Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

хонгираты- от монгольского хонгр- масть лошади (тотем)

Подтверждаю:

köñger, körân, körânçâ = коричневый, бурый

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может для тюркских подданных он Газан. но для монголов существует свое имя Хайсан что означает тоже котел.

Не думаете же вы что человек тем более хан мог носить имя котла? Газан хан - это что Великий хан Котёл что ли?! :rolleyes: Полный бред я считаю. Газан не имеет никакого отношения к тюркскому слову казан, как не хотелось бы некоторым поклонникам "котельной" истории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Газан не имеет никакого отношения к тюркскому слову казан,

Ну, у тюрок есть и другие слова, вполне приличествующие имени тюркского хана. <_<

http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=35992

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *Kar/gan-

Meaning: to earn wages by labour, to gain profits by trade, to strive for success

Russian meaning: приобретать, хранить, выигрывать

Old Turkic: qazg|an- (Orkh., Yeniss., OUygh.)

Karakhanid: qazg|an- (MK, KB)

Turkish: kazan-

Tatar: qazan-

Middle Turkic: qazan- (Sangl., Houts., Ettuhf., IM, Pav. C., MA), Kypch. qazan- (CCum.)

Uighur: qazan-

Azerbaidzhan: Gazan-

Turkmen: Gazan-

Chuvash: xъrg|ъn 'скупец, скряга, скаред'

Yakut: xaha:n-

Noghai: qazan-

Bashkir: qazan-

Gagauz: qazan-

Kumyk: qazan-

Comments: ЭСТЯ 5, 188-189.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, у тюрок есть и другие слова, вполне приличествующие имени тюркского хана. <_<

http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=35992

Ар прав как всегда:

Казану - qazanu - ˛1. заслуживать, снискать, достигвть, добиваться 2. завоевывать, приобретать, обретать

Абруй казану - abruy qazanu – создать себе авторитет

Атказану - atqazanu – снискать славу, становиться известным, популярным, прославить

Казу - qazu - 1. копать, разрывать, раскапывать 2. выкапывать 3. добывать, 4. ковырять 5. выискмвать, подкапываться

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, у тюрок есть и другие слова, вполне приличествующие имени тюркского хана. <_<

http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=35992

Наверное от азербайджанского СКРЯГА или СКУПЕЦ. :lol:

Может еще и от арабского Гасан- красивый, хотя вряд ли, имя все-таки мусульманское, а он был рожден буддистом, впоследствии принявший ислам и взявший другое имя.

На мой взгляд самый подходящий вариант- это Гасан/ Гасн что в переводе с западно-монгольского (ойратского) - Полярная Звезда.

В Элисте есть такая школа Алтн Гасн.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное от азербайджанского СКРЯГА или СКУПЕЦ. :lol:

:rolleyes::rolleyes::rolleyes:

Наверное вы думаете что вы удачно пошутили?

Вы умеете читать внимательно и ходить по ссылкам?

Попробуйте, и никто не будет посмеиваться над вами. <_<

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:rolleyes::rolleyes::rolleyes:

Наверное вы думаете что вы удачно пошутили?

Вы умеете читать внимательно и ходить по ссылкам?

Попробуйте, и никто не будет посмеиваться над вами. <_<

Умею, но тот бред у меня вызывает смех и только :lol::lol::lol: прошу прощения, если грубо выразился

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Не думаете же вы что человек тем более хан мог носить имя котла? Газан хан - это что Великий хан Котёл что ли?! :rolleyes: Полный бред я считаю. Газан не имеет никакого отношения к тюркскому слову казан, как не хотелось бы некоторым поклонникам "котельной" истории.

Конечно думаю. :) Потому что в империи Юань как раз был другой хаган по имени Хайсан Күлүг примерно в то же самое время.

славный ойратский тайша Тогоон или последний император из династии Юань Тогоонтэмур. они все котлы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Умею, но тот бред у меня вызывает смех и только

Ну что же, никто вас за язык не тянул.

Итак, вот вы написали:

Наверное от азербайджанского СКРЯГА или СКУПЕЦ. :lol:

Где вы увидели ссылку/цитату на "азербайджанское СКРЯГА или СКУПЕЦ"?

Эта ваша фраза говорит пока только о вашей невнимательности.

Но вот ваша вторая фраза про "бред" и "смех", да еще после замечания в ваш адрес об этой вашей невнимательности, говорит еще кое о чем.

Слышали поговорку про "смех без причины"?

Вы оказались не в состоянии не только понять то, о чем вам говорят и на что вам дают ссылки, и просто внимательно прочитать текст, да вдобавок еще не понимаете смысл замечания, сказанного прямым текстом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Точно помню, что Газан-хана. этимологию и пр. мы уже где-то обсуждали!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конечно думаю. :) Потому что в империи Юань как раз был другой хаган по имени Хайсан Күлүг примерно в то же самое время.

славный ойратский тайша Тогоон или последний император из династии Юань Тогоонтэмур. они все котлы.

Да ладно?! :):o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хуаранг, и это все что ты смог найти в качестве примеров "вольного перевода"? Не густо, учитывая количество моих постов с переводами на этом форуме. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хуаранг, и это все что ты смог найти в качестве примеров "вольного перевода"? Не густо, учитывая количество моих постов с переводами на этом форуме. :D

А чем вам этот пример не нравится, помоему очень хорош, а больше мне искать не хочется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
...The lamas and interpreters of Transbaikalia could easily read the name of Genghis Khan on the stone...

Позор джунглям!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем вам этот пример не нравится, помоему очень хорош, а больше мне искать не хочется.

Как говорят другие пользователи Акскл переводит на свой лад вырывая отдельные фразы из контекста. Все это иначе как ахинеей назвать нельзя имо.

В этой теме в частности ув. Шах-Бат отметил нелогичность, или правильнее сказать предвзятый коррумпированый перевод. Цель "переводов" как ясно понятно это исказить восприятие контекста различных источников. Короче, фальсификация и презренная ложь. Уважающий себя человек не допустил бы этого.

http://forum.eurasica.ru/topic2537s20.html?start=20

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

...The lamas and interpreters of Transbaikalia could easily read the name of Genghis Khan on the stone...

Перевод: Ламы и переводчики Забайкалья смогли легко прочесть имя Чингиз хана на этом камне.

Т.е. смогли прочесть имя. Так же и любой, кто не знает ни слова по-английски, сможет в этой же фразе:

...The lamas and interpreters of Transbaikalia could easily read the name of Genghis Khan on the stone...

"легко прочесть" имя Чингиз хана. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как говорят другие пользователи Акскл переводит на свой лад вырывая отдельные фразы из контекста. Все это иначе как ахинеей назвать нельзя имо.

В этой теме в частности ув. Шах-Бат отметил нелогичность, или правильнее сказать предвзятый коррумпированый перевод. Цель "переводов" как ясно понятно это исказить восприятие контекста различных источников. Короче, фальсификация и презренная ложь. Уважающий себя человек не допустил бы этого.

http://forum.eurasica.ru/topic2537s20.html?start=20

А вот это уже невменяемость перешедшая в хамство. Я же везде привожу оригинальный англоязычный текст! Если кому то не нравится мой перевод - приводите свой - никто не запрещает. А потом люди, знающие язык, смогут сравнить эти два перевода и высказаться - который из них правильный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Т.е. смогли прочесть имя. Так же и любой, кто не знает ни слова по-английски, сможет в этой же фразе:

...The lamas and interpreters of Transbaikalia could easily read the name of Genghis Khan on the stone...

"легко прочесть" имя Чингиз хана. :D

Я тут легко могу прочесть Ваше имя - "Акскл". Но это не означает, что легко я могу прочесть только это.

Характерный для Вас пример неправильных умозаключений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тут легко могу прочесть Ваше имя - "Акскл". Но это не означает, что легко я могу прочесть только это.

Характерный для Вас пример неправильных умозаключений.

Это у вас, Стас, неправильные умозаключения. Почему же в приведенном фрагменте не сказано, что они "легко прочли надпись" на камне, а только "имя Чингиз хана"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это у вас, Стас, неправильные умозаключения. Почему же в приведенном фрагменте не сказано, что они "легко прочли надпись" на камне, а только "имя Чингиз хана"?

Вы сами эту надпись видели в латинской транскрипции? Она написана на монгольском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рене Груссе "Империя Степей" Глава 15

Последние Империи Монголии от XV до XVIII вв.

АНАРХИЯ В МОНГОЛИИ ПОСЛЕ 1370 г.

Империя, основанная в Китае Великим Ханом Кублаем была разрушена в 1368 г. китайским восстанием. Изгнанный из Пекина китайцами потомок Кублая Тоган Teмур умер в Ингчанг'е или Кайлу, в Шара Мурене, 23 мая 1370 г., сокрушаясь о масштабах катастрофы. Китайская династия Минь (1368-1644 гг.), вытолкнув Чингизидов со своей национальной территории, не стала тянуть с преследованием их на территории "монголов".

В Каракоруме, сын Тоган Темура, принц Аюрширидхара, узнав о смерти своего отца, принял титул великого хана и правил там с 1370 до 1378 г. в тщетной надежде однажды восстановить себя на троне Китая. Пока же для достижения этого, он должен был столкнуться с нападением китайцев, которые проникли далеко в Монголию. В 1372 г. их лучший генерал Сю Ta (Hsu Ta) продвинулся к Каракоруму, но был приостановлен на реке Тула. После смерти Аюрширидхары, его сын Тогуз Teмур стал его наследником в Каракоруме (1378-88 гг.), столице Империи, которая была теперь уменьшена до ее первоначальной территории. В 1388 г., китайская армия в количестве 100,000 человек снова вступила на территории современной Монголии и победила отряды Тогуз Темура в большом сражении к югу от озера Бор Нор, между реками Халка и Керулен. После этой катастрофы, Тогуз был убит одним из своих родственников. В результате этой повторной потери лица, дом Кублая был так дискредитирован, что большинство племен потребовало автономию. Угечи или Окачи, основной племенной руководитель мятежников против павших Кублаидов, был, согласно монгольскому историку Сананг сечену, принцем Кергудов - то есть, по-монгольски, Киргизов - народа, живущего в то время по верхнему Енисею до озера Косоголь (1). Угечи аннулировал сюзеренство Кублаида - великого хана Ельбека, победил и убил его в 1399 г., и узурпировал гегемонию над племенами.

Юнг Ло (Yung Lo) , император Китая, третий и наиболее выдающийся из Минь, был естественно восхищен этой узурпацией, которая добавила разногласий среди "монголов" и, свергнув дом Кублая в Монголии, освобождал китайцев от кошмара мести Чингизидов. Поэтому он признал Угечи. Согласно Минь-ши, однако, Угечи был тогда побежден двумя руководителями племен мятежников: Аруктаем (по- китайски, А-лут'аи), лидером Асодов, и Махаму, лидером Ойратов.(2). Асод - монгольское название Алан или Асов. Этот народ иранского (?) (более точно Скифо-Сарматского) типа родом с Кавказа (Кубань и Терек), в тринадцатом веке выделил большие контингенты для армии монголов в Китае. Монгольские части составленный из Аланов, были разгромлены китайцами в Ченчоу в 1275 г., и другие группы Аланов на службе дома Кублая посылали письмо Римскому Папе из Пекина в 1336 г.(3), Асоды (или Асы) 1400 г. без сомнения представляли собой один из кланов Аланов, которые следовали за Кублаидами при их отступлении из Китая в Монголию, и которые ассимилируясь монголами, остались разделить их судьбу. Ойрат или Ойрад, как мы помним, было мощное племя лесных монголов, проживавшее во времена Чингизидов на западном берегу озера Байкал. Начиная с семнадцатого столетия, Ойраты, по-видимому, состоят из четырех подплемен: Чорос, Турбет (Дёрбёд, Дёрбёт), Хошот, и Тёргют или Торгут. Королевское семейство - по крайней мере в это время - принадлежало клану Чорос.

Чтобы подчеркнуть свою полную независимость от других "монгольских" претендентов, Аруктаи и Махаму решили оказать знаки уважения непосредственно Пекину - формальный жест, для того чтобы объявить свой собственный суверенитет и выиграть покровительство Минь. По всей видимости, Ойраты воспользовались преимуществом в этой ситуации, чтобы расширить свою гегемонию по всей западной Монголии, от западного берега озера Байкал к верхнему Иртышу, с намерением расширения еще дальше к юго-западу, в направлении Или (как скоро покажет Та'рих-и Рашиди). Но центральная и восточная Монголия должны были оставаться в состоянии хаоса, поскольку, с Аруктаем и Махаму, сын Угечи - Ессеку, как говорит Сананг Сечен, упорствовал в своем требовании верховного ханства до самой своей смерти в 1425 г.

В 1403-4 гг., однако, произошло восстановление Чингизидов в лице сына Ельбека, которого монгольский историк Сананг сечен называет Олжаи Темуром, и которого Минь-ши называет только санскритским буддистским именем Пуниасри (по-китайски, Пень-я-шо-ли) .(4) Аруктаи вскоре после этого перешел на сторону этого представителя законности. Пекинский двор был понятно встревожен новым появлением в Китае семейства Кублая, и император Юнг Ло попытался потребовать проявления вассальной покорности от Олжай Темура. Получив отказ, он вступил в Монголию, продвинулся до верховий Онона и родных равнин Чингиз Хана, и разбил силы Олжай Темура и Аруктая (1410-11 гг.). Это поражение было фатальным для Олжай Темура, поскольку это лишило его престижа. Лидер Ойратов Махаму напал на него, сокрушил, и захватил гегемонию (приблизительно 1412 г.).

До этого времени, Махаму поддерживал хорошие отношения с императором Юнг Ло, потому что для Ойратов или западных монголов было естественным искать поддержку китайского двора против Кублаидов и других лидеров монгола востока. Но как только он стал достаточно мощным, и почувствовал себя способным установить свою гегемонию на все племена и королевские семейства Монголии, лидер Ойратов не постеснялся порвать с правителем Минь. Юнг Ло пошел на него перейдя пустыню Гоби, но Махаму, нанеся серьезные потери китайской армии, ушел вне пределов досягаемости за реку Тулу (1414,1415 гг.). Эти кочевники, которые в последнее время были заторможены и смягчены легкостью китайской жизни, восстановили свою былую силу с их возвращением к родным степям. Кроме того, это были Ойраты, то есть западные племена из лесов. Побывав меньше в контакте с плодами завоеваний Чингизидов чем кочевники Орхона и Керулена, они без сомнения сохранили большее количество их родной энергии. Однако, престиж Махаму, должно быть, пострадал временно из-за китайского вторжения, потому что он не сумел удержать армии Минь до равнин "монголов".

Согласно Минь-ши, Аруктаи тогда вновь появился на сцене и восстановил Пень-я-шо-ли, то есть Олжай Темура в качестве великого хана (приблизительно 1422 г.). Он опустошил границу провинции Ганьсу до Нинься и когда прибыл Юнг Ло, спеша, чтобы наказать его, он отступил к северу через Гоби, избегая захвата. Вскоре после этого, продолжает Минь-ши, он казнил Олжай Темура и объявил себя великим хан. Император Юнг Ло не один раз проводил против него кампании (1424, 1425 гг.), но без успеха, несмотря на удачную диверсию, когда лидер Ойратов Тогон Teмур, сын Махаму и преемник, восстал против гегемонии Аруктая и победил его.

Так описывает китайскую историю Минь-ши. Следует однако опасаться, что под А-лу-таи, автор путает двух индивидуумов, которых монгольский историк Сананг сечен очень ясно различает: а именно, лидер Асов Аруктай, чья деятельность была только что прослежена до 1414 г. (до за этого момента эти два источника более или менее согласуются), и другой - принц по имени Адай, который в работе Сананга Сечена фигурирует как лидер Хорчинов или Корчинов.(5) Хорчины были племенем восточных монголов, живших к востоку от Хингана, в окрестностях реки Нонни на границе с Манчжурией. Их руководители были потомками либо Темур Отчигина либо Касара - братьев Чингиз Хана. Согласно Санангу Сечену, в 1425 г. ханство был оккупировано - во всяком случае на востоке - лидером Хорчинов Адаем, поддержанного Аруктаем - ясное доказательство того, что здесь вовлечены два человека, а не один, как полагает Минь-ши. Адай и его вассал Аруктай вместе вели войну против Ойратов и против Китая, в то время как, в силу обычных колебаний маятника, Ойраты еще раз заигрывали с императором Юнг Ло. Во время его последних кампаний в Монголии против Адая (1422-25 гг.), Юнг Ло поддержал это Ойратское диссидентство против законных ханов Борджигинов.

ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ ОЙРАТОВ: ТОГОН И ЕСЕН-ТАЙДЖИ

Политика, преследуемая великим императором Минь - помощь молодой и растущей мощи Ойратов чтобы свалить дом Кублая - одержала победу только после его смерти. Между 1434 и 1438 гг., лидер Ойратов Тоган или Тогон, сын и преемник Махаму, убил Адая. Так пишет Сананг Сечен; Минь-ши заявляет, что он убил А-лу-т'аи. В любом случае, он завладел гегемонией над "монгольскими" племенами. Адзаи, принц-Кублаид, сын Ельбека и брат Олжаи Темура, был тогда объявлен легитимистами великим ханом (1434 или 1439 гг.). А фактически, империя Монголии перешла к Ойратам.

Китайский двор должен был конечно поздравлять себя с этой революции, которая свалила все еще наводящее страх семейство Чингизидов и восточных "Монголов" - " более опасных, потому что ближе " - в пользу западных Монголов, которые были более отдаленным, и которых как казалось, надо было меньше бояться. Кошмар Чингизидов рассеивался. Новые хозяева степи были люди без известного прошлого, которые в истории Чингизидов играли неясную и незаметную роль. Точно таким же образом китайцы двенадцатого века глупо радовались, когда место Киданей заняли Чжурчжени. Но фактически западные Монголы - Ойраты (Ойрады) или Конфедераты, как, они называли себя, или калмыки, как их называли тюркские соседи в Кашгарии - не имели никаких других амбиций кроме продолжения традиций ЧИнгизидов и восстановления к своей собственному выгоде большой "Монгольской" Империи, которую выродившившиеся Кублаиды так глупо дали выскользнуть из их пальцев.(6). Расширение Ойратов началось на юго-западе за счет Чагатаидского "Моголистана" или ханов-чингизидов, которые правили по Или и Юлдузу и в регионах Куча и Турфан. Лидер Ойратов Тогон напал на Чагатайского хана Ваиса (который правил между 1418 и 1428 гг.). В этом конфликте, поле битвы которого перемещалось вследствие вторжения Ойратов от бассейна реки Или до области Турфан, Ойраты повсюду имели преимущество. Сын Тогона Есен-тайджи взял в плен Ваиса и, как сообщает Та'рих-и Рашиди, обращался с ним с большим почтением из-за его чингизидской крови. В другом сражении около Турфана, Ваис снова был захвачен Есеном. На сей раз, взамен за освобождение заключенного, Есен потребовал, чтобы сестра Ваиса, принцесса Махтум ханым, стала членом его семейства. Ясно, что дом Ойратов, который не имел чингизидской крови, значительно бы возвысил себя таким союзом.

Когда Есен-таиджи - Е-сиен (Ye-hsien) китайских историков - унаследовал трон своего отца Тогона, Ойратское, или Калмыцкое царство достигало пика своей мощи (1439-55 гг.). Оно теперь простиралось от озера Балхаш до озера Байкал, и от Байкала до подходов Великой Стены. Каракорум, прежняя монгольская столица, была в составе его владений. Есен также захватил оазис Хами и, в 1445 г., китайскую область Ву-лианг-ха, который соответствовала позже Джехолу. Пятью годами позже, он требовал руки китайской принцессы, также, как ранее он искал таковой у Чагатаидов. Пекинский двор обещал это, но не сумел сдержать обещание. Есен тогда разорил китайскую границу около Датуна, к северу от Шаньси, и император Минь Инг-цунг (Ying-tsung) и его министр, евнух Ванг Чан (Wang Chan) пошли маршем навстречу ему. Столкновение произошло в Т'у-му, около Суанхва на северо-западе провинции Хэбэй (теперь Чахар). Есен нанес им катастрофическое поражение, убил более чем 100,000 их людей, и взял императора Инг-цунга в плен (1449 г.). Все же, не имея навыков ведения военой осады, он был неспособен захватить ни Датун ни Суанхва - укрепленные города данного региона, и вернулся в Монголию со своим имперским пленником (7). Тремя месяцами позже он возвратился, продвинулся до Пекина, и разбил лагерь в северо-западных предместьях этого большого города; но все его нападения были отражены, и он вскоре стал испытывать нехватку фуража. Подкрепление китайцам прибыло из Ляотунга. Есен потерпел неудачу в своем главном нападении и теперь ему угрожали превосходящие силы после задержки в этом его важной акции, и он поспешно отступил через проход Киу-юнг-куан (Нанкоу). Вскоре после этого он решил освободить императора Инг-цунга (1450 гг), и в 1453 г. заключил с Китаем мир.

Минь-ши далее рассказывает, что Есен признал в качестве Великого хана - номинального лидера - чингизида по имени Токтоа-бука, который женился на его сестре, и что Есен хотел чтобы сын от этого союза был бы признан в качестве законного Чингизидского наследника. Токтоа-бука отказался, и Есен убил его. Тогда в 1453 г. он объявил себя вассалом Китая - ход, который выставил его в виде независимого хана без фикции чингизидского сюзеренитета. Он в свою очередь убит в 1455 г. Согласно Та'рих-и Рашиди, после Есена главой Ойратского или Калмыцкого царства стал его сын Амасанджи. В некой неточно указанной дате между 1456 и 1468 гг., Амасанджи вторгся в Чагатайское ханство Моголистан и одержал победу над правящим ханом Юнусом в районе реки Или. Юнус был вынужден обратиться в бегство в город Туркестан (к казахам - прим.А.). Тот же самый источник сообщает, что Чагатаидская королева Махтум ханым, которую Есен ранее представил в Ойратский дом, стала источником проблем там. Ревностная мусульманка, она воспитала своих сыновей Ибрахима Онг (Ванг) и Ильяса Онг в ее собственной вере. Позже, эти молодые люди вошли в конфликт с Амасанджи, и после некоторой гражданской войны, Ибрахим и Ильяс, как считается, получили убежище в Китае ( 8 ). Несмотря на эти внутренние беспорядки, Ойраты, в течение долгого времени, тревожили своих соседей периодическими набегами - особенно на юго-западе. В том направлении лежат территории казахских (Kirghiz-Kazaks) кочевников, исламизированных тюрков, чьи племена кочевали в степях низовьев Или, Чу, Сары-Су, и Тургая, и которые при их хане Касыме (приблизительно 1509-18 гг.) и Мумаше (приблизительно 1518-23 гг.) (тоже, разумеется, чингизиды - прим.А.) были ужасом для Шейбанидов Трансоксианы (междуречья Аму- и Сыр-Дарьи, прим.А.).(9). Правдой является то что, преемник Мумаша Таир-хан (приблизительно 1523-30 гг.) раздражал этих непослушных кочевников своим авторитаризмом, и многие кланы, согласно Хайдару-мирза, от него откололись. (10). Однако, Казахское ханство был воссоздано ханом Тауекелем (Tawakkul), но в 1552-55 гг., Тауекель был вынужден бежать из-за вторжения Ойратов, которые вихрем налетели из региона Кобдо до Или. Таким образом эти тюркские кочевники большой степи Балхаша, ужас оседлых народов Трансоксианы, были сами обращены в бегство монгольскими кочевниками Алтая. Вряд ли требуется говорить, что их опасения тоже были разделены цивилизованными жителями больших городов Трансоксианы. Тауекль получил убежище в Ташкенте у местного Шейбанида Науруз Ахмеда. На просьбу о помощи, сделанной его гостем, Науруз ответил: " Даже десять принцев как мы не могли бы сделать что-нибудь против калмыков " (то есть ойратов) (11). Приблизительно в 1570 гг. Ойраты все еще господствовали от верхнего Енисея до долины Или.

Короче говоря, хотя после смерти их таиджи Есена (1455 г.) Ойраты и претерпели затмение на востоке, где они оказались лицом к лицу с чингизидами восточной Монголии, на западе они продолжали угрожать степям между Или и Каспийским морем."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за многолетнюю просветительскую работу!! Народ все больше интересом узнает про

великую роль монголов в Центральной Азии благодаря вам <_< :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Это у вас, Стас, неправильные умозаключения. Почему же в приведенном фрагменте не сказано, что они "легко прочли надпись" на камне, а только "имя Чингиз хана"?
Об этом мы можем только догадываться. :) Только там нет слова "только".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это у вас, Стас, неправильные умозаключения. Почему же в приведенном фрагменте не сказано, что они "легко прочли надпись" на камне, а только "имя Чингиз хана"?

http://www.mongolinternet.com/mongolnom/ChingisStone.htm

image001.jpg

Насколько позволяет изображение можно очетливо увидеть первое слово наверху слева. Я влдаею немного старомонгольской письменностью и вижу слово Чиннгис.

Полностью текст гласит: Чинггис qан-и сартаГул иргэн даqулижу баГужу xамуГ монГол улус ун арад и Буqа Сочиqай xуригсан тур Эсункэ QонГодорун Гурбан жаГуд Гуцин табун алда тур онтудлу Га

что означает на современном монгольском:

Чингис хан Сартуул иргэн дагуулж Хамаг Монгол улсын ард Буха Сочихайд хурсанд Эсункэ мэргэн гурван зуутагучин таванд алд хол харважээ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...