Karaganda Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 12 часов назад, АксКерБорж сказал: 1) Айналдырған или айландырған? 2) Почему айналдырған - закрученный? Разве его крутят? Кажись ты подсказал мне еще одно региональное различие. У нас, например, на процесс приготовления конских колбас "шұжық" так не говорят. Мы говорим очень просто - шұжық істеу, шұжық дайындау, шұжық байлау. У нас казы запихивают в кишки сразу парно "кос казы". Поэтому и айналдыру, т.к. два ребра соединены мясом и при заворачивании кишкой образует круг. Поэтому айналдыру. мое имхо 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 Я более чем уверен, вся разница в словах и диалектизмах появилась с конца 19-го и на протяжении всего 20 века. Нет условных языков Абая, Жамбыла и Махамбета. Все казахи разговаривали на одном языке. Вы сами можете заметить, что различия в основном в словах на бытовые темы: леген, астау, табак и т.д. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 18 часов назад, RedTriangle сказал: В словаре АКБ точно ошибка по поводу дыни. Куча родственников в Урджарском районе, отец там родился и вырос. Некоторые из них занимаются арбузами и дынями. Қазы это исключительно мякоть арбуза, а не дыни. У дыни все кроме кожури и семени являются якобы мякотью и отдельное слово для этого придумывать не нужно. Не логично. У арбуза же лучшая часть без косточек, в самом центре называется қазы. RedTriangle, в словаре не ошибка. Просто в разных регионах названия арбуза и дыни меняются местами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 17 часов назад, Rust сказал: Потому-что это валенки - "орус чокой". У кочевников похоже не было такой обуви. Русские пришли в Сибирь по историческим меркам совсем недавно, каких-то 400 лет тому назад. Где валенки из овечьей кошмы думаю валяли уже издавна. Просто кочевники понятие географически разное, одни кочевали в умеренном и даже теплом климате, где валенки никому не нужны, другие в суровом климате, где зимой без валенок, теплых овечьих тулупов, лисьих малахаев никак не обойтись. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 15 часов назад, Аrсен сказал: угу пока этому подтверждения еще не было ))) есть региональные различия незначительные, которые появились лишь после оседания казахов в 19-20 веках судя по высказываниям казахов форумчан разница минимальна... я и пишу разница в основном появилась после оседания казахов в 19-20 веках и то незначительная, да и соседи в основном вокруг все тюркоязычные, считайте - один большой котел Щас, прямо все взяли и поверили тебе, что совершенно разные казахские конские сёдла, одежды, жаулыки-кимешеки, домбры и т.д. и т.п. появились в первой трети 20 века. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 14 часов назад, Nurbek сказал: Я не удивлен. Было бы странно для кочевника, имея лошадь под рукой устраивать забег на своих двух 14 часов назад, s_kair сказал: Про забег- это уже мое умозаключение, т.к., в статье написано, что женщины одевают байпақи и устраивают жарысу, как в русском, национальном состязаний. У русских есть их национальная фишка-бег в валенках.)) а то, сейчас меня могут обвинить в перекраивании изложенного)) Там ясно по казахски написано "ТОҚЫЛҒАН байпақ", то есть в вязанных байпаках. Или вы допускаете мысль, что валенки бывают вязанными? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 14 часов назад, Nurbek сказал: Интересно то, что вы не первый человек, кто думает, что я с юга Не верю вам, вот хоть что делайте со мной, раньше верил, теперь не верю что вы наш омич. Случай с Aynur не прошел даром. И еще. Прошу прощения, могу ошибаться, но мой достаточный опыт поездок по регионам и моя любознательность мне четко подсказывает, что имя Нурбек очень трудно найти на севере (если вообще оно здесь есть), но оно очень распространено на юге. Вот вроде бы мелочь и никто на это никогда не обращает внимание, но ваш покорный слуга давно интересуется этим. На вскидку аналогия, южные варианты - Нуртас, Бектас, северные варианты - Теміртас, Қайыртас (это очень обширная тема). Так что наречение именами в разных регионах тоже совершенно разное (құдайға шүкір пока!). Тема про имена в соседней ветке если что. Поэтому гадать не стану кто вы, наш күйеу бала с юга или кто-то другой, я не имею права что-то говорить или строить догадки, вы и сами прекрасно всё знаете о себе. Кстати вы как мой теоретический единоплеменник обещали показать мне шежыре своего/моего Күрсары-Керейского рода начиная от отца и до известных вам дальних колен чтобы сверить пересечение наших линий и увидеть общего предка в 18 - 19 веках. У нас должен быть обязательно общий предок. Я хотел сверить его со своим шежыре, вот тогда бы все подозрения отпали бы сами по себе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 13 часов назад, Аrсен сказал: у узбеков тоже (т)карбыз и кавун в Алматы: арбуз - карбыз, дыня - кауын Я считаю, что самое правильное название фруктов, овощей и бахчевых это названия тех мест, где они испокон веков культивируются и этому благоприятствуют климатические условия - долгое жаркое лето, короткая теплая зима, плодородная почва, много водных источников и прочее, касательно Казахстана это Южно-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская области - қауын, қарбыз/дарбыз, қияр, сәбіз, қызанақ, қызылша, жүзім, мейіз, өрік, ақ түйнек и т.д. Наши северные степные названия все неправильные и смешные - дінке, арбыз, әгүршік, маркоп, памидор, сбекла, бинаград, изүм, үрүк, картоп/картопья и т.д. Речь шла о - дыне, арбузе, огурце, моркови, помидоре, свекле, винограде, изюме, урюке, картофеле и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 9 минут назад, АксКерБорж сказал: Там ясно по казахски написано "ТОҚЫЛҒАН байпақ", то есть в вязанных байпаках. Или вы допускаете мысль, что валенки бывают вязанными? Пардон, тоқылғанды не заметил. В любом случае, байпақ на севере и северо-востоке из приведенных примеров не может быть исключительно носками, что вы доказывали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 Только что, s_kair сказал: Пардон, тоқылғанды не заметил. В любом случае, байпақ на севере и северо-востоке из приведенных примеров не может быть исключительно носками, что вы доказывали. Ну как вы не хотите понять. Я же ясно написал, что в недавнем прошлом "байпак" это были кошмяные носки, когда они ушли в прошлое этим названием стали называть вязанные из овечьей шерсти носки. Все очень просто, не понимаю зачем ходить вокруг да около? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 10 минут назад, АксКерБорж сказал: Ну как вы не хотите понять. Я же ясно написал, что в недавнем прошлом "байпак" это были кошмяные носки, когда они ушли в прошлое этим названием стали называть вязанные из овечьей шерсти носки. Все очень просто, не понимаю зачем ходить вокруг да около? боже мой, споры не ради споров, а то, что вы изначально отрицаете мнение участников не только участников с других регионов, но и вашего региона. Я уже писал об этом, вроде Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 2 минуты назад, s_kair сказал: боже мой, споры не ради споров, а то, что вы изначально отрицаете мнение участников не только участников с других регионов, но и вашего региона. Я уже писал об этом, вроде Түсінсем бұйырмасын! Убейте не могу понять вашу мысль, то вы про мнимый забег в валенках, то про отсутствие носков - байпаков. Может хватит уже? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 3 минуты назад, АксКерБорж сказал: Түсінсем бұйырмасын! Убейте не могу понять вашу мысль, то вы про мнимый забег в валенках, то про отсутствие носков - байпаков. Может хватит уже? Прекрасно, мне хватило давно. Продолжим. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 29 января, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 У кыргызов арбуз это дарбыз, дыня это коон. Удивительно читать, что кауан это арбуз, получается как у украинцев кавун также арбуз, в польском kawon Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 ув. АКБ почитал клевую книжку и теперь закидает весь топик скринами оттуда. вот же счастья та навалило Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 20 часов назад, АксКерБорж сказал: Если на юге Казахстана мякоть мяса называют кажется ЖАЯ, то у нас на мякоть говорят КАРА КЕСЕК.А у вас у Кара кесеков как? немного промазали: у нас в Ташкентской области тоже мякоть без жира қаракесек 20 часов назад, Karaganda сказал: Возможно, но в Караганде 50-60% казахов - Каракесеки, В Семске после Тобыкты, в Павлодаре они тоже есть. Если считать с Шубыртпалы, то мы точно большинство вроде в Жанаарке куандыки, в Баянауле суюндыки, Каркаралинск и Егындыбулак - каракесеки. опять же: могут быть и "инородцы". напрмиер у нас есть кудалар из сюыныдков и живут в Бухар-Жырауском районе. соседи у них другие наши кудалар, из каракесеков. последние сами говорят что пришлые там и сами родом из Каркаралинского района Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 20 часов назад, АксКерБорж сказал: На севере и востоке говорят абдыра наверно из-за того, что здешние все племена это в основном потомки татарских племен Чингизхана - найманы, керей[т], меркиты, частично аргыны. 20 часов назад, s_kair сказал: Ездил пару раз в Кызыл ту в России, 400км примерно от Павлодара, там сандык я слышал так кому верить?) у нас сандық 20 часов назад, s_kair сказал: Кстати, я у оралманов покупал жент, правда было слишком много сахара. из Монголии? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 19 часов назад, RedTriangle сказал: В словаре АКБ точно ошибка по поводу дыни. Куча родственников в Урджарском районе, отец там родился и вырос. Некоторые из них занимаются арбузами и дынями. Қазы это исключительно мякоть арбуза, а не дыни. У дыни все кроме кожури и семени являются якобы мякотью и отдельное слово для этого придумывать не нужно. Не логично. У арбуза же лучшая часть без косточек, в самом центре называется қазы. никогда не называли этот кусок как то отдельно. у него оказывается даже название есть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 9 минут назад, кылышбай сказал: так кому верить?) у нас сандық из Монголии? Кому верить я не знаю, не могу утверждать за весь север. Знаю кокшетауских, акмолинских - сандык у них. Оралманы были из Монголии Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 3 минуты назад, кылышбай сказал: никогда не называли этот кусок как то отдельно. у него оказывается даже название есть Да, я удивился, что помимо различии в паре қауын-қарбыз, есть отдельное название содержимому. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 15 часов назад, Махамбет сказал: Можеть ваши мигрировали с юга? аргыны скорее всего с юга. кереи генетически и по шежыре родичи Старшего жуза, уаки - сыргелинцам, предки asan-kaygy пришли с Кучумом ) 14 часов назад, Аrсен сказал: у узбеков тоже (т)карбыз и кавун в Алматы: арбуз - карбыз, дыня - кауын 13 часов назад, RedTriangle сказал: Еще раз напишу: Қауын -- арбуз Діңке -- дыня(в ауле под Ушаралом, очень близко к Алаколю, говорят динА) Слово қарбыз отсутствует дыня у нас қауын 58 минут назад, АксКерБорж сказал: Наши северные степные названия все неправильные и смешные - дінке, арбыз, әгүршік, маркоп, памидор, сбекла, бинаград, изүм, үрүк, картоп/картопья и т.д. в декабре ездил в Ташкентскую область. на базаре продавец-узбек так нахваливал вашу павлодарскую картопья Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 1 час назад, кылышбай сказал: ув. АКБ почитал клевую книжку и теперь закидает весь топик скринами оттуда. вот же счастья та навалило Я уже прочитал этот прекрасный словарь и наделал себе нужных скринов. Хотите продам его вам? 1 час назад, кылышбай сказал: немного промазали: у нас в Ташкентской области тоже мякоть без жира қаракесек Я Узбекистан не упоминал вовсе. 1 час назад, кылышбай сказал: вроде в Жанаарке куандыки, в Баянауле суюндыки, Каркаралинск и Егындыбулак - каракесеки. опять же: могут быть и "инородцы". Наверно никто не знал, но порядка по самым грубыи прикидкам 85% Павлодарской области это многочисленные аргынские поколения (не везде найдешь такие однородные по племенному составу области!). Среди "бес мейрамских" это кара кисецкие и сююндыкские роды. Среди "джеты момынских" это басентиинские канджыгалинские роды. Следующими по численности идут уакские роды, порядка 10% казахского населения области. На вскидку остальные 5% это на крайнем севере области кыпчацкие, керейские и на юге области чуточку найманских родов. Прикинем статистику к носу. Казахов в области порядка 400 000 человек. А значит аргынов в нашей области порядка 340 000 человек! Вау! Именно поэтому вокруг меня почти все аргыны - нагашынский род, нагашынский род моего отца, кудалар, род женге (жены брата) и только сам я керей, а жена кыпчачка. Получается наши с ней предки по представлению нашего ув. mechenos'ца и по его книжкам и кино насмерть бились по обе стороны баррикад на далеком юге, в Отраре. 1 час назад, кылышбай сказал: так кому верить?) у нас сандық Про Павлодар и окрестности конечно же лучше верить исконному павлодарцу, а не тургайцу. А когда речь пойдет о тургайских нюансах, прошу тогда верить тургайцу, а не мне. Так будет честно и правильно. 1 час назад, кылышбай сказал: в декабре ездил в Ташкентскую область. на базаре продавец-узбек так нахваливал вашу павлодарскую картопья Ваш земляк прав, картошка выращенная в степном черноземе хранится долго, всю зиму, и на вкус лучше, рассыпчатая. А картошка, выращенная на юге в песке, поливная, хранится недолго, максимум до начала зимы, потом гниет, и на вкус она не очень, похожа на китайскую чем-то. Я конечно не знаток в полеводстве как вы, это мне рассказывал наш бизнесмен, который предприимчиво в начале лета возит к нам вашу южную картошку когда наша на исходе, а ваша уже созрела, а осенью - нашу к вам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 5 минут назад, АксКерБорж сказал: Я Узбекистан не упоминал вовсе. значит узбекистанские казахи (которых от сородичей из Южного Казахстана разделили поколение назад) это мигранты из Омской области? у нас же қаракесек думаю вам надо все же проверять данные перед тем как писать тут утвердительно мол на юге так а на севере так 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 7 минут назад, АксКерБорж сказал: Ваш земляк прав, картошка выращенная в степном черноземе хранится долго, а картошка, выращенная на юге в песке хранится недолго, максимум до начала зимы. Это мне рассказывал наш бизнесмен, который в начале лета возит вашу южную картошку к нам, а осень - нашу к вам. вам виднее, мы картошку не сажали Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 3 минуты назад, кылышбай сказал: вам виднее, мы картошку не сажали Нет, не мне виднее, а виднее вашему земляку на базаре и моему земляку коммерцу, они уж знают о чем говорят. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться