Chayan-Böyön Posted January 9, 2009 Share Posted January 9, 2009 У киргизов оказ-ся встречаются роды аналогичные кетам. Это доказывает что они потомки киргизов.Шиффнер считал, что енисейские киргизы были самоедоязычными. Этнонним хакас передает термин карагас, так думал Потап. Киргизы кажется немножко не тот народ, что киргизы Енисея. Во первых слишком большой. Во вторых их обозначение бурут, совпадающее с бурятами. На севере в Красноярке жили фури - предки бурятов и бурутов. Они же видимо и алаты. А киргизы всегда были малочисленными, как хакасы. Какое название современных Хакасов обьединяло до революции, кроме Тадар. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Урянхаец Posted January 9, 2009 Share Posted January 9, 2009 Какое название современных Хакасов обьединяло до революции, кроме Тадар. Да где-то читал. Вроде Хонгорой взято у бурят? Или хори-тумат? Точно не помню... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Chayan-Böyön Posted January 10, 2009 Share Posted January 10, 2009 Да где-то читал. Вроде Хонгорой взято у бурят? Или хори-тумат? Точно не помню... Что означает на монгольском языке Хурал. Это не "Организация". Может быть Хоорай и Хурал родственные слова! Link to comment Share on other sites More sharing options...
Alchy Posted January 10, 2009 Share Posted January 10, 2009 Хоорай - это современное хакасское произношение древнего слова "Хонгорой", причём нг - это звук, схожий с английским ng. Дословно "Хонгорой" означает "Львиное урочище" - Хонгор - "лев", ср. например "Улан Хонгор" - "Алый Лев", сподвижник Джангара и "Ой" - "долина, открытое ровное протяжённое место между гор, урочище". Таким образом - "Хонгорой" или сегодня "Хоорай" - означает "Страна Львов". Название видимо произошло от барсов, которые обитают в горах Сяно-Алтая. А может быть так назвали джунгары из-за храбрости и мужества людей, которые там обитали. Ведь наши предки создали государство ойратов, разрушив империю чингизидов, и правящая династия там была енисейско-кыргызского происхождения. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Altai Xangai Posted January 10, 2009 Share Posted January 10, 2009 Что означает на монгольском языке Хурал. Это не "Организация". Может быть Хоорай и Хурал родственные слова! http://mongol.h1.ru/slovar.htm ХУРАЛ собрание, заседание; ХУРАЛДАХ собираться; заседать. ХУРАЛДААН заседание, собрание. ХУРАЛДУУЛАХ собирать, созывать собрание, заставлять собираться. Их хуралдай -Великое собрание http://forum.eurasica.ru/topic396s0.html Link to comment Share on other sites More sharing options...
Chayan-Böyön Posted January 13, 2009 Share Posted January 13, 2009 http://mongol.h1.ru/slovar.htmХУРАЛ собрание, заседание; ХУРАЛДАХ собираться; заседать. ХУРАЛДААН заседание, собрание. ХУРАЛДУУЛАХ собирать, созывать собрание, заставлять собираться. Их хуралдай -Великое собрание http://forum.eurasica.ru/topic396s0.html С детства было интересно узнать что означает Монгол Шуудан, так как в советский период я увлекался марками и мне попадалость много монгольских марок, на которых была эта надпись на киррице. Спустя много лет один студент из монголии сказал мне значение- Почта Монголии. Я зашел в словарь проверить слово Шуудан-на букву "Ш" нашел одинаковые слова используемые кыргызском языке. Я подозревал что в кыргызском некоторые слова, которые активно используются- монгольского происхождения, такие как "жыргал"(кырг)-радость, "даван"(кырг)-перевал, "кол"(кырг)-урочище, речка. Но просмотрев словарь на буккву "Ш" нашел очень много похожих слов, к примеру: шимээх(монг)-высасывать, шимек(кырг.,сущ.)-утка в колыбели младенца, сделанная из дерева в виде тонкой трубочки, для мочеиспускания младенца, как-бы мини канализационная труба,писуар; шимYY-значение как глагола совпадает с монгольским; шог-юмор,шутка (монг.), шок(кырг.)-шаловливый, шумный (говорят на детей); шорвог(монг)-слишком соленый, шор(кырг.)-минерал,соль; шорбо-суп, отвар, навар; шордуу суу-соленая вода (минеральный источник); "Шоро","Кара-Шоро"-названия рек, минеральных источников, и многих родников. Это только слова на букву "Ш". На другие буквы тоже наверное есть. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Булган хангай Posted February 8, 2009 Share Posted February 8, 2009 Хакас,Хиргис.Монгол :tw2: :tw2: :tw2: Link to comment Share on other sites More sharing options...
MEN Posted February 8, 2009 Share Posted February 8, 2009 Конечно в кыргызском как и во многих тюркских языках есть совпадения с монгольским. Как никак не на разных полюсах живем =) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Амыр Posted March 28, 2009 Share Posted March 28, 2009 Хоорай - это современное хакасское произношение древнего слова "Хонгорой", причём нг - это звук, схожий с английским ng. Дословно "Хонгорой" означает "Львиное урочище" - Хонгор - "лев", ср. например "Улан Хонгор" - "Алый Лев", сподвижник Джангара и "Ой" - "долина, открытое ровное протяжённое место между гор, урочище". Таким образом - "Хонгорой" или сегодня "Хоорай" - означает "Страна Львов". Название видимо произошло от барсов, которые обитают в горах Сяно-Алтая. А может быть так назвали джунгары из-за храбрости и мужества людей, которые там обитали. Ведь наши предки создали государство ойратов, разрушив империю чингизидов, и правящая династия там была енисейско-кыргызского происхождения. Цэнгэльские тувинцы (Монголия) словом "хоорай" называют любой город. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted March 28, 2009 Модераторы Share Posted March 28, 2009 И тувинцы Тувы тоже. На официальном бланке "Кызыл хоорай" (г. Кызыл). От русского "город". вероятно. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Buryadai Posted March 28, 2009 Share Posted March 28, 2009 И тувинцы Тувы тоже. На официальном бланке "Кызыл хоорай" (г. Кызыл).От русского "город". вероятно. Корень слова Хоорай все-таки монгольский. В оригинале пишется Хурээ. Кочевую столицу Халха-Монголии издревле называли Их Хурээ, Оргоо, Ниислэл Хурээ. Хурээ на русский можно перевести как курень - кочевая стоянка где все юрты-гэры устанавливаются кругом и главная стоит в самом центре. Сейчас же столица называется нийслэл Улаанбаатар хот - столица город УБ. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Buryadai Posted March 28, 2009 Share Posted March 28, 2009 С детства было интересно узнать что означает Монгол Шуудан, так как в советский период я увлекался марками и мне попадалость много монгольских марок, на которых была эта надпись на киррице. Спустя много лет один студент из монголии сказал мне значение- Почта Монголии. Я зашел в словарь проверить слово Шуудан-на букву "Ш" нашел одинаковые слова используемые кыргызском языке.Я подозревал что в кыргызском некоторые слова, которые активно используются- монгольского происхождения, такие как "жыргал"(кырг)-радость, "даван"(кырг)-перевал, "кол"(кырг)-урочище, речка. Но просмотрев словарь на буккву "Ш" нашел очень много похожих слов, к примеру: шимээх(монг)-высасывать, шимек(кырг.,сущ.)-утка в колыбели младенца, сделанная из дерева в виде тонкой трубочки, для мочеиспускания младенца, как-бы мини канализационная труба,писуар; шимYY-значение как глагола совпадает с монгольским; шог-юмор,шутка (монг.), шок(кырг.)-шаловливый, шумный (говорят на детей); шорвог(монг)-слишком соленый, шор(кырг.)-минерал,соль; шорбо-суп, отвар, навар; шордуу суу-соленая вода (минеральный источник); "Шоро","Кара-Шоро"-названия рек, минеральных источников, и многих родников. Это только слова на букву "Ш". На другие буквы тоже наверное есть. Жалку по-кыргызски - Залхуу (дзалку) по-монгольски. Нужно провести исследование монгольского и кыргызского языков - уж очень много общих слов у этих двух языков. :tw2: "жыргал"(кырг)-радость, "даван"(кырг)-перевал, "кол"(кырг)-урочище, речка. жаргал - счастье; даваан (дабаан) - перевал, переходить что-то; гол - река или долина реки. Это по-монгольски. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Амыр Posted March 28, 2009 Share Posted March 28, 2009 Корень слова Хоорай все-таки монгольский. В оригинале пишется Хурээ. Кочевую столицу Халха-Монголии издревле называли Их Хурээ, Оргоо, Ниислэл Хурээ. Хурээ на русский можно перевести как курень - кочевая стоянка где все юрты-гэры устанавливаются кругом и главная стоит в самом центре. Сейчас же столица называется нийслэл Улаанбаатар хот - столица город УБ. Хурээ и хоорай - что тут общего? В тувинском и алтайском есть слово хурее - курее. В тувинском этим словом называют буддийский храм, может еще другие смыслы имеет, я не знаю. У нас это слово имеет много смыслов - круг (не как форма, а как способ расстановки чего-либо или построения кого-либо), совет, комиссия, бурханисты так называли свои религиозные сооружения (не здания, зданий у них не было). Буддисты пытались "присвоить" себе это слово для обозначения буддийского храма, но там прочно закрепилось бурятское слово - дацан. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Урянхаец Posted March 28, 2009 Share Posted March 28, 2009 Что общего? От курыкан пошли... Курыканы - народ обитающий в городищах. Хори-кури - курыкан - хоорай Link to comment Share on other sites More sharing options...
Buryadai Posted March 29, 2009 Share Posted March 29, 2009 Хурээ и хоорай - что тут общего? В тувинском и алтайском есть слово хурее - курее. В тувинском этим словом называют буддийский храм, может еще другие смыслы имеет, я не знаю. У нас это слово имеет много смыслов - круг (не как форма, а как способ расстановки чего-либо или построения кого-либо), совет, комиссия, бурханисты так называли свои религиозные сооружения (не здания, зданий у них не было). Буддисты пытались "присвоить" себе это слово для обозначения буддийского храма, но там прочно закрепилось бурятское слово - дацан. Амыр я полагаю что фонетически эти два слова идентичны. В тувинском много монголизмов. Тувинцы навернка называют Кызыл на старый монгольский маннер Кызыл Хурээ, как в Монголии до революции. З.Ы. Дасан - насколько я знаю тибетское слово. Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted March 30, 2009 Share Posted March 30, 2009 Амыр я полагаю что фонетически эти два слова идентичны. В тувинском много монголизмов. Тувинцы навернка называют Кызыл на старый монгольский маннер Кызыл Хурээ, как в Монголии до революции.З.Ы. Дасан - насколько я знаю тибетское слово. И фонетически, и по смыслу эти два слова совсем разные слова. хүрээ - это одно и тот же слово идентичное с монгольским "хүрээ" А, хоорай <> хүрээ, хоорай происходит от слова "хонгорай". тувинском языке некоторые длинные гласные происходят с редуцированием согласного "нг", например: монгол - моол тэнгэр - дээр хонгор - хоор .... хонгорай(ой) - хоорай Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted March 30, 2009 Модераторы Share Posted March 30, 2009 Тувинцы навернка называют Кызыл на старый монгольский маннер Кызыл ХурээХоорай - город. Тувинско-русский словарь / Под ред. Тенишева Э. Р. М., 1968. С. 483. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Урянхаец Posted March 30, 2009 Share Posted March 30, 2009 ЕНХД меня окончательно убедил в правоте Бутанаева В.Я. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Амыр Posted March 30, 2009 Share Posted March 30, 2009 Амыр я полагаю что фонетически эти два слова идентичны. В тувинском много монголизмов. Тувинцы навернка называют Кызыл на старый монгольский маннер Кызыл Хурээ, как в Монголии до революции.З.Ы. Дасан - насколько я знаю тибетское слово. Ну вот тувинцы показали сами что у них да как. О дацане - слово то пришло от бурят, больше в ЦА никто так не называет буддийский храм, монголы называют хийд или сумэ. Наши ребята на лам просто у вас там учились, поэтому и дацан. Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted March 30, 2009 Share Posted March 30, 2009 ...З.Ы. Дасан - насколько я знаю тибетское слово. на монгольском (касательно буддийских термин): Хүрээ - курень, город, городок. (Например: В Их хүрээ были 13 аймаков и множество хийд-ов, дацанов ... ) Хийд - кит, по размеру мал чем хүрээ. Дацан - дацан, в основном буддийские учебные заведения медицинские, тантрические, философские etc. Сүм - сүмэ, заведение (здание) посвещенное для конкретнему одному богу. Хурал - хурул, мероприятие проводимое в определенные время дня, месяца и года, и здание или заведение предназначенное для этого... Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted March 30, 2009 Модераторы Share Posted March 30, 2009 Тувинцы навернка называют Кызыл на старый монгольский маннер Кызыл ХурээПосмотрите тувинские сайты: "Кызыл хоорай", муниципальное предприятие "Хоорай". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Урянхаец Posted March 30, 2009 Share Posted March 30, 2009 Хакасы горная нация, там есть большие горы, на которые аборигены взбираются с удивительной ловкостью. В Монголии тоже красивейшие горы, но там лазают одни туристы, местные найманы и кереи с кречетами, а также говорят где-то далеко есть некие цаатаны и дархатцы. В Якутии тоже говорят большая часть горы, но сам еще не видел.... На самом деле значительная часть тюрков, особенно монголов живет в горах и соответствующий горный менталитет им присуще. На Алтае, Ала-Тао, Урале, Кавказе, везде живут высоко в горах тюрки. Бурятия, Казахстан, Узбекистан, Уйгуристан тоже состоит из высоких холмов. Случайно Ала-тао и Алтай не родственные слова? И древности было так. Китайцы еще писали. В горах живут лыжники тюрки... Еще есть таежные тюрки. Большая часть южносибирских тюрков таежные, наподобие кетов и самоди. Им присущ таежный менталитет. Но значит. часть Казахстана, Якутии, Хакасии и Монголии живет в городах, построенных военнопленными 2 мировой, значит. часть которого составляли русские полит заключенные по статье... Они городские сильно обрусели.... они уже не тюрки. И раньше наверное было такое разделение еще с времен ХУнну. Городские т.е. земледельцы сильно китаизировались, говорили на языке Чжоу - жун. Степняки сохраняли свой тюркский язык даже во времена ЧХ. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Chayan-Böyön Posted April 13, 2009 Share Posted April 13, 2009 Что общего? От курыкан пошли... Курыканы - народ обитающий в городищах.Хори-кури - курыкан - хоорай Корень слова Хоорай близко к понятию городище. В средние века в СА маленькие городки окруженные глинобитной стеной называли тюркским словом КОРГОН- крепость, стена, защитная насыпь. В совренном кыргызском коргон-территториря окруженная забором (в основном используют в с/х : сад, огород, загон для скота, итд окруженные защитной стеной, забором: Корук-заповедник, заказник) Хуре-Куре-Коро (кырг)- двор,загон. Курган(земляная защитная насыпь от надругательств ) в русском заимствована тоже из тюркского КОРГОН. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Амыр Posted October 25, 2009 Share Posted October 25, 2009 В Монголии тоже красивейшие горы, но там лазают одни туристы, местные найманы и кереи с кречетами, а также говорят где-то далеко есть некие цаатаны и дархатцы. Найманов в Монголии мало. Кереев много, но не с кречетами, а с беркутами. И никакие они не местные, а пришлые. Про урянхайцев еще забыли. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Владимир Иванович Posted November 15, 2009 Share Posted November 15, 2009 Любительское увлечение историей однажды привело меня к знакомству с работами Льва Николаевича Гумилёва. Его ПАССИОНАРНАЯ ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА (ПТЭ) не просто поразила моё воображение, но и увлекла в постоянный поиск свидетельств либо подтверждающих, либо отрицающих гениальную догадку. Признавая гениальность Автора, я далёк от идолопоклонства. Возможно это обстоятельство позволяет быть критичным при оценке и самой ПТЭ, и в интерпретации исторических фактов. В русле своих поисков у меня возникли выводы подтверждающие основные положения ПТЭ, а также исправляющие некоторые её ошибки. Более всего, как мне кажется, удалось продвинуться в разгадке русского и хакасского этногенеза. Вот положения, от которых отталкиваюсь: 1.ПТЭ Гумилёва Л.Н. на сегодня единственная гипотеза способная объяснить такое явление как этногенез. Она, если так можно выразиться, сырая и требуются усилия людей от многих наук для её полной проработки. 2.Анализ исторических фактов подтверждает основные положения ПТЭ: этнос живёт 1500 лет, имеет возрастные особенности в каждом возрастном периоде, проходит акматическую фазу, этносы стремятся к усложнению своей структуры и переходу к суперэтническому состоянию; БИОХИМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА (БЭЖВ) в основе жизни этноса; 3.От себя добавлю только: энергетический по сути процесс этногенеза есть череда мутаций на генетическом уровне; непрерывный во времени, но ограниченный в пространстве; этногенез сочетает эволюционное поступательное движение в развитии и революционные энергетические кризисы, происходящие регулярно; делится на этнический, суперэтнический, расовый и общечеловеческий. Хотелось бы найти заинтересованных этой проблемой для её обсуждения. Link to comment Share on other sites More sharing options...