АксКерБорж Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 14 часов назад, Karaganda сказал: Перечитывая старые сообщения наткнулся. Чтобы вызвать дождь и избежать сухого лета мы приносим жертвоприношение и называем это "тасаттық" У нас на северо-востоке страны действительно называют это мероприятие "құрмалдық" (тюрк: жертвоприношение скотом). Словом "тасаттық" (араб: истисқа, истихара) как говорят на родине Karagand'ы и Almaty-Тириона никто у нас не называет. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 10 минут назад, АксКерБорж сказал: У нас на северо-востоке страны действительно называют это мероприятие "құрмалдық" (тюрк: жертвоприношение скотом). Словом "тасаттық" (араб: истисқа, истихара) как говорят на родине Karagand'ы и Almaty-Тириона никто у нас не называет. "Құрмалдық" - калька от құрбандық, хотя да, вроде тюркизм. Тасаттық стал популярен в северных районах Караганды после полного оседания, с приходов засеевания полей в совхозах. До этого скорее всего тасаттық делали редко скотоводы, когда от джута или непогоды спасались. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 1 час назад, Баха сказал: Я думаю здесь ув. АКБ заблуждается) где-то читал что даже в самом Ташкенте совсем недавно казахи предпочитали не жить а кочевать вокруг города. Мне кажется различия пошли с полным оседанием казахов Ув. Баха, у меня в планах открыть новую тему про маршруты и масштабы кочевок казахских родо-племен в прошлом. А пока небольшой анонс - в ней я буду развивать и обосновывать свое убеждение, что: 1) кочевок на тысячи и даже сотни километров не было, они были в разы короче, то есть так называемых "мандайных", протянувшихся длиными полосками с юга на север кочевок не было. 2) север Казахстана не служил джайляу - летними пастбищами, а юг Казахстана не служил кытсау - зимними пастбищами; 3) считаю, что этот миф был рожден извне с территориальной подоплекой, мол казахов большее время года не было в северных областях, что они были ничейными, это миф, который дружно подхватили сами казахи и усердно его защищают до сих пор (вот увидите, это будет иметь место и в новой теме, со мной начнут спорить сами же казахи, причем с таким усердием ). 4) В той теме я буду развивать позицию, что все казахские родо-племена изначально, испокон веков имели свои строго очерченные исторические земли и никто на чужие земли никогда не посягал, кочевали внутри своих территорий. Например, грубо, найманы и найманские поколения - это восток, меркиты и кереи абакты - ИКАО КНР, аргыны - северо-восток, кереи ашамайлы - север, кыпчаки - центр, байулы - северо-запад, адайцы - запад, кунгираты - юг, уйсуньские поколения и джалаиры - юго-восток и т.д. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 5 минут назад, Karaganda сказал: "Құрмалдық" - калька от құрбандық Уже обсуждали происхождение этого слова. Лично мое мнение, что изначально это самое обыкновенное тюркское/казахское "құр мал", буквально "только лишь скот", то есть "жертвоприношение одним скотом" или "жертвоприношение чисто скотом". Құрмал могло легко перейти в құрман, а тот в құрбан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 1 минуту назад, АксКерБорж сказал: Уже обсуждали происхождение этого слова. Лично мое мнение, что изначально это самое обыкновенное тюркское/казахское "құр мал", буквально "только лишь скот", то есть "жертвоприношение одним скотом" или "жертвоприношение чисто скотом". Құрмал могло легко перейти в құрман, а тот в құрбан. Думаю, что от Курбандык. В казахском есть такие кальки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 5 минут назад, АксКерБорж сказал: Уже обсуждали происхождение этого слова. Лично мое мнение, что изначально это самое обыкновенное тюркское/казахское "құр мал", буквально "только лишь скот", то есть "жертвоприношение одним скотом" или "жертвоприношение чисто скотом". Құрмал могло легко перейти в құрман, а тот в құрбан. А у турков Курбан же. Вряд ли только у малого островка, без обид, правильная этимология. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 11 минут назад, АксКерБорж сказал: Ув. Баха, у меня в планах открыть новую тему про маршруты и масштабы кочевок казахских родо-племен в прошлом. А пока небольшой анонс - в ней я буду развивать и обосновывать свое убеждение, что: 1) кочевок на тысячи и даже сотни километров не было, они были в разы короче, то есть так называемых "мандайных", протянувшихся длиными полосками с юга на север кочевок не было. 2) север Казахстана не служил джайляу - летними пастбищами, а юг Казахстана не служил кытсау - зимними пастбищами; 3) считаю, что этот миф был рожден извне с территориальной подоплекой, мол казахов большее время года не было в северных областях, что они были ничейными, это миф, который дружно подхватили сами казахи и усердно его защищают до сих пор (вот увидите, это будет иметь место и той теме, со мной начнут спорить сами же казахи, причем с таким усердием ). 4) В той теме я буду развивать позицию, что все казахские родо-племена изначально, испокон веков имели свои строго очерченные исторические земли и никто на чужие земли никогда не посягал, кочевали внутри своих территорий. Например, грубо, найманы и найманские поколения - это восток, меркиты и кереи абакты - ИКАО КНР, аргыны - северо-восток, кереи ашамайлы - север, кыпчаки - центр, байулы - северо-запад, адайцы - запад, кунгираты - юг, уйсуньские поколения и джалаиры - юго-восток и т.д. 1) Тогда откуда аргыны с Сибири до Узбекистана проживали? 2) Откуда малое количество канглов в Кокшетау? и почему есть немало аргынов в Жамб области и Турк области? 3) Имхо, оставились самые крепкие и молодые с небольшим количеством здорового скота, жили между гор (сай), чтоб другие тюрко-монгольские племена не заняли территорию. П.С, Дедушка говорит (ему 92), что наши прапрадед кочевал с 50 км от Каркаралинских гор до Северного Прибалхашья, а некоторые бедняки оставались, им оставляли пару десятков лошадей, КРС и чуть менее сотни МРС. До сих пор едем в кыстау посмотреть и Коран прочесть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 38 минут назад, Karaganda сказал: Думаю, что от Курбандык. В казахском есть такие кальки В таком случае как разложите слово "құрбан", с тюркских или с арабского как, как хотите, к это сделал я. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 25 минут назад, Karaganda сказал: 1) Тогда откуда аргыны с Сибири до Узбекистана проживали? В той новой теме и будете отстаивать вместе с Кылышбаем этот имперский миф о якобы пустовавшей по 6-7 месяцев в году северной половине территории Казахстана. А здесь это оффтоп. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 4 часа назад, Karaganda сказал: Тасаттық стал популярен в северных районах Караганды после полного оседания, с приходов засеевания полей в совхозах. До этого скорее всего тасаттық делали редко скотоводы, когда от джута или непогоды спасались. Мне кажется вы глубоко заблуждаетесь. Дожди нужны не только арабам в пустыне и не только земледельцам на юге. Дожди обязательное условие процветания степняка скотовода, без дождей высыхает вся трава, высыхают степные колодцы, увеличивается гнус, страдает скот и человек. К примеру, у нас в засушливые годы степные пастбища (и даже плодородная пойма Иртыша!) почти полностью высыхают уже ко второй половине июня. Поэтому у нас говорят если летом идет дождь: "жауын - ырыс" (дождь к изобилию, достатку). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 19 часов назад, RedTriangle сказал: Вот, с появлением социальных сетей и мессенджеров часто вижу окончания в словах -го, -ко. Честно говоря немного бесит Был уверен что казахи просто переняли орфографию у кыргызов, но говорят ҒОЙ и ҚОЙ исключительно. Или я не прав и в некоторых местах так и говорят ғо, и қо?(жоққо, бардыққо, барғо) Вспомнил об этом. после постов юзера Махамбета. Да, когда пишут и произносят қо, ғо непривычно, уши режет Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 19 часов назад, Karaganda сказал: Перечитывая старые сообщения наткнулся. Чтобы вызвать дождь и избежать сухого лета мы приносим жертвоприношение и называем это "тасаттық" У всех тасаттық получается, кроме Павлодара. Ув. Нурбек не озвучил еще до кучи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 февраля, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 Арабизм курбан/курман связан с жертвоприношением, однако фолькам кажется, что это тюркское "кур"+"мал". Т.е. прямое значение "жертвоприношение", чем и является праздник не имеет значение, нужно сформировать как обычно тюркский глобус. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 1 hour ago, Rust said: Арабизм курбан/курман связан с жертвоприношением, однако фолькам кажется, что это тюркское "кур"+"мал". Т.е. прямое значение "жертвоприношение", чем и является праздник не имеет значение, нужно сформировать как обычно тюркский глобус. В монгольском хүүр-труп. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 1 час назад, Rust сказал: Арабизм курбан/курман связан с жертвоприношением, однако фолькам кажется, что это тюркское "кур"+"мал". Т.е. прямое значение "жертвоприношение", чем и является праздник не имеет значение, нужно сформировать как обычно тюркский глобус. Википедии доверять нельзя, но пишет тюркизм 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 (изменено) 1 час назад, Karaganda сказал: Википедии доверять нельзя, но пишет тюркизм Составители вики путаютсяв ней же Курбан - арабское имя, означающее жертву. Интересно, почитал про тасаттық - нет единого мнения. Одни пишут, что это казахское слово, означающее кидать камни (при чем здесь камни? ) , по другой, более логичной версии от арабского тассадук-жертва, жертвоприношение. При этом, мне кажется, тасаттық - это независимая казахская (не мусульманская) придумка. Изменено 28 февраля, 2019 пользователем s_kair Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 27.02.2019 в 23:05, Аттылы сказал: Как на севера говорят слова- қойсайшы,берсейші(литер.)?У нас в Атырау қойшиш,бершиш.На юге қойсай,берсей. Мы говорим қойшы, берші, кетші, тұршы, отыршы. По-моему в литературном казахском так же, если не ошибаюсь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 28 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2019 27.02.2019 в 23:59, RedTriangle сказал: Вот, с появлением социальных сетей и мессенджеров часто вижу окончания в словах -го, -ко. Честно говоря немного бесит Был уверен что казахи просто переняли орфографию у кыргызов, но говорят ҒОЙ и ҚОЙ исключительно. Или я не прав и в некоторых местах так и говорят ғо, и қо?(жоққо, бардыққо, барғо) Вспомнил об этом. после постов юзера Махамбета. На ютубе в комментариях постоянно встречаю бар ғо, айтты ғо и т.д. И меня это тоже раздражает. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 1 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2019 20 hours ago, АксКерБорж said: В который раз говорю, что быть такого не может. Каракаралинский район от нас в каких-то 250 км., сразу же за нашим Баяном. Весь обширный край устойчиво говорит на лук - сарымсақ, а на чеснок - шәснөк и совершенно не знает фарсизма "пияз". Человек совсем стыда потерял или вообще нагло врет. Или вообще казахского языка не знает. сарымсак - это же чеснок из самого раннего каменного века, т.е. из злопаметных времен.. Что дает сөздик.кз: 1) (род двулетних и многолетних растений) жуа (Allium)лук индерский → итжуалук молочноцветный → айғыржуалук песчаный → арамжуалук шаровидный → итжуа2) (репчатый) пияз (Allium cepa)посадить лук в огороде → бақшаға пияз отырғызусажать лук → пияз егу А насчёт чеснока: сарымсақдикий горный чеснок → тау сарымсағыпахнет чесноком → сарымсақ иісі шығады Весь обширный край устойчиво говорит на лук - сарымсақ ---- Значит ваш обширный край не знали и не знают лука, наверно раньше в жизни не видели. PS: Чикаго - это чеснок или сарымсак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2019 6 часов назад, Nurbek сказал: Мы говорим қойшы, берші, кетші, тұршы, отыршы. По-моему в литературном казахском так же, если не ошибаюсь. Да, форма этих обращений везде одинаковая (қойшы - перестань). Мы вели речь про другую форму обращения, с мольбой как-бы: қойсай, қойсайшы, қойсаңшы (ну перестань же наконец), его везде в регионах произносят по разному. 16 часов назад, s_kair сказал: Да, когда пишут и произносят қо, ғо непривычно, уши режет Никогда не слышал такого произношения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2019 4 часа назад, enhd сказал: Человек совсем стыда потерял или вообще нагло врет. Или вообще казахского языка не знает. сарымсак - это же чеснок из самого раннего каменного века, т.е. из злопаметных времен.. Зачем мне врать? Не судите по себе если имеете такую привычку. Если никто не верит моим словам, то вот вам Словарь казахских региональных лексических различий. В нем черным по белому написано, что в Кокшетау, Шортанды, Кызыл-Ту, Павлодаре, Иртышске, Акку, Костанае, а также казахи Монголии (могу уверенно добавить - Омск, Новосибирск, Акмола), а это практически весь северо-восток лук называют сарымсақ: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 1 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2019 5 минут назад, АксКерБорж сказал: Никогда не слышал такого произношения. Переписывайтесь чаще с мангистаускими и актюбинцами) у меня много знакомых оттуда: дисн го и тд Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2019 5 часов назад, enhd сказал: Человек совсем стыда потерял или вообще нагло врет. Или вообще казахского языка не знает. сарымсак - это же чеснок из самого раннего каменного века, т.е. из злопаметных времен.. Что дает сөздик.кз: С этим онлайн словарем, построенным на базе южно-казахского говора и не учитывающего северо-восточный и восточный говоры, постоянно впросак попадали Arсен сотоварищи. Теперь на нем же попал в самый просак наш Enhd. Где хваленные тапочки, Enhd? Они сейчас очень нужны! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
s_kair Опубликовано 1 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2019 1 час назад, АксКерБорж сказал: С этим онлайн словарем, построенным на базе южно-казахского говора и не учитывающего северо-восточный и восточный говоры, постоянно впросак попадали Arсен сотоварищи. Теперь на нем же попал в самый просак наш Enhd. Где хваленные тапочки, Enhd? Они сейчас очень нужны! Вы же не будете отрицать, что вы, как и остальные казахи, потомки тюрков, которые слово сарымсак в значении чеснок передали современным тюркоязычным народам? Даже у далеких саха есть свое, изначальное название чеснока, а не русское заимствование. Значит, у вас на каком-то отрезке времени, забыли про чеснок и начали так называть лук, а остальные казахи продолжают пользоваться исконным названием чеснока. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SuEr Опубликовано 1 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2019 23 часа назад, АксКерБорж сказал: У нас на северо-востоке страны действительно называют это мероприятие "құрмалдық" (тюрк: жертвоприношение скотом). Словом "тасаттық" (араб: истисқа, истихара) как говорят на родине Karagand'ы и Almaty-Тириона никто у нас не называет. Семей,Бескарагай-тасаттык 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться