АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Надо матюкаться по-казахски, а не шешен, тогда и поздрения отпадут. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Надо матюкаться по-казахски, а не шешен, тогда и поздрения отпадут. шеше не каз слово? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Надо "әкеңді" и "атаңды" - это разрешается, потому что матерящий сам и отец и дед в опреденном возрасте, но с мамой не надо ничего делать и говорить, это святое. У нас это не принято, грубо и похабно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Надо "әкеңді" и "атаңды" - разрешается, потому что матерящий сам и тот и этот, но с мамой не надо ничего делать и говорить, это святое. а отец это не святое? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 а отец это не святое? Нет конечно, если ты сам отец и ата, вы же не святой сам для самого себя (или да? ), тоже самое было с отцом, дедом и другими. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Нет конечно, если ты сам отец и ата, вы же не святой сам для самого себя (или да? ), тоже самое было с отцом, дедом и другими. у отца разве нету отца? для него отец не святой? по-моему вы гоните 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2013 у отца разве нету отца? для него отец не святой? по-моему вы гоните Вы в который раз показываете народу свою бескультурность применяя выражения гоните, бред, дурачество, вы же не на барахолке в Чимкенте. В который раз вам повторяю - казахам материть мать чуждо! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 3 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2013 Вы в который раз показываете народу свою бескультурность применяя выражения гоните, бред, дурачество, вы же не на барахолке в Чимкенте. В который раз вам повторяю - казахам материть мать чуждо! 1. барахолка не в Шымкенте, а в Алмате 2. это вы применяете выражения и гоните: АКБ: Надо "әкеңді" и "атаңды" - это разрешается, потому что матерящий сам и отец и дед в опреденном возрасте, но с мамой не надо ничего делать и говорить, лучше давайте удалим бессмысленные споры 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 3 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2013 Аялдама нормальный перевод. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мэргэн Опубликовано 3 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2013 ... казахам материть мать чуждо! И нетолько казахам. Монголам было чуждо. И ныне не ругаются матом по монгольски. Если уж материться то по русски, многие даже незная что означает слово. От русских остались этот русскый мат, и водка. Руский язык знают в основном люди старшего поколения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 4 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2013 Заимстования норма, когда нет соответствующих понятий в языке, но когда они есть, то зачем засорять и портить язык предков? Неужто Абылай хан останавливаясь с войском на привал объявлял всем "Аялдама!" причем тут привал или конец похода и автобусная остановка? чем богаче язык тем улчше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aldar-Kose Опубликовано 4 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2013 Надо "әкеңді" и "атаңды" - это разрешается, потому что матерящий сам и отец и дед в опреденном возрасте, но с мамой не надо ничего делать и говорить, это святое. У нас это не принято, грубо и похабно. те кого чатсо называют "сартами" тоже стараются не матерится по матери. Узбеки считают, чо казахи слишком чатсо в грубой форме используют слово "шешен". Причиной тому, что южные казахи более патриархальны - для них оскорбить по матери не так стршано как по отцу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2013 ДОП: құда қаласа, бұйыртса - құдай жазса, алла жазса, тәңірі қолдаса (если даст бог) не елің? нәсілің кім? - руың кім? қай сүйегтенсің? (какого ты роду - племени?) жаңағы - не ғой (часто используемые в речи слова - паразиты) ДОП: құдайы, құдай мал (жертвоприношение; скот, предназначенный для жертвоприношения) - құрмалдық (жертвоприношение в честь спасения от болезни, несчастного случая или от смерти) Прим: вероятно "құрмалдық" от "құрбандық/құрмандық" - доосмысливание включением слова "мал" (скот)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Аялдама нормальный перевод. Онлайн словарь почему-то дает такие объяснения двум составным частям этого слова (аял + дама): Аял - промедление; задержка; передышка Дама - замужняя женщина; дама; старая дева; карточная дама шучу конечно, но в словаре именно так, но не по другому. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 С учетом этого хотелось бы еще отметить некоторые фонетические различия двух регионов (левый столбец – южная, правый столбец - сев-каз.+ юго-зап. Сибирь, в скобках значение на русском): Например (в этом фонетика сев-каз. говора ближе по моему к кыргызскому): төбе - төбө (холм, вершина, макушка. потолок и т.д.) көке - көкө (диал: отец, дядя) көтек - көтөк (межд: внезапный испуг или удивление, словечко женщин и бабушек) жұлдыз - жұлдұз (звезда) құндыз - құндұз (бобер) күндіз - күндүз (днем) түндік - түндүк (дымник юрты) и т.д. в таком духе. Нет, не в таком духе. Прикинув что к чему предполагаю, что это касается наверно не всех форм существительных. Такая форма вокализма не присуща, например, притяжательным существительным родит. падежа. На упомянутых примерах: правильно: төбем - не скажешь: төбөм (мой холм, моя вершина, моя макушка, мой потолок и т.д.) правильно: көкем - не скажешь: көкөм (мой отец, мой дядя) правильно: жұлдызым - не скажешь: жұлдұзым (моя звезда) правильно: құндызым - не скажешь: құндұзым (мой бобер) правильно: түндігім - не скажешь: түндүгім (мой дымник /юрты/) Или все таки так произносят? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 те кого чатсо называют "сартами" тоже стараются не матерится по матери. Узбеки считают, чо казахи слишком чатсо в грубой форме используют слово "шешен". Причиной тому, что южные казахи более патриархальны - для них оскорбить по матери не так стршано как по отцу. южные казахи - только Южно Казахстанская область? В Таразе, Кызылорде тоже так матюгаются? С чем связана повальная вооруженность огнестрелом школьников ЮКО? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 ДОП: құдайы, құдай мал (жертвоприношение; скот, предназначенный для жертвоприношения) - құрмалдық (жертвоприношение в честь спасения от болезни, несчастного случая или от смерти) Прим: вероятно "құрмалдық" от "құрбандық/құрмандық" - доосмысливание включением слова "мал" (скот)? ДОП: Х - Қ: Хабар (известие, весть), Халық (народ), Етхана (кладовка для мяса), Хал (состояние) - соответственно: Қабар, Қалық, Етқана, Қал и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 южные казахи - только Южно Казахстанская область? В Таразе, Кызылорде тоже так матюгаются? Высскажу свое мнение. Нет конечно, не ЮКО. По различиям в говоре, в традициях, в культуре (даже в музыкальных традициях), в хозяйстве и быту (которые напрямую зависят от природно-климатических условий регионов) и возможно даже в родоплеменной структуре что вызвало потребность создания трех жузов (в смысле разные происхождения и история), и несмотря на существующие четыре стороны света , обычно принято подразделять страну и народ на три региона: Прим: в границах между ними излагаю все достаточно приблизительно + сюда же территориально примыкают районы соседних государств, населенные казахами: Запдный регион - Уральская область целиком; Западно-Казахстанская область целиком; Мангыстауская область целиком; Актюбинская область целиком; западные районы Костанайской области и Торгай; западные районы Кызылординской и бывшей Жезказганской областей. Южный регион - Кызылординская область за исключением ее крайних северо-западных районов, граничащих с Западным регионом; Южно-Казахстанская область целиком; южные районы бывшей Жезказганской и Карагандинской областей; Жамбылская область целиком; Алматинская область целиком; бывшая Талды-Корганская область целиком; южные районы бывшей Семипалатинской области и Восточно-Казахстанской области. Северо-Восточный регион - все остальное, это восточные районы Костанайской области, примыкающие к бывшей Кокшетауской области; северные районы Карагандинской и бывшей Семипалатинской областей и целиком Северо-Казахстанская, Акмолинская (с Кокшетауом), Павлодарская области. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 АС (сущ: 1. пища 2. поминки) = АС (глаг: 1. свари, приготовь /пищу/ 2. подвесь, подвешай, приладь /«қазан» – котёл на очаге, на треноге/ и т.д.) БАС (сущ: главный, старший, глава, начальник, верхняя часть, вершина) = БАС (глаг: дави, задави, наложи, наступи, угнети и т.д.) БАТЫР (сущ: богатырь, силач) = БАТЫР (глаг: сделай очень больно, чересчур сильно, придави, подави, погрузи, утопи или воздействуй /избей, поколоти/ сильно, очень, чрезмерно, чересчур сильно, больно, типа "перегнуть палку")))) БЕК (сущ: сословный титул «бек») – БЕК (устар.? глаг: укрепи, упрочь, утверди, санкционируй и т.д.) БӨЛ/е (сущ: дети родных сестёр) = БӨЛ (глаг: дели, разделяй /их род, происхождение/ и т.д.) ЖАЗ (сущ: лето) = ЖАЗ (глаг: 1. разверни, разогни, разложи 2. вылечи /сравни с антонимом «қыс» - зима, см: ниже/ и т.д.) ЖАН (сущ: душа, дух) = ЖАН (глаг: сгори, истлей) ЖАР (сущ: яр) = ЖАР (глаг: расколи, рассеки, прорежь, прорви /как известно «Яр/Жар» – это результат и это две части расколотого, рассеченого общего целого, чаще относится к высоким берегам рек/ и т.д.) ЖҰЛДЫЗ (сущ. звезда) – ЖОЛДЫ-З (путеводитель, от Жол – дорога, путь) ЖҰРТ (сущ: падёж скота от ледяной корки на пастбищах) – ЖҰТ (глаг: проглоти, поглоти, глотай, сожри, пожирай и т.д.) КЕР/еге (сущ: раздвижные, распрямляемые решетчатые стены юрты) = КЕР (глаг: растяни, расправь, раздвинь и т.д.) КӨШ (сущ: кочёвка) = КӨШ (глаг: кочуй, перекочуй и т.д.) КҮЙ (сущ: мелодия) = КҮЙ (горюй, печалься) ҚАЛ (сущ: родинка, родимое пятно) = ҚАЛ (глаг: останься /на всю жизнь, типа того.../) ҚАЛА (сущ: город) = ҚАЛА (глаг: возведи, сооруди, сложи, выложи и т.д.) ҚАН (сущ: сословный титул «хан») = ҚАН (глаг: насыться, испытай удовлетворение, утоли прихоть, наслаждение в полной мере или до кондиции)))) ҚАР (сущ: снег) = ҚАР (глаг: обожги холодом, морозом и т.д.) ҚОР (сущ: неприкосновенный запас – НЗ)))), резерв, фонд) = ҚОР (глаг: охраняй, карауль, сохраняй /и лишь от них уже как производное «қорық» – заповедник или нетронутые пастбища/ и т.д.) ҚОС (сущ: 1. войско 2. военный стан 3. военная походная юрта) = ҚОС (глаг: прибавь, добавь, сложи, причисли, приплюсуй, соедини, соединяй, воссоедини и т.д.) ҚҰРТ (сущ: червь, в др. тюркских: волк) = ҚҰРТ (глаг: истреби, уничтожь и т.д.) ҚҰРЫЛ-тай (глаг. страд.: құрылу - построиться, сформироваться, образоваться, учреждаться; құрыл - ...учредись, о первом, т.е. учредительном собрании или съезде, от которого казахское заимствование в монгольских Хурал - собрание); ҚЫР (1. степь 2. ровная грань) = ҚЫР (глаг: соскобли, выскобли, сбрей, выбрей и т.д., т.е. выравняй)))) ҚЫС (сущ: зима) = ҚЫС (глаг: 1. зажми, сожми, сдави 2. перен: прижми к стенке, поставь в безвыходное положение /сравни с антонимом «жаз» - лето, см: внизу/ и т.д.) ӨШ (сущ: месть, мщение) = ӨШ (глаг: погаси, стери, уничтожь, затуши /из жизни вообще или хотя-бы из своей жизни)))) САЛ (сущ: плот) = САЛ (глаг: поклади, положи, построй, сооруди и т.д.) СОР (сущ: солончаковое горькое озеро) = СОР (глаг: засоси, затяни /в топь, в солончак/ и т.д.) ТАМҒЫ (сущ: выжженное клеймо, метка) = ТАМҒЫ (глаг: выжги) ТОЙ (сущ: 1. празднество с угощением 2. свадьба как празднество с угощением) = ТОЙ (глаг: наешься, насыться и т.д.) ТІС (сущ: зуб, зубы) = ТІС (глаг: нанизь в ряд, т.е. от «нанизывать»)))); построй, выложи в ряд и т.д.) ҰР/ан (сущ: боевой клич «ура») = ҰР (глаг: бей, избей, ударь, поколоти и т.д.) ҮЙ (сущ: дом, жилище) = ҮЙ (глаг: награмозди, навали, свали в кучу и т.д.) ІШ (сущ: живот) = ІШ (сущ: ешь, пей) http://rus.azattyq.org/content/Kurultai_Kazakhs_Mongolia_/1763859.html Продолжаю "Плетенье чепухи" , как назвал свои размышления уважаемый Герольд Бергер: БАҚ (высшое счастье) - БАҚ (гл. понужд. паси; присматривай, ухаживай, заботься /за скотом/) от гл. Бағу - типа скотоводство - высшее счастье в жизни) БОС (свободный, свобода) - БОС (гл. понужд. беги, сбежи; от Босу - покидать насиженные места, бежать, разбегаться - типа нет подлинной свободы если не убежишь) ЕС (разум, сознание, ум, память) - ЕС (гл. понужд. свей, вей; от Есу - свивать, вить - типа свитый клубок мыслей) ТАЛ (ива) - ТАЛ (гл. понуж. изогнись; от Талу - неметь, уставать, быть слабым - типа легко гнущийся) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Высскажу свое мнение. Нет конечно, не ЮКО. По различиям в говоре, в традициях, в культуре (даже в музыкальных традициях), в хозяйстве и быту (которые напрямую зависят от природно-климатических условий регионов) и возможно даже в родоплеменной структуре что вызвало потребность создания трех жузов (в смысле разные происхождения и история), и несмотря на обычные четыре стороны света , обычно принято подразделять следующие три региона: Прим: в границах между ними излагаю все достаточно приблизительно + сюда же территориально примыкают районы соседних государств, населенные казахами: Запдный регион - Уральская область целиком; Западно-Казахстанская область целиком; Мангыстауская область целиком; Актюбинская область целиком; западные районы Костанайской области и Торгай; западные районы Кызылординской и бывшей Жезказганской областей. Южный регион - Кызылординская область за исключением ее крайних северо-западных районов, граничащих с Западным регионом; Южно-Казахстанская область целиком; южные районы бывшей Жезказганской и Карагандинской областей; Жамбылская область целиком; Алматинская область целиком; бывшая Талды-Корганская область целиком; южные районы бывшей Семипалатинской области и Восточно-Казахстанской области. Северо-Восточный регион - все остальное, это восточные районы Костанайской области, примыкающие к бывшей Кокшетауской области; северные районы Карагандинской и бывшей Семипалатинской областей и целиком Северо-Казахстанская, Акмолинская (с Кокшетауом), Павлодарская области. Говорят на севе РК снегопад намечается, как говорится "снег голова поподет совсем плохо будет" Есть простое объяснение: там где люди подвергались мощному пресенгу адменистрирования (советизация), плюс переселенцы с северо запода, менталитет подвергся изменению, а там где не ступала нога "гос машины" не так уж то, как пример: оралманы Китая - культурные, законопослушные; оралманы Монголии - дикие, вечно голодные, не образованные, никого не уважают, тем самым дают повод так же относится и к ним, по сути вторые южане Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 пример: оралманы Китая - культурные, законопослушные; оралманы Монголии - дикие, вечно голодные, не образованные, никого не уважают, тем самым дают повод так же относится и к ним, по сути вторые южане Похоже, по Чжао Хуна-белые и дикие татары . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Похоже, по Чжао Хуна-белые и дикие татары . Вот вы и определились, кода Монголия войдет в состав Казахстана, значит будите южанами Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Вот вы и определились, кода Монголия войдет в состав Казахстана, значит будите южанами Мы черные татары в отличии от вас! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 Мы черные татары в отличии от вас! Вечно голодные, никого не уважаете, не образованные? - значит южане, хоть черные, хоть белые С уважением ко всем юго - восточным южанам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 9 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2013 те кого чатсо называют "сартами" тоже стараются не матерится по матери. Узбеки считают, чо казахи слишком чатсо в грубой форме используют слово "шешен". Причиной тому, что южные казахи более патриархальны - для них оскорбить по матери не так стршано как по отцу. ташкентцы не матерятся, но в Ферганской долине, например в Андижане матерятся по матери Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться