Перейти к содержанию
Гость

Хакасы

Рекомендуемые сообщения

Мне этот рисунок больше напоминает "скорпион"-а нежели женщину-богиню. Почти полное сходство, может связан с каким нибудь культом почитания скорпиона...

Точно также думали советские исследователи. Но у скорпиона не бывают олене рога. Кроме этого в самой картине стилистически отображен трехуревневый мир. И еще учтите, что наскальная живопись в древности была очень трудоемкой работой. В самих наскальных рисунках Кобустана символические и стилистические изображения богини в ее ипостасях не редкость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати известен ли где-нибудь культ скорпиона и как это слово звучит на монгольском и разных тюркских языках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где на современной карте Мира расположен район Чулуута и гора Аршан-хад?

Это больше вопрос к монголам.

Что касается тамг вообще

qyrqyztamga.gif

То эта тамга, которая возможно была основной - очень похожа на легенду об Огуз-кагане, который разделил по крыльям бузук-учук и дал им по стреле (3 стрелы) и лук (разломал на три части)

Здесь почти что изображение лука и стрелы

Тот же Огуз сначала убивает единорога в лесу

Кстати в огуз-наме по тексту идут изображения быка и единорога. Есть ли у кого-нибудь эти изображения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати известен ли где-нибудь культ скорпиона и как это слово звучит на монгольском и разных тюркских языках?

Скорпион на тюркском будет ЧАЙАН/ЧИЙАН/ЧАГАН и т.д. про культ скорпиона не знаю. Но вот слова тарантул-böw и олень-bügü на тюркском фонетически созвучны и видимо имеют общею семантику происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это больше вопрос к монголам.

Что касается тамг вообще

qyrqyztamga.gif

То эта тамга, которая возможно была основной - очень похожа на легенду об Огуз-кагане, который разделил по крыльям бузук-учук и дал им по стреле (3 стрелы) и лук (разломал на три части)

Здесь почти что изображение лука и стрелы

Тот же Огуз сначала убивает единорога в лесу

Кстати в огуз-наме по тексту идут изображения быка и единорога. Есть ли у кого-нибудь эти изображения?

Думаю, что все таки это прототюркская тамга АТ, которая является стилизированным изображением человека с приподнятыми руками к небу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорпион на тюркском будет ЧАЙАН/ЧИЙАН/ЧАГАН и т.д. про культ скорпиона не знаю. Но вот слова тарантул-böw и олень-bügü на тюркском фонетически созвучны и видимо имеют общею семантику происхождения.

Каз: Скорпион - шаян Тарантул - бүйе Олень - бұғы.

Монг: Скорпион - хилэнцэт хорхой; хилэнцийн орд Тарантул - тэмээн аалз Олень - бєєрєглєх; буга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если вот так

estamga.gif"

Все же мне кажется что при обозначениях крыльев присутствуют изображения (религиозный натурализм) стойкого Джека и стыдливой Джени

Элери а, что там, то есть в этом рисунке. Он у меня совсем не отображается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

estamga.gif

Эште - тамга Тоньюкука. Треугольник вниз - женский символ

ТюргЭш - тамга с Кочкорских тюркских надписей. Считаются тюргешскими - местность Ярыш упоминается и в Больших надписях в Монголии

Все что красным - женские символы - и следовательно, тамги "женского" крыла эля

Вроде предварительный просмотр все видно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Элери ваши скифы напоминают прототюркскую тамгу ОК/ОГ. Вам не кажется? Правда, почему-то в вашем личном сервере эту тамгу вы транслируете как АГ.

088980fa24c6.jpg

Стилизированная Восточно-сибирская модификация тамги ОК на вышивках:

81e8430cc567.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня такой вопрос к кыргызам, хакасам и всем знатокам. Вот изображение тамги на Кобустанских камнях. Эта же тамга изображена в Забайкалье. По моему местность называется Субуктуй. Насколько я знаю это ареал проживания енисейских кыргызов. У кого инфо по этой тамге. Проводил ли кто-нибудь семантический анализ этого символа? Он присутствует также на бубнах сибирских шаманов. Лично я, ее связываю с Уч Корбустаном.

20fde25ec50c.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Элери, по поводу вашей общекыргызской тамги. Может, вы все это видели, но все-таки лишний раз не помешает выставить. Вот здесь изображена клеймо рода Дуло, которых римско-византийские источники именуют «Царскими Скифами (Скузы)»:

6a357fda6bb6.jpg

b2918d4a43c3.jpg

А вот тамга рода Кайы, которые являются Царскими Огузами – Хан Огузлар:

4042b2ecd1fd.jpg

c2c9fc2e5a7c.jpg

e482b0943843.jpg

Тамга Дуло и Кайы полностью идентичны. Так, что с легендой про Огуз каган вы угадали. Все-таки вседержатели Боз-Ок и Уч-Ок являлись вседержателями всего Элья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

estamga.gif

Эште - тамга Тоньюкука. Треугольник вниз - женский символ

ТюргЭш - тамга с Кочкорских тюркских надписей. Считаются тюргешскими - местность Ярыш упоминается и в Больших надписях в Монголии

Все что красным - женские символы - и следовательно, тамги "женского" крыла эля

Вроде предварительный просмотр все видно

Первая и вторя тамги являются тамгами рода шапрашты. Ай и тумар.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Элери, по поводу вашей общекыргызской тамги. Может, вы все это видели, но все-таки лишний раз не помешает выставить. Вот здесь изображена клеймо рода Дуло, которых римско-византийские источники именуют «Царскими Скифами (Скузы)»:

6a357fda6bb6.jpg

b2918d4a43c3.jpg

А вот тамга рода Кайы, которые являются Царскими Огузами – Хан Огузлар:

4042b2ecd1fd.jpg

c2c9fc2e5a7c.jpg

e482b0943843.jpg

Тамга Дуло и Кайы полностью идентичны. Так, что с легендой про Огуз каган вы угадали. Все-таки вседержатели Боз-Ок и Уч-Ок являлись вседержателями всего Элья.

Тамга рода дулат - круг или нечто вроде сердечка, разделенного пополам (абак)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D0%B0

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хакас по версии Кызласова от хасха (кашка). Таким образом есть два этноса от КАШКА.

Так же есть и такие, которые считают, что словоКашкй произошло от слов «Кашга или Кашка» (что впереводе означает, белый конь). Ученый Оберлингисчитал, что «Белый конь приносит удачу». Современем, эти люди стали называться всадникамиКашкая. Затем, т.к. в слове «кашкайлу» окончание –луперешло в –и в переводе с персидского оноприняло такой вид «кашкайлы - кашкайи». УченыйБехменбеги, считая, что «кашкай» - этопроизводное от «кашка», высказал такую идею. «Есливспомнить Бартолга и всех в тот период люди себяименовали цветом или названием того или иногоживотного». И другое сказание: Когда Кашкайцыбыли побеждены врагами, из их рода две старейшинырешили бежать, во время этого бега один братговорит другому, «беги вон на ту гору», «кач каля»,тоже имело место в истории происхождениянаименования «Кашкайцев».

http://www.ozturkler.com/icerikler.php?id=3325&lng=2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хакас по версии Кызласова от хасха (кашка). Таким образом есть два этноса от КАШКА.

Так же есть и такие, которые считают, что словоКашкй произошло от слов «Кашга или Кашка» (что впереводе означает, белый конь). Ученый Оберлингисчитал, что «Белый конь приносит удачу». Современем, эти люди стали называться всадникамиКашкая. Затем, т.к. в слове «кашкайлу» окончание –луперешло в –и в переводе с персидского оноприняло такой вид «кашкайлы - кашкайи». УченыйБехменбеги, считая, что «кашкай» - этопроизводное от «кашка», высказал такую идею. «Есливспомнить Бартолга и всех в тот период люди себяименовали цветом или названием того или иногоживотного». И другое сказание: Когда Кашкайцыбыли побеждены врагами, из их рода две старейшинырешили бежать, во время этого бега один братговорит другому, «беги вон на ту гору», «кач каля»,тоже имело место в истории происхождениянаименования «Кашкайцев».

http://www.ozturkler.com/icerikler.php?id=3325&lng=2

У казахов "каска" означает:

1. Отметину на лбу (будь то лошадь или другой скот)

2. В переносном смысле лысину, залысины человека

3. в словосочетании с "жол" - верный путь, правильную дорогу

А белая лошадь - акбозат

Кстати есть адм-терр. ед. в Узбекистане - Кашка-дарья.

Приходит на ум и параллель тюркского "каска", связанного в основном с головой и русским словом "каска" (шлем) :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Элери, по поводу вашей общекыргызской тамги. Может, вы все это видели, но все-таки лишний раз не помешает выставить. Вот здесь изображена клеймо рода Дуло, которых римско-византийские источники именуют «Царскими Скифами (Скузы)»:

b2918d4a43c3.jpg

А вот тамга рода Кайы, которые являются Царскими Огузами – Хан Огузлар:

4042b2ecd1fd.jpg

Тамга Дуло и Кайы полностью идентичны. Так, что с легендой про Огуз каган вы угадали. Все-таки вседержатели Боз-Ок и Уч-Ок являлись вседержателями всего Элья.

Нет я не видел, спасибо вам. Интересно что как-то заходили сюда болгары и тамгу Кайы выдавали за знак Тенгри (сколько же этих знаков сейчас развелось

АГ - это версия идеографии по Рона-Таш. Я думаю что каждый может высказывать идеографическую привязку и так как письмо было очень широко распространенно, то и тогда каждый интерпретировал буквы и тамги как ему хотелось. Поэтому возможно стоит рассматривать по контексту и по нужности автору интерпретаций, так как в любом случае это всего лишь наши мнения о прошлом

Мне близка основная тамга и буква Y - Л, то есть ЭЛ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу вашего вопроса насчет тамги.

Что-то похожее видел в статье Вайнберг, Новгородова (названия не помню, к сожалению)

Вот интересно по тамгам. Почему я решил что киргизы и хакасы эгиз эл. Я думаю что это два крыла одного эля

Дулу - Нушиби - Актюрк

Тёёлёс - Тардуш (интересно в китайском источнике р. Талас - Дуло) Кёктюрк

Долон бий (киргизы) - Умайбег? (хакасы) Кыркыз

Просто нормальный эл - это два крыла, а вот после крыльев три подразделения

Долон-бий - Ак уул, Куу уул, Кызыл уул

Умайбег? - Эз Эр (Эзерское), Алт Эз Эр (Алтысарское), Алт Эр (Алтырское)

Даже в мелких подразделениях Эля также

Тагай - Кылжыр

Одно крыло Дёёлёсбакты (Сарыбагыш)

Другое - Орозбакты (Бугу)

У Кытай - есть два подразделения

Жогорку тамга (верхняя) и Тёмёнкю тамга (нижняя)

и т.п.

Кстати кто первопредок хакасов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот тамги которые были в той статье. У меня просто в картинке есть слова "к статье Вайнберг, Новгородова". Что за статья непонятног. Но там сравнивают тамги по Евроазии

Pict0048.gif

Вот эту тамгу выдавали у нас за знак Тенгри. Интересно можно ли ее читать как "основная тамга - плюс 4 угла света". Тогда получится что-то вроде - "КыркызЭл - хозяин Севера"

sulek.gif

П.С. Забыл в прошлый раз написать. Как-то думал над тем, что "тул" - "манекен умершего мужа/отца" - может значит собственно "муж/отец". Тогда одно крыло - это просто искаженные слова одни и те же, которые обозначают на самом деле "муж/отец", и искажаются специально, чтобы несоответствовать созвучию с "тул" - "манекен умершего мужа/отца" -Дулу; Тёёлёс; Долон

Ушундай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот тамги которые были в той статье. У меня просто в картинке есть слова "к статье Вайнберг, Новгородова". Что за статья непонятног. Но там сравнивают тамги по Евроазии

Pict0048.gif

По моему, если я не ошибаюсь эти петроглифы с Урала. Несколько стилизованных изображений прототюркской тамги ÖK-МАТЬ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему, если я не ошибаюсь эти петроглифы с Урала. Несколько стилизованных изображений прототюркской тамги ÖK-МАТЬ.

Точно не могу сказать, но вроде из нынешних Монголии и Внутренней Монголии. А сравнение шло другой таблицей. Ее у меня нет, но там вроде было 5-6 колонок от Монголии до Причерноморья (откуда все это в голове осталось и и зачем) :rolleyes:

Наверно можно подвести итог. Стрела и лук (полумесяц, рога коровы, треугольник, угол) обозначали в определенный момент два крыла эля. Могли читаться как по схожести с другими вещами так и по схожести с буквами тюркской письменности

Вот по поводу полумесяца. Женское или наоборот мужское крыло могло быть также подчиненным - зависит от времени и династии. Вот и киргизов есть племя солто (слева?). Оно идет от усыновленного сына Тагая, Богоростон кажется. Дальше Эштек, дальше Солто у которого три сына: Кунтуу, Култуу и Чаа (возможно Жаа - лук, или жоо - усл. трофей). Кунтуу и Култуу я не решаюсь переводить. Родовой состав весьма разнообразный. Возможно солто состоит из всяких кунов и кулов. Но это неважно для темы. Тамга у солто - Айтамга

И вот у сельджуков. У Бартольда кажется было предположение, что полумесяц стал символом ислама именно при сельджуках. Что если это символ женского крыла, к которым относились кыныки: лук или полумесяц. Собственно тамга кыркызов также похожа на навершия мечетей

qyrqyztamga.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хакасы - это имя население Хакасско-Минусинской котловины получило в 1917 г. на 1 съезде хакасского народа по предложению С.Д. майнагашева - лидера хакасского национального движения. Основанием явились изыскания русских ориенталистов типа И. Бичурина , В. Радлова и прочих. Все они полагали, что в китайских хрониках отражено название древнего населения Минусы в форме "хакас". С начала 18 в. до 1917 г. коренное население здесь именовалось термином "инородцы" либо минусинские/абаканские татары" и делилось по инородческим управам, типа Качинской, Сагайской и т.д. Названия управам давалось по доминирующим на той или иной территории сеокам (хаас (по рус. "качи", "качинцы"), сагай (соответсвенно - сагаи, сагайцы). Таким образом, деление хакасов на качинцев и прочих является результатом административного деления Российских имперских чиновников.

В современном виде как народ хакасы сформировались после присоединения Минусы к России в нач. 18 в., после ухода/угона джунгарами основной массы енисейских кыргызов в Туркестан. Оставшиеся кыргызы и их кыштымы и были тем субстратом из которого и возникла современная хакасская нация.

Енисеские кыргызы - это древний этнос, просуществовавший в Минусе около 2000 лет. (2 в. до н.э. - нач. 18 в. ) Они сформировались из племен собственно кыргызов, переселенных/переселившихся в Минусу из Центральной Азии в качестве оккупационных войск в период гуннского гегемонизма, и местного населения, известного под именем динлинов (либо носителей Тагарской археологической культуры).

Истоки хакасского этноса мною относимы к периоду Окуневской археологической культуры (3 тыс. до н.э.).

В течение ряда тысячелетий предки хакасов всутапли в контакты с различными племенами, селившимися на территории современной Хакасии и юга Сибири в целом. Происходили заимствования в материальной, лингвистической, духовной сферах, однако основные устои хакасской цивилизации устойчиво сохранялись: комплексный характер хозяйства, толерантность, экологичность, неразрывная духовная связь с Родиной. :D

Рассмотрим этимологию имени небольшой тюркоязычной народности хакасы, проживающей в Южной Сибири. При обосновании выдвигаемого предположения о происхождении названия народа (этнонима) необходимо учесть сообщения о его истории и этногенезе, если таковые имеются в письменных памятниках. Было высказано предположение, что первоначально кыргызы (qırqız > qırqıs) обитали южнее Саянского хребта, на территории северо-западной Монголии, близ озера Кыргыз-нур. Их название Кыргун (Гегунь, Ge kun), вероятно, является передачей тюркского словосочетания qır kün, букв. ‘степной народ; часть народа, живущая в степной местности’ (в отличие от лесных, горных и приречных племен).

Во времена господства гуннов на рубеже старой и новой эр в Центральной Азии, кыргызы заселили Хакасско-Минусинскую котловину, где смешались с местным населением – динлинами. По названию реки Енисей – Кем (тувинск. hem ‘ущелье; горная река, речка; Енисей’) их стали именовать по-тюркски kem kün, букв. ‘народ, проживающий на р. Кем’ (в китайской передаче – гяньгунь), и по-китайски jian kun ‘поречане’ (см. китайск. jiàn ‘горный ручей, горный поток’, juān ‘струиться’, jiāng ‘река’).

В летописи Танской династии население средневекового государства – Кыргызского каганата – названо kje-kje-sze (xiagasi, в русской исторической транскрипции – хагасы, хагясы). В этом памятнике дается ценное пояснение о том, что это слово является передачей уйгурского прозвания кыргызов, ибо последние были рыжеволосыми, с румяными лицами и голубыми глазами. Об аналогичных антропологических признаках сообщает и арабский письменный источник. Следовательно, можно предположить, что китайская форма слова kje-kje-sze (гегесы) представляет собой искажение тюркского выражения – синтагмы kök köz, букв. ‘голубые глаза’.

Отметим, что в казахском и татарском языках сложное слово kökköz ~ kükküz нередко используется для обозначения светлоглазых европейцев, т.е. представителей западных, немусульманских народов .

В последующих династических хрониках китайцы упоминают кыргызов под их собственным именем килигисы. Создатели памятников письменности Восточного тюркского каганата и средневековые мусульманские историки употребляли это слово в форме qırqız. Впоследствии отдельные роды древних кыргызов вошли в состав тувинского, хакасского, якутского и других народов.

Различные тюрко-, самодийско- и кетоязычные группы региона, именуемые “черными людьми” и “киштымами”, в прежние времена были в зависимости от княжеского рода-сеока hırgıs и платили им дань. Постепенно они слились с сеоком кыргыз, став предками современных хакасов, но, как и прежде, продолжали именовать себя по обозначениям отдельных родов. Общее самоназвание было принято в XX веке по инициативе хакасской интеллигенции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рассмотрим этимологию имени небольшой тюркоязычной народности хакасы, проживающей в Южной Сибири. При обосновании выдвигаемого предположения о происхождении названия народа (этнонима) необходимо учесть сообщения о его истории и этногенезе, если таковые имеются в письменных памятниках. Было высказано предположение, что первоначально кыргызы (qırqız > qırqıs) обитали южнее Саянского хребта, на территории северо-западной Монголии, близ озера Кыргыз-нур. Их название Кыргун (Гегунь, Ge kun), вероятно, является передачей тюркского словосочетания qır kün, букв. ‘степной народ; часть народа, живущая в степной местности’ (в отличие от лесных, горных и приречных племен).

Во времена господства гуннов на рубеже старой и новой эр в Центральной Азии, кыргызы заселили Хакасско-Минусинскую котловину, где смешались с местным населением – динлинами. По названию реки Енисей – Кем (тувинск. hem ‘ущелье; горная река, речка; Енисей’) их стали именовать по-тюркски kem kün, букв. ‘народ, проживающий на р. Кем’ (в китайской передаче – гяньгунь), и по-китайски jian kun ‘поречане’ (см. китайск. jiàn ‘горный ручей, горный поток’, juān ‘струиться’, jiāng ‘река’).

В летописи Танской династии население средневекового государства – Кыргызского каганата – названо kje-kje-sze (xiagasi, в русской исторической транскрипции – хагасы, хагясы). В этом памятнике дается ценное пояснение о том, что это слово является передачей уйгурского прозвания кыргызов, ибо последние были рыжеволосыми, с румяными лицами и голубыми глазами. Об аналогичных антропологических признаках сообщает и арабский письменный источник. Следовательно, можно предположить, что китайская форма слова kje-kje-sze (гегесы) представляет собой искажение тюркского выражения – синтагмы kök köz, букв. ‘голубые глаза’.

Отметим, что в казахском и татарском языках сложное слово kökköz ~ kükküz нередко используется для обозначения светлоглазых европейцев, т.е. представителей западных, немусульманских народов .

В последующих династических хрониках китайцы упоминают кыргызов под их собственным именем килигисы. Создатели памятников письменности Восточного тюркского каганата и средневековые мусульманские историки употребляли это слово в форме qırqız. Впоследствии отдельные роды древних кыргызов вошли в состав тувинского, хакасского, якутского и других народов.

Различные тюрко-, самодийско- и кетоязычные группы региона, именуемые “черными людьми” и “киштымами”, в прежние времена были в зависимости от княжеского рода-сеока hırgıs и платили им дань. Постепенно они слились с сеоком кыргыз, став предками современных хакасов, но, как и прежде, продолжали именовать себя по обозначениям отдельных родов. Общее самоназвание было принято в XX веке по инициативе хакасской интеллигенции.

Посмею заметить, уважаемый Hadji-Murat, что я читал и о другой версии происхождения современного этнического названия Хакас.

А именно, что оно произошло от этнического названия насельников тех же мест Каргасов (рус. произношение) или Каракаш/Каракас (тюрк. произношение, что означает чернобровые).

Не знаю что правильнее, но мне кажется, что китайская транскрипция в форме Киликис, Гегесы и др. сравнима более с этнонимом Киргиз, тогда как Каракас в китайской транскрипции должно "в оригинале" звучать как Хагяс, Хакас.

К примеру Мухамеджан Тынышбаев в труде "Материалы по истории казахского народа" (Ташкент, 1925) писал: "...По рекам Абакан и Юс, составляющих притоки р. Енисей, проживает племя саха, которых русские прозвали сагайскими татарами. Восточнее от них живут племена каракас и камаса, которые называют себя туба. Знаток алтайских народностей и сам, если я не ошибаюсь, происходивший из племени Хагас, покойный профессор Н.Ф.Катанов говорит, что "дубо" есть не что иное, как теперешние урянхайцы и каракасы, называющие себя туба, и что дубо и уйгуры происходят от гуннов и в 5 веке жили в верховьях Енисея".

Далее он отмечал: "Когда-то сильное и многочисленное племя (в X веке по Харузину было около миллиона душ), жившее во время походов Тимура (1370-1390 гг.) сплошной массой на большой территории, по-видимому, в 1400-1410 годах пережило сильнейший погром и бежало - большая часть на Алтай (черневые, сагайские татары, каракасы и далее якуты), а меньшая часть бежала на запад к аргынам. .. В войнах Мухаммед-Шейбана упоминается племя Сахиот, очевидно керей, которое так и осталась среди узбеков".

По преданиям народа Саха, повествующим о том, что их предки сначала обитали на Енисее, оттуда были вытеснены в бурятские степи. Так, по П.Кларку у вилюйских саха до середины XIX в. сохранялись предания о том, что в древности они кочевали в верховьях Енисея, затем около Байкала. Барон Майдель в XIX в. также зафиксировал предания об исходе саха с Енисея: "По древнему якутскому сказанию, которое и теперь на Лене известно, якуты первоначально обитали на Енисее, в стороне Красноярска; были оттуда вытеснены и перешли на восток, в бурятские степи".

Основываясь на этих данных могу предположить, что нынешние хакасы родственны к казахским кереям (точнее к роду каракас в составе абак кереев), а также кереям/кереитам в составе других народов. Конечно было бы совсем хорошо, если бы были исследования на сей счет по ДНК представителей хакасов и казахских кереев.

Надо спросить у уважаемых Асана Кайгы и Бир Атана!

Н.А.Аристов писал, что по фольклорным данным саха, татары из племени Саха по имени Омогой и Эллэй мигрировали из Красноярска на Лену и связывал их с сагайцами – по его мнению, безусловно их одноплеменниками, оставшемся на родине. Специалист по этногенезу тувинцев Н.А.Сердобов утверждал, что тувинцы, хакасы, саха имеют общие этнические корни через кереев, исходним местом обитания которых были Восточные Саяны. Сам он считает тюркизм первичным явлением в формировании кереитов.

Как доказывает А.А.Малыгина в сборнике «Сибирь: древние этносы и их культуры»: «Поэтому можно предположить, что бирюсинцы (а точнее мрассцы), хакасы и чулымские тюрки (мелесы) имеют этногенетическую связь с милиге – племенем, родственным дубо из конфедерации теле, иначе говоря, именно милиге явл-ся тем общим, возможно частично самодийским компонентом, определяющим родственность чулымских тюрок, хакасов, а также бирюсинцев» (с.57). Милиге – это племя хаатаев. По новым генетическим данным вокараи (саха) имеют финно-угорское происхождение, что и следовалось доказать, ведь еще Л.Я.Штернберг в 30-х утверждал, что явно некогда предки якутов и финнов проживали в непосредственном соседстве. Но там где проживали финно-угры, там можно найти и прародину древних ариев.

Изменено пользователем АксКерБорж
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Посмею заметить, уважаемый Hadji-Murat, что я читал и о другой версии происхождения современного этнического названия Хакас.

А именно, что оно произошло от этнического названия насельников тех же мест Каргасов (русск. произношение) или Каракаш / Каракас (тюркск. произношение, что означает чернобровые).

Уважаемый AksKerBorj, наличие разных этимологических версий - явление обычное в языкознании. Одни из них основываются на близости звучания сопоставляемых слов; другие, помимо этого, подкрепляются какими-то доводами. Учитывая описание антропологического облика древних кыргызов, предположил, что китайцы восприняли их тюркское прозвище (kök köz), что и отразилось в летописях.

В небольшой заметке, помещенной в одной из газет советской эпохи, встретил сообщение о том, что карагасы производят свой этноним от тюркского словосочетания qara qaz 'черный гусь'. Вероятно, это мнение является примером "народной этимологии" и основано на случайном звуковом сходстве их этнонима (qaraqas) и приведенной здесь синтагмы (qara qaz).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хочу обратить внимание уважаемых собеседников на следующее:

1. На примере этногенеза этносистемы Саяно-Алтайского нагорья прослеживается цикличность в смене генераций (этносов)с периодом в 1500 лет.

2. Первая смена произошла в 14 в. до н.э. с продвижением андроновских племён на восток. Когда местное население было, по-видимому, частью ассимилировано, а частью выдавлено в таёжные районы. Затем последовала миграция с юго-востока и смешанная карасукская культура в Южной Сибири. И снова поток из Средней Азии пересилил. Закончился он саками.

3. Вторая смена этнической генерации случилась на рубеже эр с приходом племени кыргыз из северо-западной Монголии. Но вначале был поход хунну в Хакасско-Минусинскую котловину и подчинение местных динлинов. Временем рождения новой генерации хагяс можно считать 1 век. Проживание по соседству превратилось в сожительство, смешение культурное, совместные походы против хунну и активное участие в их разгроме.

4. Третья смена в 17 веке с приходом русских. Происходит консолидация хакасов и выбор местообитания на левом берегу Енисея.

5. 10-12 вв. для древнехакасской этнической генерации время наивысшего энергетического напряжения/пассионарности. После разгрома уйгуров хагясы захватили территории от Иртыша и до Амура. Но влияние их было и за пределами очерченного. И всё же численность населения в 1 млн. кажется завышенной. Если только учесть все племена в государстве динлинов тогда "да".

6. Предков якутов и финнов вряд ли удастся сделать соседями. Посудите сами: расстояние, территории проживания, время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...