Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Монгольская кухня

Рекомендуемые сообщения

то их споры по моему убеждению порождены страхом очередного разоблачения с моей стороны, что они никакие не потомки средневековых татар Чингизхана, которые как известно во всю трескали птицу, рыбу и копытных.   :) 

А с этим как быть? Абылай-султан и его халхасы казахи(Татары?) = НЕ монголы ЧХ?  :D

 

     3-е. Аблай-солтан к генералу-майору Деколонгу, на Новой линии в крепости Святого Петра находящемуся, сверх прошения его о пропуске скота их внутрь линии прислал еще письмо, которым, объявляя о известном и у них соизволении е. и. в., чтоб они здешней стороны придерживались, и что он, Аблай-солтан, следуя оному, хочет остаться безотлучно при речке, называемой Колчакле, где и пашню завести намерен, просил для показания и научения их киргискаго народа в производстве хлебопашества прислать к нему будущею весною рус[с]ких людей десять человек с подлежащими к тому инструментами да к рыбной ловле сетей, а между тем на первой случай, потому что у него есть из киргисцов два человека несколько уже в хлебопашестве знающия, два сошника. А Вы, представляя о сем сюда, равномерно просите о снабдении Вас указом. На все оное объявляется Вам в резолюцию.

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/241-260/257.htm

 

 

Вы кстати, не интересовались никогда типологией рыболовных крючков в захоронениях по Центральной Азии? 

 

P/S/ Казахстанская рыбалка - это не жерехом копченым в поездах Бишкек-Москва торговать... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто это? Может быть урянхаи, может хотоны, может быть тувинцы или сартуулы, или еще кто? Фасон шапок какой-то не свойственный халхасцам, бурятам и ойратам. Да и вполне приобрести могли у соседей или еще у кого, ведь писали знающие люди "... являются редкостью". К тому же где соответствующие к ним воротники? Бардак. :) Сейчас начнете тырить по всему интернету случайные единичные фотки. :)

Вот вам хороший наглядный сравнительный пример из 1 пол. 20 века - традиционные казахские меховой лисий малахай и лисий воротник у Оспан батыра из племени керей (слева) и отсутствие таковых у монгольского маршала Чойбалсана (в центре), что имхо отражает культурные традиции двух народов, наличие и отсутствие традиционного охотничьего промысла на зверя и пушнину:

7793A058-F31B-4E8E-A659-E89E27CE7C54_mw8

Раз такой оффтоп идет от вас, то скажите откуда появилась турец.феска ? От манчжуров переняли ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто это? Может быть урянхаи, может хотоны, может быть тувинцы или сартуулы, или еще кто? Фасон шапок какой-то не свойственный халхасцам, бурятам и ойратам. Да и вполне приобрести могли у соседей или еще у кого, ведь писали знающие люди "... являются редкостью". К тому же где соответствующие к ним воротники? Бардак. :)

Кстати, о "стыренных одиночных фотках":

yatsenko-sa-2009-01.jpg

 

 Каменное изваяние из урочища Эльте-Кежиг, Тува, тыльная сторона (шапка-ушанка и подвески пояса). Кызыл, лапидарий Республиканского краеведческого музея им. 60 богатырей. Фото С.А. Яценко (2008).

 

http://otval.spb.ru/library/yatsenko-sa-2009.htm

 

Интересно, Халхас или Русский?

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А с этим как быть? Абылай-султан и его халхасы казахи(Татары?) = НЕ монголы ЧХ?  :D

 

     3-е. Аблай-солтан к генералу-майору Деколонгу, на Новой линии в крепости Святого Петра находящемуся, сверх прошения его о пропуске скота их внутрь линии прислал еще письмо, которым, объявляя о известном и у них соизволении е. и. в., чтоб они здешней стороны придерживались, и что он, Аблай-солтан, следуя оному, хочет остаться безотлучно при речке, называемой Колчакле, где и пашню завести намерен, просил для показания и научения их киргискаго народа в производстве хлебопашества прислать к нему будущею весною рус[с]ких людей десять человек с подлежащими к тому инструментами да к рыбной ловле сетей, а между тем на первой случай, потому что у него есть из киргисцов два человека несколько уже в хлебопашестве знающия, два сошника. А Вы, представляя о сем сюда, равномерно просите о снабдении Вас указом. На все оное объявляется Вам в резолюцию.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/241-260/257.htm

Вы кстати, не интересовались никогда типологией рыболовных крючков в захоронениях по Центральной Азии? 

P/S/ Казахстанская рыбалка - это не жерехом копченым в поездах Бишкек-Москва торговать... 

 

 

Из вашего поста я ничего не понял, сумбурно все как то. Причем тут султан Аблай, причем тут продажа копченных рыб в поездах? Поясните пожалуйста.

 

Вы наверно не читали моих постов чуть выше на предыдущей странице, где я специально оговаривался, что:

 

1) В данном вопросе реалии современной жизни не помощник, речь идет о традиционной культуре.

2) У казахов рыбалка в истории имела место, пусть даже у бедной части населения, но каких-либо запретов, табу не было и нет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз такой оффтоп идет от вас, то скажите откуда появилась турец.феска ? От манчжуров переняли ?

 

Я не вижу никакой турецкой фески, на ком она?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, о "стыренных одиночных фотках":

 

 

yatsenko-sa-2009-01.jpg

 

 

Интересно, Халхас или Русский?

 

:D

 

 

Не тот и не другой, потому что это изваяние 7-9 вв. н.э., халхасцы же согласно письменным источникам стали известны на исторической сцене (причем в Халхе, а не в Туве) начиная с 16 в. н.э., а русские впервые появились в Южной Сибири только в 17 в. н.э. 

 

Согласно исследованиям Л.А. Евтюховой (Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии.// МИА № 24. Материалы и исследования по археологии Сибири. Т. 1. М.: 1952. С. 72-120), это типичное изваяние тюркского воина:

 

55ea46bd5fa8.jpg

 

Вероятнее всего на его голове один из видов тюркского 4-лопастного мехового малахая на завязках, очень похожего на казахский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А с этим как быть? Абылай-султан и его халхасы казахи(Татары?) = НЕ монголы ЧХ?  :D

 

     3-е. Аблай-солтан к генералу-майору Деколонгу, на Новой линии в крепости Святого Петра находящемуся, сверх прошения его о пропуске скота их внутрь линии прислал еще письмо, которым, объявляя о известном и у них соизволении е. и. в., чтоб они здешней стороны придерживались, и что он, Аблай-солтан, следуя оному, хочет остаться безотлучно при речке, называемой Колчакле, где и пашню завести намерен, просил для показания и научения их киргискаго народа в производстве хлебопашества прислать к нему будущею весною рус[с]ких людей десять человек с подлежащими к тому инструментами да к рыбной ловле сетей, а между тем на первой случай, потому что у него есть из киргисцов два человека несколько уже в хлебопашестве знающия, два сошника. А Вы, представляя о сем сюда, равномерно просите о снабдении Вас указом. На все оное объявляется Вам в резолюцию.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/241-260/257.htm

Вы кстати, не интересовались никогда типологией рыболовных крючков в захоронениях по Центральной Азии? 

P/S/ Казахстанская рыбалка - это не жерехом копченым в поездах Бишкек-Москва торговать... 

 

 

Из вашего поста я ничего не понял, сумбурно все как то. Причем тут султан Аблай, причем тут продажа копченных рыб в поездах? Поясните пожалуйста.

 

Вы наверно не читали моих постов чуть выше на предыдущей странице, где я специально оговаривался, что:

 

1) В данном вопросе реалии современной жизни не помощник, речь идет о традиционной культуре.

2) У казахов рыбалка в истории имела место, пусть даже у бедной части населения, но каких-либо запретов, табу не было и нет. 

 

Никакого сумбура. 

1. Вы утверждали, что монголы рыбу не едят - я вам показал, что и казахи ее не особо-то ели, и показал это на приведенном примере. Из примера можно понять, что культуры рыболовства у Казахов не было. Откуда взялось рыболовство у Казахов и время его появления - тоже можно себе представить. Особенно ПРОМЫСЛОВОГО, то есть когда сетями рыбу ловят, а не удочкой. 

В поездах копченой рыбой торгуют Казашки, особенно в районе Арала. Рыба по размеру вся как на подбор. Кстати, довольно неплохая. Во всяком случае - мне понравилось.  Такую удочкой не ловят, это все сеткой выловлено(И не на Арале, по ходу дела, но это уже "лирика"...), по чешуе это конкретно видно.   Если Казахи "с древности" на Арале (Или еще где-то?) рыбу ловят и едят, так что-же Аблай у Деколонга мужиков с сетями испрашивал? Нелогично получается. Или что, Младший Жуз ловил, а Средний- нет? 

 

2. Вот лично я рыбу не очень люблю. Я предпочту мясо, жареное/вареное - без разницы. И желательно барана. А знаю людей, которые баранину вообще не едят, им видите-ли, она не так пахнет. 

И если бы в теории у меня было стадо баранов/коней, зачем мне рыба? Если только когда совсем есть нечего, или для "разнообразия".

А что касается рациона "ТАТАР ЧХ". Ведь совсем не факт, что они кочевали аки Казахи в недавнем прошлом, 1000 км - туда, 1500 км обратно, по безводной степи. Они в гористой местности тусовались, зимой в предгорьях, а летом повыше забирались, но совсем недалеко. А там и речки с рыбой, и птица, и много чего вкусного растет, и пушнина бегает.  С голоду не пропадешь, в общем.  

 

Ну как-то так. :)

 

 :

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кстати, о "стыренных одиночных фотках":

 

 

yatsenko-sa-2009-01.jpg

 

 

Интересно, Халхас или Русский?

 

:D

 

 

Не тот и не другой, потому что это изваяние 7-9 вв. н.э., халхасцы же согласно письменным источникам стали известны на исторической сцене (причем в Халхе, а не в Туве) начиная с 16 в. н.э., а русские впервые появились в Южной Сибири только в 17 в. н.э. 

 

Согласно исследованиям Л.А. Евтюховой (Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии.// МИА № 24. Материалы и исследования по археологии Сибири. Т. 1. М.: 1952. С. 72-120), это типичное изваяние тюркского воина:

 

55ea46bd5fa8.jpg

 

Вероятнее всего на его голове один из видов тюркского 4-лопастного мехового малахая на завязках, очень похожего на казахский.

 

У похожего казахского малахая задняя часть четко закрывает шею сзади почти до лопаток и даже ниже, а тут очерчена, см. рис №3. 

Как четырехлопастной, когда тут только ДВА уха, и те на макушке завязаны? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз такой оффтоп идет от вас, то скажите откуда появилась турец.феска ? От манчжуров переняли ?

Я не вижу никакой турецкой фески, на ком она?

Я тоже не вижу, но интересно ваше мнение как монголоведа и тюрколога.

Можете в др.теме ответить или в личку.

Тем более вы часто используете смайл-феску не свойственную номадам-казахам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Кстати, о "стыренных одиночных фотках":

 

 

yatsenko-sa-2009-01.jpg

 

 

Интересно, Халхас или Русский?

 

:D

 

 

Не тот и не другой, потому что это изваяние 7-9 вв. н.э., халхасцы же согласно письменным источникам стали известны на исторической сцене (причем в Халхе, а не в Туве) начиная с 16 в. н.э., а русские впервые появились в Южной Сибири только в 17 в. н.э. 

 

Согласно исследованиям Л.А. Евтюховой (Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии.// МИА № 24. Материалы и исследования по археологии Сибири. Т. 1. М.: 1952. С. 72-120), это типичное изваяние тюркского воина:

 

55ea46bd5fa8.jpg

 

Вероятнее всего на его голове один из видов тюркского 4-лопастного мехового малахая на завязках, очень похожего на казахский.

 

 

У похожего казахского малахая задняя часть четко закрывает шею сзади почти до лопаток и даже ниже, а тут очерчена, см. рис №3. 

Как четырехлопастной, когда тут только ДВА уха, и те на макушке завязаны?

 

 

Просьба читать внимательнее, я писал "очень похожего на казахский". Чего вы хотите, между тем и нашим малахаем целая вечность в 14 веков или 50 с лишним поколений их носителей.

Но все равно я настаиваю, очень похож!

 

Но если рассуждать по вашему, в деталях, то тогда извините, не только назатыльник коротковатый, но и голова огромная по сравнению с телом, и руки тонюсенькие, и ног нет, да и воротника нет как такового. :D

К тому же убор именно 4-лопастной, что отчетливо видно по первому и четвертому рисункам. Неточности скульптору, как мы договорились, прощаем. :) Про завязки скажу вам по секрету, что она бывает одна и соединяет только две боковые лопасти, или наверху - в теплую погоду или на подбородке - при морозе и буране. Лобный козырек и назатыльник обходятся без завязок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ведь в жизни все взаимосвязано. В данном вопросе то же самое. Почему, например, в монгольской традиционной национальной одежде практически не используются пушнина и шкуры зверей в верхней одежде, воротниках и головных уборах (волка, лисицы, корсака, ондатры, бобра, куницы, зайца и пр.)?

 

Почему издревле используются в основном используются ткани (шелк, парча, холст, х/б, бязь и пр.), а также в меньшей степени продукция домашних животных (кожа, овчина, войлок, шерсть и пр.)?

 

Ответ очевиден и он напрямую связан с наличием или отсутствием у народа традиции охоты и промысла на них!

 

Они имеют место лишь на модных в Монголии 21 века фейковых исторических реконструкциях и бутафориях:

 

14ba4d8502cb.jpg

 

Вот еще одна бутафория от лжеисторической реконструкции:

 

vYsoU9y0ML0.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат-АКБ,

я что-то не понимаю. Не вы говорили, что монголы были не кочевники, а охотники(таежники).

Все охотники умели обрабатывать кожу, или монголы по особому криворукие ?

Вы хотите сказать, что одежда монголам присылалась из китайских бутиков ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат-АКБ,

я что-то не понимаю. Не вы говорили, что монголы были не кочевники, а охотники(таежники).

Все охотники умели обрабатывать кожу, или монголы по особому криворукие ?

Вы хотите сказать, что одежда монголам присылалась из китайских бутиков ?

 

По моему, это совершенно разные периоды - жизнь в Приамурье и позднее освоение равнин. Между ними по моему огромная временная пропасть, от чего память народа обрывается, к тому же под воздействием сильного культурного влияния тюрков, маньчжур и тибетцев. Но в любом случае сохраняются лишь отдельные детали в культуре и привычках, о которых я пишу и которые потомки не могут объяснить, а потомки господа форумчане от них шарахаются как черт от ладана предпочитая поздние тюркские влияния.  :)

 

Касательно одежды - я не отступлюсь от своей позиции, что отсутствие в монгольской национальной одежде мехов и пушнины, шуб и меховых воротников (за исключением овчины) это следствие отсутствия традиционной промысловой охоты на зверя как таковой (за исключением охоты на сурка).    

 

А Zootechnician'у "попалась на глаза" как раз шапки из овчины.  :qazaq1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Мерген прав - якобы отсутствие меховой одежды у монгольских народов должно говорить об их исконном степном номадизме. АКБ - а что одевали тогда монголы? Шелка?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Брат-АКБ,

я что-то не понимаю. Не вы говорили, что монголы были не кочевники, а охотники(таежники).

Все охотники умели обрабатывать кожу, или монголы по особому криворукие ?

Вы хотите сказать, что одежда монголам присылалась из китайских бутиков ?

По моему, это совершенно разные периоды - жизнь в Приамурье и позднее освоение равнин. Между ними по моему огромная временная пропасть, от чего память народа обрывается, к тому же под воздействием сильного культурного влияния тюрков, маньчжур и тибетцев. Но в любом случае сохраняются лишь отдельные детали в культуре и привычках, о которых я пишу и которые потомки не могут объяснить, а потомки господа форумчане от них шарахаются как черт от ладана предпочитая поздние тюркские влияния. :)

Касательно одежды - я не отступлюсь от своей позиции, что отсутствие в монгольской национальной одежде мехов и пушнины, шуб и меховых воротников (за исключением овчины) это следствие отсутствия традиционной промысловой охоты на зверя как таковой (за исключением охоты на сурка).

А Zootechnician'у "попалась на глаза" как раз шапки из овчины. :qazaq1:

Вы не что-то хотите узнать или что-то доказать, все ваши посты сквозят "рассовым превосходством" !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ведь в жизни все взаимосвязано. В данном вопросе то же самое. Почему, например, в монгольской традиционной национальной одежде практически не используются пушнина и шкуры зверей в верхней одежде, воротниках и головных уборах (волка, лисицы, корсака, ондатры, бобра, куницы, зайца и пр.)?

 

Почему издревле используются в основном используются ткани (шелк, парча, холст, х/б, бязь и пр.), а также в меньшей степени продукция домашних животных (кожа, овчина, войлок, шерсть и пр.)?

 

Ответ очевиден и он напрямую связан с наличием или отсутствием у народа традиции охоты и промысла на них!

 

Они имеют место лишь на модных в Монголии 21 века фейковых исторических реконструкциях и бутафориях:

 

14ba4d8502cb.jpg

 

Вот еще одна бутафория от лжеисторической реконструкции:

 

vYsoU9y0ML0.jpg

 

 

Казахские охотники в одежде из пушнины, это не бутафория и не исторические реконструкции, а обычная повседневная жизнь, бытовуха:

 

e0b0c6c78911.jpg

 

b692918de089.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хе-хе, братья Zet с Мергеном вслед за Поводком решили вешать ярлык фашиста и расиста на любого, кто приводит исторические факты и свидетельства.  :lol:

 

Внимание! Отныне заикаться о традиционном монгольском способе труповыставления - нельзя, совершенно секретно! Об отсутствии традиции охоты, кроме охоты на сурков - табу! Заикаться о существовании у монголов в прошлом детских деревянных люлек - расстрел!  И т.д. и т.п. А если начинаешь об этом писать, то капец, ты - фашист. Писал бы, к примеру, Tynych, то его бы сейчас обвинили в кыргызском фашизме и расизме. Написал бы кто-то другой - то же самое. Всем для информации и предосторожности впредь. :D   

 

Вы чё там помешались что ли на обзывалках? :lol:  Это же показывает ваше бессилие в дискуссиях, господа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дайте ссылку где вас обвиняют в расизме !

Постить "трупы" вы любите, но это называется по другому....

Как шубы относятся к монгольс.кухне ?

Монголы что уже любимых казахами лисиц едят ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ведь в жизни все взаимосвязано. В данном вопросе то же самое. Почему, например, в монгольской традиционной национальной одежде практически не используются пушнина и шкуры зверей в верхней одежде, воротниках и головных уборах (волка, лисицы, корсака, ондатры, бобра, куницы, зайца и пр.)?

 

Почему издревле используются в основном используются ткани (шелк, парча, холст, х/б, бязь и пр.), а также в меньшей степени продукция домашних животных (кожа, овчина, войлок, шерсть и пр.)?

 

Ответ очевиден и он напрямую связан с наличием или отсутствием у народа традиции охоты и промысла на них!

 

Они имеют место лишь на модных в Монголии 21 века фейковых исторических реконструкциях и бутафориях:

 

14ba4d8502cb.jpg

 

Вот еще одна бутафория от лжеисторической реконструкции:

 

vYsoU9y0ML0.jpg

 

 

Жалко человека, что то выдумал (т.е. первый раз узнал) и слепо утверждает что такое только у казахов бывает. :lol:

На фото дорогой одежда монголов которая называется "дах" (кстати на русском языке имеется монголизм как "доха").

Конкретно богатырь одел волчью доху - "чонон дах", и лисью шапку.

"Дах" одевают в сильную мороз поверх внешней одежды.

Кстати внизу богатырь как я вижу тувинский (также можем сказать монгольский) актер Эдуард Ондар, котрый сыграл Чингис хагана в якутском фильме как мне кажется.

Он одел наверху зимнего дэгэлэ из очинной внутрь "волчью доху" - "чонон дах".

Тывинцы называют эту одежду в монгольский лад "дага", и "чонон дах" будет "бөрү дага" или " бөрү кежи дага".

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

e0b0c6c78911.jpg

 

 

 

На фото казах одел лисью шубу, а девочка обычную овчину.

Ничего оригинального нету, можно сказать переняли традицию одежды у монголов.

 

Обычно у казахов в моде черные вельветы. Как на фото внизу:

 

Winter%20tour%204.jpg

 

Ну здесь немножко переборщили щегольством - слишком украсили орнаментом как театральные артисты.

 

Белые овчинные одежды монгольские казахи переняли от монголов ойротов. Белые овчины традиционная национальноя одежда у монголов, особенно у западных монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

e0b0c6c78911.jpg

На фото казах одел лисью шубу, а девочка обычную овчину.

Ничего оригинального нету, можно сказать переняли традицию одежды у монголов.

Обычно у казахов в моде черные вельветы. Как на фото внизу:

Winter%20tour%204.jpg

Ну здесь немножко переборщили щегольством - слишком украсили орнаментом как театральные артисты.

Белые овчинные одежды монгольские казахи переняли от монголов ойротов. Белые овчины традиционная национальноя одежда у монголов, особенно у западных монголов.

Теперь о масти монгольской породы овец.

А.Д. Симуков (Географический очерк МНР. Ч.2: Население, его хозяйство и государственное устройство страны. Уланбатор, 1934 г.):

"… Подавляющее большинство халхасских овец белого цвета с окрашенной головой"

И к нему историческое фото:

fe782d6d7e41.jpg

И современное:

647064.jpg

Интересно, что начинающий шубник-зоотехник в теме Овцеводство пишет, что казах.овцы преимущественно темн. окрасов и среди белых приводит лишь тонкорун.Кавказ. породы. Играет наверно любовь к Турции...

Неужели и овцеводство у казахов заимствованое ????

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ даже критику не хочет воспринимать в свой адрес. Ему говорят ты товарищ не знаешь нифига, а туда же в калашный ряд, а он в ответ, неее, я все знаю, это вы ни про свой народ, ни про свою кухню, ни про свою одежду, ни про свои обычаи нифига не знаете..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...