АксКерБорж Опубликовано 9 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2013 Пусть мои земляки почем зря не возмущаются, но я по мере возможности буду дополнять начатый прежде список сравнений слов из говора своей местности (север-восток) и юга (захватывая граничащие с югом районы юго-востока, юго-запада и центра), т.к. с первым знаком по рождению и проживанию, со вторым по ряду жизненных обстоятельств.Цель сравнения - обычный интерес, любознательность. В связи с естественными миграционными процессами последнего десятилетия здешний лексикон постепенно смешается (на юге нет) и возможно наши дети или даже внуки знать этих различий уже не будут.Я думаю это будет интересно многим, в особенности жителям столицы. (левый столбец – южный говор, правый - сев-каз., в скобках перевод слов на русский): ащы – ашты (кислый, горький)ажырасу – айырылу (развод супругов)ажыраю, ақщию – бақыраю (выпучить глаза)абысын (жена старшего брата по отношению к жене младшего) – абысын (жены родных братьев)ағайындас, тума, тумалас – туыс, туысқан, жақын (родственники, родичи)адым, қадам – аттам (шаг)азанда – тәңертен (утром)алқым – тамақ, кеңірдек, көмей (горло, глотка, гортань)алпамсадай – еңгезер, алып (великан, гигант)ана дағы – ана жолы (тот, тогдашний)ант ету – ант ішу (клясться, дать клятву)апта, бір жеті – жұма (неделя)ара-тұра – анда-санда (иногда)ат құлақ – саңырау құлақ (грибы)ауқат, тамақ (пища, еда), ауқат (имущество) – ас (пища, еда), мүлік (имущество)ауқым – көлем (площадь, объем)ашығу – ашу, қарын ашу (проголодаться)ашытқы – ұйытқы (закваска)әжет (туалет) или дәрет сындыру (справить нужду) – дәрет (туалет), дәрет алу (справит нужду)әзіл, қалжын – қулық, ойын (шутка, юмор)әзірлеу - дайындау (готовить)әбзел - сайман (конская упряжь)әк – ақ (известь)әнгір таяқ - шоқпар (дубина)әшейін (просто так, даром), әшейінде (обычно) – жәй ғана (просто так), тегін (даром), әшейін (ишь ты, вот дает)әр дайым – әр қашан (всегда, постоянно)әткеншек – алты бақан (качели)әсел – бал (мед)әулие, киелі – қасиетті (святое, святой)бағана (давно) – бағана (недавно)бақай – бәшпай (пальцы ног)балағат сөз – боқ ауыз (нецензурные слова, брань)басқыш, сәкі – саты (лестница)бәйшешек – жауқазын (подснежник)бәле – пәле (проблема)бейіл – пейіл (нрав)бей мезгіл (не вовремя) – бей уақыт (заход солнца, начало сумерек)босқа – текке (зря, попусту)бөбек – бөпе (младенец)бұратана – бөтен, жат (чужой)былапыт (как попало) – былапыт (слишком, чрезмерно)даяр – дайын (готово)дәт – шыдам (терпение)дәу – дөкөй (огромный)делбе – божы (вожжи)делбеші – атшы (кучер)дереу – қолма-қол, тез, жылдар (тотчас, скоро, быстро)диқан – шаруа (земледелец)дөрекі (грубый) – дөрекі (придурковатый)ділмар (красноречивый, оратор) – шешен (красноречивый, оратор)діңке (сила, мощь, энергия) – қайрат, қуат (сила, мощь, энергия)егде (пожилой) – мосқал, жасы келген (пожилой)елгезек (чуткий, участливый) – елгезек (попытка, от "ел кезегі" - очередь аула?)елек (сито) – елеуіш (сито)ептеу (обращаьбся ловко и умело) – ептеу (бережно, осторожно)есуас – есалаң (ненормальный)жабдық (оборудование, инвентарь) – жабдық (организация мероприятий, чаще похорон)жазмыш – жазу (судьба, рок)жәйлап – ақырындап (медленно, потихоньку)жәйдары – көңілді (веселый)жақсы – оңды (хороший)жалған (ложь, вранье) – жалған (к сожалению)жапқыш – қақпақ (крышка)жарлы – сорлы (нищий)жарымжан – мүгедек (инвалид, калека)жаурау – тоңу (мерзнуть, зябнуть)жетек, терте - арыс (оглобли)жуырда (скоро в будущем) – жуырда (недавно в прошлом)жіпсу (обмякнуть) – былжырау (обмякнуть)зая (зря, напрасно) – бекер (зря, напрасно)зәр (яд, отрава) – у (яд, отрава)зорға (насилу, едва, кое-как) - әзер, әрең (насилу, едва, кое-как)еге (владелец, обладатель) – ие (владелец, обладатель)иістену (издавать неприятный запах) – сасу (издавать неприятный запах)кегін қайтару (отомстить) - өшін алу (отомстить)кезекшілік – кезектік (дежурство)келте – шолақ, қысқа (куцый, короткий)кептер – көгершін (голубь)керең – саңырау (глухой)киіз – кигіз (кошма, войлок)көке – көкө (отец, папа)қарауыл – күзет (охрана)қолғап – биялай (варежки)қал – мең (родинка)қалақ – былғақ (ступа)қанден, қандей – қандес (коротконогая собака дворняга)қиқым – қоқым (крошки, чаще хлебные)қоныш – қойыш (голенище обуви)қораз - әтеш (петух)құдайы мал – құрмалдық, мал шалу, құрбан (жертвоприношение скотом)құлақшын – тымақ, малақай (зимняя меховая шапка-ушанка)құр – бос (пустой)құр – жоғал, кет былай (уйди прочь)қымран - құмыра (чугунный котелок особой формы)қыш – кірпіш (кирпич)лағынет – ләғанат (проклятие)лезде – ләзде (моментально)леген - ләген (медный таз)мадақтау – мақтау (восхвалять, похвала)майда – ұсақ (мелочь, мелкое)мана – жаңа-ғана (только что)марқабат (пожалуйста, позвольте) – ....такого слова нет....маса (комар) – сары маса (комар)мәртебе (авторитет) – абырой, бедел (авторитет)мәрте – рет (раз)мейман – қонақ (гость)мұздау – тоңу (замерзнуть)мүлгу – қалғу, мызғу (дремать, задремать)мылқау – сақау (немой)нажағай – найзағай (молния)нәжік – нәзік (нежность, хрупкость)неліктен – неден (вопрос - отчего)нөсер – жауын (ливень)нығыз – тығыз (плотный, крепкий)орындық, күрсі - тақ (стул)өшпенділік - өштік (месть, вражда)өгіз (бык) - бұқа (бык), өгіз (кастрат, вол)палуан – балуан (борец, силач)перде – шымылдық (занавеска, шторы)пішен – шөп (сено)пияз – сарымсақ (лук)сай – ой (овраг)самаурын - самауыр (самовар)себелеу – сіркіреу (дождь моросить)секілді – сияқты (как, подобно, похожий на)сүлгі - орамал (полотенце)сыпыртқы - сыпырғыш (веник)темекі – шылым (сигареты)+ темекі шегу - шылым тарту (курить)тірлік – тіршілік (жизнь, существование, суета)тентек – қулықшыл (озорник)титтей, құтти – биттей (крошечный, малюсенький)шабандоз – атшы, атқа мінер (наездник на коне верхом)шәугім - шәйнек (чайник)ыссық – ыстық (горячий, жаркий) ДОП:ән - өлең (песня)әнші - өлеңші (певец)бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!)бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку ) - ет, ет асу (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины и баранины) жәбірлеу - жарақаттану (получить увечье, телесное повреждение) күйінде - қалпында, түрінде (в таком-то виде, состоянии) сай - тең (ровня, подходит, подходящий к кому-либо, к чему-либо)турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать)туылған - туған (родившийся, родившаяся) тұрлау - жөндеу құда қаласа, бұйыртса - құдай жазса, алла жазса, тәңірі қолдаса (если даст бог)не елің? нәсілің кім? - руың кім? қай сүйегтенсің? (какого ты роду - племени?)жаңағы - не ғой (часто используемые в речи слова-паразиты) ДОП:тамақ істеу, тамақ ішу – ас істеу, ас ішу (готовить пищу, еду; есть, кушать)тағам – астың түрлері (блюдо, блюда)жәнете – және (союз "и")ұласу - жалғасу (продолжаться, продляться)мышық - мысық (кошка, кот)жұрттар, во множ. числе - жұрт, во множ. числе (народ)домбыра тарту - домбыра шерту (играть на домбре)яшік - жәшік (ящик)дөнгелек - донғалақ (колесо)айнымай - аумайды (точь в точь, сильно похожий)төс тиістіру - төс қағысу (мужское приветствие обниманием распростертыми обеими руками - ритуал сватов) ДОП: қамыр - қайыс нан (бесбармачное тесто)маусым - мезгіл (сезон)үздік - артық, ең артық (лучший, самый лучший)пері (ангел, фея) - пері (чертовка, ругательное)мәлік (принц) - мәлік, қу мәлік (придурок, ругательное)бірден – қолма-қол, ләзде (сразу, тотчас, с ходу)қошемет – қош (возглас одобрения, поощрения)келте - қысқа, шолақ (короткое, коротка /одежда, др./)енек – ене, жұмалақ (семенники самцов животных)жайғасу – жайлану, орналасу, орнығу (устроиться, расположиться)баршаңызға – барлықтарыңызға (всем вам - обращение)түсіндің бе? – ұқтың ба? (вопрос – ты понял(а)?)пәс – тапал (низкий, малорослый)лайым – иль-ләйім (?) (желаю вам - пожелание)шыжып тұр – күйіп тұр, қызып тұр (стоит невыносимая жара)сәуір - көкөк (месяц апрель) отбасы, жанұя - шаңырақ, үй, а еще раньше түтін (семья) қажет - керек (надо, нужно, требуется, необходимо, надобно, нужда, потребность) Специфика имен личных (список поверхностный, будет дополняться) Оңласын - Оңдасын (муж. имя) Широко распространены на юге, захватывая граничащие с югом районы юго-востока, юго-запада и центра и абсолютно не знакомы и потому не даются детям на северо-востоке: Жомарт (муж. имя) Мәлік (муж. имя) Бердібек (муж. имя) Айша (жен. имя) Гүлбахор (жен. имя) Тлеухор (жен. имя) Перде(муж-жен. имя с приставками: -бай, -гүл и др.) Пері (жен. имя с приставкой: -зат и др.) Мир (приставка к муж. именам: -жан, -хан, -болат, и др.) Мейір (аналогично) Дәуір (аналогично) Мат (анлгично, напр: Маткәрім) Дәукен (муж. имя, от диал. дәу - большой, огромный) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 9 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2013 В 09.03.2013 в 13:16, АксКерБорж сказал: ДОП: ән - өлең (песня) әнші - өлеңші (певец) бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!) бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку ) - ет, асылған ет (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины) турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать) У нас: 1)кобине олен,кейде ан 2)Анши 3)Жарайсын,барекелды 4)ет,ас 5)Бунда ар турли жагдайда ар турли айтылады: сойып жатса ет кесу,пискен болса ет турау,нан тылу, куырдак турау Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 9 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2013 Вообще то что вы написали здесь в основном везде используется а осталные можно легко понять , я бы обратил внимание на акцент, пройзношение слова. Про это тоже буйрса позже напишу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 В 09.03.2013 в 13:16, АксКерБорж сказал: ДОП: ән - өлең (песня) әнші - өлеңші (певец) бәрекельді - әйбәт, тамаша, жарайсың (возглас браво, молодец, так держать!) бешбармақ (даже есть ТВ передача "Бешбармак шоу", где в него ложат кетчуп и картошку ) - ет, асылған ет (казахское главнейшее национальное традиционное блюдо из конины) турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать) Вообще-то казахи это смесь всех тюркоязычных и ещё окипчакизированных халха-монголов. Потому что в казахском языке можно найти очень многие тюркские слова и древние и из разных языков сохранились - это есть доказательство смешения разных тюркских народов. И также в казахском сравнительно много монгольских слов которые даже у тюркских народов которые живут бесконечно многие лет вместе с монголами нету - это есть доказательство что часть казахов окипчакизированные халха-монголы. Сейчас насчет: турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать) доораа(р) - это нарезать на мелькие, маленькие куски, на тывинском кезе(р) - просто резать, нарезать - на тывинском. Мое мнение: казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов. халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 В 10.03.2013 в 05:50, enhd сказал: Мое мнение: казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов. Мое мнение: Вы как всегда глубоко ошибаетесь, мой дорогой палеонтолог, казахи - смесь западных и восточных кочевых тюркских племен. оседлые тюркские этнические группы в этногенезе казахов участия пркатическим не принмали, не говоря уже о находящихся за три-девять земель шивэях. В 10.03.2013 в 05:50, enhd сказал: Мое мнение: халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов. Мое мнение: У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 В 10.03.2013 в 09:44, АксКерБорж сказал: Мое мнение: Вы как всегда глубоко ошибаетесь, мой дорогой палеонтолог, казахи - смесь западных и восточных кочевых тюркских племен. оседлые тюркские этнические группы в этногенезе казахов участия пркатическим не принмали, не говоря уже о находящихся за три-девять земель шивэях. Если считать что оседлых тюрков не было, то конечно да. Но в казахском языке очень много есть влияние из языков оседлых тюрков тоже. (т.е. уже имевшего оседлого образа жизни - это современные татары, уйгуры и узбеки которые были оседлыми и оказывали много влиянии в обычае, культуре и языке казахского народа) А значительная часть казахов - это окипчакизированные халха-монголы, с этим нельзя спорить. Одно только то что название крупных племенных названий казахов исключительно монгольские (т.е. халха-монгольские) это говорить вообще об исключительном влияния монголов. Т.е. завоеватели монголы (халха-монголы) на месте дешти-кипчакских племен образовали новую тюрко-монгольскую общность под новым названием из монгольских племен (хэрэйд, жалайр, найман, хонхирад, уйсун, хатагин и т.п.). В 10.03.2013 в 09:44, АксКерБорж сказал: Мое мнение:У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак). Только юристы-маньчжуроведы так и думают, потому что у них знание не так уж высоко. Обычно знают только русский язык, и казахского по малу, и всю ту сочиненную монголами для казахов раннюю легенду за истину считают и верят наивно. И разъяренно отрицают что значительная их часть имеют прямое отношение с халха-монголами, потому что они же окипчакизированные халха-монголы. :lol: Вот так стоит дело дорогой юрист-маньчжуровед! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 10 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2013 В 10.03.2013 в 13:09, enhd сказал: А значительная часть казахов - это окипчакизированные халха-монголы, с этим нельзя спорить. Одно только то что название крупных племенных названий казахов исключительно монгольские (т.е. халха-монгольские) это говорить вообще об исключительном влияния монголов. Т.е. завоеватели монголы (халха-монголы) на месте дешти-кипчакских племен образовали новую тюрко-монгольскую общность под новым названием из монгольских племен (хэрэйд, жалайр, найман, хонхирад, уйсун, хатагин и т.п.). Как всегда огульное утверждение. Халха, шивеи появились в нынешней Монголии спустя 2 века после Чингизхана. Монголизация восточных тюрков на территории Монголии началась только с этого времени. Найманы ранее назывались Сегиз Огур, в отличие от Он Огур (венгры). Ни жалаир, ни конырат, ни уйсун не имеют никакого отношения к халха. И что за слабые немощные были монгольские племена, если сплошь и рядом окипчакизированные халха-монголы, что составили около половины казахов? Все ваши доводы заключаются в том, что вам так хочется, и все! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 13 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2013 В 10.03.2013 в 09:44, АксКерБорж сказал: Мое мнение: У халха родоплеменного разделения, вероятно, не было по природе, т.к. это исконно лесной народ собирателей и охотников, не знавший кочевых и степных традиций, но действительно как обширная масса вышедшая из таежных лесов Приамурья и занявшая опустевшую после тюрков степь и ассимилировавшая там их значительные остатки (калмак). АксКерБорж, прошу обратить внимание на ссылку, и комментарии Мокштакова по поводу тюрков и монголов: http://turan.info/forum/showthread.php?t=3140&page=27 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 13 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2013 В 09.02.2013 в 03:06, АксКерБорж сказал: Нет, не в таком духе. Прикинув что к чему предполагаю, что это касается наверно не всех форм существительных. Такая форма вокализма не присуща, например, притяжательным существительным родит. падежа. На упомянутых примерах: правильно: төбем - не скажешь: төбөм (мой холм, моя вершина, моя макушка, мой потолок и т.д.) правильно: көкем - не скажешь: көкөм (мой отец, мой дядя) правильно: жұлдызым - не скажешь: жұлдұзым (моя звезда) правильно: құндызым - не скажешь: құндұзым (мой бобер) правильно: түндігім - не скажешь: түндүгім (мой дымник /юрты/) Или все таки так произносят? Вы переписываетесь сами с собой?))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 13 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2013 В 09.02.2013 в 03:09, bek_nur сказал: южные казахи - только Южно Казахстанская область? В Таразе, Кызылорде тоже так матюгаются? С чем связана повальная вооруженность огнестрелом школьников ЮКО? нет, конечно, южные казахи это ЮКО, Кызылорда, Тараз, казахи Узбекистана... впрочем семиреченские казахи тоже южные (географически) матюгаются таким образом в только в ЮКО. насчёт огнестрела не знаю - но если есть вооруженность значит это бездействие и слабость властей... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 13 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 13 марта, 2013 В 09.02.2013 в 03:28, АксКерБорж сказал: Высскажу свое мнение. Нет конечно, не ЮКО. По различиям в говоре, в традициях, в культуре (даже в музыкальных традициях), в хозяйстве и быту (которые напрямую зависят от природно-климатических условий регионов) и возможно даже в родоплеменной структуре что вызвало потребность создания трех жузов (в смысле разные происхождения и история), и несмотря на существующие четыре стороны света , обычно принято подразделять страну и народ на три региона: Прим: в границах между ними излагаю все достаточно приблизительно + сюда же территориально примыкают районы соседних государств, населенные казахами: Запдный регион - Уральская область целиком; Западно-Казахстанская область целиком; Мангыстауская область целиком; Актюбинская область целиком; западные районы Костанайской области и Торгай; западные районы Кызылординской и бывшей Жезказганской областей. Южный регион - Кызылординская область за исключением ее крайних северо-западных районов, граничащих с Западным регионом; Южно-Казахстанская область целиком; южные районы бывшей Жезказганской и Карагандинской областей; Жамбылская область целиком; Алматинская область целиком; бывшая Талды-Корганская область целиком; южные районы бывшей Семипалатинской области и Восточно-Казахстанской области. Северо-Восточный регион - все остальное, это восточные районы Костанайской области, примыкающие к бывшей Кокшетауской области; северные районы Карагандинской и бывшей Семипалатинской областей и целиком Северо-Казахстанская, Акмолинская (с Кокшетауом), Павлодарская области. вообще-то все это деление условно. талдыкоргансике и алматиснкие казахи противопоставляют себя остальному югу, называя себя часто севером. Восточно-казахстанцев тоже достаточно далеки от акмолицев, чтобы объединять в одноу группу в целом все эти различия мелки - по большому счету. но тот кто хочет найти различия их найдет... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2013 В 13.03.2013 в 08:26, Aldar-Kose сказал: вообще-то все это деление условно. Конечно условное, ведь нет соответствующих административно-территороиальных единиц как хотя-бы жузы, как нет и соответствующих этнических групп. Но в реальности все это имеет место быть, что подтверждается отличиями в менталитете, родо-племенном составе, традициях и обычаях, языке и прочем. В 13.03.2013 в 08:26, Aldar-Kose сказал: талдыкоргансике и алматиснкие казахи противопоставляют себя остальному югу, называя себя часто севером. Аха, а для кыргызов уйгуры южане, а для уйгуров тибетцы, для тибетцев хиндусы. А мы павлодарские южане для омских, тюменских и новосибирских казахов. В 13.03.2013 в 08:26, Aldar-Kose сказал: Восточно-казахстанцев тоже достаточно далеки от акмолицев, чтобы объединять в одноу группу Я не ошибся, акмолинский регион и северные районы бывшей Семипалатинской области (ныне формально ВКО, это от Семея на север) действительны одинаковы во всем, т.е. в одной условной группе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 В 10.03.2013 в 05:50, enhd сказал: Вообще-то казахи это смесь всех тюркоязычных и ещё окипчакизированных халха-монголов. Потому что в казахском языке можно найти очень многие тюркские слова и древние и из разных языков сохранились - это есть доказательство смешения разных тюркских народов. И также в казахском сравнительно много монгольских слов которые даже у тюркских народов которые живут бесконечно многие лет вместе с монголами нету - это есть доказательство что часть казахов окипчакизированные халха-монголы. Сейчас насчет: турау - кесу (о приготовленном мясе, хлебе и др. - резать, нарезать) доораа(р) - это нарезать на мелькие, маленькие куски, на тывинском кезе(р) - просто резать, нарезать - на тывинском. Мое мнение: казахи - смесь многочисленных тюркских народов, и ещё примесь окипчакизированных халха-монголов. халха - смесь многочисленных монгольских народов, и ещё многие ассимилировнных тюркских народов. Уважаемый Енхд, С чего взяли, что в казахском языке много монголизма? У Вас степень ученого лингвиста? Получается, что халха слабы духом и ниже культурой ежели окипчакизировались? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 В 17.03.2013 в 12:28, АксКерБорж сказал: Конечно условное, ведь нет соответствующих административно-территороиальных единиц как хотя-бы жузы, как нет и соответствующих этнических групп. Но в реальности все это имеет место быть, что подтверждается отличиями в менталитете, родо-племенном составе, традициях и обычаях, языке и прочем. Аха, а для кыргызов уйгуры южане, а для уйгуров тибетцы, для тибетцев хиндусы. А мы павлодарские южане для омских, тюменских и новосибирских казахов. Я не ошибся, акмолинский регион и северные районы бывшей Семипалатинской области (ныне формально ВКО, это от Семея на север) действительны одинаковы во всем, т.е. в одной условной группе. при желании можно найти различия и между близнецами... насчёт талдыкорганцев не сичтающих себя южанами - там действительно большие различия - больше чем между ЮКО и Мангыстау. Однозначно. но все рвно различия мелки для такой территории и населения - просто Вы их сами выкапываете для подтверждения своих теорий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 В 18.03.2013 в 13:25, Aldar-Kose сказал: при желании можно найти различия и между близнецами... насчёт талдыкорганцев не сичтающих себя южанами - там действительно большие различия - больше чем между ЮКО и Мангыстау. Однозначно. но все рвно различия мелки для такой территории и населения - просто Вы их сами выкапываете для подтверждения своих теорий. 1. Вы утрируете. И почему Вы боитесь различий? Я считаю, что разнообразие это богатство, а однообразие навевает соответствия с инкубатором. Для примера, русский народ несмотря на его многочисленность и широкую расселенность почти не имеет региональных отличий, не считая тех, что связаны с местными народами. 2. Это по моему различия уже внутри трех основных групп. 3. Сами судите мелки они или нет, если казахов порядка в 10 раз меньше русских по численности и расселены казахи на площади порядка в 10 раз меньше площади занимаемой русскими, но имеют различия во всех сферах жизни - в языке (все примеры в этой же теме), в традициях и обычаях, в повериях, в музыкальном творчестве, в быту, хозяйствовании, в одежде и т.д. и т.п. Это не мелочь, но в этом нет ничего удивительного, т.к. народ составился по моему большому убеждению (которое я и излагаю на форуме) из трех же основных тюркских групп, почти соответствующих трем бывшим жузам и трем современным группам различий: 1) это тюркские племена южных и смежных областей; 2) тюркские племена западных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда обезличенно называют команами, половцами, кипчаками); 3) тюркские племена восточных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда несправедливо называют татарами и/или монголами ). А утверждения об участии в этногенезе казахов монголоязычных народов считаю ничем не подтвержденным и самое главно раздутым мифом! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tal-ad-din Опубликовано 18 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2013 В 18.03.2013 в 13:44, АксКерБорж сказал: 1. Вы утрируете. И почему Вы боитесь различий? Я считаю, что разнообразие это богатство, а однообразие навевает соответствия с инкубатором. Для примера, русский народ несмотря на его многочисленность и широкую расселенность почти не имеет региональных отличий, не считая тех, что связаны с местными народами. 2. Это по моему различия уже внутри трех основных групп. 3. Сами судите мелки они или нет, если казахов порядка в 10 раз меньше русских по численности и расселены казахи на площади порядка в 10 раз меньше площади занимаемой русскими, но имеют различия во всех сферах жизни - в языке (все примеры в этой же теме), в традициях и обычаях, в повериях, в музыкальном творчестве, в быту, хозяйствовании, в одежде и т.д. и т.п. Это не мелочь, но в этом нет ничего удивительного, т.к. народ составился по моему большому убеждению (которое я и излагаю на форуме) из трех же основных тюркских групп, почти соответствующих трем бывшим жузам и трем современным группам различий: 1) это тюркские племена южных и смежных областей; 2) тюркские племена западных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда обезличенно называют команами, половцами, кипчаками); 3) тюркские племена восточных степных и смежных областей (этих почти все и почти всегда несправедливо называют татарами и/или монголами ). А утверждения об участии в этногенезе казахов монголоязычных народов считаю ничем не подтвержденным и самое главно раздутым мифом! Все верно. Я согласен с Вами. Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел. Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО. Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов? При погребении человека, когда закалывают коня на поминки, как происходит у казахов младшего и старшего жузов? У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2013 В 18.03.2013 в 14:34, tal-ad-din сказал: Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел. Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО. Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов? Уважаемый Тal-ad-din, у нас это называется "нан ауыз тию" (отведать хлеба, а букв: чтобы хлеб коснулся губ) - если ты торопишься, то можешь и не садиться за стол, но отломить кусочек хлеба и вкусить его обязан. В 18.03.2013 в 14:34, tal-ad-din сказал: У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров. Очень интересная традиция. У нас в северных районах области устанавливают две вертикальные доски, у ног и у изголовья, на последнюю наносят надпись. В других районах области устанавливают только одну у изголовья, но обязательно вместе с ней шест "бой", которым измеряли длину тела умершего. Старым женщинам кладут в могилу их волосы и ногти, завернув в материю, которые они не выбрасывали и собирали по жизни (правда современные так не делают и все бросают в мусор). Не вышедшим замуж женщинам ложат вместе их личную одежду и личные вещи. Различаются и способы захоронения - просто яма, с подбоем (лакат) и др., покрытие их бревнами, кирпичами и др. Короче масса особенностей. Особо интересно установление у изголовья шеста. Я считаю это отголоском старой казахской традиции, смысл которой ныне забыт, но отмечен в письменных документах. Раньше казахи втыкали в свежую могилу у изголовья деревяный шест, после закапывания его вытаскивали, чтобы в первые дни сохранялось отверстие для тех случаев, когда человек неожиданно оживал и чтобы смог дышать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2013 Вот это известие: "Могилу устраивают киргизцы всегда так, чтобы над трупом оставалось полое место и чтобы вовнутрь оного было с поверхности небольшое отверстие, почему, выкопав яму и подрыв ее вбок, поставляют род пещеры или застилают могилу сверху хворостом и войлоками; а потом уже заваливают землею. С той стороны, куда покойника кладут головою, втыкают жердь, дабы по вынятии оной могло остаться желаемое отверстие. Прежде в оное отверстие опускались в глубину могилы от убитых на тризне скотин лучшие куски мяса и снаряды, доставляемые от родственников в память покойному" (Я.П.Гавердовский, 1803 г. ИКВРИ, Т.5, стр.465) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 19 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2013 В 18.03.2013 в 14:34, tal-ad-din сказал: Все верно. Я согласен с Вами. Интересно, когда Вамбери описывал хивинских узбеков он писал: что когда приходят в гости то обязательно накрывают на стол и хотя бы кусочек хлеба ты должен вкусить, несмотря по какому поводу ты пришел. Точно такой же обычай сохранялся до современного времени у нас (Найманов, Аргынов) в ВКО. Существовали ли такой обычай у казахов старшего и малого жузов? При погребении человека, когда закалывают коня на поминки, как происходит у казахов младшего и старшего жузов? У нас например, опять же до незопамятных времен старались голову коня положить на могилу а остальные кости сжигают. Практически в один в один как описал Карпини про погребении татаров. в младшем джузе есть такой обычай под названием нан ауызтеу сейчас правда вместо хлеба дают все что есть дома конфеты, печенье , фрукты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 19 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2013 В 19.03.2013 в 04:16, АксКерБорж сказал: Уважаемый Тal-ad-din, у нас это называется "нан ауыз тию" (отведать хлеба, а букв: чтобы хлеб коснулся губ) - если ты торопишься, то можешь и не садиться за стол, но отломить кусочек хлеба и вкусить его обязан. Очень интересная традиция. У нас в северных районах области устанавливают две вертикальные доски, у ног и у изголовья, на последнюю наносят надпись. В других районах области устанавливают только одну у изголовья, но обязательно вместе с ней шест "бой", которым измеряли длину тела умершего. Старым женщинам кладут в могилу их волосы и ногти, завернув в материю, которые они не выбрасывали и собирали по жизни (правда современные так не делают и все бросают в мусор). Не вышедшим замуж женщинам ложат вместе их личную одежду и личные вещи. Различаются и способы захоронения - просто яма, с подбоем (лакат) и др., покрытие их бревнами, кирпичами и др. Короче масса особенностей. Особо интересно установление у изголовья шеста. Я считаю это отголоском старой казахской традиции, смысл которой ныне забыт, но отмечен в письменных документах. Раньше казахи втыкали в свежую могилу у изголовья деревяный шест, после закапывания его вытаскивали, чтобы в первые дни сохранялось отверстие для тех случаев, когда человек неожиданно оживал и чтобы смог дышать. младшем джузе раньше на могиле у изголовья ставили вертикальные каменные стеллы с надписями на арабском а именно цитаты из корана. также есть два вида могил Мекканский и Мединский в зависимости от земли. В Атырау на могилах видел трех угольную крышу и с знаменем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2013 В 10.02.2013 в 07:45, АксКерБорж сказал: АС (сущ: 1. пища 2. поминки) - АС (глаг: 1. свари, приготовь /пищу/ 2. подвесь, подвешай, приладь /қазан-котёл над очагом, треногой/ и т.д.; неопр. форма гл: асу) БАҚ (сущ: высшое счастье) - БАҚ (глаг: паси; присматривай, ухаживай, заботься /за скотом/, т.е. как скотоводство высшее счастье кочевника; неопр. форма гл. бағу) БАС (сущ: главный, старший, глава, начальник, верхняя часть, вершина) - БАС (глаг: дави, задави, наложи, наступи, угнети и т.д., т.е. старшинство, главенство как результат давления, угнетения, подавления; неопр. форма гл. басу) БАТЫР (сущ: богатырь, силач) - БАТЫР (глаг: сделай очень больно, чересчур сильно, придави, подави, погрузи, утопи или воздействуй /избей, поколоти/ сильно, очень, чрезмерно, чересчур сильно, больно, типа "перегнуть палку"; неопр. форма гл. батыру) БЕК (сущ: сословный титул «бек») – БЕК (глаг: укрепи, упрочь, утверди, санкционируй и т.д.; устар?, т.к. совр. неопр. форма гл. бекіту) БОС (сущ: свобода) - БОС (глаг: беги, сбеги, сбежи; неопр. форма гл. босу - покидать насиженные места, бежать, разбегаться; т.е. свобода как результат ухода, бегства от кого-либо) БӨЛ/е (сущ: дети родных сестёр) - БӨЛ (глаг: дели, разделяй /их род, происхождение/ и т.д.; т.к. это не кровники, а как правило всегда дети разного происхождения, племени) ЕС (сущ: разум, сознание, мысли, ум, память) - ЕС (глаг: свей, вей; неопр. форма гл. есу - свивать, вить; свитый клубок мыслей, что-то вроде того) ЖАЗ (сущ: лето, пригожее время) - ЖАЗ (глаг: 1. разверни, разогни, разложи 2. вылечи /сравни ниже с антонимом «қыс» - зима; неопр. форма гл. жазу) ЖАН (сущ: душа, дух) - ЖАН (глаг: сгори, истлей; неопр. форма гл. жану) ЖАР (сущ: яр) - ЖАР (глаг: расколи, рассеки, прорежь, прорви; т.к. «яр/жар» – это результат и это две части расколотого, рассеченого общего целого, чаще относится к высоким берегам рек/; неопр. форма гл. жару) ЖАР (сущ: супруг, супруга) – аналогично, как результат и это две части общего целого ЖАР (сущ: клич, оповещение) – аналогично, рассекать воздух громким кличем? ЖҰТ (сущ: джут, массовый мор, падёж скота от бескормицы, ледяной корки на пастбищах) – ЖҰТ (глаг: проглоти, поглоти, глотай, сожри, пожирай; неопр. форма гл. жұту) КЕР/еге (сущ: раздвижные решетчатые деревянные стены юрты) - КЕР (глаг: растяни, расправь, раздвинь и т.д.; неопр. форма гл. керу) КИГІЗ, КИІЗ (сущ: войлок, кошма из овечьей шерсти) - КИГІЗ (глаг: одень, надень /кошму на юрту/6 покрой юрту кошмой; неопр. форма гл. кигізу) КӨШ (сущ: кочёвка) - КӨШ (глаг: кочуй, перекочуй и т.д.; неопр. форма гл. көшу) КҮЙ (сущ: мелодия) - КҮЙ (глаг: горюй, печалься; неопр. форма гл. күйу) ҚАЛ (сущ: родинка, родимое пятно) - ҚАЛ (глаг: останься /на постоянно, на всю жизнь/; неопр. форма гл. қалу) ҚАЛА (сущ: город) - ҚАЛА (глаг: возведи, сооруди, сложи, выложи и т.д.; неопр. форма гл. қалау) ҚАН, ХАН (сущ: сословный титул «хан») - ҚАН (глаг: насыться, испытай удовлетворение, утоли прихоть, наслаждение в полной мере /до кондиции))) властью/; неопр. форма гл. қану) ҚАНЖАР (сущ: кинжал) - ҚАН ЖАР(словосочетание: сущ. қан – кровь + глаг: жар - заколи, расколи, рассеки, прорежь; неопр. форма гл. жару, см: выше) ҚАР (сущ: снег) - ҚАР (глаг: обожги холодом, морозом, стужей, обморозь, отморозь; неопр. форма гл. қару, сюда же вероятно относится другое сущ. ҚАРУ – холодное оружие) ҚИ сущ: слежавшийся, уплотнившийся и затвердевший в загонах овечий помет, который каждой весной нарезают большими квадратными кусками и сушат - тезек/кизяк/ в качестве топлива) - ҚИЙ(глаг: нарежь, срежь, наруби, насеки) ҚОР (сущ: неприкосновенный запас, «НЗ»))), резерв, фонд) - ҚОР (глаг: охраняй, карауль, сохраняй /и лишь от них уже как производное «ҚОРЫҚ» – заповедник или нетронутые пастбища/; неопр. форма гл. қору) ҚОС (сущ: 1. войско, армия 2. военный стан 3. военная походная юрта) - ҚОС (глаг: прибавь, добавь, сложи, причисли, приплюсуй, соедини, соединяй, воссоедини и т.д.; неопр. форма гл. қосу) ҚҰМ (сущ: песок) – измен? КӨМ (глаг: закопай, зарой, захорони; неопр. форма гл. көму) ҚҰРТ (сущ: червь, в др. тюркских: волк) - ҚҰРТ (глаг: истреби, уничтожь и т.д.; неопр. форма гл. құрту- Подохдит к обоим значениям; Червь и Волк) ҚҰРЫЛ-тай (сущ: Учредительный, первый съезд, собрание) - ҚҰР, ҚҰРЫЛ (глаг: устрой, установи, сформируй, образуй, учреди; неопр. форма гл. құру) ҚЫР (1. степь 2. ровная грань) - ҚЫР (глаг: соскобли, выскобли, сбрей, выбрей и т.д., т.е. результат этих действий – ровная и гладкая поверхность; неопр. форма гл. қыру) ҚЫС (сущ: зима) - ҚЫС (глаг: 1. зажми, сожми, сдави 2. перен: прижми к стенке, поставь в безвыходное положение /сравни выше с антонимом «жаз» - лето; неопр. форма гл. қысу) ӨШ (сущ: месть) - ӨШ (глаг: погаси, стери, уничтожь, затуши /из жизни вообще или хотя-бы из своей жизни)))); неопр. форма гл. өшу) САЛ (сущ: плот) - САЛ (глаг: поклади, положи, построй, сооруди и т.д.; неопр. форма гл. салу) СОР (сущ: солончаковое горькое озеро) - СОР (глаг: засоси, затяни /в топь, в солончак/ и т.д.; неопр. форма гл. сору) ТАЛ (сущ: ива) - ТАЛ (глаг: изогнись, ослабни, онемей, устань, т.е. легко гнущийся; неопр. форма гл. талу) ТАМ/ғы (сущ: выжженное клеймо, тавро, метка) – ТАМҒЫЗ, ТАМУ, ТАМЫЗ (глаг: выжги; неопр. форма гл. тамызу) ТОЙ (сущ: 1. празднество с угощением 2. свадьба как празднество с угощением) - ТОЙ (глаг: наешься, насыться и т.д.; неопр. форма гл. тою) ТІС (сущ: зуб, зубы) - ТІЗ (глаг: нанизь в ряд, по порядку, т.е. от «нанизывать»)))); построй, выложи в ряд и т.д.; неопр. форма гл. тізу) ҰР/ан (сущ: боевой клич «ура») - ҰР (глаг: бей, избей, ударь, поколоти и т.д.; неопр. форма гл. ұру) ҮЙ (сущ: дом, жилище) - ҮЙ (глаг: награмозди, навали, свали в кучу и т.д., т.е. сооруди, построй; неопр. форма гл. үйу) ІШ (сущ: живот) - ІШ (глаг: ешь, пей, наешься, насыться; неопр. форма гл. ішу) ШАШ (сущ: волосы) - ШАШ (глаг: рассыпь, разметай, распусти; неопр. форма гл. шашу) Эврика! Моя версия начинает подтверждаться обнаруженными в казахском языке значениями, передающими результат выше перечисленных действ: Например: БАТЫР (батыру) - БАТЫРАК (рус. батрак) - своего рода результат батырства, подневольный ЖАР (жару) - ЖАРАК - рана, травма ЖҰТ (жуту) - ЖАТАК - обедневшие от жута, т.е. бескормицы, массового падежа скота и вызванного им голода (но почему-то считалось, что "жатак" происходит от слова "жату" - лежать, лежебоки. Лежебок в казахском кочевом обществе не было!) ҚҰРТ (курту) - КОРТЫК - короткий, куцый, коротыш, обрубок ҚЫС (кысу) - КЫСКА - короткий, сжатый, скукоженный СОР (сору) - СОРЛЫ - бедняга, горемыка, несчастный 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 12 апреля, 2013 Модераторы Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2013 Интересный факт - оказывается первыми языками, побывавшими в космосе были казахский и русский!Первые спутники снабжались пакетом с данными, на котором было написано «Жолдастар! Мына пакеттi кiм тапса жакын жердегi жергiлiктi советке табыс етiлciн». Все очень просто, место приземления капсулы могло быть не в планируемой точке. И поскольку это были казахские степи до капсулы могли быстрее добраться не поисковики из Байконура, а какой-нибудь казахский чабан. Житель аула мог и не владеть русским, поэтому надпись и сделана на казахском.И только потом в космосе физически побывали английский, французский, китайский, японский и все прочие языки.Так что имеем право всем показать язык в этот день, казахский язык первым был в космосе!Фото сделано в национальном аэрокосмическом музее в городе Вашингтон.Источник: http://www.facebook.com/photo.php?fbid=10152711928005543&set=a.10151016160105543.772304.614575542&type=1&ref=nf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
dovuki Опубликовано 12 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2013 күй-печаль,мелодия это монголизм от уйдвр-печаль,грусть,тоска,здесь корень слова уйд жан-душа в монгольских соответствует заң-характер,нрав,поведение,повадка сор-соленный соответствует шор-соленный,пересоленный үр-отругать уурлх-отругать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 12 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2013 Скорее наоборот Как и ваш эпос Джангыр - один из последних каганов "кок тюрков" с одноименным именем Джангыр, отчаяно пытавшигося сохранить народ "эль" и найти лучшие земли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 12 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 12 апреля, 2013 Интересно, знают ли в правительстве КЗ о данном факте.., наверно нет, ато бы быстренько сей факт запечатлили в учебниках школьного образования Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться