Перейти к содержанию
Гость

Хакасы

Рекомендуемые сообщения

Хотелось бы узнать, где вы черпаете информацию про род Орешковых. Не могли бы и мне подсказать источники. Очень хочется узнать о них по больше

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не нужно мучиться: я принес вам Волю. :rolleyes:

Хакасская вдова сегодня носит волосы такой длины, какой захочет. Традиции здесь нет. Ибо живем мы в свобдной стране. <_<

Ранее, (годов, эдак, до 1960-70-х) у различных групп хакасского населения бытовало ношение вдовами различного количества кос. Некоторые вдовы распускали волосы на похоронах и затем, через определенное время (различное) заплетали одну косу. Другие вдовы в других местах заплетали три косы.

Как говорится: чем могу...

Со свободой в длине волос все понятно. Но сколько кос то должна носить хакасская вдова? :rolleyes:

У алтайцев вдовы носят одну косу (с поправкой на либерализацию нравов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Проживают в Минусинской котловине. Имеют ли какое-то отношение к древним окуневцам и карасукцам?

Их древние китайцы называли хакасами т.е. рыжими. Русские татарами. Сами хоорайцами, хонгорайцами.

По главному роду были известны как кыргызы, но они были истреблены, остались лишь подчиненные им

кыштымы. Состоят из смешения самодийцев (камасинцы и койбалы), енисейцев (аринцы и котты),

тунгусов (пумпокольцы), кыргызов, бурутов, саха (сагайцы), беглых кучумовцев (качинцы), чулымцев,

туба и туматов. Т.е. состоят из нескольких народностей искусственно обьединенных в единую административную

единицу. Или не так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В книге история Хакасия пишут, ссылаясь на антрополога В.П.Алексеева, что качинцы и сагайцы имеют самодийское

происхождение, вообще антропологически близки к уральским этносам. Окуневцев, карасукцев принято

считать кетами. Но кеты к 18 веку сохраняли неолитический образ жизни, занимались только рыболовством.

Окуневцы уже знали земледелие, разводили баранов и коров, к тому же знали импрессионизм.

Когда успели окуневцы и карасукцы так одичать? Самодийцев тоже считают потомками то динлинов,

т.е. тагарцев. Но тагарцы это европеиды, как большинство нынешних тюрков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...древние индейцы из Америки пришли в Минусинскую котловину. Видимо это были предки хакасов - окунёвцы. Поэтому все хакасы - люди высокого роста, с орлиными носами, длинными чёрными волосами, носят фамилию "Окунёв" и живут в деревне Карасук.

Ага, а еще эти древние индейцы предположили, что когда-то сюда придут русские, и дадут деревне типично индейское название "окунево".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По словам Шерстовой на Верхний Енисей опустел после русских карательных отрядов.

Население Кыргызстана было уведено джунгарами, оттуда они не вернулись.

Качинцы, кизильцы, сагайцы все имеют татарское происхождение, пришли из

Тобола и Иртыша после поражения Кучума. 3 рода хакасов имеют кыргызское

происхождение. А 150 по Бутанаеву не имеют к кыргызам никакого отношения.

Следовательно, население Енисея переселилось в другие места.

Встречаемся с указанием русских авторов XVIII-XIX в. с ссылкой на фольклорные

источники о том, что саха пришли из Среднего или Верхнего Енисея, точнее

кыргысы Сахсары. Миграции в Южной Сибири играли ключевую роль при форми-

ровании народов. Так окуневцы - арии Ригведы переселились из Минусинского края

в Индостан. В штатах есть племя Кайова, в Минусинске район Айова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без страха нельзя читать такие строки!

Читаю и оглядываюсь, не смотрит кто-либо?

Русские очень свирепы к тем, кто сопротивляется?

Где шапсуги? Где чукчи? Где кыпчаки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без страха нельзя читать такие строки!

Читаю и оглядываюсь, не смотрит кто-либо?

Русские очень свирепы к тем, кто сопротивляется?

Где шапсуги? Где чукчи? Где кыпчаки?

у вас все в порядке? читая Вас начинаю беспокоиться за ваше психическое здоровье

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Времена Берии не за горами. Просто восхищаюсь народами, которые

не боясь ничего, прославляют барона Унгерна и генерала Семенова,

издают книги про Иренека Ишеева и даже имеют рок-группу!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из Джунгарии вернулось около 75% населения Хакасии, направленного в Джунгарию для исполнения интернационального долга помощи братскому джунгарскому народу в борьбе с Цинскими гегемонистами и казахскими сепаратистами. Причём вместе с ними пришла и некоторая часть джунгар, спасавшихся от геноцида, проводимого Цинскими оккупационными войсками и их пособниками.

Что за сепаратисты казахские? :blink: У Вас прямо агитка в советском стиле получилась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Баран даже если боится - умрёт.

Мужчина даже если не боится - умрёт.

Да, классная пословица. Мне всегда нравилась. НО! Более брутально ведь наоборот:

Баран даже если не боится - умрёт.

Мужчина даже если боится - умрёт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Баран даже если боится - умрёт.

Мужчина даже если не боится - умрёт.

Да, классная пословица. Мне всегда нравилась. НО! Более брутально ведь наоборот:

Баран даже если не боится - умрёт.

Мужчина даже если боится - умрёт.

Это к вопросу о том, чем пессимисты отличаются от оптимистов. <_<

Правда еще есть реалисты:

БАРАН боится и умирает

МУЖЧИНА не боится и умирает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да эти кыргызы Енисея какие-то неумирающие вампиры для Москвы били. Держали в страхе Томск,

Красноярск, вроде от Абакана довольно далеко на коне туда доехать. Монголы здорово помогли Москве.

А то неизвестно чем вы закончилась история? Иренак мог запросто изгнать русских с Сибири и утвердить

свое феодальное ханство с ориентировкой на джунгаров.

Одним махом уничтожили несколько тысяч джунгар и положили всех кыргызов с Иренаком.

Вот те и интернациональная помощь!

Не понимаю как это хакасы (качинцы, сагайцы, кызыльцы и т.д.) долго терпели феодальный гнет со

стороны кыргызов? Один кыргызский князь имел 400 человек кыштымов из хаасов, другой 200 и т.д.

И это продолжалось тысячелетиями, когда тюрки-гяньгуни-таштыкцы утвердили свое господство над

аборигенами тагарцами-самодийцами-динлинами-хаасами. Так говорит советская наука.

Не могли что ли побрататься с русскими беглыми каторжниками от крепостного ига - казаками и выступить

против своих поработителей из кыргызстана?

Хотя все это от непонимания ситуации. Хакасы как и саха не кочевники, поэтому у них каждый не мог

быть профессиональным воином-батыром как у монголов и казахов. У них была служилая знать, воинская

дружина, державшая в угнетении и подчинении сородичей. Интересно, что слово кыргыз семантически

обьясняется как война, войско. У саха до прихода русских миротворцев с Енисейского острога тоже

кангаласцы с своим Тыгыном были "кыргыс сэриитэ" (феодальная дружина), покоряли остальные якутские

роды своей власти и взимали дань. Естественно якуты Намской и Борогонской волости выступили на стороне

русских братьев-самозванцев против своих угнетателей.

:kz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не понимаю как это хакасы (качинцы, сагайцы, кызыльцы и т.д.) долго терпели феодальный гнет со

стороны кыргызов?

качинцы, сагайцы, кызыльцы, койбалы и были кыргызами и никак хакасы не терпели "феодального гнета от кыргызов, так как это один народ.

То стремление быть некыргызами у некоторых современных хакасов, доводит до того абсурда, что дескать хакасы-это кыштымы, то есть вассалы, а вот великий брат спас от гнета кыргызов. Это абсурд!

Тысячилетиями вассальство не может продолжатся! В начале кыргызов поделили на хакасов, шорцев, барабинцев, чулымцев и т.д. а теперь на кыргызов и кыштымов...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В смысле разрушения империй. Хакасы - убийцы империй.

Чтобы попасть в следующую высокоразвитую империю?

Например, в китайскую? Казаки-разбойники не могли сражаться

против подвижной, обученной конницы, наступавшей в правильном

строю, применявшей скорострельную стрельбу из луков с седла

сопровождая ударами саблей и вышиванием копьем с седла.

Это тебе не толпы брацких или якуцких мужиков разбегавшихся

после стройного залпа из ружей всего 10 или 20 казаков.

Так атаман Просовецкий с 1800 казаками выступил из Красноярска

и встретился с Иренаком у которого говорят било 4000, хотя столько

и киргизов не било, и полностью проиграв сражение потерял

все свое храброе войско. Качинцы т.е. сохалар вот кто потомки

кыргызов, кыргызы говорили на качинском, вообще качинцы делились

на северных хаас и южных ызыр - кыргызов. Копкоев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ереняк фольклорный Оджен-бег в последней битве с своими воинами сражались пешими

против конных, так как монголы выкрали лошадей предварительно. Все это очень

похоже на историческую правду. Ереняк и его сын Чыбыс мощными ударами врубились

в монгольскую конницу и валили их целыми рядами, пока не устали.

В то же время известно, что один русак около Красноярска из пищали застрелил

коня Еренака, хотел выстрелить в князя, но телохранитель спас предводителя.

Один корреспондент постоянно предлагает брать пример с молодежи Хакасии,

который придерживается ЗОЖ, пиво не пьет и даже не курит.

С детства изучает великорусский язык ради прогресса, хотя думаю после отмирания изучения

трудов Ленина, куда актуальнее изучение китайского или английского?

А вот тувинская молодежь рассказывает репортер, почти одинаковая с якутской, из-за них

после 9-ти часов вечера нельзя выйти на улицу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Э. ИЗБРАНТ ИДЕС. ГЛАВЫ ИЗ "ЗАПИСОК О РУССКОМ ПОСОЛЬСТВЕ В КИТАЙ (1692-1695)"

От Томска вниз до окрестностей Енисейска земля совершенно пустынна и никем не населена. Здесь местность ровная, лишь тут и там перемежающаяся лесами. В районе двух рек - Кия и Сувин - вплоть до городов Сувин, Кузнецк и Красноярск также нет почти никакого населения, а то, что есть, малочисленно, и оно живет в основном по границе.

Первая земля, которую встречаешь, это земля киргизов*, являющихся подданными Бусухту-хана. Красноярск - крепкий город с большим гарнизоном его царского величества. Он всегда должен быть настороже на случай нападения киргизов. По этой причине на рыночной площади перед домом губернатора всегда, днем и ночью, стоят готовыми и оседланными двадцать лошадей.

* Земля киргизов - территория в бассейне Верхнего Енисея, заселенная енисейскими киргизами и подвластными им разноязычными племенами. Киргизы, в свою очередь, находились в политической зависимости от Джунгарского государства. В 1703 году они насильственно были выселены на территорию Джунгарии. Остальные племена уже в советское время сложились в хакасскую народность.

Хотя киргизы и живут дружно с сибиряками, на самом деле им нельзя доверяться, ибо они часто делают неожиданные налеты и уводят из-под города и из близлежащих сибирских деревень много людей и коней. Казаки, в свою очередь, заставляют их дорого расплачиваться за это, так как уводят или уничтожают сотни людей и лошадей из их орд.

Земли киргизов простираются на юго-восток до владений монголов. Это воинственный народ, крепкий, высокий и плосколицый, одевается он по калмыцкой мода. Их оружие состоит из лука и стрел. Киргизы никогда не идут в набег без кольчуги и пик, которые они волочат сбоку от коней почти за острие. Живут они по большей части в горах. Это дает им большое преимущество, так как там на них нельзя внезапно напасть. Их язык в основном близок к калмыцкому, но многие киргизы говорят на языке крымских татар, который отчасти понятен также туркам. <...>

ИТак киргизы, а не татары и не хакасы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да, и только кыргызы, больше там никого не было. ни каких там вам кыштымов и прочих анохронизмов.

Кыргызы Иренак-хана, потерпели поражения только по причине разногласий и отсутствия единства среди кыргызов. одна часть кыргызов была в то время обманута "ойратской идеологией", другая часть ушла на север, вслед за единокровными братьями саха, сами кыргызы на енесее дробились на койбалов, ачинцев, чулымцев, другая часть именовала себя Сибирским ханством, еще одна часть совсем омонголилась, став бурутами, самые отважные забились в горах Тувы, на месте тувинского княжества Кыргызов, тогда как там надо было действовать вместе и на прочих и прочих барабинцев. А сейчас как я вижу остались только потомки кыштымов да и только.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уж кто имеет кыргызское происхождение, так это кыпчаки!

Не зря же долго казахов и карачаевцев с балкарцами долго обзывали киргизами?

Кыргызы или черкесы народ древний, арийского происхождения, возможно прямые

потомки пазырыкцев или аржанцев. Так считала советская наука.

Мое мнение, кыргызы современные были переселены насильно монголами в 13 веке.

Смешались с многими народами. А саха и тувинцы потомки кыштымов кыргызов Енисея

- всяких сайн-урянхов, туматов и меркитов. Буряты тоже самое, потомки курыкан - хори, бома-алатов.

Чулымцы, челканцы (почему никто не открывает посты про челканский или чулымский языки?)

шорцы, телеуты - потомки кыштымов алтайских. Современные хакасы, основу которых

составляют качинцы и сагайцы, пришлые с Тобола кызыльцы тоже потомки кыштымов.

Хотя все современные славянские племена киявляне, поляне, бродники, рязанцы, новгородцы,

беларусы все потомки кыштымов германского племени Русов или ругов, но их всех ныне

называют русскими. Народ и правящая элита составляют единство.

Кыргызы Енисейские алтысары, джесары, езеры, туба народ истребленный в пограничных войнах

между Китаем, Монголией, Джунгарами и Москвой. В 17 веке еще значительное население составляли

кереиты, тоже исчезнувшие. Сахалар родственники соххы (сахалар) Качинской Степной Думы,

они по ихним преданиям ушли с Иртыша после истребления русскими семей Кучумских татар.

Так что сахалар - потомки местных уранкаев жили в Иртыше, когда мусульмане напали на Сибирь

они надо полагать откочевали через Енисей в Байкал и сроднились с местными Хоро (потомками

курыкан).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уж кто имеет кыргызское происхождение, так это кыпчаки!

Не зря же долго казахов и карачаевцев с балкарцами долго обзывали киргизами?

По этому поводу почитайте.

"Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы"

В публицистике и довольно часто даже в исторической литературе существует неточное представление, что якобы именно с начала XVIII в. вказахов стали называть киргизами.

"Астана", 5(24)2005 г.

Но все было гораздо сложней. Еще в первые полтора десятилетия XVIII в. в русских документах, которые храняться главным образом в Российском государственном военно-историческом архиве и Архиве внешней политики Российской империи, казахи упоминаются под своим собственным именем. Даже в журнале русского посланника в Джунгарию Ивана Унковского, который был составлен в 1722-1724 гг., мы тоже встречаем упоминание о казахах под именем "казак". такая ситуация продолжалась до 1734 года.

- Я обращаю особенное внимание на этот факт, потому что не сразу и не внезапно казахи стали киргизами, - говорит ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеев. - С 1715 по 1734 год параллельноходили как бы два термина - казак и киргиз-кайсак или просто киргиз, а потом в русских официальных документах начинается уже тотальное вытеснение первого термина вторым. С чем это связано? В первую очередь рубежом между употреблением этих двух терминов явилась публикация в "Санкт-Петербургских ведомостях" в 1734 г. перевода нескольких фрагментов книги амстердамского купца и бургомистра Николая Корнелиуссона Витзена "Северная и Восточная Тартария".Этот человек по приглашению Петра I находился в России в конце XVII в. и описывал разные разные регионы Российской империи, главным образом от Урала до Дальнего Востока, включая современную Центральную Азию. Непосредственно на территории последней он не был, информацию преимущественно черпал от русских бывалых людей - приезжих чиновников, путешественников и купцов, которые побывали там, а также от бухарских купцов, под именем которых, кстати, были известны вообще все среднеазиатские купцы.

Так в чем же заключалась загадка книги Витзена? дело в том, что автор распологал сведеньями о народах в определенной последовательности по смежным территориям, которые они занимали. Сначала шел очерк о яицких казаках, потом - о башкирах, затем об енисейских киргизах, на основе которых сформировался современный народ - хакасы, ведя же повествование о народах Центральной Азии, те небольшие сведения о казахах, которые были извлеченны им из рассказов русских и бухарских торговцев, он поместил в разделе "Бухария". Казахи фигурировали у него под собственным именем -"казаки", или как "татарские казаки"- подданные Бухары. Последнее связано вот с чем. Казахское ханство в конце XVII в. постоянно вело борьбу за сферы влияния на территории Средней Сырдарьи с Бухарским ханством, отдельные территории современного Южного Казахстана переходили из рук в руки. Какое-то время Бухара распростроняло там свое политическое влияние, поэтому Витзен в разделе "Бухария" поместил небольшой подраздел, посвященный казахам.

Информация, содержащаяся в ней, носит поистине уникальный характер. Здесь впервые встречаются сведения о Кажи-султане - отце хана Абулхаира, о котором было известно только из упоминания его имени в родословной хана, которую Абулхаир продиктовал русскому послу А.Тевкелеву в 1748 г., а также из надписи на его печати. Хан говорил Тевкелеву о том, что его предки владели городами по Сырдарье. Историки по разному относились к этой информации. Поскольку четких доказательств не было, считали, что хан мог просто набивать себе цену, преувеличивая значение своих предков. Витзен же со слов купцов называет один из присырдарьинских городов, которыми владел Кажи-султан. Здесь же встречаем сведения о деде известного казахского правителя Аблылай-хана - Аблай-султане, который также владел одним из присырдарьинских городов. Кроме тех генеалогических сведений, которые были сообщены в свое время двоюродным братом Абылай-хана - султаном Салтамаметом в XVIII в., а также тем же А.Тевкелевым, а потом уже Ч.Валихановым, больше о нем ничего не было известно.

Почему же при наличи столь важных сведений о казахах в 1734 г. возникла такая казусная ситуация, когда их вдруг переименовали в киргизов? В начале января 1734 г. в Петербург приехала казахская делегация во главе с Ералы-султаном, сыном Абулхаир-хана, чтобы закрепить условия подданства. По этому случаю обязательно требовалась рекламная публикация. Корреспонденты "Санкт-Петербургских ведомостей" решили перевести кусок из "Северной и Восточной Тартарии" Витзена. Они очень торопились, а самое главное - в России в то время имели весьма туманное представление о местоположении казахских жузов и о казахах вообще. Для перевода взяли первый попавшийся кусок, но не о юго-восточных, а о восточных соседях. В общем, подразумевалось, что речь идет о казахах, а на самом деле - в основном об енисейских киргизах, или будущих хакасах. Корреспондент газеты, он же - пересказчик труда голландского путешественника и исследователя, привел путаную версию о происхождении казахов от енисейских киргизов, хотя такой гипотезы у самого Витзена не было.

- Возникла крайне анекдотичная ситуация, по скольку это появилось, я подчеркиваю, в условиях абсолютизма, в официальной газете - органе царского правительства, это было воспринято как закон для употребления, - продолжает И.Ерофеева. - И фактически с этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами.

Можно пронаблюдать и за тем, почему такая традиция стала устойчивой. одно дело - произошла ошибка, а другое - в России сразу после этого стали раздаваться голоса: извините, господа чиновники, но самоназвание у народа-то другое. О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в 1750 г. академик Г.Ф.Миллер. В 1771 г. в своей рукописи специального историко-этнографического исследования о казахах об этом же говорил русский пуиешественник Х.Барданес. Свой труд он так и назвал "Киргизская или казахская хорография". Поставив как бы под срмнение правомерность употребления термина "киргиз", он особо уделил внимание тому, что сами так называемые "киргизы" никогда не называют себя "киргиз-кайсаками", а говорят "мен казак" - "я казах".

После Х.Барданеса об этом же писали в XVIII в. и некоторые другие исследователи. И, наконец, классический труд "Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей" Алексея Ираклиевича Левшина. Ученый, уже на научно-теоретическом уровне, поставил вопрос о необходимости правильного именования казахов, поскольку термины "киргиз" или "киргиз-кайсак" русскими извне.

Но, несмотря на явную несправедливость и ненаучность употребления по отношению к казахамэтих терминов, они получили широкое хождение. Что касается западно-европейской литературы, то до середины XVIII в., точнее, до начала 1770-ч гг. термин "казах" все еще продолжал широко употреблятся.

- Детально обследовав европейские материалы по истории казахо, имея, в частности, возможность работать в научной библиотеке восточных языков в Париже, могу более или менее точно констатировать, что впервые казахи были названы "киргизами" в трудах европейских авторов только в 1736 г., но до середины XVIII в. в европейской литературе они еще именовались в основном под своим собственным именем, но и не только под ним, - утверждает И.Ерофеева. - Они могли выступать под именем "казаки", "татарские казаки", но это вовсе не озночало, что речь идет о казаках - яицких, позднее - уральских.

Последней работой, где можно встретить казахов под их подлинным именем, является знаменитый пятитомник Жозефа де Гиня издания 1756-1758 гг., посвященный истории тюрок, гуннов, монголов и других кочевых народов. Но со времени издания в Европе и России работ ученых-путешественников П.С.Палласа, И.Г.Георги и др. в 1770-1776 гг. термин 2киргиз" проникает и в труды европейских ученых.

...Было очень много версий по поводу того, почему же эта путаница существовала до конца 20-х годов XX века? по мнению Левшина, использование термина "киргиз" стало удобным для царских администраторов, чтобы хотя бы по названию отличать казахов от сибирских и яицких казаков (хотя этимологии разные, но поскольку в русский язык еще не были введены графические знаки, фиксирующие фонетику этого слова, то возникала путаница между таким социальным слоем, как казаки, и названием народа - "казах"). Другие авторы, в том числе и Ч.Валиханов, высказывали мнение, что много черт общности между двумя народами - родственные по этноисторическому происхождению киргизы и казахи вели одинаковый, кочевой образ жизни, имели сходство в антропологии, языке, культуре, ведении хозяйства. Это было, безусловно, справедливо, но если говорить об установлении тесных отношений России с ближайшими южными соседями казахов, то это произошло гораздо позже, чем в исторической литературе утвердился термин "киргизы" по отношению к казахам.

Возникновение этой терминологической ошибки, как утверждает И.Ерофеева, было связано с возникновением в первой четверти XVIII в. ошибочного отождествления казахов именно с енисейскими киргизам, поводом к которому послужило насильственное переселение джунгарским ханом Цэван-Рабтаном из Хакасии в 1703-1705 гг. в район Чу-Таласского междуречья нескольких тысяч семей енисейских киргизов. Поскольку география размещения южных казахских кочевий русским чиновникам в то время была почти неизвестна, то в России стали считать, что казахи смешались с киргизкими переселенцами из Хакасии. Усилению этой путаницы способствовало издание в 1726 г. перевода рукописи хивинского историка XVII в. Абдулгази-Бахадур-хана "Родословная тюрок" на французкий язык с примечаниями пленных шведских офицеров, находившихся тогда в Сибири. Последние под сильным впечатлением внезапного исчезновения воинственных и непокорных киргизов с Енисея и переселения их в Джунгарию интерпретировали некоторый положения книги Абулгази об Огуз-хане и других мифических прародителях тюркских народов как свидетельства о происхождении казахов от енисейских киргизов.

К концу XVIII в. гипотеза бывших военнопленных о енисейских киргизах как предках казахов стала господствующей в русской и европейской научной литературе о казахском народе.

Отсюда термины "киргиз", "киргиз-казак" или "киргиз-кайсак" надолго вошли в этнографический лексикон русских и европейских чиновников и исследователей Казахстана.

И, наконец, о том, почему мы все-таки затрагиваем этот вопрос. казалось, все ушло в прошлое - термины "киргиз" и "казах" с 1925 г. имеют четкие разграничения. Но на самом деле все не так просто. Сейчас в России появляются не только монографии и статьи, но даже издания энциклопедического характера, где казахов опять стали именовать киргизами. Например, в омском историко-краеведческом словаре, выпущенном в 1994 г., население Казахстана представленно именно под этим именем, в фундаментальной монографии саратовского историка, доктора исторических наук И.Плеве "Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века" казахи упоминаются под термино "киргиз-кайсаки",т в ряде публикаций оренбургских историков казахи тоже фигурируют как киргизы. Но самым парадоксальным является то, что такой карикатурный ренесанс наблюдается и у нас в Казахстане: в северных областях отдельные историки в своих трудах именуют казахов киргизами или киргиз-кайсаками. При этом напрочь забывают имена выдающихся ученых - например, А.Левшина, В.В.Зернова и Ч.Валиханова, которые посвятили свои труды утверждению правильного самоназвания казахского народа.

Кроме того, часто бывает так, что исторические труды по истории изучения казахов в Европе, России пишут люди, которые не являются специалистами по истории и этнографии казахов. В трудах таких крупных исследователей народов, населявших Среднюю Азию, как Витзен и француз де Гинь, они называют казахов "киргизами", тогда как там они упоминаются под своим собственным именем, правда, не просто в голом виде - "казак", а, например, бухарский казак. Название терминологических вариаций, пародоксов, которые существовали в исторических исследованиях XVIII-XIX вв., хронологии, когда вначале утвердилось собственное имя "казах", а потом оно сменилось именем киргиз, а затем паралельно употреблялись два термина - "казак" и "киргиз", очень часто приводит к ситуации, когда авторы могут посчитать за сведенья о казахах информацию о других народах - например, о енисейских киргизах, но пропустить при этом очень ценные сведенья о казахах, потому что ищут их под искаженным именем "киргиз".

- Не думаю, что те авторы, которые сейчас именуют казахов киргизами, делают это специально, чтобы унизить народ, - подводит итог И.Ерофеева. - это скорее феномен общего исторического и особенно источниковедческого невежества, которое существует, увы, и в исторической науке. Не случайно сейчас Президентом Казахстана инициирована программа "Культурное наследие", целью которой является просвещение населения, чтобы оно имело возможность знакомиться с историческими источниками, расширять свой кругозор, с тем чтобы не вносить путаницу уже в современный период.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По этому поводу почитайте.

"Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы"

В публицистике и довольно часто даже в исторической литературе существует неточное представление, что якобы именно с начала XVIII в. вказахов стали называть киргизами.

"Астана", 5(24)2005 г.

Наверное надо выделить источник и год ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...