Steppe Man Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 диалект северо -западных халха-монголов ГА. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, Steppe Man said: диалект северо -западных халха-монголов ГА. Это не диалект. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 55 минут назад, Boroldoi сказал: Там о өөлдах ничего нет. Речь об конкретном факте а не о преданиях вообще. Упс. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эхириты#Устные_предания_о_происхождении Цитата В устных преданиях и исторических памятниках упоминаются такие имена, как Асуйхан, Бурядай, Барга-Батор, Баргудай-Мэргэн и др. Известным мифическим персонажем бурятских генеалогических мифов является Бурядай — сын шаманки Асуйхан, брат Хоридоя, отец Ихирида (Эхирита) и Булгада (Булагата). В их именах отражены древние этнонимы бурят, хори, эхирит и булагат. Как полагают исследователи, Бурядай является фонетическом вариантом имени Буртэ-Чино, легендарного предка монголов[7]. По легенде, Эхирит появился из волн Байкала, и от него пошли потомки с тотемом «пёстрый налим». В своих призываниях эхиритские шаманы говорят: «Пёстрый налим — отец наш, береговая расщелина — мать наша»[8]. Существует несколько вариантов общебурятского генеалогического древа. Старшим персонажем этого древа является Баргу-батор / Барга-батур. Сыновьями Барга-батура являются Оледай (Олёдой), Бурядай и Хоридай. Их имена также известны как Илюдэр-тургэн (Элюдэй), Гур-Бурят и Хоридой-мэргэн[7][9]. В имени Оледая отражен значимый ойратский пласт в этногенезе бурят, к которому исследователи относят такие роды, как сэгэнут, икинат, зунгар, букот, ноёт, хурумчи, дурлай, торгоут и др.[7] В имени Барга-Батора прорисовывается персонифицированный этноним баргут. Персонификация этого этнонима встречается и в истории золотого рода[7]. Согласно «Сокровенному сказании монголов», Алан-гоа была дочерью Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа, дочери Бархудай-Мергана[2]. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 4 minutes ago, Boroldoi said: Я удивляюсь, у меня никогда не было проблем с пониманием. Есть слова которые незнакомы о них спрашиваещ, а есть различные произношения слов к ним привыкаеш и уже сам так начинаеш говорить если побыть недолго. Понимаете все - это хорошо, завидую. И надо понимать что у нас монгольские языки - очень близкие друг другу, чем например разные тюркские. Надо уважать друг друга, и когда осуждать кого-то на знание монгольского то надо уточнять какому монгольскому языку! А всем монголам надо изучать классик-монгольскую письменность и грамматику - это важно! Здесь я подчеркиваю что не язык а именно "письменность и грамматику". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, Buhren said: Упс. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эхириты#Устные_предания_о_происхождении Опять где вы видите өөлд. Я не вижу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, enhd said: Понимаете все - это хорошо, завидую. И надо понимать что у нас монгольские языки - очень близкие друг другу, чем например разные тюркские. Надо уважать друг друга, и когда осуждать кого-то на знание монгольского то надо уточнять какому монгольскому языку! А всем монголам надо изучать классик-монгольскую письменность и грамматику - это важно! Здесь я подчеркиваю что не язык а именно "письменность и грамматику". Уважать надо всех людей без разницы кто он. И откуда вы знаете что он монгол, я не уверен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 У халха-монголов тоже есть диалектные слова. Я не профессиональный лингвист и не сделал запись или точнее обращал внимание, т.е. когда говорим обо всем на свете с ребятами иногда какие-то незнакомые слова говорит кто-то ... а мы спрашиваем и то объясняет в обще-понятном и далее идет нормально. Т.е. у халха-монголов тоже имеется диалектные различия в словах или названиях. Это конкретного одного слова или выражения ... а не вязыке в целом. Т.е. как различия в русском вроде "скамейка" или "лавочка". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, enhd said: У халха-монголов тоже есть диалектные слова. Я не профессиональный лингвист и не сделал запись или точнее обращал внимание, т.е. когда говорим обо всем на свете с ребятами иногда какие-то незнакомые слова говорит кто-то ... а мы спрашиваем и то объясняет в обще-понятном и далее идет нормально. Т.е. у халха-монголов тоже имеется диалектные различия в словах или названиях. Это конкретного одного слова или выражения ... а не вязыке в целом. Т.е. как различия в русском вроде "скамейка" или "лавочка". Не думаю что это называется диалект. Говор наречие может быть. А диалект это как раз бурядский халхаский ойратский и тд например. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 21 minutes ago, Boroldoi said: Это не диалект. Это диалект. Когда я служил в армии ,восточные халхи меня часто называли дербетам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 18.05.2021 в 13:48, Boroldoi сказал: Отсебятину то не порите. С каких пор это өөлд ветвь баргутов. В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их обычаям и, соединившись с богатыми, могущественными и родовитыми баторами того времени, без помехи брал и отдавал замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями, множеством рабов и был, говорят, метким стрелком. Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Уледэю: "Ты, из этой местности выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там!" Так, Уледэй повеление своего старика отца, почтительно одобрив, принял. Отец, Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами, и сыну, надев и привесив, произнес благопожелание: "Да не победит тебя никакой чужеземный враг". Выбрав коня, вместс со скотом, табунами и народом, чтобы в достатке хватило, отдав, благословил его на перекочевку. Уледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился. Кочуя в западную сторону, просмотрев и пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хр. Алтай-Хангай, с богатой хорошей травой, водой и деревьями. Та местность соединялась с одной пустынной землей. Там и поселился Уледэй для житья вместе со своим народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный коренной народ, стал главой той местности и наименовал тот народ своим именем Уледэй. Впоследствии этот народ [50] сильно размножившись, стал жить, совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа. Второго сына Баргу звали Бурят. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. "Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством", - такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно. Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой. Эту генеалогическую записку в Худайской инородной управе августа 23 дня 1839 года, поставив казенную печать, заверил голова Доржи Галзуд-ун. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Burjat/Doklad_o_proishosdenii_11_rodov/text.phtml?id=290 Уледай - написание имени 8л8одэй (8 - это О с чертой), встречается и написание Олёдэй, звучит примерно Олёдэ. и наименовал тот народ своим именем Уледэй. --- это и есть олёты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 9 минут назад, Boroldoi сказал: Опять где вы видите өөлд. Я не вижу. Вот же: 14 минут назад, Buhren сказал: Существует несколько вариантов общебурятского генеалогического древа. Старшим персонажем этого древа является Баргу-батор / Барга-батур. Сыновьями Барга-батура являются Оледай (Олёдой), Бурядай и Хоридай. Их имена также известны как Илюдэр-тургэн (Элюдэй), Гур-Бурят и Хоридой-мэргэн[7][9]. В имени Оледая отражен значимый ойратский пласт в этногенезе бурят, к которому исследователи относят такие роды, как сэгэнут, икинат, зунгар, букот, ноёт, хурумчи, дурлай, торгоут и др.[7] Элюдэй, по преданиям первопредок олетов/оолдов. Цитата Согласно сюжету, Илюдэр-Тургэн (Элюдэй) – предок сэгэнутов – является сыном Баргудая и старшим братом Бурядая (отца Эхирита и Булагата). http://izvestiageoarh.isu.ru/assets/articles/6034011836075142482.pdf https://ru.wikipedia.org/wiki/Сэгэнуты Цитата Этноним сэгээн (сэгээнэд, сэгээнууд, сэгэнууд, цэгэнууд) иногда заменяется носителями на „өлөд”, „олёт”, что свидетельствует о былой ойратской принадлежности его носителей. Значение этнонима сэгээнэд можно прояснить от бурятского сэгээн — „голубой, светло-голубой”. Возможно, у носителей этого этнонима, было знамя голубого цвета. Этноним также можно связать с термином „сыгин”, означающим правителя. Характерным в таком случае являются легенды бурят о некогда могущественных и многочисленных сэгэнутах, постоянно нападавших и грабивших малочисленных в прошлом эхиритов и булагатов. Таким образом, в этноним могло перерасти имя нарицательное по отношению к аристократическому клану — сыгин, которое под влиянием фонетики бурятского языка обрело современную форму. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, Steppe Man said: Это диалект. Когда я служил армии ,восточные халхи меня часто называли дербетам. В конце клипа говорят уяачид там ничего дербетского не услышал, укажите минуту в видео где говорят на ойратском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 1 minute ago, Boroldoi said: В конце клипа говорят уяачид там ничего дербетского не услышал, укажите минуту в видео где говорят на ойратском. "Өрүүн гархшв" - как понимаете это выражение? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, Buhren said: Вот же: Элюдэй, по преданиям первопредок олетов/оолдов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сэгэнуты Это все выдумки, өөлд это на современном. Вообще то имя Өгелед. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 3 minutes ago, Boroldoi said: В конце клипа говорят уяачид там ничего дербетского не услышал, укажите минуту в видео где говорят на ойратском. Букву к не слышите? Сами откуда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 минуты назад, buba-suba сказал: В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их обычаям и, соединившись с богатыми, могущественными и родовитыми баторами того времени, без помехи брал и отдавал замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями, множеством рабов и был, говорят, метким стрелком. Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Уледэю: "Ты, из этой местности выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там!" Так, Уледэй повеление своего старика отца, почтительно одобрив, принял. Отец, Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами, и сыну, надев и привесив, произнес благопожелание: "Да не победит тебя никакой чужеземный враг". Выбрав коня, вместс со скотом, табунами и народом, чтобы в достатке хватило, отдав, благословил его на перекочевку. Уледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился. Кочуя в западную сторону, просмотрев и пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хр. Алтай-Хангай, с богатой хорошей травой, водой и деревьями. Та местность соединялась с одной пустынной землей. Там и поселился Уледэй для житья вместе со своим народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный коренной народ, стал главой той местности и наименовал тот народ своим именем Уледэй. Впоследствии этот народ [50] сильно размножившись, стал жить, совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа. Второго сына Баргу звали Бурят. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. "Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством", - такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно. Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой. Эту генеалогическую записку в Худайской инородной управе августа 23 дня 1839 года, поставив казенную печать, заверил голова Доржи Галзуд-ун. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Burjat/Doklad_o_proishosdenii_11_rodov/text.phtml?id=290 Уледай - написание имени 8л8одэй (8 - это О с чертой), встречается и написание Олёдэй, звучит примерно Олёдэ. и наименовал тот народ своим именем Уледэй. --- это и есть олёты. Если честно, мне кажется нас там где-то сбоку приплели. Ведь насколько я понял, во многих эхиритских преданиях хори отсутствуют. Это уже потом, когда наши предки пришли обратно, они вплели нас в рассказ. Я не думаю, что они помнили о хори все 500 лет. Впрочем, не учёный. Просто моё впечатление. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, enhd said: "Өрүүн гархшв" - как понимаете это выражение? Где на клипе укажите надо услышать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, Steppe Man said: Букву к не слышите? Сами откуда? Нет, где на видео укажите. На 46 минут видео где там. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 1 минуту назад, Boroldoi сказал: Это все выдумки, өөлд это на современном. Вообще то имя Өгелед. Все вопросы к хоринцам 17го века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 14.05 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, Buhren said: Все вопросы к хоринцам 17го века. Понятно к ним. Должен признать Буба говорил на основании прочитанного. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 52 minutes ago, Boroldoi said: Когда очень плохо знаешь свои язык все родственные диалекты кажуться уже другими языками. Кому надо пища для размышления. Что Вы имеете в смысле "свой язык"? Давайте разбираться диалект бурятского - это халха-монгольский. И наоборот диалект халха-монгольского - это бурятский. Или диалект монгольского - это бурятский и халха-монгольский. Если тогда за монгольского языка чего будем держаться? Мне это письменный классик-монгольский - что является равноудалённый от всех монгольского языков и в одновременно всем понятно. Потому что письменный классик-монгольский не зависит от разговорных монгольских языков как например английский или французский письменный вариант языка от их разговорных произношений. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, Steppe Man said: 14.05 Кэнтий раз сказал остальное то халха. Как это считать диалектом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Boroldoi Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 2 hours ago, enhd said: Что Вы имеете в смысле "свой язык"? Давайте разбираться диалект бурятского - это халха-монгольский. И наоборот диалект халха-монгольского - это бурятский. Или диалект монгольского - это бурятский и халха-монгольский. Если тогда за монгольского языка чего будем держаться? Мне это письменный классик-монгольский - что является равноудалённый от всех монгольского языков и в одновременно всем понятно. Потому что письменный классик-монгольский не зависит от разговорных монгольских языков как например английский или французский письменный вариант языка от их разговорных произношений. Так я об самом уже вверху написал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 19 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 19 мая, 2021 14 minutes ago, Boroldoi said: Quote 12 minutes ago, enhd said: "Өрүүн гархшв" - как понимаете это выражение? Где на клипе укажите надо услышать. В клипе такое есть? Я вообще клип не смотрел. Это просто был вопрос насчёт ойротского обычного выражения или разговора. Вопрос был как понимаете? И ещё что означает "асгн"? (здесь я писал по произношеню) И ещё что означает "өөмх"? Отвечаяте на каждый вопрос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться