Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

Надо матюкаться по-казахски, а не шешен, тогда и поздрения отпадут. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо "әкеңді" и "атаңды" - это разрешается, потому что матерящий сам и отец и дед в опреденном возрасте, но с мамой не надо ничего делать и говорить, это святое. У нас это не принято, грубо и похабно. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо "әкеңді" и "атаңды" - разрешается, потому что матерящий сам и тот и этот, но с мамой не надо ничего делать и говорить, это святое. B)

а отец это не святое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а отец это не святое?

Нет конечно, если ты сам отец и ата, вы же не святой сам для самого себя (или да? :unsure: ), тоже самое было с отцом, дедом и другими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет конечно, если ты сам отец и ата, вы же не святой сам для самого себя (или да? :unsure: ), тоже самое было с отцом, дедом и другими.

у отца разве нету отца? для него отец не святой?

по-моему вы гоните

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у отца разве нету отца? для него отец не святой?

по-моему вы гоните

Вы в который раз показываете народу свою бескультурность применяя выражения гоните, бред, дурачество, вы же не на барахолке в Чимкенте.

В который раз вам повторяю - казахам материть мать чуждо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы в который раз показываете народу свою бескультурность применяя выражения гоните, бред, дурачество, вы же не на барахолке в Чимкенте.

В который раз вам повторяю - казахам материть мать чуждо!

1. барахолка не в Шымкенте, а в Алмате

2. это вы применяете выражения и гоните:

АКБ:

Надо "әкеңді" и "атаңды" - это разрешается, потому что матерящий сам и отец и дед в опреденном возрасте, но с мамой не надо ничего делать и говорить,

лучше давайте удалим бессмысленные споры

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... казахам материть мать чуждо!

И нетолько казахам. Монголам было чуждо. И ныне не ругаются матом по монгольски. Если уж материться то по русски, многие даже незная что означает слово. От русских остались этот русскый мат, и водка. Руский язык знают в основном люди старшего поколения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заимстования норма, когда нет соответствующих понятий в языке, но когда они есть, то зачем засорять и портить язык предков? Неужто Абылай хан останавливаясь с войском на привал объявлял всем "Аялдама!" :)

причем тут привал или конец похода и автобусная остановка?

чем богаче язык тем улчше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо "әкеңді" и "атаңды" - это разрешается, потому что матерящий сам и отец и дед в опреденном возрасте, но с мамой не надо ничего делать и говорить, это святое. У нас это не принято, грубо и похабно. B)

те кого чатсо называют "сартами" тоже стараются не матерится по матери.

Узбеки считают, чо казахи слишком чатсо в грубой форме используют слово "шешен". Причиной тому, что южные казахи более патриархальны - для них оскорбить по матери не так стршано как по отцу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДОП:

құда қаласа, бұйыртса - құдай жазса, алла жазса, тәңірі қолдаса (если даст бог)

не елің? нәсілің кім? - руың кім? қай сүйегтенсің? (какого ты роду - племени?)

жаңағы - не ғой (часто используемые в речи слова - паразиты)

ДОП:

құдайы, құдай мал (жертвоприношение; скот, предназначенный для жертвоприношения) - құрмалдық (жертвоприношение в честь спасения от болезни, несчастного случая или от смерти)

Прим: вероятно "құрмалдық" от "құрбандық/құрмандық" - доосмысливание включением слова "мал" (скот)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аялдама нормальный перевод.

Онлайн словарь почему-то дает такие объяснения двум составным частям этого слова (аял + дама):

Аял - промедление; задержка; передышка

Дама - замужняя женщина; дама; старая дева; карточная дама

:D шучу конечно, но в словаре именно так, но не по другому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С учетом этого хотелось бы еще отметить некоторые фонетические различия двух регионов

(левый столбец – южная, правый столбец - сев-каз.+ юго-зап. Сибирь, в скобках значение на русском):

Например (в этом фонетика сев-каз. говора ближе по моему к кыргызскому):

төбе - төбө (холм, вершина, макушка. потолок и т.д.)

көке - көкө (диал: отец, дядя)

көтек - көтөк (межд: внезапный испуг или удивление, словечко женщин и бабушек) :D

жұлдыз - жұлдұз (звезда)

құндыз - құндұз (бобер)

күндіз - күндүз (днем)

түндік - түндүк (дымник юрты)

и т.д. в таком духе.

Нет, не в таком духе. :osman6ue: Прикинув что к чему предполагаю, что это касается наверно не всех форм существительных. Такая форма вокализма не присуща, например, притяжательным существительным родит. падежа.

На упомянутых примерах:

правильно: төбем - не скажешь: төбөм (мой холм, моя вершина, моя макушка, мой потолок и т.д.)

правильно: көкем - не скажешь: көкөм (мой отец, мой дядя)

правильно: жұлдызым - не скажешь: жұлдұзым (моя звезда)

правильно: құндызым - не скажешь: құндұзым (мой бобер)

правильно: түндігім - не скажешь: түндүгім (мой дымник /юрты/)

Или все таки так произносят?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

те кого чатсо называют "сартами" тоже стараются не матерится по матери.

Узбеки считают, чо казахи слишком чатсо в грубой форме используют слово "шешен". Причиной тому, что южные казахи более патриархальны - для них оскорбить по матери не так стршано как по отцу.

южные казахи - только Южно Казахстанская область? В Таразе, Кызылорде тоже так матюгаются?

С чем связана повальная вооруженность огнестрелом школьников ЮКО?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДОП:

құдайы, құдай мал (жертвоприношение; скот, предназначенный для жертвоприношения) - құрмалдық (жертвоприношение в честь спасения от болезни, несчастного случая или от смерти)

Прим: вероятно "құрмалдық" от "құрбандық/құрмандық" - доосмысливание включением слова "мал" (скот)?

ДОП:

Х - Қ:

Хабар (известие, весть), Халық (народ), Етхана (кладовка для мяса), Хал (состояние) - соответственно: Қабар, Қалық, Етқана, Қал

и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

южные казахи - только Южно Казахстанская область? В Таразе, Кызылорде тоже так матюгаются?

Высскажу свое мнение. Нет конечно, не ЮКО. По различиям в говоре, в традициях, в культуре (даже в музыкальных традициях), в хозяйстве и быту (которые напрямую зависят от природно-климатических условий регионов) и возможно даже в родоплеменной структуре что вызвало потребность создания трех жузов (в смысле разные происхождения и история), и несмотря на существующие четыре стороны света :) , обычно принято подразделять страну и народ на три региона:

Прим: в границах между ними излагаю все достаточно приблизительно + сюда же территориально примыкают районы соседних государств, населенные казахами:

Запдный регион - Уральская область целиком; Западно-Казахстанская область целиком; Мангыстауская область целиком; Актюбинская область целиком; западные районы Костанайской области и Торгай; западные районы Кызылординской и бывшей Жезказганской областей.

Южный регион - Кызылординская область за исключением ее крайних северо-западных районов, граничащих с Западным регионом; Южно-Казахстанская область целиком; южные районы бывшей Жезказганской и Карагандинской областей; Жамбылская область целиком; Алматинская область целиком; бывшая Талды-Корганская область целиком; южные районы бывшей Семипалатинской области и Восточно-Казахстанской области.

Северо-Восточный регион - все остальное, это восточные районы Костанайской области, примыкающие к бывшей Кокшетауской области; северные районы Карагандинской и бывшей Семипалатинской областей и целиком Северо-Казахстанская, Акмолинская (с Кокшетауом), Павлодарская области.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АС (сущ: 1. пища 2. поминки) = АС (глаг: 1. свари, приготовь /пищу/ 2. подвесь, подвешай, приладь /«қазан» – котёл на очаге, на треноге/ и т.д.)

БАС (сущ: главный, старший, глава, начальник, верхняя часть, вершина) = БАС (глаг: дави, задави, наложи, наступи, угнети и т.д.)

БАТЫР (сущ: богатырь, силач) = БАТЫР (глаг: сделай очень больно, чересчур сильно, придави, подави, погрузи, утопи или воздействуй /избей, поколоти/ сильно, очень, чрезмерно, чересчур сильно, больно, типа "перегнуть палку"))))

БЕК (сущ: сословный титул «бек») – БЕК (устар.? глаг: укрепи, упрочь, утверди, санкционируй и т.д.)

БӨЛ/е (сущ: дети родных сестёр) = БӨЛ (глаг: дели, разделяй /их род, происхождение/ и т.д.)

ЖАЗ (сущ: лето) = ЖАЗ (глаг: 1. разверни, разогни, разложи 2. вылечи /сравни с антонимом «қыс» - зима, см: ниже/ и т.д.)

ЖАН (сущ: душа, дух) = ЖАН (глаг: сгори, истлей)

ЖАР (сущ: яр) = ЖАР (глаг: расколи, рассеки, прорежь, прорви /как известно «Яр/Жар» – это результат и это две части расколотого, рассеченого общего целого, чаще относится к высоким берегам рек/ и т.д.)

ЖҰЛДЫЗ (сущ. звезда) – ЖОЛДЫ-З (путеводитель, от Жол – дорога, путь)

ЖҰРТ (сущ: падёж скота от ледяной корки на пастбищах) – ЖҰТ (глаг: проглоти, поглоти, глотай, сожри, пожирай и т.д.)

КЕР/еге (сущ: раздвижные, распрямляемые решетчатые стены юрты) = КЕР (глаг: растяни, расправь, раздвинь и т.д.)

КӨШ (сущ: кочёвка) = КӨШ (глаг: кочуй, перекочуй и т.д.)

КҮЙ (сущ: мелодия) = КҮЙ (горюй, печалься)

ҚАЛ (сущ: родинка, родимое пятно) = ҚАЛ (глаг: останься /на всю жизнь, типа того.../)

ҚАЛА (сущ: город) = ҚАЛА (глаг: возведи, сооруди, сложи, выложи и т.д.)

ҚАН (сущ: сословный титул «хан») = ҚАН (глаг: насыться, испытай удовлетворение, утоли прихоть, наслаждение в полной мере или до кондиции))))

ҚАР (сущ: снег) = ҚАР (глаг: обожги холодом, морозом и т.д.)

ҚОР (сущ: неприкосновенный запас – НЗ)))), резерв, фонд) = ҚОР (глаг: охраняй, карауль, сохраняй /и лишь от них уже как производное «қорық» – заповедник или нетронутые пастбища/ и т.д.)

ҚОС (сущ: 1. войско 2. военный стан 3. военная походная юрта) = ҚОС (глаг: прибавь, добавь, сложи, причисли, приплюсуй, соедини, соединяй, воссоедини и т.д.)

ҚҰРТ (сущ: червь, в др. тюркских: волк) = ҚҰРТ (глаг: истреби, уничтожь и т.д.)

ҚҰРЫЛ-тай (глаг. страд.: құрылу - построиться, сформироваться, образоваться, учреждаться; құрыл - ...учредись, о первом, т.е. учредительном собрании или съезде, от которого казахское заимствование в монгольских Хурал - собрание);

ҚЫР (1. степь 2. ровная грань) = ҚЫР (глаг: соскобли, выскобли, сбрей, выбрей и т.д., т.е. выравняй))))

ҚЫС (сущ: зима) = ҚЫС (глаг: 1. зажми, сожми, сдави 2. перен: прижми к стенке, поставь в безвыходное положение /сравни с антонимом «жаз» - лето, см: внизу/ и т.д.)

ӨШ (сущ: месть, мщение) = ӨШ (глаг: погаси, стери, уничтожь, затуши /из жизни вообще или хотя-бы из своей жизни))))

САЛ (сущ: плот) = САЛ (глаг: поклади, положи, построй, сооруди и т.д.)

СОР (сущ: солончаковое горькое озеро) = СОР (глаг: засоси, затяни /в топь, в солончак/ и т.д.)

ТАМҒЫ (сущ: выжженное клеймо, метка) = ТАМҒЫ (глаг: выжги)

ТОЙ (сущ: 1. празднество с угощением 2. свадьба как празднество с угощением) = ТОЙ (глаг: наешься, насыться и т.д.)

ТІС (сущ: зуб, зубы) = ТІС (глаг: нанизь в ряд, т.е. от «нанизывать»)))); построй, выложи в ряд и т.д.)

ҰР/ан (сущ: боевой клич «ура») = ҰР (глаг: бей, избей, ударь, поколоти и т.д.)

ҮЙ (сущ: дом, жилище) = ҮЙ (глаг: награмозди, навали, свали в кучу и т.д.)

ІШ (сущ: живот) = ІШ (сущ: ешь, пей)

http://rus.azattyq.org/content/Kurultai_Kazakhs_Mongolia_/1763859.html

Продолжаю "Плетенье чепухи" :) , как назвал свои размышления уважаемый Герольд Бергер:

БАҚ (высшое счастье) - БАҚ (гл. понужд. паси; присматривай, ухаживай, заботься /за скотом/) от гл. Бағу - типа скотоводство - высшее счастье в жизни)

БОС (свободный, свобода) - БОС (гл. понужд. беги, сбежи; от Босу - покидать насиженные места, бежать, разбегаться - типа нет подлинной свободы если не убежишь)

ЕС (разум, сознание, ум, память) - ЕС (гл. понужд. свей, вей; от Есу - свивать, вить - типа свитый клубок мыслей)

ТАЛ (ива) - ТАЛ (гл. понуж. изогнись; от Талу - неметь, уставать, быть слабым - типа легко гнущийся)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Высскажу свое мнение. Нет конечно, не ЮКО. По различиям в говоре, в традициях, в культуре (даже в музыкальных традициях), в хозяйстве и быту (которые напрямую зависят от природно-климатических условий регионов) и возможно даже в родоплеменной структуре что вызвало потребность создания трех жузов (в смысле разные происхождения и история), и несмотря на обычные четыре стороны света :) , обычно принято подразделять следующие три региона:

Прим: в границах между ними излагаю все достаточно приблизительно + сюда же территориально примыкают районы соседних государств, населенные казахами:

Запдный регион - Уральская область целиком; Западно-Казахстанская область целиком; Мангыстауская область целиком; Актюбинская область целиком; западные районы Костанайской области и Торгай; западные районы Кызылординской и бывшей Жезказганской областей.

Южный регион - Кызылординская область за исключением ее крайних северо-западных районов, граничащих с Западным регионом; Южно-Казахстанская область целиком; южные районы бывшей Жезказганской и Карагандинской областей; Жамбылская область целиком; Алматинская область целиком; бывшая Талды-Корганская область целиком; южные районы бывшей Семипалатинской области и Восточно-Казахстанской области.

Северо-Восточный регион - все остальное, это восточные районы Костанайской области, примыкающие к бывшей Кокшетауской области; северные районы Карагандинской и бывшей Семипалатинской областей и целиком Северо-Казахстанская, Акмолинская (с Кокшетауом), Павлодарская области.

Говорят на севе РК снегопад намечается, как говорится "снег голова поподет совсем плохо будет" :)

Есть простое объяснение: там где люди подвергались мощному пресенгу адменистрирования (советизация), плюс переселенцы с северо запода, менталитет подвергся изменению, а там где не ступала нога "гос машины" не так уж то, как пример: оралманы Китая - культурные, законопослушные; оралманы Монголии - дикие, вечно голодные, не образованные, никого не уважают, тем самым дают повод так же относится и к ним, по сути вторые южане :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пример: оралманы Китая - культурные, законопослушные; оралманы Монголии - дикие, вечно голодные, не образованные, никого не уважают, тем самым дают повод так же относится и к ним, по сути вторые южане :lol:

Похоже, по Чжао Хуна-белые и дикие татары . :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже, по Чжао Хуна-белые и дикие татары . :lol:

Вот вы и определились, кода Монголия войдет в состав Казахстана, значит будите южанами :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот вы и определились, кода Монголия войдет в состав Казахстана, значит будите южанами :lol:

Мы черные татары в отличии от вас! :asker28it:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы черные татары в отличии от вас! :asker28it:

Вечно голодные, никого не уважаете, не образованные? - значит южане, хоть черные, хоть белые :D

С уважением ко всем юго - восточным южанам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

те кого чатсо называют "сартами" тоже стараются не матерится по матери.

Узбеки считают, чо казахи слишком чатсо в грубой форме используют слово "шешен". Причиной тому, что южные казахи более патриархальны - для них оскорбить по матери не так стршано как по отцу.

ташкентцы не матерятся, но в Ферганской долине, например в Андижане матерятся по матери

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...