу.

Помимо целого ряда наслегов и родов, сохранивших название хоро, среди яку-тов также распространены и другие монгольско-бурятские этнонимы – барын, хата-гын, борто, нохой, тумат, сартол. Проникновение же монголо-язычных племен и ро-дов на среднюю Лену по предположению якутских историков происходило начиная с 13 века и вплоть до 15-16 веков.

Все вышеизложенное указывает и напоминает нам о достаточной древности племен хори и недостаточной изученности ее непростой истории.

Современные хори-буряты ныне компактно проживают, занимая значи-тельные территории, в большинстве районов южной половины Забайкалья, а также в смежных с ней районах Монголии и КНР. Они составляют основную часть коренного населения трех субъектов Российской Федерации – Бурятии, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, являются ос-новным населением в десятке приграничных сомонов северо-востока респуб-лики Монголия и в трех сомонах Хулунбуирского аймака Внутренней Монго-лии КНР.

ВЫВОДЫ

Историко-географический взгляд на карту монгольской империи 13-14 веков показывает, что основные людские ресурсы и военный потенциал этого государства на протяжении длительного периода были сосредоточены в основном по трем глав-ным стратегическим направлениям:

а) примерно вдоль Великой китайской стены с анклавом в провинции Юнь-нань (г. Дали) на юге;

б) по линии Волга – Черное море;

в) по линии Самарканд – Хоросан – область Наи Нава в Месопатамии.

На волне этой длительной и масштабной экспансии и оказались хоринцы под началом Хулагу хана, младшего сына Толуя и внука Тэмуджина (Чингисхана) в об-ласти Наи Нава (Ная Нава), о чем выше изложено в тексте.

Если считать, что за полтора – два столетия 6-9 поколений хоринцев рожда-лись, жили и похоронены в крае Наи Нава в период т. н. «Золотого века монголов», то получается, что Наи Нава была родиной не только уходящих оттуда людей, но и их предков. Поэтому вполне объяснимо, почему пришедшие оттуда люди передали своим потомкам песню и ностальгические рассказы о Наи Нава, впоследствии об-ретшего характер своего рода бурятского «Беловодья», земли обетованной.

Факт сохранения хоринцами особенностей своего языка (например звука «h») вероятно связано именно с тем, что они большую часть прошедшего тысячелетия имели какую-то территориальную особенность, при определенной (относительной) внутриплеменной самостоятельности.

Долголетие и живучесть песни и преданий о Ная Нава очевидно объясняется тем, что они существуют не форме эпоса, исполняемого каким-то отдельным сказа-телем, а носит характер общенародных рассказов и информации, передаваемых ана-логично родословной, от деда к внуку, при сохраняющихся родовых традициях, свойственных центральноазиатским народам.

Сохранение в самых широких слоях народных масс разных подробно-стей, касающихся Наи Нава и ухода оттуда предков хори-бурят, а также более-менее относительная свежесть их, в т. ч. песни, показывает что событие это не могло быть очень сильно отдаленным по времени. Сравнение степени сохран-ности устной народной информации о событиях 300-400-летней давности, по-зволяет предполагать, что прибытие хоринцев в Южную Монголию или Куко-нор из Наи Нава могло быть приблизительно 500-600 лет назад, но не далее, ибо более отдаленные события в народной памяти (тем более с подробностями), как известно, в устной форме не сохраняются.

Рассматривая свою версию о Наи Нава (Ная Нава), автор руководствовался из-вестным принципом, что история должна отражать правду, какой бы она ни была.

Цыбикжаб Доржин

19.01.02 г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

И НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К НИМ

1. Буриад-монголгуудын угсаа – туухийн зарим асуудал.

Улаан-Баатар хот. 2000 он. Стр. 87-90, 93-106, 107-108, 248-250.

2. Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина

Улан-Удэ, 1990 г. стр. 12, 13.

«Тэмужин». Улаан-Баатар хот. 1998 он. Еронхий эрхлэгч доктор Л. Тудэв. стр. 15.

3. Темирханов Л. Хазарейцы. «Наука», Москва. 1972 г. стр. 16.

4. Монгольская экспансия в Юго-Западной Азии продолжалась более 250 лет (династии Тимуридов и Ак-Коюнлу просуществовали до начала 16 века), тогда как монгольская династия Юань в Китае продолжалась всего 89 лет (1279 – 1368 г.г.), пока не была изгнана китайцами в 1368 году.

5. Темирханов. Хазарейцы. «Наука», Москва 1972 г. стр. 22

6. Факты вхождения монголов (в т. ч. перечисленных племен) в состав указан-ных народов подкреплены известными энциклопедическими сведениями, вошедши-ми в официальные истории этих народов. Они отмечены в фундаментальном исто-рико-этнографическом справочнике «Народы мира». Москва. «Советская энцикло-педия». 1988 г.

Также эти факты подтверждаются трудами казахского ученого середины 19 века Ч.Ч. Валиханова, который в родовом делении бухарских узбеков выделяет в числе монгольских племен, вошедших в их состав, такие как конград, мангит, най-ман, джалаир, минг, бахрин, катаган, также и баркут (баргут) с указанием мест их проживания. (Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. «Наука». Москва. 1986 г. стр. 256.)

Монгольское происхождение узбекского племени барлас отмечают многие ис-точники, начиная от истории Узбекской ССР и «Сокровенного сказания монголов» до работы Ю. Алескерова «Самарканд», (Ташкент. 1976 г. стр. 59, 60).

Об участии монголов в этнической истории персов в 13-14 веках сказано в ис-торико-этнографическом справочнике «Народы мира». (стр. 359) и т. д.

7. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. «Наука». Москва. 1986 г. стр 256.

Дамдинов Д. Г. К истории изучения языка хори-бурят. Улан-Удэ. 2000 г. стр. 15.

8. Темирханов Л. Хазарейцы. «Наука». Москва 1972 г. стр. 16, 18.

9. Там же. стр. 20.

10. Там же. стр. 19.

11. Там же. стр. 27.

12. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения. «Наука». Москва. 1986 г. стр. 282

13. Трепавлов В.В. Система крыльев в монгольской империи 13 в. Сб. История и Культура народов Центральной Азии. Улан-Удэ 1993 г. стр. 11.

14. История стран зарубежной Азии в средние века. «Наука». Москва. 1970 г. стр. 216, 351

15. Там же. стр. 353.

16. Там же. стр. 351.

17. Там же. стр. 366.

18. Фазмуллах Рашид-ад-дин. Джами ат-тавари (сборник летописей) т. 3, пере-вод с персидского А. К. Арендса. Баку. 1957 г. стр. 61.

19. Там же. стр. 62.

20. Там же. стр. 241.

21. История стран зарубежной Азии в средние века. «Наука» Москва. 1970 г. стр. 352.

22. Ф. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 3. Баку. 1957 г. стр. 290-292.

23. Атлас мира. Азия (Зарубежные страны) Отв. ред. Воронина Л. М., Сергеева С. И. ГУГК при СМ СССР. Москва. 1982 г.

24. История стран заруб. Азии в средние века. М., 1970 г. стр. 366.

25. Большая Советская энциклопедия.

26. История стран заруб. Азии в средние века. М., 1970 г. стр. 366.

27. Темирханов Л. Хазарейцы. «Наука». Москва, 1972 г. стр. 39.

28. История стран заруб. Азии в средние века. М., 1970 г. стр. 354, 355.

29. Ф. Рашид-ад-дин. Сб. летописей. т. 3, Баку 1957 г. стр. 133.

30. Темирханов Л. Хазарейцы. «Наука». Москва, 1972 г. стр. 29.

31. Там же. стр. 30.

32. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. т. 3, стр. 62.

33. Там же. стр. 164.

34. История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970 г., стр. 366, 367.

35. Темирханов Л. Хазарецы. «Наука». Москва, 1972 г. стр. 22.

36. История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970 г., стр. 359.

37. Дамдинов Д.Г. К истории изучения языка хори-бурят. «Бэлиг». Улан-Удэ. 2000 г. стр. 15.

38. Цыбиков Б. “Yндэhэ б\хэтэй арад” Буряад Yнэн от 25.06. 1993 г.

39. «Буряад Yнэн» от 08.08. 1992 г.

40. …. Монголия и Камъ. Труды экспедиции императорского Русского Гео-графического Общества, совершенной в 1899-1901 г.г. под руководством П. К. Коз-лова. т.1. ч.2. Санкт-Петербург. 1906 г. стр. 419.

41. «Буряад Yнэн» от 02.10.1992 г.

42. Автономный район Внутренняя Монголия КНР. «Наука». Москва. 1980 г. стр.11.

43. Бурятские летописи. Улан-Удэ. 1995 г. стр.38.

44. Б. Абида «Бальжан хатан тухай \г\\лхэнь» Буряад Yнэн от 02. 10. 1992 г.

45. Бабуев С.Д. «Из родословных закаменских бурят». п. Закаменск. 1993 г. стр.21.

Историко-этнографический справочник «Народы мира», М., 1988 г., стр. 490.

46. Бурятские летописи. Улан-Удэ. 1995 г. стр. 38, 40, 41.

Атлас мира. Азия (зарубежные страны) отв. ред. Л. М. Воронина, С. И. Сергее-ва. ГУГК при СМ СССР, Москва., 1982 г., стр. 26, 29, 30.

Атлас мира. Под ред. А. Н. Баранова. ГУГК, Москва, 1967 г. стр. 149-150.

Моя ссылка

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, каким образом автор гипотезы объясняет тот факт, что у современных хоринцев нет никаких признаков проживания в р-не Месопотамии?

Ну и еще ряд пунктов стоит упомянуть: в песне Наян Нава поется не Бада, а Байдан. Термин Бада вместо Байдан, как считают некоторые носители традиции, стали петь в 19 веке, после выселения группы хоринцев из р-на Бады (Бада), что в современно Забайкальском крае. Т.е. те хоринцы вместо Байдан иногда пели Бада, в память о своих утерянных землях. Объяснение убедительное и более чем прозаичное.

Наши предки, не изучавшие географию, все же передали своим потомкам информацию, позволяющую определить маршрут их передвижения из Наи Нава. Объективный анализ физико-географической карты убеждает в том, что вышеописанный маршрут мог быть только из Юго-Западной Азии, а все другие возможные варианты сразу отпадают, хотя бы потому что при других допустимых маршрутах кочевникам никак не пришлось бы преодолевать и «бескрайнее песчаное море» пустыни и огромное количество очень высоких горных хребтов и переправляться через большое количество крупных рек (т. е. незамерзающих).

Для ясности возьмем и рассмотрим, в качестве примера, маршрут из Пекина до забайкальской реки Онон. Только беглый взгляд на физико-географическую карту убеждает нас в отсутствии на нем всего того, о чем говорится в преданиях. Более то-го, известен факт, когда забайкальские казаки с запасными конями «добежали» из Даурии до Пекина за одну неделю. Это расстояние сопоставимое с расстоянием из той же Даурии до Иркутска. А в преданиях всегда подчеркивается очень большая дальность Наян Нава.

Таким образом, не вдаваясь во многие подробности, можно достаточно смело констатировать, что на пути из Наи Нава хоринцам пришлось преодолеть Памиро-Тянь-Шаньское нагорье и выйти к великой песчаной пустыне Такла-Макан.

В песне вообще-то нет ни слова о преодолении пустынь, хребтов и незамерзающих рек.

"Добегали" с запасными конями казаки, кавалеристы-солдаты, а сам автор толкует о переселении целого народа с женщинами, детьми, стариками, скотом и скарбом.

В подробности как раз стоило бы и вдаваться.

PS: предлагаю вопрос об исторических корнях песни Наян Нава выделить в отдельную тему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имена Это не тюркские имена а имеено монгольские. У монголов мужские именна имеют знаначие качества. Крепость - Бат, Бату; Сталь - Ган, Тумэр, Болод; достижение - Оргил - Пик горы, Дзэв- Острие стрелы; Радость, красота - Баяр, Жаргал Сайхан, Хонгор. Вечность - Мунхэ.

Все имена сыновей монгольских ханов имеют монгольское значение. Слово Улус как понятие народ, государство используется только монголами. Поэтому ни о каком тюркском происхождении имен Барсболд, Улусболд, и Турэболд и речи быть не может.

:rolleyes:

Казахский Русский

ұлыс день великого праздника

народность

племя

этнос

Барсболд, Улусболд, и Турэболд - явно тюркские имена

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

:rolleyes:

Казахский Русский

ұлыс день великого праздника

народность

племя

этнос

Барсболд, Улусболд, и Турэболд - явно тюркские имена

Упорство казахстанских участников порой поражает. :o

Арсен, скажите почему если все эти имена понятно и переводятся на монгольском, они стали явно тюркскими?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Упорство казахстанских участников порой поражает. :o

Арсен, скажите почему если все эти имена понятно и переводятся на монгольском, они стали явно тюркскими?

Давайте, РайхеОнкель, пойдем простым логическим путем и порассуждаем.

Хорошо, имена Барсболод, Улусболод и Тореболод, как вы утверждаете, понятно объясняются с монгольского.

Хорошо, с определенного времени халх-бурятский язык изменился и слово "болот/болат", по вашему мнению иранское, стало выговариваться как "болд".

Но тогда совсем уж непонятен смысл имён: Улусболд - Улус-сталь? или Барсболд - Барс-сталь?

На казацком же в этой части все ровно: Кайырболат - Да будет добрым (в жизни), Жанболат - душевным, Байболат - богатым и т.д. и т.п. (кстати, на кыргызском и узбекском кажется звучит как "болод").

Это во-первых.

Во-вторых, у халха ведь основное значение стали - "ган", есть и другие, кроме болд?

В третьих, как часто халха, хальмг, ойраты и буряты нарекают детей личными именами с приставкой "болд/болод" и с основой "Улус", "Барс", "Торе" и если можно примеры?

У казаков весьма распространенная приставка "болат" и основа имен "Барс/Улус-Улу-Улас/Торе":

- Кайырболат, Тасболат, Жанболат, Байболат, Бекболат и т.д.

- Торежан, Торехан, Торегали, Торебай и т.д.

- Барысбек, Барысжан и др.

- Улас, Уласбек, Улык, Улыкбек и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но тогда совсем уж непонятен смысл имён: Улусболд - Улус-сталь? или Барсболд - Барс-сталь?Это во-первых

да ты правиьно понял

Улусболд - Улус-сталь

Барсболд - Барс-сталь

Во-вторых, у халха ведь основное значение стали - "ган", есть и другие, кроме болд?

Ган, Болд, Темер, Ширэм, Гянт болд....................

В третьих, как часто халха, хальмг, ойраты и буряты нарекают детей личными именами с приставкой "болд/болод" и с основой "Улус", "Барс", "Торе" и если можно примеры?

У казаков весьма распространенная приставка "болат" и основа имен "Барс/Улус-Улу-Улас/Торе":

- Кайырболат, Тасболат, Жанболат, Байболат, Бекболат и т.д.

- Торежан, Торехан, Торегали, Торебай и т.д.

- Барысбек, Барысжан и др.

- Улас, Уласбек, Улык, Улыкбек и др.

You can Google the name:-

Ачболд,Ариунболд, Амарболд, Барсболд, Ганболд

, Улусболд, Терболд, Энхболд, Батболд, Бэхболд, Оюунболд,Өнөболд, Хатанболд, Хаанболд, Наранболд, Ноёнболд, Менхболд, Сvхболд, Саранболд, Соронзонболд,Темерболд,Туяаболд, Чимэг-болд, Жаргалболд, Болдсайхан,Болдбаатар,Болдмаа, Болдцэрэн, Болдхуяг, Болдцэцэг, Болдсайхан...и т.д.

Баттер, Гантер, Терее, Тербат, Терболд, Терменх, Терхvv, Менхтер, Тер-эрдэнэ, Тербаатар, Тербаяр, Термандах, Энхтер, и т.д

Улсболд, Улсбат, Улсбаяр, Улсбаатар, и т.д

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да ты правиьно понял

Улусболд - Улус-сталь

Барсболд - Барс-сталь

Ган, Болд, Темер, Ширэм, Гянт болд....................

You can Google the name:-

Ачболд,Ариунболд, Амарболд, Барсболд, Ганболд

, Улусболд, Терболд, Энхболд, Батболд, Бэхболд, Оюунболд,Өнөболд, болд, Наранболд, Ноёнболд, Менхболд, Сvхболд, Саранболд, Соронзонболд,Темерболд,Туяаболд, Чимэг-болд, Жаргалболд, Болдсайхан,Болдбаатар,Болдмаа, Болдцэрэн, Болдхуяг, Болдцэцэг, Болдсайхан...и т.д.

Баттер, Гантер, Терее, Тербат, Терболд, Терменх, Терхvv, Менхтер, Тер-эрдэнэ, Тербаатар, Тербаяр, Термандах, Энхтер, и т.д

Улсболд, Улсбат, Улсбаяр, Улсбаатар, и т.д

Из оных следует, что приставка "болд" во многих этих именах равнозначана тюркскому "болат/болод" - будет, но не "сталь".

Но почему же не Ачган, Ариунган, Барсган или Ачширэм, Ачгянт или пр.?

И я не увидел в вашем списке имен, кстати взятом вами в Гугле, но не на память, имена с основой "Торе"! И вообще,чьи они?

Давайте дорассуждаем до конца для ясности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из оных следует, что приставка "болд" во многих этих именах равнозначана тюркскому "болат/болод" - будет, но не "сталь".

Болд это СТАЛь.

например имя Наранболд, это просто сочетани слов-Солнце+Сталь

И еще у нас есть Баянболд. Это просто имеет смысл БОГАТЫИ+ СТАЛь. Но нету тут смысл как ваши Байболат - да будет богатым.

Ваш тюркский "болат/болод" - "будет" по-монг. БОЛО, БОЛОХ

Байболат - "да будет богатым" по монг. будет БАЯНБОЛ. но у нас нету такои имя.

Но почему же не Ачган, Ариунган, Барсган или Ачширэм, Ачгянт или пр.?

У нас есть много имя с Ган и Темер.

Ачтемер, Ариунтемер, Темербарс, Ганширэм, Темерширэм. Ширмэнтуяа,

Гянттемер,Ганболд, Ганбат, Ганэрдэнэ, Ганцэцэг, Гансух, Гантуяа, Гантемер, Ганхуяг, Ганжаргал, Гантулга и т.д

И я не увидел в вашем списке имен, кстати взятом вами в Гугле, но не на память, имена с основой "Торе"! И вообще,чьи они?

Давайте дорассуждаем до конца для ясности.

Торе?

Ваше Торе -это наш слов "тєр"

Баттєр, Гантєр, тєрee, Tєрбат, Tєрболд, Tєрменх, Tєрхvv, Менхтєр, Tєр-эрдэнэ, Tєрбаатар, Tєрбаяр, Tєрмандах, Энхтєр, и т.д

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Болд это СТАЛь.

например имя Наранболд, это просто сочетани слов-Солнце+Сталь

И еще у нас есть Баянболд. Это просто имеет смысл БОГАТЫИ+ СТАЛь. Но нету тут смысл как ваши Байболат - да будет богатым.

Ваш тюркский "болат/болод" - "будет" по-монг. БОЛО, БОЛОХ

Байболат - "да будет богатым" по монг. будет БАЯНБОЛ. но у нас нету такои имя.

У нас есть много имя с Ган и Темер.

Ачтемер, Ариунтемер, Темербарс, Ганширэм, Темерширэм. Ширмэнтуяа,

Гянттемер,Ганболд, Ганбат, Ганэрдэнэ, Ганцэцэг, Гансух, Гантуяа, Гантемер, Ганхуяг, Ганжаргал, Гантулга и т.д

Торе?

Ваше Торе -это наш слов "тєр"

Баттєр, Гантєр, тєрee, Tєрбат, Tєрболд, Tєрменх, Tєрхvv, Менхтєр, Tєр-эрдэнэ, Tєрбаатар, Tєрбаяр, Tєрмандах, Энхтєр, и т.д

Для этого я и задал наводящие вопросы.

Нет, не логичен смысл приведенных вами имен: Солнце-Сталь (Наранболд) и Богатство/Богатый-Сталь (Баянболд) и др.

Вероятно, приставкой в них служит тюркская лексема "болат-болод" - будет, да будет, значение которой ныне монголами утеряно.

Если же применить тюркскую форму то все сходится: Наранболд - Пусть будет Солнцем (да будет Солнцем или подобным Солнцу), Баянболд - пусть будет богатым.

Ведь очевидно.

Монгольское "боло", "болох" (будет) в монгольских именах отсутствует по той причине, что это не свойственно современным монголам, т.к. следы тюркского влияния (тюркизмы).

С другой стороны вы правильно заметили, то что я упустил (хотя у самого старший брат Ербол), у нас имена могут быть как с "болат" (будет), так и с "бол" - будь.

Но все тки чаще "болат".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О том, что ваша версия неверна, говорит то, что любое имя с монгольским -болод, болд (сталь) имеет форму с основой томор (железо): Батболод - Баттомор и т.д. Вообще в монгольских языках приняты двойные имена, производные от таких основ, как баяр (радость), жаргал (счастье), болод (сталь), томор (железо), билиг (мудрость), заяа (судьба), бата (твердый) и т.д.

Так что, ничего особенного в именах с основой "болод" нет, и специфического тюркского влияния в этом явлении уж точно нету.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О том, что ваша версия неверна, говорит то, что любое имя с монгольским -болод, болд (сталь) имеет форму с основой томор (железо): Батболод - Баттомор и т.д. Вообще в монгольских языках приняты двойные имена, производные от таких основ, как баяр (радость), жаргал (счастье), болод (сталь), томор (железо), билиг (мудрость), заяа (судьба), бата (твердый) и т.д.

Так что, ничего особенного в именах с основой "болод" нет, и специфического тюркского влияния в этом явлении уж точно нету.

Пожалуйста, по точнее и конкретнее, мне кажется, не совсем понятно что вы имели в виду и ответ ли это на мои вопросы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, по точнее и конкретнее, мне кажется, не совсем понятно что вы имели в виду и ответ ли это на мои вопросы?

"болод, болд" в монгольских именах - это именно "сталь".

У монголов множество двойных имен, в этом плане основа имени "болод" нисколько не отличается от таких основ, как "томор", "баяр", "заяа", "бата" и т.д.

ваша версия о том, что монголы "утратили" тюркское значение слова "болот" не имеет под собой никаких оснований.

моя версия - это казахи наделили новой семантикой унаследованные от (заимствованные у) монголов двойные имена )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"болод, болд" в монгольских именах - это именно "сталь".

У монголов множество двойных имен, в этом плане основа имени "болод" нисколько не отличается от таких основ, как "томор", "баяр", "заяа", "бата" и т.д.

ваша версия о том, что монголы "утратили" тюркское значение слова "болот" не имеет под собой никаких оснований.

моя версия - это казахи наделили новой семантикой унаследованные от (заимствованные у) монголов двойные имена )))

То, что "болод, болд" - сталь всё ясно.

Мой пост:

"... не логичен смысл приведенных вами имен: Солнце-Сталь (Наранболд) и Богатство/Богатый-Сталь (Баянболд) и др.

Вероятно, приставкой в них служит тюркская лексема "болат-болод" - будет, да будет, значение которой ныне монголами утеряно.

Если же применить тюркскую форму то все сходится: Наранболд - Пусть будет Солнцем (да будет Солнцем или подобным Солнцу), Баянболд - пусть будет богатым. Ведь очевидно...".

Вот я о чём.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну что же вы? "болод" - всего лишь одна основа среди нескольких десятков других, из которых составляются двойные монгольские имена. нет в употреблении этого слова никакой тюркской коннотации, как бы вам этого ни хотелось. для монгола такое применение слова "болод" весьма логично и осмысленно )))

чтобы понять смысл имен с основами болод/тумэр, скорее, надо иные семантические связи задействовать. Это такие свойства железа и стали, как твердость, постоянство, крепкость - именно ими хотят родители наделить своего ребенка. логика, на самом деле, очень простая:

Наранболд - светлый (м.б., красивый, а может, светлый душой) как солнце и крепкий как сталь

Баянболд - богатый и твердый как сталь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну что же вы? "болод" - всего лишь одна основа среди нескольких десятков других, из которых составляются двойные монгольские имена. нет в употреблении этого слова никакой тюркской коннотации, как бы вам этого ни хотелось. для монгола такое применение слова "болод" весьма логично и осмысленно )))

чтобы понять смысл имен с основами болод/тумэр, скорее, надо иные семантические связи задействовать. Это такие свойства железа и стали, как твердость, постоянство, крепкость - именно ими хотят родители наделить своего ребенка. логика, на самом деле, очень простая:

Наранболд - светлый (м.б., красивый, а может, светлый душой) как солнце и крепкий как сталь

Баянболд - богатый и твердый как сталь.

По-моему это просто натяжка под доказываемое и желаемое. Ваше объяснение можно назвать условно как "парно-двойная семантика: "....как.... и ...как...", хотя я думаю в тюрко-монгольские личные имена как максимум состоят только из "двойной семантики" (термины мои): "...как...". Надеюсь вы меня поняли, Гур?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

По-моему это просто натяжка под доказываемое и желаемое. Ваше объяснение можно назвать условно как "парно-двойная семантика: "....как.... и ...как...", хотя я думаю в тюрко-монгольские личные имена как максимум состоят только из "двойной семантики" (термины мои): "...как...". Надеюсь вы меня поняли, Гур?

Я не понял.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не понял.

Полагаю, что не:

Наранболд - светлый, красивый, светлый душой как солнце и крепкий как сталь.

Баянболд - богатый как сталь и твердый как сталь.

а только:

светлый как сталь.

богатый как сталь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему это просто натяжка под доказываемое и желаемое. Ваше объяснение можно назвать условно как "парно-двойная семантика: "....как.... и ...как...", хотя я думаю в тюрко-монгольские личные имена как максимум состоят только из "двойной семантики" (термины мои): "...как...". Надеюсь вы меня поняли, Гур?

ну объясните мне с вашей позиции семантику любого имени с основой "бата/бат" - "твердый". Наранбат, Оюунбат, Батжаргал, Батмунх и т.д. и т.п.

Ваш переход каз. "болат" -> монг. "болд" здесь выглядит гора-а-а-здо большей натяжкой, вы уж извините. И каким образом эта ваша схема согласуется с вашей же "двойной семантикой"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как помню среди ойратов были такие племена как торгоуты, дербеты, хошоуты, чоросы, элюты. Среди калмыков были дербеты, торгоуты, хошоуты, возможно элюты.

У меня вопрос, сколько процентов каждое племя составляет среди современных калмыков, хотя бы приблизительно, т.е. какое племя первое по численности, какое второе.

А также хотелось бы знать какие есть гипотезы происхождения торгоутов (только ли Ван-хановская гипотеза единственная), дербетов, хошоутов(все ли они потомки Хасара или только правящая верхушка), элютов.

Возможно буду писать статью про У-хромосоме калмыков, так что дополнительный материал необходим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...