Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

1) Айналдырған или айландырған?

2) Почему айналдырған - закрученный? Разве его крутят?

 

Кажись ты подсказал мне еще одно региональное различие. ;)

У нас, например, на процесс приготовления конских колбас "шұжық" так не говорят. Мы говорим очень просто - шұжық істеу, шұжық дайындау, шұжық байлау.

 

У нас казы запихивают в кишки сразу парно "кос казы". Поэтому и айналдыру, т.к. два ребра соединены мясом и при заворачивании кишкой образует круг. Поэтому айналдыру. мое имхо

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я более чем уверен, вся разница в словах и диалектизмах появилась с конца 19-го и на протяжении всего 20 века. Нет условных языков Абая, Жамбыла и Махамбета. Все казахи разговаривали на одном языке. Вы сами можете заметить, что различия в основном в словах на бытовые темы: леген, астау, табак и т.д.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, RedTriangle сказал:

В словаре АКБ точно ошибка по поводу дыни. Куча родственников в Урджарском районе, отец там родился и вырос. Некоторые из них занимаются арбузами и дынями.

Қазы это исключительно мякоть арбуза, а не дыни. У дыни все кроме кожури и семени являются якобы мякотью и отдельное слово для этого придумывать не нужно. Не логично. У арбуза же лучшая часть без косточек, в самом центре называется қазы.

 

RedTriangle, в словаре не ошибка.

Просто в разных регионах названия арбуза и дыни меняются местами. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Rust сказал:

Потому-что это валенки - "орус чокой". У кочевников похоже не было такой обуви.

 

Русские пришли в Сибирь по историческим меркам совсем недавно, каких-то 400 лет тому назад. Где валенки из овечьей кошмы думаю валяли уже издавна. Просто кочевники понятие географически разное, одни кочевали в умеренном и даже теплом климате, где валенки никому не нужны, другие в суровом климате, где зимой без валенок, теплых овечьих тулупов, лисьих малахаев никак не обойтись.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Аrсен сказал:

угу пока этому подтверждения еще не было )))

есть региональные различия незначительные, которые появились лишь после оседания казахов в 19-20 веках

судя по высказываниям казахов форумчан разница минимальна... я и пишу разница в основном появилась после оседания казахов в 19-20 веках и то незначительная, да и соседи в основном вокруг все тюркоязычные, считайте - один большой котел 

 

Щас, прямо все взяли и поверили тебе, что совершенно разные казахские конские сёдла, одежды, жаулыки-кимешеки, домбры и т.д. и т.п. появились в первой трети 20 века. :lol:

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Nurbek сказал:

Я не удивлен. Было бы странно для кочевника, имея лошадь под рукой устраивать забег на своих двух 

 

14 часов назад, s_kair сказал:

Про забег- это уже мое умозаключение, т.к., в статье написано, что женщины одевают байпақи и устраивают жарысу, как в русском, национальном состязаний. У русских есть их национальная фишка-бег в валенках.)) а то, сейчас меня могут обвинить в перекраивании изложенного)) 

 

Там ясно по казахски написано "ТОҚЫЛҒАН байпақ", то есть в вязанных байпаках. Или вы допускаете мысль, что валенки бывают вязанными? :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Nurbek сказал:

Интересно то, что вы не первый человек, кто думает, что я с юга :)

 

Не верю вам, вот хоть что делайте со мной, раньше верил, теперь не верю что вы наш омич. ;) Случай с Aynur не прошел даром. -_-

 

И еще.

Прошу прощения, могу ошибаться, но мой достаточный опыт поездок по регионам и моя любознательность мне четко подсказывает, что имя Нурбек очень трудно найти на севере (если вообще оно здесь есть), но оно очень распространено на юге.

Вот вроде бы мелочь и никто на это никогда не обращает внимание, но ваш покорный слуга давно интересуется этим. На вскидку аналогия, южные варианты - Нуртас, Бектас, северные варианты - Теміртас, Қайыртас (это очень обширная тема). 

 

Так что наречение именами в разных регионах тоже совершенно разное (құдайға шүкір пока!). Тема про имена в соседней ветке если что.

 

Поэтому гадать не стану кто вы, наш күйеу бала с юга или кто-то другой, я не имею права что-то говорить или строить догадки, вы и сами прекрасно всё знаете о себе. ;) 

Кстати вы как мой теоретический единоплеменник обещали показать мне шежыре своего/моего Күрсары-Керейского рода начиная от отца и до известных вам дальних колен чтобы сверить пересечение наших линий и увидеть общего предка в 18 - 19 веках. У нас должен быть обязательно общий предок. Я хотел сверить его со своим шежыре, вот тогда бы все подозрения отпали бы сами по себе.:qazaq1:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Аrсен сказал:

у узбеков тоже (т)карбыз и кавун

в Алматы: арбуз - карбыз, дыня - кауын

 

Я считаю, что самое правильное название фруктов, овощей и бахчевых это названия тех мест, где они испокон веков культивируются и этому благоприятствуют климатические условия - долгое жаркое лето, короткая теплая зима, плодородная почва, много водных источников и прочее, касательно Казахстана это Южно-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская области - қауын, қарбыз/дарбыз,  қияр, сәбіз, қызанақ, қызылша, жүзім, мейіз, өрік, ақ түйнек и т.д.

 

Наши северные степные названия все неправильные и смешные - дінке, арбыз, әгүршік, маркоп, памидор, сбекла, бинаград, изүм, үрүк, картоп/картопья и т.д. :D

 

Речь шла о - дыне, арбузе, огурце, моркови, помидоре, свекле, винограде, изюме, урюке, картофеле и т.д.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Там ясно по казахски написано "ТОҚЫЛҒАН байпақ", то есть в вязанных байпаках. Или вы допускаете мысль, что валенки бывают вязанными? :)

 

Пардон, тоқылғанды не заметил. 

В любом случае, байпақ на севере и северо-востоке из приведенных примеров не может быть исключительно носками, что вы доказывали. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, s_kair сказал:

Пардон, тоқылғанды не заметил. 

В любом случае, байпақ на севере и северо-востоке из приведенных примеров не может быть исключительно носками, что вы доказывали. 

 

Ну как вы не хотите понять. Я же ясно написал, что в недавнем прошлом "байпак" это были кошмяные носки, когда они ушли в прошлое этим названием стали называть вязанные из овечьей шерсти носки. Все очень просто, не понимаю зачем ходить вокруг да около? :wacko:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ну как вы не хотите понять. Я же ясно написал, что в недавнем прошлом "байпак" это были кошмяные носки, когда они ушли в прошлое этим названием стали называть вязанные из овечьей шерсти носки. Все очень просто, не понимаю зачем ходить вокруг да около? :wacko:

 

:huh: боже мой, споры не ради споров, а то, что вы изначально отрицаете мнение участников не только участников с других регионов, но и вашего региона. Я уже писал об этом, вроде

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, s_kair сказал:

боже мой, споры не ради споров, а то, что вы изначально отрицаете мнение участников не только участников с других регионов, но и вашего региона. Я уже писал об этом, вроде

 

Түсінсем бұйырмасын! Убейте не могу понять вашу мысль, то вы про мнимый забег в валенках, то про отсутствие носков - байпаков. Может хватит уже?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Түсінсем бұйырмасын! Убейте не могу понять вашу мысль, то вы про мнимый забег в валенках, то про отсутствие носков - байпаков. Может хватит уже?

Прекрасно, мне хватило давно. Продолжим. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

У кыргызов арбуз это дарбыз, дыня это коон. Удивительно читать, что кауан это арбуз, получается как у украинцев кавун также арбуз, в польском kawon :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ув. АКБ почитал клевую книжку и теперь закидает весь топик скринами оттуда. вот же счастья та навалило :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, АксКерБорж сказал:

Если на юге Казахстана мякоть мяса называют кажется ЖАЯ, то у нас на мякоть говорят КАРА КЕСЕК.А у вас у Кара кесеков как? 

немного промазали: у нас в Ташкентской области тоже мякоть без жира қаракесек ;)

20 часов назад, Karaganda сказал:

Возможно,  но в Караганде 50-60% казахов - Каракесеки, В Семске после Тобыкты, в Павлодаре они тоже есть. Если считать с Шубыртпалы, то мы точно большинство

вроде в Жанаарке куандыки, в Баянауле суюндыки, Каркаралинск и Егындыбулак - каракесеки. опять же: могут быть и "инородцы". напрмиер у нас есть кудалар из сюыныдков и живут в Бухар-Жырауском районе. соседи у них другие наши кудалар, из каракесеков. последние сами говорят что пришлые там и сами родом из Каркаралинского района

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, АксКерБорж сказал:

На севере и востоке говорят абдыра наверно из-за того, что здешние все племена это в основном потомки татарских племен Чингизхана - найманы, керей[т], меркиты, частично аргыны.

20 часов назад, s_kair сказал:

Ездил пару раз в Кызыл ту в России, 400км примерно от Павлодара, там сандык я слышал

так кому верить?) у нас сандық

20 часов назад, s_kair сказал:

Кстати, я у оралманов покупал жент, правда было слишком много сахара. 

из Монголии?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, RedTriangle сказал:

В словаре АКБ точно ошибка по поводу дыни. Куча родственников в Урджарском районе, отец там родился и вырос. Некоторые из них занимаются арбузами и дынями.

Қазы это исключительно мякоть арбуза, а не дыни. У дыни все кроме кожури и семени являются якобы мякотью и отдельное слово для этого придумывать не нужно. Не логично. У арбуза же лучшая часть без косточек, в самом центре называется қазы.

никогда не называли этот кусок как то отдельно. у него оказывается даже название есть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, кылышбай сказал:

так кому верить?) у нас сандық

из Монголии?

 

Кому верить я не знаю, не могу утверждать за весь север. Знаю кокшетауских, акмолинских - сандык у них. 

Оралманы были из Монголии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, кылышбай сказал:

никогда не называли этот кусок как то отдельно. у него оказывается даже название есть

Да, я удивился, что помимо различии в паре қауын-қарбыз, есть отдельное название содержимому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Махамбет сказал:

Можеть ваши мигрировали с юга? 

аргыны скорее всего с юга. кереи генетически и по шежыре родичи Старшего жуза, уаки - сыргелинцам, предки asan-kaygy пришли с Кучумом )

14 часов назад, Аrсен сказал:

у узбеков тоже (т)карбыз и кавун

в Алматы: арбуз - карбыз, дыня - кауын

13 часов назад, RedTriangle сказал:

Еще раз напишу:

Қауын -- арбуз

Діңке -- дыня(в ауле под Ушаралом, очень близко к Алаколю, говорят динА)

Слово қарбыз отсутствует 

дыня у нас қауын

58 минут назад, АксКерБорж сказал:

Наши северные степные названия все неправильные и смешные - дінке, арбыз, әгүршік, маркоп, памидор, сбекла, бинаград, изүм, үрүк, картоп/картопья и т.д. :D

в декабре ездил в Ташкентскую область. на базаре продавец-узбек так нахваливал вашу павлодарскую картопья :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

ув. АКБ почитал клевую книжку и теперь закидает весь топик скринами оттуда. вот же счастья та навалило :D

Я уже прочитал этот прекрасный словарь и наделал себе нужных скринов.

Хотите продам его вам? 

1 час назад, кылышбай сказал:

немного промазали: у нас в Ташкентской области тоже мякоть без жира қаракесек ;)

Я Узбекистан не упоминал вовсе.

1 час назад, кылышбай сказал:

вроде в Жанаарке куандыки, в Баянауле суюндыки, Каркаралинск и Егындыбулак - каракесеки. опять же: могут быть и "инородцы". 

Наверно никто не знал, но порядка по самым грубыи прикидкам 85% Павлодарской области это многочисленные аргынские поколения (не везде найдешь такие однородные по племенному составу области!). 

Среди "бес мейрамских" это кара кисецкие и сююндыкские роды.

Среди "джеты момынских" это басентиинские канджыгалинские роды.

Следующими по численности идут уакские роды, порядка 10% казахского населения области. 

На вскидку остальные 5% это на крайнем севере области кыпчацкие, керейские и на юге области чуточку найманских родов.

Прикинем статистику к носу.

Казахов в области порядка 400 000 человек.

А значит аргынов в нашей области порядка 340 000 человек!  Вау! :o

 

Именно поэтому вокруг меня почти все аргыны - нагашынский род, нагашынский род моего отца, кудалар, род женге (жены брата) и только сам я керей, а жена кыпчачка.

Получается наши с ней предки по представлению нашего ув. mechenos'ца и по его книжкам и кино насмерть бились по обе стороны баррикад на далеком юге, в Отраре. :)

1 час назад, кылышбай сказал:

так кому верить?) у нас сандық

Про Павлодар и окрестности конечно же лучше верить исконному павлодарцу, а не тургайцу. 

А когда речь пойдет о тургайских нюансах, прошу тогда верить тургайцу, а не мне.

Так будет честно и правильно.

1 час назад, кылышбай сказал:

в декабре ездил в Ташкентскую область. на базаре продавец-узбек так нахваливал вашу павлодарскую картопья :lol:

Ваш земляк прав, картошка выращенная в степном черноземе хранится долго, всю зиму, и на вкус лучше, рассыпчатая.

А картошка, выращенная на юге в песке, поливная, хранится недолго, максимум до начала зимы, потом гниет, и на вкус она не очень, похожа на китайскую чем-то.

Я конечно не знаток в полеводстве как вы, это мне рассказывал наш бизнесмен, который предприимчиво в начале лета возит к нам вашу южную картошку когда наша на исходе, а ваша уже созрела, а осенью - нашу к вам.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

Я Узбекистан не упоминал вовсе.

значит узбекистанские казахи (которых от сородичей из Южного Казахстана разделили поколение назад) это мигранты из Омской области? у нас же қаракесек :lol: думаю вам надо все же проверять данные перед тем как писать тут утвердительно мол на юге так а на севере так

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, АксКерБорж сказал:

Ваш земляк прав, картошка выращенная в степном черноземе хранится долго, а картошка, выращенная на юге в песке хранится недолго, максимум до начала зимы.

Это мне рассказывал наш бизнесмен, который в начале лета возит вашу южную картошку к нам, а осень - нашу к вам.

вам виднее, мы картошку не сажали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, кылышбай сказал:

вам виднее, мы картошку не сажали

 

Нет, не мне виднее, а виднее вашему земляку на базаре и моему земляку коммерцу, они уж знают о чем говорят. :ozbek:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...