Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

14 часов назад, Karaganda сказал:

Перечитывая старые сообщения наткнулся. Чтобы вызвать дождь и избежать сухого лета мы приносим жертвоприношение и называем это "тасаттық"

 

У нас на северо-востоке страны действительно называют это мероприятие "құрмалдық" (тюрк: жертвоприношение скотом).

Словом "тасаттық" (араб: истисқа, истихара) как говорят на родине Karagand'ы и Almaty-Тириона никто у нас не называет.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас на северо-востоке страны действительно называют это мероприятие "құрмалдық" (тюрк: жертвоприношение скотом).

Словом "тасаттық" (араб: истисқа, истихара) как говорят на родине Karagand'ы и Almaty-Тириона никто у нас не называет.

 

"Құрмалдық" - калька от құрбандық, хотя да, вроде тюркизм.

Тасаттық стал популярен в северных районах Караганды после полного оседания, с приходов засеевания полей в совхозах. До этого скорее всего тасаттық делали редко скотоводы, когда от джута или непогоды спасались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Баха сказал:

Я думаю здесь ув. АКБ заблуждается) где-то читал что даже в самом Ташкенте совсем недавно казахи предпочитали не жить а кочевать вокруг города. Мне кажется различия пошли с полным оседанием казахов

 

Ув. Баха, у меня в планах открыть новую тему про маршруты и масштабы кочевок казахских родо-племен в прошлом.

А пока небольшой анонс - в ней я буду развивать и обосновывать свое убеждение, что:

 

1) кочевок на тысячи и даже сотни километров не было, они были в разы короче, то есть так называемых "мандайных", протянувшихся длиными полосками с юга на север кочевок не было.

2) север Казахстана не служил джайляу - летними пастбищами, а юг Казахстана не служил кытсау - зимними пастбищами;

3) считаю, что этот миф был рожден извне с территориальной подоплекой, мол казахов большее время года не было в северных областях, что они были ничейными, это миф, который дружно подхватили сами казахи и усердно его защищают до сих пор (вот увидите, это будет иметь место и в новой теме, со мной начнут спорить сами же казахи, причем с таким усердием :blink:).

 

4) В той теме я буду развивать позицию, что все казахские родо-племена изначально, испокон веков имели свои строго очерченные исторические земли и никто на чужие земли никогда не посягал, кочевали внутри своих территорий.

Например, грубо, найманы и найманские поколения - это восток, меркиты и кереи абакты - ИКАО КНР, аргыны - северо-восток, кереи ашамайлы - север, кыпчаки - центр, байулы - северо-запад, адайцы - запад, кунгираты - юг, уйсуньские поколения и джалаиры - юго-восток и т.д.

  

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Karaganda сказал:

"Құрмалдық" - калька от құрбандық

 

Уже обсуждали происхождение этого слова.

Лично мое мнение, что изначально это самое обыкновенное тюркское/казахское "құр мал", буквально "только лишь скот", то есть "жертвоприношение одним скотом" или "жертвоприношение чисто скотом"

 

Құрмал могло легко перейти в құрман, а тот в құрбан.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Уже обсуждали происхождение этого слова.

Лично мое мнение, что изначально это самое обыкновенное тюркское/казахское "құр мал", буквально "только лишь скот", то есть "жертвоприношение одним скотом" или "жертвоприношение чисто скотом"

 

Құрмал могло легко перейти в құрман, а тот в құрбан.

 

Думаю, что от Курбандык. В казахском есть такие кальки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Уже обсуждали происхождение этого слова.

Лично мое мнение, что изначально это самое обыкновенное тюркское/казахское "құр мал", буквально "только лишь скот", то есть "жертвоприношение одним скотом" или "жертвоприношение чисто скотом"

 

Құрмал могло легко перейти в құрман, а тот в құрбан.

 

А у турков Курбан же. Вряд ли только у малого островка, без обид, правильная этимология.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Баха, у меня в планах открыть новую тему про маршруты и масштабы кочевок казахских родо-племен в прошлом.

А пока небольшой анонс - в ней я буду развивать и обосновывать свое убеждение, что:

 

1) кочевок на тысячи и даже сотни километров не было, они были в разы короче, то есть так называемых "мандайных", протянувшихся длиными полосками с юга на север кочевок не было.

2) север Казахстана не служил джайляу - летними пастбищами, а юг Казахстана не служил кытсау - зимними пастбищами;

3) считаю, что этот миф был рожден извне с территориальной подоплекой, мол казахов большее время года не было в северных областях, что они были ничейными, это миф, который дружно подхватили сами казахи и усердно его защищают до сих пор (вот увидите, это будет иметь место и той теме, со мной начнут спорить сами же казахи, причем с таким усердием :blink:).

 

4) В той теме я буду развивать позицию, что все казахские родо-племена изначально, испокон веков имели свои строго очерченные исторические земли и никто на чужие земли никогда не посягал, кочевали внутри своих территорий.

Например, грубо, найманы и найманские поколения - это восток, меркиты и кереи абакты - ИКАО КНР, аргыны - северо-восток, кереи ашамайлы - север, кыпчаки - центр, байулы - северо-запад, адайцы - запад, кунгираты - юг, уйсуньские поколения и джалаиры - юго-восток и т.д.

  

1) Тогда откуда аргыны с Сибири до Узбекистана проживали? 

2) Откуда малое количество канглов в Кокшетау? и почему есть немало аргынов в Жамб области и Турк области?

3) Имхо, оставились самые крепкие и молодые с небольшим количеством здорового скота, жили между гор (сай), чтоб другие тюрко-монгольские племена не заняли территорию.

П.С, Дедушка говорит (ему 92), что наши прапрадед кочевал с 50 км от Каркаралинских гор до Северного Прибалхашья, а некоторые бедняки оставались, им оставляли пару десятков лошадей, КРС и чуть менее сотни  МРС. До сих пор едем в кыстау посмотреть и Коран прочесть 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

38 минут назад, Karaganda сказал:

Думаю, что от Курбандык. В казахском есть такие кальки

 

В таком случае как разложите слово "құрбан", с тюркских или с арабского как, как хотите, к это сделал я.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Karaganda сказал:

1) Тогда откуда аргыны с Сибири до Узбекистана проживали? 

 

В той новой теме и будете отстаивать вместе с Кылышбаем этот имперский миф о якобы пустовавшей по 6-7 месяцев в году северной половине территории Казахстана. ;) 

А здесь это оффтоп.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Karaganda сказал:

Тасаттық стал популярен в северных районах Караганды после полного оседания, с приходов засеевания полей в совхозах. До этого скорее всего тасаттық делали редко скотоводы, когда от джута или непогоды спасались.

 

Мне кажется вы глубоко заблуждаетесь.

Дожди нужны не только арабам в пустыне и не только земледельцам  на юге.

Дожди обязательное условие процветания степняка скотовода, без дождей высыхает вся трава, высыхают степные колодцы, увеличивается гнус, страдает скот и человек.

К примеру, у нас в засушливые годы степные пастбища (и даже плодородная пойма Иртыша!) почти полностью высыхают уже ко второй половине июня.

Поэтому у нас говорят если летом идет дождь: "жауын - ырыс" (дождь к изобилию, достатку).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, RedTriangle сказал:

Вот, с появлением социальных сетей и мессенджеров часто вижу окончания в словах -го, -ко.

Честно говоря немного бесит :D

Был уверен что казахи просто переняли орфографию у кыргызов, но говорят ҒОЙ и ҚОЙ исключительно.

Или я не прав и в некоторых местах так и говорят ғо, и қо?(жоққо, бардыққо, барғо)

Вспомнил об этом. после постов юзера Махамбета.

 

 

 

Да, когда пишут и произносят қо, ғо непривычно, уши режет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Karaganda сказал:

Перечитывая старые сообщения наткнулся. Чтобы вызвать дождь и избежать сухого лета мы приносим жертвоприношение и называем это "тасаттық"

У всех тасаттық получается, кроме Павлодара. Ув. Нурбек не озвучил еще до кучи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Арабизм курбан/курман связан с жертвоприношением, однако фолькам кажется, что это тюркское "кур"+"мал". Т.е. прямое значение "жертвоприношение", чем и является праздник не имеет значение, нужно сформировать как обычно тюркский глобус.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Rust said:

Арабизм курбан/курман связан с жертвоприношением, однако фолькам кажется, что это тюркское "кур"+"мал". Т.е. прямое значение "жертвоприношение", чем и является праздник не имеет значение, нужно сформировать как обычно тюркский глобус.   

В монгольском хүүр-труп.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Арабизм курбан/курман связан с жертвоприношением, однако фолькам кажется, что это тюркское "кур"+"мал". Т.е. прямое значение "жертвоприношение", чем и является праздник не имеет значение, нужно сформировать как обычно тюркский глобус.   

Википедии доверять нельзя, но пишет тюркизм

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Karaganda сказал:

Википедии доверять нельзя, но пишет тюркизм

Составители вики путаются:)в ней же Курбан - арабское имя, означающее жертву.

Интересно, почитал про тасаттық - нет единого мнения. Одни пишут, что это казахское слово, означающее кидать камни (при чем здесь камни? :blink:) , по другой, более логичной версии от арабского тассадук-жертва, жертвоприношение. При этом, мне кажется, тасаттық - это независимая казахская (не мусульманская) придумка. 

 

Изменено пользователем s_kair
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27.02.2019 в 23:05, Аттылы сказал:

Как на севера говорят слова- қойсайшы,берсейші(литер.)?У нас в Атырау қойшиш,бершиш.На юге қойсай,берсей.

Мы говорим қойшы, берші, кетші, тұршы, отыршы. По-моему в литературном казахском так же, если не ошибаюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27.02.2019 в 23:59, RedTriangle сказал:

Вот, с появлением социальных сетей и мессенджеров часто вижу окончания в словах -го, -ко.

Честно говоря немного бесит :D

Был уверен что казахи просто переняли орфографию у кыргызов, но говорят ҒОЙ и ҚОЙ исключительно.

Или я не прав и в некоторых местах так и говорят ғо, и қо?(жоққо, бардыққо, барғо)

Вспомнил об этом. после постов юзера Махамбета.

На ютубе в комментариях постоянно встречаю бар ғо, айтты ғо и т.д. И меня это тоже раздражает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 hours ago, АксКерБорж said:

 

В который раз говорю, что быть такого не может. Каракаралинский район от нас в каких-то 250 км., сразу же за нашим Баяном.

Весь обширный край устойчиво говорит на лук - сарымсақ, а на чеснок - шәснөк и совершенно не знает фарсизма "пияз".

 

Человек совсем стыда потерял или вообще нагло врет.:blink: Или вообще казахского языка не знает.

сарымсак - это же чеснок из самого раннего каменного века, т.е. из злопаметных времен.. :lol:

Что дает сөздик.кз:

1) (род двулетних и многолетних растений) жуа (Allium)
лук индерский → итжуа
лук молочноцветный → айғыржуа
лук песчаный → арамжуа
лук шаровидный → итжуа
2) (репчатый) пияз (Allium cepa)
посадить лук в огороде → бақшаға пияз отырғызу
сажать лук → пияз егу

А насчёт чеснока:

сарымсақ
дикий горный чеснок → тау сарымсағы
пахнет чесноком → сарымсақ иісі шығады

 

Весь обширный край устойчиво говорит на лук - сарымсақ  ---- Значит ваш обширный край не знали и не знают лука, наверно раньше в жизни не видели. :lol:

 

PS:

Чикаго - это чеснок или сарымсак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Nurbek сказал:

Мы говорим қойшы, берші, кетші, тұршы, отыршы. По-моему в литературном казахском так же, если не ошибаюсь.

 

Да, форма этих обращений везде одинаковая (қойшы - перестань).

Мы вели речь про другую форму обращения, с мольбой как-бы: қойсай, қойсайшы, қойсаңшы (ну перестань же наконец), его везде в регионах произносят по разному. 

 

16 часов назад, s_kair сказал:

Да, когда пишут и произносят қо, ғо непривычно, уши режет

 

Никогда не слышал такого произношения. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, enhd сказал:

Человек совсем стыда потерял или вообще нагло врет.:blink: Или вообще казахского языка не знает.

сарымсак - это же чеснок из самого раннего каменного века, т.е. из злопаметных времен.. :lol:

 

Зачем мне врать? Не судите по себе если имеете такую привычку.

Если никто не верит моим словам, то вот вам Словарь казахских региональных лексических различий.

В нем черным по белому написано, что в Кокшетау, Шортанды, Кызыл-Ту, Павлодаре, Иртышске, Акку, Костанае, а также казахи Монголии (могу уверенно добавить - Омск, Новосибирск, Акмола), а это практически весь северо-восток лук называют сарымсақ:

  

SARYMSA---KAZ.-YZ.---AZA-TLN-AIMATY-SZDG

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

Никогда не слышал такого произношения. 

Переписывайтесь чаще с мангистаускими и актюбинцами) у меня много знакомых оттуда: дисн го и тд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, enhd сказал:

Человек совсем стыда потерял или вообще нагло врет.:blink: Или вообще казахского языка не знает.

сарымсак - это же чеснок из самого раннего каменного века, т.е. из злопаметных времен.. :lol:

Что дает сөздик.кз:

 

С этим онлайн словарем, построенным на базе южно-казахского говора и не учитывающего северо-восточный и восточный говоры, постоянно впросак попадали Arсен сотоварищи.

Теперь на нем же попал в самый просак наш Enhd. 

Где хваленные тапочки, Enhd? Они сейчас очень нужны!  ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

С этим онлайн словарем, построенным на базе южно-казахского говора и не учитывающего северо-восточный и восточный говоры, постоянно впросак попадали Arсен сотоварищи.

Теперь на нем же попал в самый просак наш Enhd. 

Где хваленные тапочки, Enhd? Они сейчас очень нужны!  ;)

 

Вы же не будете отрицать, что вы, как и остальные казахи, потомки тюрков, которые слово сарымсак в значении чеснок передали современным тюркоязычным народам?

Даже у далеких саха есть свое, изначальное название чеснока, а не русское заимствование. 

Значит, у вас на каком-то отрезке времени, забыли про чеснок и начали так называть лук, а остальные казахи продолжают пользоваться исконным названием чеснока.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас на северо-востоке страны действительно называют это мероприятие "құрмалдық" (тюрк: жертвоприношение скотом).

Словом "тасаттық" (араб: истисқа, истихара) как говорят на родине Karagand'ы и Almaty-Тириона никто у нас не называет.

 

Семей,Бескарагай-тасаттык

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...