Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Ойраты, Джунгары, Калмыки

Рекомендуемые сообщения

55 минут назад, Boroldoi сказал:

Там о өөлдах ничего нет. Речь об конкретном факте а не о преданиях вообще.

Упс.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эхириты#Устные_предания_о_происхождении

Цитата

 

В устных преданиях и исторических памятниках упоминаются такие имена, как Асуйхан, Бурядай, Барга-Батор, Баргудай-Мэргэн и др. Известным мифическим персонажем бурятских генеалогических мифов является Бурядай — сын шаманки Асуйхан, брат Хоридоя, отец Ихирида (Эхирита) и Булгада (Булагата). В их именах отражены древние этнонимы бурят, хори, эхирит и булагат. Как полагают исследователи, Бурядай является фонетическом вариантом имени Буртэ-Чино, легендарного предка монголов[7].

По легенде, Эхирит появился из волн Байкала, и от него пошли потомки с тотемом «пёстрый налим». В своих призываниях эхиритские шаманы говорят: «Пёстрый налим — отец наш, береговая расщелина — мать наша»[8].

Существует несколько вариантов общебурятского генеалогического древа. Старшим персонажем этого древа является Баргу-батор / Барга-батур. Сыновьями Барга-батура являются Оледай (Олёдой), Бурядай и Хоридай. Их имена также известны как Илюдэр-тургэн (Элюдэй), Гур-Бурят и Хоридой-мэргэн[7][9].

В имени Оледая отражен значимый ойратский пласт в этногенезе бурят, к которому исследователи относят такие роды, как сэгэнут, икинат, зунгар, букот, ноёт, хурумчи, дурлай, торгоут и др.[7]

В имени Барга-Батора прорисовывается персонифицированный этноним баргут. Персонификация этого этнонима встречается и в истории золотого рода[7]. Согласно «Сокровенному сказании монголов», Алан-гоа была дочерью Хорилартай-Мергана от Баргучжин-гоа, дочери Бархудай-Мергана[2].

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, Boroldoi said:

Я удивляюсь, у меня никогда не было проблем с пониманием. Есть слова которые незнакомы о них спрашиваещ, а есть различные произношения слов к ним привыкаеш и уже сам так начинаеш говорить если побыть недолго. 

Понимаете все - это хорошо, завидую. 

И надо понимать что у нас монгольские языки - очень близкие друг другу, чем например разные тюркские.

Надо уважать друг друга, и когда осуждать кого-то на знание монгольского то надо уточнять какому монгольскому языку!

А всем монголам надо изучать классик-монгольскую письменность и грамматику - это важно!  Здесь я подчеркиваю что не язык а именно "письменность и грамматику".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, enhd said:

Понимаете все - это хорошо, завидую. 

И надо понимать что у нас монгольские языки - очень близкие друг другу, чем например разные тюркские.

Надо уважать друг друга, и когда осуждать кого-то на знание монгольского то надо уточнять какому монгольскому языку!

А всем монголам надо изучать классик-монгольскую письменность и грамматику - это важно!  Здесь я подчеркиваю что не язык а именно "письменность и грамматику".

Уважать надо всех людей без разницы кто он. И откуда вы знаете что он монгол, я не уверен. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У халха-монголов тоже есть диалектные слова.

Я не профессиональный лингвист и не сделал запись или точнее обращал внимание, т.е. когда говорим обо всем на свете с ребятами иногда какие-то незнакомые слова говорит кто-то ... а мы спрашиваем и то объясняет в обще-понятном и далее идет нормально.

Т.е. у халха-монголов тоже имеется диалектные различия в словах или названиях. Это конкретного одного слова или выражения ... а не вязыке в целом.  Т.е. как различия в русском вроде "скамейка" или "лавочка".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, enhd said:

У халха-монголов тоже есть диалектные слова.

Я не профессиональный лингвист и не сделал запись или точнее обращал внимание, т.е. когда говорим обо всем на свете с ребятами иногда какие-то незнакомые слова говорит кто-то ... а мы спрашиваем и то объясняет в обще-понятном и далее идет нормально.

Т.е. у халха-монголов тоже имеется диалектные различия в словах или названиях. Это конкретного одного слова или выражения ... а не вязыке в целом.  Т.е. как различия в русском вроде "скамейка" или "лавочка".

Не думаю что это называется диалект. Говор наречие может быть. А диалект это как раз бурядский халхаский ойратский и тд например.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18.05.2021 в 13:48, Boroldoi сказал:

Отсебятину то не порите. С каких пор это өөлд ветвь баргутов.

В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их обычаям и, соединившись с богатыми, могущественными и родовитыми баторами того времени, без помехи брал и отдавал замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями, множеством рабов и был, говорят, метким стрелком.

Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Уледэю: "Ты, из этой местности выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там!"

Так, Уледэй повеление своего старика отца, почтительно одобрив, принял.

Отец, Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами, и сыну, надев и привесив, произнес благопожелание: "Да не победит тебя никакой чужеземный враг". Выбрав коня, вместс со скотом, табунами и народом, чтобы в достатке хватило, отдав, благословил его на перекочевку. Уледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился. Кочуя в западную сторону, просмотрев и пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хр. Алтай-Хангай, с богатой хорошей травой, водой и деревьями. Та местность соединялась с одной пустынной землей. Там и поселился Уледэй для житья вместе со своим народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный коренной народ, стал главой той местности и наименовал тот народ своим именем Уледэй. Впоследствии этот народ [50] сильно размножившись, стал жить, совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа.

Второго сына Баргу звали Бурят. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. "Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством", - такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно.

Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой.

Эту генеалогическую записку в Худайской инородной управе августа 23 дня 1839 года, поставив казенную печать, заверил голова Доржи Галзуд-ун. 

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Burjat/Doklad_o_proishosdenii_11_rodov/text.phtml?id=290

Уледай - написание имени 8л8одэй (8 - это О с чертой), встречается и написание Олёдэй, звучит примерно Олёдэ. 

и наименовал тот народ своим именем Уледэй.   --- это и есть олёты. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Boroldoi сказал:

Опять где вы видите өөлд. Я не вижу.

Вот же:

14 минут назад, Buhren сказал:

Существует несколько вариантов общебурятского генеалогического древа. Старшим персонажем этого древа является Баргу-батор / Барга-батур. Сыновьями Барга-батура являются Оледай (Олёдой), Бурядай и Хоридай. Их имена также известны как Илюдэр-тургэн (Элюдэй), Гур-Бурят и Хоридой-мэргэн[7][9].

В имени Оледая отражен значимый ойратский пласт в этногенезе бурят, к которому исследователи относят такие роды, как сэгэнут, икинат, зунгар, букот, ноёт, хурумчи, дурлай, торгоут и др.[7]

Элюдэй, по преданиям первопредок олетов/оолдов.

Цитата

Согласно сюжету, Илюдэр-Тургэн (Элюдэй) – предок сэгэнутов – является сыном Баргудая и старшим братом Бурядая (отца Эхирита и Булагата).

http://izvestiageoarh.isu.ru/assets/articles/6034011836075142482.pdf

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сэгэнуты

Цитата

Этноним сэгээн (сэгээнэд, сэгээнууд, сэгэнууд, цэгэнууд) иногда заменяется носителями на „өлөд”, „олёт”, что свидетельствует о былой ойратской принадлежности его носителей. Значение этнонима сэгээнэд можно прояснить от бурятского сэгээн — „голубой, светло-голубой”. Возможно, у носителей этого этнонима, было знамя голубого цвета. Этноним также можно связать с термином „сыгин”, означающим правителя. Характерным в таком случае являются легенды бурят о некогда могущественных и многочисленных сэгэнутах, постоянно нападавших и грабивших малочисленных в прошлом эхиритов и булагатов. Таким образом, в этноним могло перерасти имя нарицательное по отношению к аристократическому клану — сыгин, которое под влиянием фонетики бурятского языка обрело современную форму.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Steppe Man said:

Это диалект. Когда я служил армии ,восточные халхи меня часто называли дербетам.

В конце клипа говорят уяачид там ничего дербетского не услышал,  укажите минуту в видео где говорят на ойратском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, Boroldoi said:

В конце клипа говорят уяачид там ничего дербетского не услышал,  укажите минуту в видео где говорят на ойратском.

"Өрүүн гархшв" - как понимаете это выражение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Buhren said:

Вот же:

Элюдэй, по преданиям первопредок олетов/оолдов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сэгэнуты

 

Это все выдумки, өөлд это на современном. Вообще то имя Өгелед. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, Boroldoi said:

В конце клипа говорят уяачид там ничего дербетского не услышал,  укажите минуту в видео где говорят на ойратском.

Букву к не слышите?  Сами откуда? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, buba-suba сказал:

В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысившийся, обучал их обычаям и, соединившись с богатыми, могущественными и родовитыми баторами того времени, без помехи брал и отдавал замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями, множеством рабов и был, говорят, метким стрелком.

Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что способен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Уледэю: "Ты, из этой местности выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе понравившуюся местность и поселись там!"

Так, Уледэй повеление своего старика отца, почтительно одобрив, принял.

Отец, Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами, и сыну, надев и привесив, произнес благопожелание: "Да не победит тебя никакой чужеземный враг". Выбрав коня, вместс со скотом, табунами и народом, чтобы в достатке хватило, отдав, благословил его на перекочевку. Уледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился. Кочуя в западную сторону, просмотрев и пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и родников, остановился, наконец, у одной горы хр. Алтай-Хангай, с богатой хорошей травой, водой и деревьями. Та местность соединялась с одной пустынной землей. Там и поселился Уледэй для житья вместе со своим народом, скотом и табунами. Затем, покорив местный коренной народ, стал главой той местности и наименовал тот народ своим именем Уледэй. Впоследствии этот народ [50] сильно размножившись, стал жить, совершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа.

Второго сына Баргу звали Бурят. Был он нрава общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. "Да будут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством", - такое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно.

Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой.

Эту генеалогическую записку в Худайской инородной управе августа 23 дня 1839 года, поставив казенную печать, заверил голова Доржи Галзуд-ун. 

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Burjat/Doklad_o_proishosdenii_11_rodov/text.phtml?id=290

Уледай - написание имени 8л8одэй (8 - это О с чертой), встречается и написание Олёдэй, звучит примерно Олёдэ. 

и наименовал тот народ своим именем Уледэй.   --- это и есть олёты. 

Если честно, мне кажется нас там где-то сбоку приплели. Ведь насколько я понял, во многих эхиритских преданиях хори отсутствуют. Это уже потом, когда наши предки пришли обратно, они вплели нас в рассказ. Я не думаю, что они помнили о хори все 500 лет. Впрочем, не учёный. Просто моё впечатление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 minutes ago, Boroldoi said:

Когда очень плохо знаешь свои язык все родственные диалекты кажуться уже другими языками. Кому надо пища для размышления.

Что Вы имеете в смысле "свой язык"? 

Давайте разбираться диалект бурятского - это халха-монгольский.

И наоборот диалект халха-монгольского - это бурятский.

Или диалект монгольского - это бурятский и халха-монгольский. Если тогда за монгольского языка чего будем держаться?

Мне это письменный классик-монгольский - что является равноудалённый от всех монгольского языков и в одновременно всем понятно. Потому что письменный классик-монгольский не зависит от разговорных монгольских языков как например английский или французский письменный вариант языка от их разговорных произношений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, enhd said:

Что Вы имеете в смысле "свой язык"? 

Давайте разбираться диалект бурятского - это халха-монгольский.

И наоборот диалект халха-монгольского - это бурятский.

Или диалект монгольского - это бурятский и халха-монгольский. Если тогда за монгольского языка чего будем держаться?

Мне это письменный классик-монгольский - что является равноудалённый от всех монгольского языков и в одновременно всем понятно. Потому что письменный классик-монгольский не зависит от разговорных монгольских языков как например английский или французский письменный вариант языка от их разговорных произношений.

Так я об самом уже вверху написал. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 minutes ago, Boroldoi said:
Quote
  12 minutes ago, enhd said:

"Өрүүн гархшв" - как понимаете это выражение?

Где на клипе укажите надо услышать. 

В клипе такое есть? Я вообще клип не смотрел.

Это просто был вопрос насчёт ойротского обычного выражения или разговора. Вопрос был как понимаете?

И ещё что означает "асгн"? (здесь я писал по произношеню)

И ещё что означает "өөмх"?

Отвечаяте на каждый вопрос. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...